Разное

Схема предохранитель – 2110

Содержание

Как сделать электронный предохранитель своими руками

Р/л технология

Главная  Радиолюбителю  Р/л технология



Было бы преступлением не упомянуть здесь плавкие предохранители. Как и другие типы предохранительных устройств они призваны защищать участок цепи от губительных перепадов питающего тока.

Плавкие предохранители

Отличительная особенность таких предохранителей — их очевидная простота. Устройство представляет собой не что иное, как участок проволоки небольшого диаметра. Последняя легко плавится при превышении силы тока сверх заданного порога.

Конечно, у такого метода защиты есть очевидный недостаток – время реакции (плавление проволоки не происходит мгновенно). То есть от кратковременных, но от этого не менее губительных, импульсов тока он не спасет. Зато он очень эффективен при коротких замыканиях в сети или при превышении допустимой нагрузки.

Принцип работы основывается на тепловой работе, которую совершает ток при прохождении через проводники (и напряжение здесь не имеет особого значения).

Расчет:

Сила тока = Максимально допустимая мощность цепи / Напряжение

То есть максимальная сила тока, которую должен выдерживать плавкий предохранитель в цепи питания 220 В при максимальной нагрузке в 3 кВт – около 15 А.

Ввиду того, что плавкость зависит от множества факторов (диаметр проволоки, теплоотводящая способность окружающей среды, материал, из которого изготовлена проволока, и т.п.), то чаще всего сгоревший элемент меняют согласно готовым расчетам из таблицы ниже (для наиболее популярных металлов).

Таблица 1

Предохранители на реле

Как и было сказано выше, плавкие предохранители имеют серьезный недостаток – время реакции. Кроме того, сгоревший элемент необходимо полностью менять (требуется замена проволоки или всего предохранителя).

В качестве альтернативы можно рассмотреть реле.

Один из примеров реализации такой схемы ниже.

Рис. 1. Схема реле

При коротком замыкании в питаемой цепи резко возрастает ток, вследствие чего составной транзистор (VT1 VT2) запирается и всё напряжение прикладывается к первому реле, которое, в результате срабатывания, размыкает второе реле и ток остается только на закрытом составном транзисторе.

Обозначенный блок рассчитан только на цепи, ток питания которых не превышает 1,6А, что может быть неудобно для разных задач.

Её можно немного переделать так.

Рис. 2. Переделанная схема реле

Номинал R4 не прописан специально, так как он требует расчета в зависимости от параметров питаемой цепи.

В качестве основы можно использовать готовые показатели в таблице ниже.

Таблица 2

R4, Ом

1,6

0,82

0,6

0,39

0,22

Сила тока срабатывания предохранителя, А

0,9

1,3

1,7

2,0

2,4

Обе приведенные схемы рассчитаны на работу только в цепях питания 12 В.

Электронные предохранители без реле

Если ваша схема питается током до 5 А и напряжением до 25 В, то вам определенно понравится схема ниже. Порог срабатывания может быть настроен подстроечным резистором, а время реакции можно задать с помощью конденсатора.

Рис. 3. Схема предохранителя без реле

Ввиду того, что под постоянной нагрузкой транзистор может греться, его лучше всего разместить на теплоотводе.

В качестве альтернативной реализации, но с тем же принципом.

Рис. 4. Схема предохранителя без реле

Еще более простой электронный предохранитель с минимумом деталей на схеме ниже.

Рис. 5. Схема электронного предохранителя с минимумом деталей

При возникновении короткого замыкания транзистор блокируется на непродолжительное время. Если блокировка будет снята, а короткое замыкание останется, то «предохранитель» снова сработает и так до тех пор, пока в питаемой цепи не будет устранена проблема. То есть такой предохранитель не требует включения или выключения. Единственный его недостаток – постоянное включение прямой нагрузки в цепи в виде резистора R3.

Электронный предохранитель для 220 В

Схемы электронных предохранителей, приведенные выше, могут работать только в цепях с постоянным питанием. Но что, если вам нужен быстродействующий предохранитель для защиты питания в цепях с переменным током 220 В?

Можно использовать схему блока защиты от перегрузок ниже.

Рис. 6. Схема блока защиты от перегрузок

Максимальный ток срабатывания этой схемы, выполненной на стабилизаторе 7906 – 2А.

T1 – транзистор TIC225M, а

T2 — BTA12-600CW (замена не допустима).

В качестве более простых альтернатив для цепей с переменным током могут выступать следующие.

Рис. 7. Схемы для цепей с переменным током

Автор: RadioRadar

Дата публикации: 09.03.2018

Мнения читателей

Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:


www.radioradar.net

Монтажный блок предохранителей и реле

При поломке или неисправности любого электрооборудования без ведомой тому причины в Ладе Весте, как и в любом другом авто, в первую очередь внимание нужно обратить на блок предохранителей и реле, а именно на состояние предохранителей: возможно они перегорели.

Блок предохранителей и реле

Блок предохранителей и реле именуемый по другому «монтажным блоком» или «черным ящиком» представляет из себя отдельно находящуюся коробку, где находятся все предохранители электрооборудования вашего автомобиля.

На примере дома, монтажным блоком в данном случае является автомат, который мы включаем, когда выбивает пробки.

Где находится блок предохранителей и реле?

В Ладе Весте блок предохранителей находится в двух местах: салон и подкапотное пространство.

В салоне предохранители находятся «по-вазовскому» над левой водительской ногой, слева от руля как в Калинах, Грантах, Приорах.

В подкапотоном пространстве блок предохранителей и реле находятся у левого крыла в черном ящике.

Как открыть блок предохранителей

В отличии от Грант Калин и Приор, чтобы открыть монтажный блок в салоне, нужно выполнить ряд действий, не знакомых, владельцам предидущих моделей.

Заглушка блока предохранителей держится на пластиковых «гвоздиках» пистонов. Все что нужно сделать, это оттянуть на себя шляпку пластикового черного гвоздика, оставив при этом шайбу.

У кого-то этих гвоздиков 2, у кого-то 1 в зависимости от времени выпуска авто, т.к. со временем все элементы модернизируются.

Далее снимаем фиксатор в верхней части заглушки со стороны замка зажигания и тянем за низ крышки, тем самым открывая перед собой блок предохранителей. При необходимости отсоедините штейкера кнопки открывания багажника и регулировки фар.

Для того чтобы установить крышку на место – выполняем действия в обратном порядке.

Снять крышку блока предохранителей под капотом же намного проще и вряд ли у кого возникнут с этим вопросы.

1 – крышка блока предохранителей  (в данном случае гвоздик находится только со стороны замка зажигания, в других воторой гвоздик находится в левом нижнем углу на крышке блока)

2 – панель

3 – регулировка электрокоректора фар

4 – копка открывания крышки багажника

Какие предохранители применяются в Весте

В отличии от предыдущих вазовских моделей, в Ладе Весте применяются два типа предохранителей:

mini (предохранители флажкового типа)

— JCase (картриджные предохранители) (f41-f50)

Схема блока предохранителей и реле

Ниже представлена схема салонного блока предохранителей. Стоит отметить, что электросхемы отличаются в зависимости от года выпуска и комплектаций, по мере поступления новой информации, статья будет обновляться.

Предохранители

  • Номер предохранителя/Ампераж/Цепь/Назначение предохранителя
  • F1 15А К15R Стеклоомыватель лобового стекла
  • F2 30А*1/5А*2K15R подрулевой переключатель левый
  • F3 10А*1лампа дальнего света левая (классик/комфорт)
  • F4 30А*1/5А*2K30S подрулевый переключатель левый
  • F5 15А K15R обогрев передних сидений
  • F6 7,5А*1K30S Правая лампа габаритных огней
  • F7 10А*1K30S Левая лампа габаритных огней
  • F8 5А*1К30S Задние ПТФ (противотуманки)
  • F9 3А повторители поворотников правого зеркала
  • F10 5А K15S Селектор КПП
  • F11 10А*1Левая лампа ближнего света (классик/комфорт)
  • F12 15А K30S Контроллер BCM (поворотники)
  • F13 10А K30S Контроллер BCM (питание)
  • F14 10А K30S Выключение педали тормоза
  • F15 5А BTP Датчик дождя и света, электрокоректор фар
  • F16 5А BTP Выключение педали тормоза
  • F17 5А BTP Лампа подсветки багажника и бардачка
  • F18 3А повторители поворотников левого зеркала
  • F19 10А*1 Лампа ближнего света правая (классик/комфорт)
  • F20 5А Обогрев боковых зеркал заднего вида
  • F21 15А K15S БУ СНПБ
  • F22 5А K15S Приборная панель
  • F23 5А K30S Приборная панель
  • F24 5А ACC система безопасности ЭРА ГЛОНАСС, радио
  • F25 5А ВТР Контроллер ESP9.1
  • F26 15А K30S Бензонасос
  • F27 5А K15S Датчик парковки (парктроник)
  • F28 5А K15S ЭУР (Элеткро усилитель руля)
  • F29 10А*1/5А*2K30S Питание прицепа
  • F30 5А K15S Контроллер ЭРА ГЛОНАСС
  • F31 5А K30S Контроллер ЭРА ГЛОНАСС
  • F32 10А K15S Питание шины K15M (моторного отсека)
  • F33 5А BTP Стеклоподъемники
  • F34 5А ВТР Питание датчика угла поворота руля, блока кнопок рулевого колеса
  • F35 5А BTP Блок управления водительской двери
  • F36 15А K30S Радио, диагностический разъем
  • F37 7,5А K30S фонарь тормоза правый
  • F38 7,5А K30S левый фонарь тормоза
  • F39 10А*1К15R Дневные ходовые огни (Комфорт/Классик)
  • F40 10А*1К15R Лампа дальнего света правая (Комфорт/Классик)
  • Предохранители типа JCase
  • F41 20А ACC Разъем питания 12В, прикуриватель
  • F42 20А K30S Контроллер BCM (питание шины ВТР)
  • F43 20А K30S Контроллер BCM (замки дверей)
  • F44 30А K30S Стеклоподъемники
  • F45 30А K30S Вентилятор салонного отопителя
  • F46 30А*1K15R Дворники
  • F47 25А*2K30S Контроллер ЕММ (правый дальний, левый ближний, левый габарит)
  • F48 30А*2K30S Контроллер ЕММ (стеклоочистители )
  • F49 25А*2K30S Контроллер ЕММ (противотуманные фары передние/задние, подсветка номерного знака)
  • F50 25А*1K30S Контроллер ЕММ (левый дальний, правый ближний, правый габарит)

А*1 – комплектация Классик/Кофорт

А*2 – комплектация Люкс

Блок реле схема

Ниже представлена схема реле блока предохранителей в салоне

№ реле (сила тока, А)Наименование реле
К1 (70А*1/50А*2), цепь К15RСветовые приборы, подогрев передних сидений
К2 (30А)Свободен
К3 (30А)Обогрев заднего стекла
К4 (30А)Стеклоподъемники передних стекол
К5 (40А)Вентилятор отопителя салона
К6 (30А)Стеклоподъемник задних стекол
К7 (20А)Бензонасос
К8 (20А)Питание прикуривателя/разъема 12в

А*1 – комплектация Классик/Кофорт

А*2 – комплектация Люкс

Блок предохранителей и реле в подкапотоном пространстве

Открываем капот, находим рядом с аккумуляторм у левого крыла черный ящик, аккуратно отгибаем пластиковые ушки с противоположных сторон, дабы не сломать, снимаем крышку.

Схема предохранителей

Номер и номинал ОпцияЦепьНазначение
F60 (70 A)K30MЭлектроусилитель руля
F61 (30 A)K30MОбогрев заднего стекла
F62 (40 A)K30MСистема курсовой устойчивости (ESP)
F63 (15 A)КондиционерK30MКомпрессор кондиционера
F65 (25 A)K30MКонтроллер ESP
F66 (5 A)РКППK15MКонтроллер управления роботом
F68 (70 A)РКППK30MКонтроллер управления роботизированной коробкой передач (АМТ)
F69 (15 A)Управление реле блока и кондиционера
F70 (60 A)K30MK30S
F71 (60 A)Аккумуляторная батарея 12в
F72 (60 A)
F73 (10 A)K30MГудок
F74 (5 A)K15MФонарь заднего хода
F75 (60 A)Подогрев лобовогоK30MПодогрев лобового
F76 (10 A)K30MРеле тревожного звукового сигнала
F78 (10 A)Питание датчиков кислорода (ДК), клапана продуки Адсорбера, клапана ГРМ
F79 (40 A)K30MБлок реле/реле вентилятора охлаждения
F80 (5 A)Подогрев лобовогоK15Mреле обогрева лобового

Схема реле

№ реле (cила тока, А)Наименование реле
К21 (30А)Реле обогрева лобового 1
К22 (30А)Реле обогрева лобового 2
К23 (30А)Реле стартера
К24 (20А)Реле звукового сигнала
К25 (20А)Реле тревожного звукового сигнала
К27 (20А)Главное реле ЭСУД
К28 (20А)Реле кондиционера
К29 (40А)Реле вентилятора охлаждения

Предохранитель прикуривателя

Одно из самых часто перегорающих предохранителей – предохранитель прикуривателя. Причина его частого перегорания проста: используются потребители с большим током потребления нежели позволяет предохранитель: либо подключены сразу несколько энергопотребителей через «тройник» либо используется достаточно мощный компрессор для  подкачки колес.  Так же возможен вариант замыкания цепи во время надевания в гнездо прикуривателя патрона стороннего потребителя: зарядка для телефона, радар-детекор.

Где находится предохранитель прикуривателя?

Предохранитель прикуривателя находится в монтажном блоке под панелью по левую сторону от руля. Чтобы открыть панель для доступа к предохранителям, вытащите черные шляпки гвоздиков заглушки использую ногти или сторонние острые предметы, отсоедините клипсы, потяните за низ заглушки. Предохранитель прикуривателя находится под номером F41 и имеет номинал 20А. Тип предохранителя: JCase Так же прикуриватель имеет отдельное реле К8.

Как проверить предохранитель?

Если у Вас упали подозрения на какой то нерабочий предохранитель, то его необходимо в первую очередь проверить. Можно проверить двумя способами:

  • на глаз (смотрим на контакт предохранителя, цел он или оборван) но этот метод не всегда действенен, т.к. обрыв может быть на ребре предохранителя, где его можно просто-напросто не увидеть.
  • Тестером. Ставим тестер положение сопротивления и позваниваем контакты.

Если у вас в итоге перегорел какой-то из предохранителей, то его необходимо заменить. Но прежде, вам необходимо установить причину выхода предохранителя из строя, будь то короткое замыкание, либо высокие нагрузки. Так же завод изготовитель настоятельно не рекомендует устанавливать предохранители номиналом выше, чем оговорено выше в таблице, т.к. предохранитель защищает провод, а не сам электрический потребитель.

При установке предохранителя номиналом выше – чем положено, возможен риск возгорания автомобиля. Главная страница

vesta2180.ru

Обозначение на схемах предохранителей иномарок: таблица

22.08.2017 7,968 Просмотров

 
A/CКондиционер
ABSABS
FLTГенератор
ALT-SГенератор
FVПереключатель двигателя
DEFОбогрев окон
DOMEОсвещение салона
DOORДверь
ECUКонтрольный (управляющий) модуль двигателя
EDUКонтроль впрыска
EFIСистема электронного контроля впрыска в а/м TOYOTA
ENG MAINГлавный двигатель
FANВентилятор
FOGПротивотуманка
FrПередний
F-TAILЗадние фонари
GAUGEПриборная доска, спидометр
HAZARDАварийные сигналы
HAZ-TRNАварийные — повороты.
HEADПередние фары
HEAD-LHПередние фары левые
HEAD-RHПередние фары правые
HORNЗвуковой сигнал
HTRОбогреватель
I/UPХолостой ход
IGЗажигание
IGNЗажигание
MAINГлавный
P/WРадио
POWERПитание
RADРадио
RrЗадний
SIGПрикуривать
SPAREЗапасной
STСтартер
STOPСтоп — сигнал
TAILЗадние фонари
TURNПоворотники
WASHСтеклоомыватель
WIPСтеклоочиститель
WIPERСтеклоочиститель
2017-08-22

proinomarki.com

Условные обозначения предохранителей

Всем хорошо известно, что радиоэлектронную аппаратуру разрабатывают таким образом, чтобы она потребляла электроэнергию, сила тока которой имеет определенное значение. В тех случаях, когда этот показатель начинает значительно превышать допустимые пределы, чаще всего оказывается, что в том или ином устройстве возникла какая-либо неисправность.

Чтобы избежать коротких замыканий и перегрузок при существенном повышении силы тока, используются плавкие предохранители, которые устанавливаются в цепях питания радиоэлектронной аппаратуры.

Плавкие предохранители

В подавляющем большинстве случаев плавкий предохранитель (который нередко также называют плавкой вставкой) – это стеклянная трубка, на обоих краях которой установлены металлические колпачки. Между ними, по оси трубки, натянута тонкая проволока.

Ее толщина такова, что она может выдержать только строго определенную силу тока. Если ее значение оказывается выше, то она просто расплавляется («перегорает»), в результате чего происходит размыкание цепи. В большинстве случаев для изготовления токопроводящих элементов плавких предохранителей используются такие металлы, как медь, свинец и цинк, а также некоторые сплавы (сталь, ковар).

Коэффициент термического сопротивления практически всех металлических сплавов и чистых металлов имеет положительное значение. Это означает, при росте температуры их электрическое сопротивление также возрастает. Благодаря такой прямо пропорциональной зависимости этих двух характеристик плавкие предохранители и обладают защитными свойствами.

В электротехнике для плавких предохранителей (как, впрочем, и для всех других компонентов) предусмотрены условные графические обозначения, с помощью которых они отображаются на схемах. Это изображение должно осуществляться в соответствии с принятыми и действующими на сегодняшний день в Российской Федерации нормами ГОСТ 2.727–68.

Обозначение предохранителя

В качестве буквенного обозначения рядом с условными графическими изображениями предохранителей на принципиальных схемах указываются латинские буквы F. Достаточно часто рядом с ними обозначается также и номинальный ток, на который рассчитана плавкая вставка.

Причины перегорания плавкого предохранителя

Как уже было сказано выше, то обстоятельство, что при функционировании различных электронных и электротехнических устройств в цепи значительно возрастает сила тока, свидетельствует о наличии какой-либо неисправности.

Иногда бывает так, что в цепь питания устанавливаются предохранители с небольшим запасом прочности. В таких случаях даже совсем незначительное увеличение силы тока, возникающее, к примеру, при включении устройства, способно «пережечь» плавкую вставку. Это происходит из-за небольшого увеличения номинального напряжения питающей сети (так называемого «скачка»).

Нередки и случаи, когда изначально предохранитель обладал требуемым, а не заниженным запасом прочности, однако по мере эксплуатации некоторые отдельные участки проволочки истончились. Дело в том, что при ее нагревании происходит процесс окисления, и в результате этого уменьшается диаметр. В итоге наступает момент, когда на каком-либо отрезке проволока истончается до такой степени, что уже не в состоянии выдержать ту силу тока, на которую рассчитана. Это является одной из причин того, что предохранители чаще всего перегорают через некоторое время после того, как начинается их эксплуатация.

Практика показывает, что перегорание плавких вставок чаще всего происходит в момент включения устройств, однако бывает и так, что это происходит и при выключении, когда возникают так называемые экстратоки.

selectelement.ru

6. Электронные предохранители и ограничители постоянного и переменного тока

Ощутимым недостатком плавких предохранителей является их одноразовость, необходимость последующей ручной замены на другой предохранитель, рассчитанный на тот же ток защиты. Зачастую, когда под рукой нет подходящего, используют предохранители на другой ток или более того, ставят самодельные (суррогатные) предохранители или просто массивные перемычки, что крайне негативно отражается на надежности работы аппаратуры и небезопасно в пожарном отношении.
Обеспечить автоматическую многоразовую защиту устройства и одновременно повысить ее быстродействие можно за счет использования электронных предохранителей. Эти устройства можно подразделить на два основных класса: первые из них самовосстанавливают цепь питания после устранения причин аварии, вторые — только после вмешательства человека. Известны также устройства с пассивной защитой — при аварийном режиме они только индицируют световым или звуковым сигналом о наличии опасной ситуации.
Для защиты радиоэлектронных устройств от перегрузок по току обычно используют резистивные или полупроводниковые датчики тока, включенные последовательно в цепь нагрузки. Как только падение напряжения на датчике тока превысит заданный уровень, срабатывает защитное устройство, отключающее нагрузку от источника питания. Преимуществом такого способа защиты является то, что величину тока срабатывания защиты можно легко изменять. Чаще всего этого достигают с помощью датчика тока.
Другим эффективным методом защиты нагрузки является ограничение величины предельного тока через нее. Даже при наличии в цепи нагрузки короткого замыкания ток ни при каких обстоятельствах не сможет превысить заданный уровень и повредить нагрузку. Для ограничения предельного тока нагрузки используют генераторы стабильного тока.
Схемы простой автоматической защиты радиоэлектронных устройств от перегрузок по току представлены на рис. 5.1 и 5.2 [5.1]. Работа устройств такого типа (стабилизатор тока на основе полевого транзистора) подробно рассматривалась ранее в главе 5 (книга 2). Ток нагрузки при использовании такого ограничителя не сможет превысить начального тока стока полевого транзистора. Величину этого тока можно задавать подбором типа транзистора, например, для приведенного на схеме транзистора типа КП302В максимальный ток через нагрузку не превысит значения 30…50 мА. Увеличить значение этого тока можно параллельным включением нескольких транзисторов.

Рис. 5.1. Ограничение предельного тока нагрузки при помощи полевого транзистора


Рис. 5.2. Транзисторный ограничитель предельного тока через нагрузку

В ограничителе тока нагрузки (рис. 5.2) работают обычные биполярные транзисторы с коэффициентом передачи по току не менее 80… 100. Входное напряжение через резистор R1 поступает на базу транзистора VT1 и открывает его. Транзистор работает в режиме насыщения, поэтому большая часть входного напряжения поступает на выход источника питания. При токе меньше порогового транзистор VT2 закрыт, и светодиод HL1 не горит. Резистор R3 выполняет роль датчика тока. Как только падение напряжения на нем превысит порог открывания транзистора VT2, он
откроется, включится светодиод HL1, а транзистор VT1, напротив, начнет закрываться, и ток через нагрузку ограничится.
При указанных на схеме номиналах элементов ток короткого замыкания равен (0,7 В)/(3,6 Ом)=0,2…0,23 А.


Рис. 5.3. Схема электронного предохранителя на полевом транзисторе VT1


Рис. 5.4. Вариант электронного предохранителя на полевом транзисторе

Электронные предохранители [5.2] можно выполнить с использованием мощного полевого транзистора VT1 в качестве ключа (рис. 5.3 и 5.4). Ток срабатывания защиты определяется соотношением резистивных элементов и зависит, в первую очередь, от величины сопротивления датчика тока, включенного последовательно с полевым транзистором.
После срабатывания защиты для повторного подключения нагрузки необходимо нажать кнопку SA1.
Стаиилизатор (рис. 5.5) позволяет получить на выходе регулируемое в пределах от 0 до 17 Б стабильное напряжение [5.3]. Для защиты стабилизатора от короткого замыкания и превышения тока в нагрузке использован тиристор VS1 с датчиком тока на резисторе R2. При увеличении тока в нагрузке включается тиристор, шунтируя цепь управления транзистора VT1, после чего напряжение на выходе падает до нуля. Светодиод HL1 индицирует факт срабатывания защиты. Для повторного запуска стабилизатора после устранения причин перегрузки следует нажать кнопку SB1 и разблокировать тиристор.


Рис. 5.5. Схема стабилизатора напряжения с защитой

Ток защиты в зависимости от величины сопротивления датика тока — резистора R2 — может быть установлен от 20.. .30 мА о 1…2 А. Например, при R2=36 Ом ток срабатывания — 30 мА; ри R2=4 Ом — 0,5 А.
В качестве транзистора VT1 можно использовать КТ815, Т801, КТ807 и др., VT2 — П702, КТ802 — КТ805 (с радиатором).
Схема источника питания со звуковым сигнализатором пре->!шения потребляемого тока [5.4] показана на рис. 5.6. Выпря-итель на диодах VD1 — VD4 питается от трансформатора, оричная обмотка которого рассчитана на напряжение 18 6 при же нагрузки не менее 1 А. Регулируемый стабилизатор напря-эния выполнен на транзисторах VT2 — VT5 по известной схеме, этенциометром R7 на выходе стабилизатора может быть уставлено напряжение от 0 до +15 В.
Сигнализатор, обозначенный на схеме устройства как ЗГ (звуковой генератор), представляет собой генератор звуковой частоты с подключенным к нему акустическим излучателем, например, динамической головкой. Для управления работой звукового генератора использован ключ на транзисторе VT1.

Рис. 5.6. Схема стабилизатора напряжения со звуковой индикацией перегрузки

При работе стабилизатора ток нагрузки проходит через датчик тока R1, создавая на нем падение напряжения. Пока ток небольшой (при указанной на схеме величине этого резистора не более 0,3 А), транзистор VT1 закрыт. По мере роста тока потребления и, соответственно, увеличения напряжения на резисторе, транзистор приближается к порогу открывания. Когда напряжение между базой и эмиттером транзистора VT1 достигнет 0,7 В, он открывается и при дальнейшем росте тока переходит в состояние насыщения. При открывании транзистора выпрямленное напряжение поступает на акустический сигнализатор и приводит его в действие.
Звуковой сигнализатор перегрузки на транзисторе VT1 может быть встроен в любой другой источник питания.
Электронный предохранитель для цепей постоянного тока и, одновременно, стабилизатор напряжения [5.5] может быть выполнен по схеме, показанной на рис. 5.7. На первых двух транзисторах (VT1 и VT2) собран стабилизатор напряжения по традиционной схеме, однако параллельно стабилитрону VD1
цключен релейный каскад на транзисторах VT3 — VT5 с дат-сом тока на резисторе Rx. При увеличении сверх заданной эмы тока в нагрузке этот каскад сработает и зашунтирует ста-питрон. Напряжение на выходе стабилизатора упадет до не-(чительной величины.


5.7. Схема электронного предохранителя — стабилизатора напряжения постоянного тока

Для разблокировки схемы защиты достаточно кратковре—ю нажать кнопку SB1.
Использование автоматических выключателей нагрузки по-!яет предотвратить разряд элементов питания или защитить чник питания от перегрузки. Выполнять функции таймера и матически отключать нагрузку при коротком замыкании по-яет устройство по схеме на рис. 5.8 [5.6].
Автовыключатель нагрузки работает следующим образом, кратковременном нажатии кнопки SB1 конденсатор С1 заря-ся от источника питания через резистор R1. Одновременно атывает ключ (ключи) /ШО/7-коммутатора (DA1), обеспе-я тем самым включение мощного транзистора VT1. Если ключатель SA1 разомкнут, устройство работает по схеме ера. Конденсатор С1 разряжается через цепочку включен-1араллельно ему резисторов R3 и R2. Когда конденсатор С1 чдится, устройство самостоятельно отключится от источника <ия и отключит нагрузку.
При замкнутом переключателе SA1 таймер не работает. 7-коммутатор блокируется подачей на управляющий вход (входы) напряжения высокого уровня через диод VD2 и резисторы R4, R5. Схема защиты источника питания от короткого замыкания в нагрузке выполнена на транзисторе VT2 и работает следующим образом. При работе устройства в нормальном режиме транзистор VT2 закрыт и не влияет на функционирование других элементов схемы. При коротком замыкании в нагрузке ток через диод VD2 не протекает, транзистор VT2 оказывается подключенным к конденсатору С1, на его базу поступает отпирающее смещение через резисторы R5 и R6. Конденсатор С1 разряжается, и происходит отключение устройства. Резистор R4 ограничивает начальный бросок тока при разряде конденсатора С1.


Рис. 5.8. Схема автовыключателя нагрузки — таймера

При суммарном сопротивлении резисторов R2 и R3 100 кОм таймер обеспечивает выдержку в 1 сек, при суммарном сопротивлении 200 кОм — 2 сек, 300 кОм — 3 сек и т.д. до 33 сек. Увеличить время выдержки на один-два порядка можно увеличением номиналов R2, R3 и С1.
Максимальный ток нагрузки определяется типом используемого транзистора VT1 и наличием у него теплоотвода. Незадействованные ключи коммутатора можно подключить параллельно DA1.1 либо использовать в подобных взаимонезависимых схемах автовыключения нагрузки. Такое включение может быть использовано в схемах резервирования функций для обеспечения повышенной надежности работы устройств: выход из строя одного из сопротивлений нагрузки не вызовет отключения или повреждения других каналов. Переключатель SA2 может быть включен при
малых (до 10 мА на ключ) токах нагрузки. При токах нагрузки до 40 мА можно исключить из схемы транзистор VT1 . В этом случае все ключи /ШО/7-коммутатора DA1 должны быть соединены параллельно.
Устройство работает в диапазоне питающих напряжений 5… 15 В и даже при 4 б. Отключить устройство можно нажатием кнопки SB2. В отключенном состоянии оно потребляет ток до долей-единиц мкА.
Известно, что в последовательно соединенной цепи элементы аккумуляторной батареи, разряженные до напряжения ниже 1,1 В, из источника напряжения превращаются в своего рода дополнительную нагрузку для еще неразрядившихся элементов, вызывая резкое падение напряжения на выводах батареи аккумуляторов. Кроме снижения энергоемкости батареи аккумуляторов в целом, это может привести и к «повреждению отдельных ее элементов.


Рис. 5.9. Схема устройства автоматического отключения аккумуляторной батареи

Устройство [5.7], схема которого показана на рис. 5.9, предотвращает слишком глубокую разрядку элементов в батарее. Оно включается между аккумуляторной батареей и нагрузкой. Принцип действия основан на контроле напряжения на нагрузке. Когда оно снижается до уровня 1,1х пВ (где п — число элементов з аккумуляторной батарее) нагрузка и само устройство отклю-наются контактной группой реле, и ток через аккумуляторные элементы прекращается (если в самой батарее отсутствуют ка-<ие-либо неисправности).
При нажатии кнопки SB1 к источнику тока подключаются и нагрузка, и само контролирующее устройство. Напряжение на
инвертирующем входе микросхемы DA1 (вывод 2) определяется стабилитроном VD1 и составляет 3,9 В, а на неинвертирующем (вывод 3) — делителем напряжения на резисторах R1 и R2, причем при нормальном напряжении источника оно несколько выше, чем на инвертирующем входе. В таком состоянии на выходе микросхемы имеется высокий уровень напряжения — реле К1 включается, и его контакты К1.1 оставляют включенными нагрузку и контролирующее устройство даже при отпускании кнопки включения.
Когда напряжение на батарее упадет настолько, что его величина на неинвертирующем входе станет менее 3,9 6, на выходе микросхемы напряжение станет низким, и реле обесточится, разрывая цепь питания. Момент переключения зависит от напряжения на батарее аккумуляторов и величины сопротивления резистора R1, которое следует выбрать в соответствии с таблицей 5.1. Для ограничения базового тока транзистора между выходом микросхемы и базой следует включить резистор сопротивлением 1…10/Ю/И.

Таблица 5.1. Сопротивление резистора R1 при различном напряжении батареи

Напряжение батареи, ВСопротивление резистора, кОм
6,0
1,6
7,22,7
8,43,9
4,7
10,86,2
12,07,5

Данное устройство может давать ложные срабатывания, если к источнику питания подключают слишком мощную нагрузку, при которой напряжение батареи мгновенно «подсаживается». В этом случае отключение нагрузки еще не говорит о том, что элемент (элементы) батареи аккумуляторов разрядился до нижней допустимой границы. Повысить помехозащищенность
/стройства позволит подключение конденсаторов параллельно $ходам компаратора.
Зарядные устройства (ЗУ) обычно снабжены электронной ощитой от короткого замыкания на выходе [5.8]. Однако еще !стречаются простые ЗУ, состоящие из понижающего транс-рорматора и выпрямителя. В этом случае можно применить неложную электромеханическую защиту с использованием реле 1ли автоматических выключателей многократного действия (на-|ример, автоматические предохранители или АВМ в квартирных >лектросчетчиках) [5.8]. Быстродействие релейной защиты со-тавляет примерно 0,1 сек, а с использованием ABM — 1…3 сек.
Когда аккумулятор (или аккумуляторная батарея) соединен выходом устройства, реле К1 срабатывает и своими контактами 11.1 подключает ЗУ (рис. 5.10).


Рис. 5.10. Схема устройства защиты для зарядных устройств

При коротком замыкании выходное напряжение резко уменьится, обмотка реле будет обесточена, что приведет к размыка-ию контактов и отключению аккумулятора от ЗУ. Повторное ключение после устранения неисправности осуществляется кноп-эй SB1. Конденсатор С1, заряженный до выходного напряжения эшрямителя, подключается к обмотке реле. Резистор R1 огранивает импульс тока при ошибочном включении, когда короткое тыкание на выходе еще не устранено.
Резистор R2 ограничивает ток короткого замыкания. Его ожно не устанавливать, если диоды имеют запас по току. Сле-/ет помнить, что в этом случае выходное напряжение ЗУ долж-з быть больше на значение падения напряжения на резисторе 2 при номинальном зарядном токе. АВМ защищает при пере->узках по току, чего релейная защита выполнить не может.
Автоматический предохранитель (или выключатель) подключают последовательно с контактами реле. Сопротивление АВМ — около 0,4 Ом. В этом случае резистор R2 можно не включать.
Для ЗУ автомобильных аккумуляторных батарей необходимо выбрать реле на номинальное напряжение 12 Б с допустимым током через контакты не менее 20 А. Этим условиям удовлетворяет реле РЭН-34 ХП4.500.030-01, контакты которого следует включить параллельно. Для ЗУ с номинальным током до 1 А можно применить реле РЭС-22 РФ4.523.023-05.
Тиристорно-транзисторная схема защиты источника питания от короткого замыкания [5.9] показана на рис. 5.11. Схема работает следующим образом. При номинальном режиме тиристор отключен, транзисторы устройства, включенные по схеме Дарлингтона, находятся в состоянии насыщения, падение напряжения на них минимально (обычно единицы вольт). При возникновении короткого замыкания в нагрузке начинает протекать ток через управляющий переход тиристора VS1, происходит его включение. Открытый тиристор шунтирует цепь управления составного транзистора, ток через который снижается до минимума.


Рис. 5.11. Схема защиты источника питания от короткого замыкания

Светодиод HL1 индицирует наличие короткого замыкания в нагрузке.
Схема рассчитана на работу при больших токах, поэтому на самой схеме защиты падает довольно значительная часть напряжения питания и рассеивается, соответственно, большая мощность.
Устройство, описанное ниже, одновременно может выпол-ять роль стабилизатора постоянного и переменного тока боль-юй величины, защищать цепь нагрузки от короткого замыкания, ыполнять роль регулируемой активной нагрузки с предельной ощностью рассеяния сотни бг[5.10, 5.11].
Основой стабилизатора тока является токостабилизирую-(ий двухполюсник, схема которого приведена на рис. 5.12. Он эедставляет собой модифицированный источник тока, описанный работе [5.12]. Ток через канал полевого транзистора VT1 опреде-чется, преимущественно, напряжением U1 (рис. 5.12) и может эггь вычислен из выражения: I=U1/RM. Напряжение U1 является 1стыо напряжения +Е, приложенного к двухполюснику, а посколь-/ резистивный делитель R1/R2 обеспечивает прямо пропорцио-1льную зависимость между величинами U1 и +Е, то такое же ютношение будет наблюдаться между током I и напряжением +Е.


Рис. 5.12. Токостабилизирующий двухполюсник на основе дифференциального усилителя и полевого транзистора

Эквивалентное сопротивление двухполюсника можно пред-авить как: R3=E/l=ExRM/U1. В свою очередь U1=E*RM/(R1+R2).
Отсюда R3=RM+(R1XRM/R2) или R3=R|/,'<(1+R1/R2). Следова-пьно, ток через двухполюсник можно изменять, регулируя либо личину Ри, либо соотношение сопротивлений делителя R1/R2. in R1»R2 выражение для вычисления эквивалентного сопро-вления двухполюсника упростится: R3=RMxR1/R2.
Практическая схема узла активной нагрузки — стабилиза-эа постоянного тока — приведена в статье [5.10], а ниже, на с. 5.13 показана возможность использования этого схемного шения для стабилизации переменного тока [5.1 1].


Рис. 5.13. Стабилизатор переменного (и постоянного) тока с регулируемым током нагрузки от единиц мА до 8 А

Ток в цепи стабилизатора можно плавно регулировать поворотом ручки потенциометра R2 в пределах от нескольких мА до 8 А, причем максимальный ток нагрузки при необходимости можно увеличить еще на порядок, применив вентиляторы, радиаторы, нарастив количество параллельно задействованных полевых транзисторов.

lib.qrz.ru

Все о предохранителях — блоки реле и места их расположений

             


Мы рады приветствовать Вас на интернет портале vsepredohraniteli.ru, представляющим из себя систематизированный каталог со схемами предохранителей, а также блоками реле, разгруппированный по маркам и моделям автомобилей.
Наш материал будет полезен Всем автомобилистам. Мы расскажем, где находятся предохранители, за что они отвечают, а так же чем и как правильно его заменить. Благодаря наличию расшифровки блоков реле, Вам не придется угадывать либо самому вручную перебирать их, что бы узнать какой отвечает за прикуриватель, а какой за свет фар либо подсветку салона. Теперь все схемы с видео инструкциями есть у нас на сайте.
Не всегда, что бы избавится от проблемы с автомобилем, надо обращаться на сервис. С помощью нашего материала, вы узнаете точное расположение требуемого предохранителя и самостоятельно его замените, а значит, сэкономите не малую сумму денег.
Воспользуйтесь нашим опытом в данной сфере, ознакомишь с рекомендациями в разделе «Советы». А если захотите поделиться своими знаниями, будем рады Вашим комментариям.

vsepredohraniteli.ru

Схема предохранителей ГАЗ 24-10 и ГАЗ 24-12 (1985—1993)

На панели приборов справа, ниже вещевого ящика, установлены два блока предохранителей.

При замене неисправного предохранителя следует подогнуть держатель предохранителя для обеспечения надежного контакта. 


А
Функция/компонент
Левый блок (ПР112)
1 16 Прикуриватель, часы, звуковые сигналы, штепсельная розетка
2 8 Плафон, подкапотная лампа, лампа освещения вещевого ящика, сигнализатор открытых дверей
3 8 Резерв
4 8 Резерв
5 8 Комбинация приборов, реле электродвигателя отопителя, реле обогрева заднего стекла
6 8 Система экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), освещение таксометра
7 8 Ближний свет левой фары
8 8 Ближний свет правой фары
9 8 Дальний свет левой фары, сигнализатор дальнего света фар
10 8 Дальний свет правой форы
Правый блок (ПР121)
1 16 Резерв
2 6
Указатели поворота
3 6
Аварийная сигнализация
4 8 Плафон санитарного отделения, фара-искатель
5 8 Правые габаритные огни, освещение багажника, лампы освещения приборов, подсветка прикуривателя
6 8 Противотуманные фары, сигнализатор противотуманных фар, левые габаритные огни, освещение номерного знака, опознавательный фонарь такси
7 8 Электродвигатель антенны, стеклоочиститель
8 8 Стоп-сигналы
9 16 Обогрев заднего стекла
10 16 Электродвигатель отопителя, лампы света заднего хода

Биметаллический предохранитель стеклоочистителя 

Цепь электродвигателя стеклоочистителя защищена биметаллическим предохранителем непрерывного действия.


Схема проверки предохранителя

1 — контакт;
2 — биметаллическая пластина;
3 — корпус;
4 и 6 — клеммы;
5 — регулировочный контакт
1 — аккумуляторная батарея;
2 — резистор;
3 — амперметр;
4 — проверяемый предохранитель
Предохранитель должен срабатывать при токе 10 А.

Предохранитель магнитолы

На автомобиле установлена стереофоническая магнитола. Магнитола подключена к клемме INT выключателя зажигания. Предохранитель установлен на питающем проводе магнитолы.

www.xn--80aej2aisf0a0d.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *