Ремонт и тюнинг

Калина замена датчика температуры – Датчик температуры охлаждающей жидкости Калина: устройство и замена1ladakalina.ru

Снятие и замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на Лада Калина

Здравствуйте, сегодня мы рассмотрим процесс замены датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на Лада Калина. При выходе из строя ДТОЖ, на приборной панели стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не будет ничего показывать, либо будет показывать какие-то данные, но они будет не верными. Показания с датчика температуры охлаждающей жидкости оказывают влияние на многие характеристики, которыми управляет контроллер, поэтому не стоит затягивать с заменой ДТОЖ.

Итак, приступим. Для начала скидываем клемму с аккумулятора и частично сливаем охлаждающею жидкость из радиатора. После этого снимаем клемму с датчика температуры охлаждающей жидкости

Снимаем колодку с проводами с датчика

Теперь выкручиваем датчик из корпуса термостата ключом на 19

Откручиваем ДТОЖ

Для того, чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на работоспособность снимите его и погрузите частично в воду, а к клеммам датчика подсоедините тестер, и измерьте сопротивление при различных температурах воды

Измеряем сопротивление датчика

Ниже представлена таблица со значениями сопротивлений при разных температурах, если показания Вашего датчика сильно отличаются от показания в таблице, то замените датчик на новый:

 Температура, °C Сопротивление, Ом
 -40 100 700
 -20 26 680
 -10 16 180
 0 9420
 +5 7280
 +10 5670
 +15 4450
 +20 3520

 +25

 2796
 +35 1802
 +45 1188
 +60 667
 +80 332
 +100 177

nazcar.ru

Снятие датчика указателя температуры охлаждающей жидкости Kalina 1117 2004

Инструменты:


  • Гаечный ключ рожковый 21 мм

Детали и расходники:


  • Охлаждающая жидкость
  • Емкость для слива охлаждающей жидкости

1. Сливаем часть охлаждающей жид­кости из рубашки охлаждения двига­теля, как описано здесь.



2. Сжав фиксаторы колодки провода датчика, отсоединяем колодку от датчи­ка (для наглядности подводящий шланг радиатора снят).



3. Ключом «на 21» отворачиваем датчик. 



4. Датчик имеет коническую резь­бу, поэтому его соединение с го­ловкой блока цилиндров не нуждается в дополнительном уплотнении.



5. Устанавливаем датчик указателя тем­пературы охлаждающей жидкости в обратной последовательности.


6. До­ливаем охлаждающую жидкость до нормы, как описано здесь. 



В статье не хватает:


  • Качественных фото ремонта

Источник: http://wiki.zr.ru/115-2_Ремонт_Kalina

carpedia.club

Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости — Замена датчиков и выключателей — Автомобили LADA (ВАЗ)

Вам потребуется высокая головка «на 21» (свечной ключ).

Полезный совет
Соблюдая меры безопасности, работу по замене датчика осуществляйте на холодном двигателе или, чтобы не обжечь руки используйте матерчатые перчатки и одежду с длинным рукавом.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

4. Сожмите колодку…

5. …и отсоедините ее с проводом от вывода датчика (для наглядности датчик температуры охлаждающей жидкости ЭСУД и водяной патрубок сняты).

6. Ослабьте затяжку датчика…

7. …и выверните его из водяного канала блока цилиндров.

Примечание
Так выглядит датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Обратите внимание на маркировку, нанесенную на корпус датчика, чтобы приобрести датчик с такими же параметрами.

8. Для проверки подсоедините тестер в режиме омметра к выводу и корпусу датчика. Сопротивление датчика при комнатной температуре должно составлять 1,5–1,7 кОм.

9. Для измерения сопротивления на выводах датчика при различных температурных режимах опустите датчик в горячую воду и проследите изменение его сопротивления по мере остывания воды: оно должно увеличиваться. Если датчик не реагирует на изменение температуры, то его необходимо заменить.

10. Установите новый датчик в порядке, обратном снятию.

lada-omg.ru

снятие, установка, принцип действия и проверка

Датчик установлен в потоке охлаждающей жидкости двигателя на термостате, на головке цилиндров. На а/м семейства LADA 4х4 датчик установлен на отводящем патрубке.

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости в подкапотном пространстве автомобилей семейства LADA PRIORA (при снятом воздушном фильтре): 1 — датчик температуры охлаждаю-щей жидкости

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости в подкапотном пространстве автомобилей семейства LADA KALINA (при снятом воздушном фильтре): 1 — датчик температуры охлаждаю-щей жидкости

Принцип действия

Чувствительным элементом датчика температуры охлаждающей жидкости является термистор, т. е. резистор, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Высокая температура вызывает низкое сопротивление, а низкая температура охлаждающей жидкости — высокое сопротивление. Контроллер выдает в цепь датчика температуры охлаждающей жидкости напряжение 3,3 В.

Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на ДТОЖ. Падение напряжения относительно высокое на холодном двигателе и низкое на прогретом. Температура охлаждающей жидкости используется в большинстве функций управления двигателем.

При возникновении неисправности цепей ДТОЖ контроллер заносит в свою память ее код, включает сигнализатор и вентилятор системы охлаждения, и рассчитывает значение температуры охлаждающей жидкости по специальному алгоритму.

Проверка датчика температуры

При отказе датчика (арт. 23.3828) появляются трудности в запуске горячего двигателя, а так же повышается расход топлива. Если отключить ДТОЖ полностью, то контроллер воспринимает это как обрыв цепи датчика температуры и принудительно включит вентилятор.

Чтобы начать проверку ДТОЖ автомобиля Приора или Калина нужно знать его тех. характеристики: номинальное напряжение температурного датчика составляет 3,4V (±0,3), выход напряжения при 15 °C должно быть от 92,1 до 93,3 V, а сопротивление при этом 4033 — 4838 Ом; при 128 градусах 18,1 — 19,7 В и сопротивление 76,7 — 85,1 Ом. Такая зависимость температуры и сопротивления связана с тем, что внутри датчика находится термистор с отрицательным температурным коэффициентом, поэтому при нагреве его сопротивление уменьшается. То есть контроллер рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике, имеющем переменное сопротивление.

Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от температуры

Проверка датчика температуры двигателя

Для проверки датчика температуры охлаждающей жидкости в двигателе автомобилей Приора и Калина понадобится мультиметр с выставленным пределом измерения сопротивления 100 Ом — 10 кОм, термометр со шкалой измерения не менее 100 градусов, а так же посуда с кипятком и таблица зависимости температуры и сопротивления датчика ОЖ. Подключаем клеммы датчика к омметру и помещаем ДТОЖ в кипяток, и по мере остывания воды замеряем показания сопротивления в контрольных значениях температуры, а затем сравниваем их с табличными характеристиками чтобы сделать вывод о исправности датчика температуры охлаждающей жидкости в двигателе авто.

Замена датчик температуры охлаждающей жидкости

Снятие ДТОЖ

  1. Выключить зажигание.
  2. Отсоединить колодку жгута проводов от датчика.
  3. Осторожно вывернуть датчик (ключ гаечный 19).

При работе с датчиком соблюдать осторожность. Повреждение датчика может привести к нарушению нормальной работы системы управления двигателем.

Установка ДТОЖ

  1. Завернуть датчик в корпус термостата (отводящий патрубок). Момент затяжки датчика 9,3…15,0 Нм (головка сменная удлиненная 19, ключ моментный).
  2. Присоединить к датчику колодку жгута проводов.
  3. Долить при необходимости охлаждающую жидкость.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Замена датчика температуры наружного воздуха Lada Kalina

Если вдруг показания температуры стали ложными на вашем автомобиле, то скорее всему это вышел из строя датчик температуры наружного воздуха. Этот датчик находится внизу переднего бампера.

В первую очередь откручиваем решётку снизу, она крепится на двух саморезах.

Теперь вытаскиваем решётку, извлекая от защёлок.

Теперь справа видим такую деталь, немного потянув его, направо извлекаем из места посадки.

Как на картинке вытаскиваем наружу.

Если есть необходимость замены, то отсоединяем датчик температуры наружного воздуха от штекера и устанавливаем новый.

И собираем всё в обратном порядке.

Ремонт LADA Калина

4020

www.tungrem.ru

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости — проверка и замена

     

Для выполнения работы потребуются:

— мультиметр в режиме омметра с пределом измерения от 0,1 до 10 кОм;

— термометр с пределом изменения не менее 100 С;

— небольшая термостойкая емкость объемом около 0,5 л.

