Ремонт и тюнинг

Объем кпп 2181 – Замена масла в КПП Лада Гранта с тросовым приводом: какое заливать?

статьи, правила эксплуатации, технические характеристики, новости авторынка, рынка автострахования, ППД

Статьи:

Это прежняя коробка передач от ВАЗ 2108, прошедшая существенную модернизацию. Слабые места предыдущей кпп хорошо всем известны: затрудненное включение, большие ходы рычага, размазанная схема переключения, низкий виброкомфорт и пр..

Индекс коробки передач 2181. Объем масла заливаемого в коробку с индексом ВАЗ 2181 снизился на треть. С запуском в серию перешли с минералки на полусинтетику которая сохраняет свои рабочие свойства до -42 градусов.

На первой и второй передачах установили многоконусные синхронизаторы, для повышения надежности 2-й передачи и продления её ресурса.

рис.1, 2.

Предполагается, что таким образом многоконусные синхронизаторы снизят усилия при переключении передач.

Помимо этого, для тросовых кпп, изменен диаметр сцепления, увеличенного с 200 до 215 мм, что потребовало изменений в кожухе кпп. Соответственно пришлось перенести стартер, теперь он расположен не вдоль коробки, а вдоль двигателя.

На первых образцах устанавливали трехконусные синхронизаторы (рис. 1, 2, 3, 4), но расчеты показали двухконусные синхронизаторы выходят дешевле и они с запасом выдерживают требуемый крутящий момент.

Хотя, наблюдая среднюю часть многоконусного синхронизатора состоящего из 3 частей, после 1.5 месяцев работы, в расчеты верится с трудом. (см. ремонт кпп)

рис. 3, 4.

Изготовитель — немецкая фирма «Хербигер» наносит на промежуточное кольцо дополнительное покрытие снижающий износ.
Чтобы облегчить переключения уменьшили угол скоса зубьев синхронизаторов со 125 до 100 градусов. и усилие поджатия со 150 до 70 Н.
Если бы разработчики оставили прежний узел то не исключено что появился бы хруст при быстром переключений второй ступени. С многоконусными синхронизаторами такого не должно случится т.к большая рабочая поверхность.

У старой коробки передач механизм переключения расположен снизу в маслянной ванне. На морозе после ночи масло густело и несколько километров было трудно переключать передачи. Да и к тому же в нижней части коробки находились фиксаторы штоков и вилки заднего хода, выключатель фонарей заднего хода, сальник выбора передач и все это хозяйство источники течи. Конечно всякие герметики помогали это устранить но радикально устранили переносом механизма наверх.

Удобство появилось в том что этот механизм можно демонтировать не разбирая коробки передач теперь. Иностранными специалистами была предложена трехмерная центральная пластина вместо возвратных пружин и блокировок. Ее форма рассчитана сложной компьютерной программой, а оборудование требует высокой точности. По этой пластине гуляет шарик центрального фиксатора вот именно она задает усилия при включении выборе скоростей.

Алюминиевые вилки немецкой фирмы «Шеффлер» снабжены противоизносными башмаками из пластика. До этого отливали вилки из стали, а для снижения износа на нектрых частях наносили бронзирующий слой, который со временем истирался и колеровал масло золотистым порошком.

Для поддержания оптимистического настроя, ножно привести следущие данные:

Модернизированная коробка передач модели 2181

 


www.vaz08-015.ru

ЛАДА КАЛИНА:Новая коробка передач

В основе новинки, которую устанавливают на версии «Норма» и «Люкс», – прежняя коробка передач, появившаяся еще на ВАЗ-2108 и с небольшими модернизациями дожившая до сегодняшних дней. Ее слабые места хорошо известны: затрудненное включение, большие ходы рычага, размазанная схема переключения, низкий виброкомфорт.

Прикидывая, что и как можно улучшить, условились об одном: не трогать редукторную часть, а именно валы, шестерни, синхронизаторы. Иначе потребуются огромные финансовые затраты, необходимые для запуска в серию новой коробки, – без высокоточного оборудования не обеспечить должного качества зацепления, работы и синхронизации.

