Ремонт и тюнинг

Ваз 2108 двигатель система охлаждения – Система охлаждения 2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»

Содержание

Система охлаждения 2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»


Система охлаждения

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – отводящий шланг радиатора;
7 – левый бачок радиатора;
8 – алюминиевые трубки радиатора;
9 – датчик включения электровентилятора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора;
24 – блок подогрева карбюратора;

25 – выпускной патрубок;
26 – подводящий патрубок отопителя;
27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора;
28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 – термостат.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

1 – расширительный бачок;
2 – пробка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6 – дроссельный узел;
7 – подводящий шланг радиатора;
8 – отводящий шланг радиатора;
9 – левый бачок радиатора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;

20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 – выпускной патрубок;
27 – подводящий патрубок отопителя;
28 – термостат;
29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.


Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).

Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.

wiki.zr.ru

Система охлаждения ВАЗ 2108: характеристики, описание и фото

В нашей небольшой статье мы расскажем о том, из каких элементов состоит система охлаждения ВАЗ-2108. Двигатель этого автомобиля имеет комбинированную систему – происходит не только отвод тепла при помощи жидкости, но и обдув радиатора воздуха. Причем обдув происходит как встречным потоком, так и воздухом, который создается крыльчаткой электровентилятора. Стоит отметить, что на автомобилях ВАЗ-2108 и аналогичных используется только электрический вентилятор, механические не устанавливаются на эти модели. Их можно было встретить только на «классических» автомобилях ВАЗ 2101-2107 с карбюраторными моторами.

Описание конструкции системы

Сначала давайте рассмотрим конструкцию системы. Стоит также заметить, что система охлаждения двигателя ВАЗ-2108 с карбюратором немного отличается от той, которая используется на инжекторных моторах. Но отличий не очень много – всего лишь иная конструкция у дроссельного узла. Также может использоваться термостат усовершенствованной модификации, как на более современных автомобилях 2114-2115.

Герметичная система охлаждения постоянно под давлением, оно немного выше, чем атмосферное. Напор создается жидкостным насосом, который позволяет антифризу немного быстрее двигаться по патрубкам. Кроме того, к системе охлаждения подключается и радиатор, который отапливает салон автомобиля. Чтобы внутри салона обеспечить нормальный микроклимат, нужно максимально распространить теплый воздух по всей кабине. Воздух нагнетается вентилятором, прогревается радиатором и поступает по патрубкам к нескольким выходам – на лобовое стекло, в лицо водителя и пассажиров, а также в ноги. Причем на «восьмерках» воздуховоды направлены даже в ноги пассажиров на заднем сиденье.

Жидкостная помпа

Это элемент системы охлаждения ВАЗ-2108 с карбюратором или инжектором, который позволяет обеспечить наилучшую циркуляцию антифриза по всем патрубкам.

Он приводится в движение от ремня газораспределительного механизма. Конструкция помпы системы охлаждения:

  1. Корпус из сплава алюминия.
  2. Ось, установленная внутри корпуса.
  3. Чтобы ось нормально вращалась, устанавливается подшипник или втулка. Для того чтобы не вытекала жидкость из системы, ставится сальник.
  4. С внешней стороны на оси стоит зубчатый шкив, который приводится в движение ремнем газораспределительного механизма.
  5. С внутренней стороны устанавливается крыльчатка. На дешевых насосах они изготавливаются из пластика, на более дорогих — из металла.

Пожалуй, это все элементы насоса охлаждающей жидкости, нужно только упомянуть о трех болтах крепления и паронитовой прокладке.

Расширительный бачок

Это один из основных компонентов системы охлаждения ВАЗ-2108 с инжектором. Для чего нужен расширительный бачок в конструкции автомобиля? В первую очередь для поддержания оптимального уровня жидкости в системе. Проблема состоит в том, что при нагреве любая жидкость, в том числе и антифриз, расширяется. Поэтому на всех расширительных бачках есть две метки – минимальный и максимальный уровни.

Соединяется бачок с самой верхней точкой системы. Заправка должна осуществляться таким образом, чтобы уровень антифриза был четко между минимальным и максимальным уровнем. Поэтому при нагреве уровень повысится до максимальной отметки, а при охлаждении – опустится до минимальной. Благодаря этому внутри системы не образуются воздушные пробки, которые влияют на температуру.

Патрубки системы

Эти элементы изготавливаются из резины с армированием. С их помощью соединяются все компоненты друг с другом. Патрубки системы охлаждения ВАЗ-2108 крепятся при помощи хомутов. Но в конструкции имеется ряд недостатков, среди которых можно выделить такие:

  1. Корпус термостата соединяется с блоком двигателя с помощью короткого патрубка. Это делает конструкцию дешевой, но возникает вероятность того, что появится течь.
  2. Патрубки, которые идут от системы охлаждения к крану печки, расположены очень близко к выпускному коллектору. Это оказывает влияние на состояние резины – она быстро приходит в негодность из-за высокой температуры. Кроме того, постоянно на патрубки эти попадает вода, грязь, что только усугубляет ситуацию.

Стоит отметить, что качество патрубков довольно низкое, поэтому их следует менять не реже раза в два года. Примерно такой ресурс у патрубков.

Антифриз или тосол?

Многие водители спорят о том, что лучше заливать в систему охлаждения ВАЗ-2108. Одни отдают предпочтение зарубежным маркам антифризов красного или зеленого цветов, другие же стараются лить исключительно тосол синего цвета. Но что лучше и кто из водителей прав? На самом деле тосол – это все тот же антифриз, только отечественного образца. Если вдаться в вопрос глубже, то дословно «антифриз» – это любая жидкость, которая не замерзает. Даже «Тройной одеколон» можно назвать антифризом.

Конечно, в жидкостях красного и зеленого цвета, которые встречаются в продаже, намного больше присадок, они способствуют нормальной работе всей системы. Но и тосол состоит из большого количества дополнительных веществ, которые противодействуют образованию накипи, смазывают элементы насоса, внутренности радиаторов. Поэтому, чтобы сэкономить, можно смело использовать в автомобиле ВАЗ-2108 тосол. У него высокая эффективность и достаточно низкая стоимость.

Термостат и его конструкция

А теперь расскажем о термостате, который используется на автомобилях восьмой серии. По сути, конструкция этих приборов на всех машинах одинакова, но отличия имеются в мелочах. Суть работы заключается в том, чтобы производить своевременное переключение и направлять жидкость с малого круга на большой и наоборот. Другими словами, термостат необходим для подключения в схему основного радиатора при повышении температуры жидкости.

Состоит из механического клапана, который приводится в движение при помощи биметаллической пластины.

Пробка расширительного бачка

Это один из ключевых элементов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2108, он установлен на расширительном бачке и необходим для того, чтобы поддерживать в нем оптимальное давление. Дело в том, что температура кипения у антифриза или тосола несколько выше, нежели у простой воды. А если еще эта жидкость под давлением находится, температура еще на несколько градусов повышается. Конструкция пробки состоит из корпуса и двух клапанов – один впускает воздух внутрь при снижении давления, второй же выпускает при чрезмерном увеличении. В результате внутри системы поддерживается оптимальное значение давления.

Вентиляторы и датчики

Вентилятора всего два на автомобиле ВАЗ-2108 – на обоих радиаторах. Причем на карбюраторных моторах вентилятор основного радиатора включается с помощью датчика. Назвать его датчиком, конечно, можно с натяжкой, так как прибор больше похож на термостат, только биметаллическая пластина приводит в движение не клапан, а силовой контакт. Устанавливается элемент в боковом бачке радиатора.

Что касается вентилятора на отопителе, то он включается вручную. Причем чтобы воздух был горячим, нужно сначала открыть кран соответствующей ручкой. В схеме питания вентилятора используется выключатель на 3 рабочих положения и блок резисторов. В цепь просто включается сопротивление, которое позволяет понизить напряжение питания. Из-за этого происходит падение оборотов электродвигателя.

Как видите, ничего сложного в конструкции системы нет. А все элементы, которые можно встретить на «восьмерках», используются и на других машинах, но в несколько ином исполнении.

fb.ru

Система охлаждения ВАЗ 2108, 2109, 21099

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива): 1 — расширительный бачок; 2 — пробка; 3 — пароотводящий шланг; 4 — шланг от расширительного бачка к термостату; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 6 — дроссельный узел; 7 — подводящий шланг радиатора; 8 — отводящий шланг радиатора; 9 — левый бачок радиатора; 10-правый бачок радиатора; 11 — сливная пробка; 12 — сердцевина радиатора; 13 — кожух электровентилятора; 14 — крыльчатка электровентилятора; 15 — электродвигатель; 16 — зубчатый шкив насоса; 17 — крыльчатка насоса; 18 — зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 — отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 — подводящая труба насоса; 21 — кран; 22 — радиатор отопителя; 23 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 24 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 25 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 26 — выпускной патрубок; 27 — подводящий патрубок отопителя; 28 — термостат; 29 — датчик уровня охлаждающей жидкости

Система охлаждения  2108, 2109, 21099 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости 2108, 2109, 21099 — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки— 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла. При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор 2108, 2109, 21099 состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108,  -21081, -21083 включается датчиком-вы-ключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 1 13.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга радиатора системы охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов

www.granta-service.ru

Система охлаждения ВАЗ 2108: характеристики, описание и фото

В нашей небольшой статье мы расскажем о том, из каких элементов состоит система охлаждения ВАЗ-2108. Двигатель этого автомобиля имеет комбинированную систему – происходит не только отвод тепла при помощи жидкости, но и обдув радиатора воздуха. Причем обдув происходит как встречным потоком, так и воздухом, который создается крыльчаткой электровентилятора. Стоит отметить, что на автомобилях ВАЗ-2108 и аналогичных используется только электрический вентилятор, механические не устанавливаются на эти модели. Их можно было встретить только на «классических» автомобилях ВАЗ 2101-2107 с карбюраторными моторами.

Описание конструкции системы

Сначала давайте рассмотрим конструкцию системы. Стоит также заметить, что система охлаждения двигателя ВАЗ-2108 с карбюратором немного отличается от той, которая используется на инжекторных моторах. Но отличий не очень много – всего лишь иная конструкция у дроссельного узла. Также может использоваться термостат усовершенствованной модификации, как на более современных автомобилях 2114-2115.

Герметичная система охлаждения постоянно под давлением, оно немного выше, чем атмосферное. Напор создается жидкостным насосом, который позволяет антифризу немного быстрее двигаться по патрубкам. Кроме того, к системе охлаждения подключается и радиатор, который отапливает салон автомобиля. Чтобы внутри салона обеспечить нормальный микроклимат, нужно максимально распространить теплый воздух по всей кабине. Воздух нагнетается вентилятором, прогревается радиатором и поступает по патрубкам к нескольким выходам – на лобовое стекло, в лицо водителя и пассажиров, а также в ноги. Причем на «восьмерках» воздуховоды направлены даже в ноги пассажиров на заднем сиденье.

Жидкостная помпа

Это элемент системы охлаждения ВАЗ-2108 с карбюратором или инжектором, который позволяет обеспечить наилучшую циркуляцию антифриза по всем патрубкам.

Он приводится в движение от ремня газораспределительного механизма. Конструкция помпы системы охлаждения:

  • Корпус из сплава алюминия.
  • Ось, установленная внутри корпуса.
  • Чтобы ось нормально вращалась, устанавливается подшипник или втулка. Для того чтобы не вытекала жидкость из системы, ставится сальник.
  • С внешней стороны на оси стоит зубчатый шкив, который приводится в движение ремнем газораспределительного механизма.
  • С внутренней стороны устанавливается крыльчатка. На дешевых насосах они изготавливаются из пластика, на более дорогих — из металла.
  • Пожалуй, это все элементы насоса охлаждающей жидкости, нужно только упомянуть о трех болтах крепления и паронитовой прокладке.

    Расширительный бачок

    Это один из основных компонентов системы охлаждения ВАЗ-2108 с инжектором. Для чего нужен расширительный бачок в конструкции автомобиля? В первую очередь для поддержания оптимального уровня жидкости в системе. Проблема состоит в том, что при нагреве любая жидкость, в том числе и антифриз, расширяется. Поэтому на всех расширительных бачках есть две метки – минимальный и максимальный уровни.

    Соединяется бачок с самой верхней точкой системы. Заправка должна осуществляться таким образом, чтобы уровень антифриза был четко между минимальным и максимальным уровнем. Поэтому при нагреве уровень повысится до максимальной отметки, а при охлаждении – опустится до минимальной. Благодаря этому внутри системы не образуются воздушные пробки, которые влияют на температуру.

    Патрубки системы

    Эти элементы изготавливаются из резины с армированием. С их помощью соединяются все компоненты друг с другом. Патрубки системы охлаждения ВАЗ-2108 крепятся при помощи хомутов. Но в конструкции имеется ряд недостатков, среди которых можно выделить такие:

  • Корпус термостата соединяется с блоком двигателя с помощью короткого патрубка. Это делает конструкцию дешевой, но возникает вероятность того, что появится течь.
  • Патрубки, которые идут от системы охлаждения к крану печки, расположены очень близко к выпускному коллектору. Это оказывает влияние на состояние резины – она быстро приходит в негодность из-за высокой температуры. Кроме того, постоянно на патрубки эти попадает вода, грязь, что только усугубляет ситуацию.
  • Стоит отметить, что качество патрубков довольно низкое, поэтому их следует менять не реже раза в два года. Примерно такой ресурс у патрубков.

    Антифриз или тосол?

    Многие водители спорят о том, что лучше заливать в систему охлаждения ВАЗ-2108. Одни отдают предпочтение зарубежным маркам антифризов красного или зеленого цветов, другие же стараются лить исключительно тосол синего цвета. Но что лучше и кто из водителей прав? На самом деле тосол – это все тот же антифриз, только отечественного образца. Если вдаться в вопрос глубже, то дословно «антифриз» – это любая жидкость, которая не замерзает. Даже «Тройной одеколон» можно назвать антифризом.

    Конечно, в жидкостях красного и зеленого цвета, которые встречаются в продаже, намного больше присадок, они способствуют нормальной работе всей системы. Но и тосол состоит из большого количества дополнительных веществ, которые противодействуют образованию накипи, смазывают элементы насоса, внутренности радиаторов. Поэтому, чтобы сэкономить, можно смело использовать в автомобиле ВАЗ-2108 тосол. У него высокая эффективность и достаточно низкая стоимость.

    Термостат и его конструкция

    А теперь расскажем о термостате, который используется на автомобилях восьмой серии. По сути, конструкция этих приборов на всех машинах одинакова, но отличия имеются в мелочах. Суть работы заключается в том, чтобы производить своевременное переключение и направлять жидкость с малого круга на большой и наоборот. Другими словами, термостат необходим для подключения в схему основного радиатора при повышении температуры жидкости.

    Состоит из механического клапана, который приводится в движение при помощи биметаллической пластины.

    Пробка расширительного бачка

    Это один из ключевых элементов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2108, он установлен на расширительном бачке и необходим для того, чтобы поддерживать в нем оптимальное давление. Дело в том, что температура кипения у антифриза или тосола несколько выше, нежели у простой воды. А если еще эта жидкость под давлением находится, температура еще на несколько градусов повышается. Конструкция пробки состоит из корпуса и двух клапанов – один впускает воздух внутрь при снижении давления, второй же выпускает при чрезмерном увеличении. В результате внутри системы поддерживается оптимальное значение давления.

    Вентиляторы и датчики

    Вентилятора всего два на автомобиле ВАЗ-2108 – на обоих радиаторах. Причем на карбюраторных моторах вентилятор основного радиатора включается с помощью датчика. Назвать его датчиком, конечно, можно с натяжкой, так как прибор больше похож на термостат, только биметаллическая пластина приводит в движение не клапан, а силовой контакт. Устанавливается элемент в боковом бачке радиатора.

    Что касается вентилятора на отопителе, то он включается вручную. Причем чтобы воздух был горячим, нужно сначала открыть кран соответствующей ручкой. В схеме питания вентилятора используется выключатель на 3 рабочих положения и блок резисторов. В цепь просто включается сопротивление, которое позволяет понизить напряжение питания. Из-за этого происходит падение оборотов электродвигателя.

    Как видите, ничего сложного в конструкции системы нет. А все элементы, которые можно встретить на «восьмерках», используются и на других машинах, но в несколько ином исполнении.

    Источник

    ruud.ru

    Особенности устройства — Система охлаждения

    Рис. 2.69. Система охлаждения: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – подводящий шланг радиатора; 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 – отводящий шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 – алюминиевые трубки радиатора; 8 – датчик включения электровентилятора; 9 – правый бачок радиатора; 10 – сливная пробка; 11 – сердцевина радиатора; 12 – кожух электровентилятора; 13 – крыльчатка электровентилятора; 14 – электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 – крыльчатка насоса; 17 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 19 – подводящая трубка насоса; 20 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 21 – блок подогрева карбюратора; 22 – выпускной патрубок; 23 – подводящий патрубок отопителя; 24 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора; 25 – термостат; 26 – шланг от расширительного бачка к термостату

    Устройство системы охлаждения показано на рис. 2.69.

    Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.

    Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

    Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется от датчика 8 включения электровентилятора.

    Термостат 25 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (87±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры 102°С не менее 8 мм.

    Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны. Давление начала открытия выпускного клапана не менее 110 кПа (1,1 кгс/см2), впускного — 3–13 кПа  (0,03–0,13 кгс/см2).

    21092115.ru

    Система охлаждения двигателя ВАЗ 2108

    Система охлаждения жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком 7. Система имеет насос 27 охлаждающей жидкости, неразборный термостат 6, электровентилятор, радиатор 18 с расширительным бачком 7, трубопроводы, шланги, сливные пробки. Привод насоса осуществляется от зубчатого ремня 28 привода распределительного вала. Вместимость системы, включая отопи-тель салона, составляет 7,8 л.

    Для контроля температуры жидкости имеется датчик 12, который завернут в рубашку охлаждения головки блока цилиндров. Указатель температуры жидкости устанавливается на комбинации приборов.

    При работе двигателя нагретая в рубашке охлаждения блока и головки блока цилиндров жидкость поступает через выпускной патрубок 3 по шлангу 11 в радиатор для охлаждения или в термостат 6, в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 27 и направляется в рубашку охлаждения двигателя. По шлангам 2 и 5 обеспечивается циркуляция жидкости и подогрев горючей смеси во впускной трубе и подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры карбюратора. К системе охлаждения через патрубки 4 и 37 шлангами подключается радиатор отопителя салона автомобиля.

    Насос охлаждающей жидкости 27 центробежного типа. Корпус 30 насоса изготавливается из сплава алюминия, валик 34 устанавливается в двухрядном шариковом подшипнике 32, который в корпусе стопорится винтом 31. Чтобы винт не ослабевал, контуры гнезда стопорного винта расчеканиваются после сборки. Подшипник не имеет внутренней обоймы, роль обоймы выполняет валик насоса. При сборке подшипник заполняется смазкой Литол-24 и в дальнейшем не смазывается. На передний конец валика напрессовывается зубчатый шкив 33, на задний — крыльчатка 36. Зубчатый шкив изготавливается из металлокерамической композиции.

    К торцу крыльчатки, закаленному токами высокой частоты, на глубину 2-3 мм прижимается упорное уплотни-тельное кольцо 29 сальника 35, изготовленное из графитовой композиции. Сальник неразборный, запрессовывается в корпус насоса и предотвращает подтекание охлаждающей жидкости.

    Радиатор 18 разборный трубчатопластинчатый с пластмассовыми бачками 16 и 25. Сердцевина радиатора состоит из алюминиевых трубок 22 и алюминиевых охлаждающих пластин 23, крепится к пластмассовым бачкам и уплотняется резиновыми прокладками.

    Радиатор не имеет заливной горловины, верхний патрубок бачка 16 соединяется шлангом 10 с расширительным бачком. Левый бачок 16 имеет также подводящий и отводящий патрубки для подсоединения шлангов 11 и 9. Правый бачок 25 радиатора имеет сливную пробку 26 и датчик 24 включения и выключения электровентилятора.

    Расширительный бачок 7 изготавливается из полупрозрачной пластмассы, крепится ремнем к кронштейнам левого брызговика кузова. Нижний патрубок расширительного бачка соединяется шлангом с термостатом. Для предотвращения образования паровых пробок верхний патрубок бачка соединяется шлангом 10 с патрубком радиатора. Бачок имеет заливную горловину, закрываемую пластмассовой пробкой 8 с выпускным (паровым) 20 и впускным 21 клапанами. Клапаны в пробке устанавливаются в отдельном неразборном корпусе 19. Давление начала открытия выпускного клапана составляет 1,1 кгс/см2, впускного — 0,03-0,13 кгс/см2.

    Для полного слива жидкости из системь! должны быть вывернуты сливные пробки из бачка радиатора и из блока цилиндров, а также обязательно должна сниматься пробка 8 расширительного бач<а.

    Электровентилятор состоит из электродвигателя 14 и крыльчатки 17. Крыльчатка четырехлопастная, изготавливается из пластмассы. Лопасти крыльчатки имеют пе- ременный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Крыльчатка устанавливается на валу электродвигателя и поджимается гайкой. Для лучшей эффективности работы электровентилятор находится в кожухе 15, который крепится на кронштейнах радиатора в четырех точках.

    Электровентилятор в сборе устанавливается в резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха. Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком 24 типа ТМ-108, завернутым в бачок радиатора с правой стороны. Температура замыкания контактов датчика 99±3°С, размыкания 94±3°С.

    Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85-95°С.

    Термостат 6 состоит из корпуса 42 и крышки 43, которые завальцовываются вместе с седлом основного клапана 46. Термостат имеет входной патрубок 44 входа охлажденной жидкости из радиатора, входной патрубок 41 шланга перепуска жидкости из головки блока цилиндров в термостат, патрубок 47 подачи охлаждающей жидкости в насос и патрубок 45 шланга расширительного бачка.

    Основной клапан 46 запрессовывается в стакан, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 40, закрепленный на неподвижном держателе 49. Между стенками стакана и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель 38. Основной клапан прижимается к седлу пружиной. На основном клапане крепятся две стойки, на которых устанавливается перепускной клапан 48, поджимаемый пружиной.

    Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения, пропуская жидкость через радиатор, или минуя его.

    mirznanii.com

    Исправление системы охлаждения мотора ВАЗ 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара » Автомеханики Москвы

    Проблемой систем обогрева автомобилей семейства ВАЗ 2108,2109,21099 является то, что в холода можно только мечтать о нормальном тепловом режиме двигателя. Для того, чтобы решить эту проблему «малой кровью» водителям приходиться применять такие меры, как:
    -утепление радиатора,
    -утепление в патрубках дроссельных шайб,
    -удаление крыльчатки вентилятора и т.д.
    В то же время летом никаких претензий к системе охлаждения не возникает.
    Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть устройство системы охлаждения двигателей ВАЗ.

    Система охлаждения – обогрева включает в себя два радиатора, в которых нагревается жидкость, охлаждающая мотор.
    Один радиатор служит для охлаждения мотора, второй –для отопления салона. Поэтому его называют «отопитель».
    Отопитель подключают только зимой.
    Именно с подключением отопителя и начинаются проблемы с переохлаждением мотора.
    Отопитель имеет меньшие размеры по сравнению с основным радиатором. Для поддержания постоянной температуры охлаждающей жидкости на уровне 800С в системе предусмотрено нижнее расположение термостата.
    Охлаждающая жидкость из основного радиатора поступает в термостат, потом в двигатель, к водяному насосу. В этом месте происходит смешение с жидкостью из отопителя. В холодную погоду жидкость из отопителя имеет температуру более низкую, чем жидкость основного радиатора. Соответственно, и смесь охлаждается. И в мотор поступает жидкость более холодная, чем предусмотрено по проекту. А термостат этого «не замечает», потому что жидкость из отопителя через термостат никогда не подается.
    В цифрах это выглядит следующим образом.
    Если кран на отопитель не открывать, то температуры Т1 и Т2 будут одинаковыми и равняться 780С. Как только кран на отопитель открываюn, температура Т2 уже через две минуты падает на 60С и становится 72С.
    При открытии крана отопителя на максимум и максимальной скорости вращения вентилятора, при температуре воздуха примерно 00С, температура охлаждающей жидкости Т1 равна 78С, в точке Т2 температура охлаждающей жидкости равна 60С ().
    Т.е. термостат поддерживает заданную температуру примерно 80С в точке Т1, но не в точке Т2 (60С).
    В результате температура охлаждающей жидкости, поступающей в мотор, ниже номинальной на 10-20С.
    Последствия неправильного теплового режима мотора выражаются в провалах в работе карбюратора, повышенном расходе топлива и холодном салоне.
    Народ давно нашел средства, помогающие чуть- чуть сгладить неправильности в работе отопительной системы.
    Так, радиатор утепляется при помощи картонки или чехла. Но такие меры имеют свои недостатки. Мотор может перегреться, потому что картонка и чехол ограничивают теплоотдачу в радиаторе, это приводит к тому, что температура охлаждающей жидкости после термостата равна 95С. Смешение с холодной жидкостью из отопителя снижает температуру до нужных 80С. Однако при больших нагрузках мотора перегрев гарантирован.
    Тюнинг ВАЗ-овской системы отопления заключается в направлении холодной жидкости из отопителя не прямо в мотор, а в термостат.
    Трудность заключается в том, что невозможно подключиться к термостату.
    Решение проблемы заключается во врезке нового патрубка в корпус термостата и заглушении отверстия на водяном насосе.
    Самое достойное место для нового патрубка находится напротив уже имеющегося в районе термосилового элемента. Расстояние до разъема корпуса должно быть минимальным.


    Результаты тюнинга впечатляют. Температура Т1 и Т2 и летом и зимой будет одинаковой (78С).
    Мотор зимой не будет сильно охлаждаться, карбюратор будет работать без проблем, а салон будет радовать теплом и даже жарой в самые лютые морозы. Естественно, что никаких картонок, никаких чехлов для радиатора уже не нужно будет. Проблема решается кардинально и навсегда.
    Можно реализовать такой тюнинг на всех ВАЗ-овских авто.
    Метод переделки системы охлаждения ВАЗ запатентован.

    avtomexaniki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *