Авто руссобалт – РуссоБалт
Автомобили «Руссо-Балт» специального назначения (ч. 1)
Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия), иллюстрации из коллекции автора, его помощников и из российской и зарубежной прессы 1908–1915 гг.
Тема грузовых автомобилей «Руссо-Балт», начатая ранее («ГП» № 6, 2009 г. и № 10, 2009 г.), была бы неполной без описания истории производства специализированных автомобилей, изготовленных на базе легковых шасси Русско-Балтийского завода – лёгких грузовиков и фургонов, полугусеничных и санитарных машин, передвижных генераторов, бронеавтомобилей…
Фантазии художников
Автомобильный отдел Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода в Риге (РБВЗ) свой первый легковой автомобиль модели «C 24/30» изготовил 27 мая 1909 года. Событие это произвело фурор в Российской империи и удачно совпало по времени с большой программой Военного министерства по моторизации Русской армии. Отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба сразу же проявил интерес к новой деятельности предприятия и запросил правление РБВЗ о возможности производства грузовых автомобилей для военных нужд. Первоначально завод не планировал выпуск грузовых автомобилей, но в надежде на крупные заказы отреагировал на запрос моментально, пообещав военным приступить к работе, и через полтора года опубликовал рисунок трёхтонного грузовика, якобы готовящегося к серийному производству в Риге. Традиционно этот рисунок считался первым прототипом грузового «Руссо-Балта». Однако недавно в германской прессе 1908 года был найден рисунок немецкого грузовоза «Адлер», который в мельчайших деталях совпадает с рисунком «первого» грузового «Руссо-Балта». То есть по времени картинка в германской прессе опубликована до организации Автомобильного отдела РБВЗ. Различие на двух рисунках только в том, что рижский художник методом ретуширования искусно нарисовал на борту машины фирменную надпись. Можно предположить, что РБВЗ имел намерение наладить производство немецких машин по лицензии. Однако ни в российских, ни в германских архивах не найдено ни одного тому подтверждения.
Приходится смириться с выводом, что в погоне за военными заказами руководство Русско-Балтийского завода прибегло к авантюрному методу, выдавая чужой продукт за собственную разработку. Косвенным доказательством легкомысленного подхода к организации производства грузовых машин и попыткой ввести Военное ведомство в заблуждение можно отметить тот факт, что заказанные в декабре 1910 года для Учебной автомобильной роты два (всего-то!) грузовика, РБВЗ сдал лишь в декабре 1912 года. А обязался завод их поставить к лету 1911 года. Такое безответственное отношение к казённым заказам едва не привело к разрыву отношений между Военным министерством и руководством рижского завода.
Необходимо признать, что подобный авантюрный метод был в России не нов – с самого начала XX века такие российские предприятия, как «Фрезе», «Старлей», «Дукс», «Лейтнер», «Бромлей», «Лесснер», занимавшиеся производством и сборкой автомобилей, не брезговали публиковать в своих каталогах и рекламах рисунки, скопированные с каталогов иностранных фирм. Это является одним из главных препятствий для исследователей автомобильной истории – по рекламным рисункам невозможно точно определить, имел место выпуск этих автомобилей в России или нет. Накопив опыт многочисленных разоблачений рекламного «художества» российских автомобильных фабрик, я взял за правило не признавать изображённые в рекламе рисунки автомобилей в качестве доказательства их производства в России.
Забегая вперёд, отвергну и рекламный рисунок лёгкого развозного фургона «Руссо-Балт», опубликованный в 1910 году, по крайней мере до тех пор, пока не будут найдены фотографии этой машины или архивные сведения, доказывающие её существование. А этого пока, увы, нет.
Первые вариации на тему «C 24/30»
19 июня 1910 года правление Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода в Риге направило в Главное инженерное управление Русской императорской армии предложение о поставке двух типов пассажирских и одного типа грузовых автомобилей, специально приспособленных «для перевозки дирижаблей в разобранном виде, а также сараев для них». Эту дату можно считать началом автомобилизации российской авиации. К производству специализированных грузовиков для перевозки летательных аппаратов завод так и не приступил. Однако в 1911 году на I Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге РБВЗ впервые в России демонстрировал авиационную автомастерскую на шасси автомобиля «Руссо-Балт С 24/30». Автомобиль-мастерская с кузовом фургон стал первым «Руссо-Балтом» специального назначения.
Особый интерес представляет изобретательская деятельность заведующего Технической частью и шофёров Собственного Его Величества гаража в Царском Селе и личного шофёра императора Николая II Адольфа Адольфовича Кегресса. Благодаря его разработкам Россия стала родиной первого в мире работоспособного полугусеничного автомобиля. В 1909 году А.А. Кегресс установил на французской легковой машине «ФЛ» в качестве гусеничного движителя скользящую ленту из верблюжьей шерсти. В 1912 году в Царском Селе был успешно испытан автомобиль «Мерседес», переделанный для движения на «приборах Кегресса». Конструкция движителя и подвески была усовершенствована, гусеницы были уже резиновые. Полугусеничный «внедорожник» без труда передвигался по глубокому снегу и по вспаханному полю. В январе 1913 года автосани «Мерседес-Кегресс» успешно приняли участие в зимних гонках по маршруту Петербург – Кронштадт – Петербург и в рекордных заездах по льду Невы и Финского залива. В феврале того же года, после демонстрации «удивительных экспериментов г-на Кегресса» на замёрзшей Неве около Зимнего дворца петербургская газета «Вечернее время» отметила: «Опыты Кегресса важны не только для снежного пути, а применимы к всеобщему российскому бездорожью. Необходимо испробовать этот выдающийся тип автомобиля для военных целей, так как он обладает несомненной способностью передвигаться по пескам, грязи, топким местам, пашням и прочему, представляющему непреодолимые зачастую препятствия для движения автомобилей».
Вскоре к опытам с автомобилями с движителем Кегресса был привлечён и Русско-Балтийский завод. В начале 1913 года на шасси № 21 из IV серии бывшего уже в употреблении автомобиля модели «С 24/30» был изготовлен первый полугусеничный «Руссо-Балт». Испытания машины показали её полную пригодность при езде по снегу и бездорожью. На IV Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году на стенде Русско-Балтийского завода демонстрировались оба полугусеничных автомобиля – «Мерседес» и «Руссо-Балт».
Тип «D 24/40»
На IV Международной автомобильной выставке в 1913 году на стенде РБВЗ была представлена новинка – пожарная машина, построенная, вероятно, на шасси № 405 новой модели «D 24/40» серии XIII по заказу Петровского пожарного общества в Риге. Это был единственный пожарный автомобиль, изготовленный Русско-Балтийским заводом. Любопытно, что в 1914 году рижские пожарные переделали автомобиль в санитарный и отправили его в сформированный из добровольцев пожарного общества летучий санитарный отряд. В прессе часто встречаются упоминания о том, что на шасси «D 24/40» строились лёгкие грузовики и санитарные фургоны, но доказательств тому пока не найдено. Однако нельзя исключить, что эта модель задумывалась как шасси для лёгких грузовиков – по непроверенным сведениям, самая первая машина этой модели была выпущена в конце 1912 года и оснащена грузовой платформой. Усиленные и удлинённые по сравнению с моделью «С 24/40» шасси модели «D 24/40», изготовленные в количестве 27 экземпляров, использовались в основном для постройки автомобилей повышенной вместимости, в частности, по заказам российских банков. Там они перевозили не только пассажиров, но и денежные сейфы. Таким образом, некоторые модификации автомобиля «Руссо-Балт D 24/40» можно считать автомобилями для инкассаторской службы. Полезная нагрузка автомобиля составляла 1000 кг.
В 70-х годах прошлого столетия в Латвии были найдены остатки некоего «Руссо-Балта». Из оригинальных деталей сохранились радиатор, капот, крылья, части рамы, а также коробка передач модели «D 24/40» с выбитым на ней номером 405. Исходя из этого машину традиционно считают тем самым единственным пожарным «Руссо-Балтом». Автомобиль был довольно примитивно восстановлен местными любителями техники. Своим внешним видом восстановленный «Руссо-Балт» отдалённо напоминает пожарную машину выпуска 1913 года и украшает экспозицию Моторного музея в Риге.
Всё для фронта
С 1911 года Военное министерство Российской империи являлось главным заказчиком русско-балтийских автомобилей. С началом Первой мировой войны, согласно Положению о военно-автомобильной повинности, всю продукцию завода стали отгружать в армию. Реквизиции подлежали также автомобили, находившиеся на складах фирмы в разных городах России. Машины частных владельцев, признанные «военно-годными», а таковыми считались практически все изготовленные ранее «Руссо-Балты», тоже подлежали мобилизации.
Основной поток автомобилей, отправляемых из Риги в Учебную автомобильную роту в Петроград, которая распределяла их по воинским частям, составляли легковые машины моделей «С 24/40», «Е 15/35» и «К 12/20». В августе 1914 года петроградскому электротехническому заводу «Шуккерт» было передано первое шасси «С 24/40» № 411, 9 и 10 сентября еще пять таких же – «[…] для установки электроосветительных приборов (в счёт 43 шасси)». Всего до 30 ноября 1914 года делопроизводитель Главного артиллерийского управления полковник Н.В. Каратеев, ответственный за работу по оборудованию автомобилей электротехническими агрегатами на заводе «Шуккерт», принял 38 шасси «Руссо-Балт С 24/40» (№ 411, 537, 543–578). Есть основания полагать, что к началу 1915 года все заказанные 43 шасси модели «С 24/40» прибыли в Петроград, где они были оснащены различной электротехникой, в частности генераторными установками для питания полевых прожекторов.
В авиационных и воздухоплавательных частях Русской армии автомобили «Руссо-Балт» также нашли своё место. В основном это были легковые машины моделей «K 12/20», «E 15/35» и «C 24/40». Их поставляли и в знаменитую Эскадру воздушных кораблей, где несли службу самые большие аэропланы в мире – тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики «Илья Муромец» конструкции И.И. Сикорского, строившиеся, кстати, тоже на РБВЗ. При каждом бомбардировщике был предусмотрен целый штат машин – два легковых автомобиля и четыре лёгких грузовика. Позже штат автомобилей Эскадры был расширен до девятнадцати машин на один бомбардировщик. Однако Русско-Балтийский завод не смог обеспечить это подразделение специализированными автомобилями. Осенью 1914 года в Эскадру была сдана единственная опытная машина, изготовленная для этих целей годом ранее – грузовая платформа на шасси «К 12/24» № 238 серии XI. Уникальный грузовичок был оснащён закрытой кабиной, массивными колёсами со спицами из дуба и несмотря на малую мощность двигателя отличался завидной грузоподъёмностью – 1,5 тонны. В серию автомобиль не пошёл из-за того, что в августе 1914 года Главное военно-техническое управление Русской армии (ГВТУ) изъявило желание приобретать в Риге автомобили исключительно хорошо зарекомендовавшей себя ранее модели «C 24/40». Хотя вплоть до середины 1915 года в действующую армию продолжали поступать легковые машины и шасси других моделей.
www.gruzovikpress.ru
Балт» — Журнал о масштабных моделях автомобилей и истории их прототипов
Те, кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласятся со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были автомобили «Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода» («РБВЗ»), располагавшегося в городе Рига.
Вот кстати плакетка этого предприятия из Музея Московской железной дороги:
Процессу создания и развития «РБВЗ», его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно хочется отметить труд нашего историка Л.М. Шугурова » В погоне за Руссо-Балтом», который он писал почти два десятка лет. В России выпустили даже аудио книгу: «Рыцарь «серебряного века» — история «Руссо-Балта» ( если поискать можно найти ее всети и насладиться рассказом), готовятся к воплощению в жизнь новые книги и статьи, возможно в ближайшем будущем будет создан и качественный документальный фильм ( а почему нет?). Все это доказывает, что интерес к «РБВЗ» не ослабевает и особенно к изделиям его автомобильного отдела образованного в 1908 году. К сожалению, до наших дней сохранился только единственный экземпляр автомобиля «Руссо-Балт». Это автомобиль К12/20, 1911 года выпуска, вызвавший огромный интерес у искушенной публики на «Олдтаймер Галерее» Ильи Сорокина, проходившей весной 2012 года в Москве и постоянно экспонируемого в автомобильном отделе Политехнического музея столицы России.
в Музее киноконцерна «Мосфильм» есть очень страшная реплика «Руссо-Балта» К12/20, очень страшная )), но это не мешает снимать ее в кино
Пожарный автомобиль «Руссо-Балт» Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей. Кстати в 2014 году его «переобули» в новые покрышки.
Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров одиночек создающих масштабные модели это, по сути единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся «РБВЗ», в объеме. И это прекрасно, что благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения «Тантал» (позднее переименованного в «Агат»), начиная с 1978 года, увидели свет знакомые многим копии в масштабе 1\43 пять различных модификаций автомобилей «Руссо-Балт» ( фото тут размещать не буду, так как их видели многие), которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей «РБВЗ» путем «конверсирвания» этой продукции.
«Конверсии» создавались как правдоподобные (т.е. прототип реального автомобиля все же существовал) и не очень, например почтовый автомобиль, созданный неизвестным автором из города Иванова (на следующем фото)
Фантазиныйх «Руссо-Балтов» очень много можно увидеть в каталогах «Автомобиль на ладони», особенно во второй части. Каких там только нет))
Серьезные же мастера одиночки такие как Виталий Молотков, Андраник Манукян, Андрей Самолдин, Игорь Ильюшин, Юрий Кипер, Зиновий Лахтерман ( с помощью Станислава Кирилец) и другие, и объединения, например «ЕКАМ», «Саратовская лаборатория минимоделей», «АБ-Моделс», пытались создавать копии реальных прототтпов. Не стоить думать, что масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» изготавливались только на базе продукции «Тантал». Известны и полностью созданные с нуля, например мастерскими «Русский вариант», «Eastern Models» или мастерами Игорем Борцовым, Евгением Бабуриным, Дмитрием Володичевым и ранее уже упоминавшимся Андраником Манукяном.
У меня нет цели показать тут все «конверсии», покажу некоторые из них, начиная с фото интересных «конверсий» сначала созданных на базе саратовских моделей:
Переделка мастера из Прибалтики
«Руссо-Балт Гранд Туризмо», автор Андраник Манукян ( если присмотреться можно увидеть и колеса от казанской модели АМО-Ф-15)
Копия этого медецинского атомобиля создано в уже далеких 90-х мастерской «ЕКАМ»
Пожарный, автор Андраник Манукян
Лимузин, автор Андраник Манукян
«Руссо-Балт» С24/55 ралли Монте Карло, автор Андраник Манукян
«Руссо-Балт Огурец», автор Андраник Манукян
«Руссо-Балт» С24/40 Торпедо, шасси 376, XIII серии, 1914 год, автор Зиновий Лахтерман
«Руссо-Балт» С24/30 с движетелем Кегресса, автор Зиновий Лахтерман
Далее немного фотографий масштабных моделей «Руссо-Балтов» созданных с нуля, без участия частей и кузовов от саратовских моделей
«Руссо-Балт» бронеавтомобиль Автомобиль Джеффери — Поплавко, мастерская «Уральский Сокол»
«Руссо-Балт» бронеавтомобиль 1914 год, работа Юрия Пивкина из города Пенза
«Руссо-Балт» Е15/35, автор Андраник Манукян
«Руссо-Балт» Т 40/65 с пушкой, автор Андраник Манукян
«Руссо-Балт» M24/35 1912, авторы Артель «Универсал» ( Украина)
«Руссо-Балт» С 24/55 Ралли Монте-Карло 1912 , мастерская из Нижнего Новогрода ( автор мастер-модели Игорь Борцов)
К сожалению, большую часть «конверсий» изготовленных в девяностых года прошлого века и начале двухтысячных, а также качественные самоделки уже крайне трудно найти – в среде коллекционеров это признанные раритеты, но расстраиваться не нужно, кто ищет тот всегда найдет) , если конечно это интересно.
lischita.livejournal.com
«РуссоБалт»
А вы знаете, каким был первый российский автомобиль? Многие даже не догадываются.
Предыстория
Впервые автомобиль с двигателем внутреннего сгорания попал на территорию Российской империи в далеком 1891 году. Это было авто французской фирмы «Панар-Левассор». Принадлежало оно редактору «Одесского листка» Василию Навроцкому.
В Санкт-Петербурге первая машина появилась в 1895-м, а в Москве – в 1899 году. Первым серийным автомобилем, выпущенным на территории Российской империи, была модель Фрезе и Яковлева, представленная общественности в 1896 году. Но это авто не вызвало интереса у официальных кругов. Мотор и трансмиссия изготавливались на заводе Яковлева, а ходовую часть и колеса делали на фабрике Фрезе. Как внешне, так и конструктивно модель была очень схожа с автомобилем Бенца. Тем не менее перспективы у машины были. На данный момент неизвестно, сколько было выпущено таких авто, но их история была очень непродолжительной. Связано это с тем, что в 1898 году Евгений Яковлев умер. Сначала его компаньон Петр Фрезе покупал моторы за границей, но потом решил продать свои мощности Русско-Балтийскому вагонному заводу. На этом предприятии делали не только вагоны, но и сельскую технику, а также аэропланы на керосиновых моторах. Завод был очень крупным и имел свои отделения в разных городах: Риге, Твери, Санкт-Петербурге, а позже также в Таганроге и Москве.Первые модели
Автомобильный отдел завода сформировали к 1908 году в Риге. А уже в мае следующего года появилось первое авто «РуссоБалт». Автомобиль был создан по прототипу неизвестной для широких кругов бельгийской модели «Фондю». В создании российской версии участвовал бельгийский конструктор Жальен Поттер. Отечественные специалисты, а именно Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, также внесли немалый вклад в создание автомобиля. Слаженная работа тройки конструкторов привела к выпуску серии машин. В нее входили легковые — К-12, С-24 и Е-15 — и грузовые — Т-40, М-24, Д-24 — автомобили. Наибольшую популярность получила модель С-24. Именно на нее приходилось 55 % выпуска.
Автомобиль «Руссо-Балт»: признание
Модели, выпущенные на вагонном заводе, отличались прочность и надежностью. Они неоднократно принимали участие в различных международных состязаниях: ралли и пробегах. В Монте-Карло и Сан-Себастьяне они были в числе лучших. Говоря о надежности машин, всегда вспоминают, как один экземпляр С-24 1910 года выпуска смог проехать 80 тысяч километров без серьезных поломок. На тот момент это было невероятным достижением всего автопрома и марки «РуссоБалт». Автомобиль был признан на самом высоком уровне – императорский гараж в 1913 году разжился двумя легковушками РБВЗ. Первой из них была нашумевшая модель С-24, а второй – К-12. 64 % продукции завода приобретались российской армией. Машины имели спрос в основном среди штабных работников и медиков. Кстати говоря, были модели, на шасси которых устанавливался бронированный кузов.
Особенности производства
Автомобиль «Руссо-Балт», фото которого вызывают чувство гордости, имел простую, но очень прочную конструкцию. Основные детали, а именно: картер, цилиндры и трансмиссия, выливались из алюминия. Вращающиеся детали: колеса и шестеренки передач — были посажены на шариковые подшипники. Отливка цилиндров совместно с блоком была диковинкой и использовалась лишь в моделях С-24 и К-12 – флагманских моделях «РуссоБалт». Автомобиль выпускался большими партиями. Примечательно, что детали в авто одной партии были полностью взаимозаменяемы. А между партиями одной модели могли быть существенные отличия: количество передач, мощность мотора, колесная база, конструкция отдельных деталей. Геометрические параметры деталей измерялись по метрической системе. Почти все части автомобилей изготавливались непосредственно на вагонном заводе. На стороне приходилось приобретать шариковые подшипники, масляные манометры и шины.
Экипажные отделы были как в Питере, так и в Риге. Каждый из них выпускал кузовы для определенных моделей. Кузов «Руссо-Балта» имел много модификаций: закрытые лимузины, открытые фаэтоны, популярные среди европейцев ландо, сигарообразные торпедо и другие. На выставке 1910 года, проходящей в Санкт-Петербурге, вагонный завод представил сразу пять моделей. Спустя год их было уже шесть. Стране Советов, по всей видимости, легковые автомобили не были нужны. Поэтому их выпуск постепенно сокращался, а в 1926 году полностью прекратился. А заводские мощности во всем своем объеме были перенастроены на оборонную промышленность. Разберем более детально, что собой представляли выпущенные компанией «Руссо-Балт» автомобили. Технические характеристики помогут нам в этом.
«Руссо-Балт» К-12
Автомобили К-12/20 серии V, выпущенные в 1911 году, имели максимальную мощность в 20 лошадиных сил, что обозначено в названии. В 1913 году появилась следующая серия – XI, ее мощность составляла уже 24 л. с. Машина называлась соответственно – К-12/24. Среди особенностей этой модели можно выделить: — цилиндры, отлитые общим блоком; — одностороннее расположение клапанов; — термосифонную систему охлаждения. КПП устанавливалась отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался на задние колеса с помощью карданного вала. Автомобиль весил порядка 1200 кг, поэтому задние рессоры были ¾-эллиптическими, а не полуэллиптическими. У ранних серий колесная база составляла 2655 миллиметров, а у поздних – 2855 мм. Модель К-12 чаще всего приобретали в личное пользование, ведь она была самой дешевой среди машин вагонного завода. Тем не менее и состоятельные люди часто выбирали ее. Среди владельцев К-12 в кузове ландоле можно отметить несколько выдающихся личностей: князя Константина Константиновича, князя Бориса Голицына, графа Сергея Витте, промышленника Эдуарда Нобеля. В общей сложности завод выпустил 141 экземпляр автомобиля К-12. Они были представлены в пяти сериях.
Приведем характеристику серии V 1911 года:
— мотор – рядный, 4-цилиндровый, 2,2-литровый, с нижним расположением клапанов;
— мощность – 12 лошадиных сил на 1500 оборотах;
— КПП – механическая, на три ступени;
— рама – лонжеронная;
— тормоза – барабанные, задние;
— подвеска – рессорная, зависимая;
— максимальная скорость – 50 км/ч;
— кузов – открытый, 4-местный.
К 12/20
«Руссо-Балт» С-24
Самой дорогой легковой моделью РБВЗ был автомобиль С-24, который выпускался до 1918 года. Автомобиль с 6-местным кузовом нашел широкое применение среди штабных работников российской армии. На его шасси устанавливали и другие кузовы: двухместные гоночные, роскошные ландоле и лимузины. Была даже полугусеничная зимняя версия – автосани. Главная особенность этого авто – мотор. Его цилиндры отливались в двух блоках, а клапаны (нижние) располагались по обе стороны цилиндров. Вода циркулировала по системе охлаждения с помощью центробежного насоса. Сзади, между рессорами, располагался бензобак, топливо из которого подавалось в моторный отсек посредством давления отработанных газов. Чтобы езда по булыжникам и грунтовке была более комфортабельной, задняя подвеска включала в себя три взаимосвязанные полуэллиптические рессоры: две продольные и одну поперечную. В зависимости от вида кузова масса авто составляла 1540-1950 кг.
Модель выпускалась в девяти сериях, каждая из которых была лучше предыдущей. В 1912 году завод отказался от своего карбюратора и начал устанавливать на С-24 французский карбюратор «Зенит». Это, вместе с изменением профиля кулачков цилиндра, позволило поднять номинальную мощность с 30 до 35 лошадиных сил. В этом же году колесная база была удлинена с 3160 до 3165 мм. В 1913 году мощность авто вновь увеличили, внедрив 4-ступенчатую КПП. За девять лет было выпущено 347 моделей С-24. 285 из них имели открытый кузов торпедо. Остальные примерно поровну распределись среди лимузинов, ландоле и дубль-фаэтонов. Вот таким был флагманский «Руссо-Балт» — автомобиль, отзывы владельцев которого отмечали главным образом его надежность и простоту в обслуживании.
Концепт Impression
Автомобили вагонного завода не были забыты, и совсем недавно была попытка возродить «Руссо-Балт». Автомобиль, история которого даже короче, чем легенда о нем, ассоциируется с исконно русским автопромом, поэтому есть желающие вернуть его. С начала 21-го века марка принадлежит компании A:Level. В 2002 году она была переименована в Russo-Baltigue. В 2006-м был представлен концепт Impression, в разработке которого поучаствовало немецкое ателье German Gerg GmbH. Планировалось выпускать всего 15 автомобилей в год и продавать их коллекционерам. Однако необычный концепт практически никого не смог заинтересовать, и производство свернулось.
Модель для кортежа
После попытки возрождения в 2006 году о бренде «Руссо-Балт» вновь заговорили. В 2013 году было предложено наладить выпуск специальных моделей для президентского кортежа. Это позволило бы отдать дань великому бренду «Руссо-Балт». Автомобиль 2013 года должен был собираться на платформе «Роллс-Ройса-Фантом». К сожалению, по сей день этот проект так и не реализовали.
Лимузин С-24/40
Ландоле С-24/40
Кузов Гран-туризмо
Кузов Дубль-фаэтон
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
car-day.ru
РБВЗ
Русско-Балтийский вагонный завод — предприятие Российской империи основаное в 1869 году специализировавшееся на производстве вагонов, сельскохозяйственных машин, керосиновых двигателей, кораблей, самолетов, а также автомобилей различного назначения.
Изначально «Русско-Балтийски вагонный завод» поставлял императорам вагоны для железнодорожных поездок. Открытие же автомобильного отдела состоялось в 1908 году в Риге. Директором автомобильного отдела стал Иван Александрович Фрязиновский. И уже 27 мая 1909 года цехи завода покинул первый автомобиль.
На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал на бельгийской фирме Фондю (Fondu). Несмотря на свой двадцати шестилетний возраст молодой швейцарец оказался достаточно энергичным и приступив к своим обязанностям в 1908 уже через год выпустил первую серию автомобилей, тогда у него находилось в подчинении 10 инженеров и 141 рабочий, а так же 3 водителя испытателя. При разработке своей модели инженеры Руссо-Балта задались целью построить автомобиль для русских дорог, а вернее бездорожья. А это означало что все узлы и детали машины должны были выдерживать сильную тряску на проселках и большаках, что автомобилю придется преодолевать «расхлябанные колеи» и грязевые лужи, где вязли даже лошади. Собственно с самого начала автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский». Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик).
Первые автомобили Руссо-Балта
Первая модель автомобиля (так называемая Модель «С»), с открытым двухместным кузовом спортивного типа, вышедшая 26 мая 1909 года получила название С-24/30. Цифры 24/30 означали: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — максимальная мощность. Эти обозначения использовали для последующих моделей Руссо-Балт.
В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35, С-24/40. Модель «С» стала наиболее массовой в истории завода — выпущено всего 347 экземпляров. В 1913 году была изготовлена первая машина автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода с полугусеничным движителем французского изобретателя А. Кегресса, работавшего тогда в России. Предназначенная для эксплуатации зимой, эта машина, изготовленная на базе модели серии С-24/40, была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами шириной 320 мм, с металлическими гребнями.
Модель С являлась cамой дорогой легковой моделью. РБВЗ «С-24» выпускал вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались как штабные в русской армии. На шасси «С-24» устанавливались также и другие кузова — роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты — автосани. Главной особенностью машин серии «С-24» являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной. Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880×120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского «Зенит» (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг. За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей «С-24», из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 ландоле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.
Есть сведения, что Великий князь Романов Константин Константинович приобрел три Руссо-балта, великая княжна Романова Мария Павловна — один экземпляр модели К12-20 с шасси № 4 II серии. В 1910 два автомобиля были приобретены для царского двора. К12-20 № 217 и модель С24-40 № 270, оба с кузовом ландоле. Всего автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок из которых лишь 10 обслуживали царскую семью. Однако лично царь предпочитал Руссо-Балту другие марки.
Автомобили марки С-24 были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях. О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.
Рекламные плакаты Руссо-Балтийского Вагонного Завода
Совместно с моделью С-24 РБВЗ так же выпускал Модель К в 1909-1910 годах. Рабочий объем двигателя 2211 см³. В последующей модификации К-12/20 было применено водяное охлаждение двигателя без насоса. Особенность конструкции «Руссо-Балта К-12/20» — цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели «С-24») расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Поскольку машины «К-12/20» являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колесная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм. К-12/24. Всего за 6 лет был выпущен 141 автомобиль модели К в 5 сериях. Каждая модель выпускалась так называемыми «сериями» (напр. К-12/15 и К-12/20 — две разные серии одной модели K). Тиражи каждой серии очень отличались. Могли составлять от 2 до 100 шт. Кроме того, могли быть заказаны различные варианты кузова: Торпедо, фаэтон, дубль-фаэтон, лимузин, берлин, ландоле и другие. Модель «К-12» была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование.
В свое время Руссо-Балт начал всерьез состовлять конкуренцию известным фирмам автомобилестроения как Ролс-Ройс и Бугати но вмешался 1917 год… Заводская марка руссо-балта, которая в жесточайшей борьбе только начала завоевывать свое признание завершила свой путь в 1919г. За те годы которые просущуствовало автомобильное отделение этого гиганта, свет увидели от 650 до 750 автомобилей разного применения.
Завод Руссо-Балт прекратил свое существование в 1917 году
После революции 1917 года завод прекратил свое существование в качестве Русско-Балтийского вагонного завода, стал национализирован и по постановлению Совета Народных Коммисаров переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году завод выпускает 5 автомобилей под уже новой маркой — «Промбронь», До 1926 года было выпущено еще 22 автомобиля под маркой «Промбронь-24/45».
В 2002 году в ателье A:Level разработали дизайн автомобиля в стиле 30 — 40-х годов XX века. По завершению конкурса дизайнерских проектов, эскиз победителя (Звиада Циколии) был взят за основу нового автомобиля. В этом же году в развитие проекта было вложено 2 000 000 долларов владельцем торговой марки «Руссо-Балт». A:Level была переименована в «Russo-Baltique». В 2006 году в сотрудничестве с немецким ателье German Gerg GmbH был создан концепт-кар Impression 2006.
russoauto.ru
«РуссоБалт»
А вы знаете, каким был первый российский автомобиль? Многие даже не догадываются.
Предыстория
Впервые автомобиль с двигателем внутреннего сгорания попал на территорию Российской империи в далеком 1891 году. Это было авто французской фирмы «Панар-Левассор». Принадлежало оно редактору «Одесского листка» Василию Навроцкому. В Санкт-Петербурге первая машина появилась в 1895-м, а в Москве – в 1899 году. Первым серийным автомобилем, выпущенным на территории Российской империи, была модель Фрезе и Яковлева, представленная общественности в 1896 году. Но это авто не вызвало интереса у официальных кругов. Мотор и трансмиссия изготавливались на заводе Яковлева, а ходовую часть и колеса делали на фабрике Фрезе. Как внешне, так и конструктивно модель была очень схожа с автомобилем Бенца. Тем не менее перспективы у машины были. На данный момент неизвестно, сколько было выпущено таких авто, но их история была очень непродолжительной. Связано это с тем, что в 1898 году Евгений Яковлев умер. Сначала его компаньон Петр Фрезе покупал моторы за границей, но потом решил продать свои мощности Русско-Балтийскому вагонному заводу. На этом предприятии делали не только вагоны, но и сельскую технику, а также аэропланы на керосиновых моторах. Завод был очень крупным и имел свои отделения в разных городах: Риге, Твери, Санкт-Петербурге, а позже также в Таганроге и Москве.
Первые модели
Автомобильный отдел завода сформировали к 1908 году в Риге. А уже в мае следующего года появилось первое авто «РуссоБалт». Автомобиль был создан по прототипу неизвестной для широких кругов бельгийской модели «Фондю». В создании российской версии участвовал бельгийский конструктор Жальен Поттер. Отечественные специалисты, а именно Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, также внесли немалый вклад в создание автомобиля. Слаженная работа тройки конструкторов привела к выпуску серии машин. В нее входили легковые — К-12, С-24 и Е-15 — и грузовые — Т-40, М-24, Д-24 — автомобили. Наибольшую популярность получила модель С-24. Именно на нее приходилось 55 % выпуска.
Автомобиль «Руссо-Балт»: признание
Модели, выпущенные на вагонном заводе, отличались прочность и надежностью. Они неоднократно принимали участие в различных международных состязаниях: ралли и пробегах. В Монте-Карло и Сан-Себастьяне они были в числе лучших. Говоря о надежности машин, всегда вспоминают, как один экземпляр С-24 1910 года выпуска смог проехать 80 тысяч километров без серьезных поломок. На тот момент это было невероятным достижением всего автопрома и марки «РуссоБалт». Автомобиль был признан на самом высоком уровне – императорский гараж в 1913 году разжился двумя легковушками РБВЗ. Первой из них была нашумевшая модель С-24, а второй – К-12. 64 % продукции завода приобретались российской армией. Машины имели спрос в основном среди штабных работников и медиков. Кстати говоря, были модели, на шасси которых устанавливался бронированный кузов.
Особенности производства
Автомобиль «Руссо-Балт», фото которого вызывают чувство гордости, имел простую, но очень прочную конструкцию. Основные детали, а именно: картер, цилиндры и трансмиссия, выливались из алюминия. Вращающиеся детали: колеса и шестеренки передач — были посажены на шариковые подшипники. Отливка цилиндров совместно с блоком была диковинкой и использовалась лишь в моделях С-24 и К-12 – флагманских моделях «РуссоБалт». Автомобиль выпускался большими партиями. Примечательно, что детали в авто одной партии были полностью взаимозаменяемы. А между партиями одной модели могли быть существенные отличия: количество передач, мощность мотора, колесная база, конструкция отдельных деталей. Геометрические параметры деталей измерялись по метрической системе. Почти все части автомобилей изготавливались непосредственно на вагонном заводе. На стороне приходилось приобретать шариковые подшипники, масляные манометры и шины.
Экипажные отделы были как в Питере, так и в Риге. Каждый из них выпускал кузовы для определенных моделей. Кузов «Руссо-Балта» имел много модификаций: закрытые лимузины, открытые фаэтоны, популярные среди европейцев ландо, сигарообразные торпедо и другие. На выставке 1910 года, проходящей в Санкт-Петербурге, вагонный завод представил сразу пять моделей. Спустя год их было уже шесть. Стране Советов, по всей видимости, легковые автомобили не были нужны. Поэтому их выпуск постепенно сокращался, а в 1926 году полностью прекратился. А заводские мощности во всем своем объеме были перенастроены на оборонную промышленность. Разберем более детально, что собой представляли выпущенные компанией «Руссо-Балт» автомобили. Технические характеристики помогут нам в этом.
«Руссо-Балт» К-12
Автомобили К-12/20 серии V, выпущенные в 1911 году, имели максимальную мощность в 20 лошадиных сил, что обозначено в названии. В 1913 году появилась следующая серия – XI, ее мощность составляла уже 24 л. с. Машина называлась соответственно – К-12/24. Среди особенностей этой модели можно выделить: — цилиндры, отлитые общим блоком; — одностороннее расположение клапанов; — термосифонную систему охлаждения. КПП устанавливалась отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался на задние колеса с помощью карданного вала. Автомобиль весил порядка 1200 кг, поэтому задние рессоры были ¾-эллиптическими, а не полуэллиптическими. У ранних серий колесная база составляла 2655 миллиметров, а у поздних – 2855 мм. Модель К-12 чаще всего приобретали в личное пользование, ведь она была самой дешевой среди машин вагонного завода. Тем не менее и состоятельные люди часто выбирали ее. Среди владельцев К-12 в кузове ландоле можно отметить несколько выдающихся личностей: князя Константина Константиновича, князя Бориса Голицына, графа Сергея Витте, промышленника Эдуарда Нобеля. В общей сложности завод выпустил 141 экземпляр автомобиля К-12. Они были представлены в пяти сериях.
Приведем характеристику серии V 1911 года:
— мотор – рядный, 4-цилиндровый, 2,2-литровый, с нижним расположением клапанов;
— мощность – 12 лошадиных сил на 1500 оборотах;
— КПП – механическая, на три ступени;
— рама – лонжеронная;
— тормоза – барабанные, задние;
— подвеска – рессорная, зависимая;
— максимальная скорость – 50 км/ч;
— кузов – открытый, 4-местный.
К 12/20
«Руссо-Балт» С-24
Самой дорогой легковой моделью РБВЗ был автомобиль С-24, который выпускался до 1918 года. Автомобиль с 6-местным кузовом нашел широкое применение среди штабных работников российской армии. На его шасси устанавливали и другие кузовы: двухместные гоночные, роскошные ландоле и лимузины. Была даже полугусеничная зимняя версия – автосани. Главная особенность этого авто – мотор. Его цилиндры отливались в двух блоках, а клапаны (нижние) располагались по обе стороны цилиндров. Вода циркулировала по системе охлаждения с помощью центробежного насоса. Сзади, между рессорами, располагался бензобак, топливо из которого подавалось в моторный отсек посредством давления отработанных газов. Чтобы езда по булыжникам и грунтовке была более комфортабельной, задняя подвеска включала в себя три взаимосвязанные полуэллиптические рессоры: две продольные и одну поперечную. В зависимости от вида кузова масса авто составляла 1540-1950 кг.
Модель выпускалась в девяти сериях, каждая из которых была лучше предыдущей. В 1912 году завод отказался от своего карбюратора и начал устанавливать на С-24 французский карбюратор «Зенит». Это, вместе с изменением профиля кулачков цилиндра, позволило поднять номинальную мощность с 30 до 35 лошадиных сил. В этом же году колесная база была удлинена с 3160 до 3165 мм. В 1913 году мощность авто вновь увеличили, внедрив 4-ступенчатую КПП. За девять лет было выпущено 347 моделей С-24. 285 из них имели открытый кузов торпедо. Остальные примерно поровну распределись среди лимузинов, ландоле и дубль-фаэтонов. Вот таким был флагманский «Руссо-Балт» — автомобиль, отзывы владельцев которого отмечали главным образом его надежность и простоту в обслуживании.
Концепт Impression
Автомобили вагонного завода не были забыты, и совсем недавно была попытка возродить «Руссо-Балт». Автомобиль, история которого даже короче, чем легенда о нем, ассоциируется с исконно русским автопромом, поэтому есть желающие вернуть его. С начала 21-го века марка принадлежит компании A:Level. В 2002 году она была переименована в Russo-Baltigue. В 2006-м был представлен концепт Impression, в разработке которого поучаствовало немецкое ателье German Gerg GmbH. Планировалось выпускать всего 15 автомобилей в год и продавать их коллекционерам. Однако необычный концепт практически никого не смог заинтересовать, и производство свернулось.
Модель для кортежа
После попытки возрождения в 2006 году о бренде «Руссо-Балт» вновь заговорили. В 2013 году было предложено наладить выпуск специальных моделей для президентского кортежа. Это позволило бы отдать дань великому бренду «Руссо-Балт». Автомобиль 2013 года должен был собираться на платформе «Роллс-Ройса-Фантом». К сожалению, по сей день этот проект так и не реализовали.
Лимузин С-24/40
Ландоле С-24/40
Кузов Гран-туризмо
Кузов Дубль-фаэтон
avtotema.mediasalt.ru
История бренда Руссо-Балт — Next Brands : Next Brands
Марка, под которой ещё в начале 20-го века производились российские автомобили. «Руссо-Балты» выпускались на «Русско-Балтийском вагонном заводе» (РБВЗ, основан в 1869 году в Риге), у которого в 1908 году появилось автомобильное подразделение.
Конструктором «Руссо-Балт» (Russo-Baltique), самый первый из которых покинул завод в 1909 году, был Жульен Поттера (Julien Potterat), ранее работавший в бельгийской автомобильной компании Fondu и взявший за основу все свои ранние наработки.
Самой первой моделью была С-24/30 с двигателем на 24 лошадиные силы. Именно модели «С» суждено было стать самой массовой в истории завода — всего было реализовано 347 штук, включая различные модификации, в том числе и на полугусеничном ходу. Впоследствии появились модели «К» и «Е», а также грузовые «Д», «М» и «Т».
Всего было выпущено чуть более 600 автомобилей, что можно назвать весьма неплохим результатом по тем временам. Причём, если первые модели собирались из деталей, заказанных за рубежом, то впоследствии удалось наладить производство всего необходимого на самом заводе. Выпускались спортивные «Руссо-Балты», грузовые, пожарные, автобусы и даже броневики. Автомобили эти были известны по всему миру. Ими владели многие известные российские банкиры и промышленники. Несколько «Руссо-Балтов» принадлежало царской семье, хотя сам Николай II относился к ним довольно прохладно.
В 1918 году «Русско-Балтийский вагонный завод» был национализирован и переименован в «Первый государственный бронетанковый завод». Около десятка «Руссо-Балтов» выпустили уже при советской власти.
Впоследствии модель «Руссо-Балт С 24/40» выпуска 1915 года легла в основу первого советского легкового автомобиля «Промбронь» (всего было выпущено 5 штук). Бывшие производственные мощности, на которых собирались «Руссо-Балты», отошли совсем другим хозяевам.
Но марка «Руссо-Балт» не была забыта. Бренд, история которого значительно короче, чем легенда о нём, «Руссо-Балт» — сегодня ассоциируется с исконно русскими автомобилями, так что не удивительно, что есть желающие возродить марку. С начала века она принадлежит компании A:Level, которая в 2002 году была переименована в Russo-Baltique. В 2006 году был представлен первый автомобиль — Russo-Baltique Impression, разработанный при участии немецкого ателье German Gerg GmbH. Однако необычный концепт почти никого не заинтересовал и работы были свёрнуты, хотя изначально планировалось наладить выпуск очень мелкими сериями, не более 15 штук в год. Но можно не сомневаться, что попытки возродить «Руссо-Балт» будут предприниматься и в будущем.
Russo-Baltique Impression
Сегодня в мире сохранился только один уникальный экземпляр «Руссо-Балта», экспонирующийся в Политехническом музее в Москве. Это модель К12/20, выпущенная в 1911 году под номером 73.
www.next-brands.com
Руссо-Балт «Модель Д»
В 1912 году почти одновременно с автомобилями модели «М» Руссо-Балтийский вагонный завод начал выпускать легкие грузовые автомобили семейства «Д» для перевозки грузов в городах. Грузоподъемность автомобилей Руссо-Балт модели «Д» составляла не более 1 тонны.
По сравнению с автомобилями модели «М» выпуск грузовиков модели «Д» обходился дешевле, поскольку существовала довольно широкая унификация по узлам между «Руссо-Балтами» моделей Д24-35 и С24-35. Грузовая модель довольно много деталей позаимствовала у легкового Руссо-Балта модели С24/35 — одинаковые двигатель, радиатор, сцепление, тормоза, рулевой механизм, коробка передач и т.д. Между прочим, четырехступенчатая коробка передач, первоначально созданная для машины Д24/35, вскоре появилась и на легковой модели.
Самым первым заказчиком грузового Руссо-Балта модели Д стали российские банки. Для них построили около 20 машин с кузовом лимузин — внутри размещались два мягких сиденья на 7-8 человек и сейф для перевозки денег и других ценностей. Это были первые русские инкассаторские автомобили!
Руссо-Балты Д24/35 ( а после модернизации — Д24/40) выпускались как почтовые фургоны, машины для перевозки денег, санитарные и пожарные автомобили. Помимо грузовых моделей РБВЗ выпустил легковую модель Д24/40 с кузовом ландоле.
В 1913 году на 4-ой международной выставке в Петербурге вместе с другими экспонатами РБВЗ демонстрировался пожарный автомобиль Д24/40, построенный для Петровского пожарного отделения Санкт-Петербурга, этот автомобиль во время Первой мировой войны был переделан в санитарный и отправлен на фронт.
В начале 1915 года РБВЗ выпускал бронеавтомобили на шасси модели «Д» (и на шасси модели «С», отличия были лишь в вооружении).
russoauto.ru