Совет

Термометр можно заменить цифровым мультиметром с режимом измерения температуры.

Снятие

1. Сливаем охлаждающую жидкость.

2. Снимаем воздушный фильтр.

3. Сжав фиксаторы, отсоединяем от датчика колодку провода

Проверка

Проверяем датчик таким же способом, как и датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем . Подсоединять щупы омметра следует к выводу и к корпусу датчика. Сопротивление исправного датчика должно быть близко к данным, указанным в таблице:

Температура охлаждающей жидкости, «С

Сопротивление датчика. Ом

100

меньше 109

90

155-196

70

280-390

50

585-820

30

1350-1880

Неисправный датчик заменяем.

Маркировка датчика нанесена на шестигранной части его корпуса.

Установка

1. Устанавливаем датчик в последовательности, обратной снятию.

2. Заполняем систему охлаждения двигателя жидкостью.

3. Запускаем двигатель и убеждаемся в отсутствии утечек охлаждающей жидкости из-под датчика. При необходимости следует переустановить датчик, нанеся на его резьбовую часть термостойкий герметик.

kalina-lada.com

Замена датчика температуры lada kalina wagon (ваз калина)

Транскрипт

1

ОАО АВТОВАЗ ЭСУД АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА LADA KALINA, LADA 110, LADA NIVA С КОНТРОЛЛЕРОМ М7.9.7 ЕВРО-3 УСТРОЙСТВО И ДИАГНОСКА LADA KALINA LADA 110 LADA NIVA ЭСУД АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА LADA KALINA, LADA 110, LADA NIVA С КОНТРОЛЛЕРОМ М7.9.7 ЕВРО-3

3 ЭСУД автомобилей семейства LADA KALINA, LADA 110 и LADA NIVA с контроллером М7.9.7 ЕВРО-3 — устройство и диагностика / Козлов П. Л., Куликов А. В., Рекунов А. Е., Христов П. Н., Боюр В. С., Зимин В. А стр. разработана совместно со специалистами Дирекции по техническому развитию ОАО АВТОВАЗ. В книгу вошла инструкция по устройству и диагностике системы распределенного впрыска топлива автомобилей LADA KALINA, LADA 110 и LADA NIVA с контроллерами M7.9.7 ЕВРО-3, ЕВРО-4. Приведены устройство и принцип работы системы, работа элементов системы, диагностические карты кодов неисправностей. В приложениях приведены перечень деталей системы распределенного впрыска топлива автомобилей LADA и рекомендуемый специнструмент и оборудование. разработана в соответствии с требованиями стандартов РФ и ОАО «АВТОВАЗ» и учитывает состояние конструкторской документации на автомобили LADA на март 2006 г. При изменении конструкции в технологию могут быть внесены изменения. Изменения к технологической документации по ТО и ремонту автомобилей LADA доступны авторизованным пользователям информационного портала: Документация предназначена для специалистов по диагностике и ремонту электронных систем управления двигателем и инженерно-технических работников предприятий, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей LADA, позволяет обеспечить качественное выполнение работ, может использоваться при обучении персонала. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: , Россия, Самарская область, г. Тольятти, а/я 5674, ОАО НВП «ИТЦ АвтоВАЗтехобслуживание», тел. (8482) , или по электронной почте: Внимание! Настоящее издание не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространено без разрешения ОАО НВП «ИТЦ АВТО». ОАО НВП «ИТЦ АВТО»,

4 3

6 ЭСУД А/М СЕМЕЙСТВА ВАЗ-11183, ВАЗ-2110 И ВАЗ С КОНТРОЛЛЕРОМ М7.9.7 ЕВРО-3 — УСТРОЙСТВО И ДИАГНОСКА В данной инструкции описывается устройство и диагностика электронных систем управления двигателем ВАЗ а/м ВАЗ с взаимозаменяемыми контроллерами /01/02 и двигателем ВАЗ а/м семейства ВАЗ-2110 с взаимозаменяемыми контроллерами /11/12 по состоянию конструкторской документации на март 2006 г. Схемы электрических соединений ЭСУД с контроллерами /01/02, /11/12 приведены в разделе 2 Диагностика. Особенности устройства электронной системы управления двигателем ВАЗ с взаимозаменяемыми контроллерами /11/12 приведны в разделе 3. Особенности устройства электронной системы управления двигателем ВАЗ с взаимозаменяемыми контроллерами /11/12 приведны в разделе 4. Для удовлетворения норм токсичности ЕВРО-4 на а/м ВАЗ используется контроллер /21/22 и труба приемная глушителя с нейтрализатором в сборе (катколлектор) Перечень деталей электронных систем управления двигателями ВАЗ , ВАЗ , ВАЗ , ВАЗ приведен в приложении А. Перечень приборов и специнструмента для диагностики и ремонта системы приведен в приложении Б. Работы выполнять в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ и инструкции по охране труда для слесарей, действующей на предприятии. Сокращения ЭСУД — электронная система управления двигателем А/м — автомобиль АПС — автомобильная противоугонная система ДФ — датчик фаз АЦП — аналого-цифровой преобразователь ДД — датчик детонации ОЗУ — оперативное запоминающее устройство ДНД — датчик неровной дороги ПЗУ — постоянное запоминающее устройство РХХ — регулятор холостого хода ДМРВ — датчик массового расхода воздуха ДСА — датчик скорости автомобиля СУПБ — система улавливания паров бензина ДТВ — датчик температуры воздуха ДПКВ — датчик положения коленчатого вала УОЗ — угол опережения зажигания ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки КПА — клапан продувки адсорбера УДК — управляющий датчик кислорода ДДК — диагностический датчик кислорода ДТОЖ — датчик температуры охлаждающей жидкости ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое запоминающее устройство Обозначение цвета проводов Б — белый Г — голубой Ж — желтый З — зеленый Р — розовый Ч — черный О — оранжевый С — серый К — коричневый Ф — фиолетовый П — пурпурный (красный) ГБ — голубой с белой полосой ГП — голубой с красной полосой ЗБ — зеленый с белой полосой ГЧ — голубой с черной полосой 5

8 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 3 Рис Контроллер. Рис Расположение контроллера в салоне автомобиля ВАЗ Рис Расположение контроллера в салоне автомобилей семейства ВАЗ КОНТРОЛЛЕР И ДАТЧИКИ КОНТРОЛЛЕР Контроллер (рис ) является центральным устройством системы управления двигателем. Он получает информацию от датчиков и управляет исполнительными механизмами, обеспечивая оптимальную работу двигателя при заданном уровне показателей автомобиля. Контроллер расположен под консолью панели приборов и закреплен на кронштейне (рис , ). Контроллер управляет исполнительными механизмами, такими как топливные форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, нагреватель датчика кислорода, клапан продувки адсорбера и различными реле. Контроллер управляет включением и выключением главного реле, через которое напряжение питания от аккумуляторной батареи поступает на элементы системы (кроме электробензонасоса, катушки зажигания, электровентилятора, блока управления и индикатора состояния АПС). Контроллер включает главное реле при включении зажигания. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (завершение вычислений, установка регулятора холостого хода в положение, предшествующее запуску двигателя). При включении зажигания контроллер, кроме выполнения упомянутых выше функций, обменивается информацией с АПС (если она установлена и функция иммобилизации включена, см. раздел 1.2). Если в результате обмена определяется, что доступ к автомобилю разрешен, то контроллер продолжает выполнение функций управления двигателем. В противном случае работа двигателя блокируется. Контроллер выполняет также функцию диагностики системы. Он определяет наличие неисправностей элементов системы, включает сигнализатор и сохраняет в своей памяти коды, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осуществить ремонт. Дополнительные сведения об использовании диагностической функции контроллера см. в разделе 2 Диагностика. ВНИМАНИЕ. Контроллер является сложным электронным прибором, ремонт которого должен производиться только на заводе-изготовителе. Во время эксплуатации и технического обслуживания автомобиля разборка контроллера запрещается. Несанкционированная модификация программного обеспечения контроллера может привести к ухудшению эксплутационных характеристик двигателя и даже к 7

10 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 5 2. Установить экран консоли панели приборов на место (отвертка крестообразная). 3. Присоединить провод к клемме минус аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10). Проверка работоспособности контроллера 1. Включить зажигание. 2. Провести диагностику (см. порядок в карте А Проверка диагностической цепи ). ВНИМАНИЕ. Для проведения диагностики впервые после снятия питания (отсоединения аккумуляторной батареи) необходимо запустить двигатель, затем заглушить его, выключив зажигание, и, выждав секунд, подключить диагностический прибор. ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА (ДМРВ) ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА (ДТВ) прямой поток воздуха Рис тчик массового расхода воздуха. Рис Расположение датчика массового расхода воздуха в подкапотном пространстве автомобилей семейства ВАЗ-2110 и ВАЗ В системе управления двигателем используется датчик массового расхода воздуха (рис ) термоанемометрического типа. Он расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (рис ). Сигнал ДМРВ представляет собой напряжение постоянного тока, величина которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик. При прямом потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне В. При обратном потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне В. Диагностический прибор считывает показания датчика как расход воздуха в килограммах в час. При возникновении неисправности цепи ДМРВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки. тчик массового расхода воздуха имеет встроенный датчик температуры воздуха. Чуствительным элементом является термистор (резистор, изменяющий сопротивление в зависимости от температуры), установленный в потоке воздуха (см. табл ). Выходной сигнал, подключенного к контроллеру ДТВ, представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне В, величина которого зависит от температуры воздуха, проходящего через датчик. При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (33 О С). Снятие ДМРВ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить от датчика колодку жгута проводов. 3. Отсоединить от датчика шланг впускной трубы (отвертка крестообразная). 4. Снять датчик, отвернув болты крепления датчика к воздушному фильтру (ключ гаечный 10). 9

12 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 7 Рис Расположение датчика положения дроссельной заслонки в подкапотном пространстве автомобилей семейства ВАЗ-2110 и ВАЗ тро возрастающее напряжение сигнала ДПДЗ как свидетельство возрастающей потребности в топливе и необходимости увеличить длительность импульсов впрыска. ДПДЗ не регулируется. Контроллер использует самое низкое напряжение сигнала ДПДЗ на режиме холостого хода в качестве точки отсчета (0% открытия дроссельной заслонки). Поломка или ослабление крепления ДПДЗ могут вызвать нестабильность холостого хода, т.к. контроллер не будет получать сигнал о перемещении дроссельной заслонки. При возникновении неисправности цепей ДПДЗ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Если это происходит, контроллер рассчитывает значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха. Снятие ДПДЗ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провод от клеммы минус аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10). 3. Отсоединить колодку жгута проводов от датчика. 4. Отвернуть два винта крепления датчика к дроссельному патрубку и снять датчик с дроссельного патрубка (отвертка крестообразная). Установка ДПДЗ 1. Установить датчик на дроссельный патрубок. При этом дроссельная заслонка должна быть в нормально закрытом положении. 2. Затянуть два винта крепления датчика (отвертка крестообразная). 3. Присоединить колодку жгута проводов к датчику. 4. Присоединить провод к клемме минус аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10). 5. Проверить выходной сигнал датчика следующим образом: — подключить диагностический прибор, выбрать режим Параметры; Каналы АЦП, ПОЛ.Д.З. ; — при включенном зажигании и закрытой дроссельной заслонке выходное напряжение датчика должно быть 0,3… 0,7 В. Затем медленно открыть дроссельную заслонку — выходное напряжение датчика при этом должно увеличиться до 4,1…5 В. Если оно выходит за пределы диапазонов — заменить датчик. ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОС (ДТОЖ) тчик (рис ) установлен в потоке охлаждающей жидкости двигателя на термостате, на головке цилиндров (рис ). Чувствительным элементом датчика температуры охлаждающей жидкости является термистор, т. е. резистор, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Высокая температура вызывает низкое сопротивление, а низкая температура охлаждающей жидкости — высокое сопротивление (см. табл ). тчик соединен со входом контроллера, подключенным к внутреннему источнику напряжения 5 В через резистор (около 2 ком). Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на ДТОЖ. Падение напряжения относительно высокое на холодном двигателе и низ- 11

14 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 9 Рис тчик детонации. Рис Расположение датчика детонации на двигателе ВАЗ Установка датчика детонации 1. Установить датчик, затянуть болт с моментом Н.м (головка сменная 13, ключ моментный). 2. Присоединить к датчику колодку жгута проводов. УПРАВЛЯЮЩИЙ ДАТЧИК КИСЛОРОДА (УДК) Наиболее эффективное снижение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей достигается при массовом соотношении воздуха и топлива в смеси (14,5…14,6) : 1. нное соотношение называется стехиометрическим. При этом составе топливовоздушной смеси каталитический нейтрализатор наиболее эффективно снижает количество углеводородов, окиси углерода и окислов азота, выбрасываемых с отработавшими газами. Для оптимизации состава отработавших газов с целью достижения наибольшей эффективности работы нейтрализатора применяется управление топливоподачей по замкнутому контуру с обратной связью по наличию кислорода в отработавших газах. Контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и т.д. Для корректировки расчетов длительности импульса впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах, которую выдает датчик кислорода (рис ). УДК устанавливается на выпускном коллекторе (рис ). Его чувствительный элемент находится в потоке отработавших газов. УДК генерирует напряжеие, изменяющееся в диапазоне мв. Это выходное напряжение зависит от наличия или отсутствия кислорода в отработавших газах и от температуры чувствительного элемента УДК. Когда УДК находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, поскольку в этом состоянии его внутреннее электрическое сопротивление очень высокое — несколько МОм. По мере прогрева датчика сопротивление падает и появляется способность генерировать выходной сигнал. Для эффективной работы УДК должен иметь температуру не ниже 300 О С. Для быстрого прогрева после запуска двигателя УДК снабжен внутренним электрическим подогревающим элементом, которым управляет контроллер. Коэффициент заполнения импульсных сигналов управления нагревателем (отношение длительности включенного состояния к периоду следования импульсов) зависит от температуры УДК и режима работы двигателя. Если температура датчика выше 300 О С, то в момент перехода через точку стехиометрии, выходной сигнал датчика переключается между низким уровнем ( мв) и высоким ( мв). Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), высокий — богатой (отсутствует кислород). Описание работы цепи Контроллер выдает в цепь УДК стабильное опорное напряжение 450 мв. Когда УДК не прогрет, напряжение выходного сигнала датчика находится в диапазоне мв. По мере прогрева датчика его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает генерировать меняющееся напряжение, выходящее за пределы этого диапазона. По изменению напряжения контроллер определяет, что УДК прогрелся, и его выходной сигнал может 13

16 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 11 При обслуживании ДК необходимо соблюдать следующие требования: Не допускается попадание жидкости для чистки контактов или других материалов на датчик или колодки жгутов. Эти материалы могут попасть в ДК и вызвать нарушение работы. Кроме того, не допускаются повреждения изоляции проводов, приводящие к их оголению. Запрещается сильно сгибать или перекручивать жгут ДК и присоединяемый к нему жгут проводов системы впрыска. Это может нарушить поступление атмосферного воздуха в ДК. Для исключения неисправности в результате попадания воды необходимо не допускать повреждений уплотнения на периферии колодки жгута системы управления. Снятие датчика кислорода 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить колодку жгута проводов от датчика. 3. Осторожно вывернуть датчик (ключ гаечный 22). ВНИМАНИЕ. С новым датчиком обращаться осторожно. Не допускать попадания смазки или грязи на колодку жгута проводов датчика и конец корпуса датчика с прорезями. Установка датчика кислорода 1. Смазать резьбу датчика графитной смазкой. 2. Завернуть датчик с моментом Н.м (вставка сменная 22 из набора типа ф. USAG, ключ моментный). 3. Присоединить к датчику колодку жгута проводов. ДИАГНОСЧЕСКИЙ ДАТЧИК КИСЛОРОДА (ДДК) Для снижения содержания углеводородов, окиси углерода и окислов азота в отработавших газах используется каталитический нейтрализатор (см. раздел 1.9). Нейтрализатор окисляет углеводороды и окись углерода, в результате чего они преобразуются в водяной пар и углекислый газ. Нейтрализатор также восстанавливает азот из окислов азота. Контроллер следит за окислительно-восстановительными свойствами нейтрализатора, анализируя сигнал диагностического датчика кислорода (рис ), установленного после нейтрализатора (рис ). ДДК работает по тому же принципу, что и УДК. УДК генерирует сигнал, указывающий на присутствие кислорода в отработавших газах на входе в нейтрализатор. Сигнал, генерируемый ДДК, указывает на присутствие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания ДДК будут значительно отличаться от показаний УДК. Напряжение выходного сигнала прогретого диагностического датчика кислорода при работе в режиме обратной связи, при исправном нейтрализаторе находится в диапазоне от 590 до 750 мв. При возникновении неисправности цепей или самого диагностического датчика кислорода контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор, сигнализируя о наличии неполадки. Требования к техническому обслуживанию и процедура замены ДДК не отличаются от описанных выше для УДК. Рис Расположение диагностического датчика кислорода на а/м ВАЗ и ВАЗ

18 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 13 Рис Расположение датчика положения коленчатого вала на двигателе а/м семейства ВАЗ-2110: 1 — датчик положения коленвала Рис Расположение датчика положения коленчатого вала на двигателе автомобиля ВАЗ Провода ДПКВ защищаются от помех экраном, замкнутым на массу. При возникновении неисправности в цепи датчика положения коленчатого вала двигатель перестает работать, контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор. Снятие ДПКВ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить колодку жгута от датчика. 3. Отвернуть болт крепления датчика к крышке масляного насоса и снять датчик (ключ гаечный 10). Установка ДПКВ 1. Установить датчик на крышку масляного насоса, затянуть болт с моментом Н.м (головка сменная 10, ключ моментный). 2. Присоединить колодку жгута к датчику. ДАТЧИК ФАЗ (ДФ) тчик фаз (рис ) расположен на заглушке головки блока цилиндров (рис ). Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. На распределительном валу есть специальный штифт. Когда штифт проходит напротив торца датчика, датчик выдает на контроллер импульс напряжения низкого уровня (около 0 В), что соответствует положению поршня 1-го цилиндра в такте сжатия. Сигнал датчика фаз используется контроллером для организации последовательного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. При возникновении неисправности цепей или самого датчика фаз контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Снятие датчика фаз 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить колодку жгута от датчика. 3. Отвернуть болт крепления датчика к головке блока цилиндров и снять датчик (ключ гаечный 10). Установка датчика фаз 1. Установить датчик, затянуть болт с моментом 3,4…7,8 Н.м (головка сменная 10, ключ моментный). 2. Присоединить колодку жгута к датчику. 17

20 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 15 цепей или самого датчика неровной дороги контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Снятие датчика неровной дороги 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить колодку жгута от датчика. 3. Отвернуть винты крепления датчика к кронштейну и снять датчик (отвертка крестообразная). Установка датчика неровной дороги 1. Установить датчик, затянуть винты с моментом Н.м (отвертка крестообразная, ключ моментный). 2. Присоединить колодку жгута к датчику. 1.2 АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОВОУГОННАЯ СИСТЕМА (АПС-6) Автомобильная противоугонная система автомобиля ВАЗ состоит из блока управления 1 (рис ), катушки связи 3, конструктивно расположенной в выключателе зажигания 2, обучающего ключа 4 с контейнером красного цвета 5, рабочего ключа 6, яв- Рис Автомобильная противоугонная система автомобиля ВАЗ (АПС-6): 1 — блок управления; 2 — выключатель зажигания; 3 — катушка связи; 4 — обучающий ключ зажигания; 5 — контейнер красного цвета с транспордером; 6 — рабочий ключ зажигания; 7 — сигнализатор в комбинации приборов. Рис Расположение блока управления АПС в салоне автомобиля ВАЗ ляющегося одновременно пультом дистанционного управления блокировки дверей, сигнализатора 7, расположенного в комбинации приборов и соответствующей части программы контроллера системы управления двигателем. Режимы работы и состояния иммобилизатора отображаются при помощи сигнализатора и зуммера внутри блока управления. Расположение блока управления иммобилизатора в салоне автомобиля ВАЗ показано на рис Состав и расположение элементов автомобильной противоугонной системы АПС-4 в автомобилях семейства ВАЗ-2110 приведены в Блок управления АПС подключается к контроллеру через диагностическую линию. Блок управления имеет встроенное реле, которое подключает или отключает колодку диагностики от контроллера. Если к диагностической колодке не подключен диагностический прибор, то реле размыкает диагностическую цепь, и линия используется для связи контроллера и блока управления. При подключении диагностического прибора к колодке диагностики, реле замыкает диагностиче- 19

22 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист 17 Рис Система подачи топлива: 1- рампа форсунок; 2 — трубка топливного фильтра и топливного трубопровода; 3 — трубка от электробензонасоса к топливному фильтру; 4 — шланг передней топливной трубки и топливного трубопровода; 5- топливный фильтр; 6 — электробензонасос; 7 — топливный бак. ность которого соответствует количеству топлива, требующемуся двигателю. Этот импульс подается в определенный момент поворота коленчатого вала, который зависит от режима работы двигателя. Подаваемый на форсунку управляющий сигнал открывает нормально закрытый клапан форсунки, подавая во впускной канал топливо под давлением. Количество подаваемого топлива пропорционально времени, в течение которого форсунки находятся в открытом состоянии (длительность импульса впрыска). Контроллер поддерживает оптимальное соотношение воздух/топливо путем изменения длительности импульсов. Увеличение длительности импульса впрыска приводит к увеличению количества подаваемого топлива при постояном расходе воздуха (обогащение смеси). Уменьшение длительности импульса впрыска приводит к уменьшению количества подаваемого топлива при постояном расходе воздуха (обеднение смеси). ВНИМАНИЕ. Для предотвращения травм или повреждений автомобиля при демонтаже и монтаже элементов системы подачи топлива в результате случайного пуска необходимо отсоединять провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи до проведения обслуживания и присоединять его после завершения работ. Перед обслуживанием топливной аппаратуры необходимо сбросить давление в системе подачи топлива (см. Порядок сбрасывания давления в системе подачи топлива ). Порядок сбрасывания давления в системе подачи топлива 1. Включить нейтральную передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом. 2. Отсоединить колодку жгута от электробензонасоса. 3. Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до остановки из-за выработки топлива. 4. Включить стартер на 3 с для стравливания давления в трубопроводах. После этого можно безопасно работать с системой подачи топлива. 5. После стравливания давления и завершения работ присоединить колодку жгута к электробензонасосу. 21

24 Подп. Изм. Лист документа Подпись та Изм. Лист документа Подпись та ИТЦ АВТО Лист Смазать уплотнительные кольца соединителей моторным маслом и присоединить к электробензонасосу топливные трубки движением вдоль оси штуцера до щелчка пружинного фиксатора. 5. Подключить колодку жгута к электробензонасосу. 6. С помощью подачи напряжения 12 В на контакт 11 (см. рис ) колодки диагностики включить электробензонасос и убедиться в отсутствии утечек топлива. 7. Установить лючок электробензонасоса (отвертка крестообразная). 8. Установить подушку заднего сиденья. Рис Топливный фильтр Рис Расположение топливного фильтра (вид снизу автомобиля) ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР Топливный фильтр (рис ) установлен под днищем кузова возле топливного бака (рис ). Фильтр встроен в подающую магистраль между электробензонасосом и топливной рампой. Фильтр имеет стальной корпус со штуцерами с обоих концов. Фильтрующий элемент изготавливается из бумаги и предназначен для улавливания частиц, которые могут привести к нарушению работы системы впрыска. Снятие топливного фильтра 1. Сбросить давление в системе подачи топлива (см. выше). 2. Ослабить нажатием пружинные фиксаторы и движением вдоль оси штуцеров отсоединить топливные трубки от топливного фильтра. 3. Ослабив болт, стягивающий хомут кронштейна, снять фильтр (ключ гаечный 10). Установка топливного фильтра 1. Установить фильтр так, чтобы стрелка на его корпусе соответствовала направлению подачи топлива и закрепить фильтр хомутом (ключ гаечный 10). 2. Смазать уплотнительные кольца соединителей моторным маслом и присоединить к топливному фильтру топливные трубки движением вдоль оси штуцера до щелчка пружинного фиксатора. 3. С помощью подачи напряжения +12 В на контакт 11 (см. рис ) колодки диагностики включить электробензонасос и убедиться в отсутствии утечек топлива. РАМПА ФОРСУНОК Рампа форсунок (рис ) представляет собой полую трубку, с установленными на ней форсунками. Рампа форсунок закреплена двумя болтами на впускной трубе. Топливо под давлением подается во внутреннюю полость рампы, а оттуда через форсунки во впускную трубу. На рампе форсунок расположен штуцер для контроля давления топлива, закрытый резьбовой пробкой. Ряд диагностических процедур при техническом обслуживании автомобиля или при поиске неисправностей требуют проведения контроля давления топлива. С помощью манометра, подключенного к штуцеру, можно определить давление топлива, подаваемого на форсунки. Снятие рампы форсунок При снятии рампы соблюдать осторожность, чтобы не повредить контакты разъемов и 23

Источник

avtozam.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о