Ремонт и тюнинг

Нами 0342 – НАМИ-0342 «Кузя»

Содержание

НАМИ-0342 "Кузя"

Статья опубликована 23.09.2014 02:48
Последняя правка произведена 23.09.2014 13:54
НАМИ-0342

В 80-х годах, в СССР началась эпоха перемен. Советское руководство отошло от политики ортодоксального следования коммунистической доктрине и допустило в советское общество западные веяния. В рамках политики «перемен» в то время была закуплена огромная партия миниавтомобилей Multicar 25 производства ГДР. На основе этих автомобильчиков в НАМИ был создан свой автомобиль под индексом НАМИ-0342 и неофициальным именем «Кузя».

Так как ГДР поставила СССР автомобили различных конфигураций: фургоны, коммунальные машины, самосвалы, то, соответственно, и советские автомобилестроители стали проектировать на основе Multicar 25 многофункциональную машину. При этом её отличало наличие дизельного силового агрегата, небольшие размеры и экономичность. Аналогов в «стране советов» этому автомобилю не имелось и поэтому Научно-исследовательский автомобильный и автодорожный института, специализировавшийся в СССР на экспериментальных научно-технических разработках в области автомобилестроения, вскоре создал свой малолитражный мультифункциональный автомобиль.

Сельхоз заказ

Появление его связывалось с тем, что в СССР зарождались первые фермерские хозяйства, которым как воздух были необходимы экономичные и недорогие автомобили для перевозки сельскохозяйственной продукции и проведения агротехнических мероприятий. Такой автомобиль так же должен был иметь возможность дооборудования гидравлическими устройствами для работы с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями. Для этого была необходима коробка отбора мощности и механизм опрокидывания кузова, работающие на гидравлическом приводе от гидросистемы автомобиля.

Всеми этими качествами должна была соответствовать новинка НАМИ. «Кузя» комплектовался дизельным двигателем мощностью 20 лошадиных сил, созданным в конструкторском бюро при Владимирском тракторном заводе. Так же имелась возможность установки на него бензинового карбюраторного двигателя с водяным охлаждением от Ирбитского мотоциклетного завода. Рассматривался и вариант использования двигателя иностранного производства Rugerini, имеющего воздушное охлаждение и выдающего мощность до 40 лошадиных сил. Совместно с силовым агрегатом должна была работать четырехступенчатая механическая коробка передач. Она располагалась в одном блоке с двухступенчатой раздаточной коробкой, предназначавшейся для работы автомобиля в режиме «трактор» на скоростях скоростей от 2 до 50 км/ч.

НАМИ-0345 «Кузя»

НАМИ-0342 разрабатывался специально для выпуска на Кутаисском автомобильном заводе, который находился в Грузии. Однако к тому моменту, когда работы над проектом закончились, СССР прекратил своё существование, и Грузия стала независимым государством. Грузинский автозавод решил не выкупать техническую документацию на автомобиль и все права на него перешли к НАМИ. Далее институт решил продвигать свой проект самостоятельно. Так они вставил автомобильчик на целом ряде автомобильных выставок и салонов. Так, например, на московской выставке «Автоинициатива-93» «Кузя» получил очень хорошие отзывы и заинтересовал потенциальных покупателей.

В связи с таким интересом, машину включили в государственную программу «Фермер» и запланировали её серийный выпуск на Ирбитском мотоциклетном заводе. Особенностью автомобиля было то, что на него можно было навешивать такие же навесные инструменты как и на «Владимирец»: плуг, ковш для уборки снега, сеялку. Для обработки огорода или усадьбы этого бы хватило с лихвой. Считалось, что он станет конкурентом трактора владимирского производства или автомобилей производства УАЗ.

К сожалению, разработка повторила судьбу большинства проектов НАМИ и так и осталась опытным экземпляром. В дальнейшем ФГУП «НАМИ» создал целое семейство малогабаритных автомобилей предназначенных для эксплуатации в сельском хозяйстве на базе НАМИ-0342. Все они имели колёсную формулу 4х4 и являлись «тракторомобилями».

autohis.ru

КАЗ НАМИ-0342 - Грузовики и шасси (KAZ NAMI-0342 - Грузовик КАЗ НАМИ-0342 - Грузовик НАМИ-0342 - КАЗ НАМИ-0342 - Кутаисский автозавод НАМИ-0342 - Кутаисский автомобильный завод НАМИ-0342 - Кутаисский АЗ НАМИ-0342 - НАМИ-0342) - Технические характеристики КАЗ НАМИ-0342 - Габаритные размеры КАЗ НАМИ-0342 - Двигатель КАЗ НАМИ-0342

1. Аренда асфальтобетонного завода КАЗ 158 Ростов-на-
Асфальтобетонный завод
2004 г.
08.02.2017

г. Ростов-на-Дону
цена по запросу
2. Аренда асфальтобетонного завода КАЗ 158 Ростов-на-
Асфальтобетонный завод
2004 г.
30.05.2016
Георгий Смирнов
г. Ростов-на-Дону
4 500 000 РУБ/
3. ЗИЛ БЫЧОК ЭВАКУАТОР
Грузовик
2000 г.
07.11.2018
Александр
г. Пермь
цена по запросу
4. Манипулятор грузовой Nissan Diesel, гр/п 5 т, стр
Грузовик
2010 г.
03.08.2018
ООО "Спец-Авто Крым"
г. Симферополь
цена по запросу
5. Манипулятор грузовой Nissan Diesel, гр/п 12 т, ст
Грузовик
2009 г.
03.08.2018
ООО "Спец-Авто Крым"
г. Симферополь
цена по запросу
6. Манипулятор-эвакуатор грузовой Hino Profia (гр/п
Грузовик
2012 г.
03.08.2018
ООО "Спец-Авто Крым"
г. Симферополь
цена по запросу
7. Длинномер бортовой 6 - 13,6 метров
Грузовик

22.05.2018

АвтоПарк
г. Нижний Новгород
1 000 РУБ/час
8. Hyundai HD 78
Грузовик
2013 г.
10.04.2018

г. Московская область, Железнодорожный, Пригородная 72
650 РУБ/час
9. ГАЗ Валдай 3010 HD
Грузовик
2016 г.
07.04.2018

г. Москва
800 РУБ/час
10. ГАЗ 33081
Грузовик
2014 г.
07.04.2018

г. Свердловская область, Краснотурьинск
700 РУБ/час

www.stroyteh.ru

История Кутаисского автозавода (КАЗ) | Русская техника



data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"
data-ad-slot="8753833479">

История Кутаисского автомобильного завода

строительство цехов Кутаисского автозавода, 1946 год

История Кутаисского автозавода (КАЗ) уходит в далекий 1945 год… Великая Отечественная война показала, что отечественные автомобильные заводы (ЗИС, ГАЗ, ЯАЗ и завод КИМ) не были в состоянии обеспечить в полном объеме потребности войск в транспорте. Не спасло ситуации и строительство во время войны Уральского (УралЗИС) и Ульяновского (УльЗИС) автозаводов. На помощь СССР пришли автомобильные заводы союзников, которые поставляли технику по ленд-лизу.

КАЗ-150

Полученный урок для нашей страны даром не прошел. Уже в августе 1945 года создается Министерство Автомобильной промышленности СССР, которое обеспечивало централизованное руководство этой отраслью экономики СССР. Вторым шагом стало подписание 26 августа 1945 года Постановления Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», предусматривающее интенсивное и ускоренное развитие отечественного автомобилестроения. И, наконец, третьим шагом в рождении Кутаисского автомобильного завода стало постановления № 8436 от 6 мая 1945 года Государственного комитета о строительстве нового автосборочного завода по выпуску грузовых автомобилей на территории бывшего авиасборочного завода № 131 (филиал Тбилисского авиасборочного завода) в 6 километрах от города Кутаиси.

Почему строительство автомобильного завода разместили именно в Кутаиси? По одной из версий это было сделано в угоду действующему лидеру  СССР – И. В. Сталину, уроженцу Грузии.

КАЗ-585В

Для строительства автозавода, железнодорожный путей и шоссейных дорог, прокладки линий электропередачи и строительства поблизости жилых домов в Кутаиси организовали 11-й строительный трест Миннефтегазстроя под руководством С. К. Одишария.

При возведении КАЗа, как и большинства крупных строек СССР того времени, широко использовался практический бесплатный труд советских заключенных. В конце 1945 года в Кутаиси специально для этих целей Управлением проверочно-фильтрационных лагерей НКВД СССР был создан лагерь № 0331, в котором содержались русские, белорусы, литовцы, поляки и греки, многие из которых находились в лагере без суда, так как побывали на оккупационных территориях и считались предателями.

Согласно Ялтинскому соглашению сильно разрушенный в 1944 году американскими бомбардировщиками Бранденбургский завод «Опель» попал в советскую зону оккупации. В счет репараций за нанесенный стране ущерб оборудование с немецкого завода поступило на Кутаисский автозавод. Большое количество станков было завезено с ГАЗа и московского ЗИСа, а также с ульяновского УльЗИСа, на конвейере которого происходила смена грузовика ЗИС-5 на ГАЗ-ММ, а все непрофильное оборудование было передано в Кутаиси.

КАЗ-120Т с полуприцепом-хлопковозом КАЗ-716

В 1947 году были построены и оборудованы ремонтно-механический и инструментально-штамповый цех. В мае на новом предприятии создается собственный конструкторско-экспериментальный отдел. Руководителем этого отдела назначается Анатолий Маврикиевич Кригер, переведенный на Кутаисский автозавод с должности заместителя главного конструктора Горьковского автозавода.

К 1950 году было закончено строительство ремонтно-литейного и кузнечного цеха. В том же 1950 году завод освоил производство коробок передач к автомобилю ЗИС-150 и собрал первые опытные двигатели ЗИС-120, а уже в феврале 1951 года начался их серийный выпуск. Одновременно с освоением изготовления агрегатов велась подготовка к началу производства грузовых автомобилей из комплектующих, поставляемых с ЗИЛа. Первый грузовой бортовой автомобиль КАЗ-150, который являлся копией ЗИС-150, под звуки оркестра сошел с конвейера 18 августа 1951 года. Именно с этого момента берет свое начало официальная история Кутаисского автозавода (КАЗ).  

В 1952 году на смену бортовым грузовикам КАЗ-150 пришло семейство самосвалов КАЗ-585Б, которое являлось полностью самостоятельной разработкой заводского КБ.

С 1955 года на заводе освоен серийный выпуск седельных тягачей семейства КАЗ-120Т. Такие автомобили имели большую грузоподъемность в сравнении с бортовыми грузовиками и на определенных маршрутах имели большую экономическую эффективность. В том же году для данных тягачей началось производство полуприцепов КАЗ-716, которые предназначались для перевозки хдопка-сырца.
Экспериментальный КАЗ-600

В 1956 году на смену КАЗ-585В было разработано и освоено в производстве новое семейство самосвалов КАЗ-600.



data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"
data-ad-slot="8753833479">

С 1956 года для строительной отрасли на автозаводе начинается выпуск цементовозов КАЗ-601.

Не обошлось и без военных разработок. В 1958 и 1960 годах были построены бронетранспортеры «Объект-1015» и «Объект-105Б», которые так и остались опытными разработками.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов на Кутаисском автозаводе было разработано и запущено в производство новое семейство бортовых грузовиков КАЗ-605 «Колхида» и седельных тягачей КАЗ-606 «Колхида».

Вскоре было представлено новое семейство седельных тягачей КАЗ-608 «Колхида» и полуприцепов КАЗ-717.

В 1970-х годах предприятие разработало опытное семейство грузовиков: седельный тягач КАЗ-4430 «Колхида» и бортовые грузовики КАЗ-4530 «Колхида» и КАЗ-4540 «Колхида».

В 1988 году совместно с НАМИ был разработан и построены опытные образцы мини-автомобиля КАЗ-НАМИ-0342 «Кузя».

После распада СССР в 1991 году выпуск грузовиков на Кутаисском автозаводе значительно упал из-за потери основного рынка сбыта. В 1995—1996 годах американский концерн General Motors планировал купить КАЗ для организации производства собственных моделей автомобилей и их экспорта в Россию. Но из-за высоких налогов в Грузии и по рекомендациям МВФ концерн GM отказался от реализации данного проекта. В это время на самом автозаводе вплоть до 2001 года так и продолжался выпуск грузовиков семейства КАЗ-4540 по 15-20 экземпляров для внутреннего рынка, а также выполняли временные заказы: отливали 20-тонные металлические противовесы для итальянских кранов, выпускали садовые тележки, шпингалеты, задвижки и другие предметы хозяйственного назначения.

К 2001 году огромные площади автозавода простаивали, а от 16000 сотрудников осталось лишь 1200. Начался поиск партнеров для организации производства автомобилей на заводских мощностях. Велись переговоры с немцами, итальянцами, россиянами, корейцами. Реально же удалось договориться с индийской фирмой Mahindra & Mahindra о сборке внедорожников Mahindra CL500 Bolero. Для этого КАЗ выделил светлый и просторный цех, в котором раньше собирали двигатели, а Mahindra & Mahindra обязывалась наладить поставки машинокомплектов своих внедорожников. В общей сложности из Индии было поставлено четыре контейнера с 12 машинокомплектами Mahindra CL500 Bolero, которые были собраны силами 15 рабочих в первом полугодии 2002 года. Первый внедорожник был собран 15 января 2002 года без наличия технологических карт, чем привели к удивлению индийских партнеров.

Следующим этапом в истории Кутаисского автозавода (КАЗ) стало подписание осенью 2003 года договора с Камским автозаводом о производстве дизельных двигателей. В этот период КамАЗ развивал модельный ряд грузовых автомобилей и увеличение выпуска двигателей пришлось бы очень кстати, а КАЗ располагал оборудованием для производства 6-цилиндрового дизельного двигателя, который был унифицирован с двигателями КамАЗа и получил обозначение КАЗ-642. В рамках проекта из кутаисских комплектов на Камском автозаводе было собрано 20 двигателей, но в дальнейшем КамАЗ отказался от сотрудничества с КАЗом, выбрав для своих среднетоннажных грузовиков дизельный двигатель Cummins бразильской сборки.

В ноябре 2005 года была достигнута договоренность с Харьковским тракторным заводом о создании в Кутаиси на территории автозавода совместного предприятия по сборке тракторов малой мощности ХТЗ-2511, которые получили название «Имэчи-35». Но наладить серийного производства данных тракторов так и не удалось.

В конце 2009 года было объявлено о планах создания совместного предприятия с немецкой компанией MAN по сборке грузовых автомобилей, но в реальности ни одного грузовика собрано не было.

Кутаисский автозавод к 2010 году постепенно приходил в запустение, обветшали заводские корпуса и заросли дикими кустами и деревьями. Проспекты между цехами заросли травой, а из асфальта растут даже многолетние деревья. Начали распродавать заводскую территории и цеха, а станки и другие металлоконструкции сдавать в металлолом. Один из цехов вместе с имуществом выкупил толи Китай, толи Объединенные Арабские Эмираты.

укладка водосточных труб на территории Кутаисского автозавода

data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"
data-ad-slot="8753833479">

rus-texnika.ru

Уникальные фото из хранилища концептов и прототипов НАМИ — Рамблер/авто

Фотографии, сделанные в одном из ангаров Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ». Здесь хранятся уникальные прототипы и концепты, в разные годы сделанные специалистами предприятия.

Фото: Saorise_2010

Прототип НАМИ-0342 «Кузя», разработанный в конце 1980-х годов прошлого века. Предполагалось, что машина будет аналогом немецкого коммунального автомобильчика «Мультикар», но в итоге серийное производство модели не началось.

В феврале 2006 года министерство сельского хозяйства объявило конкурс на создание мобильного малогабаритного транспортного средства. Сроки были очень сжатыми, но несмотря на это НАМИ удалось создать две серии машин и пять опытных экземпляров и как следствие выиграть конкурс. Самым маленьким «тракторомобилем» в серии был салатовый НАМИ-2339, длина которого была чуть больше 3,5 метров.

Несколько иначе сложилась жизнь одной из машин второй серии. На выставке 2006 года были представлены три версии модели отличающиеся между собой размерами — НАМИ-1337, НАМИ-1338 и НАМИ-2338. Как и у салатовой модели основа машины практически вся взята с серийных автомобилей, силовой агрегат — дизельный двигатель с воздушным охлаждением производства Владимирского моторо-тракторного завода, рама, мосты и коробка передач с небольшими изменениями позаимствована от «Соболя»

В 2010 году производство машин было организовано в Великом Новгороде под маркой Silant ("сила новгородских технологий"). За основу был взят самой большой из серии «тракторомобиль» — НАМИ-2338. Удалось сделать небольшую партию машин, и вскоре фирма обанкротилась.

#img10!#img11!#img12!

Школьный автобус на шасси грузовика ГАЗ-3310 «Валдай». Внутри были установлены специальные детские кресла с поясными ремнями безопасности. У каждого ряда сидений располагается красная кнопка подачи звукового сигнала водителю. Каркас опытной машины усилен, над кабиной водителя сделана специальная надстройка, которая позволяет встать и не сгибаясь пройти в салон сопровождающему. Всего внутри помещается 11 детей и два сопровождающих.

#img13!#img14!#img15!

Один из таких образцов тюнинга — «Волга Престиж». Автомобиль был создан специалистами НАМИ в 1995 году в единственном экземпляре. Задумка дизайнеров была в том, чтобы, изменив кузов «Волги» за счет прикрепления стеклопластиковых деталей оригинальной формы, придать автомобилю современный динамичный образ.

#img16!#img17!

В середине 1990-х годов прошлого века дизайнеры НАМИ занимались так же тюнингом «Оки», но до наших дней машина не сохранилась. Зато в полузаброшенном помещении нашлась версия с кузовом кабриолет.

#img18!

Среди малолитражек в отдельном помещении ангара нашлись уникальные концепт-кары созданные в 1987 и 1988 годах. Это НАМИ-0288 «Компакт», НАМИ-0284 «Дебют I» и «Дебют II». Среди них выделился «Компакт», который в 1989 году на японской выставке вошел в пятерку самых интересных прототипов. Привлек он внимание не своим внешним видом, а техническими характеристиками. Внутри, несмотря на малые габариты, помещались пять человек. За правильной работой основных узлов автомобиля следил бортовой компьютер, а пневматической подвеской «Компакта» управлял микропроцессор. Вес автомобиля тоже был очень маленький — 650 кг с полным баком.

#img19!#img20!#img22!

Читайте также

auto.rambler.ru

История НАМИ

Статья опубликована 06.08.2014 13:01
Последняя правка произведена 02.01.2015 06:24

НАМИ – это научно-исследовательский институт, занимающийся вопросами развития автопрома России. Заслуги института были высоко оценены: учреждение награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Как появился институт

Почти сразу после прихода к власти в России большевиков (16.10.1918) была организована работа НАЛ - Научной автомобильной лаборатории. Впоследствии лаборатория переросла в ныне известный институт НАМИ.

В конце весны 1920-го появился проект положения, в соответствии с которым планировалась деятельность, тогда ещё не созданного, научно-автомоторного института. Коллегия научно-технического общества утвердила на состоявшемся 14.03.1921 заседании положение об Институте.

Основными видами деятельности планировалось сделать: во-первых, усовершенствование имеющейся транспортной техники; во-вторых, разработку и внедрение новых проектов в сфере автомобилестроения; в-третьих, популяризацию автомобильного дела; в-четвёртых, проведение в указанной области консультаций и экспертиз.

Деятельность института

В связи с тем, что своих автомобилей у молодой Страны Советов не было, решено было закутать импортную технику для её практического изучения.

Первые приобретения относятся к 1924-му году. А уже в 1927-м появился результат: НАМИ самостоятельно разработал автомобиль. Это была самая первая «легковушка» советского производства – НАМИ-1.

НАМИ-1

За легковым авто в тридцатые годы сконструированы и запущены в серию грузовики, троллейбусы и трактора нескольких моделей. По заказу РККА велись разработки бронированных автомобилей на полугусеничном ходу.

Следует отметить, что несколько лет (1931-1946 гг.) институт именовали Научным автотракторным с аббревиатурой «НАТИ». А в самом начале 46-го он распался на два отдельных учреждения по принципу профильного разделения.

Та часть, что занималась сельскохозяйственной продукцией (в основном тракторами) отошла к Министерству сельскохозяйственного машиностроения. За ней осталось название НАТИ. А вторая часть, разрабатывающая транспорт гражданского пользования и моторы для автотехники, «досталась» Минавтопрому под именем «НАМИ».

Научные разработки и проблемы их внедрения

Основная масса разработанных институтом проектов без проволочек внедрялась в производство. Однако, были и некоторые проблемы. Целый ряд перспективных конструкторских решений оставался на бумаге долгие годы.

К примеру, передний привод был сконструирован ещё во второй половине шестидесятых годов, а оснащённые им автомобили появились лишь в восьмидесятых. Примерно в то же время велись работы по созданию коробки-автомата для легковых авто.

Персонал института принимал активное участие в разработках опытных образцов, их испытаниях, а также запуске в серийное производство почти всех марок легковых автомобилей. Не прекращались работы по созданию новых двигателей. Уделялось внимание и сельскохозяйственной технике: сотрудники института разработали несколько моделей тракторов.

Статус НАМИ в наше время

Государственным научным центром РФ НАМИ стал в 1994. Через 9 лет (2003) институт был аккредитован и получил право проведения испытаний по международным Правилам ЕЭК ООН.

За символическую плату в один евро в 2014-м НАМИ купил у ОНЭКСИМ права по разработке шасси и кузова автомобиля-гибридного типа, именуемого «Ё-мобиль».

autohis.ru

Кутаисский автозавод Википедия

Кутаисский автомобильный завод имени С. К. Орджоникидзе (груз. ქუთაისის საავტომობილო ქარხანა) — предприятие автомобильной промышленности в Кутаиси (Грузия), производитель грузовиков марки КАЗ-«Колхида».

История

Строительство завода началось в апреле 1945 года[2], в 1947 году завод начал выпускать запасные части к грузовикам ЗИС, в 1950 году освоил производство агрегатов - коробку передач и двигатель ЗИС-120[3].

18 августа 1951 года был выпущен первый грузовой автомобиль[2]ЗИС-150[4]. В дальнейшем, их производство было продолжено под наименованием КАЗ-150[3], комплектующие к ним поступали с московского ЗИСа.

В 1952 году завод начал выпуск самосвалов КАЗ-585Б, базирующихся на шасси ЗИС-150.

В середине 1950-х было создано заводское конструкторское бюро.

В 1957 году завод перешел на выпуск специализированных автомобилей для перевозки сыпучих и полужидких грузов (бетона, цемента, растворов)[4].

Не обошлось и без военных разработок. В 1958 и 1960 годах были построены бронетранспортёры «Объект 1015» и «Объект-105Б», которые так и остались опытными разработками[5].

В 1959 году завод освоил производство малогабаритного сельскохозяйственного трактора "Риони"[6][7].

С 1961 году завод первым в СССР освоил производство бескапотных грузовиков с кабиной, установленной над двигателем. Первым стал грузовик с бортовой платформой КАЗ-605 грузоподъёмностью 5 тонн, на укороченном шасси которого был создан седельный тягач КАЗ-606 для работы с полуприцепом массой до 10 тонн[4]. Серийное производство КАЗ-606 началось в мае 1962 года[8], в 1963 году началось производство нового полуприцепа КАЗ-717 к нему[9], в 1966 году было принято решение заменить в производстве КАЗ-606А на новый тягач КАЗ-608[3], но КАЗ-606А выпускался по 1968 год.

К началу 1960-х годов на заводе сняли с производства автомобили-самосвалы КАЗ-585, КАЗ-600 и КАЗ-602, цементовозы КАЗ-601 и 601Б и занялись производством седельных тягачей КАЗ-606А, а с 1967 года КАЗ-608.

В 1967 начался серийный выпуск тягача КАЗ-608 «Колхида»[4] и было увеличено производство двигателей ЗИЛ-120 (они выпускались под наименованием КАЗ-120). В конструкцию КАЗ-608 уже в 1968 году начали вносить изменения, в результате был создан модифицированный вариант КАЗ-608Б[10].

В сентябре 1967 года ЦК КПСС и Совет министров СССР утвердили специализацию Кутаисского автозавода как предприятия автомобильной промышленности по производству автопоездов (в составе тягачей и полуприцепов) грузоподъемностью до 12 тонн[11].

В 1972 году объемы выпуска продукции на 87% превысили уровень 1965 года[2].

В 1973 году завод выпускал автопоезда грузоподъемностью 11,5 тонн, автомобильные двигатели и автозапчасти, а также предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (садовые тележки, шпингалеты, задвижки и др.). Производство автомобилей шло поточным методом, сборка автомашин и их основных узлов выполнялась на конвейерах с применением полуавтоматических и специализированных станков, производственные операции в литейных цехах и кузнице были механизированы[2]. Также, в 1973 году началась подготовка завода к выпуску модернизированного тягача КАЗ-608В[4].

В 1974 году было проведено техническое перевооружение завода - на поточных линиях были установлены и введены в эксплуатацию 774 станка и установки. Новый технологический процесс (который начали применять при изготовлении зубчатых колёс коробки переключения передач) позволил повысить качество изготовления коробок передач и межремонтный ресурс выпускаемых грузовиков[12].

В 1975 году в НАМИ был разработан двухосный полноприводный автомобиль КАЗ-4540[13][14], на основе которого были созданы тягач и сельскохозяйственный самосвал, представленный в 1982 году. После ряда межведомственных испытаний с 1984 года он выпускался на КАЗе[15].

В 1976 году завод стал головным предприятием производственного объединения КАЗ. Также, в 1976 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[1]

В 1977 году началось производство тягача КАЗ-608В[16]

В 1986 году было запущено производство тягача КАЗ-608В2.

В 1988 году совместно с НАМИ был разработан мини-автомобиль КАЗ-НАМИ-0342 «Кузя» (построены два опытных образца)[17].

В целом, в советское время (с начала 1950х[18] до конца 1980х годов) завод являлся одним из главных промышленных предприятий города (при этом Кутаиси являлся вторым по значимости индустриальным центром Грузии после Тбилиси)[19]. В конце 1980-х годов на предприятии работало около 18 тыс. человек[20] (в 1989 году всё население Кутаиси составляло 234 870 человек[21]).

В 1990 году завод выпустил 5736, в 1991 году — 2658 автомашин[22].

После распада СССР в 1991 году объёмы производства значительно сократились[19].

К 1993 году специалисты Кутаисского технического университета доработали конструкцию КАЗ-4540, увеличив надёжность трансмиссии[23]. В 1993 году завод выпустил 650 грузовых автомашин[24].

В 1995—1996 гг. американский концерн General Motors планировал купить КАЗ для организации производства собственных моделей автомобилей и их экспорта в Россию. Но из-за высоких налогов в Грузии и по рекомендациям МВФ GM отказался от реализации данного проекта. В это время на самом автозаводе вплоть до 2001 года так и продолжался выпуск грузовиков семейства КАЗ-4540 по 15—20 экземпляров для внутреннего рынка, а также выполняли временные заказы: отливали 20-тонные металлические противовесы для итальянских кранов, выпускали садовые тележки, шпингалеты, задвижки и другие предметы хозяйственного назначения. К 2001 году огромные площади автозавода простаивали, а от 16 тыс. сотрудников осталось лишь 1200[5].

Последний раз завод выставлял свою продукцию в 1996 году, на Московском автосалоне[20].

Последним громким проектом автозавода был автопробег по Грузии летом 1998 года с участием его продукции[20].

В 2000 году АО "Кутаисский автозавод" объявил о намерении начать выпуск "грузинского джипа" совместно с британской компанией "Вояджер ресурс"[25]. В 2002 году состоялась презентация проекта по отвёрточной сборке индийских внедорожников Mahindra[26]. В общей сложности из Индии было поставлено четыре контейнера с 12 машинокомплектами Mahindra CL500 Bolero, которые были собраны силами 15 рабочих в первом полугодии 2002 года[5].

Осенью 2003 года на КАЗ была поставлена партия машинокомплектов КамАЗ для сборки грузовиков на территории Грузии[27].

В ноябре 2005 года[уточнить] была достигнута договоренность с Харьковским тракторным заводом о создании в Кутаиси на территории автозавода совместного предприятия по сборке тракторов малой мощности ХТЗ-2511, которые получили название «Имэчи-35». Но наладить серийное производства этих тракторов так и не удалось[20].

В конце 2009 года было объявлено о начале совместного предприятия с немецкой компанией MAN по сборке грузовых автомобилей, но не было выпущено ни одного автомобиля.[источник не указан 986 дней]

По состоянию на начало 2010 года большая часть производственных мощностей завода простаивала[19].

Кутаисский автозавод к 2010 году постепенно приходил в запустение, обветшали заводские корпуса и заросли дикими кустами и деревьями. Единственным целым и действующим зданием остался административный корпус, совмещённый с проходной. Проспекты между цехами заросли травой, а из асфальта растут даже многолетние деревья. Начали распродавать заводскую территории и цеха, а станки и другие металлоконструкции сдавать в металлолом. Один из цехов вместе с имуществом выкупил, по одним сведениям - Китай, по другим - Объединенные Арабские Эмираты.

Модельный ряд КАЗ

Автомобили на шасси ЗИС-150/ЗИЛ-164Техника военного назначенияАвтомобили на агрегатах ЗИЛ-164Автомобили на агрегатах ЗИЛ-130Сельскохозяйственное семейство КАЗ-4540Малотоннажные автомобилиПрицепы и полуприцепы
КАЗ-150объект 1015
объект 1015Б
КАЗ-605 Седельный тягач Komatsu, на заднем плане седельный тягач КАЗ-608, 1978 годКАЗ-608
КАЗ-608Б
КАЗ-608В
КАЗ-608В2
КАЗ-4540
КАЗ-4540-01
КАЗ-НАМИ-0342КАЗ-716
КАЗ-585Б
КАЗ-585В
объект 1020КАЗ-606КАЗ-4430КАЗ-4440
КАЗ-44402
КАЗ-МТА-3301КАЗ-717
КАЗ-600/КАЗ-600Б
КАЗ-600В/КАЗ-600АВ
объект 1030КАЗ-606АКАЗ-4530КАЗ-4360-КАЗ-717Б
КАЗ-601/КАЗ-601В
КАЗ-602
объект 1040
объект 1045
-КАЗ-4540КАЗ-4760-КАЗ-9368
КАЗ-120Т
КАЗ-120Т3
КАЗ-604Б-КАЗ-ММЗ-4502--КАЗ-9378

Примечания

  1. 1 2 Кутаисский автомобильный завод имени Г. К. Орджоникидзе (КАЗ) // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., "Советская энциклопедия", 1986. стр.677
  2. 1 2 3 4 Кутаисский автомобильный завод имени Г. К. Орджоникидзе (КАЗ) // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 14. М., «Советская энциклопедия», 1973. стр.56
  3. 1 2 3 Г. Кобаладзе. С маркой "Колхида" // журнал "За рулём", № 10, октябрь 1966. стр.4-5
  4. 1 2 3 4 5 К 50-летию советского автомобилестроения // журнал «За рулём», № 7, июль 1974. стр.37
  5. 1 2 3 История Кутаисского автомобильного завода (недоступная ссылка)
  6. ↑ Б. Гринблат. "Риони" // журнал "Огонёк", № 6, 1959
  7. ↑ О. А. Хрулькевич. Малогабаритный трактор "Риони" // "Сельский механизатор", № 10, 2012. стр.12-13
  8. ↑ Д. Картвелишвили. "Колхида" вышла на дороги страны // журнал "За рулём", № 5, май 1962. стр.10
  9. ↑ Ш. Чейшвили. Кутаисский тягач // журнал "За рулём", № 10, октябрь 1963. стр.4
  10. ↑ В. Харебава. "Колхида" сегодня и завтра // журнал "За рулём", № 3, март 1973. стр.8-9
  11. ↑ Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 910 от 29 сентября 1967 года "О мероприятиях по развитию производства грузовых автомобилей и автопоездов на 1968 - 1970 годы"
  12. ↑ У автомобилестроителей // журнал «За рулём», № 12, декабрь 1974. стр.3
  13. ↑ "Колхиды" сверх плана // журнал «За рулём», № 2, февраль 1975. стр.9
  14. ↑ Г. Константинов. 25 новых моделей // журнал «За рулём», № 3, март 1975. стр.10-12
  15. ↑ канд. техн. н. Ю. Долматовский. Автомобиль третьего тысячелетия // "Техника молодёжи", № 4, 1984. стр.14-17
  16. ↑ КАЗ-608В // журнал "За рулём", № 10, октябрь 1977. стр.12
  17. ↑ С. Дорофеев. Мультикар «Кузя» // журнал "За рулём", № 1, январь 1993. стр.12
  18. ↑ // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 24. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1953. стр.141-142
  19. 1 2 3 Кутаиси // Большая Российская Энциклопедия / редколл., гл. ред. Ю. С. Осипов. том 16. М., 2010. стр.463-464
  20. 1 2 3 4 Константин Климов. КАЗ-2010 глазами очевидца // "Грузовик пресс", № 5, 2010
  21. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность городского населения союзных республик, их территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу
  22. ↑ В. И. Пашков, С. Г. Сидоренко. Автомобильная промышленность за 1991 год и девять месяцев 1992 года // «Автомобильная промышленность», № 3, 1993. стр.1-6
  23. ↑ Т. П. Русадзе, А. Ч. Гегучадзе, М. В. Хецуриани. Автомобиль КАЗ-4540.Упругие муфты в трансмиссии // «Автомобильная промышленность», № 5, 1993. стр.9-11
  24. ↑ журнал "За рулём", № 12, декабрь 1993. стр.4
  25. ↑ Грузинский джип! Берем? // журнал "За рулём", № 4, апрель 2000. стр.74
  26. Двали Г. Грузия готовится к войне с АвтоВАЗом // Газета «Коммерсантъ». — 15.01.2002. — № 4 (2373).
  27. ↑ КАМАЗ поставит машинокомплекты на КАЗ // "AUTO-Consulting.UA" от 7 ноября 2003

Литература и источники

  • Транспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. М., "Транспорт", 1967. стр.206
  • Г. И. Месапишвили, Д. П. Хурцидзе. Кутаиси: путеводитель. Тбилиси, 1966.
  • Кутаиси. М., 1981.

Ссылки

wikiredia.ru

Кутаисский автомобильный завод — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Компании, основанные в 1951 году

Координаты: 42°15′46″ с. ш. 42°37′10″ в. д. / 42.262796° с. ш. 42.619507° в. д. / 42.262796; 42.619507 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=42.262796&mlon=42.619507&zoom=14 (O)] (Я)

Кутаисский автомобильный завод (груз. ქუთაისის საავტომობილო ქარხანა) — предприятие автомобильной промышленности в Кутаиси (Грузия).

История КАЗ

Строительство завода началось в 1945 году, выпуск автомобилей начался в 1951 году.

18 августа 1951 года был выпущен первый грузовой автомобиль — КАЗ-150, являющийся модификацией ЗИС-150, комплектующие к нему поступали с московского ЗИСа.

В 1952 году начался выпуск самосвалов КАЗ-585Б, базирующихся на шасси ЗИС-150.

В середине 1950-х было основано собственное конструкторское бюро.

С 1961 по 1968 год выпускался автомобиль КАЗ-606А, с 1967 — КАЗ-608 «Колхида», ставший наиболее распространённым автомобилем, выпускавшимся на заводе (его первые опытные образцы были изготовлены ещё в 1963 году).

Не обошлось и без военных разработок. В 1958 и 1960 годах были построены бронетранспортеры «Объект 1015» и «Объект-105Б», которые так и остались опытными разработками[1].

В конце 1970-х годов в НАМИ был разработан двухосный полноприводный сельскохозяйственный самосвал, получивший название КАЗ-4540, который после ряда межведомственных испытаний с 1984 года выпускался на КАЗе.

В 1976 году было запущено производство тягача КАЗ-608В, с 1986 года — КАЗ-608В2.

В 1988 году совместно с НАМИ был разработан и построены опытные образцы мини-автомобиля КАЗ-НАМИ-0342 «Кузя».

В конце 1980-х годов на предприятии работало около 18 тыс. человек[2] (в 1989 году во всём городе Кутаиси жило 234 870 человек[3]).

После распада СССР в 1991 году выпуск грузовиков на Кутаисском автозаводе значительно упал из-за потери основного рынка сбыта. В 1995—1996 гг. американский концерн General Motors планировал купить КАЗ для организации производства собственных моделей автомобилей и их экспорта в Россию. Но из-за высоких налогов в Грузии и по рекомендациям МВФ GM отказался от реализации данного проекта. В это время на самом автозаводе вплоть до 2001 года так и продолжался выпуск грузовиков семейства КАЗ-4540 по 15—20 экземпляров для внутреннего рынка, а также выполняли временные заказы: отливали 20-тонные металлические противовесы для итальянских кранов, выпускали садовые тележки, шпингалеты, задвижки и другие предметы хозяйственного назначения. К 2001 году огромные площади автозавода простаивали, а от 16 тыс. сотрудников осталось лишь 1200[1].

Последний раз завод выставлял свою продукцию в 1996 году, на Московском автосалоне. Последним громким событием, связанным с автозаводом был автопробег по Грузии в 1998 году с участием его продукции[2].

В 2002 году состоялась презентация проекта по отвёрточной сборке индийских внедорожников Mahindra[4]. В общей сложности из Индии было поставлено четыре контейнера с 12 машинокомплектами Mahindra CL500 Bolero, которые были собраны силами 15 рабочих в первом полугодии 2002 года.[1]

В ноябре 2005 года была достигнута договоренность с Харьковским тракторным заводом о создании в Кутаиси на территории автозавода совместного предприятия по сборке тракторов малой мощности ХТЗ-2511, которые получили название «Имэчи-35». Но наладить серийное производства этих тракторов так и не удалось.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 842 дня]

В конце 2009 года было объявлено о начале совместного предприятия с немецкой компанией MAN по сборке грузовых автомобилей, но на данный момент[когда?] не выпущено ни одного автомобиля.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 990 дней]

Кутаисский автозавод к 2010 году постепенно приходил в запустение, обветшали заводские корпуса и заросли дикими кустами и деревьями. Единственным целым и действующим зданием остался административный корпус, совмещённый с проходной. Проспекты между цехами заросли травой, а из асфальта растут даже многолетние деревья. Начали распродавать заводскую территории и цеха, а станки и другие металлоконструкции сдавать в металлолом. Один из цехов вместе с имуществом выкупил, по одним сведениям - Китай, по другим - Объединенные Арабские Эмираты.

Модельный ряд КАЗ

Автомобили на шасси ЗИС-150/ЗИЛ-164 Техника военного назначения Автомобили на агрегатах ЗИЛ-164 Автомобили на агрегатах ЗИЛ-130 Сельскохозяйственное семейство КАЗ-4540 Малотоннажные автомобили Прицепы и полуприцепы
КАЗ-150 объект 1015
объект 1015Б
КАЗ-605 КАЗ-608
КАЗ-608Б
КАЗ-608В
КАЗ-608В2
КАЗ-4540
КАЗ-4540-01
КАЗ-НАМИ-0342 КАЗ-716
КАЗ-585Б
КАЗ-585В
объект 1020 КАЗ-606 КАЗ-4430 КАЗ-4440
КАЗ-44402
КАЗ-МТА-3301 КАЗ-717
КАЗ-600/КАЗ-600Б
КАЗ-600В/КАЗ-600АВ
объект 1030 КАЗ-606А КАЗ-4530 КАЗ-4360 - КАЗ-717Б
КАЗ-601/КАЗ-601В
КАЗ-602
объект 1040
объект 1045
- КАЗ-4540 КАЗ-4760 - КАЗ-9368
КАЗ-120Т
КАЗ-120Т3
КАЗ-604Б - КАЗ-ММЗ-4502 - - КАЗ-9378

Напишите отзыв о статье "Кутаисский автомобильный завод"

Примечания

  1. 1 2 3 rus-texn.ru/istoriya-kutaisskogo-avtozavoda-kaz.html История Кутаисского автомобильного завода
  2. 1 2 gruzovikpress.ru/article/8922-kutaisskiy-avtomobilniy-zavod-kaz-2010-glazami-ochevidtsa/ КАЗ-2010 глазами очевидца
  3. demoscope.ru/weekly/ssp/sng89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность городского населения союзных республик, их территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу
  4. Двали Г. [www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=305656 Грузия готовится к войне с АвтоВАЗом] // Газета «Коммерсантъ». — 15.01.2002. — № 4 (2373).

Ссылки

  • [denisovets.ru/kaz/kazpages/kaz.html Автомодельное бюро: Кутаисский автомобильный завод]

Отрывок, характеризующий Кутаисский автомобильный завод

– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *