Ремонт и тюнинг

Как на классике проверить генератор – Ваз 2101 как проверить генератор на

Содержание

Как прозвонить генератор ваз — Всё об автомобилях Лада ВАЗ

Проверка генератора с помощью мультиметра

Электрооборудование современного автомобиля представляет собой сложный комплекс приборов и устройств. Питание бортовой сети осуществляется от аккумулятора, а после запуска двигателя — от генератора. Данное устройство в исправном состоянии обеспечивает напряжение в пределах 14 — 14,2 В. Проверка генератора ВАЗ 2107 не только поможет выявить его неисправности, но и избежать выхода из строя аккумуляторной батареи.

При недостаточном напряжении заряд ее становиться неполным, что вызывает падение плотности электролита. При низких температурах такое явление может вызвать замерзание жидкости. Образование кристаллов льда приводит к постепенному разрушению пластин аккумулятора. Для установления параметров выходного напряжения генератор можно прозвонить обычным мультиметром.

Порядок проверки при разных режимах работы двигателя

Для выполнения данной операции понадобится помощник. Последовательность действий по проверке работоспособности генератора:

  1. Цифровой или индикаторный мультиметр устанавливаем в режим измерения постоянного напряжения. Проверяем параметры на клеммах аккумуляторной батареи. Согласно руководству по эксплуатации напряжение должно быть в пределах от 11,9 до 12,6 В возможно чуть меньше с учетом того, что сеть потребляет небольшое количество энергии.
  2. Помощник запускает двигатель и оставляет его работ на оборотах холостого хода, вновь проверяем напряжение. Если оно упадет, это означает что генератор, либо полностью не работает, либо параметры недостаточны для заряда батареи.
  3. Превышение напряжения значения в 14,5 В в течение длительного времени приведет к закипанию электролита в банках.

При выявлении неисправности генератора потребуется проверить диодный мост, электронный регулятор напряжения, обмотки статора и ротора, а также состояние щеточного узла.

Контроль работоспособности компонентов

Для выполнения данной операции необходимо демонтировать устройство с автомобиля и очистить от загрязнений. Порядок проверки следующий:

  1. Мультиметр переводим в режим измерения сопротивления. Положительный щуп устанавливаем на клемму «30», а отрицательный на массу. Близкие к нулю показания свидетельствуют о том, что мост или статор генератора вышли из строя.
  2. Проверка положительных диодов происходит при установке положительного щупа на вывод один из болтов крепления выпрямительного блока, а отрицательный на массу. Нулевые или близкие к ним показания прибора, говорят о том, что диодный мост неисправен.
  3. Для проверки ротора необходимо измерить сопротивление между контактными кольцами. В рабочем состоянии оно должно быть в пределах нескольких Ом. Если сопротивление около нуля, то в обмотке произошло замыкание.

Диодный мост и другие неисправные элементы генератора подлежат замене на новые из ЗИП.

Проверка генератора и его узлов при помощи мультиметра

Автомобильный генератор довольно надежное устройство и способно прослужить многие годы без замены. Ломается он чаще всего бывает из-за того, что в него попадает вода, которая приводит к ржавению и разрушению его частей. Еще могут износиться его подшипники.

С чего начать проверку генератора? ​

Для начала его желательно снять с машины, отсоединив крепежные болты и сняв ремень со шкифа. Далее внимательно осматриваем его. Обращаем внимание на цвет обмотки его статора (статор – это наружная часть генератора, которая намотана тонким медным проводом). Эта обмотка не должна иметь следы потемнения, черных мест и явно следов горения. Дело в том, что тот медный провод, которым намотан статор имеет лаковую изоляцию, которая начинает темнеть при чрезмерном перегреве, поэтому если генератор работал с перегрузкой, то провод становиться темным и это сразу заметно.
Важно отличать цвет обмотки потемневший от высокой температуры и просто грязный от масла или пыли.

Проверка обмотки генератора мультиметром

Если внешний вид статора удовлетворительный, то переходим к «прозвонке» его обмотки мультиметром. Нам нужно будет проверить, есть ли обрыв в обмотке статора и нет ли короткого замыкания катушки на корпус генератора.

Берем мультиметр, выставляем на нем режим проверки сопротивления или режим «прозвонки». Это такой режим – это когда при замыкании щупов прибора между собой вы слышите писк, обычно все цифровые мультиметры имеют такой режим.

Чтобы проверить обмотку статора, нужно для начала отключить ее от диодного моста.
После того, как это сделано, берем щупы прибора и поочередно прикладываем их к концам выводов обмотки (по очереди ко всем трем). Мультиметр всегда должен издавать «писк», если стоит режим прозвонки либо показывать на экране сопротивление в цифрах, если установлен режим измерения сопротивления. Если обмотка имеет обрыв и неисправна, то на экране прибора вы увидите единицу в левом углу.

Так мы проверяли обмотку на обрыв. Теперь проверим ее на пробой (замыкание на корпус генератора).

Для этого соедините один щуп прибора с металлическим корпусом генератора, а второй щуп подключите к любому выводу обмотки. Если на экране мультиметра будет единица в левом углу, значит все в порядке, пробоя на корпус нет, а если цифры или писк (в режиме прозвонки), то значит генератор «пробит» на корпус и его нужно либо капитально ремонтировать либо менять на новый.

Проверка реле-регулятора напряжения

Если с обмоткой статора все в порядке, то переходим к проверке регулятора напряжения, который обычно закреплен на самом генераторе и представляет из себя обычно темную коробочку с клеммами и зачастую выглядит вот так:

Когда вы его снимите, то увидите черные угольные щетки генератора, их тоже нужно визуально осмотреть, цели ли они и надавить на них рукой внутрь. Исправные щетки должны свободно перемещать вдоль каналов и должны выступать наружу примерно на 5 мм, если их вылет намного меньше 5 мм, значит они сточились и регулятор напряжения нужно менять.

Есть два способа проверки регулятора напряжения.

1) Проверка не снимая генератора с машины (нужен помощник)
2) И сняв генератор и отсоединив от него регулятор

Первый способ проверки, с помощником​

Можно проверить генератор не снимая его с машины. Для этого нужно завести автомобиль. Потом берем мультиметр и включаем его для измерения напряжения (выбираем предел измерения 20 Вольт или больше). Измеряем прибором напряжение на клеммах аккумулятора, на холостом ходу оно должно быть в пределах 14 Вольт, плюс минус 0,3 Вольта. Теперь просим помощника надавить на педаль газа. И снова смотрим на показания мультиметра. Напряжение на экране прибора не должно измениться больше, чем на 0,5-0,6 Вольт. Если разница намного больше, значит регулятор неисправный и его нужно менять.

Второй способ проверки (при снятом генераторе)​

Для этого нам потребуется два дополнительных источника напряжения.
Один с напряжением 12-13,5 Вольт, а второй с напряжением 16-20 Вольт.
Для первого из них подойдет аккумулятор автомобиля, а второй источник можно получить, используя тот же аккумулятор, если подключить последовательно с ним пару-тройку обычных АА-батареек.

Вот примерно как на этой картинке:​

Делая такую проверку соблюдайте осторожность! Или используйте предохранители в цепи, чтобы не допустить коротких замыканий и пожара.

1) Присоединяем плюс аккумулятора в клемме регулятора, а минус АКБ к корпусу регулятора. А к щеткам подключаем автомобильную лампочку на 12 вольт. Если регулятор рабочий, то мы увидим, что лампочка загорится.

2) Второй этап проверки: берем тот же аккумулятор, последовательно к нему подключаем пару батареек соблюдая полярность, чтобы на выходе получилось напряжение от 16 до 22 Вольт. И делаем тоже самое, что в пункте 1. В этот раз, лампочка, подключенная к щетками загораться не должна. Если она не горит, значит регулятор исправен.
А если лампочка опять загорается, значит нужна замена генератора на новый.

Если остались вопросы, то это видео поможет понять как правильно делать эту проверку:

Катушку статора и реле-регулятор мы проверили, теперь нужно еще проверить диодный мост.

Проверяем диоды генератора

Диодный мост обычно расположен на крышке генератора.
Обычно мост состоит из шести диодов (но их количество может быть и другим).
Для того, чтобы сделать проверку диодов, нужно снять диодный мост с генератора и отпаять те выводы, которые не подключены к массе статора.

Берем мультиметр, ставим его на «прозвонку» или на режим измерения сопротивления и поочередно подключаем его щупы к каждому из диодов. Диод устроен так, что он пропускает ток только в одном направлении. Выглядит это так, что когда вы подключаете щупы прибора к нему, а потом меняете их местами, то сначала он «звониться», а при смене щупов «не звониться» (или наоборот).

Диод не исправен, если: вы меняете щупы местами, а прибор никак не реагирует на это либо диод «звониться» при любом подключении щупов. В первом случае диод имеет внутренний обрыв, а во втором он «пробит» и проводит ток в обоих направлениях.

Если что-то непонятно, то это видео про проверку диодного моста поможет вам разобраться:

Проверка подшипников

Также стоит проверить еще подшипники, от состояния которых зависит ресурс будущий генератора. Плохие подшипники могу приводить к повышенному износу щеток реле-регулятора. Если с подшипником что-то, на это обычно указывает повышенный гул от генератора или он начинает заметно шуметь. Проверяются подшипники внешним осмотром, на наличие дефектов, перекосов или загрязнений. Если есть подозрения в их исправности, то лучше их снять, что придирчиво проверить на отсутствие люфта или износа. У генератора обычно два подшипника: первый находиться в его крышке, а второй в задней его части.

Осмотр и проверка ротора

Ротор находиться внутри статорной катушки генератора и выглядит как стержень с обмоткой, на конце которого есть токосъемное кольцо, в которые упираются щетки регулятора напряжения. Чтобы проверить состояние ротора нужно его вытащить, провести осмотр обмотки и токосъемного кольца. Обмотка как и у статора не должна быть потемневшей или подгоревшей.

Осматриваем медное кольцо внизу ротора, если оно грязное, то аккуратно чистим его. Стоит уделить внимание изолирующим бороздкам между кольцами, прочистить их осторожно чем-нибудь острым, чтобы удалить попавшую туда грязь или масло.

После осмотра и чистки проверяем обмотку ротора прибором на предмет обрыва или короткого замыкания. Здесь методика точно такая же как в случае проверки статора, о которой было написано в начале статьи. Делаем точно также. На роторе выводы обмоток – это медное кольцо, разделенное изолирующими полосками. Нужно проверить мультиметром сопротивление между отдельными пластинами кольца (если не звонится, то есть обрыв обмотки).

И еще нужно проверить на пробой на корпус, прислонив один щуп к центральному металлическому стержню ротора, а второй щуп поочередно к каждый пластине кольца. При этой проверке цепь не должна прозваниватся.

Как быстро проверить генератор, не снимая его

В этом видео показан способ проверки генератора, который можно использовать для экспресс проверки, хотя его точность конечно не идеальная, но этот метод поможет более-менее узнать о его состоянии:

Последнее редактирование: 9 окт 2015

Как проверить генератор мультиметром – ремонт и обслуживание своими руками

Есть только два устройства, обеспечивающие работоспособность системы зажигания автомобиля. Аккумуляторная батарея и генератор. Они функционируют в паре, дополняя друг друга.

Любой из этих приборов может на короткое время работать отдельно от второго. Допускается какое-то время проехать с неисправным генератором, до разрядки аккумулятора. Также, искра в зажигании может поддерживаться только генератором, однако возникает проблема первого старта мотора – без АКБ коленвал не провернуть.

Причем согласованная работа будет нарушена не только при поломке генератора. Если вырабатываемое напряжение отклонится от нормы, аккумулятор не будет заряжаться, а электросистемы автомобиля либо не запустятся, либо выйдут из строя.

Как проверить зарядку аккумулятора и работоспособность генератора мультиметром?

Для понимания процесса, рассмотрим устройство генератора:

Поломка любого из компонентов приведет к нарушению работоспособности всего агрегата. Для начала проверяется механическая часть. Снимать генератор не требуется, достаточно снять со шкива приводной ручейковый ремень.

Прокрутите вал рукой, и убедитесь в том, что ротор свободно вращается в подшипниках. При критическом износе щеток, будет слышен характерный скрежет.

Затем проверьте целостность и крепление кабелей питания и управления. Если визуальный контроль не помог найти неисправность – предстоит проверка генератора мультиметром.

Для этой процедуры не нужен профессиональный прибор со множеством функций. Достаточно трех режимов: «прозвонка», «измерение сопротивления», «измерение напряжения».

Проверка генератора на автомобиле мультиметром

Есть методически правильная последовательность проверки – от простого к сложному.

Тестирование реле-регулятора

Этот модуль предназначен для поддержания постоянного напряжения (насколько это возможно) на выходе генератора. При движении автомобиля, скорость вращения вала генератора постоянно меняется.

Напряжение «скачет» в пределах от 12 до 20 вольт. Регулятор ограничивает величину. От его работоспособности зависит не только зарядка аккумулятора. При скачках или недостатке напряжения все электронные блоки автомобиля работают нестабильно, и могут просто перегореть.

Как проверить напряжение генератора при заведенном двигателе. Режим: «измерение постоянного напряжения», предел измерений: 20-50 вольт. Точки измерения – выходные контакты непосредственно на генераторе, или клеммы аккумуляторной батареи.

Напряжение должно быть в пределах 14-14,2 В. при любых оборотах коленвала. Попросите помощника несколько раз нажать на акселератор, а сами следите за показаниями.

Поверка генератора непосредственно на автомобиле — видео.

Проверяем диодный мост

Если неисправность не обнаружена, придется разбирать корпус генератора.

Он расположен под вентиляционной крышкой, на тыльной стороне генератора. Конструкция своеобразная, но понятная даже для водителя без электротехнического образования.

Режим: «прозвонка». Диоды проверяются без выпаивания из схемы. Прозвонка в обоих направлениях. При этом «пищать» мультиметр должен лишь в одну сторону. Если ток не проходит вовсе, либо протекает в обе стороны – диод меняется.

Проверять проще относительно корпуса. Второй щуп касается изолированного контакта диода.

Важно! Перед тем, как прозвонить генератор мультиметром, очистите контакты и проведите визуальный осмотр электрической части прибора.

Проверяем ротор генератора

Если диодный мост в порядке, щетки на регуляторе напряжения не сточены, визуальных повреждений и загрязнений не обнаружено – смотрим ротор генератора.

Режим: «измерение сопротивления». Проверяем сопротивление между токосъемными кольцами обмотки возбуждения. Сопротивление разное для каждой модели генератора, общий принцип – величина не должна быть большой.

Затем «прозваниваем» отсутствие которого замыкания между обмотками и корпусом ротора. Оцениваем состояние витков.

При обнаружении обрыва или короткого замыкания, не старайтесь самостоятельно устранить неисправность.

Генератор автомобиля – энерго и температурно нагруженный прибор. Перемоткой обмоток должны заниматься профильные специалисты.

Последним проверяется статор

Как самая сложно демонтируемая часть агрегата. Его можно диагностировать лишь после извлечения из корпуса генератора.

В первую очередь традиционный визуальный осмотр. Проверяем целостность изоляции проволоки, отсутствие обрывов и следов обгорания. Затем в режиме «прозвонка» ищем короткое замыкание обмоток с корпусом статора.

Сопротивление должно стремиться к бесконечности. Если пробоев на корпус не выявлено – проверяем сопротивление всех обмоток. Их в генераторе три – система асинхронная. Величина сопротивления индивидуальна для каждой модели агрегата, но сопротивление всех обмоток в одном агрегате, должно быть одинаковым.

Важно! Обязательно проверьте мультиметром все силовые кабели от генератора до аккумулятора. Сопротивление должно быть минимальным, и не меняться при изгибе проводника.

Последний этап проверки – контрольная цепь лампы на приборной панели. Сигнализация контролирует уровень заряда аккумуляторной батареи, а также исправность генератора и регулятора напряжения.

Схема не очень сложная, состоит из сопротивления определенной величины, диода и лампы.

Правильность работы этого узла порой зависит от качества пайки и окисла на контактах. Даже сопротивление спирали лампочки, учитывается при калибровке контрольной схемы.

Поэтому при замене лампы на светодиод, лампа часто загорается невпопад. Тут простым мультиметром не обойтись, требуется подключение диагностического сканера с возможностью моделирования неисправностей.

Совет: При сборах в дальнее автопутешествие, обязательно возьмите с собой мультиметр. Прибор не займет много места, но может выручить вас в критической ситуации.

Проверка генератора не снимая с машины — видео инструкция

Поделиться с друзьями:

Источники: http://7vaz.ru/remont/proverit-generator.html, http://autospin.ru/threads/kak-proverit-generator-avtomobilya-svoimi-rukami.49/, http://obinstrumente.ru/elektronika/multimetr/kak-proverit-generator-multimetrom.html

ladafakt.ru

проверка генератора не снимая с машины, реле-регулятора, диодного моста

В автомашине имеются два источника питания — это аккумулятор и генератор. Первый питает электрическую цепь тогда, когда двигатель не работает. Второй — когда двигатель уже запущен. В этом случае аккумулятор переходит в режим потребителя электрического тока и пополняет истраченную энергию для запуска двигателя.

На практике довольно нередко встречаются неисправности того или иного источника питания. Проявляются они зачастую одинаково. Стартер отказывается раскручивать двигатель, в итоге мотор не запускается. При запущенном двигателе загорается контрольная лампочка на щитке приборов с иконкой аккумулятора. Она указывает, что появилась неисправность и батарея не заряжается.

Проверка генератора на машине

В первую очередь нужно посмотреть, цел ли ремень генератора. Если он не порван, тогда проверяется натяжение ремня. Затем очередь за аккумулятором. Тестером (мультиметром) замеряем напряжение на клеммах. Оно должно быть в районе 12−12,7 вольт. Если все нормально, запускаем двигатель. Если батарея разряжена, заряжаем и опять заводим мотор.

Замеряем напряжение на клеммах аккумуляторной батареи (АКБ). Оно должно быть в заданных пределах, обычно от 13,2 до 14,5 вольт. Но на современных автомобилях эти пределы могут отличаться. Если имеется руководство по эксплуатации, то можно ознакомиться с ним. Отклонение от заданных значений в любую сторону является неисправностью. Эти отклонения могут быть трёх видов:

  1. Отсутствие зарядного тока — генератор не работает.
  2. Зарядный ток есть, но ниже минимального значения​ — идёт недостаточный заряд АКБ.
  3. Напряжение выше максимального значения ​— перезаряд АКБ.

Все три случая говорят о существующей неисправности в системе электрического снабжения автомобиля. нужно провести комплексную проверку генератора.

Но перед этим проведите визуальный осмотр всех проводов и кабелей, которые идут от генератора к аккумулятору. Не должно быть видимых повреждений, обрывов и окислений электропроводки. Обязательно проверьте клеммы на аккумуляторе, стартере и генераторе. Они должны быть чистыми и сухими. Любые окисление, ржавчину и грязь надо почистить. Нередко это помогает восстановить утраченный контакт и автомобиль начинает работать, как положено. Если же это не помогло, приступаем к детальной проверке.

Использование мультиметра

Для дальнейшей проверки лучше снять генератор с автомобиля. В первую очередь снимите с генератора реле-регулятор и проверяем его. Для проверки стабилизатора напряжения понадобятся мультиметр и зарядное устройство с регулирующимся напряжением. Лучше будет вместо зарядного устройства использовать блок питания. Регулировки напряжения от 0 до 16 вольт будет вполне достаточно.

Плюс блока питания соедините с регулятором — обычно это штекерное соединение «папа». Минус цепляйте к минусу, он обычно выводится на ухо крепления реле. Красный провод тестера соедините с плюсовым проводом блока питания, чёрный — с минусом. К щёткам подсоедините два зачищенных провода, по одному на каждую. К другим предварительно зачищенным концам подсоединяется лампочка (ее можно на время проверки снять с задних фонарей автомобиля). Стенд для проверки готов.

Прозвонка реле-регулятора

Подключите к сети блок питания, осторожно ручкой регулятора начинайте поднимать напряжение. Одновременно с этим следите за показаниями мультиметра. Лампочка в самом начале не должна гореть, но по мере поднятия напряжения должна загореться, сначала в пол-накала и по мере прибавления яркость должна увеличиваться.

При достижении отметки в 14,5 вольт регулятор должен сработать, отсекая напряжение. Лампочка после этого должна потухнуть. Принято считать, что стабилизатор рабочий, если он отсекает ток на значениях от 14,2 до 14,8 вольт. Если же это происходит на более низких или более высоких показателях, то регулятор напряжения неисправен. А также реле неисправно, если отсечение тока отсутствует вовсе.

В случае неисправности реле меняем его на новое. Если же оно исправно, продолжаем проверку.

Как проверить генератор мультиметром

Диодный мост генератора можно проверить мультиметром, но также можно также воспользоваться стендом, которым проверяли регулятор.

Но перед этим, прежде всего, не снимая выпрямительный мост с генератора, подсоедините красный провод тестера к клемме 30 генератора, а чёрный провод — к корпусу. Режим работы тестера выставьте на прозвонку (иконка диода). Если его нет, то ставьте на 1−2 кОм. Мультиметр должен показывать бесконечность. Если показания другие, диодный мост неисправен.

Затем проверьте выпрямители тока на пробой. Положительный (красный) щуп оставьте на клемме 30, отрицательным коснитесь болтов крепления моста по очереди. Дисплей мультиметра во всех случаях должен выдавать бесконечность, любые другие означают пробой.

Далее положительный щуп подсоедините к болтам крепления моста, а отрицательный к корпусу генератора. В этом случае тестер также должен выдавать бесконечность.

Но на практике такой проверки чаще всего бывает недостаточно. В большинстве случаев требуется более детально прозвонить генератор.

Тщательная прозвонка

Для этого открутите крепёжные болты выпрямительного блока, отсоедините медные провода обмотки статора и снимите диодный мост с генератора. Теперь можно проверить индивидуально каждый полупроводник. Перед проверкой желательно промыть стабилизатор проточной водой, используя щётку средней жёсткости, а затем тщательно высушить. Для быстрой сушки вполне подойдёт фен для волос.

Один из щупов тестера закрепите на диодной пластине, второй подсоедините к центральному выводу каждого диода, закреплённого на этой пластине. Затем поменяйте щупы местами. В одном случае мультиметр должен показать бесконечность, в другом — номинальное сопротивление, равное примерно 570−590 Ом. Выпрямители считаются неисправными, если:

  • В первом и втором замере (когда сменили полярность) показания мультиметра одинаковы;
  • Сопротивление диодов больше или меньше номинальных значений.

Со второй пластиной диодного моста произведите те же действия. Если обнаружена неисправность одного или нескольких диодов, проще будет заменить выпрямительный блок целиком. Правда, попадаются умельцы, которые меняют вышедшие из строя диоды по отдельности, но такая работа требует определённого навыка и сноровки.

Проверка обмоток якоря и статора

При дальнейшей проверке требуется полностью разобрать генератор. В первую очередь визуально проверьте якорь. Кольца щёток не должны иметь почернений, сколов и износа беговых дорожек. Почернения и небольшой износ можно зачистить наждачной шкуркой-нулевкой. Кольца, имеющие глубокие канавки, нужно заменить или — если позволяет толщина колец — проточить на токарном станке.

Обмотка якоря не должна явно пахнуть гарью. Цвет обмотки должен быть однородным, не иметь повреждений и разрывов. Для проверки обмотки якоря на обрыв понадобится мультиметр. Выставьте режим работы на прозвонку или замер сопротивления и подсоедините щупы к щёточным кольцам. Сопротивление обмотки должно быть в пределах 3−5 Ом. Затем один щуп оставьте на кольце, другой соедините с корпусом. Дисплей мультиметра должен показать бесконечность.

Статор генератора диагностируется после извлечения из корпуса. В первую очередь проведите визуальный осмотр. Не должно быть видимых повреждений проволоки и её изоляции. Затем провод тестера соедините с корпусом статора. Вторым проводом коснитесь выводов по очереди. Их всего три. Тестер должен быть в режиме прозвонки. Если на дисплее бесконечность, то это говорит об исправности статора.

Дальнейшая проверка состоит в диагностике обмоток. Сопротивление всех трёх обмоток должно быть одинаковым.

Перед сборкой генератора нужно проверить и при необходимости заменить подшипники. При проворачивании они не должны подклинивать или издавать скрипящий звук. Это говорит о том, что они сильно изношены и вскоре они выйдут из строя. Поэтому их лучше сразу заменить.


tokar.guru

как проверить щетки, замена ремня

Генератор ВАЗ не только обеспечивает питанием все электрооборудование автомобиля, но и заряжает АКБ. Если выйдет из строя генераторная установка, вся нагрузка ляжет на батарею, но заряда батареи хватит в лучшем случае на час. Поэтому нужно следить за исправностью генератора. В статье рассматривается генераторный узел ВАЗа: принцип работы, характеристики, диагностика, неисправности, способы их устранения. Даются инструкции по самостоятельной замене ремня, подшипников и щеток.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Технические характеристики и принцип работы генераторной установки на ВАЗах

Генераторная установка превращает механическую энергию вращения в электрический ток. На вазовских моделях установлен трехфазный динамический агрегат. Устанавливаются два генератора на ВАЗ: Г222 и 37.3701. Хотя системы электроснабжения у разных моделей ВАЗ могут отличаться, в целом, конструкции и принцип действия генераторов идентичны.

Генераторная установка состоит корпуса с двумя крышками. Внутри находится сердечник статора. В крышках смонтированы подшипники, на которых вращается ротор. На переднем конце вала ротора есть крепление для вентилятора. Перед задним подшипником на заднем конце установлены контактные кольца, выводы которых соединены обмоткой возбуждения.

К задней крышке изнутри прикреплен выпрямитель, представляющий собой шесть диодов, которые запрессованы по три штуки в алюминиевые шины. Одна из шин соединена с выводным болтом «30» генератора, а вторая с массой.

К контактным кольцам с помощью пружин прижаты токоснимающие щетки. Регулятор напряжения крепится к щеткодержательному узлу. Между клеммой «30» и регулятором вмонтирован конденсатор.

Схема подключения генератора ВАЗ

Принцип работы генераторных установок похож. После поворота ключа зажигания в замке ток от АКБ через щеточный узел поступает на обмотку возбуждения, в этом момент в роторе создается магнитное поле. Через ременную передачу вращения коленвала передаются на вал ротора. Благодаря магнитному полю ротора, проходящему через обмотки статора, на их выводах появляется переменный ток. Когда достигаются необходимые обороты, питание обмотки возбуждения осуществляется от установки, которая переходит в режим самовозбуждения.

Выпрямительный блок преобразовывает переменный ток в постоянный, от которого питаются энергией потребители, а также, заряжается аккумуляторная батарея. Регулятор напряжения генератора ВАЗ начинает функционировать при изменении частоты вращения вала или нагрузки. Его задача поддерживать в сети стабильное напряжение. Если генераторная установка не справляется с нагрузкой, подключается аккумуляторная батарея. О состоянии генераторного узла можно судить по контрольной лампочке, которая находится на панели приборов.

Генератор на классику имеет следующие характеристики:

  • КПД;
  • номинальные ток и напряжение;
  • передаточное отношение.

Значения параметров отличаются для различных моделей. Например, номинальный ток для Г222 составляет 45 А, а для 37.3701 – 55 А. Номинальное напряжение — 13,2-14,7 В.

Особенности обслуживания и диагностика узла

Обслуживание генераторного узла состоит в:

  • проверке надежности соединений проводов;
  • проверке креплений генераторного узла к силовому агрегату;
  • очистке корпуса от загрязнений;
  • проверка натяжки и состояния ременной передачи;
  • проверке, в каком состоянии находятся подшипники и щетки генератора ВАЗ.

Для самостоятельного обслуживания не нужны специальные знания. Важно знать, как проверить генератор ВАЗ как устранить основные неисправности. Этого будет достаточно, пока не появятся серьезные проблемы.

Ремень проверяется на прогиб. При усилии 10 кг, он должен прогибаться 10–15 мм. Проверка генератора ВАЗ выполняется по контрольной лампочке. После запуска мотора, она гаснет, что свидетельствует об исправности агрегата. Если же лампочка горит при работающем двигателе, это говорить о слабом натяжении ремня, неисправности в электросети либо генераторного узла.

Прежде чем снимать агрегат, следует провести предварительную диагностику, проверив натяжение ремня, исправность предохранителей. Контрольная лампа может гореть при повреждении проводки или неисправности в панели приборов.

Возможные неисправности и способы их устранения

Генераторная установка – это электромеханическое устройство, поэтому возможны поломки как механического, так и электрического характера.

Основные неисправности:

  • ослабление или обрыв ремня;
  • износ щеток;
  • неисправен диодный мост генератора ВАЗ;
  • поломан регулятор напряжения;
  • перегорели предохранители;
  • нарушение в электрической сети;
  • повреждение проводки;
  • окисление контактов;
  • плохие контакты;
  • износ подшипников.

Если износились детали или вышли из строя, их нужно заменить. Проводка проверяется на целостность путем прозвона участков сети. Оборванные провода заменяются целыми. Окислившиеся контакты и клеммы необходимо зачистить. Во время диагностики следует проверить качество креплений. Если ослаблен ремень, его нужно подтянуть либо заменить.

Если на ВАЗ ремонт генератора невозможен, придется его заменить. Можно установить генератор на ВАЗ от иномарки, если он подходит по параметрам.

Процедура замены щеток

Замена щеток похожа для разных моделей ВАЗ, но имеются отличия. Рассмотрим процедуру замены щеток на ВАЗ 2110. Для проведения работ понадобиться набор инструментов. Процедура будет состоять из двух этапов: снятия генераторного узла и замены щеток. Ремонт лучше проводить на смотровой яме.

Демонтаж генераторной установки:

  1. Отключить отрицательную клемму от АКБ.
  2. Выкрутить болты крепления и снять защиту картера.
  3. Ослабить сверху и снизу крепежные болты генератора.
  4. Открутить регулировочный болт и снять приводной ремень.
  5. Отсоединить клемму от выхода Д.
  6. Снять резиновый чехол.
  7. Открутив гайку крепления, отсоединить штекер от болта с контактами.
  8. Выкрутить крепеж сверху и снизу генератора.
  9. Далее нужно снять втулку ротора и натяжную планку.
  10. Выкрутив оставшийся болт крепления, можно снимать агрегат.

Для замены щеток лучше простелить под узлом ткань.

Замена состоит из последовательности следующих шагов:

  1. Снятый узел устанавливается шкивом вниз.
  2. Плоской отверткой поддеваются пружинистые держатели и отстегиваются.
  3. Теперь можно демонтировать крышку устройства.
  4. Крестовой отверткой откручиваются винты крепления щеточного узла.
  5. Снимаем щеткодержатель, отключив от него клемму.
  6. На болте контактов откручиваем гайку.
  7. Снимаем пружинистые шайбы.
  8. Отсоединяем провод конденсатора и откручиваем винт.
  9. Перед заменой нужно замерить высоту щеток.
  10. Установив щетки, собираем установку в обратном порядке.

После окончания работ, нужно завести двигатель и проверить работу генераторного узла.

Нюансы замены ремня

Ремень генератора меняется либо по регламенту, либо при обрыве, либо при обнаружении дефектов (трещины, обтрепанные края, следы рабочих жидкостей и др.)

Процедура состоит из шагов:

  1. Перед работой отключается отрицательная клемма на АКБ.
  2. Далее нужно с помощью ключа на 13 ослабить гайку, благодаря которой крепится генераторный узел к установочной планке.
  3. Теперь можно окрутить регулировочный винт ключом на «10», чтобы ослабить натяжение привода.
  4. Сдвинув агрегат в сторону мотора, можно снимать ремень.
  5. Далее надеваем новый ремень и выполняем регулировки натяжения с помощью регулировочного винта.
  6. На последнем этапе выполняется обратная сборка.

Фотогалерея

Как поменять подшипники самостоятельно?

Для того, чтобы заменить подшипники, нужно снять генератор, как и в случае замены щеток, и выполнить разборку генераторной установки.

Замена подшипников выполняется по следующему алгоритму:

  1. Снимаем заднюю защитную крышку с генераторного узла.
  2. С отверткой выкручиваем крепежные болты щеточного узла и регулятора напряжения.
  3. Далее снимаем шкив генератора ВАЗ и зажимаем его в тиски.
  4. Любым подходящим ключом откручиваем гайку на шкиве.
  5. Далее снимаем шайбу, откручиваем болты крепления и разбираем корпус агрегата. При этом следует пометить маркером положение половинок корпуса, чтобы правильно провести сборку.
  6. Теперь снимаем защитный кожух и передний подшипник генератора ВАЗ. При этом стал доступен якорь.
  7. На следующем этапе спрессовываем задний подшипник либо специальным съемником, либо с помощью двух рожковых ключей.
  8. Далее впрессовываем элемент качения из крышки генераторного узла.
  9. Затем берем молоток, оправку под размер подшипника и выбиваем его.
  10. Перед установкой новых деталей, следует почистить от загрязнений посадочные места, смазать литолом подшипники.
  11. Далее запрессовываем задний и передний подшипники и производим сборку в обратном порядке.

На этом процесс замены шароподшипников окончен.

Для того, чтобы генератор не подвел в пути, нужно выполнять элементарное обслуживание, проводить диагностику и вовремя устранять обнаруженные неисправности. Это продлит срок службы не только генераторного узла, но всего автомобиля.

 Загрузка …

Видео «Замена приводного ремня генераторной установки»

Как поменять ремень генератора ВАЗ, рассказывается в этом ролике (автор видео — В гараже у Сандро).

avtozam.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о