Разновидности лады – Модели ВАЗ в каталоге автомобилей VAZ, весь модельный ряд ВАЗ с фото на сайте WhoByCar.com
Музыкальный лад | Музыкальный класс
Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.
Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.
Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).
Мажор и минор – основные лады в музыке
Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.
Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:
Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.
Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».
Свойства музыкальных ладов
Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V), неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII). Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.
Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.
Другие музыкальные лады
Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.
Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.
Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.
Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!
music-education.ru
Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?
Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.
Кое-что из истории старинных ладов
Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.
Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов.
Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.
Что же это за старинные лады такие?
Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:
- лады мажорного наклонения;
- лады минорного наклонения.
Лады мажорного наклонения
Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.
Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:
Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:
Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:
Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:
Лады минорного наклонения
Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.
Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:
Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:
Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:
Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:
И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:
Важное правило оформления!
Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).
То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.
Интересная особенность №1
Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:
Любопытно? Возьмите на заметку!
Интересная особенность №2
Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:
Ухватили? Ещё одна заметка!
Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!
music-education.ru
15. Диатонические лады (лады народной музыки)
Диатоника (греч. идущая по тонам) – семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. В зависимости от положения устоев в диатоническом звукоряде могут образовываться различные диатонические лады.
Древнегреческие лады (модальная система Древней Греции)
В основе их звукорядов лежали отношения консонансов – кварты, квинты, октавы (т. н. «настройка лиры Орфея»). В отличие от современного понятия октавного лада у греков лады в пределах каждого из этих интервалов считались самостоятельными.
Основная категория лада – тетрахорд. Основные модальные функции звуков греческого тетрахорда: гестоты («неподвижные», «опоры» — краевые тоны, не изменяющиеся во всех родах, своего рода «устои») и кинумены («подвижные», перестраиваемые в разных родах, соответственно, «неустои»). Мелодическое движение было направлено от верхнего звука (в тетрахордах – «гегемона») вниз. Мелодика могла содержать интервалы не только одного из трёх родов (диатона, хромы, энармона), но и их разновидностей.В диатонике было возможно три вида тетрахордов: дорийский (современный фригийский), фригийский (современный дорийский), лидийский (современный ионийский). «Гармонии» (так назывались октавные лады) образовывались при сочленении тетрахордов – раздельном (с целым тоном между смежными тонами) и слитном (без этого тона). Диатонические лады наделялись выразительным характером (т.н. этос).
Средневековые лады
Система монодических ладов средневековой церковной музыки (григорианского хорала). Основные категории церковных ладов – финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).
Для каждого церковного лада характерны особые мелодические формулы: начальная (иниций), серединный каданс (медиация, медианта), заключительные (финалисы, терминация). Интонированию в церковных ладах в целом присущи возвышенность, спокойствие, созерцательность; избегаются динамизм развития, напряжённость, интенсивность тональных тяготений.
I тон. Дорийский (1-й автентический). Амбитус d-d1, реперкусса a
II тон. Гиподорийский (1-й плагальный). Амбитус a-a1, реперкусса f
III тон. Фригийский (2-й автентический). Амбитус e-e1, реперкусса c
IV тон. Гипофригийский (2-й плагальный). Амбитус h-h2, реперкусса a
V тон. Лидийский (3-й автентический). Амбитус f-f1, реперкусса c
VI тон. Гиполидийский (3-й плагальный). Амбитус c-c1, реперкусса a
VII тон. Миксолидийский (4-й автентический). Амбитус g-g1, реперкусса d
VIII тон. Гипомиксолидийский (4-й плагальный). Амбитус d-d1, реперкусса c
IX тон. Эолийский (5-й автентический). Амбитус a-a1, реперкусса e
X тон. Гипоэолийский (5-й плагальный). Амбитус e-e1, реперкусса c
XI тон. Ионийский (6-й автентический). Амбитус c-c1, реперкусса g
XII тон. Гипоионийский (6-й плагальный). Амбитус g-g1, реперкусса e
IX-XII лады «узаконены» лишь в середине 16 века. Есть и иные системы классификации церковных ладов: Царлино (1573), Мерсенна, в трактате Глареана «Додекахорд» (1547).
Порядок восьми церковных ладов точно совпадает с порядком следования древнегреческих с теми же названиями, но взятыми в обратном порядке. В церковных ладах он как бы идёт снизу вверх в пределах двухоктавного диапазона древнегреческой совершенной системы a-A.
С развитием полифонии на основе церковных ладов возникла модальная гармония средневековья и Возрождения. Появился новый тип ладовой системы (модально-гармонические лады), где качества церковных ладов сохранились лишь в мелодии; лад в целом управлялся иными закономерностями.
Натуральные лады (диатонические полные)
Лады «естественного» происхождения, возникшие без влияния профессиональной музыки. Индивидуальные особенности их определяются интервальным родом, модальными функциями тонов (устой, другие опорные тоны, значение каждого тона, зависящее от его положения в звукоряде и отношения к устою), реперкуссией (специфическими для данного лада путями движения между всеми его опорами) и реализующими её мелодическими попевками.
Они состоят из тетрахордов (4 вида). Фригийский – с малой секундой внизу, дорийский – с малой секундой посередине, ионийский – с малой секундой вверху, лидийский – без малых секунд. Ионийский, фригийский и дорийский лад состоят из одинаковых тетрахордов, остальные – из разных тетрахордов. Лидийский – лидийский + ионийский; миксолидийский – ионийский + дорийский; эолийский – дорийский + фригийский; локрийский – фригийский + лидийский.
Лады в порядке нарастания мажорности:
Локрийский – соответствует натуральному минору с низкой II и низкой V
Фригийский – соответствует натуральному минору с низкой II
Эолийский – соответствует натуральному минору
Дорийский – соответствует натуральному минору с высокой VI
Миксолидийский – соответствует натуральному мажору с низкой VII
Ионийский – соответствует натуральному мажору
Лидийский – соответствует натуральному мажору с высокой IV
Лады с устоями на I и V называют автентическими, а с устоями на I и IV – плагальными (гиполады, доминантовые лады). Гиполад – это как бы автентический лад, где роль тоники выполняет V, а роль относительного устоя – I.
Семиступенные диатонические лады широко распространены в народной музыке. В композиторском творчестве эти лады используются как для воссоздания народного колорита, так и в связи с определенным характером выразительности, отличающим эти лады от мажора и минора.
theory.solfa.ru
Музыкальный лад — это… Что такое Музыкальный лад?
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад | Наклонение | Особенности | Прослушать |
---|---|---|---|
Ионийский | Мажорное | Натуральный | Прослушать |
Лидийский | Мажорное | IV↗ ступень повышается | Прослушать |
Миксолидийский | Мажорное | VII↘ ступень понижается | Прослушать |
Эолийский | Минорное | Натуральный | Прослушать |
Фригийский | Минорное | II↘ ступень понижается | Прослушать |
Дорийский | Минорное | VI↗ ступень повышается | Прослушать |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона | Прослушать |
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Лад | Интервалы в ладах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прима | Секунда | Терция | Кварта | Квинта | Секста | Септима | |
Лидийский | Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Ионийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Миксолидийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Дорийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Эолийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Фригийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Локрийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Примечания и внешние ссылки
- ↑ [1]
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Виды lada
Лада (Тольятти) — Ижсталь (Ижевск)Обзор всех спортивных LADA за несколько минут | New LADA SRORT by AVTOVAZСмотрите экспресс-обзор спортивных LADA в этом видео от Лада Клуба.
Лада (Тольятти) — Нефтяник (Альметьевск)Lada Granta — установка камеры заднего вида.
Камера заднего вида как у меня, с креплением на бампер: https://goo.gl/9e4XJa Камера заднего вида вместо личинки замка…
Камера заднего вида на Лада Гранта
помощь каналу: http://www.donationalerts.ru/r/rybkin ЗАРАБОТОК НА ЮТЮБЕ : http://join.air.io/aleksei-NN , заходишь регистрируешься, добавл…
Разогнался 260 км в час на тачке по цене Лада Гранта — Максимальная скорость Nissan 350z
Инвестируй в FUTURE TECHNOLOGIES COMPANY — https://ftc.vin/?ref=vladrr Реклама\сотрудничество — https://vk.com/topic-127069176_34063158 Заходи …
Лада (Тольятти) — Молот-Прикамье (Пермь)КАМЕРА ЗАДНЕГО ВИДА ДЛЯ ЛАДА ГРАНТА | УГОЛ ОБЗОРА 170 ГРАДУСОВ | РАСПАКОВКА И ОБЗОР
Магнитола Pioneer AppRadio SPH-DA110 как у меня- https://goo.gl/R6HXLX ✅ КАМЕРА ЗАДНЕГО ВИДА — https://goo.gl/xV6TSk ✓ Все камеры тут -…
Установка камеры заднего вида ЛАДА /мастерская/
Не много помощи людям которые ищут как установить камеру заднего обзора.
установка камеры заднего вида в лада ларгус своими руками
Всем привет, в этом видео мы расскажем про установку камеры заднего вида на автомобиль лада ларгус. В устано…
не работает камера заднего вида на ММС ЛАДА ВЕСТА
Не работает камера заднего вида на ММС ЛАДА ВЕСТА (LADA VESTA), в этом видео ты узнаешь что можно сделать самому…
Установка камеры заднего вида на Лада Гранта
Автомагнитола- http://got.by/ixf0h Камера заднего вида-https://www.citilink.ru/catalog/car_electronics/backup_cameras/374601/
Установка камеры заднего вида с накладкой на зеркало.
Установка камеры заднего вида на автомобиль Лада Vesta, экран камеры в накладке установленной на штатное…
ЛАДА ВЕСТА подключение камеры заднего вида без врезки в задний жгут
В электрической схеме(https://yadi.sk/i/P7OC3duUxMsUrw) красным указал провод,на котором появляется +12 при включении задне…
Веста НОВАЯ камера заднего вида изменения с сентября краткий обзор комплектации
Доброго времени суток господа! как и обещал обзор НОВОЙ камеры заднего вида лада веста с изменяемой траект…
avtoclubvideo.ru
Пентатоника и диатоника
Сравнение условий, которым должны отвечать диатонические и пентатонические лады, выявляет их родство: октавность, способность развернуться в ряд чистых квинт, а для первых двух видов пентатоники – еще и ясная выраженность ладового наклонения. Но есть и существенные отличия пентатоники от диатоники. Прежде всего это отсутствие в ней полутонов, т.е. острых мелодических тяготений, и тритоновых интервалов, т.е. острых гармонических тяготений. Сравнительно ограничены и гармонические возможности пентатоники, поскольку в каждой из них может быть образовано лишь два трезвучия, да и то с двумя общими звуками (параллельные). Прямое следствие перечисленного: меньшая устойчивость I ступени, чем в диатонике, более легкая и свободная смена тоники (при стабильном звукоряде) – ладовое «скольжение», ладото-нальная переменность.
Для слуха, воспитанного на диатонике, восприятие пентатоники как самодовлеющего лада крайне затруднительно, если не невозможно вообще. Пентатоника воспринимается как диатоника, «освобожденная» от двух звуков (от очередных квинт), и именно тех звуков, которые образуют с уже имеющимися полутоны и тритоны. Отсюда и ощущение очень спокойной, бесконфликтной, умиротворенной звуковой среды, отсюда и обращение европейских композиторов к пентатонике как средству воплощения светлых, созерцательно-идиллических образов («На тройке» П.И.Чайковского, «Утро» Э.Грига и многое другое).
Малообъемные лады
Если крайние ступени лада отстоят друг от друга менее, чем на октаву, лад называется малообъемным или неполнообъемным. В таком ладу не предполагается октав-ный повтор самой низкой ступени.
Вспомним, что минимальный состав лада – две ступени, неустой и устой. Дихорд образуют звуки на расстоянии от секунды до квинты. Вот пример квартового дихорда.
(Достаточно распространены приговорки, заклички, построенные на повторении одного звука; но в этом случае вообще нельзя говорить о ладе, так как не возникает отношение устойчивость– неустойчивость. Эту форму интонирования можно назвать доладовой или предладовой.)
Говорилось уже и о трихорде. Его разновидности многочисленны, а объем колеблется от малой терции (тон-полутон) до квинты. Состоит он чаще всего из большой секунды и еще одного интервала сверху или снизу.
Устойчивым звуком в трихорде может быть как средний (начало Третьей симфонии С. В. Рахманинова), так и один из крайних.
Иногда к секундовому трихорду прибавляется нижняя кварта («субкварта») – складывается характерный четырехзвучный лад.
Самостоятельным ладом может быть и тетрахорд, и пентахорд («Во кузнице»).
Малообъемные лады естественно воспринимаются как фрагменты диатоники и нередко, хотя и ошибочно, определяются как мажор и минор.
Искусственные лады
Равномерно-темперированный звукоряд открыл возможности для образования ладовых систем, которые ни в народной музыке, ни в композиторских сочинениях не встречались. Для решения специфических художественных задач придумывались особые лады, которые обычно называют «искусственными» (Ю. Н. Холопов предлагает называть их «симметричными», Л. А. Мазель – «круговыми»).
Общий принцип построения искусственного лада основан на возможности делить хроматический ряд звуков в пределах октавы на 2, 3, 4, 6 равных частей. Далее в одной из частей делается некоторая выборка звуков, а потом такая же выборка производится и во всех остальных частях. Например, 12-звучный ряд делится на 6 «этажей». В каждом из них выбирается нижний звук, – возникает целотоновая гамма с увеличенным тоническим трезвучием.
Такая «нечеловеческая» гамма понадобилась М. И. Глинке для характеристики страшного карла Черномора; позже к ней обращался П. И. Чайковский (призрак Графини в «Пиковой даме»), Н. А. Римский-Корсаков (Леший в «Снегурочке»).
Другой пример: хроматический ряд делится на 4 части – по 3 звука – и в каждой выбирается первый и третий, – возникает тон-полутоновая гамма, где устоем служит уменьшенный септаккорд.
Эта звуковая система – излюбленное Римским-Корсаковым средство воплощения картин морской стихии.
Одно из свойств мажора и минора – изменение звукового состава при транспозиции: меняя высотное положение, оба лада изменяют и свой состав – хотя бы на один звук. Но целотоновую гамму можно транспонировать только на полутон или нечетное число полутонов: при сдвиге на тон или несколько тонов ее звукоряд не изменится. Тон-полутоновую систему можно транспонировать только на полутон или на тон, при сдвиге на полтора тона она совпадет с исходной структурой. Оливье Мессиан предложил термин «лады ограниченной транспозиции» (точнее было бы «лады ограниченного числа транспозиций», но это очень громоздкое выражение, и в международной музыковедческой практике принят сейчас термин Мессиана). Обратим внимание, что лады ограниченной транспозиции, строго говоря, ладами не являются, посколькуне содержат центрального устоя и типичной для лада системы тяготений, – это особым образом организованныезвукоряды.
Мессиан разработал и теорию таких звукорядов и широко пользовался ими в своей композиторской практике. Помимо цело-тонового и тон-полутонового (они шли у него под № 1 и 2) он описал еще пять «ладов». № 3 делит октаву на три части и из каждой оставляет первый, третий и четвертый звуки, а с № 4 по 7 октава делится пополам и в каждой половине выбирается от трех до пяти звуков.
Ю.Н. Холопов добавляет к этому перечню еще одну систему, которой воспользовался С. Прокофьев в середине своей Токкаты.
(Это такой же вариант № 3 – с пропуском второго звука в каждом звене, – каким является № 5 по отношению к № 4, только в нем пропускается третий звук.)
studfiles.net
Про три вида мажора | Музыкальный класс
Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.
3 вида мажора: первый – натуральный
Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.
Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:
3 вида мажора: второй – гармонический
Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.
Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.
В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.
3 вида мажора: третий – мелодический
Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.
Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:
В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.
И ещё разок…
Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).
Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.
ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ – http://vk.com/muz_class
music-education.ru