Так что же нового в коробке с индексом ВАЗ-2181?

Основные элементы коробки передач ВАЗ-2181:
1 – ведущая шестерня главной передачи;
2 – вторичный вал;
3 – первичный вал;
4 – вилка включения пятой передачи;
5 – вилка включения третьей и четвертой передач;
6 – выключатель фонарей заднего хода;
7 – картер сцепления;
8 – механизм переключения передач;
9 – центральный фиксатор.

СПРАВКА

Объем масла, заливаемого в коробку ВАЗ-2181, уменьшился на треть. Более того, с запуском в серию перешли с минералки на полусинтетику, которая сохраняет рабочие свойства до –42 ºС. Причем это касается и новой коробки, и старой (ее пока устанавливают на дешевые модификации «Стандарт»). Смазка не требует замены весь срок службы автомобиля, то есть в течение пяти лет или 200 тыс. км пробега.

СИНХРОНИЗАТОРИтак, редукторная часть осталась прежней. Почти прежней: на первой и второй передачах все-таки пришлось установить многоконусные синхронизаторы. Во-первых, ради надежности: вторая ступень наиболее нагружена, а многоконусник, несомненно, продлит ей жизнь. Во-вторых, чтобы снизить усилие при включении передач. Кроме того, коробку ВАЗ-2181 планируют устанавливать и на модели с более мощными двигателями. Поэтому необходимо сцепление увеличенного диаметра (215 мм), у которого, естественно, больший момент инерции. Это дополнительный аргумент в пользу многоконусного синхронизатора. Более мощное сцепление потребовало иного картера, ведь прежний вмещал максимум 200-миллиметровый диск. Пришлось перенести и стартер, теперь он расположен не вдоль коробки, а вдоль двигателя.

На первые образцы устанавливали трехконусный синхронизатор. Но расчеты показали, что двухконусные, более дешевые, с запасом выдерживают требуемый крутящий момент (см. рисунки). Помимо прочих достоинств они позволили избавиться от проблемного конуса на шестернях первой и второй передач, контактирующего с кольцом синхронизатора и требующего высокой точности при изготовлении. Теперь набор колец создает две поверхности трения, обеспечивая мягкую и эффективную синхронизацию. Кроме того, изготовитель – немецкая фирма «Хёрбигер» (Ho¨rbiger) – наносит на промежуточное кольцо дополнительное покрытие, снижающее износ и обеспечивающее стабильные рабочие параметры, в том числе необходимый коэффициент трения.

Чтобы облегчить переключения, уменьшили угол скоса зубьев синхронизаторов (со 125 до 100º) и усилие предварительного поджатия (со 150 до 70 Н). Оставь разработчики при этих изменениях прежний одноконусный узел, не исключено, что появился бы хруст при быстром вживлении второй ступени (особенно при низких температурах) – так называемый пробой синхронизатора. С многоконусным этого не случится благодаря большей рабочей поверхности.

Устройство синхронизаторов коробок ВАЗ-2110 (А) и -2181 (Б):

1 – шестерня первой передачи;
2 – промежуточные кольца;
3 – блокирующее кольцо;
4 – муфта синхронизатора;
5 – ступица муфты синхронизатора;
6 – фиксатор;
7 – шестерня второй передачи.

МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯУ старой коробки он расположен внизу и купается в масляной ванне. После ночевки на морозе масло густело, оттого переключать передачи первые несколько километров было трудно. Кроме того, в нижней части коробки находились фиксаторы штоков и вилки заднего хода, выключатель фонарей заднего хода, сальник выбора передач – всё это потенциальные источники течи. Герметики и прочие материалы, конечно, помогали, но радикально проблему удалось решить только переносом механизма наверх.

Новый механизм – это отдельный модуль. Его можно установить в последнюю очередь и демонтировать при необходимости без разбора коробки. Это технологично не только в производстве, но и при ремонте. Уже на стадии концепции, разработанной вазовцами, в нем появилась селекторная решетка, четко повторяющая схему переключения передач и задающая ход рычага при выборе передач. В механизме предусмотрели блокировку от случайного включения заднего хода, который доступен только из «нейтрали».

Воплотив концепцию в металле и заставив правильно работать, узел отдали на доводку немецкой фирме «Шеффлер» (Scha¨ffler), издавна занимающейся инжинирингом и производством деталей двигателей, трансмиссий и шасси. Одно из самых любопытных изменений, предложенных иностранными специалистами, – так называемая трехмерная центральная пластина вместо нескольких возвратных пружин и блокировок. Ее пространственная форма рассчитана сложной компьютерной программой, а оборудование для изготовления требует высокой точности. Ведь по этой пластине гуляет шарик центрального фиксатора, именно она задает необходимые усилия при включении и выборе скоростей.

Характеристики механизма подбирали на оригинальном симуляционном стенде. Испытатель усаживается на сиденье и начинает перебирать передачи, автоматика же имитирует схему переключения, усилия и ходы рычага, реализованные на конкретном серийном автомобиле. Можно подгрузить и свой вариант настроек. Не нравится излишне тугой рычаг? Пара ударов по клавиатуре – и усилия снижены. Так, шаг за шагом, подобрали оптимальные настройки для «восемьдесят первой». Компьютер обработал данные и выдал параметры для построения точной математической модели, по которой изготовили те самые хитрые центральные пластины.

В фиксаторе (позиция 9 на первом рисунке), который ходит по центральной пластине и передает усилия на рычаг, нет ни одного подшипника скольжения. Шарики, установленные между всеми контактирующими поверхностями, сводят на нет механические потери, повышая информативность привода.

ТРОСОВЫЙ ПРИВОДНесмотря на простоту и низкую цену, от привода тягами, как на старой коробке, отказались почти все производители. Сегодня применяют конструкции из нескольких тяг со сложными кулисами, чтобы гасить вибрации на рычаге, либо более дорогой и удобный тросовый привод. С последним АВТОВАЗ экспериментировал еще на «Самаре», закупив детали у фирмы «Морзе». Но с нижним расположением механизма переключения работоспособность такой схемы проблематична, да и цена комплектующих тогда пугала. Работы над коробкой с тросовым приводом продолжали и в рамках других проектов, но серийный образец смогли реализовать лишь сейчас.

На смену приводу переключения передач с одной тягой пришел трос. Ушли неприятные вибрации на рычаге, меньше стали люфты, четче переключения.

Любопытно, что в приводе сцепления, наоборот, планировали отказаться от троса в пользу гидравлики. К сожалению, по экономическим соображениям оставили прежнюю конструкцию, хотя у гидравлического привода характеристики лучше. В частности, педаль сцепления с ним работает логичнее и понятнее. Очевидны и преимущества в компоновке: проще прокладывать трубки и шланги. А ведь трос для новой коробки пришлось удлинить. Это лишние механические потери, а значит, дополнительное усилие на педали и худшая информативность.

Легкие алюминиевые вилки включения передач немецкой фирмы «Шеффлер» снабжены противоизносными башмаками из пластика. Прежние детали отливали из стали, а для снижения износа на отдельные части наносили бронзирующий слой, который со временем истирался и колеровал масло золотистым порошком.

НАША СПРАВКАВАЗ-2181 – первая коробка передач АВТОВАЗа, для которой выполнили компьютерный расчет всех деталей, подвергающихся нагрузкам: картеров, вилок, рычагов и др. Таким образом конструкцию удалось не только оптимизировать, но и сделать надежнее.

Механизм выбора передач:

1 – рычаги выбора передач;
2 – штифт селекторной решетки;
3 – селекторная решетка;
4 – механизм блокировки заднего хода;
5 – центральная трехмерная пластина.

Впрочем, разработчики не откладывают далеко документацию по гидравлическому приводу и планируют запустить его в серию. Как, кстати, и прочие улучшения, которые по разным причинам не реализовали в этот раз. Например, многоконусный синхронизатор на третьей передаче и не менее интересное решение, позволяющее сделать переход на четвертую и пятую ступени четче и приятнее. Не иначе, аппетит приходит во время еды. Кстати, еда получается вкусной – сам пробовал. Главное, чего хочется пожелать разработчикам, – не опаздывать с переменой блюд. А потребителям – приятного аппетита!

vkaline.blogspot.com

замена масла в коробке. Пошаговая инструкция, особенности, советы мастеров

Срок службы любых видов трансмиссий зависит от правильной и грамотной эксплуатации. Немаловажное значение имеет и качество масла – трансмиссионной смазочной жидкости, которая помогает поддерживать высокие эксплуатационные характеристики механизма КПП. С 2013 года автомобили «АвтоВАЗ» в большинстве оснащаются механической коробкой передач с тросовым приводом. Кроме привода, имеются и другие изменения. Механическая трансмиссия получила индекс «ВАЗ-2181». Объем картера коробки снизился до 2,3 литра. Производители рекомендуют периодически менять масло в механизме. Давайте узнаем, как выполняется замена масла в коробке «Гранты».

Масло для МКПП

На заводе при сборке механизма трансмиссии производитель заливает в коробку трансмиссионное масло «Лукойл ТМ4». Это масло имеет класс вязкости 75W90. Это лучший продукт, как говорят отзывы. Но также можно лить в коробку и другие масла, соответствующие классу вязкости и группе GL-4.

Самыми подходящими являются: жидкость «Лукойл ТМ-4», «ТНК Транс КП», масла «Шелл Спайкерс», а также смазочные трансмиссионные жидкости «Роснефть Кинетик». Вся продукция, рекомендуемая производителем автомобиля, указана в инструкции по эксплуатации.

Необходимые инструменты

Для замены масла в коробке «Гранты» понадобится стандартный комплект накидных, а также рожковых ключей. Чтобы слить старое масло, подготовьте подходящую емкость. Чтобы нормально залить новую смазку и не запачкать все вокруг, стоит воспользоваться воронкой. Кроме этого, следует подготовить нож, металлическую губку, много ветоши, герметик и домкрат.

Для максимально безопасного выполнения операции нужно приобрести перчатки. Когда весь инструмент и приспособления собраны, можно приступать к замене масла в коробке передач «Лады Гранты».

Процесс замены смазки

Операция по замене масла достаточно проста. С ней справятся даже начинающие автолюбители. Перед началом работ лучше установить машину на смотровую яму в гараже или на эстакаду. Если ничего этого нет, то можно обойтись домкратом, но тогда процесс немного усложнится.

Если ямы нет

Первым делом следует выяснить, где расположено сливное отверстие на корпусе КПП.

Важно помнить, что замена масла в коробке «Лады Гранты» должна всегда выполняться на горячую – двигатель предварительно прогревают. Если начать сливать смазку без прогрева, то из-за высокой вязкости будет трудно полностью ее слить из катера. Для прогрева КПП следует немного проехать на автомобиле. Нескольких минут будет достаточно, чтобы масло прогрелось.

Затем ищут сливное отверстие в картере. Если установлена защита, то в ней проделывают отверстие для удобной замены масла. Иногда защита уже имеет это отверстие. Когда оно будет обнаружено, его следует очистить металлической щеткой. После очистки протирают ветошью сливную пробку.

На следующем шаге отворачивают пробку. Выполнять данную операцию нужно как можно аккуратнее – масло может быть горячим. Существует риск получения ожогов. Когда крышка отвинчена, под струю подставляют заранее заготовленную тару и ждут, пока все масло не вытечет.

Далее нужно обеспечить удобный доступ к заливному отверстию в КПП. Первым делом отключают минусовую клемму АКБ. После этого откручивают винты, которые удерживают корпус фильтра, отключают все шланги, а также провода, мешающие доступу к отверстию.

Воздушный фильтр отводится в сторону, на корпусе коробки ищут щуп, которым можно удобно измерить уровень масла. После этого следует завернуть сливное отверстие, если масло окончательно стекло в емкость. Подготовленную воронку, вставляют в заливное отверстие. Иногда можно применить и специальный шланг.

Далее заливают новое трансмиссионное масло. При этом следят, чтобы не было течи из-под пробки. Заливают немного меньше, чем рекомендует производитель. Если выполняется замена масла в тросовой коробке передач «Гранты», то ее объем составляет 2,35 литра. Для КПП с тяговым управлением нужно 3 литра.

После того, как часть масла залита, проверяют уровень, используя щуп. Если масла недостаточно, то жидкость доливают. Автомобиль при этом следует снять с домкрата. Далее устанавливают на место воздушный фильтр.

После всех этих манипуляций стоит выполнить пробную поездку на небольшое расстояние. При этом важно переключать каждую передачу. После поездки снова меряют уровень щупом и при необходимости доливают.

Ошибки новичков

При замене масла в коробке «Гранты» иногда совершают ошибки. Это прогрев КПП на нейтральной передаче и высоких оборотах – так делать не нужно. Также некоторые не проверяют возможность отворачивания заливного отверстия перед сливом масла. Нередко теряется медная прокладка-шайба.

АКПП «Гранты»

На автомобили производитель устанавливает коробку от «Ятко». Удалось создать АКПП, которая практически невосприимчива к сложным условиям эксплуатации. Автомат устанавливается преимущественно на модели в комплектации «Люкс». На более дешевых моделях установлена «роботизированная» КПП. Автомобиль с этой трансмиссией способен набрать скорость с места до 100 км/ч за 13,3 с. Максимальная скорость – 173 км/ч. Для города и передвижения по трассе этого вполне достаточно.

Среди особенностей АКПП можно выделить рычаг. Он сделан в классическом виде, но в виде лесенки – это позволило избавить водителя от возможных проблем. Привод АКПП – тросовый. Это старая, но надежная схема. В коробке реализована защита от ошибочных включений. Если машина движется на какой-либо передаче, включить другую не удастся. Управляет работой механизма электронный блок.

Имеется и защита от перегрева. Если машина эксплуатируется при низких температурах, то лучше прогревать КПП, удерживая автомобиль на тормозе со включенной передачей. Если не выполнять это действие, то могут возникнуть определенные проблемы. Пока АКПП не прогреется, гидротрансформатор будет заблокирован и включить передачу не получится.

Как часто менять масло в АКПП?

По заверениям производителя, замена масла в коробке автомат “Гранты” не нужна. Масло, залитое на заводе, рассчитано на весь срок эксплуатации. Но опытные автовладельцы не верят таким заявлением. Ведь все знают, что любые смазки в процессе эксплуатации теряют свои характеристики. Так что периодически проводить замену все-таки нужно. Сам процесс не сложный.

Коробка имеет ресурс в 250 тысяч километров. Замена масла в коробке “Гранты” должна выполняться примерно через каждые 75 тысяч. К составу смазочной трансмиссионной жидкости механизм неприхотлив. Но лучше приобретать рекомендуемые производителем продукты. Масло можно менять полностью или частично. Рассмотрим процесс и в первом, и во втором случае.

Частичный метод

Для данной замены масла в коробке передач “Лады Гранты” вынимают контрольный щуп, собирают конструкцию из трубок размером 8 миллиметров. Руку заводят в отверстие для залива масла. Отработанную жидкость через сливное отверстие спускают в емкость. Обязательно нужно замерить, сколько жидкости слилось. Далее берут воронку и заливают новую жидкость. Щуп устанавливают обратно.

Полный

Полная замена масла в коробке передач “Гранты” возможна. На картере имеется пробка, а под пробкой расположена трубка. Если эту пробку выкрутить, то выльется примерно 250 миллилитров жидкости. Далее трубку закручивают обратно. Щуп устанавливают на его место, но пробку не закручивают. При этом нужно завести двигатель. После того, как сольются остатки масла, пробку можно завернуть. Затем доливают в КПП новое масло. На этом процесс замены окончен.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *