Разное

Автомобиль фрезе и яковлева: Как создали первый русский автомобиль

Как создали первый русский автомобиль


В этот день 119 лет назад на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде публике был представлен первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изготовленный в России. Создателями первого отечественного автомобиля были Евгений Яковлев (1857–1898) и Петр Фрезе (1844–1918). 

Конец XIX века – эпоха бурного развития автомобильной промышленности во всем мире. К примеру, в том же 1896 году Генри Форд совершил первую поездку на своем «квадрицикле», Эдуард Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами, немецкая фирма «Бенц» изготовила 181 автомобиль, а в Англии отменили закон о человеке с красным флагом, который должен был бежать впереди любого безлошадного экипажа.

Генри Форд на своем «квадрицикле»


В России 1896 год ознаменовался введением правил дорожного движения и созданием первого отечественного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Его конструкцию русские инженеры обдумывали давно, тщательно изучая зарубежную информацию о достижениях науки и техники вообще и экспериментах с самодвижущимися экипажами во Франции и Германии в частности. Так, известный московский пропагандист технического прогресса Петр Энгельмейер еще в 1883 году встречался в Германии с Карлом Бенцем, а в 1893-м Евгений Яковлев и Петр Фрезе побывали на Всемирной выставке в Чикаго, где подробнейшим образом исследовали экспонируемый там автомобиль «Бенц-Виктория». Автомобиль Бенца поразил воображение конструкторов, и они решили построить подобную машину вместе.

Создатели первого русского автомобиля следовали традициям легких конных колясок. У последних в те времена были деревянные колеса со сплошными резиновыми шинами. Они плохо поглощали дорожные толчки, поэтому колеса приходилось делать как можно большего диаметра (1200–1500 мм). Вращались они не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках.

 

Рамы на легких конных колясках часто не было вовсе. Передняя и задняя балки шарнирно соединялись двумя продольными тягами, образуя, как говорили тогда, «ход». Поворот осуществлялся передними колесами. При этом они заходили под так называемый «гусь» (передок кузова), и их приходилось делать диаметром меньше, чем задние.

Двигатель и трансмиссию первого русского автомобиля разрабатывал Яковлев. Он пошел по пути Бенца, но при этом исправил некоторые его ошибки и сделал двигатель более легким. Моторы Бенца развивали мощность 1,5 л. с. У Яковлева мощность составляла 2 л. с.

 

Двигатель Яковлева


Четырехтактный двигатель первого русского автомобиля был снабжен испарительной системой охлаждения. При его работе вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. При этом значительная часть воды испарялась. К примеру, автомобиль «Бенц-Виктория» с аналогичной системой охлаждения расходовал на 100 км пути 21 л бензина и 150 л воды.

Яковлев разместил запас воды (около 30 л) в двух боковых латунных баках. Сам же конденсатор в виде горизонтального длинного цилиндра помещался за спинкой сиденья.

Для зажигания смеси на многих двигателях в то время применялась калильная трубка. У Яковлева зажигание было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча).

Фрезе занимался созданием шасси. Он тоже внимательно изучил патент Бенца, выданный ему в 1893 году, и внес в него собственные изменения. Фрезе поместил рессоры передней подвески рядом с колесами, как у задних, не поворачивающихся колес. Коляска была сравнительно легкой – 320 кг, и ее можно было оснастить колесами велосипедного типа (как и у Бенца). Но булыжная мостовая требовала прочности – и Фрезе решил сделать колеса деревянными с обычными сплошными резиновыми шинами.

Автомобиль Яковлева–Фрезе


В итоге немецкий и русский автомобили имели почти одинаковую колесную базу и сходную конструкцию. Но русский автомобиль получился шире по колее, был тяжелее на 50–70 кг (он весил около 300 кг) и комплектовался складным кожаным верхом. Он имел двухместный кузов и два тормоза. Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час.

14 июля 1896 года создатели впервые продемонстрировали его посетителям Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. Конструкторы продолжали работу над «самодвижущимися экипажами». Но все же выпуск машин на заводе был прекращен – новый владелец завода автомобилями не увлекался.

Человек-автомобиль – Наука – Коммерсантъ

Конструктором российского троллейбуса был Петр Фрезе — российский промышленник и изобретатель. Начал он, как многие первые автомобилестроители, с конных экипажей, но потом увлекся моторами и сумел использовать для общественного блага немецкие технологии.

Изобретатель Петр Фрезе

Фото: wikipedia. org

Изобретатель Петр Фрезе

Фото: wikipedia.org

Петр Фрезе родился в Петербурге, в 1865 году окончил Санкт-Петербургский горный институт и работал в плавильном производстве павловского и барнаульского заводов.

В 1874 году Фрезе вышел в отставку в чине титулярного советника (соответствовал армейскому чину генерал-майора, давал право на личное дворянство). Переехав в Петербург, он основал собственное предприятие — фабрику конных экипажей. Через два года Фрезе объединил свою фабрику с экипажной мастерской Карла Неллиса. В 1890 году она стала называться «Экипажная фабрика Фрезе и Неллис». В 1891 году Петр Фрезе стал единственным владельцем фирмы и переименовал ее в «Экипажную фабрику Фрезе и К». По словам современников, он обладал хорошими инженерными знаниями и был хорошим организатором.

За два года работы под началом Петра Фрезе авторитет фирмы сильно вырос, и в 1903 году ей было предложено показать свои экипажи на Всемирной выставке в Чикаго, посвященной 400-летию открытия Америки. Выставочный комитет наградил продукцию Фрезе бронзовой медалью и почетным дипломом. На этой же выставке получил бронзовую медаль за свои двигатели отставной лейтенант военно-морского флота Евгений Яковлев, открывший в 1891 году в Петербурге Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева.

Яковлев и Фрезе познакомились. На выставке они оба рассмотрели экспериментальный автомобиль Карла Бенца модели Velo (первый в мире серийный четырехколесный автомобиль) и решили начать изготавливать подобные автомобили в России.

Первый автомобиль

Летом 1896 года Генри Форд совершил первый выезд на своем «почти автомобиле», а во Франции состоялись автомобильные гонки Париж—Марсель—Париж, на которых Эдуард Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами. В том же году Россия ввела у себя правила дорожного движения.

Весной 1896 года Петр Фрезе и Евгений Яковлев создали первый российский автомобиль. Это была двухместная заднемоторная коляска с одноцилиндровым четырехтактным двигателем, расположенным за сиденьем в специальном отсеке. Все нужные детали были изготовлены в России на заводе Яковлева и на экипажной фабрике Фрезе.

Этот автомобиль внешне очень напоминал другие европейские машины того времени, но все внутренние механизмы Фрезе и Яковлеву пришлось изобретать самим, так как все части зарубежных машин охранялись патентами. Для своего автомобиля Яковлев сконструировал двигатель мощностью 1,5 лошадиной силы, а Фрезе создал подвеску, оригинальное рулевое управление и кузов. Колеса приходилось делать большего диаметра и оборудовать сплошными резиновыми шинами.

Пневматические шины появились в России только в 1898 году.

Первый электрокар

Но тут Евгений Яковлев скоропостижно скончался. Новый владелец фабрики перестал поставлять Фрезе моторы, и ему пришлось искать поставщика деталей в других странах.

1 декабря 1899 года с разрешения Николая II фирма Фрезе была преобразована в «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей». Партнером компании «Фрезе и Ко» стал владелец знаменитых гастрономов Григорий Елисеев.

В 1900 году Фрезе заключил договор на право представлять в России автомобили французской фирмы De Dion-Bouton. Он получал из Франции шасси, делал для них кузова и выпускал свои двух- и четырехместные электромобили. Позже Фрезе стал покупать во Франции моторы, коробки передач и задние мосты, а все остальное — колеса, рамы, рулевое управление и кузова — делал сам. В том же году фирма «Фрезе» спроектировала и создала первый российский грузовик.

Тогда же Петр Фрезе начал изготовление первых русских электромобилей, которые сконструировал инженер-изобретатель Ипполит Романов. У этих электромобилей было два электрических двигателя, каждый из которых с помощью цепи приводил в движение колеса. Такой экипаж мог двигаться со скоростью до 37 км/ч.

С 1901 по 1903 год фирма Фрезе выпустила около 100 легковых автомобилей, это были первые серийные автомобили в России. Автомобили фирмы «Фрезе и Ко» даже использовались как такси в Варшаве.

Первый троллейбус

В конце 1901 года Петр Фрезе выпустил восьмиместный открытый омнибус с двигателем внутреннего сгорания. Омнибус мог развить скорость до 15 км/ч.

В 1902 году на фабрике был построен автомобиль с электроприводом, которому был не нужен аккумулятор. Базой для него служил стандартный грузовик фирмы «Фрезе», оснащенный электромотором, приводимым в движение электрическим током высокого напряжения. Ток подавался по проводам. Фрезе изготовил только экипажную часть, двигатель и электроника были разработаны графом Сергеем Шуленбургом. «Рогов» у этого автобуса еще не было, а тележка для передачи тока, которая двигалась по проводам, была собрана по патенту фон Сименса. Первая демонстрация «электробуса» прошла на территории фирмы «Фрезе и Ко».

Через год Фрезе построил открытый восьмиместный автобус, который мог развивать скорость до 15 км/ч. Он даже подал прошение об открытии автомобильно-омнибусного движения в Петербурге по двум маршрутам. После долгих обсуждений Государственная дума разрешила открыть движение, но только на три месяца. Петр Фрезе был не согласен с предложенными условиями.

Почта, пожарные и кареты скорой помощи

Фирма «Фрезе» построила к 1903 году около 120 автомобилей и превратилась в полноценный завод. Но двигатели и другие сложные в производстве части оставались привозными.

В том же 1903 году Петербурга заказал Фрезе 14 машин для сбора писем из почтовых ящиков, и Петр Александрович придумал собственную конструкцию фургонов. Кузов монтировался на шасси легкового четырехместного автомобиля с короткой колесной базой. Такая база позволяла маневрировать в самых тесных переулках. Почтовый фургон был оснащен колесами и шинами мотоциклетного типа и развивал скорость 18 км/ч. По договору эксплуатацию и техническое обслуживание почтовых машин фирма «Фрезе» взяла на себя. К сожалению, эти машины послужили российской почте недолго: в ночь с 26 на 27 марта 1904 года в гараже почтамта вспыхнул пожар, уничтоживший почти все автомобили.

По жестокой иронии, Фрезе создал одну из первых в России пожарных машин. Она могла перевозить команды из десяти человек, имела две пожарные лестницы и пожарный рукав в 80 саженей. Пожарный автомобиль был построен в единственном экземпляре. Позднее Фрезе выпустил и другую специальную технику — машины скорой помощи на шасси французских Renault и Lorraine-Dietrich. В заднюю часть закрытого кузова можно было вдвигать носилки.

Закат фабрики

Правительство Российской империи подняло в 1908 году пошлины на ввоз иностранных комплектующих для автомобилей, и стало выгоднее покупать готовые иностранные автомобили. Фабрика Фрезе прекратила сборку отечественных автомобилей, ограничившись только постройкой кузовов на импортных шасси из Франции, Бельгии и Италии. Одновременно Фрезе продавал в России и готовые машины этих заводов. С 1903 по 1908 год на фирме собирали мотоциклы. Сначала их собирали из привозных комплектов, как бельгийские трициклы Sarolea (между прочим, компания до сих пор работает и начала выпускать электроциклы!), а потом Фрезе придумал двухколесные собственной конструкции. Двигатель оставался импортным.

До 1910 года Петр Александрович Фрезе продолжал строить автомобили, но все же был вынужден продать свою фабрику Автомобильному отделу Русско-Балтийского вагоностроительного завода. После этого он уехал в Тверскую губернию, в семейное имение Гранов, где и скончался в 1918 году.

Подготовила Мария Грибова

Первый автомобиль, построенный в России: Яковлев и Фрезе

История российского автомобилестроения нам малоизвестна, хотя еще в 1896 году на Нижегородской художественной выставке был выставлен первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Важная веха, которая не получила должного признания.

Как это часто бывает в истории автомобилей, его происхождение связано с Benz Velocipede, который был выставлен Карлом Бенцем на Всемирной выставке в Чикаго в 189 году.3.

 

Евгений Яковлев

 

Евгений Яковлев, 1859 года рождения, сделал блестящую карьеру в российском флоте до 1884 года, когда он уволился по семейным обстоятельствам. Он был изобретателем и имел несколько патентов на керосиновые и газовые двигатели, прежде чем начал экспериментировать со своим собственным двигателем внутреннего сгорания.

Первый отечественный двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе показал на VIII съезде Российского общества естествоиспытателей. Двигатель имел успех и в том же году получил два десятка заказов.

В 1891 году Яковлев основал в Петербурге моторный завод. Через три года, в 1894 году, компания достигла оборота в 770 000 рублей. Завод производил двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком топливе, газе и бензине, для промышленного отопления и вентиляции.

Он представил свою продукцию на знаменитой Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, где был удостоен бронзовой медали. И именно здесь познакомились Яковлев и Петр Фрезе, российский кузовщик. Они оба были настолько впечатлены Benz Velocipede, что тут же решили работать вместе, чтобы построить свой собственный автомобиль.

 

Яковлев-Фрезе

 

Автомобиль Яковлева и Фрезе (также пишется как Яковлев-Фрезе) представлял собой четырехколесное транспортное средство (два передних немного меньше), оснащенное горизонтальным моноцилиндровым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. двигатель в задней части автомобиля. Двигатель, который был очень похож на Benz, производил 2 л.с. и имел водяное охлаждение с помощью двух медных теплообменников, расположенных по бокам в задней части автомобиля. Зажигание было электрическим от инновационной сухой батареи и запатентованной свечи зажигания. Тягу обеспечивала шина с несколькими слоями резины и ткани (вместо традиционной кожаной шины), а трансмиссия имела переднюю и заднюю передачи. Автомобиль вмещал двух пассажиров.

Тормозных систем было две: одна ножная, которая воздействовала на трансмиссионный вал, и другая ручная, которая прижималась к шинам задних колес с помощью резиновых палок. Колеса, как и у конной повозки, были сделаны из деревянных спиц и имели прочные резиновые шины. Он мог развивать скорость до 21 км/ч (13 миль в час). Он весил около 300 кг и имел полный бак с автономностью около 10 часов.

После показа автомобиль был прорекламирован и доработан. Однако вскоре после этого, в 189 г.8 января Яковлев неожиданно скончался, а с ним прекратился и дальнейший успех этой автомобильной марки.

Насколько нам известно, оригинальных автомобилей Yakovlev & Freze на сегодняшний день не существует, только реплики.

 

Источники: Русская жизнь, Книга: Автомобили легенд: первые автомобили в истории Хорхе Лусендо, Википедия и Pos1t1ve.

 

Опубликовано: 13 сентября 2021 г.

Оставьте комментарий, задайте вопрос, выскажите свое мнение, поделитесь дополнительной информацией или начните обсуждение, заполнив поля ниже


Яковлев-Фрезе, первый русский автомобиль