Разное

Ода полноприводная – ИЖ-2126 4х4. ЗИМОЙ НЕ ИЖДИВЕНЕЦ — журнал За рулем

ИЖ-2126 4х4. ЗИМОЙ НЕ ИЖДИВЕНЕЦ — журнал За рулем

ИЖ-2126 4х4. ЗИМОЙ НЕ ИЖДИВЕНЕЦ

ТЕХНИКА

/В СЕРИЮ

ЗИМОЙ НЕ ИЖДИВЕНЕЦ

РОССИЙСКИЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД ДЛЯ СНЕГА

И ЛЬДА

ТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ

Весеннее солнце, теплая погода, освободившееся от снега шоссе порадуют любого автомобилиста. Но у водителя полноприводной «Оды» все это вызовет к тому же легкую грусть. Еще бы, на гладкой летней дороге ИЖ 4х4 превратится в обычный автомобиль, спрятав до поздней осени ряд своих лучших качеств. Вот гололедица, рыхлый снег, ненастье — совсем другое дело. Здесь можно заявить о себе в полный голос. Во время редакционных испытаний ИЖ 4х4 доказал, что силен именно в зимних номинациях. Там, где четыре ведущих колеса действительно нужны.

В РОДНОЙ СТИХИИ

Разъезды по Москве, сравнительный тест с заднеприводной «Одой» и переднеприводным VAZ 2111 (ЗР, 2002, № 3), командировка на родину автомобиля в Ижевск — без малого 6,5 тыс. км в условиях русской зимы. Вполне достаточно, чтобы оценить возможности машины. Типичная ситуация, раскрывающая характер редакционного «ижачка», — переход от легкого морозца к обильным осадкам. Пока под колесами сухой ровный асфальт, способности ИЖа восторга не вызывают. Карбюраторный двигатель VAZ 2106 резвым разгоном не балует, в салоне шумно, ощутимо потряхивают жесткие подвески, раздражает неудобный педальный узел, требуют повышенного внимания не слишком цепкие тормоза. Что поделать, недостатки базовой модели перешли по наследству к полноприводнику. Под аккомпанемент трансмиссии вы пилите по шоссе с крейсерской скоростью около 90 км/ч и провожаете взглядом обгоняющий поток. Но вот начинается снегопад — и вскоре вы замечаете, что из аутсайдера превратились в лидера. Окружающие тащатся 35–40 км/ч, а ижевский полноприводник, совершенно не напрягая водителя, поддерживает прежнюю скорость! Подчеркну, об особых навыках речь не идет — заданный темп по силам многим. Даже ярый перестраховщик в конце концов поедет быстрее основного потока.

Похожая картина и в городе. Пока сухо, светофорные гонки вы чаще всего проигрываете. Мало того, оценив расход топлива, сопровождающий динамичную езду, и вовсе перестаете играть в догонялки. Лишь тогда ИЖ умерит аппетит до приемлемого. Все точки над «i» снова расставляют затяжные снегопады. Обладатели моноприводных автомобилей начинают буксовать уже при выезде со двора. Для них любая остановка грозит откапыванием или выталкиванием. Низкие легковые машины вязнут в глубоких колеях, то и дело цепляют днищем, порогами, бамперами снежно-ледяные препятствия. Водитель полноприводной «Оды» от подобных неприятностей избавлен. Жесткие подвески уверенно справляются с надолбами, ямами, трамвайными путями. Лопату с собой можно не возить — она понадобится только при штурме бездорожья, а в городе крепко посадить «ижачка» почти невозможно. Причем не только в Москве, но и в заснеженной провинции.

Преодоление «крепких» мест — не единственный конек автомобиля. На скользких покрытиях очень легко трогаться и разгоняться. В гололед те, кто совсем недавно уезжал от вас играючи, начинают откровенно мешать. Вы по-прежнему не напрягаете двигатель, неспешно переключаете передачи, но то и дело утыкаетесь в корму очередного буксующего на старте автомобиля. Подобной прыти от невзрачной уральской машины, как правило, не ждут. Вот обиженный водитель иномарки высекает шипами искры, пытаясь зацепиться за пятачок чистого асфальта — тщетно! Стоит вам чуть сильнее нажать педаль газа, и он останется позади. А ведь полноприводник обут в недорогие отечественные покрышки без шипов.

ПЫТКА ХОЛОДОМ

Много нового мы узнали об автомобиле в сильные декабрьские морозы. Самое главное — исправный отрегулированный ИЖ уверенно пускается при низких температурах. Со второй-третьей попытки мотор оживал и в —25°С, и в —27° без каких-либо подготовительных операций. Порадовал и быстрым прогревом до рабочей температуры. Причем никаких фанерок перед радиатором мы не устанавливали — термостату помощь не потребовалась. Еще один подарок судьбы — удивительно теплый салон. И спереди, и сзади. Нам, конечно, повезло — попался безупречный радиатор отопителя. Но все равно: кто бы мог предположить, что простенькие дефлекторы, двухскоростной вентилятор да пара рычажков способны правильно распределить воздушные потоки. За бортом трескучий мороз, а в нашем «ижачке» ногам тепло, голове прохладно и, что совсем

www.zr.ru

Иж «Ода» 4х4: технические характеристики, отзывы

Весеннее солнце, практически летняя погода, трасса без снега – все это радует любых автомобилистов. А владельцы автомобилей Иж «Ода» 4×4 в этих условиях будут скучать. Другое дело – гололед, рыхлый снег и прочие капризы погоды. Здесь эта машина способна проявить себя полностью. Автомобиль не раз доказывал, что он очень силен зимой, на бездорожье, в общем, везде, где нужны четыре ведущих колеса. Что являет собой эта машина, рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

«Ода»: история

Автомобиль Иж «Ода» 4х4 стал последним хэтчбеком среди четырех массовых моделей, которые были созданы в последние годы СССР. Машина имеет необычную историю. Тогда как на большинстве автомобильных заводов (а это ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ) пытались уйти от архаичного заднего привода к переднему, на «Ижмаше» пошли обратным путем.

Вначале на заводе был создан экспериментальный хэтчбек Иж-13 «Старт». Это было в середине 70-х. В министерстве транспорта автомобиль оценили с холодом. Возможно, передний привод тогда считался еще не таким перспективным, либо определенные люди в министерстве просто лоббировали АвтоВАЗ, чтобы никто не смог отобрать у Волжского завода первенство на передний привод.

Передний привод — не панацея

Так или иначе, конструкторы завода начали разработку заново и сумели обнаружить интересную вещь – за несколько лет, которые прошли с момента создания «Старта», в автомобильном мире уже переоценили все преимущества, которые имеет передний привод. Оказалось, что меньшая масса, экономичность и управляемость не так велики, как думали. Большинство инноваций вообще никак не были связаны с передним типом привода. Это кузова типа хэтчбек, подвеска макферсон, рулевой механизм с рейкой.

Инженеры «Ижмаша» увидели огромное количество преимуществ заднего привода. Это давало возможность использовать узлы и детали, применяемые на предыдущих моделях, а также наработанные расчеты по прочности, создать замену Иж-2715, одной из популярнейших тогда моделей авто.

Первый прототип

Прототип, который появился на свет в 79 году отличался задним приводом, оцинкованным кузовом типа хэтчбек, системой рулевого управления с рейкой, пятиступенчатой коробкой передач, двухконтурной тормозной системой.

Также инженеры сумели подобрать удачную компоновку – двигатель и КПП были смещены вправо. Это позволило освободить место и убрать педальный узел в один уровень с мотором. За счет этого моторный отсек получился очень коротким. Так, при своих габаритах Иж имел очень просторный салон – от педалей до спинок задних кресел расстояние было таким же, как и у «Волги».

Рекомендован в производство

Через пять лет после несущественных доработок Иж-2126 был одобрен для производства. Вначале модель получила временное название «Орбита». Но позже ее переименовали в «Оду».

Преимущество данной машины было в большой унификации узлов и агрегатов с другими основными производителями СССР. Так, автомобиль был унифицирован с ВАЗ-2106, АЗЛК-2141, М-412 и другими моделями. Такой подход позволил «Ижмашу» значительно сэкономить на разработке, а также повысить ремонтопригодность. Внешний облик «Оды» сильно портила передняя оптика от ВАЗ-2108.

Выпуск шел очень вяло, так как запуск производства пришелся на годы перестройки и постперестроечный период. К 95 году собрали всего пять тысяч автомобилей. Специалисты завода и сами знали, что качество оказалось не слишком высоким, даже несмотря на то, что большинство оборудования для сборки было закуплено в Японии, а также в других развитых странах.

Когда производство наладили, то получилось так, что поклонников у этой машины с задним приводом было много, и сборка шла более стабильно. Создав базовую версию, на заводе решили реализовать все возможности заднего привода. Так родился пикап на базе «Оды» – «Версия».

«Ода»: полный привод и другие модификации

И наконец, далее изготовили автомобиль Иж «Ода» 4х4 – это кроссовер, который является потомком «Москвичей» и «Побед» с полным приводом.

Система трансмиссии была установлена от «Нивы». В этой версии была значительно улучшена шумоизоляция салона. На базе «Оды» далее было создано еще несколько автомобилей. Так, самый последний массовый автомобиль – универсал Иж «Ода Фабула» 4х4 с задним и полным приводом. Еще выпускался люксовый вариант популярного хэтчбека «Ника».

Выпуск «Оды» был налажен небольшими объемами, находя спрос у простых людей, которые предпочитают ремонтировать автомобиль своими руками. Машина смогла конкурировать с классическими моделями ВАЗ. Люди покупали автомобили Иж «Ода» 4х4. Отзывы о них тогда были только положительные – такого еще никто не делал в России.

Конец выпуска модели

В 2005 году в России перешли на экологические нормы «Евро 2», и для производства «Оды» пришлось бы менять двигатель с карбюраторного на инжекторный. Руководством завода было решено, что этот ход повлияет на стоимость автомобиля и приведет к спаду продаж. Поэтому в 2005 году модель с производства сняли.

Технические характеристики

Иж «Ода» 4х4 изготавливался в кузове хэтчбек. Длина кузова составляла 4068 мм, ширина была равна 1650 мм. В высоту автомобиль достигал 1450 мм. Клиренс для кроссовера небольшой – всего 15,5 сантиметра. Колесная база – 2470 мм.

Что касается двигателей, то их было несколько. Так, использовался мотор от ВАЗ-2106 объемом 1,6 л и мощностью в 80 л. с. Наряду с ним устанавливался УЗАМ-331 объемом в 1,7 л и мощностью в 85 л. с. Был еще один автовазовский агрегат – ВАЗ-2130. Объемом в 1,8 л и мощностью 79 л. с. Этим агрегатом оснащали автомобиль Иж «Ода Фабула» 4х4. Инжектор здесь не использовался – только карбюратор. Двухлитровый двигатель УЗАМ-3320 имел мощность 115 л. с.

Со всеми этими моторами работала пятиступенчатая механическая трансмиссия. Машина могла разгоняться до 175 км/ч – это паспортная максимальная скорость. Ускорение до сотни занимало в среднем от 13 до 20 с в зависимости от марки двигателя. Устанавливаемая на Иж «Оду» 4х4 раздатка и другие элементы трансмиссии были взяты от «Нивы».

В снегу, на льду и в грязи

Это родная стихия для отечественного кроссовера. Но пока под колесами ровный и сухой асфальт, машина не проявит особых способностей. Двигатели не балуют владельцев резвыми разгонами, в салоне достаточно шумно, жесткая подвеска также не очень радует. Многим не нравится педальный узел автомобиля Иж «Ода» 4х4. Но стоит только начаться снегопаду, как автомобиль превращается в лидера на дороге. Тогда как окружающие автомобили едут на скорости до 40 км/ч, «Ода» едет на прежней высокой скорости.

Пока на дороге сухо, машина не будет первой в светофорных гонках. Если оценить расход топлива автомобиля ИЖ «Ода» 4х4, технические характеристики, то о динамичной езде можно забыть. Но стоит только выехать за пределы асфальта, и потенциал машины раскроется в полной мере. Иж проедет там, где многие обычные автомобили начнут буксовать. Владельцы полноприводной «Оды» не переживают по поводу проходимости. Отзывы говорят, что жесткая подвеска отлично справляется с ухабами, ямами, трамвайной колеей. Можно даже не возить с собой лопату – она не нужна с полным приводом. Посадить машину в городских условиях практически невозможно.

На скользкой дороге машина тоже показывает себя достойно. Проходимость на уровне внедорожника, несмотря на 15-сантиметровый клиренс.

Это серьезные преимущества для автомобиля Иж «Ода» 4х4. Отзывы владельцев все это полностью подтверждают. Единственный минус, по мнению владельцев, – большой расход топлива, особенно зимой. Но с этим можно смириться – такие способности имеют только дорогие полноприводные джипы. Это доступно не для всех.

fb.ru

Литература

        Сразу оговорюсь: автомобиль мой не серийный, собран под заказ в начале 1999 года. Сейчас полноприводную модель уже поставили на конвейер. Это разработка всё той же фирмы — «Норма-Авто». От владельцев серийных полноприводных «ИЖей» слышал и жалобы, и похвалы, но… я на таких не ездил, да надо учитывать и издержки серийного производства.

        А у меня «ИЖ-2126-060». Отъездил на нём уже два года. Двигатель, 5-ступенчатая КПП, раздаточная коробка и передний мост от «Нивы-21213». Задний мост - родной, ижевский, но не слишком удачный: во-первых, дорожный просвет меньше, а во-вторых, шумит при езде накатом. Может быть от того, что не были отрегулированы на заводе осевые зазоры? На это, кстати, стоит обратить внимание покупателям «Од». 13-дюймовые колёса маловаты, но не стоит огорчаться — войдут все до 15 дюймов: арки приличного размера, с запасом.

        Купить такую модель в 1999 году было довольно сложно, да и больно далеко живу я от фирмы-производителя. От Онеги до Ижевска больше 3000 километров. Дозвонился до «Нормы-Авто». Оплатил заказ (частично). Ждал больше месяца, хотя обещали вызвать через две недели. Наконец приехал в Ижевск. Стоит машина, новенькая! Сел, завёл, поехал. На первом же перекрёстке… нет, не поломка - обступила толпа любопытных. И это на родине машины, в Ижевске!

        Что ж, едем дальше. Через 200 километров, ближе к Казани, стала странно себя вести педаль акселератора. Выяснилось, что родная педаль совершенно ненадёжна. На жидком кронштейне из тонкой стали, втулка оси из какого-то полимера износилась в момент. «Помог» ей в этом тугой тросик «газа». Он причудливо изгибается на извилистом пути до карбюратора и крепится к рычагу, точнее — к куску ржавого металла. Тот, в свою очередь прикручен прямо к шпильке крышки головки блока цилиндров. Пришлось немного поэкспериментировать, по-разному выгибая этот «рычаг», и обильно смазать тросик. Ход педали стал полегче, но втулка, как вы помните, была изношена, и педаль всё равно болталась. Уже дома я поставил другую втулку, из металлической трубки. Стало лучше, но работать педалью по-прежнему менее удобно, чем на любых других известных мне авто.

        Много больше было приятных впечатлений. Во-первых, конечно же, от полного привода. Начало апреля, трасса то заметена снегом, то покрыта льдом. Но я был потрясён ходом машины. Так красиво держать дорогу… Скорость тоже порадовала. При перегоне, разумеется, не рисковал, но потом — как же без этого?! Спидометр оцифрован до 180 км/ч. Стрелка легко достигает максимальной отметки. Но реальная скорость, конечно же, меньше, где-то в пределах 150 км/ч. Виновато несоответствие «нивовской» раздатки и двигателя, а так же 13-дюймовых колёс.

        Всё в порядке и с традиционно хорошей «ижевской» аэродинамикой. Но дело не только в обтекаемости: форма кузова не даёт воде из-под колёс при движении по лужам заливать лобовое стекло и, самое главное, — заднее! Ни разу (а «дворника» там нет) заднее стекло не забрасывалось грязью.

        Шума воздуха на любой скорости не слышно. Чего нельзя сказать о двигателе. Кажется, что шумоизоляция на этом автомобиле вообще отсутствует.

        Внутренне убранство салона спартанское. Панель приборов вполне удобная, даром что из самой просто пластмассы. На колдобинах не брякает. Руль удобный, от «восьмёрки». Машина легко управляется, благодаря чёткой обратной связи хорошо чувствуешь дорогу. Даже при гололёде.

        Передние кресла очень удобные. На отечественных марках удобнее не встречал. Правда, вскоре, видимо, моими 100 килограммами, был сорван механизм подъёма левой спинки. Теперь она фиксируется только в нескольких положениях. Заднее сиденье тоже удачное. Хотя бы потому, что спинка из двух частей, и можно складывать только половину. Удобно при перевозке длинных и узких предметов.

        А вот багажник маловат. Задняя дверь наклонная и мешает размещать высокие и угловатые предметы. К тому же, как у всех «совковых» машин, крышку багажника не удосужились опустить до пола, и нижняя стенка мне почти по грудь. Разработчики догадались убрать «запаску» под пол багажника. Но надо же было сообразить, что пол-то от этого станет высоким! Отсюда и другое неудобство: чтобы поставить «запаску» на своё место, её приходится довольно высоко поднимать на рычаге.

        Покраска кузова хорошая. Царапин, раковин, «шагрени» и ржавчины нет. Проёмы колёсных арок вырезаны большие — смотрится красиво и для полноприводника полезно. Края кузова снизу закрывают декоративные пластиковые накладки.

        Плохое настроение от багажника улучшает печка-конфетка. Говорят она от «ВАЗ-2108». Не знаю, но работает замечательно. Напор отличный, у выключателя три положения интенсивности. Практически бесшумная, воздух горячий. Очень хорошо обдувается лобовое стекло. Удобны и остальные вентиляционные отверстия — два по бокам «торпедо» и два в центре. Но и тут есть своё «но»: фильтров не предусмотрено. Много пыли на улице — почти столько же в салоне.

        Двигатель работает как часы. Масло лью наше, ярославское. Расход в норме. Карбюратор достался хорошо отрегулированный. Расход топлива до сих пор в пределах 10 литров на 100 вёрст, где бы не ездил. Зимой (-20 градусов и ниже) заводиться чуть туже, чем «Нива». После покупки почти не пришлось ничего подтягивать и подкручивать. Разве что однажды ремень генератора (засвистел) и цепь пару раз (застучала).

        Аккумулятор делает своё дело. Воздушный фильтр в данной модели от «Москвича-2141» — большой. Радиатор с работой вполне справляется. Не нравится только, что у него нет наливной горловины, в результате льёшь «тосол» через расширительный бачок. Неудобно.

        Омыватель лобового стекла в принципе хороший. Но насос стоит в неподходящем мете: крепиться почти под радиатором к лонжерону. Как и следовало ожидать, через год эктсплуатации он вышел из строя.

        Трансмиссия «нивовская», из отличительных осоьенностей - удлинённый на 20мм карданный вал. Но (о, ужас!) тормозная система от «Москвича». Печально известный распределитель давления, конечно же, в какой-то момент забарахлил, и один контур отказал, а второй заклинило.

        Удары по распределителю и прокачка системы помогли, но датчик неисправности тормозов горит до сих пор. Вполне возможно, что тормозная жидкость была некачественная, разбухли «резинки» в тормозном цилиндре и, как следствие, вышел перекос.

        О ходовой части плохого не скажу. Передние рычаги «нивовские», сильные. Амортизаторы «родные», но пружины вроде бы удлинённые и уж точно усиленные, во всяком случае передние. Раскачивание автомобиля при движении нет. Заметно нечто, похожее на тряску, но в разумных пределах — примерно как у «Нивы». При длинной базе и меньших колёсах «козления» нет. На поворотах машина немного крениться, но это не страшно.

        Электротехника на машине в норме, говорят, она тоже от «восьмёрки». Четыре фары от «шестёрки». В комплекте магнитолы не было, но проводка предусмотрена, все концы выведены, антенна в удобном месте, на передней стойке.

        На пересечённой местности «полноприводник» показал себя очень хорошо. Преодолеть снег, песок, глину — нет проблем. Причём ехать легче, чем на «Ниве», видимо, из-за более длинной базы. Автомобиль не так вертит. Исключение составляют ярко выраженные лесные, с глубокими колеями, и очень «разухабистые» дороги. Сказывается низкая посадка. Хотя она на 4 сантиметра выше ,чем у «классики», но машина иногда цепляет передней или задней балкой либо раздаткой за корни и камни. Но, может, я от «ИЖа» слишком много требую?

Основные технические характеристики «ИЖ-2126 Ода» 4х4

Модификации 1.6 1.8*
Габариты/база, мм 4068х1660х1357/2470
Дорожный просвет, мм

180

Диаметр разворота, м 11
Снаряжённая масса, кг 1040 1100
Полная масса, кг 1440 1500
Тип двигателя «ВАЗ-2106» «ВАЗ-2130»
Объём двигателя, см3 1569 1796
Число цилиндров 4
Мощность, л.с./м-1 77/5400 132/6000
Крутящий момент, Нм/м-1 123/3400 166/5000
Степень сжатия 8,5:1 10:1
Система питания карбюратор впрыск
Разгон 0-100 км/ч, с 20 19
Максимальная скорость, км/ч 155 180
Расход топлива, л/100 км 8,3-11,5 8,0-11,0
Запас топлива, л 45
Объём багажника, л 300/960
Базовый размер шин 175/70R14 195/60R15

* — Какая-то чепуха. ВАЗ-2130 действительно объёмом 1.8л, но он карбюраторный, мощностью 82 л.с. Впрысковый двигатель ВАЗ-21214 объёмом 1.7л имеет мощность 79 л.с. А впрысковый ВАЗ-21203 объёмом 2л имеет мощность 115л.с.

 

Евгений БОЛЬШАКОВ.

Российская газета. Ежемесячное цветное приложение «АВТОДРОМ». Август 2001 №8 (22).

Оригинал в формате JPG (962 КВ).

Отсканированная статья прислана Сергеем Колгановым.

 

P.S. У автора статьи был сайт http://www.ogz.ru/2126/, но, к сожалению он уже давно не работает.

riboravto.narod.ru

Тест-драйвы и обзоры ИЖ 2126 (Izh 2126). ИЖ 4х4: Следы

Снег лег как-то быстро и капитально. Поля вокруг Ижевска он покрыл плотным слоем высотой почти в четверть метра. ОРТ почему-то обещает в городе плюсовую температуру, а у нас –10 °С, солнечно и легкий ветерок.

Я нахожусь в Ижевске, куда меня привело желание поближе познакомиться с новоявленным семейством, наделавшим переполох на последних российских выставках. В заводской документации его зовут «4х4» или «полный привод». Вообще-то, ижевские полно-приводники – мои давние знакомые. Я встречался с ними, еще когда они были прототипами, но собрать всю семейку разом удалось только сейчас.

Прежде чем поделиться впечатлениями от машин, стоит сказать несколько слов об их родственных связях. Собственно, семья состоит из двух пар «двойняшек». Первую составляют хэтчбек и универсал, собранные на единой платформе с базой 2480 мм, пружинной подвеской спереди и сзади и по-стоянным полным приводом. На выбор предлагаются три бензиновых двигателя УЗАМ или ВАЗ объемом 1.7 или 1.8 л и мощностью 85, 90 или 99 л.с. Автомобили почти полностью унифицированы и по салону. Разница лишь в сиденьях: у «Фабулы» (так называется универсал) они, как говорится, «побогаче».

Другую пару образуют пикапы. Платформа у них также общая – с базой 2710 мм, комбинированной подвеской (спереди – пружины, сзади – рессоры) и колесами большей размерности (R15 вместо R14). Соответственно увеличены колесные арки. Двигатель – 1.8-литровый ВАЗ-2130: 87 л.с. (с карбюратором) или 90 л.с. (с впрыском).

Собственно тест начался сразу же на городских улицах, покрытых плотным слоем накатанного снега, кое-где с наледью. По обочинам, как водится, рыхлый снег. Попадание колес на различные покрытия никоим образом отрицательно на качестве езды не сказывается. Пока все идет нормально, можно оглядеться в салоне. Все вполне привычно, из новостей – комбинация приборов от «десятки», оригинальное цветовое решение панели приборов и обивки дверей в серо-черной гамме.

Свернув с накатанного «зимника» на девственно-чистую целину, сразу прощаешь «Оде» излишнюю скромность салона. Машина идет так, будто под колесами асфальт, а не 20 с лишним сантиметров снега. Как-то непривычно ощущать себя за рулем легкового автомобиля, спокойно «рассекающего» по полю. Волей-неволей ждешь, что это наваждение вот-вот кончится и придется вытаскивать засевшую в снегу машину. Но проходит 10, 15, 20 минут, и . . . ничего не происходит. Ну ладно, хватит, надо оставить хоть немного снега для других заездов. Пора на лед.

Самое интересное – подъем по обледенелой дороге. Что вы думаете? Машина вползла наверх с первого раза! И это при том, что «обувка» самая обычная – дорожная «Кама». По сравнению с этим упражнением несколько спусков и виражей выглядят легкой прогулкой. Многочисленные обледенелые колдобины раздражают не сильно: подвеска достаточно надежно гасит последствия от встречи с ними.

Погоревав сперва об отсутствии демультипликатора, столь привычного для обычного внедорожника, позже ловлю себя на мысли, что все не так уж и страшно. С одной стороны, пришлось «растянуть» первую передачу, что требует дополнительного времени на разгон. С другой стороны, трансмиссия работает тише, без подвываний и вибраций. А в качестве компенсации на автомобиле установлен дифференциал повышенного трения типа Quaife, выпускаемый дочерней компанией «Иж-Норма». Интересно, на что он способен? Тем более что у меня есть возможность сравнить его работу с результатами теста Peugeot Partner. Правда, там он стоял только на «передке», а здесь – на обоих мостах.

Пока машина «нарезает» по снежной целине, разворачивается по большим радиусам или идет по городским улицам, работу новинки оценить довольно трудно: она просто спокойно и ровно «глотает» версты. А вот в танцах на льду или резких поворотах по ступицу в снегу ее преимущества налицо. Машина сама определяет оптимальный режим прохождения поворота без намеков на занос или пробуксовку. Работать педалями сцепления и тормоза, а также рычагом КПП приходится гораздо реже. Конечно, «Фабула» – не армейский «козлик», и ей не все по плечу, но дачника, рыбака, охотника она устроит хорошей проходимостью и комфортом.

Подводя итог общения с универсалом, можно сказать, что машина явно удалась. Есть, правда, кое-какие досадные мелочи из категории «детских болезней», но на заводе готовятся с некоторыми из них справиться на стадии постановки модели на конвейер. Предстоит, например, пересмотреть крепление и защиту «запаски», подвешенной под днищем. Вряд ли замена колеса где-нибудь на заболоченной лесной дороге или заснеженном проселке, когда надо лезть под перепачканную машину, доставит удовольствие.

Полноприводные пикапы – по-настоящему «боевые», работящие автомобили. Отличаются машины кабинами. Более ранняя модель, получившая заводское название «Охотник», – по существу, традиционный «каблучок». Его «младший брат» пока еще не обрел собственного имени, зато собрал массу поклонников благодаря кабине типа king size. Но это все так, внешние черты. А что представляют собой эти «проходимцы» в деле? Начнем с карбюраторной версии. Несмотря на то, что автомобиль застоялся в снегу, старт не вызывает никаких затруднений. Та самая «растянутая» первая передача, из-за которой пикап немного «туповат» в разгоне, позволяет ему легко трогаться даже на целине. На этой передаче автомобиль уверенно идет по снегу глубиной до 25 см на оборотах порядка 2000-2300 об/мин. По укатанной снежной колее можно двигаться и на второй, снизив нагрузку на двигатель.

На ходу обе машины немного жестковаты, однако это вполне естественно для автомобиля с рессорной подвеской заднего моста да еще и без груза. Чтобы смягчить эффект «галопирования», базу пикапов увеличили по сравнению с обычной моделью. Рулевое управление, против ожидания, оказалось легким и информативным. Вообще, автомобили легко управляются и на городских улицах, и на снегу, уверенно держат дорогу, в том числе обледенелую.

Для пикапа крайне важно проанализировать удобство маневрирования задним ходом, благо импровизированный полигон находится на окраине деревушки. Немало удивили мы ее обитателей, покатавшись по проулкам и дворам задом наперед. И вот что получается. С одной стороны, большое заднее окно обеспечивает хороший обзор. С другой – если в кузове груз, боковые зеркала оказываются «подслеповатыми».

Вот что действительно удалось ижевцам в новой машине, так это печка. Рассчитывая на эксплуатацию пикапа в любых условиях, здесь подумали о том, чтобы в кабине было просторно и тепло. Объемный «бардачок», открытая полка для мелочей, небольшая ниша для бумаг. Еще один ящик для мелочевки спрятан в подлокотник между сиденьями. Все вполне разумно, доступно, хотя, может быть, и излишне скромно.

«Длинная» кабина обладает двумя дополнительными боковыми окнами, очень, кстати, неплохо вписавшимися во внешний облик машины, небольшой скамейкой за передними сиденьями и приподнятой крышей, заимствованной у универсала «Фабула». Кабина получилась интересной и очень просторной. Печки, кстати, с лихвой «хватает» и ей.

В общем, впечатление пикапы оставляют самое пристойное. Все «но» не носят трагического характера: хотелось бы, чтобы зеркала были побольше, и пробку бензобака закрыть лючком, чтобы не заваливало снегом. Все это поправимо, причем с небольшими затратами. Главное – все же поправить, не забыть в очередной раз. И еще. Полноприводные пикапы всегда были чем-то большим, нежели просто «мини-грузовики». Мода на такие машины с большой кабиной распространяется с завидной быстротой, и у ижевцев есть все основания «ухватить» ее за хвост. Стоит попробовать.

www.autonavigator.ru

ОДА ИЖ-2126 4х4

Производя полноприводную «Оду», Ижмаш неустанно экспериментировал. На сегодняшний день существует большое и точно никому не известное количество вариантов комплектации. Нам попалась машина с полностью независимой подвеской, 1,8-литровым двигателем ВАЗ-2130, фарами от «шестерки» и 13-дюймовыми колесами. Диаметр последних может быть на дюйм больше, однако в любом случае «Ода 4х4» выглядит довольно низко. Мощные, но совершенно не функциональные подножки, увеличенные колесные арки с пластиковой окантовкой и кенгурин немного оживляют дизайн, разрабатывавшийся двадцать лет назад для заднеприводной модели.
С ветерком по асфальту.
Первое, что бросается в глаза в салоне, — «восьмерочный» руль и «москвичевский» щиток приборов. Правда, это сочетание со временем перестает резать глаз, так как неудобств не вызывает. 
   Кресло с мягкой боковой поддержкой регулируется по продольному перемещению в большом диапазоне — и удобная посадка находится быстро. То, что у руля нет никаких регулировок, вспоминаешь далеко не сразу, «баранка» расположена оптимально, равно как и рычаг коробки передач. Кнопки на передней панели — странная смесь «москвичевского» с «жигулевским», но разобраться можно. Подрулевые переключатели заимствованы у «Самары» и никакими дополнительными функциями не перегружены. Вот только в ответ на включение «поворотника» нет привычного щелканья. В конструкции использовано «тихое» реле, и, видимо, напрасно. Позже, когда мы съехали на разбитый проселок, захотелось поднять сиденье повыше: все же посадка в «Оде» типично легковая. Но об этом позже. Машина резво разгоняется, причем продолжает это делать даже на пятой передаче. Ничего удивительного тут нет. Трансмиссия для «Оды» позаимствована от «Нивы» и рассчитана не на 13-, а на 16-дюймовые колеса. Интересно, что на «нашей» версии сзади и спереди стояли одинаковые передние «нивские» редукторы, при этом задний, естественно, развернут на 180 градусов. В модификации с жесткой балкой сзади обычно устанавливается мост от заднеприводной «Оды». «Нивская» трансмиссия сразу же выдает себя характерным шумом, а на высоких скоростях начинает проявляться знакомая вибрация. Как ни старались конструкторы «Оды» ее победить, жестко прикрепив задний редуктор к кузову на трех точках через подрамник и уменьшив тем самым влияние колебаний моста на раздаточную коробку, все же до конца им это не удалось. Крутой вираж, который пришлось заложить, когда мы чуть было не проскочили нужный проселок, показал слегка заторможенную реакцию на резкий поворот руля и ярко выраженную недостаточную поворачиваемость. Уровень крена при этом остался в «легковых» нормах. На выходе из поворота машина легко стабилизировалась и продолжила дальнейший путь. На больших скоростях «Иж» сохранял приемлемую курсовую устойчивость и не требовал утомительного подруливания. Извилистая дорога и парковка показали, что руль довольно тугой, но обладает хорошей обратной связью

Перед тем как выезжать на бездорожье, мы решили проверить автомобиль на стандартных городских «препятствиях» и преодолели тротуарный бордюр и «лежачего полицейского». Несмотря на маленькие колеса, первое препятствие машина взяла играючи, даже без включения понижающего ряда в трансмиссии. Просто подъехала вплотную и плавно поднялась. Естественным ограничением высоты препятствия служит пластиковый спойлер под бампером. Перед «полицейским», правда достаточно плавным, мы решили сознательно нарушить правила движения и в три раза превысили ограничение скорости в 10 км/ч. Перед самым бугром жму на тормоз и затем на газ, чтобы разгрузить подвеску в момент преодоления препятствия — и «Ода» буквально его перелетает без пробоев и касаний днищем. При этом подвеска работает очень мягко и на сиденье не подбрасывает.
Больше скорость — меньше ям.

И вот мы наконец-то на проселке, который выводит на глинистый пустырь. Во время дождей здесь кто-то, похоже, буксовал. «Ода» идет уверенно, однако на крупных неровностях все же хочется сбросить газ. Из-за невысокой посадки страшновато за днище и расположенные там агрегаты. Машина то и дело цепляет «раздаткой» и начинает раскачиваться. Разгоняться совсем не хочется, хотя, если ехать «змейкой», выбирая маршрут, можно держать скорость и повыше. С ростом скорости плавность хода увеличилась. Мелкие неровности подвеска проглатывает не замечая, от крупных приходится уворачиваться, однако уверенности, которую придает на проселке настоящий внедорожник, так и не появляется. У этой машины нет защиты поддона двигателя, но если бы она была, возможно, ехалось бы еще хуже: штатная защита представляет собой довольно большое низко висящее корыто, которое первым цепляет за все неровности. 

Тем не менее автомобиль преодолевает без потерь изрытый колеями пустырь, и перед нами оказывается внушительного вида лужа с колеей. На всякий случай заранее включаю блокировку межосевого дифференциала. Делать это довольно неудобно. Рычаги раздаточной коробки очень коротки и не имеют сверху «хватательных шариков». К тому же они находятся в боковой нише тоннеля, так что полноценно взяться за рычаг всей ладонью не удается. Сначала пытаемся проехать по колее, но машина немедленно ложится на днище и начинает буксовать. К счастью, назад выезжаем без проблем. Благодаря независимой подвеске машина тащится кое-как на брюхе, пока хватает ходов. Во второй попытке пробуем выехать на пониженной из колеи на бортики, но шоссейная резина скользит и не цепляется. Во время сложного маневрирования на бездорожье то и дело приходится высовываться в открытое окно, чтобы смотреть, что попадает под левые колеса. Так оно увереннее, хотя большая площадь остекления, покатый капот и приемлемого размера зеркала дают из машины неплохую «картину мира», достаточную для езды по городу и спокойного перемещения по грунтовкам.
Главное — знать меру.
На сильно пересеченной местности легкая машина без труда «перепрыгивает» то, что не удается пройти внатяг. Главное при этом — не повредить незащищенную «раздатку». Удары раздаточной коробкой о грунт, как оказалось, имеют еще одно неприятное свойство. Из-за них постоянно выбивает то блокировку дифференциала, то понижающую передачу. Причина в том, что рычаги идут в салон через вваренные в пол «стаканы» небольшого диаметра, о края которых они и ударяются, когда раздатка чиркает о землю. По этой причине можно намертво засесть в каких-нибудь дебрях, потеряв из-за «вылетевшей» передачи скорость. Хотя машина изначально не предназначена для тяжелого бездорожья, на крутых холмах и в оврагах она ведет себя прилично. Для проверки пределов возможностей автомобиля мы решили преодолеть двойной ров, легко проходимый на короткой «Ниве». На «перекате» «Ода» повисла — выбило блокировку дифференциала, однако как только она была включена, автомобиль двинулся дальше. После удачного преодоления брода мы решили рискнуть и попытаться проскочить небольшое заболоченное озеро. До какого-то момента все шло гладко, и вдруг внезапно машина стала погружаться в болото. Через уплотнения дверей в салон стала поступать вода, а колеса безнадежно забуксовали. Пришлось идти за помощью. Тянуть машину «Нивой» пришлось очень осторожно: буксирные проушины, выступающие из-под бампера, с самого начала показались довольно хилыми, а в процессе вытаскивания начали гнуться. Кроме того, «Ода» стала цепляться за берег пластиковым бампером и спойлером. В какой-то момент специально для них потребовалось доставать лопату и откапывать «проход».
Простенько и со вкусом.
Пока сливали воду из салона, еще раз досконально его осмотрели. Отметили удобство его трансформации и обилие отсеков для всякой полезной мелочевки. Пластмассовые карманы есть на обеих передних дверях, а между кресел на тоннеле установлен симпатичный вещевой ящик. Задний ряд сидений — для двоих. Ноги, правда, вперед не вытянешь, но все же комфортно устроиться в дальней дороге можно. При этом достаточно свободного места над головой, что особенно актуально при езде по ухабам. Хуже, если назад садится третий. Для нижних частей тела неудобства почти не добавляется, зато плечам становится тесно. Что поделать — машина лишь на пару сантиметров шире «девятки».

Багажник — не рекордсмен в своем классе, однако мешков шесть картошки уместить туда можно. При необходимости спинка заднего сиденья складывается по частям в соотношении 1:1, а если вынуть подушку дивана и разложить переднее кресло, получается огромная грузовая платформа. Единственное, что может помешать удобству загрузки автомобиля в таком варианте, — это сильно выступающие в багажник элементы стоек задней подвески. Ворсистая обивка багажника осталась сильно влажной и на следующий день — это при том, что весь остальной салон уже давно высох. Дело оказалось в системе вытяжной вентиляции автомобиля. Ее отверстия были спрятаны… в задних дверях, и потому багажник остался вне зоны действия. А это чревато сыростью не только после водных процедур, но и просто в ненастную погоду, когда сзади скапливается конденсат. Также удивили окна задних дверей. Они опускаются лишь на две трети своей высоты. Сначала это было принято за неисправность привода, однако на самом деле такая особенность стала результатом компромисса. У окна нет неподвижного сегмента, однако нижняя часть двери «вырезана» по форме колесной арки и не дает стеклу опускаться полностью.
Я его слепила из того, что было.
Когда после всех экспериментов мы загнали машину на подъемник, обнаружилось, что задумана она намного лучше, чем сделана. При доскональном осмотре шасси выяснилось, что задние покрышки довольно здорово стерты из-за неправильных углов установки колес. Да-да! Независимая задняя подвеска требует правильной регулировки «схода-развала», так же как и передняя. Беда только в том, что верных значений никто назвать не смог. По крайней мере на московских СТО. Также на машине оказались погнуты оси нижних рычагов передней подвески — возможно, это стало следствием заводского брака. А вот едва живые рулевые наконечники — это уже результат внедорожных нагрузок за год эксплуатации. Точнее, стандартные детали оказались слабы для этой машины. Такую «мелочь», как криво установленную «раздатку», отнесем уже на совесть сборщиков, равно как и «промахи» с прокладкой привода «ручника» и топливных магистралей, уже устраненные владельцем автомобиля. Впрочем, «Ода 4х4» может оказаться именно той золотой серединой между вездеходами и легковушками, которая часто бывает нужна среднестатистическому российскому автомобилисту. Использовать «Иж» как полноценный внедорожник, конечно же, не стоит, однако на проселках, а особенно зимой, машина чувствует себя в своей стихии и может даже доставить удовольствие от вождения. 

4х4Club   12. 2000 год

avto4x4.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *