Ремонт и тюнинг

Тигр военная техника – Тигр ГАЗ-2330 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Содержание

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

08.07.2018

3 июля на военном параде в День независимости Беларуси в Минске демонстрировался новый БТР (4х4) типа «Лис-ПМ», сообщает www.janes.com 6 июля.
БТР создан Минским заводом колесных тягачей («МЗКТ-Волат») в тесном сотрудничестве с российской промышленностью. Россия поставляет урезанные машинокомплекты ВПК-233136 «Тигр», которые собираются и тестируются в МЗКТ. Машина массой до 7,5 т перевозит восемь солдат, вооружена тяжелым пулеметом НСВТ «Утес» калибра 12,7 мм.
Подразделения спецназа представили три варианта китайской бронемашины DongFeng Mengshi EQ2050F, беларуское обозначение «Богатырь». Машина весит до 5 т и перевозит четырех солдат. Вооружение в зависимости от варианта оснащены пулеметом ПКМ калибра 7,62 мм, НСВТ калибра 12,7 мм или ПУ ПТРК 9К111-1.
Также на параде присутствовали БМ китайской разработки Dajiang CS/VN3 Dragon («Дракон»). Масса 8,7 т, может перевозить восемь солдат, имеет сварной несущий корпус, защищающий от пуль калибра 7,62 мм и мелких осколков. На крыше башни установлена обитаемая башня с открытым верхом с пулеметом НСВТ.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

СПЕЦИАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (СТС) «ТИГР»

Машина «Тигр» разработана коллективом конструкторов, ранее создавшим всемирно известные колесные бронетранспортеры БТР-80 и БТР-80А и сейчас работающих в ООО «Военно-инженерный центр», являющимся научным подразделением «Военно-промышленной компании». В результате проделанной конструкторами работы получился автомобиль, наиболее полно отвечающий требованиям высокой мобильности при необходимом уровне защищенности.
Высокие характеристики подвижности и проходимости, надежность и защищенность сделали СТС «Тигр» незаменимой машиной во многих силовых структурах России. Машина пользуется большой популярностью у представителей Министерства обороны и Министерства внутренних дел РФ и хорошо зарекомендовала себя при проведении контртеррористических операций.
В варианте с защищенным кузовом автомобили «Тигр» могут использоваться для решения самых разнообразных задач.
«Тигр» идеально подходит для ведения разведки и наблюдения. Успешному выполнению этих задач при использовании «Тигров» способствуют высокие скорости движения машины по дорогам и бездорожью, хорошая обзорность при обеспечении достаточного уровня защищенности, высокая проходимость и относительная малошумность.
Достаточный заброневой объем «Тигра» и удобство размещения в нем перевозимого личного состава, способного сохранять боеспособность при совершении длительных маршей (не затекают конечности и спина, поддержание в салоне комфортной температуры, отсутствие дорожной пыли и т.д.) обеспечивает решение задач по транспортировке и защите личного состава в боевых условиях.
На СПМ-2Э «Тигр» установлена бортовая информационно-управляющая система (БИУС). Она состоит из двух подсистем: контроля функционирования и навигации (производство НТЦ «Элинс») и комплексного управления и контроля состояния электрооборудования автомобиля (производство ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем»). Подсистемы интегрированы в бортовую сеть машины при помощи мультиплексной шины CAN.
Защищенность и возможность размещения на «Тигре» различных вариантов вооружения, ведения огня из стрелкового оружия без выхода наружу через бойницы, хорошая обзорность, подвижность, а также большой запас хода позволяют использовать машину в комендантских подразделениях для сопровождения и охраны колонн, ведения патрулирования в зонах напряженности и осуществления охраны особо важных объектов, таких, как например, атомные электростанции, склады с токсичными отходами и другие.
СТС «Тигр» может успешно использоваться для огневой поддержки подразделений при выполнении специальных задач. При монтаже различных комплексов вооружения, таких как противотанковые ракетные комплексы или комплексы ПВО ближнего действия «Тигр» превращается в грозное высокоманевренное противотанковое или зенитное средство.
Многофункциональный полноприводный автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» предназначен для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия пограничной службе, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиты экипажа от огнестрельного оружия и взрывных устройств.

ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК) представило на выставке Eurosatory-2008, которая пройдет в Париже в середине июня, натурный образец обновленной версии специального транспортного средства СПМ-2Э «Тигр». «Эта модель специальной полицейской машины призвана обозначить направления дальнейшего развития автомобилей семейства «Тигр». Основными из них являются внедрения в конструкцию автомобиля бортовой информационной управляющей системы, а также изменение некоторых деталей дизайна интерьера и внешнего облика машины», — сказано в сообщении компании. Отмечается, что на СПМ-2Э «Тигр» установлена бортовая информационно-управляющая система. Она состоит из двух подсистем: контроля функционирования и навигации (производство НТЦ «Элинс») и комплексного управления и контроля состояния электрооборудования автомобиля (производство ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем»). Подсистемы интегрированы в бортовую сеть машины при помощи мультиплексной шины CAN. Сообщается также, что новые дизайнерские решения «придали внутреннему интерьеру «Тигра» современный высокотехнологичный оружейный стиль, подчеркивающий мощь и надежность автомобиля».
Военно-промышленная компания (ВПК) расширяет поставки в зарубежные страны многоцелевых внедорожников полицейского назначения «Тигр», сообщил журналистам в Париже генеральный директор ВПК Дмитрий Галкин. «По «Тиграм» у нас подписан контракт с Китаем, уже осуществлена поставка машин этого типа в Армению, сейчас идет предконтрактная работа с Казахстаном, на июль запланировано подписание контракта с Бразилией», — сказал Д.Галкин. По его словам, «эта машина имеет большие экспортные перспективы». «К настоящему времени ряд стран уже заключили контракты на поставку «Тигров», еще несколько находятся в предконтрактной работе», — сообщил гендиректор ВПК.

В 2009 году на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге впервые церемонию проведения военного парада в ознаменовании 64-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне руководство Ленинградского военного округа осуществило на специальных автомобилях «Тигр». Оперативность решения данного вопроса была, кроме того, связана с тем, что использующиеся при проведении парадов в Москве и других городах России автомобили ЗИЛ-41044, ГАЗ-14-05, ЗИЛ-117В и ГАЗ-13Б выработали свой ресурс после почти тридцатилетней эксплуатации. При этом следует участь, что все эти автомобили были выпущены в единичных экземплярах и имеют оригинальные конструкции. Другими словами запасные части и агрегаты от серийных ЗИЛ-4104 и ГАЗ-14 к ним не подходят, а самое главное не выпускаются и просто-напросто отсутствуют. Кроме того, во всем мире военные парады принято принимать на серийных машинах, используемых силовыми структурами государства. Именно поэтому и было принято решение создать машину для Парадного расчета на базе уже хорошо зарекомендовавшего себя в силовых структурах специального автомобиля «Тигр».
Для обеспечения плавности хода при проведении торжественных мероприятий на парадном «Тигре» установлена автоматическая коробка передач. Снаряженная масса автомобиля снизилась с 7200 до 4750 кг.
На 13 Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2009″ ООО «Военно-промышленная компания» представила сразу два натурных образца новой небронированной версии широко известного автомобиля «Тигр» — в исполнении «люкс» и в базовой комплектации. Производство автомобиля «Тигр» — 233001 с небронированным кузовом началось в 2009 году на Арзамасском машиностроительном заводе.
Новая модификация «Тигра» оборудована багажником на крыше и лестницей на задней двери автомобиля, что позволяет перевозить большее количество грузов или личных вещей без ущерба для комфорта пассажиров. В крыше имеется широкий люк с электроприводом. В кормовой части автомобиля за вторым рядом сидений имеется пространство для перевозки багажа или еще 4 пассажиров. Для движения задним ходом и парковки «Тигр» 233001 оснащен видеокамерой заднего обзора.
В автомобиле «Тигр» 233001 сохранена автоматическая система регулирования давления в шинах, обеспечивающая плавность хода по дорогам с различным покрытием, высокую проходимость по бездорожью, безопасность и возможность движения с пробитой шиной.
Второй натурный образец автомобиля «Тигр» 233001 выполнен в упрощенной комплектации и привлечет внимание охотников, рыбаков и любителей езды в экстремальных условиях.
Министерство обороны РФ до конца 2010 года получило несколько десятков модернизированных бронемашин «Тигр-М», созданных «Военно-промышленной компанией» (ВПК). Первую модернизированную бронемашину (БМ) ВПК-233114 «Тигр-М» компания представила на международной выставке «Интерполитех-2010″, которая проходит в Москве на территории ВВЦ. Ожидалось, что бронеавтомобиль «Тигр» в усовершенствованной модификации «Тигр-М» будет официально принят на вооружение российской армии в первом полугодии 2013 года.
Бразилия проявляет интерес к покупке российских бронеавтомобилей «Тигр», «Мы выполнили пожелания заказчика по усилению отдельных частей машин – капотной части, установке кондиционеров и так далее, надеемся, что заказчик проявит интерес к этой машине. Машина понравилась, насколько мы знаем, в том числе полицейским силам страны», – заявил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Александр Фомин в феврале 2013 года. Он напомнил, что бронеавтомобили уже находились в Бразилии, в том числе в Рио-де-Жанейро, и в течение года проходили испытание.

Основу колесной бронетехники Воздушно-десантных войск РФ составят автомобили отечественного производства, в том числе «Тигр-М», об этом заявил командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов в феврале 2013 года. «Министр обороны поставил конкретную задачу: опираться на собственную промышленность», – сказал В.Шаманов. Командующий ВДВ подчеркнул, что «бронеавтомобили «Рысь» (российский лицензионный вариант итальянской ББМ LMV M65 компании «Ивеко») по своим ТТХ малопригодны к российским условиям». По словам В.Шаманова, «в десантно-штурмовых соединениях будет создаваться сегмент автомобильной боевой техники на базе автомобилей «Тигр», а к маю нам обещают в рамках ОКР «Тайфун» автомобили завода «КамАЗ». В.Шаманов сообщил, что бронеавтомобили «Тигр-М» уже в ближайшее время поступит на вооружение наших войск, и, в первую очередь, спецназа.
В 2013 году впервые широкой публике был представлен модернизированный вариант знаменитого бронированного автомобиля ГАЗ-2330 «Тигр». Новая машина, по словам производителей, отличается от базового варианта, прежде всего, более высокой степенью защиты, которая отвечает у автомобиля 6-му классу – 6А, что даже легло в основу его названия – «Тигр-6А». От базового бронеавтомобиля «Тигр-М» отличается установленным на него ярославским двигателем производства «Ярославский моторный завод», что обусловлено отечественными требованиями потребителя. «Госзаказчик в свое время поставил требование применить российский двигатель, с чем наше предприятие удачно справилось. У машины – отечественный двигатель без ущерба мощности, и при этом отличные динамические качества», — подчеркнул Директор по реализации компании-производителя ВПК Александр Соколов. Стоит отметить, что в базовом варианте используется лицензионный американский двигатель бразильской сборки Cummins. Автомобиль, представленный впервые ВПК в 2012 году в рамках Международной выставки «Интеролитех», с отличием выполнил поставленные перед ним задачи и на демпоказе выставки вооружений в Нижнем Тагиле.
Рособоронэкспорт поставил специальные бронемашины «Тигр» в семь стран и намерен расширять географию экспорта, об этом заявил глава российской делегации Валерий Варламов в Амане на выставки сил специального назначения «СОФЕКС-2014». «Тигры» успешно эксплуатируются в различных силовых структурах Армении, Гвинеи, Казахстана, Китая, Конго, Монголии и Уругвая», — подчеркнул представитель Рособоронэкспорт Валерий Варламов.

Локализация производства российской бронемашины «Тигр» в Беларуси к весне 2015 года достигнет 85%, об этом сообщил председатель Госкомвоенпрома РБ Сергей Гурулев на выставке MILEX-2014. По его словам, «к весне планируется сделать 80-85% белорусской комплектации к бронемашине «Тигр». Сейчас создан конгломерат предприятий и выбраны соисполнители. Перспектива развития колоссальная, это самое современное средство с современным взглядом на вооруженную борьбу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула — 4х4
Число мест — 2—10
Колесная база, мм — 3000
Длина, мм — 4610
Ширина, мм — 2200
Высота, мм — 2000
Клиренс, мм — 400
Минимальный радиус разворота, м — 8,9
Угол свеса передний/задний, град. — 52/52
Угол преодолеваемого подъема, град. — 45
Допустимый поперечный крен, град. — 30
Глубина преодолеваемого брода, м — 1,2
Шины — 335/80 R20
Снаряженная масса, кг — 5300
Грузоподъемность, кг — 1500
Двигатель — Cummins B-180
Тип — турбодизель с промежуточным охлаждением воздуха
Число цилиндров — 6

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 28.04.2015

Источники: ВПК, Интерфакс-АВН, Arms-expo, Военно-промышленный курьер, РИА Новости

СПЕЦИАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (СТС) «ТИГР». НОВОСТИ 2015-2017
СПЕЦИАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (СТС) «ТИГР». НОВОСТИ 2008-2014
МАШИНА РАЗВЕДКИ И УПРАВЛЕНИЯ МРУ
НОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ КОМАНДНО-ШТАБНОЙ МАШИНЫ НА БАЗЕ ГАЗ-233036 «ТИГР»
БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-233014 «ТИГР» В СЕВАСТОПОЛЕ. 23.02.2016
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ «ТИГР», ФОТОРЕПОРТАЖИ
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ «ТИГР» НА МВСВ-2010, ФОТОРЕПОРТАЖ
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ «ТИГР» НА МВСВ-2006, ФОТОРЕПОРТАЖ
СПЕЦИАЛЬНАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА СБМ«ТИГР-М»
АРЗАМАССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

bastion-karpenko.ru

Тигр-М ВПК-2331 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
«Тигр-М» ВПК-2331

Бронированный автомобиль / специальное транспортное средство (СТС). Прототип автомобиля выпущен на базе СТС «Тигр» ГАЗ-2330 в 2009 г. В 2010 г. опытный образец успешно прошел испытания в 21 НИИИ МО России, и до конца 2010 г. в ВС России начаты поставки пробной партии автомобилей. В 2011 г. начато серийное производство на Арзамасском Машиностроительном Заводе для ВС России.

В декабре 2011 г. в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей «Тигр» и «Тигр-М» для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.

Отдельная благодарность пользователю http://militaryrussia,ru/forum Hard Boiled за информационную помощь.


СБМ «Тигр-М» ВПК-233136 на выставке «Интерполитех-2012», 23-26 октября 2012 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).


«Тигр-М» ВПК-233114, г.Буйнакск, весна 2011 г. (http://military.tomsk.ru/forum).


Прототип «Тигра-М» ВПК-233114, 2009 г. (http://milindcom.ru).

Экипаж — 1 водитель
— «Тигр-М» ВПК-233114 /  ВПК-233136 — 8 пассажиров

Конструкция:
Тип кузова — универсал цельнометаллический с бронезащитой и сварной рамой высокой жесткости.
Колесная формула — 4 х 4
Передняя подвеска – независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости;
Задняя подвеска – независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами;
Рулевой механизм – типа «винт – шариковая гайка»;
Гидроусилитель руля;
Рабочая тормозная система – гидравлическая, двухконтурная с разделением на контуры по осям, с пневмоусилителем, передние и задние тормозные механизмы – барабанного типа;
Запасная тормозная система – каждый из контуров рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система;
Стояночная тормозная система – трансмиссионный тормозной механизм барабанного типа с механическим приводом, установленный на вторичном валу раздаточной коробки;
Система регулирования давления воздуха в шинах;
Электролебедка;
Кондиционер;
Автомобиль должен быть укомплектован  полноразмерным запасным колесом, домкратом и баллонным ключом.

— «Тигр-М» ВПК-233114 — новая конструкция мостов с принудительным блокированием дифференциалов, новые тормозные механизмы, вспомогательный горный тормоз с пневматическим приводом, система кондиционирования, фильтровентиляционная установка ФВУ-100А-24, предпусковой подогреватель повышенной производительности ПЖД-16 (мощность — 16 кВт). Открывающийся бронированный люк в крыше, опускающиеся бронированные стекла. Установлены ригельные замки на дверях и улучшена система уплотнения дверей. Бронированные корпуса выпускаются серийно Заводом корпусов ВПК (г.Выкса, Нижний Новгород).
Бронирование по STANAG 4569:
— баллистическое — уровень 3
— противоминное — уровень 2А
Класс защиты по ОТТ-9.1.12.1-2010 — 1

— СПМ-2М ВПК-233114 / ВПК-233136 — класс баллистической защиты по ГОСТ Р50963-96 — 5

Двигатели:

Марка двигателяЯМЗ-5347-10 / ЯМЗ-53472-10 производства Ярославского моторостроительного заводаDodge
Мощность двигателя215 (номинал)-300 (модификации) л.с.420 л.с.
Объем двигателя4430 куб.см 
Дополнение4-х цилиндровый, 4-х тактный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува, оснащен дополнительным противопульным бронированием, с задним шестеренчатым приводом агрегатов 
КПП и трансмиссия  
Прочие данныеДиаметр цилиндра — 105 мм
Ход поршня — 128 мм
Степень сжатия — 17.5
Номинальная частота вращения — 2600 +-25 об/мин
Макимальный крутящий момент — 735 Нм (75 кг х м)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте — 1400-1700 об/мин
Масса заправленного двигателя — 550 кг
Ресурс до капитального ремонта — 300 000 км
 
Модели автомобиля«Тигр-М» ВПК-233114
СПМ-2М «Тигр-М» ВПК-233114
СБМ ВПК-233136
опытная модель 2010 г.

ТТХ автомобилей:

 «Тигр-М»
ВПК-233114 / СПМ-2М
«Тигр-М»
ВПК-233136 / СБМ
Длина5700 мм / 5650 мм5700 мм
Ширина2400 мм / 2300 мм2330 мм
Высота2300 мм (по корпусу)
2500 мм (по ФВУ — фильтро-вентиляционному устройству)
2400 мм
База3300 мм 
Колея1840 мм 
Клиренс400 мм 
Масса полная7800 кг8200 кг
Масса снаряженного транспортного средства6600 кг 
Грузоподъемность1200 кг / 1400 кг1200 кг
Масса прицепа2500 кг 
Скорость максимальная по шоссе120-125 км/ч (140 км/ч по др.данным)120 км/ч
Скорость максимальная по грунту  
Запас хода1000 км 
Радиус поворота минимальный10 м 
Глубина брода1.2 м1.2 м
Подъем30 град (СПМ-2М)31 град
Стенка40 см (СПМ-2М) 
Ров50 см (СПМ-2М) 

Модификации: расшифровка индекса модели — последняя цифра — тип кузова и бронирования (предпоследняя — тип двигателя):
1 — 4-х дверный пикап / 5-и дверный универсал
2 — 2-х дверный пикап с грузовым кузовом
3 — 3-х дверный универсал
4 — 3-х дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 3-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96
5 — 5-и дверный универсал
6 — 3-х и 5-и дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 5-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96

— «Тигр-М» ВПК-233114 — специальное транспортное средство (СТС) — бронированный армейский автомобиль; прототип выпущен в 2009 г. в 2010 г. опытный образец успешно прошел испытания в 21 НИИИ МО России, до конца 2010 г. в ВС России будет поставлена пробная партия СТС, в 2011 г. начнется массовое производство и поставки в ВС России. В 2010 г. показан на выставке «Интерполитех-2010». Поставки в ВС России начаты в феврале 2011 г. (17 шт) и продолжены в марте 2011 г. (17 шт).


Прототип «Тигра-М» на показе бронетехники в Бронницах, 2009 г. (http://militaryrussia.ru/forum).


Один из первых «Тигров-М» №у183ом (http://www.dailycars.ru).


СТС «Тигр-М» ВПК-233114 — один из прототипов, выставка «Интерполитех-2010», Москва, 26.10.2010 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).

— «Тигр-М» 420 — специальное транспортное средство (СТС) — бронированный армейский автомобиль с двигателем мощностью 420 л.с. Наименование условное. Впервые представлен при посещении полигона бронетанковой техники Президеном России 21 января 2010 г.

«Тигр-М» ВПК-233114 серия для войсковых испытаний — специальное транспортное средство (СТС) — бронированный армейский автомобиль. ОТ прототипа отличается упрощенной конструкцией капота. Несколько автомобилей проходят в 2011 г. войсковые испытания в Буйнакске и Волгограде.

 
— СПМ-2М «Тигр-М» ВПК-233114 — специальная полицейская машина (СПМ), вариант на шасси ВПК-233114 «Тигр-М». Судя по всему, машина впервые показана на публике на выставке «Технологии в машиностроении-2012» (г.Жуковский, 27 июня 2012 г.). Разработчик — ООО «Военно-инженерный центр» (г.Нижний Новгород), производитель — Арзамасский машиностроительный завод.

— СБМ «Тигр-М» ВПК-233136 — специальная бронированная машина (СБМ). Предназначена для внутренних войск МВД России. Разработчик — НПО «Специальная техника и связь» МВД России. На крыше автомобиля два люка, в окнах дверей и бортов установлены бойницы. Машина оборудована системой кондиционирования, пусковым подогревателем АПЖ-20Д-24-Т с возможностью отопления обитаемого отделения, тормозной системой с АБС WABCO, системой пожаротушения подкапотного пространства «Допинг-2»,  электролебедкой ЭЛА-4000-24 «Эвакуатор».


СБМ «Тигр-М» ВПК-233136 на выставке «Интерполитех-2012», 23-26 октября 2012 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/)

Статус: Россия
— 2010 г. 25 октября — в СМИ объявлено, что до конца года установочная партия (вероятно, 30 шт) СТС «Тигр-М» будет поставлена ВС России, а массовые поставки начнутся в 2011 г.

— 2010 г. 26 октября — на выставке «Интерполитех-2010» представлен единственный экземпляр новой машины «Тигр-М».

— 2011 г. 20-24 февраля — СТС «Тигр-М» впервые принял участие в зарубежной выставке военной техники — IDEX-2011 в Абу-Даби (ОАЭ).

— 2011 г. 22 февраля — первая партия СТС «Тигр-М» передана Арзамасским машиностроительным заводом ВС России. Предположительно весь заказ 2011 г. это 34 машины. В феврале предположительно поставлено 17 автомобилей. В этот же день СТС «Тигр» установлен на постамент на центральной заводской площади рядом с БТР-80 и БРДМ.


Передача ВС России СТС «Тигр-М». Арзамасский машиностроительный завод, 22.02.2011 г. (фото из архива Hard Boiled, http://military.tomsk.ru/forum).
— 2011 г. конец марта — в ВС России в Южный военный округ (г.Буйнакск) поставлена вторая партия СТС «Тигр-М». Предположительно — 17 автомобилей.

— 2011 г. декабрь — в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей «Тигр» и «Тигр-М» для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.

Экспорт: по состоянию на октябрь 2012 г. информации нет.

Источники:
Военно-промышленная компания. Сайт http://www.milindcom.ru/, 2010-2011 г.г.
Карев И., «Тигр» модернизированный. Сайт http://www.vpk-news.ru/, 2010 г.
Опять 25. Сайт http://twower.livejournal.com, 21.01.2012 г.
Семейство защищенных автомобилей модельной конструкции. Буклет ООО «ВПК», 2010 г.
Технологии в машиностроении 2012 часть 6 — Статическая экспозиция (Engineering technologies 2012 part 6 — Static displays). Сайт http://vitalykuzmin.net, 2012 г.
Lenta.ru. Сайт http://www.lenta.ru, 2010-2012 г.г.

militaryrussia.ru

Танк Тигр — характеристики

Тяжелый танк Тигр служил немецкой армии в течение последних лет Второй мировой войны. Он на практике доказал свои преимущества и показал, что является превосходной боевой машиной, однако и не без недостатков. Например, танк страдал от избыточной массы и размеров, а также нехватки ресурсов. Тигр стал первым немецким танком, который получил 88 миллиметровую зенитную пушку в качестве основного орудия, совместив при этом хорошую броню и неплохую подвижность для своих размеров. Недостаток ресурсов привел к производственным проблемам и снижению качества комплектующих, что еще больше усугубило недостатки высокотехнологичной машины, чья концепция в корне отличалась от советской, нацеленной на массовое производство простых машин.

В целом применение Тигра нельзя назвать особо удачным, поскольку слишком много факторов мешало этому, однако, сам танк зарекомендовал себя грозным и во многом новаторским, оставившим незабываемый след в истории Второй мировой войны и заслужившим любовь танковых асов, например, Курта Книспеля.

Танк Тигр

Советский танк меняет все

Танк Тигр

До момента появления нового Т-34 такие машины вермахта как Пз-3 и Пз-4 вполне хорошо справлялись со своими обязанностями. Немцы, постоянно пытавшиеся создать все более совершенное оружие, еще в 1937 году начали работы по проекту, который смог бы заменить в будущем Пз-4, однако отменили его из-за слишком медленного развития и низкого приоритета. К тому же, после встречи с британскими матильдами и французскими Чар Б1, немцы поверили, что их техника на голову сильнее вражеских.

Так и было до момента встречи с новой советской разработкой. Т-34 буквально потряс Вермахт, поскольку превосходил Пз-4 буквально во всем, имея рикошетную и прочную броню, хорошее орудие и отличную подвижность, а, главное, их количество постоянно росло. После захвата нескольких образцов Т-34, он был внимательно изучен специалистами, и высокими чинами, после чего было решено, что необходим новый танк.

Немедленно немцы приступили к разработке «противотанка» для Т-34. Проекты были представлены несколькими фирмами — Даймлер-Бенц, МАН и Хеншель , позже, в 1939 году, к ним присоединился Порше. Проект Ман в конечном счете станет превосходным средним танком под названием Пантера, вобравшим в себя все сильные стороны Т-34 в виде широких гусениц, наклонной толстой брони и мощной 75 миллиметровой пушки. Проекты Порше станут VK3001 и VK4501.

Изначально Хеншель и Порше были выбраны для представления своих проектов, ограниченных весом до 35 тонн. Каждая фирма показала свой опытный образец, под названиями VK3001 (H) и VK3001 (P) соответственно («H» для Хеншель и «P» для Порше). Они не прошли отбор, однако продолжили своё развитие, после чего был представлен VK4501 . Он уже был в весовой категории тяжелых танков, имел около 45 тонн и мощную 88 мм зенитную пушку. Это орудие создавалось для борьбы с воздушными целями, однако показало свою исключительную удачность, после чего было переделано и в противотанковое. Фирме Крупп поставили задачу обеспечить поставки главной пушки и монтаж башни.

Порше против Хеншеля

Танк Тигр

Показ новинки был назначен на 20 апреля 1942 года, в качестве подарка на день рождения фюрера. Опытный образец Хеншель стал VK4501 (H), в то время как образец Порше стал VK4501 (P). Доктор Фердинанд Порше всегда поддерживал тесную связь с Гитлером, и его фирма часто извлекла выгоду из этого, поэтому он считал, что победитель уже определен и остались лишь формальности, из-за чего начал производить свой VK4501 (P) еще до получения приказа, создав ко времени показа 100 образцов.

Действительно, при рассмотрении опытных образцов Порше оказался фаворитом, однако, позже, всплыл существенный недостаток его танка в виде новаторской электрической трансмиссии, которая мало того, что была не особо надежной, так еще и требовала для своего производства дефицитную медь. В октябре 1942 специальная комиссия, известная как «Комиссия Тигра», должна была вынести окончательный вердикт. И для производства был выбран образец Хеншель. Танк получил название PzKpfw VI Tiger.

Доработка проекта

Танк Тигр

Развитие проекты продолжалось и после его утверждения для производства. Постепенно его вес увеличился до 55 тонн, напомню, что изначально лимит был 45 тонн. Такая прибавка вынудила инженеров менять конструкцию ходовой, добавив в неё дополнительные колеса в шахматном порядке, увеличив таким образом ширину гусениц, что привело к невозможности транспортировки на железнодорожных платформах. Поэтому было создано 2 типа гусениц — стандартные широкие для боевых условий и узкие для транспортировки. Установка последних отнимала у подготовленного экипажа около получаса на каждую из сторон и заключалась не только в замене гусениц, но и в снятии внешнего ряда колес. Приемная комиссия в итоге одобрила проект Тигра, поскольку он имел отличную пушку и хорошую броню, что позволяло закрыть глаза на недостатки. Серийное производство было намечено на август 1942 года, в нём вышло первые 4 Тигра, а всего предполагалось производить 12 машин в месяц.

Начало производства

Танк Тигр

Производство началось с августа 1942 года и продолжалось до августа 1944 года, в конечном итоге было произведено 1350 экземпляров. Сложная конструкция Тигра не позволяла его производить в больших количествах, которых бы хватило на перелом тогда уже начавшегося поражения в войне. Образцы Тигра различались мелкими деталями, в зависимости от места производства, поскольку сказывалась нехватка ресурсов, комплектующих и просто фронтовой опыт.

Двигатели Майбах

Танк Тигр

Первые 250 Тигров были оснащены двигателем Майбах HL 210 P30 мощностью 650 л.с. Следующие образцы получили Майбах HL 230 P45 с мощностью, увеличенной до 700 л.с. Они были спроектированы на базе самолетных двигателей и оказались пригодны для адаптации к средним и тяжелым немецким танкам, нуждающихся в мощных моторах. Майбах HL 230 P45 также использовался на Пантере. Дальность действия составляла около 140 километров по шоссе и всего 45-50 по бездорожью. В немецких докладах говорилось, что Тигр ехал всего два с половиной часа, после чего требовал дозаправку. Из-за этого много машин было потеряно по причине внезапно закончившегося топлива в бою. Их приходилось оставлять и взрывать, чтобы не дать противнику захватить себе.

Из-за огромного потребления топлива мощным Майбахом, передвижение танка к передовым частям своим ходом было очень затруднено, а часто и вовсе невозможно, поэтому приходилось восстанавливать поврежденные железнодорожные пути и транспортировать Тигры таким образом. Маршруты, специально планировали заранее, избегая непроходимые из-за веса мосты, узкие дороги и пересечённую местность. Также Тигры были весьма подвижны и динамичны на поле боя, но вот просто по прямой ехали медленно, отставая от мобильных передовых частей, что часто вынуждало ждать их или вступать в бой без поддержки.

Усовершенствования

Танк Тигр

Начиная с 391 произведенного экземпляра, была введена новая башня, обладающая измененной командирской, которая была очень похожа на ту, что имела Пантера. Был добавлен фиксатор ствола и врезан аварийный люк из задней части башни. В июне 1943 года крепления противовоздушного пулемета MG34 было немного усовершенствовано и адаптировано под измененную башню, а в августе осталась лишь одна фара на корпусе. После того, как 800 Тигр был создан, производств перешло на колесо со стальной каймой, вместе оригинального колеса с изнашивающейся резиной. Последние приблизительно 54 Тигра были созданы благодаря поврежденным корпусам, многократно спасаемых танков с поля боя, которые отправлялись на завод и использовались с новыми башнями

Разновидности

Танк Тигр

Ранняя производственная серия Тигра получила название PzKpfW VI Ausf. H. Она отличалась тропической системой для двигателя, облегчавшей эксплуатацию в горячем климате пустыни, таком, с каким сталкивались в Северной Африке. Также он мог преодолевать водные препятствия довольно большой глубины вброд. PzKpfW VI Ausf. E стал новой модификацией и заменил собой предшественника, начиная с февраля 1944 года. По немецким традициям корпус Тигра был использован для создания других машин, обеспечивающих потребности армии. Например, была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), позволявшая буксировать поврежденные танки, с которыми не справлялись по причине большого веса обычные тягачи. Ведущий танк существовал как «Бефехлспэнзер Тайгер» с дополнительным оборудованием связи, командирская версия «Befehlspanzer» и штурмовое орудие «Sturmtiger» имевшее морскую пушку калибра380 мм и предназначенное для разрушения долговременных укреплений.

Броня

Танк Тигр

Конструкция тигра была весьма типичной для своего времени. Интересно, что его бронелисты были расположены преимущественно под прямым углом, в отличии от Пантеры, имевшей хороший наклон брони. Лобовая деталь имела 100 миллиметров в тощину и была установлена практически вертикально, под наклоном 80 градусов, в неё был установлен курсовой пулемет и прибор видения для механика-водителя. Выше был расположен горизонтальный лист брони толщиной 63 миллиметра, под углом 10 градусов. Нижняя лобовая делать имела толщину 100 миллиметров и обратный наклон в 66 градусов. Они соединялись между себя популярным в Германии способом «Ласточкин хвост». Стык башни и корпуса был открыт и являлся одним из самых уязвимых мест Тигра. На поле боя много машин вышло из боя, получив клин башни одним попаданием или даже осколками. Позже было добавлено специальное бронекольцо для защиты. Крыша корпуса имела 30 миллиметров. Боковое бронирование составляло 80 миллиметров без наклона.

Ходовая

Танк Тигр
Широкие гусеницы были специально разработаны для лучшего сцепления и проходимости. Они позволили тяжелому Тигру вполне непринужденно передвигаться по пересеченной местности. Нельзя сказать, что он обладал выдающейся проходимостью, но её хватало для большинства ситуаций. Приподнятое звездообразное ведущее колесо находилось спереди, направляющее сзади, между ними было 8 опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Для тяжелого танка подвижность была очень хороша. Торсионная подвеска немецкого образца также имела свою заслугу в этом.

Корпус

Танк Тигр

Крышка двигательного отсека имела решетку на своей поверхности для вентиляции, выхлопные трубы были установлены сзади на расположенной под небольшим наклоном практически вертикальной бронеплите. Сам двигатель был накрыт 82 миллиметровой плитой под углом 8 градусов. Экипаж состоял из 5 человек, а именно командира, водителя, наводчика, заряжающего и радиста. Водитель находился в передней левой части корпуса, радист в левой. Трансмиссия, проходящая по середине, разделяла боевое отделение на две части. Каждый член экипажа имел свой персональный люк на крыше корпуса перед башней. Водитель имел привор видения прямо перед собой, а радист имел курсовой пулемет калибра 7,92 MG34 с интегрированной системой видения.

Башня

Танк Тигр

Башня имела тяжело бронированную, прямоугольную маску орудия и сильно закругленные борта. Задняя часть также была округой и без наклона (в отличии от Пантеры, имеющей большинство листов брони под наклоном). Главное орудие, KwK36 калибра 88 мм была расположено по центру башни и выступала за корпус. Ствол имел 3 четко разделенные секции и дульный тормоз двухкамерного типа на конце для компенсации отдачи. Командир, наводчик и находились в башне, оснащенной гидроприводом горизонтального наведения. Наводчик сидел спереди слева, заряжающий справа, за ними, по центру, командир. Большая казенная часть орудия делила башню пополам, поэтому командир имел свою круглую командирскую башенку с люком, которым мог пользоваться и наводчик, а заряжающий имел свой прямоугольный люк. Ранние Тигры имели командирские башенки с прорезями для наблюдения, а поздние получили башенки из литой стали, подобные тем, что устанавливались на Пантеры и имевшие перископ. Наводчик также управлял спаренным с пушкой пулеметом MG34 калибра 7.92. Вдоль каждой стороны башни было установлено 3 дымовых гранатомета для постановки дымовых завес при отступлении или скрытном перемещении. Толщина лобовой брони башни составляла 100 миллиметров, достигая 200 миллиметров около основания ствола и скрепляясь в том месте сваркой. В других частях она имела толщину 82 миллиметра за исключением крыши толщиной в 26 миллиметров. Гидропривод находился на дне корпуса и отбирал мощность у двигателя. Так же, как и в Пантере, наводчик использовал ручной привод башни для точного наведения непосредственно перед стрельбой по цели. Ведение огня требовало полной остановки из-за отсутствия на танке стабилизирующих систем орудия. Функция ручного наведения так же могла быть применена как аварийная, в случаях отказа основного гидропривода. Две щели для применения личного оружия были размещены в задней части башни, хотя, с февраля 1943 года, осталась только одна. Также был добавлен аварийный люк на задней правой стенке башни, который мог выполнять коммуникационный функции между командиром танка и пехотой.

Боеприпасы Тигра

Танк Тигр

Снаряды орудия были подобны снарядам к своему предшественнику — зенитной пушке. Существенно различали их лишь электрический спуск и полуавтоматический затвор у Тигра. Танк обычно нес около 92 снарядов на борту, хоть иногда их число и доходило до 100. Обычно половина снарядов была осколочно-фугасного типа, а остальная состояла из бронебойного, подкалиберного и кумулятивного типов. Орудие имело превосходную баллистику и могло поражать цели на огромных дистанциях. Рекомендовалось стрелять максимум на 2500 метров по неподвижным целям, однако, в июле 1944 года наводчик из экипажа командира 3-й роты 506-го тяжелого танкового батальона гауптмана Ваккера поразил танк Т-34, находившийся на дистанции 3600 метров. И это был далеко не единичный случай. Таким образом, танк Тигр имел возможность уничтожать своих врагов с таких расстояний, с которых те ему не были способны что либо сделать.

Тигр в действии

Танк Тигр

Так же, как и в случае Пантеры, интерес к танку лично Гитлера вынудил ускорить производство и ввести в строй машины до прохождения всех испытаний и исправления недоработок. Фюрер всегда был настойчив в вопросах, касающихся возможности получить сверхмощное оружие, не имеющее аналогов в мире. Поэтому часто такие проекты отправлялись на фронт, не успев избавиться от детских болячек. Тигр не стал исключением. К тому же немецкая инфраструктура страдала от налетов бомбардировщиков и танки не получали должного обслуживания и запасных частей.

На практике это очень сильно повлияло на эффективность применения Тигров и ограничило их влияние на ход войны.Когда топливо стало дефицитным, немецкая пехота вынуждена была перестать рассчитывать на поддержку, поскольку Тигры часто отзывались из-за недостатка бензина. А из-за ненадежности трансмиссии и невозможности её регулярного обслуживания, экипажи были проинструктированы заранее занимать выгодные позиции, на которых будут заметны цели в радиусе поражения. Немецкие экипажи передвигались лишь в случае необходимости, чтобы лишний раз не вырабатывать ресурс двигателей и шестерней. Такие приказы продемонстрировали понимание немецким командованием, что даже самый прекрасный танк имеет свои ограничения.

Как и в случае с Пантерой, экипажи Тигра были проинструктированы о том, что можно спокойно подставлять под удар свою лобовую броню. И действительно, поначалу танк был практически неуязвим для вражеских танков, пушек, гранат и винтовок. В одном немецком командира Тигра, содержится запись о более чем 200 попаданиях боеприпасами калибра 14,5 мм, 14 прямых калибра 52 мм и около 11 от мощной пушки калибра 76,2 мм. После 6 часового сражения танк вернулся и принял участие в бою на следующий день.

Танк Тигр

29 августа 1942 года Гитлер впервые отдал приказ пустить в бой тяжёлые танки Тигр. 16 сентября 1942 года 4 из них приняли участие в боях под Ленинградом, выдержали такое испытание и пошли в бой на следующий день. Однако, этот дебют показал и слабые стороны танка, в результате чего, 21 сентября, они были потеряны из-за огня противотанковых орудий и слишком мягкой почвы, из который не могли выехать. Тигр, как и Пантера, имел одну неприятную особенность из-за своей шахматной подвески. Суровой советской зимой между колесами набивалась грязь, которая замерзала за время остановки и намертво сковывала ходовую, лишая танк подвижности до тех пор, пока экипаж не очищал все вручную или паяльной лампой. Советская Армия очень заинтересовалась новым тяжелым танкам и постоянно предпринимала попытки для его захвата в работоспособном состоянии, также как и немцы в своей время при встрече с Т-34, чья конструкция дала жизнь проекту Пантеры. Также и советские инженеры, получив 16 января 1943 года Тигр, отметили много интересных особенностей, например, очень трудно пробиваемую для всех имеющихся на вооружении пушек толстую броню. Это привело к проектированию самоходных артиллерийских установок серии «СУ» и, позже, танков ИС-1, ИС-2, которые до конца войны стали достойным врагом Тигра.

Производство Тигра почти не росло и к концу войны танков хватало все меньше, поскольку враг значительно превосходил по численности войска Вермахта. Однако, Тигр благодаря своей пушке и оптике позволял подготовленным экипажам не вступать в бой, а расстреливать приближающегося противника издалека, чем и стали пользоваться немцы все чаще. Немецкие силы при отступлении постоянно использовали засады с замаскированными танками и это приносило отличные результаты. Ничего не подозревающие советские танки внезапно оказывались поражены буквально из ниоткуда, после чего Тигры просто отходили с позиций, не оставляя ничего кроме подбитых врагов.

Американцы, столкнувшись с Тигром впервые, вынесли много уроков. Их средние танки Шерман были не способны пробить противника более чем с 700 метров в то время как сами поражались с любых разумных дистанций. Американские танкисты сообщали о 30 прямых попаданиях, которые всего лишь отскакивали от толстой лобовой брони грозного противника. В конце концов стало понятно, что единственный способ борьбы — это численное превосходство, когда несколько Шерманов изображало приманку, а по флангам ехали другие. Поскольку количество американских танков исчислялось десятками тысяч, размен 1 Тигра на нескольких Шерманов считался вполне приемлемым. Также он мог быть уничтожен 57 миллиметровой противотанковой пушкой, пусть и с небольших дистанций.

Советы также быстро научились бороться с Тиграми. Это были групповые атаки, противотанковые пушки и минные поля. Хотя часто обездвиженный танк продолжали вести огонь из своего орудия и пулемета, становясь стационарной огневой точкой. Пехота использовала противотанковые гранаты и зажигательные коктейли, бросаемые на тонкую решетку двигателя и вызывающие пожар.

Эпилог

Танк Тигр

Позже на свет появился наследник грозной машины, PzKpfw VIB Тигр 2, так же известный как Королевский Тигр. Он получил более толстую броню с наклонными листами и длинноствольную пушку. Но Тигр 2 появился ближе к концу войны, был выпущен в малом количестве и не смог особо ни на что повлиять.

А вот сам PzKpfw VI Тигр серьезно повлиял на умы врагов, заставив их искать способы борьбы с машиной, имеющей отличное бронирование, пушку и оптику. И, даже найдя их, пришлось нести тяжелые потери, отдавая за один немецкий танк несколько своих. Поэтому Тигр вошел в историю как легенда, пусть и не такая яркая как Т-34, известный как танк победы, но достаточно яркая для того, чтобы лишь одним своим названием заставить задуматься, сколько врагов было уничтожено, и сколько могло быть уничтожено еще, не помешай ей в этом некоторые обстоятельства.

tanksdb.ru

Танки «Тигр 1» и «Тигр 2»: обзор немецких боевых машин

25.10.2018

В советской историографии нападение гитлеровской Германии на СССР нередко представляется настоящим танковым нашествием. Неуязвимые бронированные полчища пронзали словно нож масло оборонительные порядки Красной армии, а советские танки «горели как спички» и никуда, в общем-то, и не годились. Разве что за исключением Т-34. Но ведь их было так мало.

На самом деле ситуация была несколько иной. У немцев было не так уж и много бронетехники, но главным было другое: в целом она серьезно уступала новейшим разработкам советской оружейной промышленности.

Большая часть немецкого танкового парка была представлена легкими машинами, имевшими противопульное бронирование и слабое вооружение. Ничего подобного советским среднему танку Т-34 или тяжелому КВ у немцев не было и в помине. Открытый бой с этими машинами не сулил танкистам Вермахта ничего хорошего, более того, немецкая противотанковая артиллерия оказалась бессильна против брони советских исполинов.

Самый тяжелый немецкий танк Т-IV, с которым Германия начала войну с СССР, значительно уступал советским машинам как по защищенности, так и по вооружению. С учетом опыта первых месяцев боевых действий на Восточном фронте он был модернизирован, но этого было недостаточно. Немцам нужен был собственный тяжелый танк, который мог бы на равных противостоять советским КВ и «тридцатьчетверкам».

История создания «Тигра»

Работы над немецким тяжелым танком начались задолго до начала Второй мировой войны. Еще в 1937 году немецкая компания «Хеншель» получила задание создать тяжелый танк прорыва массой более 30 тонн.

После начала Второй Мировой войны идея создания тяжелого танка для Германии стала еще более актуальной. Уже после начала конфликта конструкторам компаний «Хеншель» и «Порше» поручили разработать новый тяжелый танк массой уже более 45 тонн. Прототипы новых машин показали Гитлеру 20 апреля 1942 года, в день его рождения.

Машина, представленная компанией «Хеншель», оказалась более «консервативной», простой и дешевой, чем танк их конкурентов. Единственным серьезным новшеством, которое применили в ее конструкции, стало «шахматное» расположение катков, используемое прежде на бронетранспортерах. Этим разработчики стремились улучшить плавность хода и точность стрельбы.

Образец от «Порше» был более сложен, имел продольные торсионы и электрическую трансмиссию. Он стоил дороже, требовал немало дефицитных материалов для производства, поэтому меньше подходил для условий военного времени. Кроме того, танк «Порше» имел низкую проходимость и очень небольшой запас хода.

Примечательно, сам Порше был настолько уверен в победе, что еще до конкурса приказал начать серийный выпуск ходовой части нового танка. Но он проиграл этот конкурс.

На вооружение была принята машина «Хеншеля» — но с некоторыми существенными замечаниями. Первоначально на этот танк планировали установить 75-мм орудие, на тот момент уже не удовлетворявшее военных. Поэтому башню для нового танка взяли у его конкурирующего прототипа «Порше».

Именно этот своеобразный гибрид и стал одним из самых легендарных танков Второй мировой войны — Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf E (Pz.VI Ausf E).

За время войны было выпущено 1354 единицы Рanzerkampfwagen VI Ausf E. Кроме этого, появилось несколько модификаций этого танка, включая Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II или «Королевский тигр», а также «Ягдтигр» и «Штурмтигр».

В свой первый бой «Тигр» вступил в конце лета 1942 года под Ленинградом, и дебют оказался для машины весьма неудачным. В массовом порядке эти танки гитлеровцы стали применять в начале 1943 года, их апофеозом стала Курская дуга.

До сих пор не утихают споры относительно этой машины. Есть мнение, что Panzerkampfwagen VI «Тигр» — лучший танк Второй мировой войны, но есть и противники этой точки зрения. Часть экспертов считает, что серийное производство «Тигров» было ошибкой, дорого стоившей Германии.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует познакомиться с устройством и техническими характеристиками этого незаурядного танка, понять, в чем были его сильные и слабые стороны.

Устройство танка «Тигр»

«Тигр» имеет классическую компоновку корпуса с двигателем, расположенным в задней части корпуса, и трансмиссией, размещенной спереди. В передней же части машины находилось отделение управления, в котором были места механика-водителя и стрелка-радиста.

Кроме того, в переднем отсеке разместили органы управления, радиостанцию и курсовой пулемет.

Среднюю часть машины занимало боевое отделение, в котором помещались остальные три члена экипажа: заряжающий, командир и наводчик. Здесь же была размещена основная часть боекомплекта, приборы наблюдения и гидропривод поворота башни. В башне было установлено орудие и спаренный с ним пулемет.

Кормовую часть «Тигра» занимало силовое отделение, в котором находился двигатель и топливные баки. Между силовым и боевым отделением была установлена броневая перегородка.

Корпус и башня танка сварные, из броневых катаных листов с поверхностным цементированием.

Башня подковообразной формы, вертикальная часть которой сделана из цельного металлического листа. В передней части башни находилась литая маска, в которой было установлено орудие, пулемет и прицельные приспособления. Поворот башни производился при помощи гидропривода.

На Pz.VI Ausf E был установлен 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230P45 с водяным охлаждением. Моторное отделение было оборудовано автоматической системой пожаротушения.

«Тигр» имел восемь передач – четыре вперед и четыре назад. Мало какие автомобили того времени могли похвастать такой роскошью.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Катки расположены в шахматном порядке, без поддерживающих роликов. Переднее колесо ведущее. Первые машины имели катки с резиновым бандажом, потом их заменили на стальной.

Любопытно то, что на «Тиграх» применяли два типа гусениц разной ширины. Более узкие (520 мм) использовались для транспортировки танка, а широкие гусеницы (725 мм) предназначались для движения по пересеченной местности и для боя. На такую меру пришлось пойти из-за того, что танк с широкими гусеницами просто не помещался на стандартную железнодорожную платформу. Естественно, такое конструкторское решение не добавляло радости немецким танкистам.

Pz.VI Ausf E был вооружен 88-мм пушкой 8,8 cm KwK 36 – модификацией знаменитого зенитного орудия Flak 18/36. Ствол заканчивался характерным двухкамерным дульным тормозом. В танковую пушку были внесены небольшие изменения, но характеристики зенитного орудия в целом изменены не были.

Рanzerkampfwagen VI Ausf E имел прекрасные средства наблюдения, изготовленные на заводе Цейса. Есть сведения, что более качественная оптика немецких машин позволяла им начинать бой раньше утром (еще в предрассветной темноте) и заканчивать боевые действия позже (в сумерках).

Все танки Pz.VI Ausf E были оборудованы рацией FuG-5.

Применение танка «Тигр»

Танк Pz.VI Ausf E «Тигр» применялся немцами на всех театрах военных действий Второй мировой войны. После принятия «Тигра» на вооружение немцы создали новую тактическую единицу – тяжелый танковый батальон. В его состав входили сначала две, а потом три танковые роты тяжелых танков Pz.VI Ausf Е.

Первый бой «Тигров» произошел под Ленинградом, около станции Мга. Он был не слишком удачным для немцев. Новая техника постоянно ломалась, один из танков завяз в болоте и был захвачен советскими войсками. С другой стороны, советская артиллерия была практически бессильна против новой германской машины. То же самое можно сказать и о снарядах советских танков.

Танки «Тигр» использовались во время битвы на Курской дуге, где общее их число составляло 144 единицы, или примерно 7,6% от общего количества немецких танков, участвовавших в операции «Цитадель». Понятно, что кардинально повлиять на ситуацию Pz.VI Ausf Е не могли.

Успели повоевать «Тигры» и на африканском театре военных действий, и на Западном фронте после высадки союзников в Нормандии.

В сражениях Второй Мировой войны танк Pz.VI Ausf E показал высокую эффективность и заслужил превосходные отзывы как от высшего командования Вермахта, так и от рядовых танкистов. Именно на «Тигре» воевал самый результативный немецкий танкист оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман, на счету которого 117 вражеских танков.

Модификация этой машины, «Королевский тигр» или «Тигр II» выпускался с марта 1944 года. Всего было сделано чуть меньше 500 «Королевских тигров».

На него установили еще более мощную 88-мм пушку, которая могла справиться с любым танком антигитлеровской коалиции. Еще более была усилена броня, что делало «Королевский тигр» почти неуязвимым для любого противотанкового средства того времени. Но его ахиллесовой пятой стала ходовая часть и двигатель, что делало машину малоподвижной и неповоротливой.

«Королевский тигр» стал последним серийным германским танком времен Второй мировой войны. Естественно, в 1944 году эта машина, даже если бы она обладала сверхъестественными характеристиками, спасти Германию от поражения уже не могла.

Небольшое количество «Тигров» немцы поставили вооруженным силам Венгрии, которая была их наиболее боеспособным союзником, это произошло в 1944 году. Еще три машины отправили в Италию, но после ее капитуляции «Тигры» вернулись обратно.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Был ли «Тигр» шедевром инженерного гения Германии — или оказался пустой тратой ресурсов воюющей страны? Споры на этот счет продолжаются до сих пор.

Если говорить о неоспоримых преимуществах Pz.VI, то необходимо отметить следующее:

  • высокий уровень защищенности;
  • непревзойденная огневую мощь;
  • удобство работы экипажа;
  • прекрасные средства наблюдения и связи.

К недостаткам, которые неоднократно подчеркивали многие авторы, нужно отнести следующее:

  • слабая подвижность;
  • сложность производства и высокая стоимость;
  • низкая ремонтопригодность танка.

Достоинства

Защищенность. Если говорить о достоинствах «Тигра», то главным из них следует назвать высокий уровень защиты. В начале своей карьеры этот танк был практически неуязвим, а экипаж мог чувствовать себя в полной безопасности. Советские 45-мм, английские 40-мм и американские 37-мм противотанковые артсистемы не могли причинить вреда танку на минимальных дистанциях даже при попадании в борт. Не лучше обстояли дела и танковыми пушками: «тридцатьчетверки» не могли пробить броню Pz.VI даже с расстояния 300 метров.

Советские и американские войска применяли против Pz.VI зенитные орудия, а также пушки больших калибров (122 и выше). Однако все эти артсистемы были весьма малоподвижными, дорогостоящими и очень уязвимыми для танков. Кроме того, ими распоряжалось высокое армейское начальство, поэтому оперативно перебросить их для остановки прорыва «Тигров» было весьма проблематично.

Отличная защищенность давала экипажу «Тигра» высокие шансы выжить после поражения танка. Это способствовало сохранению опытных кадров.

Огневая мощь. До появления на поле боя ИС-1 у «Тигра» не существовало проблем с уничтожением любой бронированной цели как на Восточном, так и на Западном фронтах. 88-мм пушка, который был вооружен Pz.VI, пробивала любой танк, кроме советских ИС-1 и ИС-2, появившихся уже в конце войны.

Удобство для экипажа. Почти все, кто описывает «Тигр», говорят о его отличной эргономике. Экипажу было удобно воевать в нем. Часто отмечают также прекрасные средства наблюдения и прицельные приспособления, отличавшиеся продуманной конструкцией, и качественным исполнением.

Недостатки

Первое, о чем стоит упомянуть, – это низкая подвижность танка. Любая боевая машина является совокупностью многих факторов. Создатели «Тигра» максимально усилили огневую мощь и защищенность, пожертвовав подвижностью машины. Масса танка составляет более 55 тонн, и это приличный вес даже для современных машин. Двигатель с мощность 650 или 700 л. с. – это слишком мало для такой массы.

Есть и другие нюансы: компоновка танка, с расположением двигателя сзади, а трансмиссии впереди увеличила высоту танка, а также делала коробку передач не слишком надежной. У танка было довольно высокое давление на грунт, поэтому эксплуатация его в условиях бездорожья была проблематичной.

Еще одной проблемой стала чрезмерная ширина танка, приведшая к появлению двух типов гусениц, что прибавило головной боли обслуживающему персоналу.

Довольно много трудностей вызывала шахматная подвеска, которая оказалась весьма сложной в обслуживании и ремонте.

Существенной проблемой являлась также сложность производства и высокая стоимость танка. Нужно ли было Германии, испытывавшей острый недостаток ресурсов, вкладываться в серийное производство машины стоимостью 800 000 рейхсмарок. Это в два раза больше, чем стоил самый дорогой танк того времени. Возможно, логичнее было сконцентрировать усилия на производстве сравнительно дешевых и проверенных Т-IV, а также САУ?

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что немцы создали действительно хороший танк, который в поединке «один на один» практически не имел равных. Сравнивать его с машинами союзников довольно сложно, потому что аналогов ему практически нет. «Тигр» был танком, созданным для усиления линейных частей, и он весьма эффективно выполнял свои функции.

Советские ИС-1 и ИС-2 – это танки прорыва, а M26 «Першинг» — это скорее типичный «единый танк». Только ИС-2 на завершающем этапе войны мог быть равным соперником Pz.VI, но при этом серьезно проигрывал ему в скорострельности.

Еще можно сказать, что создавая Pz.VI «Тигр», немцы отказались от концепции блицкрига, которая едва не принесла им победу в 1941 году. «Тигры» очень слабо подходили для подобной стратегии.

Технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, кг:56000
Длина, м:8,45
Ширина, м:3.4-3.7
Высота, м:2,93
Экипаж, чел.:5
Двигатель:Мауbach HL 210Р30
Мощность, л.c.:600
Максимальная скорость, км/ч.
по шоссе38
по грунтовой дорогеокт.20
Запас хода по шоссе, км:140
Запас топлива, л:534
Расход топлива на 100 км, л:
по шоссе270
по грунтовой дороге480
Вооружение:
пушка88-мм КwК 36 L/56
пулеметы2 х 7.92-мм МG34
дымовые гранатометы6 х NbК 39 90-мм
Боекомплект, шт.:
снарядов92
патронов4500
Броневая защита (толщина/угол наклона), мм/град:
Корпус
лоб (верх)100/10
лоб (низ)100/24
борт80/0
корма80/8
крыша25
днище25
Башня
лоб100/8
борт80/0
крыша25
маска пушки100-110/0

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о