Жигули 21011 – ВАЗ-21011 Википедия
ВАЗ-21011 Жигули
ВАЗ-21011 «Жигули» (экспортное название Lada 1300) модификация ВАЗ-2101 выпускалась на Волжском автомобильном заводе с 1974 по 1981 год. Отличался от базовой модели элементами кузова (бампер, задние фонари со встроенными катафотами, решётка радиатора), интерьером (руль без дополнительного кольца включения звукового сигнала, сиденья) и двигателем. Выпущено 2317272 экземпляра.
Технические характеристики:
Длина 4043 мм.
Ширина 1611 мм.
Высота 1440 мм.
База 2424 мм.
Колея спереди/сзади 1349/1305 мм.
Кузов несущий, закрытый, четырёхдверный, седан
Число мест 5
Грузоподъёмность 400 кг.
Допустимая полная масса прицепа без тормозов 300 кг. (с тормозами 600 кг.)
Собственная масса 955 кг.
Полная масса 1355 кг.
Радиус поворота 5,9 м.
Максимальная скорость 145 км/час
Время разгона с места до 100 км/час 18 с.
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/час 8,2 л/100 км.
Тормозной путь со скорости 80 км/час 38 м.
Двигатель ВАЗ-21011: карбюраторный, четырёхцилиндровый, рядный, четырёхтактный
Диаметр цилиндра и ход поршня 79х66 мм.
Рабочий объём 1294 см³
Степень сжатия 8,5
Максимальная мощность при 5600 об/мин 69 л.с. (50,7 кВт)
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин 9,6 кгс*м (94,1 Н*м)
Электрооборудование 12 В
Аккумуляторная батарея 6СТ-55
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Главная передача одинарная гипоидная
Передаточное число главной передачи 4,3
Рулевой механизм глобоидальный червяк и ролик
Передняя подвеска независимая на поперечных качающихся рычагах с цилиндрическими пружинами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Задняя подвеска с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Рабочие тормоза: передний дисковый, задний барабанный, привод гидравлический раздельный на передний и задний контур, задний контур имеет регулятор давления
Стояночный тормоз на задние колёса с механическим приводом
Шины 155-330 (6,15-13)
Топливный бак 39 л.
Топливо бинзин АИ-93
nashi-avto.ru
ВАЗ-2101 «Жигули»: хроники русского Фиата
Смотря на историю современной отечественной автомобильной промышленности, нельзя не упомянуть появление Волжского Автомобильного Завода и его первенца — легендарной «копейки» ВАЗ-2101, в своё время сделавшей маленькую технологическую революцию в советской промышленности, и не только автомобильной. На фоне легковушек тех лет её «совершенные», как тогда казалось, линии были чем-то нереальным, качество первых машин поражало современников, что обеспечило за ней просто «космические» очереди на многие годы.
К началу 1970-х советская автопромышленность отстала от ведущих держав, поэтому ей нужна была современная машина, соответствовавшая требованиям времени.
Помимо этой и других задач, государству требовалось решить один вопрос, связанный с накопившимися в «чулках» деньгами граждан, из-за дефицита никак не использовавшимися, а автомобиль на роль «приманки» подходил как нельзя лучше. Сначала проблему пытались устранить «малой кровью» — обновлением существующих заводов и постройкой ещё одного в Ижевске, однако скоро стало понятно, что такой вариант коренных изменений в выпускаемой продукции не дал. Альтернативный выход был предложен председателем Совмина Алексеем Николаевичем Косыгиным. Он сказал, что советский автопром стремительно устаревает, и ему нужна помощь извне в виде современного завода и лицензионного автомобиля со всей техдокументацией. Вскоре это решение было одобрено, и государство принялось искать подходящего исполнителя.
ВАЗ-2101 «Жигули» справа Фиат слева
В качестве вариантов называлось множество европейских и даже японских и американских фирм, но был выбран именно Фиат, не столько по политическим причинам, сколько потому, что только Фиат из всех предложенных имел опыт строительства предприятий «под ключ».
В качестве копируемой машины был выбран Fiat 124, ставший к тому же в 1967 европейским «автомобилем года». Однако «копированием» в прямом смысле это назвать нельзя, так как их Fiat 124 и наша «копейка» похожи лишь только внешне, за исключением дверных ручек и наличия клыков на бампере, внутри же это два абсолютно разных автомобиля. А получилось так потому, что итальянская машина на Дмитровском испытательном полигоне в ходе испытаний начала буквально разваливаться. Результатом этого было усиление итальянской стороной силовых элементов кузова. В наших условиях быстро выходили из строя дисковые тормоза, которые также заменили на более живучие барабанные. Вызывало недовольство отсутствие буксирных проушин и нижневальный двигатель — бесперспективный с точки зрения дальнейших модернизаций. В итоге, в устройство Фиата конструкторы внесли больше 800 преобразований, благодаря которым ВАЗ-2101 отличается от Fiat 124.
ВАЗ-2101 «Жигули» справа Фиат слева
Помимо седана условиями договора были предусмотрены универсал и седан в комплектации «люкс» (ВАЗ-2102 и 2103). Универсал кроме надстройки в задней части кузова и пятой двери отличался от базовой модели задним диваном, трансформировавшим багажник в огромное пространство для груза, вертикальными задними фонарями, уменьшенной погрузочной высотой, замком пятой двери и подсветкой номера, встроенной в ручку задней двери. Помимо этого запаска на ВАЗ-2102 размещалось под полом багажника, увеличился объём бензобака, а также произошли некоторые изменения в трансмиссии и подвеске.
ВАЗ-2102
В условиях быстроменяющейся автомобильной моды новые легковушки только что отстроенного волжского автозавода рисковали быстро стать устаревшими, что повлекло бы уменьшение экспортного спроса. Поэтому хоть небольшой, но всё-таки, рестайлинг машине всё же требовался.
Дизайнеры долго экспериментировали над внешностью кузова, пытаясь применять новые решения, но «совершенный» лик итальянской машины при основательных хирургических вмешательствах, вроде замены передней оптики на прямоугольные фонари, искажался, поэтому изменения коснулись только «мелочей». В их числе отказ от старомодных клыков на бамперах в пользу резиновой полосы на переднем, проходящей по всей длине, увеличение вертикальных прутьев решётки радиатора с 9 до 19, появление под ней четырёх отверстий для дополнительной вентиляции двигателя, изменение дизайна эмблемы и бокового зеркала, ставшего прямоугольным и переехавшего на дверь, и появление дефлекторов вентиляции салона на задних стойках крыши.
Перемены затронули и оптику: передние подфарники лишились V-образного профиля и стали оранжевыми, играя роль поворотников, а габариты переехали в блок основного света. По аналогии с подфарниками «выпрямились» и задние фонари, расположившие на себе дополнительную функцию катафот, а на их место переехали фонарь заднего хода из-под заднего бампера и шильдик «Жигули1300» или на экспортный манер «LADA1300».
Менялся и интерьер, который обрёл новую приборную панель, уменьшившую число выемок и лишившуюся металлической накладки, изменённую приборную комбинацию, другую расшивку дверных карт, иные сидения, изменённые ручки стеклоподъёмников и руль без хромированного кольца, педаль газа стала навесной, а также изменились форма подлокотников и местоположение пепельниц. Метаморфозы затронули и техническую часть автомобиля, получившую новый силовой агрегат объёмом 1300 см3 и сдвоенный тормозной бачок со световой индикацией уровня тормозной жидкости. Обновлённый автомобиль получил индекс ВАЗ-21011 как модификация базового седана. Существовала также версия ВАЗ-21013, имевшая все изменения ВАЗ-21011, но двигатель от базовой модели.
ВАЗ-21011
Первенец Волжского Автомобильного Завода выпускался с 1970 по 1983, ВАЗ-2102 с 1971 по 1985, ВАЗ-21011 с 1974 по 1981, а ВАЗ-21013 до 1988. Первая машина нового завода разделила историю отечественного автопрома на две части – до неё и после. Ведь ради «Копейки» менялись стандарты, строились современные заводы, перестраивалась вся промышленность – обычно было всегда наоборот.
sovietime.ru
Руководство по ремонту Ваз 2101 Жигули
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту ВАЗ 2101 (Жигули) 1970-1985 г.в.
Общая информация об автомобиле.
В начале 70-х появился на свет родоначальник будущей «вазовской» «классики» – «Жигули» ВАЗ-2101, совершив переворот в советском автомобилестроении. Эта малолитражка, аналог Fiat 124, обладала хорошим по тем временам комфортом, отменной управляемостью и устойчивостью, а также весьма динамичным двигателем, поэтому «копейки», как любовно «окрестили» их наши соотечественники по последним цифрам индекса -01, получили огромную популярность. На сегодняшний день большая часть этого раритета отслужила свой срок или находится в плохом техническом состоянии. Хотя еще попадаются и ухоженные, неоднократно «реанимированные» и продолжающие терпеливо колесить по дорогам стран СНГ экземпляры.
Нужно отметить, что производство первых автомобилей ВАЗ-2101 так называемой «итальянской» сборки, выпущенных в 1970-74 годах, контролировалось представителями Fiat, поэтому их качество выше, а антикоррозионная обработка кузова лучше, чем у машин советской сборки. Впрочем, сейчас легче найти снег на Карибских островах, чем «итальянский» ВАЗ-2101. Коррозионно «больные» места «копейки» и ее модификаций: колесные арки, пороги, область декоративных хромированных молдингов, нижние части филенок дверей и крышки багажника (ВАЗ-2102), капот, а также – пол днища под ногами водителя и переднего пассажира, над резонатором глушителя и под бензобаком и «запаской». В дополнение к этому, ВАЗ-2102 обладает еще и негерметичными уплотнителями крышки багажника.
Есть замечания и к обзорности – все машины оснащались лишь одним зеркалом заднего вида, установленным со стороны водителя. Более того, на ранних моделях зеркало стояло не на двери, а на переднем крыле, что не только ухудшало обзор, но и затрудняло его регулировку.
В целом кузов «классики» достаточно крепкий и позволяет тащить за собой прицеп массой до 300 кг, поэтому многие владельцы часто используют эти машины в качестве перевозчика грузов.
На сегодня интерьер «копейки» морально устарел и не соответствует нынешним требованиям эргономики – узкая передняя панель, большой и тонкий «родной» руль, длинный рычаг переключения КПП и неудобные сиденья. Поэтому многие владельцы устанавливают более удобные детали – сиденья и «торпедо» от иномарок или других «вазовских» моделей, утолщенные рули и др. Хотя справедливости ради нужно заметить, что, в отличие от «переднеприводников», внутри «классики» ничего не скрипит и не отваливается. Салон достаточно просторный, а места от колен задних пассажиров до спинки переднего сиденья вполне достаточно, благодаря тщательно спроектированной внутренней планировке.
Хорошо работает и система обогрева – даже зимой, в лютые морозы тепло. Однако она имеет и недостатки – течь крана отопителя, сильный шум вентилятора при работе на непрогретом двигателе, а также ухудшение эффективности работы «печки» из-за засорения радиатора системы отопления. Кроме того, заднее стекло не имеет подогрева, что создает неудобства при эксплуатации автомобиля в сырую погоду или зимой.
Машины оснащались 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями мощностью от 64 до 71 л.с. («милицейский» вариант). После капремонта при бережной эксплуатации и применении качественных масел двигатели способны «пробежать» 150 тыс. км.
Газораспределительный механизм приводится в действие цепью, которая служит достаточно долго. При необходимости ее замены желательно приобрести запчасть прибалтийского или чешского производства, поскольку «базарные» детали могут не выдержать и 40 тыс. км. Вообще-то качество запчастей – одна из основных проблем при обслуживании ВАЗов. К примеру, некачественные сальники клапанов и ремень привода генератора могут выйти из строя уже через 10 тыс. км, а вот импортные прослужат 50-60 тыс. км.
Следует знать, что двигатели «классики» нуждаются в регулировке зазоров клапанов в среднем через каждые 5-10 тыс. км. «Ахиллесовой пятой» всех моторов, выпущенных до 1982 года, был распредвал, который через каждые
20-30 тыс. км требовал шлифовки и полировки кулачков. Позже их начали производить по иной технологии – с азотированием рабочей поверхности, что заметно продлевало срок службы кулачков. Однако окончательно избавиться от проблемы повышенного износа распредвала удалось лишь после 1985 года, когда была применена новая технология, позволившая увеличить срок его эксплуатации до 100-150 тыс. км. Кроме того, не служит долго и подшипник вакуумного регулятора распределителя зажигания.
Первые несколько лет машины оснащали карбюратором типа «Вебер», а затем начали устанавливать более совершенный – типа «Озон». В процессе эксплуатации они постоянно требуют регулировки СО, а также из-за качества нашего топлива – регулярной очистки.
На «копейки» и ее модификации устанавливалась 4-ступенчатая механическая КПП. Этот узел достаточно выносливый, хотя со временем может выйти из строя подшипник первичного вала. Слабое место трансмиссии – крестовины карданного вала. Они «ходят» до 70-80 тыс. км, а когда изнашиваются, то напоминают о себе специфическим металлическим щелчком при начале движения или переключении передач. А вот сцепление очень надежное – диск ходит долго, а корзина практически вечная. Иногда выходит из строя редуктор заднего моста, но только в тех случаях, когда владелец забывает через каждые 60-80 тыс. км пробега менять в нем масло.
Подвеска достаточно мягкая и энергоемкая и как нельзя лучше подходит для наших дорог. «Родные» амортизаторы ходят очень долго, и менять их на импортные не имеет смысла. Слабое место подвески – шаровые опоры, они могут выйти из строя через 30 -40 тыс. км, а если при замене установить запчасти сомнительного производства – то и через 5 тыс. км.
Рулевой механизм с червячным редуктором имеет низкую информативность, более того, для обычного поворота руля на “классике” нужно прикладывать большие усилия, что обусловлено специфическим подбором передаточного числа червячной передачи редуктора. А чтобы повернуть руль из одного крайнего положения в другое, необходимо сделать как минимум четыре перехвата. Со временем в червячной паре появляется люфт, который можно удалить с помощью регулировочного болта рулевого редуктора.
Все машины имеют передние дисковые тормоза и задние барабанные. Поскольку тормозная система не снабжена вакуумным усилителем, при замедлении нужно прикладывать немалые усилия, нажимая на педаль тормоза. Хотя все же нужно отметить, что редко попадались реэкспортные модификации ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013, оснащенные усилителем тормозов. Стояночный тормоз требует постоянного ухода за тросом – его необходимо смазывать, в противном случае он может заклинить из-за коррозии металлической оплетки.
↓ Комментарии ↓
1. Технические данные
1.0 Технические данные
1.1 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–2101
1.2 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–21011
1.3 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–2102
1.4 Техническая характеристика автомобилей
1.5 Органы управления и контрольные приборы
1.6 Выключатель зажигания
1.7 Органы управления вентиляцией и отоплением салона
2. Эксплуатация и обслуживание
2.0 Эксплуатация и обслуживание
2.1. Эксплуатация автомобиля
2.2. Техническое обслуживание автомобиля
3. Двигатель
3.0 Двигатель
3.1 Особенности устройства
3.2 Возможные неисправности двигателя, их причины и методы устранения
3.3 Снятие и установка двигателя
3.4 Разборка двигателя
3.5 Сборка двигателя
3.6 Стендовые испытания двигателя
3.7 Проверка двигателя на автомобиле
3.8. Блок цилиндров
3.9. Поршни и шатуны
3.10. Коленчатый вал и маховик
3.11. Головка цилиндров и клапанный механизм
3.12. Распределительный вал и его привод
3.13. Система охлаждения
3.14. Система смазки
4. Топливная система
4.0 Топливная система
4.1. Система питания
4.2. Карбюратор
5. Система зажигания
5.0 Система зажигания
5.1 Установка момента зажигания
5.2 Зазор между контактами прерывателя в распределителе зажигания
5.3. Проверка приборов зажигания на стенде
5.4 Возможные неисправности зажигания, их причины и методы устранения
6. Система запуска и зарядки
6.0 Система запуска и зарядки
6.1. Аккумуляторная батарея
6.2. Генератор
6.3. Стартер
7. Трансмиссия
7.0 Трансмиссия
7.1. Сцепление
7.2. Коробка передач
7.3. Карданная передача
7.4. Задний мост
8. Ходовая часть
8.0 Ходовая часть
8.1. Передняя подвеска
8.2. Задняя подвеска
8.3. Амортизаторы
8.4 Возможные неисправности ходовой части, их причины и методы устранения
9. Рулевое управление
9.0 Рулевое управление
9.1 Особенности устройства
9.2. Осмотр, проверка и регулировка рулевого управления
9.3. Рулевой механизм
9.4. Тяги и шаровые шарниры рулевого привода
9.5. Кронштейн маятникового рычага
9.6 Возможные неисправности рулевого управления
10. Тормозная система
10.0 Тормозная система
10.1. Особенности устройства
10.2. Проверка и регулировка тормозов
10.3. Кронштейн педалей сцепления и тормоза
10.4. Главный цилиндр
10.5. Передние тормоза
10.6. Задние тормоза
10.7. Регулятор давления задних тормозов
10.8. Стояночный тормоз
10.9 Возможные неисправности тормозов, их причины и методы устранения
11. Электрооборудование
11.0 Электрооборудование
11.1. Схемы электрооборудования
11.2. Освещение и световая сигнализация
11.3. Звуковые сигналы
11.4. Стеклоочиститель
11.5. Электродвигатель отопителя
11.6. Контрольные приборы
12. Кузов
12.0 Кузов
12.1 Особенности устройства
12.2. Ремонт остова кузова
12.3. Лакокрасочные покрытия
12.4. Антикоррозионная защита кузова
12.5. Двери
12.6. Капот, крышка багажника, бамперы
12.7. Остекление кузова и омыватель ветрового стекла
12.8 Панель приборов
12.8. Снятие и установка
12.9. Сиденья
12.10. Отопитель
13. Особенности ремонта
13.0 Особенности ремонта
13.1. Автомобиль ВАЗ–21011
13.2 Автомобили ВАЗ–21013
13.3. Автомобиль ВАЗ–2102
13.4 Автомобили ВАЗ–21021 и ВАЗ–21023
14. Приложения
14.0 Приложения
14.1 Моменты затягивания резьбовых соединений
14.2 Инструменты для ремонта и технического обслуживания автомобилей
14.3 Применяемые горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
14.4 Основные данные для регулировок и контроля
automend.ru
ВАЗ-2101 Жигули
Автомобиль малого класса ВАЗ-2101 «Жигули» (экспортное название Lada 1200) выпускался Волжским автомобильным заводом с 1970 по 1983 год. Выпущено 2710930 экземпляров.
Модификации ВАЗ-2101:
ВАЗ-2101-94 с двигателем ВАЗ-2103, предназначался для милиции,
ВАЗ-2101Д (1980) прототип с дизельным двигателем ВАЗ-341,
ВАЗ-21011 (1974-1981) отличается деталями кузова и двигателем увеличенного объёма — 1,3 л.,
ВАЗ-21012 (1974-1982) с правым расположением органов управления,
ВАЗ-21013 (1977-1988) отличается от базовой модели кузовом ВАЗ-21011,
ВАЗ-21014 модификация ВАЗ-21011 с правым расположением органов управления,
ВАЗ-21016 (1977-1981) отличается от ВАЗ-2101 двигателем ВАЗ-21011, предназначался для милиции,
ВАЗ-21018 прототип с односекционным роторным двигателем ВАЗ-311,
ВАЗ-21019 прототип с двухсекционным роторным двигателем ВАЗ-411.
Технические характеристики:
Длина 4073 мм.
Ширина 1611 мм.
Высота 1440 мм.
База 2424 мм.
Колея спереди/сзади 1345/1304 мм.
Кузов несущий, закрытый, четырёхдверный, седан
Число мест 5
Грузоподъёмность 400 кг.
Допустимая полная масса прицепа без тормозов 300 кг. (с тормозами 600 кг.)
Собственная масса 955 кг.
Полная масса 1355 кг.
Радиус поворота 5,9 м.
Максимальная скорость 142 км/час
Время разгона с места до 100 км/час 20 с.
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/час 8,0 л/100 км.
Тормозной путь со скорости 80 км/час 38 м.
Двигатель ВАЗ-2101: карбюраторный, четырёхцилиндровый, рядный, четырёхтактный
Диаметр цилиндра и ход поршня 76х66 мм.
Рабочий объём 1198 см³
Степень сжатия 8,5
Максимальная мощность при 5600 об/мин 64 л.с. (47 кВт)
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин 8,9 кгс*м (87,3 Н*м)
Электрооборудование 12 В
Аккумуляторная батарея 6СТ-55
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Главная передача одинарная гипоидная
Передаточное число главной передачи 4,3
Рулевой механизм глобоидальный червяк и ролик
Передняя подвеска независимая на поперечных качающихся рычагах с цилиндрическими пружинами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Задняя подвеска с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Рабочие тормоза: передний дисковый, задний барабанный, привод гидравлический раздельный на передний и задний контур, задний контур имеет регулятор давления
Стояночный тормоз на задние колёса с механическим приводом
Шины 155-330 (6,15-13)
Топливный бак 39 л.
Топливо бинзин АИ-93
nashi-avto.ru