Зил где находится завод – История завода ЗИЛ: picturehistory
История завода ЗИЛ: picturehistory
Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.
Центральная проходная завода ЗИЛ.
Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.
Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.
Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.
Строительство инструментального корпуса московского автозавода.
15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков
Строительство кузнечного цеха.
После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.
Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.
АМО-1
В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.
Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)
В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.
В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.
Цех автозавода им. Сталина
ЗИС-6
Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.
Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)
Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.
Сталинский ЗИС-101.
В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.
Иван Алексеевич Лихачёв
В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.
На снимке — Сталин и Лихачёв.
Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.
Грузовик ЗИС-15. 1940 год.
У проходной завода ЗИС.
ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.
Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.
ЗИЛ на фронте, в 1944 году.
С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».
Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).
ЗИС-150
1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)
В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.
ЗИС-152
Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного
завода им. И.В. Сталина.
11 июля 1952 года.
В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.
Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская
производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».
Июль 1952 года.
Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.
4 июля 1953 года.
Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)
С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.
ЗИС-151
В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.
С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).
Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.
Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.
Склад готовой продукции (1959 г.)
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.
ЗИЛ-130
Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.
В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.
ЗИЛ-133г1
С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.
ЗИЛ-133гя
ЗИЛ ПЭУ-1М 1972–79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.
ПЭУ-1М
В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».
Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.
Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.
После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.
Конвейер ЗИЛ. 1983 год.
1984 Проходная завода Зил.
С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.
В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».
С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.
К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.
Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.
См.также:
Музей ЗИЛа
ЗИС-151 — «король бездорожья».
История ЗИС-101: украли или не украли?
Утраченная «Юность» ЗиЛа…
10 уникальных прототипов ЗИЛ
picturehistory.livejournal.com
особенности, схема и интересные факты
Завод имени Лихачева — это одно из древнейших машиностроительных предприятий, которое досталось России по наследству от СССР. В советские времена он играл важную стратегическую роль. Что же стало сегодня с этим гигантом? Что находится на территории завода ЗИЛ?
Историческая справка
Начал свое существование этот завод в 1916 году, когда планировалось в России создать предприятие, способное выпускать грузовики итальянской фирмы «ФИАТ». В силу тяжелых политических и экономических обстоятельств 1917 года данная идея была реализована не полностью. В Тюлевой роще построили не все здания нового завода, и производство начинать было нельзя. Поэтому руководство решило заняться сборкой итальянских грузовиков из уже готовых деталей.
За годы существования территория завода ЗИЛ постепенно увеличивалась, а он сам из простых мастерских по сборке и ремонту грузовиков превратился в настоящего промышленного гиганта. К 1975 году на его мощностях выпускалось свыше 200 тыс. автомобилей за год. Но к концу 80-х на заводе назрел кризис: предыдущие модели грузовиков морально устарели, а новые разработки были неудачными. Выйти из него ЗИЛ не успел — случился развал Советского Союза и резкий спад экономических показателей, что привело практически к полной остановке предприятия.
Постсоветский период
В начале 2000-х годов руководство предприятия делало неоднократные попытки поднять ЗИЛ на былой уровень. Но все они были тщетными. Долги росли, корпуса пустели, рабочие места сокращались. Со временем в Южном округе Москвы образовалась полузаброшенная промзона, которая занимает 275 га. Поэтому правительство города решило изменить эту ситуацию.
В 2013 году было принято решение о реконструкции территории. Здесь будет построен новый микрорайон закрытого типа, в котором смогут жить около 30 тыс. человек. Объекты инфраструктуры и несколько работающих цехов завода создадут еще примерно 45 тыс. рабочих мест.
В 2016 году на ЗИЛе был выпущен последний автомобиль. Сегодня мощности остановлены и вокруг завода ведется активная реконструкция территорий и застройка. Уже сейчас можно купить квартиры на территории завода ЗИЛ.
О новом жилом комплексе
«ЗИЛАРТ» — так называется новый микрорайон, который вырастет на месте заброшенной промзоны. Он будет состоять из жилых домов на 6-14 этажей, образовательных и развлекательных учреждений.
Новостройки на территории завода ЗИЛ полностью будут сданы в эксплуатацию примерно через 10 лет. Хотя первая очередь строительства уже практически завершена. Каждый дом в этом проекте создан с учетом места возведения, направленности фасадов и других факторов, важных для комфортного проживания в них.
Стоит отметить, что детские сады и общеобразовательные школы будут объединены в одну систему, что станет новшеством для столицы. Огромное внимание уделяется и другим объектам инфраструктуры: на территории будет возведен спортивно-развлекательный комплекс, который уже частично принимает посетителей.
Промышленные объекты будут отделены от жилых территорий парковыми зонами, последние станут напоминанием о росшей здесь ранее Тюлевой роще.
Промышленные объекты
Благодаря новому проекту существенно изменится в этом округе внешний облик Москвы. Территория завода ЗИЛ в своем большинстве превратится в современный микрорайон. Но и само предприятие не планируют ликвидировать полностью. Под него отведены 50 га в южной части бывшего завода.
Все остальные здания либо подлежат сносу, либо реконструируются в арт-объекты, деловые центры и спортивные заведения. Многие пессимисты говорят, что таким образом московское правительство убивает промышленного гиганта. Возобновится ли производство автомобилей, покажет время.
Транспортная и пешеходная инфраструктуры
Сейчас территория завода ЗИЛ еще не совсем пригодна для полноценной жизни. А все потому, что она немного изолирована от основных транспортных артерий города. Да и внутренние дороги оставляют желать лучшего. Чтобы исправить эту ситуацию, в проект реконструкции заложено строительство 30 км новых дорог. Через Москву-реку построят 3 автомобильных и 2 пешеходных моста. Это даст прямой доступ к Варшавскому шоссе и другим важным улицам.
Комфорту пешеходов в проекте отведено также немалое место. Во-первых, будут обустроены все набережные, на которых возникнут обзорные платформы. Во-вторых, для безопасности передвижения внутри района построят подземные и надземные пешеходные переходы.
В жилом комплексе появится самый длинный в Москве пешеходный бульвар. Его длина составит 1,2 км. По нему можно будет дойти до пока еще строящегося филиала музея «Эрмитаж».
Также пешеходам будет доступна парковая зона, которая раскинется на территории свыше 14 га. Разработкой парка занимаются известные урбанисты, которые сделают его максимально приятным для отдыха. Вот так постепенно планируют реорганизовать территорию завода ЗИЛ.
Интересные факты
При проектировании микрорайона «ЗИЛАРТ» брался во внимание лучший опыт городов мира. Так, набережная сравнивается с такой же в Париже, парк — с барселонским, пешеходные зоны — с Сингапуром.
Жилой комплекс на территории завода ЗИЛ одновременно разрабатывали 10 лучших архитектурных агентств страны. Это позволило создать проект не просто микрорайона, а настоящего арт-объекта, который будет выполнен в футуристическом стиле.
Здание для филиала «Эрмитажа» разрабатывал профессор Хани Рашид, по проектам которого уже построены выдающиеся сооружения, например, в Нью-Йорке, Абу-Даби, Париже. По его задумке – это башня высотой 150 метров, которая будет находиться в начале арт-зоны микрорайона. Сам архитектор называет ее мостом из прошлого в будущее.
Примерно половина всех улиц будет пешеходной. Им планируется присвоить имена выдающихся ученых и деятелей искусства, например: Кадынского, Шагала, Степановой, Гинзбурга и др.
25 га территории займет спортивно-развлекательный центр «Парк Легенд». Уже сегодня в нем действуют ледовый дворец, где проходил Чемпионат мира по хоккею в 2016 году, Музей хоккея, Центр синхронного плавания.
Конечно, планы по изменению облика промзоны огромны, и только время покажет, суждено ли им осуществиться. Но если это и правда случится, «ЗИЛАРТ» станет еще одной жемчужиной столицы.
fb.ru
Завод «ЗИЛ». Завод имени Лихачева (ЗИЛ)
Автомобильные заводы – важнейшая часть государственной самодостаточности любой мало-мальски большой страны. Разумеется, в нашем государстве есть немало подобных предприятий, одним из которых является завод ЗИЛ. История его появления и описание нынешнего состояния изложены в этом материале.
Как все начиналось
В 1915 году окончательно стало понятно, что техническое отставание Российской Империи слишком дорого обходится ей на фронте. Одной из причин гигантских потерь в живой силе и технике на фронте было то простое обстоятельство, что к первой линии обороны не успевали подвозить снаряды и патроны. Не было грузовиков, а конная тяга была недостаточно эффективна.
Именно поэтому в 1916 году на территории Тюфелевой рощи закладывается первый корпус завода АМО. Его строительство было сопряжено с огромными трудностями, так как в стране попросту не было ни одного станка для производства необходимых деталей. Сами станки в России также произвести не было никакой возможности, а потому все необходимое заказывали в США.
После Красного Октября
В 1918 году, после Октябрьской Революции, работникам пришлось изыскивать способы изготовления запасных частей, так как поставок из-за рубежа больше не было. Первого ноября 1924 года был изготовлен первый советский грузовик АМО, который целиком был построен из отечественных комплектующих. Эту дату принято считать днем начала современного российского автомобилестроения.
В 1927 году на пост директора утвердили И.А. Лихачева. Он вступил на должность в условиях тяжелейшего кризиса, когда в стране не было ни квалифицированных рабочих, ни мощностей для выработки хоть сколь-нибудь достаточного количества качественной стали. Производство в таких условиях было настолько дорогим, что грузовики, поставленные из США, стоили на 30% (!) дешевле!
Чтобы справиться с этим, в 1931 году была проведена масштабная реконструкция завода. О том, насколько же велик был масштаб работ, свидетельствует фраза самого Лихачева: «Фактически мы пришили пальто к пуговицам…». В то время завод ЗИЛ еще назывался ЗИС. До 1939 года предприятие смогло выпустить около 40 тысяч только грузовиков АМО, не говоря уже о приблизительно таком же количестве американских машин, выпускавшихся в то время по лицензии. Напомним, что с 1917 по 1920 года за ворота выехало менее двух тысяч машин. К 1939 году на заводе работали уже 39747 человек.
1941-45 годы
Война стала тяжелейшим испытанием как для всей страны, так и для коллектива завода. Так как предприятие выпускало важнейшую продукцию (не только грузовики, но и полковые пушки, снаряды и прочее), ее рабочих на фронт не призывали. Впрочем, трудились они в настолько тяжелых условиях, что молодежь предпочитала попасть на передовую.
Огромных трудностей добавило то, что в 1941 году заводу пришлось эвакуироваться в другие города, по частям. В 1942 году из-за тяжелейшей обстановки на фронте и угрозы захвата гитлеровцами производственной базы был отдан приказ о полном уничтожении предприятия. Спасло завод ЗИЛ только зимнее контрнаступление под Москвой, по результатам которого приказ был отозван.
Разумеется, вскоре на предприятии остались преимущественно старейшие сотрудники, женщины и подростки. Полуголодным, в неотапливаемых цехах, им приходилось собирать фронтовые нормы. И они справились. Только грузовых машин за эти страшные четыре года было выпущено более 100 тысяч!
Послевоенный период
В это время завод ЗИЛ начал активно перестраиваться и реконструироваться. Примерно в те же годы СССР начал активное сотрудничество с КНР. По результатам переговоров в Китае был отстроен завод, причем при строительстве использовалась советская документация. Кроме того, в СССР были приглашены китайские специалисты для прохождения обучения.
Весь последующий период, вплоть до конца 80-х годов, завод ЗИЛ в Москве наращивал объемы производства. Специалисты предприятия участвовали во всех масштабных проектах страны: медицина и космос, армия и автомобилестроение – все это было сделано в том числе и их руками.
Тяжкие 90-е
Первую половину мрачных 90-х завод еще держался. Худо-бедно выручали остававшиеся с советских времен контракты, да и широко развернувшиеся коммерсанты все же покупали автомобили. В 1994 году конвейерная лента произвела «последнего из могикан», ЗИЛ-130. Казалось, что завод имени Лихачёва (ЗИЛ) доживает последние дни.
С 1995 года все стало совсем плохо. Более половины цехов пришло в запустение, рабочие массово увольнялись, так как им не на что было прокормить свои семьи. Частично выручали заказы мелких производств, под которые в остальных производственных помещениях порой собирались мелкие партии продукции. К 2011 году ситуация настолько усугубилась, что заброшенная заводская территория по размерам уже была сравнима с площадью всего ВВЦ.
1996-2011 годы
В 1996 году владельцами стремительно разрушающегося предприятия стали Дмитрий Зеленин и Александр Ефанов. Нужно сказать, что себя они никогда не видели на таком посту, но не смогли пройти мимо акций завода, которые в те годы стоили буквально копейки.
Первым делом они установили нормальную охранную систему, залатали гигантские дыры в заборах (воровали даже станки), а также ввели новые пропуска, так как старая система уже давно фактически не работала. В первый же месяц было предотвращено краж примерно на миллион долларов. Казалось, что дела пошли на лад, снова появились покупатели автомобилей ЗИЛ. Завод Лихачева постепенно приобретал новых заказчиков даже за рубежом.
Новый провал
Увы, но Лужков думал иначе. Так как начавший приносить прибыль завод стал слишком лакомым куском для «отечественных бизнесменов», Ефанова и Зеленина быстро заставили продать контрольный пакет акций. Предприятие вновь перешло в собственность Москвы, которой до того умирающий автогигант был совершенно не нужен.
Официально в производство вливались миллионы долларов, росла стоимость акций… Но дела шли все хуже и хуже, работники опять месяцами не получали заработную плату. Так дела шли вплоть до 2010 года. К тому времени завод был уже практически заброшен. Там, где в 1939 году работали почти 40 тысяч человек, в «век демократии» осталось 7 тысяч. В 2010 году они собрали 1258 (!) грузовиков. Конвейер встал.
Спасает завод только то, что на огромных площадях встречаются цеха, в которые реально инвестируются средства , а потому они производят что-то материальное. Деньги идут даже из Японии.
2011 год
Этот год запомнился тем, что пришел Собянин. Он уволил непонятно которого по счету директора, отклонил предложения о продаже завода, начал снова вливать деньги в предприятие. Будет ли успех? Пока ничего не известно. Впрочем, 30-го августа 2011 года был наконец-то вновь запущен производственный процесс, началась более-менее стабильная сборка автомобилей. Стоит только надеяться, что завод имени Лихачева все же преодолеет этот кризис.
Новые веяния
Учитывая, что сегодня ведется активное переоснащение армии, руководство предприятия питает немалую надежду, что на его мощностях будут размещены государственные заказы. Учитывая историю и постепенно возрождающийся класс конструкторов, на это у них есть все основания. Во всяком случае, правительство неоднократно заявляло о том, что допустить окончательного разграбления предприятия ни в коем случае нельзя.
В частности, компания была наконец-то утверждена в статусе градообразующей. Это значит, что поддерживать ее будут вне зависимости от экономических обоснований. В таком состоянии на сегодня находится завод ЗИЛ. Адрес компании — 115280, Москва, ул. Автозаводская, д.23.
fb.ru
Завод имени И.А. Лихачева
- Статья опубликована 29.06.2014 07:47
- Последняя правка произведена 02.01.2015 05:05
История завода Зил
2 августа (по старому стилю – 20 июля) 1916 года считается датой основания завода ЗИЛ. В тот день генералом-майором Г. Кривошеиным , в Тюфелевой роще, что под Москвой, перед большим количеством народа был заложен первый камень, ставший основой фундамента нового завода. Основными же лицами проекта являлись Сергей и Степан Рябушинские – известные предприниматели и А. Кузнецов, известный, как владелец «Переяславской мануфактуры». Рябушинские планировали начать на заводе производство полуторатонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» (образец 1915 года) и параллельно производить штабные легковые автомобили, лицензия на которые принадлежала французскому предприятию Hotchkiss.
В Тюфелевой роще прошло торжество, посвящённое началу постройки автомобильного завода, на котором планировалось выпустить 150 грузовиков к марту 1917 года. Однако определенные трудности помешали планам на строительство завода, и Рябушинские закупают машино комплекты «Ф-15» в Италии. Первый директор АМО, Дмитрий Дмитриевич Бондарев, талантливый инженер, который ранее возглавлял Русско-Балтийский вагонный завод. Ядром коллектива московского завода стали инженеры-техники и бывшие рабочие автомобильной ветки рижской фирмы.
Однако, Октябрьская революция, с последующей гражданской войной и разрухой помешали строительству завода, который так и не был построен. К моменту революции завод был завершён на 95%. АМО национализировали 15 августа 1918 года, обвинив Рябушинских в срыве условий контракта, подписанного с Военным ведомством.
Индустриализация на пару с коллективизацией в несколько раз увеличивают потребность в автомобилях, однако национализация превратила завод в мастерскую по ремонту иностранных грузовиков. Период с 1919 по 923 завод ремонтировал в основном американские 3-тоные «Уайты», параллельно пытаясь наладить производство моторов.
В то время грузовик могли запустить в производство, однако предпочтение в результате отдали «ФИАТ-15 Ter», к которому имелись чертежи и конструкция которого была более лёгкой. К тому же, за эти годы предприятием было восстановлено 230 автомобилей, средний ремонт был произведён для 18, а текущий для 67. Мотоциклов было отремонтировано 137.
Начало производства автомобилей.
В 1917 году на заводе собрали 432 грузовика, в следующем году – 779, и 108 автомобилей в 1919. Но, при этом, для изготовления собственных автомобилей завод не был достроен. Виной тому – октябрьская революция и война. Национализация превратила недостроенное предприятие в несколько крупных мастерских, специализировавшихся по ремонту автомобилей и другой техники. С начала 1920 г. АМО принимало участие в советской танковой программе. В период с февраля по июль здесь изготовили 24 танковых двигателя танка «Русский Рено».
30 апреля 1923 г. Завод получил имя коммуниста Ферреро, итальянца, убитого фашистами. Но лишь в марте 1924 года завод получил правительственный заказ изготовить первую партию советских грузовиков.
В 1925 году заводу было дано имя 1-го Государственного автомобильного завода. В 1927 г. директором завода стал И.А. Лихачёв. Завод подчинялся автотресту, который решил заняться его реконструкцией.
Autocar-5SПроизводство набирало обороты. 1930 год был ознаменован покупкой лицензии на американский грузовик Autocar-5S с грузоподъёмностью в 2,5 тонны. В планах было выпускать грузовики посредством конвейерного способа.
Запуск реконструированного завода произошёл в 1931 году, а 1 октября того же года, ему было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС). 25 октября 1931 – дата запуска первого советского сборочного автомобильного конвейера, который выпустил первую партию из 27 грузовиков АМО-3.
Во время первых пятилеток, подчиняясь Генеральному плану реконструкции Москвы, было запущено жилищное строительство. Рабочие заводов «Динамо» и «Амо» были размещены в строившемся посёлке Дубровка.
ЗИС-8С 1932 года началось производство микроавтобусов АМО-4 (он же ЗИС-8).
21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято произвести вторую реконструкцию завода, что было направлено расширить модельный ряд автомобилей.
Пройдя реконструкцию 33-37 годов, ЗиС произвёл новую модификацию – ЗИС -5, которому дали прозвище «Захар». С 1934 года начали выпускаться грузовики ЗИС-6, автобусы ЗИС-8. Легковые автомобили ЗИС-101 начали сходить с конвейера в 1936 году. Спецавтомобили на базе ЗИС и АМО производились многими предприятиями. Кареты «скорой помощи» начали производить в конце двадцатых годов. Для них использовались грузовые шасси АМО-Ф-15. Опытные модели термо-фургонов были построены в 1932-33 годах на базе шисси АМО-4. Завод «Аремкуз» в том же году выпускал хлебные фургоны на шасси АМО-3, ЗИС-5.Ленинградский молочный комбинат стал выпускать изометрические молочные цистерны в 1934 году.
Военный период.
Завод был эвакуирован из Москвы на восток 15 октября 1941 года. Оборудование завода было перевезено в города Ульяновск, Щадринск, Челябинск, Миасс. Основой новых заводов стало эвакуированное оборудование и люди. Так появились Ульяновский, Уральский автомобильные заводы, Челябинский кузнечно-прессовый, а также Шадринский агрегатный завод. В конце 41-го года оригинальный завод подготовили к уничтожению и остановили. Но после того, как Красная Армия провела успешное наступление зимой 41-42 годов, ЗИС начал понемногу работать, а в июне 1942 года эта работа принесла плоды в виде военных грузовиков ЗИС-5В (собран из деталей раннего выпуска), полугусеничных тягачей ЗИС-22 и ЗИС-42 и всяческого вооружения для фронта. Первый «Захар» был выпущен в Ульяновске 30 апреля 1942 года. В основе послевоенного грузовика ЗИС-150 лежит один из вариантов ЗИС-15 , ЗИС-15К.
Приблизительно сто тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М и санитарных автобусов ЗИС-16С было произведено в годы войны. В то же время, в июне 1942 года ЗИС наградили первым орденом Ленина за безупречную организацию производства вооружения и боеприпасов.
Осенью 1942 года завод имени Сталина получил указание от руководства страны: своими силами начать разработку и конструирование нового легкового автомобиля. На предприятие специально пригласили Андрея Николаевича Островцева, заместителя главного конструктора по легковым автомобилям. Ему и была поручена работа по созданию машины ЗИС-110 и всех, необходимых в будущем, её модификаций. 20 сентября 1944 года ГКО (Государственная Комиссия обороны) был утвержден опытный образец ЗИС-110. В сентябре того же года машина ЗИС-110 была поставлена на серийное производство.
В годы войны завод ЗИС выпускал вооружение для фронта. Это и автоматы, мины, снаряды, минометы и прочее.
Поскольку вражеские войска все быстрее приближались к столице, нормальное функционирование предприятия ЗИС находилось под угрозой. В связи с этим 15 октября 1941 года производство остановили, и цеха срочно перекинули на восток. Тем не менее, этот трудоемкий процесс позволил наладить выпуск грузовых автомобилей и их узлов уже к апрелю 1942 года.
Весной 1942 года в городе Ульяновск снова начали выпускать машины, но уже в модернизированном и упрощенном виде, под маркой ЗИС — 5В. Производство в Москве было налажено к лету 1942 года, а выпуск ЗИСов на Уральском автозаводе Миасс начался летом 1944 года.
После победы на Германией были вскрыты гитлеровские архивы, в которых находились подробные отчёты, описывающие испытания советских автомобилей. Машины Зис оценивались в них особенно высоко. Обладающие исключительной прочностью и неприхотливостью, а также имеющие отменную проходимость. По масштабам производства ЗИС-5 уступал лишь горьковской «полуторке», а благодаря высоким техническим характеристикам имел широкое распространение в армии.
Заводу был присвоен Орден Трудового Красного Знамени в октябре 1944 года.
Ещё два десятилетия после победы в войне ЗИС-5 не сходил с конвейеров. Миасским автозаводом производились последовательные совершенствования грузовика. Так возникли модели «УралЗИС-5М», «УралЗИС-355». Вершиной производства стала популярная модель «УралЗИС-355М», выпущенная в 1965 году.
Разгром фашистских войск обеспечил условия для реэвакуации в Москву ряда заводов. 6 января 1941 года ГКО приняло решение о возобновлении производства автомобилей, при этом не нарушая темпы выпуска оборонной продукции.
В третий раз завод ЗИС реконструировали в 1946 году. Целью реконструкции был выпуск первой послевоенной продукции, а именно грузовых автомобилей ЗИС-150 (начало выпуска в 1947 году), а также грузовых автомобилей с повышенной проходимостью ЗИС-151, которые начали выпускаться с 1948 года.
Ноябрь 1949 года принёс заводу награду вторым орденом Ленина за заслуги в области советского автостроения, а также в связи с 25-нем юбилеем производства советского автомобиля.
30 апреля 1950 года в производство завода были включены холодильники, январь 1951 года ознаменовался выпуском первого велосипеда, производство которых продолжалось вплоть до 1959 года.
В начале 1953 года на заводе создали специальное управление, занимавшееся пректированием первого китайского автозавода. Специалистами ЗИС была оказана помощь китайцам в Чанчуне, где был запущен в производство первый китайский грузовик под названием «Цзефан», являвший собой копию ЗИС-150.
В 1954 году по настоянию маршала Жукова на заводе создали конструкторское бюро, которое занималось созданием особой техники для мобильных ракетных систем.
ЗИЛ-131После смерти Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году заводу присваивают его имя.Конец этого года ознаменован сборкой по два образца послевоенных грузовых автомобилей второго поколения (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131).
В 1957 году начинается производство автомобиля ЗИЛ-164, 164А, который пришёл на смену ЗИС-150. Двигатель этого автомобиля был модернизирован , а задний мост обзавёлся штампованной балкой.
На смену автобусу ЗИС-155 пришла новая модель — ЗИЛ-158.
В период с 1975 по 1989 годы завод выпускал ежегодно по 195-210 тыс. грузовиков. В 90-х объем производства стал стремительно сокращаться, в 1996 году составив лишь 7,2 тыс. грузовиков, однако позже снова вырос до 21-22 тысяч. В период 1924-2006 на заводе было произведено 7 миллионов 853 тысячи 985 грузовиков, 39 тысяч 501 автобус, а также 12 тысяч 145 легковых автомобилей (с 1936 по 2006 годы). К тому же, с 1951 по 2000 год произведено 5 с половиной миллионов бытовых холодильников, 3,24 миллиона велосипедов всего за 8 лет производства. При этом на экспорт было поставлено более чем 630 тысяч автомобилей, вывозившихся в 51 страну мира.
В 1978 году устаревшая представительская модель ЗИЛ-114 была заменена на ЗИЛ-4104.
С 1979 года вместо ЗИЛ-133Г2 стали выпускаться грузовики ЗИЛ-133ГЯ, которые комплектовались дизельным двигателем КамАЗ-740 мощностью в 210 л.с., а также 10-ступенчатой коробкой передач и имели усиленные рессоры.
Огромную роль завод сыграл в производстве КамАЗа. Именно ЗИЛ спроектировал литейный и автосборочный корпусы. Образцы созданных грузовиков стали основой моделей автомобилей из Набережных Челнов.
Самая крупная реконструкция в истории завода началась в 1982 году и совпала с кардинальными экономическими изменениями в стране.
1984 год ознаменован выпуском первых автомобилей ЗИЛ-130 с модернизацией переднего привода под индексом ЗИЛ-431410. Однако в 90-е годы производство этой модели (а также ЗИЛ-131Н) перевели на Уральский автомоторный завод, расположенный под Екатеринбургом в Новоуральске.
В начале 90-х годов засекреченное ранее производство спецвездеходов преобразовалось в ОАО «Вездеход ГВА». В название предприятия вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачёва. Аварийно-спасательная амфибия «Синяя птица» стала наиболее интересным экспонатом. Она предлагалась как в грузовом (ЗИЛ-4906), так и в грузопассажирском (ЗИЛ-49061), имевшими привод 6 на 6, а также двигатели на бензине или дизеле мощностью 136-185 л. с., бортовую десятиступенчатую трансмиссию, дисковые тормоза, независимую торсионную подвеску, стеклопластиковый кузов, который был оборудован радионавигационными приборами со средствами спасения.
Настоящее время.
Когда в декабре 1991 года СССР распался, многолетние внутрисоюзные связи разорвались. Поэтому было проведено пересмотрение и расширение производственной программы, чему способствовала конкуренция с иностранными фирмами, которая стала новизной в истории ЗИЛа.
ПО ЗИЛ было приватизировано 23 сентября 1992 года, преобразовавшись в «АМО ЗИЛ», сохранив торговую марку «ЗИЛ». Совет директоров стал новым в истории завода управленческим органом, был принят собранием акционеров. В 1992 году, в связи с обновлением рынка, был разработан 3-х тонный малотоннажный ЗИЛ-5301. Мэр Москвы Лужков дал ему знаменитое прозвище «Бычок».
В 1992 году было изготовлено небольшое количество седельных тягачей ЗИЛ-4421 специально для кольцевых гонок на грузовиках (мощность машин до 900 кг.)
Последний грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера 30 декабря 1994 года. В том же году начинается мелкосерийное производство семейства ЗИЛ-5301, шасси которого послужило базой автобусам и цельнометаллическому фургону, вместимостью 15+1 и 21+1.
Магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 был представлен в 1996 году. Его 410-сильный мотор позволял брать на буксир автопоезда снаряжённой массой до 40 тонн на скорости до 105 км/ч.
Автомобиль ЗИЛ-432720 с колёсной базой 3340 мм был поставлен на производство в 1998 году. Шасси модели 432722 имеет предназначение для монтажа специальных надстроек коммунально-дорожных служб.
Реформы России 90-х годов кардинально отразились на положении завода. Не принесли ожидаемых успехов попытки тесного сотрудничества в области тяжёлого машиностроения с фирмами Кенворт, Вольво, Картерпиллар, Рено.
Новые 10-тонные тяжеловесы ЗИЛ-6309 и самосвалы ЗИЛ-6409 стали выпускаться в 1999 году. Последний комплектовался 195-сильным дизельным двигателем. Конец двадцатого века ЗИЛ встретил, выпуская более чем 120 вариантов автомобилей, предлагая для них разнообразные кузова и надстройки, выпускаемые в более чем 100 предприятий стран СНГ. Комплектующие же для этих автомобилей изготавливались в 800 различных мастерских и заводов.
В наши дни на базе шасси ЗИЛ заводом совместно с другими аналогичными предприятиями выпускается огромный ассортимент всевозможной техники: дорожно-строительной, коммунальной, вакуумной, каналопромывочной, силососной, аварийно ремонтной, а также мусоровозов, автоподъёмников и автоцистерн.
В 2003 году на заводе началось производство новых моделей автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930, двигатели которых характеризуются повышенными мощностями и работают на дизеле, имея при этом сертификаты соответствия нормам Евро-2.
autohis.ru
Завод имени Лихачёва сегодня: live_report
АМО ЗИЛ, старейшее автопредприятие России, сегодня переживает худшие времена в своей истории. Это самый большой по площади московский завод, и его территория вызывает неослабевающий интерес у городских властей и застройщиков. В прошлом году Собянин сообщил, что вместо завода здесь будет очередной элитный жилой район. Большинство цехов в настоящее время ликвидируется и готовится к сносу.В этой записи показан один из самых маленьких цехов, занимавшийся ремонтом электрокаров и погрузчиков. ЗиЛ был настолько грандиозен, что только в этом сравнительно небольшом цеху — пять этажей, два лифта, собственная электроподстанция, актовый зал, профком, две бани. Давайте осматривать всё это хозяйство.
1. Перебравшись за периметр, мы сразу поднялись на недостроенный цех. Отсюда открылась панорама завода. Справа стоят заброшенные цеха. Слева, за окружной железной дорогой, ЗиЛ продолжается, и тянется ещё далеко-далеко.
2. Мой спутник, небезызвестный МШ, снимает видео для своего канала.
3. Зайдя через гостеприимно распахнутые ворота, мы оценили масштабы производства.
4. Раньше электрокары съезжались сюда со всего завода на плановый осмотр, починку и зарядку аккумуляторов.
5. А теперь времени было сказано «Стой!».
6. За дверью обнаруживаем шиномонтажную мастерскую. До сих пор повсюду разбросаны маленькие покрышки. Кстати, делали здесь же — позже мы нашли целые штабеля резиновых заготовок и боксы, забитые под завязку готовыми шинами.
7. На стене — инструкции по подъёму машин во время ремонта.
8. А под потолком — традиционные плакаты по ТБ.
9. Идём дальше, не переставая поражаться площадям цехов.
10. Находим сувениры: литой корпус игрушечной машинки, жестяной самолётик и номер — внутренний, ЗиЛовский.
11. Тихо пробираемся дальше по первому этажу.
12. Дальше находился участок подзарядки аккумуляторов.
13. Рядом — отсек для вентиляции.
14. Обнаружив ступеньки вниз, мы спустились в тепловой пункт под зданием. Вдаль уходит коридор теплотрассы, направленный в сторону уже снесённых цехов.
15. Так как цех потреблял большое количество электроэнергии, у него была собственная подстанция. Мы вышли в зал, где стояли трансформаторы.
16. Одна из двух стремянок для доступа к верхним элементам.
17. По этим цветным шинам когда-то тёк огромный ток.
18. Меня поразил своим видом масляный выключатель ВМ. Для дугогашения здесь предусмотрен целый чан с маслом, подвешенный на тросах. И таких выключателей я насчитал около десятка.
19. Пульт управления тоже поражал масштабами.
20. Одновременно он поражал и своей несовременностью.
21. Заглянул внутрь пульта.
22. Поднявшись на второй этаж, гуляем по небольшим и уютным отделам: обмоточному и электромонтажному.
23. Здесь сохранилась пара станков.
24. Точильная машина.
25. Сверлильный агрегат.
26. На стенах обмоточного отделения — лозунги, плакаты по ТБ, портрет Ленина и Троицкая башня Кремля.
27. Для работников был аппарат с газированной водой. На стекле — «нацарапка» времён прошлой Олимпиады.
28. Плакаты по ТБ, вечно актуальные.
29. Меня заинтересовало табло занятости электромонтёров на двери бытовки.
30. Заглянули на склад, посмотрели множество шкафов для запчастей, сейчас абсолютно пустых.
31. Наконец дошли до цеха по изготовлению аккумуляторов.
32. Так как аккумуляторы здесь делали свинцово-кислотные, при цехе была небольшая химическая лаборатория.
33. Солнце бьёт в пыльные окна.
34. Это всего одна комната, но она битком набита оборудованием, различной посудой, банками реактивов.
35. Керамическая печь.
36. Какой-то непонятный прибор.
37. Стандартные советские весы.
38. В шкафу бросили множество химикатов, солей, кислот…
39.
40.
41. Хотя по площади электрокаровый цех в десятки раз уступает каким-нибудь литейным или прессовым, здесь этажи связывали аж два лифта, не считая множества лестниц. Это красноречиво говорит о всём заводе, который был «городом в городе».
42. Из окна открывается вид на крышу цеха.
43. Этажом выше были раздевалки и душевые для рабочих.
44. Моё внимание привлекли эти таблички.
45. Была и сауна, совсем крошечная, не развернёшься.
46. А вот сауна для руководства. Совсем другой объём, есть где полежать. А ещё рядом были помещения для психологической разгрузки и употребления алкогольных напитков.
47. Раз уж речь зашла о начальстве, переместимся в административную часть.
48. Коридоры украшены многочисленными плакатами. Вот этот висит у отдела по охране труда.
49. Настоящий раритет для ценителей — схема метро 1996-1998 годов.
50. Правительственные лимузины — когда-то гордость завода.
51. А теперь лишь высохшие растения.
50. Время застыло.
53. В инженерном отделе навсегда замерла линейка кульмана.
54. МШ надолго застрял, разглядывая стенд с историческими фотографиями возле кабинета начальника цеха.
55. Был в цехе и свой зал для собраний. МШ зачитал с трибуны обращение к зрителям своего канала.
56. К сожалению, люди, смотрящие на нас с этих старых фотографий, никогда не вернутся на свой завод. В построенном на его месте микрорайоне они также вряд ли будут жить.
57. Закончив осмотр электрокарового цеха, мы забросились в соседнее здание, и, как оказалось, не напрасно.
58. Это оказалась компрессорная станция при втором литейном цехе.
59. Оборудование частично сохранилось.
60. Все компрессоры установлены на возвышении. Их платформы покоятся на рессорах, гасящих колебания при работе.
61. Сохранились компрессоры и редукторы. Мощных электродвигателей, к сожалению, застать не удалось.
62. Толстостенный кожух компрессора произвёл на меня сильное впечатление.
63. Под крышей работал кран-балка.
64. Два компрессора успели распилить и вывезти,такая же судьба ждёт и остальных.
65. А пока они есть, мы могли наслаждаться их видом. Для меня это было вдвойне радостно, ведь я не успел застать похожие агрегаты в комплексе по испытанию реактивных двигателей.
66. Многочисленные датчики следили за работой машин.
67. Вдоль стены стоят шкафы с электронным оборудованием.
68. Внутри них — переплетения проводов и элементов цепей.
69. На стене — очередной плакат по ТБ.
70. За разбитыми окнами находился пульт управления установкой.
71. Пульт занимал всю комнату.
72. Для этого места тоже остановилось время. Но закатное солнце сказало нам, что пора двигаться на выброс. Мы ещё обязательно вернёмся на растворяющийся в вечерних сумерках ЗиЛ.
live-report.livejournal.com
Прогулка по территории завода имени Лихачева в Москве
Автор:08 ноября 2016 09:10
Заводу ЗИЛ постепенно настаёт конец, что не мешает любителям тлена бродить по нему и исследовать уголки этой огромной свалки в поисках оставшихся интересных ракурсов. Одна половина завода снесена полностью, а другая стремительно догоняет первую по части сноса.
Источник:
Зайти на территорию теперь можно даже через проходную
Источник:
Источник:
Источник:
На заброшенных автозаправках больше не заправится никто
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
А некоторые из уцелевших цехов готовы встретить вас лишь десятками рабочих, режущих металл, а также провалами в крышах и конструкциях
Источник:
Источник:
Источник:
От других и вовсе сохранились лишь фасады с разбитыми стеклами
Источник:
Источник:
Источник:
Но местами еще что-то живо — склады, арендаторы, живое производство штампованных деталей для современных иномарок…
Источник:
Источник:
Но скоро завод останется лишь в памяти тысяч бывших рабочих и сотен лазателей
Источник:
Отдельные пятна территории похожи натурально на свалки — вот, к примеру, гора ларьков сети Аллокард
Источник:
Источник:
fishki.net
Заброшенный завод имени Лихачева (ЗИЛ)
История возникновения заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).
Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя. Начиная с 1925 года, завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачев. С этого года завод начинает развиваться, выпуская различные модели автомобилей, собранные по американским лицензиям. К 1934 году ЗИЛ выпускал около 100.000 автомобилей в год, большинство из которых являлись легендарными ЗИС-5. К 1975 году ЗИЛ имел мощность по выпуску 200.000 автомобилей в год, за что был награжден Орденом Октябрьской революции. К сожалению, после распада СССР, предприятие сильно уменьшило объемы производства. Начавшийся кризис на ЗИЛе, стал причиной практически полной остановки производства автомобилей. На данный момент завод имени Лихачева находится в большом упадке. Множество цехов заброшены, а руководство предприятия безуспешно ищет финансирование и спонсоров.
Описание заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).
Заброшенный завод находится под охраной, что, однако, не мешает посторонним проникать на его территорию. Общая территория заброшки составляет 275 гектар и сравнима с площадью ВВЦ. Условно она делится Московской железной дорогой на две части. Первая часть имеет старые постройки, вторая часть более новые (там находилось производство легковых автомобилей и другой продукции). Связаны обе части подземными тоннелями и надземной постройкой. На заброшенном заводе находится множество различных цехов, столовая, общежитие и даже здание бывшей обувной мастерской. Большинство ценных вещей уже давно было вывезено или украдено. Однако, походив по территории, можно найти очень много различных станков, материалов, запчастей и прочую атрибутику автомобильного завода.
Планы по использованию заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).
В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что «квадратный метр площади территории завода стоит 1 тыс. долларов, а потенциал его роста — как минимум в два раза больше». 4 апреля 2011 года был назначен новый директор ЗИЛа — Игорь Захаров. В настоящее время ЗИЛ ведет переговоры с «Sinotruk», «FIAT», «Tata Motors» и «DAF Trucks». Целью переговоров является налаживание производства зарубежных автомобилей в России. К сожалению, конкретных договоренностей между компаниями до сих пор нет. В декабре 2011 года руководитель Департамента культуры Сергей Капков сообщил, что на территории заброшенного завода будут реконструированы старые постройки и возведены новые здания. Предполагается, что обновленные здания будут сдаваться в аренду под культурные заведения: театры, галереи и рестораны.
Интересные факты и слухи заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).
— За всё время производства заброшенный завод выпустил: легковые автомобили, гоночные автомобили, грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику, вездеходы, велосипеды и даже холодильники.
— Заброшенная территория является одной из самых больших в Москве и насчитывает более 250 гектар.
— Желание купить акции ЗИЛа имеют множество организаций по всей России. Зарубежные компании считают, что в связи с рисками, более 50% акций им нужно отдать бесплатно.
— По состоянию на ноябрь 2011 года, ЗИЛ рассчитался со всеми основными кредиторами, и не является «кандидатом» в банкроты.
countrymoscow.ru