Газ 66 по – ГАЗ-66: технические характеристики
ГАЗ-66 / Шишига. Описание, характеристики, история, фото, видео.
ГАЗ-66 «Шишига». Подборка-1
ГАЗ-66 «Шишига». Подборка-2
Обзор грузовика ГАЗ-66 «Шишига»
Грузовик ГАЗ-66 «Шишига»-советско/российский полноприводный грузовой автомобиль созданный на базе ГАЗ-62 и ГАЗ-63. Грузовик имеет колесную формулу 4х4 с грузоподъёмностью в 2000 кг. Причиной появления «Шишиги» стали военные, которые отметили, что ГАЗ-63 имеет малая площадь грузового отсека, так же двигатель для уменьшения габаритов авто должен располагаться под кабиной. Данные замечания были исправлены в новом ГАЗ-66. При такой компоновки вес практически имеет равномерное распределение веса по колесам при минимальных габаритах грузовика. Обслуживание двигателя происходит при откидывании кабины. Так же значительно возросла проходимость грузовика.
Откуда название «Шишига? Есть две версии названия ГАЗ-66. По первой версии две «66» созвучны «шесть-шесть» «шишига». По второй версии название пришло из русского народно фольклора, где
В ГАЗ-66 были вылощены самые передовые конструкторские мечты того времени. На «шишиге» была использована гипоидная передача мостов, цельнометаллическая кабина, обыватель лобового стекла, самоблокирующийся дифференциал моста. Новые грузовик 4х4 превратился в настоящий вездеход с его феноменальной проходимостью для грузового автомобиля. Так его предшественник мог передвигаться по 45-см снегу, то «Шишига» мог уже передвигаться в 80-сантиметровом снежном покрове. Повысилась проходимость на сыпучих грунтах, так как автомобиль имел систему автоподкачик колес, которая могла увеличивать площадь протектора колес на грунт. Для примера сыпучем грунте ГАЗ-66 мог въезжать на горы под углом в 22°, в то время как ГАЗ-63 буксовал при 4° уклоне. На твердом грунте ГАЗ-66мог влезать под уклоном 37°, а ГАЗ-63 22°. Дополнительным аргументом в покорении бездорожья для ГАЗ-66 стала лебедка и самоблокирующийся дифференциал. С повышением проходимости повысилась безопасность заноса опрокидывания с 44 км/ч (ГАЗ-63) до 65км/ч (ГАЗ-66). Характеристик по проходимости были достигнуты не только благодаря размещения кабины и распределения веса, а также за счет увеличения колеи до 1780-мм (ГАЗ-66) против 1588-мм (ГАЗ-63) передних колес и 1750-мм (ГАЗ-66) против 1600-мм (ГАЗ-63).
Откидная кабина «заточена» под военных. Так что особым комфортом для водителя и одного пассажира не отличалась. Водитель и пассажир имели унифицированные сидения, обтянутые кожзаменителем. Рядом с сидениями пассажира и водителя имелись кронштейны под автомат Калашникова. Для езды в ночное время без освещения фар водители использовали ПНВ-57В. Для отдыха в кабине имеется брезентовый гамак подвешивающийся на четыре крючка. Автомобили оснащали 115 двигателями ЗМЗ-53 с рабочим объемом 4,254-литра. Двигатель позволял разгонят автомобиль до 90 км\ч по шоссе. Колесная формула 4х4 имеет отключаемый передний мост, при отключении переднего моста управляемость и таговитость грузовика заметно снижались. Причиной падения характеристик по одном заднем мосте стала, что большая тяговая нагрузка ложилась на передний мост. Из-за большей нагрузки на передние колеса потребовались тормоза с двумя тормозными дисками. Имеется гидроуселитель руля.
В армии на базе ГАЗ-66 создано много автомобилей военного назначения: перевязочные, мастерские, заряжающие машины, аэродромного обеспечения, бензовозы, командные кунги, радиостанции и т.п. Часто «Шишига» используется в качестве тягча для пушек и крупнокалиберных минометов. В наше время часто можно встретить фото и видео ГАЗ-66 в кузове, которого расположена зенитная пушка ЗУ-23-2 или автоматический миномётом 2Б9 «Василек». Так же на базе ГАЗ-66 был создан десантный вариант ГАЗ-66Б со складной кабиной. В армию поступали ГАЗ-66 с экранированным электрооборудованием для установки на эти грузовики радиостанций и другого точного электрооборудования.
Большой популярность ГАЗ-66 получил и среди гражданских грузовиков различного назначения: ямобуры, кунги, автовышки, пожарные машины, бензовозы, пассажирские и т.п. В 1967 году на международной сельскохозяйственной выставке «Шишига» была удостоена золотой медали на выставке в г. Лейпциге ГДР. А в апреле 1969 «Шишига» получила государственный Знак Качества.
Горьковский автомобильный Завод с июля 1964 по июль 1999 года выпустил 965 941 грузовиков ГАЗ-66 различных модификаций. Производство ГАЗ-66 было заменено производством ГАЗ-3308 «Садко». Замена на «Садко» связано с тенденцией, что грузовики должны иметь дизельный двигатель, которые мощней и экономичней в данном классе авто. Среди военных считается, что грузовик с передним расположением двигателя более безопасней для водителя при наезде на мину, так как колеса расположено дальше от водителя. Среди владельцев авто имеет положительные отзывы за надежность, цены на запчасти, проходимость. К минусам владельцы авто относят «прожорливость» 30-50 литров по пересечённой местности, малая крейсерская скорость в 60-70 км\ч, не приспособлена для дальних поездок, неудобная расположенный рычаг КПП.
Модификации ГАЗ-66
- ГАЗ-66-1 (1964—1968) — первые грузовики без системы подкачки шин
- ГАЗ-66А (1964—1968) — наличие лебедки
- ГАЗ-34 — грузовик на без ГАЗ-66 с колесной формулой 6х6 ФОТО
- ГАЗ-66Б (с 1966) — десантный вариант со складной крышей
- ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с регулировкой мощности КПП ФОТО
- ГАЗ-66П –опытный образец седельного тягача ФОТО
- ГАЗ-66Э (1964—1968) — экранированное оборудование
- ГАЗ-66-01 (1968—1985) — модель с центральной подкачкой шин
- ГАЗ-66-02 (1968—1985) — наличие лебёдкой
- ГАЗ-66-03 (1964—1968) — экранированное оборудование
- ГАЗ-66-04 (1968—1985) — экранированное оборудование
- ГАЗ-66-05 (1968—1985) — экранированное оборудование, наличие лебедки
- ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная вариант
- ГАЗ-66-12 (1985—1996) — наличие лебедки
- ГАЗ-66-14 (1985—1996) — экранированное оборудование
- ГАЗ-66-15 (1985—1996) — экранированное оборудование, наличие лебедки
- ГАЗ-66-16 (1991—1993) —с двигателем ЗМЗ-513.10, грузоподъемность 2,3 тонны
- ГАЗ-66-21 (1993—1995) — двойные задние колеса для народного хозяйства, грузоподъемность 3,5 т.
- ГАЗ-66-31 — самосвальное шасси ФОТО
- ГАЗ-66-41 (1992—1995) — дизель ГАЗ-544
- ГАЗ-66-40 (1995—1999) — турбодизель ГАЗ-5441
- ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северный вариант
- ГАЗ-66-96 — вахтовый автобус ФОТО
Экспортные модификации ГАЗ-66
- ГАЗ-66-51 (1968—1985)
- ГАЗ-66-52 (1968—1985) — наличие лебедки
- ГАЗ-66-81 (1985—1995) — экспортный вариант для теплых стран
- ГАЗ-66-91 (1985—1995) — экспортный вариант для теплых стран
Специализированные модификации ГАЗ-66
- АП-2 — автоперевязочная, предназначена для оказания первой медицинской помощи для военных ФОТО
- АС-66 — санитарный вариант, для эвакуации и перевозки раненых.
- ДДА-66 — дезинфекционно-душевая установка, предназначена для профилактики военных и гражданских во время биологических и химических угрозах ФОТО-1, ФОТО-2
- ДПП-40 — десантируемый понтонный парк, предназначен для наведения понтонных мостов через реки ФОТО-1, ФОТО-2
- ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты»
- МЗ-66 — маслозаправщик ФОТО
- Р-125 — командно-штабная машина.
- Р-142 — командно-штабная машина.
- 3902, 3903, 39021, 39031 — автомастерская
- 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники
- ГАЗ-САЗ-3511 — сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31, сборка в г. Саранск
- ГАЗ-КАЗ-3511 — сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31, сборка в г. Бишкек
Автобусы на базе ГАЗ-66
- НЗАС-3964, Волгарь-39461 — комфортные вахтовые автобусы
- АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 года выпущено около 8000 экземпляров. ФОТО
- ПАЗ-3201, полноприводный вариант ПАЗ-672. ФОТО
- ПАЗ-3206, полноприводный вариант ПАЗ-3205. ФОТО
- на базе ГАЗ-66-04 с 1967 года и до середины 70-х годов серийно выпускался специальный армейский автобус 38АС, полноприводный вариант, приспособлен для десантирования с самолетов. ФОТО
Колесная формула | 4х4, отключаемый передний мост |
Двигатель | ЗМЗ-06, V-8, карбюраторный |
Объем двигателя | 4,25 литра |
Мощность | 115 л/с при 3200 об/мин |
Топливо | А-72, А-76, А-80 |
Объем бака | 105х2 бака |
КПП | 4-ех ступенчатая, механика |
Габариты | 5655х2342х1860-перейти по ссылке |
Колесная база | 3300 мм |
Клиренс | 315 мм |
Снаряженная масса | 3650 кг |
Грузоподъемность | 2000 кг |
Масса буксируемого прицепа | 2000 кг |
Снаряженная максимальная масса | 5940 кг |
Максимальная скорость | 85-90 км/час |
Запас хода | 850 км |
Расход топлива | 31,5 литра на 100 км, 40 смешанный |
Встречаться так же форсированный движок ЗМЗ—41 объемом 5,53 литра на 140 л.с. Так же дизельный ГАЗ-544 на 85 л.с. и турбодиздель 115 л.с.
war-time.ru
ГАЗ-66 — история легендарного автомобиля
ГАЗ-66ГАЗ-66 — легендарный советский грузовой внедорожник. Приличная грузоподъемность, полноценный полный привод, неприхотливость и широкие возможности по модернизации — всё это сделало его очень популярным начиная с 1960х годов. И по сей день шестьдесят шестой остаётся востребованным в армии, научно-полевых изысканиях, туризме и путешествиях.
ГАЗ-66 — история создания или с чего всё начиналось
ГАЗ-66Впервые этот тяжелый и многофункциональный внедорожник предстал перед публикой в 1962-м году. Грубо говоря, это была не сделанная с нуля модель, а очередная хорошая модификация менее популярного ГАЗ-62. Тот уже изжил своё и требовал адекватной замены. Между 62-м и 66-м какое-то время выпускали ГАЗ-63, но он тоже не снискал популярности. Его окончательно прекратили выпускать в 1968-м. Что же касается конкретно ГАЗ-66, то к 1964-му году его официально запустили в серийное производство. На то время это был маленький прорыв — на замену устаревшим грузовикам пришел новый, сравнительно небольшой внедорожник с отличными данными. И, хотя первые модели были далеки от совершенства, он всё равно стал очень распространенным.
Постепенно шестьдесят шестой дорабатывался, выходили новые его разновидности, допиливался функционал. Так, в 1968-м году он стал массово комплектоваться системой регулировки воздуха в шинах (которая оказалась настолько живучей, что до сих пор работает на большинстве стареньких подержанных 66х). Примерно в эти же годы ГАЗ-66 презентовали на Московской выставке современной техники, где он получил самый главный приз (что само по себе уже является хорошим показателем актуальности и интересности модели на тот момент). Выставлялся 66й и за рубежом. Например, в Лейпциге он смог получить «золотую» награду за свои выдающиеся грузовые и внедорожные качества.
ГАЗ-66В 1969-м ГАЗ-66 удостоился национального Знака Качества и после этого начался его интенсивный экспорт практически во все социалистические страны. Серийный выпуск становился всё более массовым и грузовик стал верным спутникам самых разных категорий общества. Особенно популярным его признавали, что естественно, в армии и в сельском хозяйстве. Полноприводный советский грузовик даже официально приняли на вооружение в армию (и до сих пор во многих бывших социалистических странах и республиках СССР он стоит на балансе вооруженных сил).
Выпускать ГАЗ-66 прекратили в 1995-м году, сменив его на менее популярную, но достаточно распространенную машину типа ГАЗ-3308 «Садко». Выпускались единичные модели и партии по спецзаказам, но в 1999-м году сделали самый последний официальный грузовик. Согласно статистике, всего на автозаводе было выпущено 965 тысяч ГАЗ-66.
ГАЗ-66 — характеристики и описание
ГАЗ-66ГАЗ-66 был сделан для использования на бездорожье в тех условиях, где другая техника работать не могла или же была не столь эффективна. Грузовик имеет повышенную проходимость, самоблокирующиеся дифференциалы в обеих мостах, а также функцию регулирования шинного давления. Интересной особенностью внедорожника является и практически идеальная сбалансированность — благодаря грамотно распределенному центру тяжести нагрузка на переднюю и заднюю части авто почти одинаковая. К некоторым минусам внедорожника можно отнести то, что кабина расположена прямо над передними шасси и объем её достаточно мал — особо не развернуться. Хотя грузовик от этого несколько выиграл — стал достаточно компактным. Но чтобы получить доступ к моторному отсеку, кабину нужно откидывать. Изначально на двигатель монтировался защитный не снимаемый кожух и нужно было избегать общих перегрузок по весу из-за одинарных рессор.
Также, с завода автомобили шли с брезентовой койкой, которая вешалась в кабине как гамак. Для одного человека получалось универсальное место для отдыха — всяко лучше, чем спать на сиденьях.
Какие версии ГАЗ-66 вообще выпускались
ГАЗ-66За время выпуска придумали множество модификаций этого универсального внедорожного грузовичка. Известно о 14-ти версиях авто с теми или иными модулями, а также о нескольких серийно выпускаемых специальных автомобилях определенного назначения:
ГАЗ-66-1 — самая первая версия грузовика. Выпуск закончился через несколько лет после начала — в 1968-м. Примечательная особенность — функции регулировки воздуха в покрышках не имела;
ГАЗ-66А — первая модель, выпускаемая с лебедкой с завода;
ГАЗ-66Б — модификация для десантников, сделанная для спуска с парашюта. Имела откидную раму лобового стекла, а также меняющуюся рулевую колонку и складывающуюся крышу;
ГАЗ-66Д — эта версия комплектовалась коробкой отбора мощности;
ГАЗ-66П — выпускалась недолго, представляя собой крупный тягач опытного образца;
ГАЗ-66Э — интересная модель, в которой всё электрооборудование было сделано экранированным. Но её быстро перестали производить — в 1968-м выпущен последний грузовой внедорожник такого типа;
ГАЗ-66-01 — основной вариант автомобиля, оснащенный функцией регулировки давления в покрышках;
ГАЗ-66-02 — тоже самое, что предыдущий вариант, но уже с заводской лебедкой;
ГАЗ-66-03 — тоже самое, что и 01 с 02 вариантами, но еще и с экранированным электронным оборудованием;
ГАЗ-66-04 — эта версия включала в себя всё тоже, что и предыдущие, но имела экранированные колеса;
ГАЗ-66-05 была моделью с лебедкой и экранированием электрического оборудования;
ГАЗ-66-11 — существенно усовершенствованная оригинальная версия внедорожника, но без каких-то новых модулей;
ГАЗ-66-12 — еще один улучшенный вариант базового модификации, но с лебедкой;
ГАЗ-66-14 — один из наиболее полных вариантов, включающий в себя всё.
Это были перечислены те модели, которые предлагались для использования в СССР. Разрабатывались и специальные модели ГАЗ-66 на экспорт — это 66-51, 66-52, 66-81 и 66-91.
ГАЗ-66Стоит вспомнить и специализированные варианты этого легендарного грузовика — их затачивали под более эффективное выполнение определенных задач:
АС-66АП-2 — тоже санитарная модель, но уже главная в группе. Что-то вроде медштаба;
ДДА-2 — душевой агрегат с дезинфекцией. Интересный вариант, предназначенный для работ в зонах с радиоактивным заражением;
ГЗСА-731 — специализированные полноприводные фургоны для развоза почты, хлеба и лекарств. Делали для использования в городах, но широкого распространения машина не получила;
Р-142 — командно-штабная модификация с полным оснащением всем необходимым;
МЗ-66 — маслозаправочный внедорожник, используемый больше военными в специфичных целях.
Что же касается технических характеристик, то они были достаточно неплохими. Во-первых, автомобиль был компактным, что для грузового внедорожника всегда было плюсом. Во-вторых, при клиренсе по умолчанию в 315мм автомобиль показывал чудеса проходимости, что и обеспечило ему такую распространенность в определенных кругах. А грузоподъемность в 2 тонны лишь подчеркнула тот факт, что внедорожник был многоцелевым и прекрасно справляться как с военными, как с исследовательскими, так и с гражданскими задачами.
Заводская версия ГАЗ-66 может преодолевать броды глубиной до 0,8 метра и развивать максимальную скорость до 90 км/ч. До 60 км/ч автомобиль разгоняется за 30 секунд. По паспорту значится, что внедорожный грузовик может преодолевать подъемы до 31 градуса.
ГАЗ-66Постепенно, по мере развития, модель становилась всё более устойчивой и удобной в управлении. Как уже было выше сказано, у грузовика был очень хорошо расположенный центр тяжести, что обеспечивало его возможностью преодолевать самые разные препятствия относительно безопасно. Сугробы под 80 сантиметров были для внедорожника не преградой, как и небольшие броды. Что же касается расхода, то с завода авто потребляло 20 литров на 100 километров. Изначально автомобиль заправлялся 72-м, 76-м и 80-м топливом. При объеме бака в 210 литров это обеспечило его достаточно хорошим запасом для путешествий и поездок на дальние расстояния.
ГАЗ-66 оборудовался четырехтактным агрегатом типа V8 с обычным жидким охлаждением. Это был небольшой мотор, который от своих современников отличался целым набором интересных и даже уникальных фишек. Двигатель имел объем 4,25 литра и мог развивать мощность до 117 л.с. Чуть позже, уже в 90х, выпустили дизельный мотор на 84 л.с. А еще позже начали делать не очень распространенные турбированные дизеля мощностью в 114 л.с.
ГАЗ-66Что касается коробки передач, то это механика на 4 скорости. У неё немного необычное расположение — сзади и как бы справа от водительского места, поэтому управление требует некоторого опыта и с непривычки кажется очень неудобным. Помимо обычной КПП грузовик оснащен ведущими мостами гиподного типа и раздаткой на 2 ступени. Тормоза у ГАЗ-66 барабанные по кругу, для усиления используется гидровакуумная установка.
Где применялся ГАЗ-66
Изначально этот грузовой советский внедорожник был предназначен для военных, но быстро разошелся для различных нужд по всей стране. Его активно эксплуатировали в исследовательских и строительных целях, в горном деле (добыча полезных ископаемых), использовали для путешествий и активного туризма. Автомобиль зарекомендовал себя как крайне выносливый и неприхотливый, поэтому успешно эксплуатировался даже в сложных и экстремальных условиях. Модификаций было настолько много, что каждая сфера смогла приспособить этот внедорожник под себя. Согласно статистике, между 60 и 80-ми годами ГАЗ-66 использовался практически повсеместно и везде. Особенно успешным его применение было в сельскохозяйственной местности, так как у фермеров до него не было ничего аналогичного по характеристикам.
ГАЗ-66Базовая версия грузовика была универсальной — она комплектовалась обыкновенным кузовом из металла с откидными боковыми скамейками. Для защиты использовался обычный тент. Кабина была тоже сделана из металла и в ней было место всего для двух кресел — пассажирского и водительского. Как уже упоминалось выше, в салоне было место для организации гамака. Благодаря ограниченному пространству, в кабине зимой было довольно тепло (чему способствовал и двигатель, расположенный прямо под ней).
Поскольку производство легендарного ГАЗ-66 завершилось в конце прошлого века (1999й год), сейчас найти новый автомобиль затруднительно. Но масса модификаций до сих пор находится на консервации в военных частях, многие из которых периодически снимаются, списываются и продаются. Предлагаются как версии с КУНГами, так и обыкновенные бортовые. Цены разные, но подержанный грузовик можно купить по вполне сходной стоимости. Привести его в порядок выйдет не очень дорого, но вот сделать из него походный вариант для дальних путешествий с комфортом — тут бюджет нужен практически неограниченный. Хотя стоит напомнить, что даже в базовом варианте этот автомобиль — весьма достойны и, оборудовав жилой КУНГ, можно смело отправляться на встречу приключениям!
Похожие записи
azov-off-road.com.ua
Обзор модели ГАЗ 66
История
Закончившаяся в 1945 году Вторая мировая война и произошедшая вслед за ней Корейская война (1950 — 1953 гг.) наглядно показали все достоинства воздушно-десантных войск. Для нужд десантных подразделений в ведущих странах мира началась разработка специальной техники и вооружения. Не стал исключением и Советский Союз.
Для нужд ВДВ на заводе ГАЗ в г. Горьком был создан компактный авиадесантируемый грузовик ГАЗ 62, мелкосерийное производство которого было запущено в 1959 г. и продолжалось до 1962 г. Всего было выпущено менее сотни этих автомобилей. Основным недостатком ГАЗ-62 явилась его недостаточная надёжность. Так же сказалась его небольшая грузоподъёмность — чуть более 1 тонны. Всё это поставило крест на его военной карьере.
На базе ГАЗ-62 началась разработка нового грузовика для армейских нужд. Первый опытный образец 2-х тонного авиадесантируемого грузовика ГАЗ 66 был представлен заводской комиссии уже в 1962 году. На автомобиле впервые среди серийных советских грузовиков были установлены вакуумный усилитель тормозов, гидроусилитель руля, полностью металлический кузов, омыватели лобового стекла. Среди прочих особенностей — размещение двигателя под кабиной. Бескапотная схема позволила увеличить длину грузового кузова, не увеличивая при этом общей длины грузовика.
После ряда доработок ГАЗ 66 был запущен в производство летом 1964 года. Благодаря своей неприхотливости и отличной проходимости, автомобиль нашёл широкое применение не только в армии, но и в народном хозяйстве — в сельской и лесной местности. Геологические, географические, топографические и иные научные экспедиции так же невозможно было представить без этого неприхотливого вездехода.
Грузовик не раз удостаивался наград на всевозможных автомобильных выставках как в СССР, так и за рубежом. Данная модель экспортировалась в десятки стран по всему миру начиная с 1968 г. и вплоть до окончания выпуска в 1999 году. Для экспортных целей было создано 4 модификации, от тропического исполнения до северного.
ГАЗ 66 на военной службе
Основным предназначением горьковского вездехода была служба в частях Советской армии и Погранвойск КГБ СССР. В связи с необходимостью авиадесантирования конструкция автомобиля максимально сбалансирована. Центр тяжести располагался ровно посередине грузовика, в результате чего, при выброске с парашютом, автомобиль приземлялся, подобно кошке, на все четыре «лапы». Это значительно уменьшало вероятность повреждения подвески и ходовой части при «жёсткой посадке».
Великолепная проходимость была достигнута благодаря укороченной базе, самоблокирующимся дифференциалам мостов, регулируемому давлению в шинах. Кроме этого, перенос запасного колеса из-под кузова за кабину, увеличил клиренс без поднятия платформы. Шасси ГАЗ 66 послужило для установки на нём всевозможного вооружения — от пулемётных установок и миномётов, до реактивных систем залпового огня и противотанковых орудий. Многие из подобных «конверсий» производились полу кустарно — в армейских мастерских или прямо в поле, силами личного состава (особенно эта тенденция распространена в зонах военных конфликтов — начиная от Арабо-Израильских войн и заканчивая войной в Донбассе).
Однако, бескапотная схема расположения кабины имела и ряд отрицательных моментов. Главный из них — как показал опыт использования машины в Афганской и Первой чеченской войнах — малый внутренний объём кабины и расположение колеса прямо под ней приводили к тяжёлым последствиям для экипажа при подрыве на минах. Процент гибели при наезде на мину среди водителей ГАЗ 66 был в двое выше, чем у водителей тех же Уралов или ЗИЛ 131. Вследствие этого, уже с окончанием Афганской войны начались поиски замены, и с 1997 года в Российскую армию начались поставки нового капотного полноприводного грузовика ГАЗ «Садко».
Летом 1999 года с заводского конвейера сошёл последний представитель этого легендарного семейства. Всего с 1964 по 1999 гг. было выпущено около миллиона грузовиков ГАЗ 66 в различных модификациях. Несмотря на его официальное снятие с вооружения, он до сих пор широко применяется в Российской армии. В частности, благодаря своей компактности, используются на авианосце «Адмирал Кузнецов» в качестве авиационных тягачей.
Модификации
За тридцатипятилетний срок производства были выпущены десятки версий ГАЗовского вездехода. Среди них базовые модификации, экспортные, специальные и автобусы высокой проходимости.
Рассмотрим основные и наиболее интересные из них.
Базовые:
ГАЗ 66-1 (1964 – 1968 гг.) Модель первого выпуска. Не имела централизованной регулировки давления шин и лебёдки.
ГАЗ 66А (1964 – 1968 гг.) Модификация, на которой впервые появилась лебёдка.
ГАЗ 66-01 (1968 – 1985 гг.) Первая модификация, на которой устанавливалась система регулировки давления шин.
ГАЗ 66-11 (1985 – 1996 гг.) Модернизированная модификация. Получила новую световую оптику, более мощный двигатель, улучшенную тормозную систему. Грузоподъёмность увеличена до 4 т.
ГАЗ 66-21 (1993 – 1995 гг.) Вариант для сельского хозяйства. Имел двускатные задние мосты и полностью деревянный кузов.
Специальные модификации:
ГАЗ 66-31. Полноприводное шасси для самосвалов, грузоподъёмностью до 3,5 т. На их основе в Саранске (Мордовия) собирались самосвалы ГАЗ-САЗ, а в Бишкеке (Кыргызстан) — самосвалы ГАЗ-КАЗ.
ГАЗ 3902, 3903. Передвижные автомастерские для сельскохозяйственной техники.
Так же на базе ГАЗ — 66 выпускались «скорые помощи», другие передвижные медицинские машины и автофургоны для использования в сельской местности.
Армейские варианты:
ГАЗ 66Б (1966 – 90-е гг.) Десантная модификация со складывающейся кабиной. Имеет телескопически выдвижной руль, складывающиеся во внутрь остекление кабины и снимающимся брезентовым верхом. Данная модель являлась многоцелевой — использовалась для перевозки десанта со снаряжением, как командно-штабная машина, в качестве бензовоза, водовоза, как платформа для зенитных и артиллерийских установок и т.д.
Р-142. Командно-штабная машина на базе ГАЗ 66. Оснащена коротковолновыми и ультракоротковолновыми радиостанциями. В Советской/Российской армии использовалась в вариантах «Деймос-Н» (общевойсковая) и «Деймос-Д» (десантный вариант).
АС-66. Санитарная машина для эвакуации раненых в госпиталь.
АП-2. Санитарная машина — автоперевязочная. Состояла в штате полковых медпунктов.
МЗ-66. Маслозаправщик для военной техники.
ДДА-66. Машина для дезинфекции, дезинсекции и санитарно-гигиенической обработки имущества и личного состава.
Кроме этих модификаций был создан ряд опытных образцов, таких как трехосный полноприводный ГАЗ-34 и седельный тягач ГАЗ-66П.
Технические характеристики
Двигатель – V-образная «восьмёрка» объёмом 4,3 л — выдаёт мощность 120 л.с. (на поздних вариантах заменялся турбодизелем). Скорость по шоссе — до 90 км/ч. МКПП четырёхступенчатая. Марки потребляемого бензина АИ-76, -78, -80. Общая ёмкость двух бензобаков — 210 литров, что позволяет проехать на одной заправке до 800 км.
ГАЗ 66 за время своей эксплуатации в армейских частях и народном хозяйстве как СССР, так и многих зарубежных стран, заработал добрую славу. Он заслуженно стал одной из легенд советской автомобильной промышленности.
carrrsmag.com
ГАЗ-66Б / Десантный . Описание, характеристики, история, фото, видео.
Основная статья про ГАЗ-66 по ссылке
Грузовик ГАЗ-66Б спроектирован специально для ВДВ-поэтому и называется «Десантным». Принято считать, что ГАЗ-66Б является модификацией ГАЗ-66, а на самом деле ГАЗ-66Б является спецкомплектацией автомашины. Так автомобиль имел складное ветровое стекло с брезентовой крышей вместо стальной, снимаемые стекла дверей и разъемная рулевая колонка. Использование складной кабины стала причина отсутствие грузовых самолетов в которые мог влезть ГАЗ-66 на десантной платформе. Так высота ГАЗ-66 2,49 метра, а высота грузового отделения АН-12Б (принятого на вооружение в 1958 году) составляла 2,4 метра, а у АН-8 высота под груз составляла 2,6 метра. Так что грузовик не мог влезть с платформой (примерно 0,4 метра высота). Полноразмерный ГАЗ-66 мог с платформой мог принять только ИЛ-76, который был принят в 1976 году имевший высоту грузового отделения 3,4 метра.
Впервые ГАЗ-66Б был представлен публике 7 ноября 1967 года на Красной Площаде в Москве. Выпускались несколько вариантов ГАЗ-66Б: с лебедкой и экранированным электрооборудованием. Для ГАЗ-66Б был спроектирован специальный фургон с пониженной высотой КМ66ДС. ГАЗ-66Б планировалось использовать не только во время учений или военных действий. Поэтому для грузовика был предусмотрена быстросъемная стальная кабина.
В войсках ГАЗ-66Б использовали для перевозки солдат, а также для транспортировки орудий (СД-44, Д-48, ЗУ-23, РПУ-14 и т.п.). Главной проблемой для ГАЗ-66Б стала появление гаубицы Д-30, которая весила 3 тонны, при том, что ГАЗ-66 рассчитан на перевоз груза до 2-ух тонн. Прибавьте сюда 20-30 снарядов в кузове, а это еще 1 тонна минимум и роль тягача для Д-30 грузовик выполнять стало не легко. Вторым не правильным решением для ГАЗ-66Б стало переделка М-21 «Град-В» имевшие 12 направляющих для 122-мм ракет в ГАЗ-66Б для транспортировки Д-30, тем самым лишив ВДВ РСЗО. Можно предположить, что замена М-21 «Град-В» на Д-30 не верное решение для ВДВ, так как боевой расчет увеличивалось, уменьшалась мобильность расчета, лишнее занятое место при десантировании, да и после высадки Д-30 и ГАЗ-66Б потребовалось лишнее время и не нужные трудности. Грузовик имел сбалансированный центр тяжести-одинаковый вес нагрузки на каждую ось, так что при посадке происходит равномерное распределение удара о землю. Для десантирования ГАЗ-66Б используется парашютная платформа ПП-128-00-5000 с парашютной системой МКС-55-128М.
На базе ГАЗ-66Б были созданы другие варианты десантных грузовиков:
-радиостанция спутниковой связи Р-440ОД
-десантируемый понтонный парк ДПП
-десантный топливозаправщик ТЗ-2-66Д
-мастерская МРС-ДАТ и РМ-ВДВ
-радиостанция Р-142Д
-РСЗО М-21 «Град-В» с 12 направляющими для стрельбы реактивными ракетами 122 мм.
Грузовик производили с 1964 по 1984 год. С распадом СССР многие автомобили ГАЗ-66Б распродавались и попадали в частные руки. По некоторым данным было выпущено примерно 400 «десантных» вариантов ГАЗ-66. Грузовик не поступал на вооружение стран ОВД и стран дружественных СССР.
Колесная формула | 4х4, отключаемый передний мост |
Двигатель | ЗМЗ-66, V-8, карбюраторный |
Объем двигателя | 4,25 литра |
Мощность | 115 л/с при 3200 об/мин |
Топливо | А-76, А-80 |
Объем бака | 105х2 бака |
КПП | 4-ех ступенчатая, механика |
Габариты | 5655х2342х1860 |
Колесная база | 3300 мм |
Клиренс | 315 мм |
Снаряженная масса | 3650 кг |
Грузоподъемность | 2000 кг |
Масса буксируемого прицепа | 2000 кг |
Максимальная скорость | 85-90 км/час |
Запас хода | 850 км |
Расход топлива | 31,5 литра на 100 км, 40 смешанный |
war-time.ru
Газ 66: технические характеристики — расход топлива на 100 км, кунг автомобиля, применение дизеля, езда по бездорожью
Проблема бездорожья в российском автопроме, связанном с военной сферой, стояла очень остро. Начиная с первых массовых образцов, автомобили готовили к тяжелым условиям российских трасс. Долгий путь отмечен десятками разновидностей транспорта. Среди них есть настоящие легенды, имена, ставшие нарицательными. ГАЗ-66, или «Шишига», по праву входит в первую пятерку таких машин.
Создаваемая для армии, несмотря на недостатки, она моментально стала универсальным транспортом для целых отраслей жизнедеятельности и хозяйства. Несмотря на завершение производства, Шишига до сих пор служит верой и правдой.
Создание легенды
Развитие вооруженных сил СССР в послевоенное время связано со взлетом роли воздушно-десантных войск. Изменившаяся стратегия и тактика ведения войны потребовала от крылатой пехоты не только мужества, которого и так было в избытке, но и специальной техники и вооружения.
В середине 1950-х для ВДВ началась разработка техники, приспособленной для десантирования с воздуха. Кроме танков и САУ необходимы командно-штабные машины, так же повышенной проходимости. Для решения этих задач специалисты ГАЗа, под руководством легендарного Александра Дмитриевича Просвирнина, начали разработку нового грузового автомобиля.
Путь машины от учебного полигона до широкого применения был тернист.
Удачные предсерийные образцы 1950-х отложили в долгий ящик. Причина отсутствие возможности серийно выпускать необходимые двигатели.
Но как только Заволжский моторный завод стал производить необходимые конструкции моторов, образец будущего ГАЗ-66 был доработан до серийного и пущен на конвейер.
Но сначала эту машину оценили пограничники, так как протяжённость сухопутной границы СССР, мягко говоря, была достаточно велика, то ПВ КГБ СССР требовалась надёжная и проходимая техника. Одним из образцов и стал ГАЗ-66.
Новый вид транспорта тут же получил несколько серьезных наград союзного и международного уровня. Но работы по улучшению этой машины не остановились. Вплоть до 1990-х годов в силу вступали новые виды и новые модели «Шестьдесят шестой».
Конструкция «Шишиги»
В конструкции нового многоцелевого автомобиля были заложены лучшие на тот момент технические задумки. Двигатель карбюраторного типа. 8 цилиндров потребляют топливо марки АИ-76 или АИ-80. Имеются варианты, рассчитанные на дизельное топливо, но их немного.
За счет V-образного двигателя достигалась небольшой размер конструкции.
Мощность мотора 120 лошадей, а вес 262 килограмма. Для холодов разработана система предварительного подогрева двигателя.
Гидравлическая система тормозов на ГАЗ-66 оснащена вакуумным усилителем и является высоконадежной, однако же, отсутствует возможность двигаться накатом при выключенном двигателе. Рулевая система оборудована гидроусилителем. Это дает возможность лучше управлять шестьдесят шестой на любых сложных трассах.
Коробка передач имеет 4 фазы. 3 и 4 скорости синхронизированы. При движении по крутым склонам можно использовать понижающий делитель. При движении по хорошему дорожному покрытию шофер может отключить передний мост. Отказ от полного привода позволяет экономить топливо. Тормоза барабанного типа. Ручник действует на все колеса.
Кабина расположена над колесами и силовым агрегатом.
В ней два кресла, для водителя и старшего машины. При необходимости имеется крепление для подвешивания гамака. Доступ к двигателю так же через кабину, её нужно откинуть вперёд для лучшего доступа к мотору.
Сама конструкция кабины знаменита своим отсутствием комфорта. Высокая посадка также позволяет набить на неровной дороге кучу шишек неопытному или высокому водителю.
Отдельно стоит упомянуть о десантируемом варианте ГАЗ-66Б, с брезентовым складным верхом кабины, эта машина могла быть десантирована вместе с десантными подразделениями парашютным способом. Десантирование осуществлялось с Ил-76, при этом сам автомобиль крепился на платформе типа ПП-128-00-5000, оснащённой парашютной системой.
На базе ГАЗ-66Б были выпущены машины для транспортировки солдат, а также укороченные системы РСЗО типа «Град», сама техника применялась для транспортировки буксируемых орудий.
Принятие её на вооружение значительно повысило мобильность десантных подразделений после высадки.
Несколько ограничивало её применение только масса буксируемых артиллерийских систем, с совершенствованием вооружения, масса возрастала. По этой причине ГАЗ-66Б на вооружении продержался достаточно недолго.
Кузов зависит от типа машины. Устанавливали деревянную площадку, тент, цистерны. Особой популярностью по сей день пользуется КУНГ (Кузов Унифицированный Герметизированный).
Применение автомобиля
Начиная с момента схода с конвейера, ГАЗ-66 нашла множество поклонников среди рабочего и военного народа. ВДВ получила превосходную по проходимости машину. Благодаря балансу она не заваливалась после приземления при десантировании. Командно-штабная машина (КШМ), необходимая при проведении крупных десантных операций была получена.
Правда, дальнейшая военная судьба «шестьдесят шестой» не сложилась. В боевой обстановке быстро выяснилось, что наезд на мину означал потерю водителя.
Именно по этой причине ГАЗ-66 не пользовался популярностью в ОКСВА, в условиях минной войны на дорогах автомобиль показал полную несостоятельность.
Постепенно от «шишиги» отказываются, но для военных она осталась легендой.
Проходимость производила впечатление не только на американцев, но даже на видавших виды наших солдат и офицеров. Особенно ценима была система регулирования давления в шинах, столь необходимая в армейской среде.
Огромное значение имела «шестьдесят шестая» для народного хозяйства. В какой-бы сложной обстановке не велись работы, туда могла добраться именно эта машина. Установленная лебедка делала проходимость машины еще выше.
Главным минусом был бензиновый двигатель, кушавший 24 литра на 100 километров. Водители поймут, что это приблизительные цифры, склонные к увеличению.
Модификации модели
Автомобиль имел громадное количество модификаций. Начиная с 1960-х вплоть до конца выпуска, на базе ГАЗ-66 созданы следующие модели:
- ГАЗ-66-02, оснащенный лебедкой;
- ГАЗ-66-03, с защитой от помех;
- ГАЗ-66-11, с двигателем на 120 лошадей;
- ГАЗ-66-30, с платформой для самосвала;
- ГАЗ-66-40, с турбодизельным двигателем;
- ГАЗ-66-91, экспортная марка для тропиков;
- ГАЗ-66-92, приспособленный для суровых условий севера.
Это далеко не полный список вариаций ГАЗ-66, автомобиля-легенды. Эксперименты с компоновкой, двигателем, разными типами кузовов не прекращалась на протяжении всего выпуска. Наработанный опыт пригодился при создании автомобиля «Садко», заменившего «Шишигу» в начале 2000-х.
След в культуре
Газ-66 является одной из легенд советского автопрома. Немногие машины могут похвастаться такой популярностью в среде военных, геологов, вахтовиков и тех, кто по долгу службы или работы обязан бороться с бездорожьем и жить в полевых условиях.
Лучший показатель популярности – рейтинг запросов на автомобильных рынках, где «Шишига» пользуется постоянным спросом.
Большую роль, к сожалению, играет цена на топливо. Как отмечалось, машина прожорлива. Из-за этого ее не спасли ни прекрасная проходимость, ни комфорт КУНГа.
Видео
warbook.club
Автолегенды СССР. Грузовики. ГАЗ-66
ГАЗ-66 — советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960—1990-е годы.
Полноприводный автомобиль ГАЗ-63, выпускавшийся на базе ГАЗ-51 с 31 августа 1948 года, был отличным автомобилем. Однако, военных не устраивала малая площадь его грузовой платформы, и они выразили желание заиметь автомобиль с более ёмким кузовом, но чтобы его длина не превышала при этом длину ГАЗ-63. Ещё в начале 50-х годов в Горьком велись работы по созданию автомобиля ГАЗ-62, предназначенного для воздушно-десантных войск. Первоначально для него была разработана кабина капотной компоновки, представлявшая собой несколько модифицированную кабину ГАЗ-51 с решёткой радиатора, похожей на ту, что имелась у ГАЗ-69. Однако в 1958 году горьковчане решили перейти к размещению кабины над двигателем. Капотную же кабину передали в Миасс, и ею стали оснащать автомобиль УралЗИС-355М.
В 1962 году на основе ГАЗ-62 и ГАЗ-63 был создан новый автомобиль ГАЗ-66. В народе автомобиль получил прозвище «Шишига». Так в русском фольклоре называется маленькое горбатое существо женского пола, которое живёт в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоёмы
ГАЗ-66 стал воплощением самых передовых конструктивных решений своего времени. На нём были применены гипоидная передача ведущих мостов, самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы, цельнометаллическая грузовая платформа, омыватель ветрового стекла. Однако, самым главным достижением отечественных конструкторов стала феноменальная проходимость ГАЗ-66. Так, если ГАЗ-63 мог преодолевать 45-сантиметровый снежный покров, то ГАЗ-66 не застревал даже в 80-сантиметровых сугробах. Максимальный подъем, с которым справлялся «шестьдесят шестой» на сухом твердом грунте, был равен 37°, а для «шестьдесят третьего» 28-градусный подъём был пределом возможностей. Но особенно ярко преимущество ГАЗ-66 проявлялось на сыпучем грунте: там ГАЗ-66 мог преодолевать 22-градусный подъём, в то время как ГАЗ-63 застревал уже на четырёхградусном.
Наряду с достигнутым улучшением проходимости и экономичности автомобиля ГАЗ-66 по сравнению с его предшественником, удалось добиться значительного улучшения устойчивости. На бетонной площадке при движении на повороте радиусом 25 метров ГАЗ-66 начинало заносить на скорости в 65 км/час, в то время как ГАЗ-63 опрокидывался при тех же условиях уже на 44 км/ч.
Такое повышение устойчивости было достигнуто расширением колеи, которая у передних колес составляет 1780 мм (против 1588 у ГАЗ-63), а у задних равна 1750 мм (против 1600 у предшественника). Кроме того, благодаря размещению запасного колеса за кабиной, удалось снизить центр тяжести автомобиля и погрузочную высоту (1100 мм против 1280 у ГАЗ-63). Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане.
Кабина ГАЗ-66 была по-военному аскетична. Каркас кабины представлял собой замкнутую жесткую сварную систему силовых элементов, усиленных наружными облицовочными панелями. Для осмотра двигателя кабина откидывается на шарнирах вперёд, между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя, что вызывает некоторые неудобства при переключении передач
Возле водителя и пассажира имелись крепления для автомата Калашникова, а на кожухе – для прибора ночного видения. Зимой в кабине было достаточно тепло, не столько благодаря отопителю, сколько из-за нагревающегося кожуха. Некоторые водители снимали на зиму чехол с кожуха, что позволяло комфортно чувствовать себя в кабине в самые сильные морозы. На задней стенке кабины имелась специальная выемка, сделанная для того, чтобы рычаг КПП не уперся в эту же стенку при включении задней передачи.
В качестве силовой установки на ГАЗ-66 был использован двигатель ЗМЗ-53 Заволжского моторного завода. При 92-миллиметровом диаметре цилиндра и 80-миллиметровом ходе поршня этот V-образный восьмицилиндровый бензиновый мотор имел 4,254-литровый рабочий объём. При 3200 оборотах в минуту двигатель развивал 115-сильную мощность, которая позволяла автомобилю достигать максимальную скорость в 95 км/ч. При создании двигателя конструкторы столкнулись с тем, что выпускной клапан не выдерживал тепловых нагрузок. Пришлось сделать его пустотелым, а полость заполнить металлическим натрием. Передний мост был отключаемым, но при его отключении управляемость и тяговые качества ГАЗ-66 сильно снижались.
Трансмиссия состояла из четырёхступенчатой коробки и двухступенчатой раздатки.
В народном хозяйстве ГАЗ-66 широко используют строители, геологи, нефтяники, связисты. На шасси этой машины горьковский завод специализированных автомобилей выпускал передвижные почтовые отделения ГЗСА-731 для отдаленных районов и фургоны ГЗСА-947 для доставки почты, хлебные фургоны ГЗСА-3714 и фургоны ГЗСА-3713 для перевозки медикаментов. Далматовский завод в Молдавии монтировал на шасси ГАЗ-66 алюминиевые цистерны для перевозки молока (АЦПТ-1,7) и питьевой воды (АВЦ-1,7). Маслозаправщики М3-66 на той же базе изготавливал могилевский автомобильный завод. Наконец, агрегаты ГАЗ-66, в частности его двигатель, трансмиссия, ведущие мосты, нашли применение на автобусе повышенной проходимости ПАЗ-3201. Кроме того, на базе ГАЗ-66 строились П-2 – автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка; АС-66 – санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых; ДДА-2 – дезинфекционно-душевая установка, используется в санитарно-эпидемиологических подразделениях.
Специально для десантников в 1966 выпускается спецкомплектация ГАЗ-66Б. Основным отличием этой комплектации было применение складной кабины с брезентовым верхом, съемными боковинами дверей, съемной рамкой ветрового стекла и разъемной рулевой колонкой. Были и еще некоторые мелкие вещи, облегчавшие эксплуатацию машины в ВДВ.
В 1966 году ГАЗ-66 получил золотую медаль на выставке в Лейпциге, а когда в 1967 году был введён знак качества, то первым автомобилем, им удостоенным стал именно ГАЗ-66.
После того, как Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», производствоГАЗ-66 было прекращено. Возвращение к капотной компоновке объяснили тем, что в этом случае шансы выжить при наезде передним колесом на мину более высоки. Последний экземплярГАЗ-66 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 автомобилей семейства ГАЗ-66.
Опытный ГАЗ-66 с кабиной от ГАЗ-62
Для проспектов «Автоэкспорта» снимали особо нарядные авто. В жизни такой ГАЗ-66 встретить было непросто. А подавляющее большинство красили в стандартную армейскую зеленую краску
В 1966 г. была предпринята попытка увеличить грузоподъёмность ГАЗ-66 путём добавления к нему ещё одного моста. Автомобиль с колёсной формулой 6х6 получил названиеГАЗ-34, но в серию он не пошёл.
Одновременно с базовой моделью ГАЗ-66 заводом начала выпускаться бортовая модификация с лебедкой ГАЗ-66А. В дальнейшем этой модификации был присвоен индекс ГАЗ-66-02.
В 1985 году ГАЗ-66-01 получил чуть более мощный, 120-сильный мотор ЗМЗ-66-06, новую тормозную систему, появились пневмовыводы для питания тормозов прицепа (на крыше, соответственно, появились фонари автопоезда) и некоторые другие усовешенствования. Модернизированному автомобилю был присвоен индекс «66-11».
Модификация ГАЗ-66-41 с дизельным двигателем, измененным кузовом без колесных арок и светотехникой
Прототип десантного ГАЗ-66Б с лебедкой
fishki.net
Легендарный автомобиль ГАЗ-66 «Шишига»
Более 40 лет назад ГАЗ начал производство легендарного грузовика ГАЗ-66. Этот «всепогодный проходимец» на долгие годы стал верным стальным конем военным и геологам, покорителям целины и нефтяникам, ученым, исследователям и покорителям бездорожья.
Автолюбители ѕ как дети, только игрушки у них подороже, сказал кто-то когда-то. Привычка давать прозвища всем распространенным машинам укоренилась очень давно. «Копейка», «Буханка», «Козлик» ѕ все эти милые нашему сердцу прозвища на слуху. АЗ-66 окрестили «Шишигой» ѕ за сходство звучания со словом «шестьдесят шестая». Производство полноприводного бескапотного грузовика ГАЗ-66 в ноябре 1963 года.
Как всегда, рождение легендарных машин сопровождает некая тайна, во всяком случае ѕ необычная история, щедро приправленная подробностями. Так было и с 66-м.
Одна из распространенных баек, ѕ это то, что ГАЗ-66 придумала женщина. Мол, неудобный, и переключение скоростей необычное, и колеса под водителем. Это все «легенды».
А началось все вот как: 3 августа 1956 года в экспозиции новых моделей, выставленных на тогдашней ВСХВ (затем – ВДНХ, а ныне ВВЦ) был представлен грузопассажирский внедорожник ГАЗ-62. Внешне он напоминал известный у нас ленд-лизовский армейский Dodge-3/4. Но ни армия, ни сельское хозяйство не проявили к машине особого интереса.
Конструкция ГАЗ-62 была разработана А.Д. Просвирниным, который в то время занимал должность заместителя главного конструктора по грузовикам на объединении ГАЗ..
Просвирнин смог учесть пожелания заказчиков и создал грузовой вариант ГАЗ-62, с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью в 1 тонну. Кабина была расположена над двигателем. Различные модификации такого автомобиля испытывались и с самоблокирующими дифференциалами, и с герметичными тормозами, и с двигателем с форкамерно-факельным воспламенением горючей смеси.
Как результат работы был найден оптимальный вариант ѕ двигатель с форкамерно-факельным воспламенением, и в 1959-1960 годах ГАЗ выпустил партию из нескольких сотен автомобилей ГАЗ-62. Эксплуатация этой опытной партии показала недостаточную мощность шестицилиндрового двигателя. Мотор от Газ-51 уже не годился. К тому времени завод имел уже конструкцию перспективного V-образного 8-цилиндрового мотора с картером и головкой цилиндров из алюминиевого сплава и велась подготовка к его серийному производству. Работа по дальнейшему развитию конструкции ГАЗ-62 применительно к возможностям нового двигателя была проведена параллельно доводке двигателя.
С 1958 года Просвирнин возглавил КБ ГАЗа и под его руководством был спроектирован автомобиль ГАЗ-66 грузоподъемностью две тонны.
Машина получилась яркая ѕ высокая проходимость обеспечивалась одинаковой колеей передних и задних колес, дорожным просветом в 315 мм., широкопрофильными шинами и самоблокирующимися дифференциалами кулачкового типа. Наряду с новыми инженерными решениями ѕ система подкачки шин на ходу, лебедка, восьмиступенчатая трансмиссия, достаточная грузоподъемность, выносливость и большой запас мощности сделали ГАЗ-66 незаменимым автомобилем для работы в условиях бездорожья.
Машина имела низкий центр тяжести, что делало ее устойчивой на склонах.
8-цилиндровый двигатель развивал мощность 115 л.с. Машина развивала по шоссе скорость до 90 км/ч., уверенно брала подъемы крутизной до 30 % и преодолевала брод глубиной до 1 метра.
Машина отлично зарекомендовала себя в самых тяжелых условиях эксплуатации, жестких температурных режимах и самых различных сферах на военной и гражданской «службе».
В 1985 году автомобиль был подвергнут модернизации, в последствии было выпущено 2 варианта: с лебедкой и без, соответственно под индексами ГАЗ-66-12 и ГАЗ-66-11.
В планах завода был и выпуск трехосной версии грузовика ГАЗ-34 и ГАЗ-33 колесной формулы соответственно 6х6 и 6х4. Их испытания шли в 1965 году. Но основной заказчик, МО, не счел нужным дать добро на эти модели, полагая, что ЗИЛ-131, грузоподъмностью 3,5 тонны, более подходит для армейских нужд.
На базе ГАЗ-66 существовало множество модификаций.
Изначально Горьковский автозавод выпускал пять модификаций ГАЗ-66, а именно: ГАЗ-66-01 — базовый вариант без лебедки; ГАЗ-66-02 — с лебедкой; ГАЗ-66-03 — без лебедки и системы регулирования давления воздуха в шинах, но с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-04 — без лебедки, с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-05 — с лебедкой и экранированным оборудованием.
Для войск ВДВ выпускалась машина с брезентовым верхом кабины и откидывающимся в горизонтальное положение ветровым стеклом. Он удобно размещался в транспортном самолете, был пригоден для сбрасывания с парашютом и лече маскировался. Выпускались шасси ГАЗ-66-12-1010 для установки фургонов, цистерн и разных специализированных кузовов.
Была и народно-хозяйственная модификация базовой модели. Она не имела системы подкачки, лебедки и называлась ГАЗ-66-40. Эта модель выпускалась с 1995 года, на ее базе производились сельскохозяйственные самосвалы с задними двускатными колесами.
Автомобили семейства ГАЗ-66 выпускались до июля 1999 года.
Последний автомобиль ГАЗ-66 установлен на постаменте возле сборочного цеха.
На смену им пришли грузовики «Садко» ГАЗ-3308. У этого автомобиля силовой агрегат и узлы шасси сохранены от ГАЗ-66, но компоновка машины выполнена по капотному типу.
Но это ѕ история уже другого автомобиля.
Как ни странно, но ГАЗ-66 не был отмечен Государственной премией, хотя его более чем 40-летняя история пестрит достижениями и подвигами. Роботяга «Шишига» остался скромным тружеником на просторах Родины и за ее пределами.
ГАЗ-66 до сих пор является одним из лучших образцов отечественной вездеходной техники.
Из почти миллиона выпущенных автомобилей ГАЗ-66, различных модификаций, более 70% поступило на специализированные заводы для дальнейшей комплектации спецтехникой, что объясняется большой популярностью использования его шасси в качестве транспортной базы. Автомобиль ГАЗ-66 с честью выполнил возложенные на него обязанности по перевозке людей, грузов и буксировки прицепов по всем видам дорог и по бездорожью.
На сегодняшний день многие любители трофи-рейдов обратили свое внимание на легендарный грузовик. Претерпевая массу изменений, ГАЗ-66 и сегодня покоряет бездорожье на всех широтах от Арктики до тропиков.
Широко распространено переоборудование ГАЗ-66 с кунгом в кемперы. Конечно,
автокемперы в Западной Европе и Северной Америке — это одно, а у нас — совсем другое.
Но приличная дача на колесах из ГАЗ-66 выходит вполне комфортной и не дорогой.
Подержанный ГАЗ-66 можно приобрести за 200-300 тысяч родных, плюс немного труда и фантазии.
Для отдыха, рыбалки, охоты — лучше не придумаешь!
www.4x4info.ru