Москвич автомобиль 2141 – Ах, Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141
С какого западного автомобиля скопировали Москвич-2141 — журнал За рулем
Чтобы определить, что общего у автомобиля Москвич-2141 с зарубежными «родственниками», придется разобрать его по косточкам.
Первый переднеприводный и, по сути, последний в истории завода Москвич (если не считать его бестолковых удлиненных и не менее бестолковых, но, напротив, купированных модификаций периода агонии бывшего АЗЛК) рождался долго и мучительно, а прожил нелегкую и яркую жизнь. Не секрет, что первый прототип в конце 1970‑х годов делали на основе французского хэтчбека Simca 1307, - на заводе этот образец получил шутливое прозвище Максимка. Что в действительности взял Москвич‑2141 от французской машины, а что — от еще одного, более успешного, нежели Simca, западноевропейского автомобиля?
Москвич‑2141 — революционный для АЗЛК автомобиль: не только первый переднеприводный, но и первый серийный хэтчбек. Увы, новый мотор, который готовили специально для этой машины (речь шла не только о бензиновом агрегате, но и о дизеле) до производства не довели. На серийные «сорок первые» ставили не очень подходящие, слабоватые двигатели ВАЗ‑2106 и УЗАМ‑331 в разных модификациях. Позднее, уже в самые сложные для завода времена, появились версии с моторами Renault. При создании Москвича‑2141 в качестве близкого аналога использовали и ровесника Симки 1976 года — Audi 100 Avant серии С. Эти вместительные переднеприводные машины, хоть и были одноклассницами, конструктивно сильно отличались друг от друга.Москвич‑2141 — революционный для АЗЛК автомобиль: не только первый переднеприводный, но и первый серийный хэтчбек. Увы, новый мотор, который готовили специально для этой машины (речь шла не только о бензиновом агрегате, но и о дизеле) до производства не довели. На серийные «сорок первые» ставили не очень подходящие, слабоватые двигатели ВАЗ‑2106 и УЗАМ‑331 в разных модификациях. Позднее, уже в самые сложные для завода времена, появились версии с моторами Renault. При создании Москвича‑2141 в качестве близкого аналога использовали и ровесника Симки 1976 года — Audi 100 Avant серии С. Эти вместительные переднеприводные машины, хоть и были одноклассницами, конструктивно сильно отличались друг от друга.
www.zr.ru
1991 Москвич 2141 — Пробег 20000 км, один хозяин
Москвич-2141 (экспортное наименование в странах Евросоюза — ALEKO, от Автозавод Ленинского Комсомола) — советский и российский легковой автомобиль третьей группы малого класса с кузовом типа «хэтчбэк», выпускавшийся с 1986 по 1997 годы на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).
С 1998 по 2001 год выпускалась модернизированная версия «Москвич-2141-02(-45, −00, −22)», известная под собственным обозначением — «Святогор». В 2001 году заводской конвейер остановился, а самые последние экземпляры, плохо собранные и требующие доработки, покинули цеха завода в начале 2003 года.
Даже после прекращения функционирования завода АЗЛК, производство «Москвича 2141(-02)(-45)» и пикапа на его базе продолжалось на сторонних предприятиях до 2003 года, пока не закончились машинокомплекты. Выпущен 716831 экземпляр.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
АЗЛК с конца шестидесятых годов активно работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между моделями ВАЗ и «Волгой»(см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С); к середине десятилетия работы были доведены до стадии предсерийных образцов. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК и других причин.
Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает:
Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении. Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера с готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом. Были, казалось бы, заманчивые предложения. Например, Citroen соглашался организовать на АЗЛК производство перспективной тогда модели ВХ, но с обычной пружинной подвеской вместо фирменной «гидропневматики». Не сошлись в цене. Концерн FIAT предложил к производству будущий Tipo — не устроили сроки. Немцы из Porsche предлагали к совместной разработке автомобиль, эскизы которого напоминали нынешний Volkswagen Bora… Ничем эта бурная деятельность не закончилась, и руководству пришлось вернуться к собственным разработкам.Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на свою беду, он не походил ни на один из «зарубежных аналогов». Поэтому в октябре 1976 года появился макет серии С-3 — окончательной, как тогда казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной, без спорных деталей. |
Между тем, несмоторя на наличие на АЗЛК оценивавшегося как «предсерийный» ходового прототипа С-3, в Минавтопроме к этому времени уже решили, что АЗЛК должен разработать и наладить выпуск семейства переднеприводных автомобилей того же класса, как более современных. Соответствующее указание и было спущено на завод.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Виктор Цой являлся владельцем автомобиля Москвич-2141, на котором и погиб в автокатастрофе.
- Первые 245 автомобилей, выпущенных в конце 1986 года, по решению Московского горисполкома достались работникам АЗЛК и ветеранам Великой Отечественной войны; массовый выпуск начался в 1987 году..
- Главный дизайнер проекта Игорь Зайцев так оценивает проблемы, существовавшие на АЗЛК, и в том числе приведшие к относительной неудаче проекта М-2141:
Ни культуры проектирования, ни культуры производства. А ведь это достигается только опытом! Я, проработав на АЗЛК двадцать пять лет, спроектировал шесть машин. Это немало, хотя Джуджаро к тридцати шести годам сделал более тридцати автомобилей. Но те, кто проектировал, скажем, коробки передач, успевали за всю жизнь сделать одну-две. Это ничтожно мало! |
Это может быть отнесено и к советской автомобильной промышленности этого периода в целом.
- Борис Ельцин являлся владельцем автомобиля Москвич-2141 серебристого цвета.
- По данным журнала «За рулём» за 2010 год появилось 4 новых автомобиля «Москвич». Это можно объяснить либо ошибкой журналистов, либо тем, что эти 4 автомобиля были собраны энтузиастами из запчастей.
xn--80aafe9bhdrpm.com
1987 Москвич 2141 — 1 хозяин, Пробег 8700 км
Москвич-2141 (экспортное наименование в странах Евросоюза — ALEKO, от Автозавод Ленинского Комсомола) — советский и российский легковой автомобиль третьей группы малого класса с кузовом типа «хэтчбэк», выпускавшийся с 1986 по 1997 годы на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).
С 1998 по 2001 год выпускалась модернизированная версия «Москвич-2141-02(-45, −00, −22)», известная под собственным обозначением — «Святогор». В 2001 году заводской конвейер остановился, а самые последние экземпляры, плохо собранные и требующие доработки, покинули цеха завода в начале 2003 года.
Даже после прекращения функционирования завода АЗЛК, производство «Москвича 2141(-02)(-45)» и пикапа на его базе продолжалось на сторонних предприятиях до 2003 года, пока не закончились машинокомплекты. Выпущен 716831 экземпляр.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
АЗЛК с конца шестидесятых годов активно работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между моделями ВАЗ и «Волгой»(см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С); к середине десятилетия работы были доведены до стадии предсерийных образцов. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК и других причин.
Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает:
Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении. Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера с готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом. Были, казалось бы, заманчивые предложения. Например, Citroen соглашался организовать на АЗЛК производство перспективной тогда модели ВХ, но с обычной пружинной подвеской вместо фирменной «гидропневматики». Не сошлись в цене. Концерн FIAT предложил к производству будущий Tipo — не устроили сроки. Немцы из Porsche предлагали к совместной разработке автомобиль, эскизы которого напоминали нынешний Volkswagen Bora… Ничем эта бурная деятельность не закончилась, и руководству пришлось вернуться к собственным разработкам.Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на свою беду, он не походил ни на один из «зарубежных аналогов». Поэтому в октябре 1976 года появился макет серии С-3 — окончательной, как тогда казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной, без спорных деталей. |
Между тем, несмоторя на наличие на АЗЛК оценивавшегося как «предсерийный» ходового прототипа С-3, в Минавтопроме к этому времени уже решили, что АЗЛК должен разработать и наладить выпуск семейства переднеприводных автомобилей того же класса, как более современных. Соответствующее указание и было спущено на завод.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Виктор Цой являлся владельцем автомобиля Москвич-2141, на котором и погиб в автокатастрофе.
- Первые 245 автомобилей, выпущенных в конце 1986 года, по решению Московского горисполкома достались работникам АЗЛК и ветеранам Великой Отечественной войны; массовый выпуск начался в 1987 году..
- Главный дизайнер проекта Игорь Зайцев так оценивает проблемы, существовавшие на АЗЛК, и в том числе приведшие к относительной неудаче проекта М-2141:
Ни культуры проектирования, ни культуры производства. А ведь это достигается только опытом! Я, проработав на АЗЛК двадцать пять лет, спроектировал шесть машин. Это немало, хотя Джуджаро к тридцати шести годам сделал более тридцати автомобилей. Но те, кто проектировал, скажем, коробки передач, успевали за всю жизнь сделать одну-две. Это ничтожно мало! |
Это может быть отнесено и к советской автомобильной промышленности этого периода в целом.
- Борис Ельцин являлся владельцем автомобиля Москвич-2141 серебристого цвета.
- По данным журнала «За рулём» за 2010 год появилось 4 новых автомобиля «Москвич». Это можно объяснить либо ошибкой журналистов, либо тем, что эти 4 автомобиля были собраны энтузиастами из запчастей.
1987 М
xn--80aafe9bhdrpm.com
статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)
История создания
«Москвич 2141» — автомобиль производства завода АЗЛК, выпускавшийся с 1986 по 2003 год. По сути, последняя разработанная модель завода АЗЛК. В середине 1970-х правительство СССР решило, что советский автопром должен постепенно переходить на выпуск переднеприводных автомобилей. С этой целью заводу АЗЛК была поручена разработка переднеприводной модели, взяв за основу модель SIMCA 1308. Этот автомобиль в 1976 году был признан автомобилем года в Европе и казался руководству очень перспективным. В коллективе завода подобное решение встретило если не негодование, то неприятие. По сути работникам было поручено заниматься копированием, в то время как уже существовали опытные автомобили серии «С», имевшие весьма самобытный дизайн.
Тем не менее, многие наработки не пропали даром. Например, дизайн передней части прототипа С3 нашел свое отражение в модели 2141. Стоит отметить, что ходовые образцы М-2141 имели внутренний индекс С7, что подтверждает их принадлежность к «С» серии. Первые серийные автомобили появились в 1986 году. Модель пережила несколько модернизаций. Существовали планы по выпуску версий с кузовом «седан» и «минивэн» на базе М-2141, но ни одна из этих моделей не дошла до серийного производства.
В середине 1990-х завод выпустил «люксовые» версии кузовов седан и хэтчбэк с увеличенной базой. Кроме того были выпущены купе на базе М-2141, получившие название «Дуэт». Существовала версия «пикап». Стоит отметить, что все вышеперечисленные версии не пользовались спросом, а купе «Дуэт» производились в основном на заказ. Версия универсала на базе М-2141 разрабатывалась на заводе в середине 1990-х, но в серийное производство не пошла. Сохранился лишь ходовой образец. В 2003 году все работы по производству М-2141 и его многочисленных модификаций были окончательно прекращены в связи с банкротством завода АЗЛК.
Дизайн
Несмотря на то, что базовым автомобилем для разработки была выбрана модель SIMCA 1308, заимствований в плане дизайна было мало. В связи с особенностями конструкции SIMCA, для установки двигателей производства АЗЛК был полностью переработан дизайн передней части автомобиля. Светотехника и общий стиль достался модели от прототипа С3. В целом автомобиль напоминал свой прообраз SIMCA 1308 только общими линиями кузова. Модель прошла тесты в аэродинамической трубе и имела прекрасные аэродинамические характеристики. Например, заднее стекло не загрязнялось при езде, поэтому в базовой комплектации автомобиль был лишен заднего стеклоочистителя. «Москвич 2141» соответствовал требованиям пассивной безопасности тех времен – низкорасположенные лонжероны сложной формы способствовали поглощению лобового удара.
В 1997 году модель пережила рестайлинг и получила новое имя — «Святогор». Изменился дизайн передней части автомобиля, в производстве были использованы иностранные комплектующие.
Двигатель
Гамма устанавливаемых на модель двигателей сильно разнилась. Первые автомобили 1980-х годов комплектовались силовыми агрегатами ВАЗ 2106 и модернизированными УЗАМ-331.10.
Изначально на заводе планировалась разработка собственных двигателей объемом 1.8 с 8 или 16 клапанами. Моторы были разработаны, а для их производства было закуплено оборудование и начато строительство специального отдельного цеха. К началу 1990 строительство было практически завершено (разные источники оценивают готовность цеха в 85-95%), но из-за экономического кризиса и неспособности завода вернуть долг в 800млн долларов за оборудование, строительство так и не было закончено. Цех был опечатан, а оборудование вывезено и утрачено.
В результате, «временный» двигатель от ВАЗ 2106 еще долгое время ставился на М-2141. Кроме него на серийные автомобили ставились силовые агрегаты Уфимского завода разного объема. Экспортные модификации некоторое время комплектовались двигателем FORD RTF. С середины 1990-х было решено использовать двигатель Renault объемом 2 литра. В основном этим двигателем комплектовались «люксовые» версии М-2141 и рестайлинговые «Святогоры».
Модификации
«Москвич-2141Е1» — прототип с электромотором
«Москвич-2335» — модификация с кузовом пикап
«Москвич 2142» — модификация с кузовом седан
«Москвич-2901» — модификация универсал
«Москвич 214100» — рестайлинговая версия «Святогор»
«Москвич-2141Y2 Юрий Долгорукий» — удлиненный вариант версии «Святогор»
«Москвич-2142V3 Князь Владимир» — удлиненная версия седана 2142
«Москвич-2142R5 Калита» — обновленная версия модели «Князь Владимир»
«Москвич-2142S0 Дуэт» -купе на базе М-2141
autoussr.com
📌 Москвич-2141 — это… 🎓 Что такое Москвич-2141?
Москвич-2142 Алеко
Общие данные
Сборка: | АЗЛК (Москва, СССР) ОАО Москвич (Москва, Россия) Балкан (Ловеч, Болгария) Киевский Авторемонтный Завод № 5 (Киев, Украина) |
Иные обозначения: | Aleko-2141 S |
УЗАМ-331.10 | |
---|---|
Производитель: | Уфимский моторный завод |
Марка: | УЗАМ-331.10 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 1500 см3 |
Максимальная мощность: | 55 кВт (75 л.с.), при 5500 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 108 кГм Н·м, при 3200 об/мин |
Конфигурация: | L4 |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 160 км/час |
Расход топлива при смешанном цикле: | 8,5 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 11,2 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 6,2 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 86 мм |
Ход поршня: | 70 мм |
Cтепень сжатия: | 8,8 |
Система питания: | Карбюратор Дааз 2140 |
ВАЗ-2106-70 | |
---|---|
Марка: | ВАЗ-2106-70 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 1568 см3 |
Максимальная мощность: | 53 кВт (72 л.с.), при 5400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 121 Н·м, при 3000 об/мин |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 160 км/час |
Расход топлива при смешанном цикле: | 8,0 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 10,5 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 6,2 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 79 мм |
Ход поршня: | 80 мм |
Cтепень сжатия: | 8,5 |
УЗАМ-3317 | |
---|---|
Марка: | УЗАМ-3317 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 1699 см3 |
Максимальная мощность: | 63 кВт (86 л.с.), при 5300 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 133 Н·м, при 3200 об/мин |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 170 км/час |
Расход топлива при смешанном цикле: | 8,7 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 11,5 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 7,1 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 85 мм |
Ход поршня: | 74,9 мм |
Cтепень сжатия: | 8,5 |
ВАЗ-21213 | |
---|---|
Марка: | ВАЗ-21213 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 1690 см3 |
Максимальная мощность: | 58 кВт (79 л.с.), при 5200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 130 Н·м, при 3200 об/мин |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 165 км/час |
Расход топлива при смешанном цикле: | 9,0 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 11 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 6,8 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 80 мм |
Cтепень сжатия: | 8,5 |
Ford-XLD418 | |
---|---|
Марка: | Ford-XLD418 |
Тип: | дизельный |
Объём: | 1 753 см3 |
Максимальная мощность: | 44 кВт (60 л.с.), при 4800 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 110 Н·м, при 2500 об/мин |
Конфигурация: | впрыск в предкамеру |
Цилиндров: | 4 в ряд |
Макс. скорость: | 140 км/час |
Расход топлива при смешанном цикле: | 5,7 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 8,5 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 5,0 л/100 км |
Cтепень сжатия: | 21,5 |
Renault-F3R | |
---|---|
Производитель: | Renault |
Марка: | Renault-F3R |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 1 998 см3 |
Максимальная мощность: | 84 кВт (114 л.с.), при 5200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 168 Н·м, при 3500 об/мин |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 195 км/час |
Расход топлива при смешанном цикле: | 8,2 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 10,3 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 6,8 л/100 км |
Экологические нормы: | Евро 2 |
Диаметр цилиндра: | 83 мм |
Ход поршня: | 93 мм |
Cтепень сжатия: | 9,8 |
механическая 5-ступ.
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1420 мм |
Колея передняя: | 1440 мм |
Масса: | 1070-1080 кг |
Динамические
Разгон до 100 км/ч: | 16,5 с. — УЗАМ-331.0 14,9 с. — ВАЗ-2106-70 14 с. — УЗАМ-3317 15 с. — ВАЗ-21213 25,0 с. — Ford-XLD418 11,5 с. — Renault-F3R |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник ПреемникМосквич Яуза |
Другое
Грузоподъёмность: | 400 кг |
Объём бака: | 55 л |
Москви́ч-2141 (экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола, в странах Евросоюза продавался под обозначением Aleko) — советский и российский легковой автомобиль третьей группы малого класса (сегмент D) с кузовом типа «хетчбэк», выпускавшийся с 1986 по 1998 годы на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).
С 1998 по 2001 год выпускалась модернизированная версия «Москвич-2141-02», известная под собственным обозначением — «Святогор». В 2002 году заводской конвейер остановился, а самые последние экземпляры, плохо собранные и требующие сильной доработки, покинули цеха в начале 2003 года. Даже после прекращения функционирования завода АЗЛК, производство «Москвича 2141(-02)» и пикапа на его базе продолжалось на сторонних предприятиях до 2002 года, пока не закончились машинокомплекты.
История создания
Предыстория
АЗЛК с конца шестидесятых годов активно работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между моделями ВАЗ и «Волгой» (см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С); к середине десятилетия работы были доведены до стадии предсерийных образцов. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК и других причин. Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает:
Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении. Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера с готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом. Были, казалось бы, заманчивые предложения. Например, Citroen соглашался организовать на АЗЛК производство перспективной тогда модели ВХ, но с обычной пружинной подвеской вместо фирменной «гидропневматики». Не сошлись в цене. Концерн FIAT предложил к производству будущий Tipo — не устроили сроки. Немцы из Porsche предлагали к совместной разработке автомобиль, эскизы которого напоминали нынешний Volkswagen Bora… Ничем эта бурная деятельность не закончилась, и руководству пришлось вернуться к собственным разработкам. Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на свою беду, он не походил ни на один из «зарубежных аналогов». Поэтому в октябре 1976 года появился макет серии С-3 — окончательной, как тогда казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной, без спорных деталей. |
Между тем, несмоторя на наличие на АЗЛК оценивавшегося как «предсерийный» ходового прототипа С-3, в Минавтопроме к этому времени уже решили, что АЗЛК должен разработать и наладить выпуск семейства переднеприводных автомобилей того же класса, как более современных. Соответствующее указание и было спущено на завод[1].
Начальный период
В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler, обладатель титула «Автомобиль 1976 года в Европе». Требование отраслевого министерства копировать иностранную модель было воспринято коллективом завода как оскорбление, как вспоминал один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев[1]:
Нам привезли кузов от «Симки», на базе которого предстояло сделать макет-агрегатоноситель для изучения особенностей переднеприводной компоновки. У нее просто отрезали передок и приделали новый — с продольно расположенным «четыреста двенадцатым» двигателем. Этот прототип мы назвали «Максимкой». Министру Полякову он очень понравился. А про наш собственный «Москвич» С-3, опытный образец которого строился примерно в это же время, Поляков говорил: «Где вы видели такие автомобили? Таких машин не бывает!». Позже купили несколько Симок, одну из них разобрали: агрегаты отправили в лабораторию на испытания, а кузов отдали нам. Прямо на нем мы и лепили будущий «сорок первый». Это было очень трудно: месяца полтора или два я не мог заставить свою команду подойти к этому макету! Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Так и родился Москвич-2141. |
Бывший в те годы генеральным конструктором АЗЛК Ю. А. Ткаченко в своих воспоминания о том же этапе проектирования автомобиля рисует несколько отличающуюся картину событий[2]:
Я руководил разработкой «Москвича-2141» в качестве главного конструктора АЗЛК от начала создания модели до завершения приемочных испытаний (1977—1984 гг.). По моему предложению «Симку-1308» взяли в качестве прототипа-носителя агрегатов. За рубежом такая практика широко распространена. Эти модели называют «мулами». ВАЗ широко использовал в качестве «мулов» выпускаемые модели «Жигулей». Мы не имели такой возможности, так как создавали машину в новом, более высоком классе. |
Для ускорения проектных работ решили использовать для постройки ходового макета кузов переднеприводной модели «Симка-1308». Чисто внешне кузов «Симки», ставшей «Автомобилем 1976 года», выглядел достаточно эффектно, что имело немаловажное значение при представлении модели руководству Совмина и министерства. |
Так или иначе, прототип на основе кузова Simca 1308 с новым передком, в котором был продольно установлен двигатель от «Москвича-412», был готов уже в 1977 году, через четыре месяца после начала проектирования[2] — на заводе его открыто называли «Максимкой»[1]. В октябре того же года он был продемонстрирован руководству на стадионе АЗЛК и одобрен для дальнейшей разработки[2].
Конструктивные особенности
Приблизительное сравнение силуэтов Simca и «Москвича» (красный — «Москвич», чёрный — Simca.Передняя часть «Симки», рассчитанная на поперечное расположение силового агрегата, не подходила для установки имевшихся в производстве в СССР двигателей из-за их большой длины и высоты; кроме того, «фирменная» торсионная передняя подвеска автомобилей Chrysler на двух поперечных рычагах, выполненная по образцу американских моделей корпорации, была слишком непривычным решением, да и недостаточно технологична.
Поэтому при проектировании кузова за основу взяли кузов «Симки» лишь начиная от передних стоек крыши — эта часть в значительной степени сохранила свои общие внешние очертания (при этом, кузовные панели были всё же спроектированы заново), а также — многие элементы конструкции силового каркаса, в первую очередь наиболее ответственный и сложный в проектировании — проёмы дверей.
Однако совершенно иная конструкция задней подвески в виде полунезависимой балки с витыми пружинами (очень широко распространённая в те годы конструкция, происходящая от автомобилей VAG), вместо независимой на поперечных торсионах у «Симки», обусловила значительные отличия в конструкции днища и задней оконечности кузова в районе пола багажного отсека.
Элементы кузова до передних стоек крыши и щита моторного отсека были спроектированы заново полностью, в частности, появились длинные, низко расположенные лонжероны сложной, способствующей эффективному энергопоглощению при лобовом ударе формы, обусловившие хорошую для тех лет пассивную безопасность автомобиля.
В целом, количество внесённых в кузов по сравнению с «Симкой» изменений было столь велико, что, как утверждает генеральный конструктор автомобиля Ю. А. Ткаченко[2],
Новые агрегаты трансмиссии и шасси потребовали разработки полностью нового основания кузова. Перечень отличий можно продолжить, но, наверное, проще сказать, что от «Симки» осталось: часть элементов конструкции крыши и профили уплотнителей стекол. |
Агрегатная часть автомобиля также не отличалась уникальностью — компоновка силового агрегата, передняя подвеска типа «макферсон» и задняя полунезависимая с торсионной балкой (типа «torsion-crank») отчётливо напоминали, в частности, автомобили западногерманского концерна VAG («Ауди», «Фольксваген») с продольным расположением двигателя.
Помимо возможности применить (как изначально полагали, в качестве временной меры) уже имевшиеся в производстве слишком длинные для поперечного расположения двигатели УЗАМ и ВАЗ, в перспективе такая компоновка привлекала и возможностью создания автомобилей с полным приводом (таковые были созданы в конце восьмидесятых годов совместно с английской фирмой FFD, а в последние годы существования предприятия серийно производились).
Кроме того, компоновка предопределила высокую для своего времени пассивную безопасность автомобиля, особенно при смещённом ударе водительской стороной — в этом автомобиль даже в начале девяностых был сравним с моделями иностранного производства[3].
Однако, продольное расположение довольно длинных, высоких и тяжёлых силовых агрегатов ВАЗ и УЗАМ предопределило также большой передний свес, относительно высокую линию капота, некоторое нарушение развесовки, ухудшение геометрической проходимости и немного аляповатый внешний вид хэтчбэка с длинным «носом» (более гармоничная внешне модификация «седан» серийно не выпускалась).
Для линейки переднеприводных «Москвичей», которая по оригинальному замыслу должна была включать в себя базовые модели «Москвич-2141» (хэтчбек), «Москвич-2142» (седан), «Москвич-2335» (пикап) и «Москвич-2901» (универсал повышенной вместимости, то есть, минивэн), было сконструировано оригинальное семейство бензиновых и дизельных двигателей «Москвич». Был создан мотор АЗЛК-21415 (1.8 литра, 8 клапанов) [1] [2] [3]; мотор АЗЛК-21416 (1.8 литра, 16 клапанов) [4] [5] [6]; а также турбодизель объемом 1.8 литра АЗЛК-21413 [7] [8] [9]. Для производства этих двигателей, при АЗЛК создавалось собственное моторное производство.
Однако, завод двигателей, будучи построенным к началу девяностых годов на 90-95 % (данные разнятся), из-за начавшегося экономического кризиса и невозможности погашения предприятием кредита в $800 млн, предоставленного в конце восьмидесятых банком ВТБ под закупку импортного оборудования, достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено.
В результате «41-й» Москвич, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106-70 («Москвич-2141») и УЗАМ-331.10 («Москвич-21412»), так и не дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей степени предопределило неудачную судьбу данного автомобиля.
В серийном производстве на переднеприводный «Москвич» устанавливались карбюраторные двигатели рабочим объёмом 1500 см³ (УЗАМ-331.10), с лета 1994 года — 1700 (УЗАМ-3317), а позднее 1800 и (очень редко) 2000 см³ производства Уфимского завода (УЗАМ), разработанные на основе двигателя «Москвича-412», а также — на меньшую часть выпуска — объёмом 1600 см³, позднее — 1700 и 1800 см³ производства ВАЗ;
Кроме того, в начале девяностых годов выпускались экспортные модификации М-2141-136 и М-2141-10 с дизельным двигателем иностранного производства рабочим объёмом 1800 см³ модели FORD RTF (XLD418, этот же мотор устанавливался на модели Ford Fiesta, Ford Escort и Ford Sierra с сентября 1993 года).
В середине девяностых годов встал вопрос о современном двигателе для «Москвича». После длительных поисков конструкторы остановились на французском инжекторном двигателе модели Renault F3R272 (2000 см³), версии с ним предлагались в конце серийного производства модели — по потребительским качествам они являются наилучшими во всём семействе.
Единственным типом коробки передач со всеми двигателями была пятиступенчатая механическая, впервые появившаяся на машинах советского производства именно на М-2141.
По сравнению с предыдущими моделями АЗЛК, конструкция и дизайн которых восходили к концу пятидесятых — началу шестидесятых годов, М-2141 безусловно был настоящим прорывом. Но и по сравнению с бюджетными автомобилями иностранного производства анахронизмом он на момент начала производства не выглядел. Такие решения, как пятиступенчатая коробка передач, четырнадцатидюймовые колеса, относительно большая колёсная база, широкий кузов типа «хетчбэк», передняя подвеска типа «макферсон» и полузависимая задняя типа «torsion-crank», реечное рулевое управление и интегрированные «объёмные» пластиковые бамперы на момент начала производства автомобиля (1986 год) ещё не стали в мировом автостроении общепринятыми, хотя прогрессивными на тот момент также уже не считались.
Применённые в автомобиле конструктивные решения позволили даже с учётом использования устаревших силовых агрегатов добиться снижения массы и расхода топлива по сравнению с «Симкой»[2], улучшилась и проходимость за счёт увеличения дорожного просвета и хорошей загрузки передних ведущих колёс (обратная сторона не слишком удачной развесовки).
Дизайн
«Москвич»
Simca
В процессе разработки модели оперение (несиловые внешние элементы) кузова «Москвича» было спроектировано заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов. По воспоминаниям создателей, кузов «Симки» со снятыми агрегатами непосредственно использовался в качестве основы для пластилинового макета «Москвича».
«Москвич»
Simca
Не был кузов «Москвича» точной копией иностранной модели и с точки зрения пропорций и габаритных размеров — в частности, была немного уменьшена колёсная база, укорочен задний свес и увеличен передний. Интерьер был разработан полностью самостоятельно, причём по всем габаритам он превосходил «Симку».
В итоге от своего прототипа «Москвич» в его финальном, серийном виде унаследовал лишь общие обводы кузова после передней стойки крыши, некоторые особенности его конструкции (преимущественно — силового каркаса, в том числе — проёмов дверей). Досталось ему от французской автомобилестроительной школы и размёщенное под полом багажника запасное колесо (до 1999 года), — последнее решение оказалось не вполне удачным для российского климата, так как крепление подвержено ржавлению, а снять с него колесо в сырую погоду не испачкавшись весьма сложно.
Никаких претензий в плане нелицензионного использования интеллектуальной собственности к АЗЛК не возникло — что подтвердили охранными документами все промышленно развитые страны мира, в том числе и Франция[2] (хотя после европейской премьеры модели в прессе всё же возникло обсуждение её возможной связи с продукцией «Симки»).
«Москвич»
Simca
В отличие от «рубленых» форм хетчбэков ВАЗ «восьмого» семейства, «Москвич» отличался более скруглённым и современным обликом, что предопределило также лучшую аэродинамику (называлось значение коэффициента лобового сопротивления воздуха Cx=0,35, однако, оно вызывает некоторые споры).
Последним М-2141 был обязан в том числе и проведению на этапе разработки продувок моделей в аэродинамической трубе кафедры механики МГУ, а впоследствии, на этапе доводки — продувок полноразмерных автомобилей в ЦАГИ и на оборудовании фирмы «Renault» во Франции, что повлияло на выбор плавных, округлых обводов для передней части, введение специального аэродинамического щитка перед картером двигателя, позволившего уменьшить поток воздуха под днищем, а также аэродинамической «юбки» на заднем бампере. С этой точки зрения, М-2141 оставался наиболее совершенным советским серийным автомобилем до появления ВАЗ-2110.
К сожалению, привязка формы задней части автомобиля к французскому прототипу не дала в полной мере использовать имевшиеся на тот момент наработки по улучшению аэродинамики, — в частности, отмечается, что одно лишь небольшое (на 5-10°) изменение угла наклона задней стенки кузова в сторону уменьшения позволило бы снизить коэффициент лобового сопротивления на существенную величину в пять-шесть сотых[4].
Между тем, характер обтекания кузова «Москвича» был таким, что заднее стекло — в отличие от хетчбэков ВАЗ — практически не забрызгивалось при езде, что позволило отказаться от стеклоочистителя задней двери в базовой комплектации.
Любопытно, что дизайн передней части в финальном виде весьма напоминал один из опытных «Москвичей» серии «С»,— С-3, то есть, более ранние собственные наработки АЗЛК в этой области всё же в какой-то мере оказались востребованы. Следует отметить, что в процессе проектирования внешности автомобиля было перебрано весьма большое число вариантов оформления, и в серию из них пошёл достаточно серьёзно переработанный относительно как оригинала, так и изначальных вариантов.
Предварительная модель седана «Москвич-2142».Наряду с базовой моделью с кузовом «хетчбэк» была разработана и модификация с кузовом «седан» — «Москвич-2142», причём работы по нему велись уже на основе готового хетчбека, что существенно затруднило работу над автомобилем. Игорь Зайцев вспоминает[1]:
Мы воевали с начальством: нельзя так проектировать автомобили. Все модификации должны создаваться параллельно: и хэтчбек, и седан, и универсал. А когда начинаешь вот так, вдогонку — ничего не стыкуется! Доходило до смешного: приходилось бороться за то, чтобы сделали подсветку в перчаточном ящике или карманы в дверях. В ответ — аргумент: зачем это надо? Трудно это объяснить ведущему конструктору, который в свои сорок пять лет ни разу за рулем не сидел. Пепельницу конструировал человек, который никогда в жизни не курил! Ты представляешь, спрашиваю, что ты сделал? Ей же пользоваться невозможно! Ни культуры проектирования, ни культуры производства. |
Как результат, эта модель так и не пошла в массовую серию, было построено только определённое количество прототипов и опытных образцов, часть из которых впоследствии попала в руки к индивидуальным владельцам. Вместо пуска «народного» седана «2142», завод с конца девяностых сосредоточил свое внимание на создании «эксклюзивных» версий стретчей и купе на его базе, что на фоне стремительно падавшего качества серийных автомобилей (значительная часть из которых в последние годы работы предприятия отгружалась просто в недоукомплектованном виде) вполне закономерно стало одним из факторов, приведших к финансовому краху и последующему банкротству предприятия.
Югославская фирма «Прогресс» в своё время изготовила прототип универсала на базе «Москвича».
Кроме того, было выпущено определённое количество автомобилей с кузовом «пикап», имевших рессорную зависимую заднюю подвеску, часть из которых была оборудована в качестве спецмодификации для таксопарков.
Особенности семейства
Салон Москвича-2141 просторен и достаточно комфортабелен, но относительно плохо отделан даже по меркам советского автопрома, особенные нарекания вызывала очень «шумная» панель приборов.Для семейства «Москвич-2141» характерны вместительные салон и багажное отделение (увеличиваемое за счет складывания заднего сиденья), эффективное отопление салона, лёгкое рулевое управление, хорошая управляемость на высоких скоростях и проходимость по заснеженным и загрязненным дорогам. Высокая ремонтопригодность автомобиля частично искупала несовершенство и ненадёжность применявшихся на нём узлов и агрегатов.
По совокупности потребительских характеристик, «Москвич-2141» в наибольшей степени отвечал понятию «семейный автомобиль», превосходя более тесные малолитражные модели ВАЗ. По эргономике водительского места «Москвич», по многим оценкам, превосходит все остальные отечественные автомобили на десятилетие вперёд, включая более позднее «десятое» семейство ВАЗ’ов.
Однако, при всех своих положительных качествах, «41-й» Москвич, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106-70 («Москвич-2141») и УЗАМ-331.10 («Москвич-21412»), так и не дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей степени и предопределило неудачную судьбу автомобиля.
Кроме того, качество комплектующих и сборки, а особенно — грунтовки и окраски кузовов на АЗЛК в перестроечный и пост-перестроечный период было нестабильным и, в целом, откровенно неудовлетворительным, причём с годами всё более ухудшалось. В 90-е годы, после перехода на «упрощённую технологию» окраски, кузов среднестатистического автомобиля начинал корродировать уже в первый год эксплуатации, что весьма отрицательно сказывалось на имидже модели.
Во второй половине девяностых завод начал использовать импортные комплектующие для повышения надежности (новые двигатели, тормозные системы, фары), но это приводило к росту цены и не решало главной проблемы с «цветущим» кузовом. Кроме того, последние товарные партии автомобилей были выпущены заводом в неукомплектованном виде и дособирались по сути в кустарных условиях.
Модификация М-21412 отличается неудачным сочетанием уфимского двигателя УЗАМ-331.10 (модернизированный вариант старого двигателя Москвича-412 с вихревыми камерами сгорания), имевшего совершенно неадекватные массе и размерам автомобиля рабочий объём и мощность, с более современной экипажной частью. В результате, автомобиль не обладал необходимой мощностью и динамикой, к тому же адаптация мотора под новый моторный отсек была произведена не вполне удачно, так что ряд узлов и навесных агрегатов (прежде всего — распределитель зажигания и расширительный бачок системы охлаждения) оказались самыми уязвимыми и дополнительно снижали и без того невысокую надёжность автомобиля.
Модернизация: «Святогор»
Москвич-214145 «Святогор» Москвич-214145 «Святогор»Модернизированная версия автомобиля «Москвич-2141» дебютировала в 1997 году. Обновлённый автомобиль получил не только новый индекс (2141-02) и собственное имя «Святогор», но и заметно изменённую внешность и более мощный двигатель. Благодаря новым фарам фирмы «Hella», внешность автомобиля стала более привлекательной и меньше выделялась на фоне иностранных моделей середины девяностых годов.
Ввиду отсутствия собственного двигателя с удовлетворительными характеристиками, руководство ОАО «Москвич» решило использовать мотор F3R272 фирмы Renault объёмом 2,0 л (модификация −214145 «Святогор» — 104,5 л.с. (брутто — 113 л.с.)). Современный французский двигатель значительно улучшил надежность, динамические и скоростные характеристики автомобиля. Установка более мощного двигателя повлекла за собой изменение узлов трансмиссии и тормозов на более надежные и современные иностранного производства (использовалось сцепление Valeo и вакуумный усилитель тормозов фирмы Lucas). Кроме того, на М-214145 был уменьшен клиренс.
Однако, на значительную часть выпуска продолжали ставить прежние двигатели ВАЗ-2106 и УЗАМ-3317 (отдельные партии «Святогоров» комплектовались 1,8-литровыми двигателями ВАЗ-2130 и УЗАМ-3313/3318).
Проект дальнейшей модернизации
В конце девяностых годов на заводе был разработан проект дальнейшей модернизации автомобиля. «Святогор» должен был получить новый передок, полностью новые бамперы под цвет кузова с резиновыми вставками, заднюю часть с выступающим третьим объёмом, резиновые молдинги на боковине, современную светотехнику и полностью новый салон. Проект
dis.academic.ru
Каким мог стать Москвич-2141
Концепт-кар АЗЛК-2141: Таким мог быть новый Москвич.
Вы когда-нибудь задумывались, что могло бы быть, если бы завод АЗЛК не обанкротился? Как бы выглядели сегодня новые автомобили «Москвич»?. Конечно, представить это в наши дни практически невозможно. Но если вы сами лично бы увидели различные концепции ранее разрабатываемые автозаводом АЗЛК «Москвич», то вы смогли бы тогда наверняка в сегодняшнее время себе представить, как могла бы выглядеть современная продукция АЗЛК. Мы дадим вам такую возможность и расскажем интересную историю об автомобиле Москвич, который сегодня мог бы быть похожим на один из самых потрясающих футуристических автомобилей и смог бы удивить многих автолюбителей в нашей стране.
Знаете ли вы, что легендарный дизайнер-художник и футуролог Сид Мид, оказывается был причастен к разработке новых моделей «Москвич», которые должны были сменить модельную линейку автомобиля Москвич-412.
В результате его участия в разработках на рынок вышел знаменитый Москвич-2141″Алеко», который, к нашему большому сожалению в конечном итоге оказался точной копией автомобиля Simca 1307, который был выпущен компанией Chrysler Alpine для европейского рынка в 1975 году. Но неужели известный на весь мир Сид Мид решил скопировать европейскую Simca 1307, чтобы без особого труда представить проект Москвич-2141? Конечно же это не так.
На самом деле Сид Мид разработал данный Москвич-2141 совершенно с другим внешним видом. И надо признать, этот дизайн был потрясающий. Жаль конечно, что эта машина так и не стала серийной. Иначе бы на закате эпохи автозавода АЗЛК мы увидели бы совершенно другую автопродукцию. И кто знает, как дальше бы все сложилось, возможно бы другие, нового поколения «Москвичи» не позволили бы в 90-е годы обанкротится автозаводу. Ведь Сид Мид создал концепт АЗЛК-2141, который имел потрясающий внешний вид, и возможно тогда бы при поступлении этих машины в продажу после начала их серийного выпуска, покупатели с достоинством оценили бы тот дизайн автомашины. Кстати и вполне возможно, что в этом случае «Москвич» смог бы затмить популярность автомобилей Лада. А из этого вытекает следующее, что сегодня рынок отечественных машин мог бы выглядеть совсем иначе.
Кто же такой Сид Мид? Этот художник футурист и дизайнер приобрел мировую известность в проектировании автомобилей после создания им концепт-арта, для таких кинокартин как, «Бегущий по лезвию бритвы» и «Чужие и Трон». Так же Сид Мид создал дизайн и космических кораблей для фильма «Стар-трек» (Звездный путь).
Пожалуй сегодня можно утверждать, что этот дизайнер и художник-футурист является самым известным в мире художником по созданию рисунков будущего.
Но несмотря на его известность мало кто в мире знает, что Сид Мид был причастен к созданию автомобиля «Москвич-2141». К сожалению эта его попытка создать потрясающий Российский автомобиль провалилась. И все из-за политики нашего государства и автозавода. В итоге, мы имеем вместо оригинального индивидуального автомобиля Москвич отвратительную копию французского автомобиля, с которой и вышли на авторынок.
Как же так? Неужели Москвич-2141 это подделка? Об этом ниже.
«Москвич» был одним из крупных автопроизводителей в нашей стране (во времена Советского Союза — СССР). Долгое время автозавод АЗЛК «Москвич» выпускал неуклюжие автомашины с простым стилем и с консервативной конструкцией. Вся конструкция изначально создавалась с задним приводом и поставлялась на авторынок.
К 1970-х годам автозавод «Москвич» с министрами Правительства решили, что стране срочно нужен новый легковой автомобиль. В итоге началось проектирование новой заднеприводной модели. К всеобщему сожалению разработки нового легкового автомобиля зашли в тупик. Особенно после того, как министр Автопромышленности раскритиковал все наработки конструкторов завода «АЗЛК», приказав начать все с чистого листа.
В итоге, руководство автозавода отказалось от идеи создать что-то индивидуальное и оригинальное. Так весь мир увидел автомобиль Москвич-2141″Алеко», который, по своей сути являлся точной копией Simca 1307. И что самое интересное, этот клон понравился не только министру автопромышленности СССР, но и другим членам Правительства. Так началась история серийного «Москвича-2141».
Но знаете ли вы, что «Москвич-2141» мог дойти до серийного выпуска с удивительно фаталистичным внешним видом?
Дело в следующем. Когда министр автопромышленности раскритиковал все наработки будующей модели и приказал таким образом руководству автозавода «АЗЛК» начать разработку новинки с чистого листа, то в процессе разработки машины наша страна обратилась за помощью к знаменитому мастеру автодизайна- Раймонду Лоуи, который согласился спроектировать для нас будущий «Москвич» нового поколения.
Далее Лоуи попросил возглавить проект будущего «Москвича» дизайнера и художника Сид Мида. В итоге, Сид Мид создал увлекательно-красивый концепт хэтчбека, который сочетал в себе популярный в то время (1970-е года) для этого кузова стиль, где прослеживались и были заметны его футуристические линии, которые очень обожал и любил знаменитый дизайнер.
Судя по всему, кто-то из Министерства автопромышленности был вдохновлен французским автомобилем Simca 1307. Возможно тот, кто курировал проэкт и работу зарубежных дизайнеров на уровне Правительства попросил проектировщиков, взять за основу будущего нового «Москвича» именно проэкт автомобиля Simca 1307 или его кузов.
Посмотрите на рабочие проекты концепции «Москвича-2141», которые создал дизайнер Сид Мид и вы реально увидите много схожего с моделью Simca 1307. Обратите свое внимание, что концептуальные рисунки «Москвича-2141» созданные зарубежным художником, имеют те же формы и пропорции, что и французский хэтчбек. Но несмотря на это концепция «АЗЛК-2141» имела свой индивидуальный стиль и чистый футуристический дизайн. И по-другому быть не могло. Ведь концепт рисовал легендарный футуролог и художник- Сид Мид.
Кстате хотим сказать, что в дизайне концепта «Москвича-2141» были некоторые асимметричные детали кузова, благодаря которым специалисты легко могли понять, что дизайн автомобиля был создан дизайн-студией Раймонда Лоуи.
Самая поразительная часть дизайна концепта «Москвич-2141» на наш взгляд, находится с боку машины, где боковая линия автомобиля берет свое начало из передней части машины и опускается уже в районе передней двери, образуя таким образом две параллельные линии одна из которых проходит под боковыми стеклами машины, а другая- ниже ручек дверей.
И что интересно, согласно описания концептуального рисунка, боковая полоса, выделяющая дверные ручки должна была соответствовать цвету внутренней отделки автомашины, но на нашем примере, как можно убедиться, цвет этой полосы- коричневый. Соответственно, согласно спецификации концепта, цвет отделки интерьера автомобиля должен был быть преимущественно коричневым.
Этот боковой дизайн с изменённой высотой боковой линии кузова даже сегодня выглядит современно и довольно-таки круто. С одной стороны получившаяся полоса, которая идет вдоль дверных ручек дверей, держит на себе взгляд, а с другой стороны та же полоса выглядит вроде, как-бы безлико и почти незаметно, что не создает уже такого ощущения, что она лишняя. Плюс ко всему этому, интересное решение дизайнера Сид Мида, которое связывает цвет боковой полосы с цветом интерьера. Ведь надо согласиться, что эта оригинальная идея и сегодня выглядит по современному красиво.
Обратите внимание на дизайн передней части концепт-кара «Москвич-2141». Вы заметили интересную особенность автомобиля? В нем отсутствует решетка радиатора. Именно эта особенность и позволяет утверждать, что дизайн будущего «Москвича» опережал немного свое время. Ведь, хотим напомнить, эта машина проектировалась еще в 1970-е годы. А что-то такое похожее появилось на авторынке только в 80-е — 90-е годы. Вспомните ранние модели Saturn и Volkswagen Passat или ряд других автомобилей General Motors и вы реально поймете, что концепт созданный Сид Мидом в 70-е годы реально опередил свою эпоху.
Кстате, в зарубежных архивах имеются и рисунки самого Раймонда Лоуи, который также делал свои наброски будущего нового «Москвича». Единственное только, что нам непонятно, когда Лоуи делал все эти эскизы. К сожалению такой информацией мы не обладаем. Не известно, когда рисунки были им сделаны: до визуализации автомобиля «АЗЛК-2141», которые лично делал Сид, или уже после его визуализации.
Возможно изначально наброски и первые грубые эскизы сделал сам Раймонд Лоуи, а дальше уже их визуализировал художник Сид Мид.
В архивах содержатся и промежуточные эскизы, которые были созданы для того, чтобы решить вопрос с оптикой, какую для освещения, надо устанавливать на автомобиль.
Скорее всего, как мы полагаем, большинство работ было сделано дизайнером Сид Мидом. Дело вот в чем. Большинство других эскизов созданных Мидом показывают нам большое разнообразие идей, которые были связаны с нецентральным и асимметричным дизайном. А такой дизайн делал только Сид Мид. То есть, вряд ли Раймонд Лоуи был автором идеи сделать будущий «Москвич» футуристическим, он всегда предлагал более классический дизайн.
Обратите внимание еще на один эскиз концепта автомобиля «2141». На этом рисунки в глаза сразу бросаются асимметричные детали экстерьера, как в передней части машины, так и сбоку. Например, на эскизе видно, что капот машины имел разную плоскость за счет перепада высоты. Также, рядом с передней фарой художник предлагал установить синюю панель, которая разрушала бы типичную для автопромышленности симметрию.
В том числе, обратите внимание на заднюю D-образную стойку, на элемент, которой на эскизе обозначен красным цветом. К сожалению мы не можем знать, что это за элемент. Вполне возможно, что это габаритный фонарь, а может быть это просто ярко-красная декоративная панель стойки автомобиля, которая также вносит в боковой стиль машины асимметрию.
В архиве также существуют эскизы «Москвича-2141» по проектированию внутренней части автомобиля. Это говорит о том, что зарубежные дизайнеры работали над будущим «Москвичом» не короткое время, как полагали многие автоэксперты. Соответственно, проектирование внутренней части концепта зарубежными художниками однозначно могло означать только одно, что совместный проект будущего фаталистичного «Москвича-2141» зашел довольно-таки далеко.
Естественно все говорит о следующем, что невероятное сочетание необычного партнерства: дизайнера Раймонда Лоуи, художника Сид Мида, а также представителей Правительства СССР, должно было привести к созданию одного из самых удивительных серийных хэтчбеков в мире.
К всеобщему сожалению наша страна (и весь мир) так и не увидела серийный «Москвич-2141» с невероятно красивым внешним видом, что очень конечно жаль. Ведь нашим отечественным автомобилям в те годы, как и в последующие (вплоть до недавнего времени) очень не хватало красивого авторского дизайна. И кто знает, как бы выглядели сегодня все отечественные автомобили, если бы футуристичный концепт «Москвича-2141» стал в далбнейшем серийным автомобилем. Ведь в этом случае, тот красивый хэтчбек возможно мог бы оказать очень существенное влияние на всех автодизайнеров работающих в те годы на отечественных автозаводах, что в конечном итоге могло бы безусловно повлиять на саму внешность наших советских автомобилей.
Да, понятно всем, что вероятнее всего красивый «Москвич» ни как не смог бы по надежности и качеству соперничать с зарубежными моделями. Но все-же, если брать и рассуждать с точки зрения дизайнерского стиля, то он точно заявил бы о себе на весь мир. Надо признать, все концептуальные рисунки будущего «АЗЛК-2141» были потрясающие.
Но увы, что случилось то и случилось. В итоге, до серийного производства дошел совсем другой автомобиль «Москвич-2141», который всем нам знаком своим скучным и убогим дизайном, который по своей сути являктся точной копией французского хэтчбека Simca 1307.
Почему же тогда этот красивый концепт так и не стал серийным? Ведь зарубежные дизайнеры сделали потрясающе-красивый автомобиль.
Да, это все так. Но в те годы наше правительство не горело желанием в создании красивых автомобилей. Наше государство не стремилось производить дорогие автомобили со сложным техническим дизайном. Вы сами должны понимать, что для производства такого футуристичного «Москвича» нужны были деньги, которые в нашей стране были в те годы на вес золота (Прим. Авт.: «да здравствует плановая экономика»).
В итоге, руководство нашей страны по всей видимости приняло решение,- максимально упростить дизайн автомобиля «Москвич-2141» с одной целью, чтобы удешевить себестоимость будущего хэтчбека.
Так как, по просьбе нашего правительства и министерства автопромышленности дизайнеры при разработке машины взяли основу автомобиля Simca 1307, то в итоге упрощения дизайна автомобиля, на авторынок по сути и вышла та самая копия автомобиля Simca 1307.
Но зарубежные дизайнеры к этому уже были не причастны. Ведь адаптацией дизайна Simca 1307 для серийного «Москвича-2141» занимались уже другие люди, т.е. российские дизайнеры работающие в то время на автозаводе «АЗЛК.
Кстати, вполне возможно, что на то время в нашем руководстве кто-то действительно был фанатом автомобиля Simca 1307, и в конечном итоге такая любовь к ней и предопределила судьбу нашего скучного «Москвича-2141».
www.1gai.ru