Зил завод имени лихачева – История легендарного завода «ЗИЛ» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Московский завод имени Лихачева — ЗИЛ
Производство грузовых автомобилей в России началось незадолго до Октябрьской революции. Правда, ни одной отечественной разработки на тот момент не существовало. Да и сама отрасль, как таковая, отсутствовала.
Необходимость организации собственного производства автомобилей возникла во время Первой мировой войны. Современная техника в тех условиях пришлась бы весьма кстати. Но ни специалистов в этой области, ни необходимых для автомобилестроения мощностей в России тогда не было. Царское правительство решило изменить положение, изыскав средства на строительство сразу шести заводов. К осуществлению грандиозного по тем временам проекта приступили в 1916 году, однако изменение политической ситуации, завершившееся революцией 1917 года, помешало реализовать эти планы.
Первым советским автомобилем стал грузовик «АМО-Ф-15», построенный на одноименном заводе в 1924 году. Можно сказать, что с этого и началась история советской автомобильной промышленности, которая со временем стала одним из мощнейших двигателей экономики первого в мире социалистического государства. Завод, на котором был собран отечественный первенец, сумел завоевать не только известность, но и славу. Правда, назывался он уже по-другому – ЗИЛ.
Началом истории завода можно считать закладку краеугольного камня, произошедшую в августе 1916 года. Представители торгового дома «Кузнецов, Рябушинские и К» решили организовать Автомобильное московское общество (АМО) и начать производство грузовиков на базе итальянского «Фиата-15». Возводить производственные помещения было решено на месте ремонтно-производственных мастерских, история которых так и не успела толком начаться.
Однако из-за объективных сложностей, обусловленных военным временем и нестабильной ситуацией в стране, достичь запланированных объемов производства в первый год существования завода не удалось. Его оборудование не позволяло начать полноценное производство, на месте можно было осуществлять лишь окончательную сборку автомобилей. Тем не менее, в 1917 году предприятие выпустило более 400 грузовиков «АМО-Ф-15», собранных из произведенных в Италии готовых узлов.
Национализация предприятия в 1918 году послужила причиной полной остановки производственного процесса. Средств на окончание строительства завода не было, поэтому имеющиеся помещения и оборудование использовались для ремонта всевозможной техники. И лишь в 1924 году правительство СССР дало указание изготовить партию отечественных автомобилей. К тому времени это был уже не АМО, а Завод имени Ферреро, названный так в честь итальянского коммуниста, расстрелянного фашистами.
Первый грузовик «АМО-Ф-15», целиком и полностью изготовленный в СССР, покинул заводские ворота 1 ноября 1924 года. А уже через неделю, 7 числа, в торжественном параде приняли участие десять полуторатонных автомобилей. Таким образом, 7 ноября можно считать не только годовщиной октябрьской революции, но и днем рождения советского автопрома.
В 1925 году завод был в очередной раз переименован и отныне назывался 1-ым Государственным автомобильным заводом. Однако масштабы производства оставляли желать лучшего, да и никакого ощутимого развития на предприятии замечено не было. Единственным значимым событием, случившимся в тот период, можно считать переработку американского грузовика «Уайт», который впоследствии выпускался на Ярославском заводе под наименованием «Я-3». Все изменилось в 1927 году, когда на пост директора завода был назначен Иван Алексеевич Лихачев.
Именно благодаря ему заводу удалось достичь своей славы. К 1931 году было изготовлено почти 7 000 грузовиков «АМО-Ф-15», при этом 2 500 из них в период 1929-1930 гг. Но в масштабах огромной страны, вставшей на путь индустриализации, это количество было всего лишь каплей в море и удовлетворить постоянно растущие потребности имеющимися средствами было невозможно.
В 1931 году завод был снова переименован. На этот раз ему было присвоено имя товарища Сталина, а это автоматически означало, что предприятие должно, как минимум, соответствовать оказанной ему чести. Кроме того, присвоение предприятию имени вождя народа возлагало на руководство огромную ответственность, ведь малейший сбой в работе мог бросить тень на самого Иосифа Виссарионовича…
Завод был полностью переоборудован. В числе прочего здесь установили первый в стране сборочный конвейер, с которого в скором времени сошла партия отечественных аналогов американского грузовика «Аутокар-5С». У нас он выпускался под названием «АМО-3» и был намного мощнее своего прародителя. В 1934 году эта модель была переименована в «ЗИС-5», а после очередной масштабной реконструкции завода, в результате которой производственная мощность выросла до 100 000 автомобилей в год, началось массовое производство этих грузовиков.
Однако увеличением производственной мощности предприятия реконструкция не ограничивалась. Совнарком СССР посчитал необходимым значительно расширить модельный ряд ЗИС. Это решение сыграло не последнюю роль в развитии отечественного автопрома. Например, модельный ряд выпускаемых заводом грузовиков увеличился до девятнадцати, а общее число спроектированных на основе «ЗИС-5» автомобилей достигло двадцати пяти. Кроме того, в 1936 году началась сборка первых советских лимузинов, за основу которых был взят американский «Бьюик». Примечательно, что никаких чертежей оригинала у отечественных конструкторов не было, а сам автомобиль изготавливался по натурному образцу.
В годы Великой Отечественной Войны оборудование и персонал завода были эвакуированы в разные города СССР. Отдельные его цеха были направлены в Челябинск, Ульяновск, Миасс и др. Однако и в новых, сверхтяжелых, условиях производство остановлено не было. Правда, значительно изменился модельный ряд выпускаемой продукции. Теперь здесь больше ориентировались на нужды фронта и занимались производством военной техники. В 1942 году ЗИС был награжден орденом Ленина за организацию производства вооружения и боеприпасов, а в 1944 – орденом Трудового Красного Знамени.
После окончания войны, в 1946 году, на заводе произошла очередная реорганизация. Страна нуждалась в огромном количестве рабочей техники, что и определило дальнейшее развитие ЗИС. Предприятие наладило производство грузовиков повышенной проходимости, седельных тягачей, а также автобусов. Неожиданно для всех, весной 1950 года здесь начался выпуск бытовых холодильников, многие из которых верой и правдой прослужили не одно десятилетие. Тогда же было налажено производство оборонной техники, в частности, бронетранспортеров «ЗИС-152» и амфибий «ЗИС-485».
Свое нынешнее имя завод получил в 1956 году, после смерти И.А.Лихачева. Однако эпоха интенсивного развития не ушла вместе с ним. Предприятие продолжало активно развиваться, постоянно представляя новые модели грузовых автомобилей и автобусов. Продукция ЗИЛ-а неоднократно удостаивалась высших наград международных премий. К 1975 году объемы ежегодного производства автомобилей составляли 200 000 единиц. В 1964 году появилась одна из самых популярных моделей отечественных грузовиков – «ЗИЛ-130». В течение следующих десяти лет общее их количество составило один миллион.
После распада СССР завод потерял большую часть внутрисоюзных связей, что неизбежно отразилось на масштабах производства. Однако остановлено оно не было. Изменившиеся условия жизни и открытие рынка вынудило отказаться от производства большегрузных автомобилей. Им на смену пришел малотоннажный «ЗИЛ-5301», получивший название «Бычок». К 2000 году было произведено более 14 000 таких автомобилей различных модификаций. Также предприятие пыталось сотрудничать с такими компаниями, как Volvo и Renault, но в конечном итоге придти к соглашению не удалось.
Сокрушительный удар по ЗИЛ-у был нанесен в 2008 году, когда разразился всемирный финансовый кризис. Запланированные с иностранными партнерами проекты остались нереализованными. В 2009 году объем производства едва превысил 2 200 автомобилей, а спустя год сократился до 1 200. Огромные цеха предприятия стали обузой, не приносящей никакой прибыли. В какой-то момент было достигнуто соглашение наладить в Москве производство белорусских «МАЗ»-ов и тракторов «Беларусь», но объем производства оказался настолько мал, что нецелесообразность содержания больших площадей стала очевидна. В результате оптимизации производства территория предприятия была сокращена до 62 га. Это оказалось меньше, чем в самом начале истории легенды автомобилестроения (в 1916 году завод занимал 63 га).
Какова будет дальнейшая история ЗИЛ-а никому неизвестно. По состоянию на 2011 год предприятие находилось в затяжном кризисе и никакого производства здесь не было. Часть его помещений находится в плачевном состоянии. Вернуть завод к жизни без государственной поддержки вряд ли удастся. Грустно наблюдать, как погибает одно из лучших предприятий бывшей империи. Да и в империи ли дело? Скорее всего, сегодняшнему руководству концерна просто не нужна полноценная работа предприятия, а куда важнее столичная земля.
А ведь когда-то ЗИЛ не только производил отличные автомобили, но и внедрял в производство революционные технологии. Именно здесь впервые в Союзе стали устанавливать на автомобили тормозную систему с гидравлическим приводом (1931г.), разработали 12-вольтную систему электрооборудования (1934г.), стали комплектовать машины радиоприемниками и оснащать восьмицилиндровыми двигателями (1936г.), снабдили автомобиль кондиционером (1959г.), внедрили четырехфарную систему освещения (1962г.) и, наконец, стали устанавливать дисковые тормоза (1967г).
www.avtozone.net
Завод имени Лихачёва (ЗИЛ) сегодня
Еще недавно завод имени Лихачёва (ЗИЛ), основанный в 1916 году, был флагманом отечественного грузового автомобилестроения и одним из крупнейших в Европе изготовителей грузовиков. С момента начала своей деятельности на предприятиях в общей сложности выпущено около 6 млн. грузовых и других видов автомобилей.
Сегодня часть легендарного завода имени Лихачёва (ЗИЛ) находится в полузаброшеном состоянии. Постапокалиптическое место, хорошо подходящее для съемок новой части про Терминатора.
18 фото
Фотографии Артёма Котова
Забравшись на территорию завода имени Лихачёва (ЗИЛ), я сразу попал в цех с огромным количеством стальных крюков:
Довольно жуткое, но очень атмосферное место:
Элеватор N 10:
Общая панорама цеха:
Пройдя немного дальше, мы заходим за поворот, здесь ещё одно помещение с крюками, но уже чуть меньше. За ним расположен спуск вниз, куда мы и направились:
Пройдя небольшой путь вдоль мастерских, мы выходим к станкам и различным агрегатам, названия которых известны только специалистам:
Из-за включенной доисторической вентиляции, здесь стоит такой шум, что не слышишь даже собственный голос. Я теперь понимаю, почему многие работники заводов быстро теряют слух:
Пройдя ещё по нескольким коридорам, я попадаю в комнату, где ничего не происходит:
Ох уж эти бесконечные коридоры! В них очень легко заблудиться.
Но мне всё же удалось отыскать жизнь в этом забытом месте…Иду снимать огромный аппарат слева на фото:
Вот он. Всё работает и находится в стадии охлаждения:
Чья-то каска:
А здесь уже становится жарковато!
Я попадаю к двум большим котлам с раскаленным металлом. 15 минут фотосъемки и меня обнаруживают местные охранники, пришлось экстренно покинуть цех, да и время уже было позднее, около полуночи.
15 февраля 2012 года заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил, что власти Москвы ведут переговоры с Фиат о сборке автомобилей этой марки на ЗИЛе. По его словам, интерес к заводу проявляли и южнокорейские автопроизводители. Посмотрим, что из этого выйдет.
loveopium.ru
Завод имени Лихачёва. История предприятия (часть 1) » Авто-реактор
Полное название: ОАО “Завод имени Лихачёва”
Другие названия: Автомобильное Московское Общество (АМО), Автомобильное московское общество им. Ферреро, 1-й Государственный автомобильный завод, Завод Имени Сталина, ОАО «Завод имени И.А.Лихачева» АМО ЗИЛ
Страна: СССР, Россия
Адрес: г. Москва
Существование: 1916-наши дни
Датой основания ЗИЛ-а считается 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916г. Именно в этот день начальник «Главного Военно-технического Управления России» генерал-майор Г. Кривошеин, в Тюфелевой роще под Москвой, при изрядном стечении публики заложил первый символический камень в фундамент нового завода. Но все же основными действующими лицами проекта были известные русские предприниматели Степан и Сергей Рябушинские, а также владелец “Переяславской мануфактуры” А. Кузнецов (торговыq домом «Кузнецов, Рябушинские и К»). Рябушинскими планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, а также штабных легковых автомобилей по лицензии французской фирмы Hotchkiss.
В Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка автомобильного завода, который к марту 1917г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков. Трудности сорвали планы строительства завода в намеченные сроки, тогда Рябушинские закупили в Италии машино-комплекты «Ф-15».
Первым директором АМО был назначен талантливый инженер Дмитрий Дмитриевич Бондарев, ранее возглавлявший Русско-Балтийский вагонный завод. Инженерно-технические специалисты и бывшие рабочие автомобильного отделения рижской фирмы составили ядро молодого коллектива московского завода.
Октябрьская революция, гражданская война и разруха не позволили заводу достроиться. На момент революции завод был построен на 95 %. 15 августа 1918г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством.
Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте, но национализация завода превратила его в мастерские по ремонту грузовиков иностранных марок. В 1919—1923 гг. завод занимался ремонтом (в основном 3-тонных американцев «Уайт»), налаживая производство моторов.
Этот грузовик даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», к тому же с чертежами. Кроме того, предприятие за эти годы капитально восстановило 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов.
Было собрано 432 грузовиков в 1917г., 779 — в 1918г. и 108 автомобилей — в 1919г.
Однако, завод для изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною тому стали Октябрьская революция и гражданская война. Национализация недостроенного завода (15 августа 1918г.) зафиксировала экспроприацию собственности акционеров АМО. Недостроенное предприятие по существу превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и другая техника.
С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка КС «Русский Рено».
30 апреля 1923г. заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. Однако только в марте 1924г. на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод.
В 1927 году завод возглавил И.А.Лихачев. Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции завода.
Производство постепенно возрастало. В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик Autocar-5S грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпуск грузовиков конвейерным способом.
В 1931 завод запускается и 1 октября этого же года заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). 25 октября 1931г. был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3.
В годы первых пятилеток в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы было развернуто жилищное строительство. Поселок Дубровка строился для рабочих заводов “АМО” и “Динамо”.
В 1932 году начали изготавливать автобусы АМО-4 (ЗИС-8).
21 августа 1933г. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение перечня моделей автомобилей.
После реконструкции 1933-1937 гг. ЗиС освоил новую базовую модификацию — ЗИС-5, или как его называли, “Захар”. С 1934г. также начался выпуск грузовиков ЗИС-6, автобусов ЗИС-8, с 1936г. — легковых автомобилей ЗИС-101.
Специализированные автомобили на базе АМО и ЗИС изготавливали многие предприятия. Автомобильные кареты “скорой помощи” начали выпускаться в конце 20-х гг. на грузовых шасси АМО-Ф-15; в 1932-1933 гг. были построены опытные образцы термо — фургонов на шасси АМО-4; выпуск хлебных фургонов на шасси АМО-3 и ЗИС-5 вёл завод “Аремкуз”; изотермические молочные цистерны в 1934г. на шасси ЗИС-5 освоил ленинградский молочный комбинат.
Читать далее..
Запись опубликована on 23.10.2008 at 11:57 and is filed under История ЗИЛ. Вы можете читать комментарии, используя RSS-ленту. Обсуждение и трекбек закрыты.
autoeng.ru