Зис 102 – -102 , ,
Зис-102
- Статья опубликована 29.06.2014 08:32
- Последняя правка произведена 29.06.2014 08:36
В январе 1937 года московский завод имени Сталина приступил к производству 7-местного авто представительского класса ЗиС-101 с кузовом лимузин. В те времена у мировой общественности уже бытовало мнение, что лучшим вариантом автомобиля является модель с открытым и закрытым типом. Ориентируясь на запросы элиты, ЗиС приступил к работам по трансформации 101-й модели с кузовами кабриолет и фаэтон (открытый кузов с мягким открывающимся верхом). Необходимость в проектировке вышеназванных моделей в Советском Союзе была продиктована сверху, а именно партийными и государственными чиновниками, которые и были основными пользователями данных транспортных средств.
В 1937-1938 ЗиС создал два вида открытых авто, которые в будущем собирались выпускать мелкосерийно. Каждый из вариантов был наделен складным тентом. Но у машины с кузовом фаэтон, дверям не предназначались стекла, вместо них при помощи кнопок к тенту прикреплялись боковые элементы с целлулоидными окнами. У автомобиля-кабриолет двери салона были оснащены стеклоподъемниками на местах для пассажиров.
Производство машины со стеклами выходило дороже, и было сложнее технически, поэтому выбор пал на менее затратный фаэтон. Первые образцы автомобиля были готовы уже в январе 1939 года. Предприятие постаралось успеть к важному государственному событию, намечался восемнадцатый съезд ВКП(б).
Если отбросить открытый кузов, то в целом конфигурация ЗиС-102 была похожа на конструкцию своего предшественника и базиса для ее проектирования ЗиС-101. Наличие крепкой лонжеронной рамы, состоящей из двух лонжеронов с поперечинами, гарантировало автомобилю прочность даже без присутствия в конструкции жесткой крыши. Задние же двери были выполнены в другой манере, они открывались по ходу движения авто (в то время, как у ЗиС-101 они открывались против хода). Если же смотреть, в общем, то два автомобиля имели по 2,5 тонны совокупной массы, шесть либо семь мест, схожие двигатели.
ЗиС-102ЗиС-102 не избавился от основных недостатков своего прототипа. К основным минусам двух моделей можно отнести: чрезмерную массу кузова, избыточный вес силовой установки и другие недоработки технического характера.
Столичный завод им. Сталина в годы, предшествующие началу войны стремился работать над «узкими местами», но план был реализован лишь частично. Начав использовать улучшенный карбюратор, специалисты усовершенствовали работу двигателя, но кардинально уменьшить вес авто так и не удалось.
ЗиС-102ЗИС-102 никогда не выпускался для массового потребления. Причиной тому стало отсутствие необходимых производственных мощностей. Из-за того, что 102-й не был наделен жесткой крышей, пришлось переделывать полностью каркас кузова, работа эта делалась вручную. Производство фаэтона требовало специальных штампов, а также оборудования, на котором можно было бы изготавливать тенты. Даже сегодня точно неизвестно, сколько же экземпляров ЗИС-102 было выпущено, называют цифры от нескольких единиц до 20 автомобилей. Когда началась война производство ЗиС-102А (индекс, присвоенный после модернизации) было прекращено, и до нашего времени не сохранился ни один автомобиль, по крайней мере, такой факт неизвестен.
autohis.ru
ЗИС-101 — Википедия
ЗИС-101
Общие данные
Годы пр-ва: | 1936—1941 (5 лет) |
ЗИС-101 | |
---|---|
<tr><td width=25%>Производитель:</td><td >ЗИС</td></tr><tr><td width=25%>Марка:</td><td >ЗИС-101</td></tr><tr><td width=25%>Тип:</td><td >Бензиновый</td></tr><tr><td width=25%>Объём:</td><td >5 750 см3</td></tr><tr><td width=25%>Максимальная мощность:</td><td >110 л.с., при 3 200 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Максимальный крутящий момент:</td><td >345 Н·м, при 1 200 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Конфигурация:</td><td >рядный, 8-цилиндр.</td></tr><tr><td width=25%>Цилиндров:</td><td >8</td></tr><tr><td width=25%>Клапанов:</td><td >16</td></tr><tr><td width=25%>Диаметр цилиндра:</td><td >85 мм</td></tr><tr><td width=25%>Ход поршня:</td><td >127 мм</td></tr><tr><td width=25%>Степень сжатия:</td><td >5,5</td></tr><tr><td width=25%>Система питания:</td><td >двухкамерный карбюратор МКЗ</td></tr><tr><td width=25%>Охлаждение:</td><td >жидкостное </td></tr><tr><td width=25%>Клапанной механизм:</td><td >OHV </td></tr><tr><td width=25%>Тактность (число тактов):</td><td >4</td></tr> |
механическая 3-ступ. | |
---|---|
<tr><td width=25%>Тип:</td><td >механическая</td></tr><tr><td width=25%>Число ступеней:</td><td >3-ступ.</td></tr><tr><td width=25%>Синхронизаторы:</td><td >на II и III передачах</td></tr> |
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1550 мм |
Колея передняя: | 1500 мм |
Полная масса: | 2970 кг |
Динамические
Макс. скорость: | 115 км/ ч |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник Преемник |
Другое
Объём бака: | 85 л |
ЗИС-101 — советский семиместный представительский автомобиль с кузовом «лимузин», выпускавшийся на Заводе им. Сталина (Москва) в 1936—1941 годах. За всё время производства было выпущено 8 752 автомобиля, из них около 600 — модернизированной модели
Созданию ЗИС-101 предшествовала разработка семиместного представительского лимузина «Ленинград-1» (Л-1) заводом «Красный Путиловец» по указанию ВАТО (Всесоюзного автотракторного объединения)[1].
На «Красном Путиловце» в начале тридцатых как раз был снят с производства устаревший трактор Fordson, соответственно, высвободились производственные площади.
Buick 1932 года, копией которого был советский Л-1, предшественник ЗИС-101.Это была практически точная копия автомобиля Buick-32-90[1], который по американским меркам относился к высшему-среднему классу (выше большинства марок, но ниже таких, как Cadillac или Packard).
В 1933 году было с немалым трудом изготовлено шесть автомобилей Л-1. Это был весьма совершенный по тем временам и конструктивно утончённый автомобиль, с обилием автоматики и сервоприводов. Например, у него были очень сложные сдвоенные карбюраторы с автоматическим управлением подачей воздуха, термостат, автоматически открывающий и закрывающий створки жалюзи радиатора, регулировка жёсткости рычажных амортизаторов с места водителя [1]. Поэтому освоение «советского Бьюика», как автомобиль вполне открыто называли в печати, справедливо считалось в те времена поводом для гордости и большой победой советской промышленности.
Между тем, «Красный Путиловец» не имел достаточных производственных возможностей для начала массового производства такой машины. Кроме того, не хватало и опыта в изготовлении столь сложной техники, поэтому надёжность автомобилей ленинградского изготовления объективно оставляла желать многим лучшего — значительная часть из них не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. Наконец, перед заводом была поставлена задача в короткие сроки освоить новый танк Т-28[1].
В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л-1 передали на московский «ЗИС»
На заводе «ЗИС» на основе этого автомобиля была создана модель ЗИС-101. Работами руководил Евгений Иванович Важинский.
История создания[править]
Почтовая марка СССР (1974)На Заводе им. Сталина в Москве конструкторы не стали копировать «Бьюик», а пошли по пути создания собственного автомобиля на основе его конструктивных решений. Из конструкции, в частности, были устранены такие сомнительные — сложные в производстве и не отличавшиеся надёжностью — узлы, как автоматическое управление сцеплением, дистанционная регулировка амортизаторов. Рама и ходовая часть были усилены для эксплуатации в дорожных условиях СССР, что также потребовало их переработки.
Тем не менее, в основе конструкции ЗИС-а всё же остались «Бьюики» моделей 1932-34 годов, в частности от них автомобиль унаследовал весьма совершенный по тем временам верхнеклапанный (OHV) восьмицилиндровый мотор; некоторые конструктивные решения были также позаимствованы у моделей фирмы «Паккард» — например рулевое управление и задняя подвеска [2].
Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, понадобилось заново спроектировать и его. Эту работу поручили американскому кузовному ателье «Бадд» (Budd Company)[3], которое на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов, а также поставило всю необходимую для серийного производства оснастку. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
Сталин у автомобиля ЗИС-101 Файл:Zis 101 turkey.jpgЗИС-101, обслуживавший Советское посольство в Турции, приблизительно 1940 год. Место съемки- Турция, окрестности Анкары. На а/м установлен флаг СССР.
Файл:ЗИС 101-А1.jpgЗИС 101-А и дети сотрудников посольства СССР в окрестностях г. Анкары (Турция). Начало 1940-х годов
Файл:ЗИС 101-А2.jpgСупруга Посла СССР в Турции (С. А. Виноградова) Е. А. Виноградова рядом с автомобилем ЗИС 101А. Окрестности Анкары, Турция. Начало 1940-х годов
Сотрудники советского посольства у автомобиля ЗИС 101, окрестности Анкары, Турция. Начало 1940-х годов
Файл:ЗИС 1012.jpgИ. С. Виноградова рядом с автомобилем ЗИС-101, окрестности Анкары, Турция. Начало 1940-х годов
Фирма «Бадд» специализировалась на малосерийном выпуске автомобилей по индивидуальным заказам на основе готовых шасси, что нашло отражение в конструкции кузова — он оставался деревянно-металлическим. Сначала изготавливался из твёрдого дерева (бука) каркас, потом на него нашивались штампованные металлические панели. Это была сложная, преимущественно ручная работа. Особенно трудоёмким было изготовление каркаса, причём едва ли не самым сложным было добиться бесшумности на ходу — соединения деревянных деталей склонны к скрипу при малейших дефектах подгонки. Обилие крупногабаритных, легко деформирующихся штампованных деталей из листовой стали также не способствовало ускорению сборки машин. Такая технология неплохо подходила для мелкосерийной сборки автомобилей в кузовных ателье, но производство в массовых масштабах она делала весьма затруднённым. Массовые модели, такие, как ГАЗ-М-1, в те годы уже имели цельнометаллические кузова.
Примечательно, что в журнале «За рулём» за 1934 год был показан ранний прототип автомобиля, который имел кузов типа «седан» (не «лимузин») с выступающим багажником, внешне копировавший (что и отмечалось в статье) «Бьюик» модели 1934 года, причём утверждалось, что автомобиль будет выпускаться именно в таком виде и с этим типом кузова.[2] Тем не менее, в серию автомобиль пошёл с существенно изменённым оформлением и кузовом «лимузин».
Первые опытные образцы (два автомобиля) были изготовлены весной 1936 года, 29 апреля 1936 года в Кремле опытные образцы были показаны Секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину. Конвейерная сборка началась с 18 января 1937 года[3].
В отличие от более поздних ЗИЛов, автомобили ЗИС-101 — а также более поздние ЗИС-110 — обслуживали не только высших партийных и государственных чиновников, но и обычных граждан, и выпускались на порядки бо́льшими тиражами. Разумеется, о продаже в личное пользование речи в те годы идти не могло (хотя ЗИС-101 можно было выиграть в лотерею или получить в качестве меры особого поощрения) — но в крупных городах СССР представительские модели ЗИС достаточно широко использовались в качестве такси на длинных маршрутах.
В 1936 г. в Москве был создан 13-й таксомоторный парк, укомплектованный 55 автомобилями ЗИС-101. В отличие от правительственных, они имели «весёлую» расцветку — синюю, голубую и жёлтую. С 1938 года «101-е» ЗИСы из 13-го таксомоторного парка стали выходить на маршруты, связывающие вокзалы, аэропорты и основные транспортные магистрали, а также города Ногинск и Бронницы с Москвой. Эксплуатировались такие такси и в других городах. К примеру, в 1939 г. в Минске насчитывалось три такси ЗИС-101.
После Великой Отечественной войны на некоторое время ЗИС-101 оказался одним из наиболее распространённых московских таксомоторов: основную часть «Эмок» в военные годы отправили на фронт, где они и закончили свои дни; ЗИСы же отличались относительно плохой проходимостью, поэтому до 1945 года простояли на консервации. Сразу после войны они курсировали по Садовому и Бульварному кольцам и на линии Рижский вокзал — площадь Свердлова. Их постепенная замена автомобилями марки «Победа» и ЗИС-110 началась лишь с 1946-47 годов.
Конструкция и характеристики[править]
В те годы каждая новая модель автомобиля была для советского автопрома этапной, и ЗИС-101 не стал исключением: впервые в отрасли были применены такие новшества, как отопитель салона, радиоприёмник, термостат в системе охлаждения двигателя, гаситель крутильных колебаний вала двигателя, двухкамерный карбюратор, вакуумные сервоусилители сцепления и тормозов. Трёхступенчатая коробка передач, также впервые в отрасли, имела синхронизаторы на II и III передачах. Подвеска всех колёс зависимая, на продольных рессорах, тормоза — барабанные, с механическим приводом.
В 1939 году автомобиль был модернизирован на основании выводов, сделанных комиссией во главе с академиком Е. А. Чудаковым.
Модернизированный автомобиль получил обозначение ЗИС-101А. Главным отличием был кузов с более современным оформлением и цельнометаллической конструкцией. Другие отличия включали форсированный до 116 л.с. двигатель с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором. Внешне машина отличалась в первую очередь иной маской радиатора, с полукруглым сечением. Максимальная скорость автомобиля составила 125 км/ч.
Серийный выпуск машины был прекращен 7 июля 1941 года.
В начале 1941 года в единственном экземпляре был изготовлен автомобиль ЗИС-101Б, который отличался от ЗИС-101А выступающим багажником, прямоугольной формой приборов на панели и хромированным кольцом звукового сигнала на руле.
Обзор модификаций[править]
В конце 1937 года была разработана модификация с открытым кузовом «фаэтон» — ЗИС-102. Передние и задние двери открывались по ходу машины (на ЗИС-101 задние двери открывались против хода). ЗИС-102 окрашивался только в серо-серебристый цвет, салон обивался тёмно-синей кожей. В течение 1938 года было выпущено 8 автомобилей ЗИС-102.
В январе 1939 года было выпущено 2 автомобиля ЗИС-102 с кузовом «кабриолет», окрашенные в темно-вишневый цвет, салон был обит тёмно-красной кожей (отдельного индекса эти автомобили не получили).
В августе 1939 года был изготовлен единственный экземпляр модернизированного «фаэтона» ЗИС-102А, имевшего аналогичные ЗИС-101А двигатель и облицовку радиатора. Этот автомобиль участвовал в параде на Красной площади 1 мая 1941 года. Сохранилась его фотография, сделанная в 1949 году в Краснодарском крае.
В 1936 году был изготовлен единственный экземпляр автомобиля ЗИС-101Л («Люкс») — с телефоном.
Так же было выпущено 2 автомобиля ЗИС-101Э («Экстра») — бронированный (толщина стекол 70 мм).
В 1939 году, на базе ЗИС-101А был создан спортивный автомобиль ЗИС-101А-Спорт.
Кроме того, малыми сериями выпускались модификации для такси и службы «скорой помощи». Такси ЗИС-101 не были редкостью в крупных городах СССР, и использовались на фиксированных маршрутах или междугородных линиях.
Существовали также единичные экземпляры ЗИС-101 с шестицилиндровыми двигателями Packard и Studebaker[3]. После войны, по рекомендации завода изготовителя, при капитальном ремонте автомобилей ЗИС-101, ремонтные заводы устанавливали на них двигатели от грузового Studebaker US6, а также двигатели ГАЗ-51, ЗИС-110 и ЗИС-120.
ЗИС-101 играет важную роль в фильме Эльдара Рязанова Старые клячи (2000) — там он может передвигаться по рельсам, по воде и под водой, а также лихо уходит от современного «Мерседес-Бенца».
ЗИС-101 в модельной индустрии[править]
Масштаб 1/43
- ЗИС-101 чёрный, из серии «Автолегенды СССР» №84 (Дата выхода — 24 апреля 2012 года)[4]
- ЗИС-101 синий, из серии «Автолегенды СССР Лучшее» №18 (Дата выхода — 23 сентября 2014 года)[5]
- ЗИС-102 светло-голубой, из серии «Автолегенды СССР Лучшее» №3 (Дата выхода — 25 февраля 2014)[6]
- ЗИС 101А зелёный, из серии «Автолегенды СССР» №22 (Дата выхода — 9 декабря 2009 года)[7]
- ЗИС-101А чёрный и синий, «Наш Автопром»[8]
- ЗИС-101А бордовый, из серии «Legendarne Samochody» №48[9]
- Канунников С. В. Отечественные легковые автомобили. 1896—2000 гг.. — М.: ООО «Книжное издательство „За рулём“», 2007. — 496 с: ил. ISBN 978-5-9698-0191-2
- История московского автозавода имени И. А. Лихачёва — М.: Мысль, 1966 г.
- ↑ 1,01,11,21,31,4 Хронограф: 75 лет назад // Иномарка : журнал. — 2007. —. —.
- ↑ 2,02,1 Легковой автомобиль ЗИС-101 «За рулём», № 19 за 1934 год. стр. 14-15.
- ↑ 3,03,13,2 Канунников С.В. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. // ООО «Книжное издательство „За рулём“» : справочник. — 2007. —.
- ↑ Автолегенды СССР №84 ЗИС-101 фото модели, обсуждение • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Автолегенды СССР Лучшее №18 ЗИС-101 • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Автолегенды СССР Лучшее №3 ЗИС-102 • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Автолегенды СССР №22 ЗИС 101А обсуждение, фото • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Коллекционные модели «Наш Автопром» — nashavtoprom-shop
- ↑ http://amercom.com.pl/legendarne-samochody/1271-nr-48-legendarne-samochody.html
www.wiki-wiki.ru
ЗИС-101
TR | UK | KK | BE | EN |зис-101а, зис-101
ЗИС-101 — советский семиместный представительский автомобиль с кузовом «лимузин», выпускавшийся на Заводе им. Сталина (Москва) в 1936—1941 годах. За всё время производства было выпущено 8 752 автомобиля, из них около 600 — модернизированной модели ЗИС-101А.
Содержание
- 1 Предыстория
- 2 История создания
- 3 Конструкция и характеристики
- 4 Модернизация
- 5 Обзор модификаций
- 6 ЗИС-101 в модельной индустрии
- 7 Литература
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Предыстория
Созданию ЗИС-101 предшествовала разработка семиместного представительского лимузина «Ленинград-1» (Л-1) заводом «Красный Путиловец» по указанию ВАТО (Всесоюзного автотракторного объединения).
На «Красном Путиловце» в начале тридцатых как раз был снят с производства устаревший трактор Fordson, соответственно, высвободились производственные площади.
Buick 1932 года, копией которого был советский Л-1, предшественник ЗИС-101.Это была практически точная копия автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу (выше большинства марок, но ниже таких, как Cadillac или Packard).
В 1933 году было с немалым трудом изготовлено шесть автомобилей Л-1. Это был весьма совершенный по тем временам и конструктивно утончённый автомобиль, с обилием автоматики и сервоприводов. Например, у него были очень сложные сдвоенные карбюраторы с автоматическим управлением подачей воздуха, термостат, автоматически открывающий и закрывающий створки жалюзи радиатора, регулировка жёсткости рычажных амортизаторов с места водителя. Поэтому освоение «советского Бьюика», как автомобиль вполне открыто называли в печати, справедливо считалось в те времена поводом для гордости и большой победой советской промышленности.
Между тем, «Красный Путиловец» не имел достаточных производственных возможностей для начала массового производства такой машины. Кроме того, не хватало и опыта в изготовлении столь сложной техники, поэтому надёжность автомобилей ленинградского изготовления объективно оставляла желать многим лучшего — значительная часть из них не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. Наконец, перед заводом была поставлена задача в короткие сроки освоить новый танк Т-28.
В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л-1 передали на московский «ЗИС».
На заводе «ЗИС» на основе этого автомобиля была создана модель ЗИС-101. Работами руководил Евгений Иванович Важинский.
История создания
На Заводе им. Сталина в Москве конструкторы не стали копировать «Бьюик», а пошли по пути создания собственного автомобиля на основе его конструктивных решений. Из конструкции, в частности, были устранены такие сомнительные — сложные в производстве и не отличавшиеся надёжностью — узлы, как автоматическое управление сцеплением, дистанционная регулировка амортизаторов. Рама и ходовая часть были усилены для эксплуатации в дорожных условиях СССР, что также потребовало их переработки.
Тем не менее, в основе конструкции ЗИС-а всё же остались «Бьюики» моделей 1932-34 годов, в частности от них автомобиль унаследовал весьма совершенный по тем временам верхнеклапанный (OHV) восьмицилиндровый мотор; некоторые конструктивные решения были также позаимствованы у моделей фирмы «Паккард» — например рулевое управление и задняя подвеска.
Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, понадобилось заново спроектировать и его. Эту работу поручили американскому кузовному ателье «Бадд» (Budd Company), которое на основе советских экскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов, а также поставило всю необходимую для серийного производства оснастку. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
Сталин у автомобиля ЗИС-101 ЗИС-101, обслуживавший Советское посольство в Турции, приблизительно 1940 год. Место съемки- Турция, окрестности Анкары. На а/м установлен флаг СССР. ЗИС-101А 1939 года в московском музее Ретро-АвтомобилейФирма «Бадд» специализировалась на малосерийном выпуске автомобилей по индивидуальным заказам на основе готовых шасси, что нашло отражение в конструкции кузова — он оставался деревянно-металлическим. Сначала изготавливался из твёрдого дерева (бука) каркас, потом на него нашивались штампованные металлические панели. Это была сложная, преимущественно ручная работа. Особенно трудоёмким было изготовление каркаса, причём едва ли не самым сложным было добиться бесшумности на ходу — соединения деревянных деталей склонны к скрипу при малейших дефектах подгонки. Обилие крупногабаритных, легко деформирующихся штампованных деталей из листовой стали также не способствовало ускорению сборки машин. Такая технология неплохо подходила для мелкосерийной сборки автомобилей в кузовных ателье, но производство в массовых масштабах она делала весьма затруднённым. Массовые модели, такие, как ГАЗ-М-1, в те годы уже имели цельнометаллические кузова.
Примечательно, что в журнале «За рулём» за 1934 год был показан ранний прототип автомобиля, который имел кузов типа «седан» (не «лимузин») с выступающим багажником, внешне копировавший (что и отмечалось в статье) «Бьюик» модели 1934 года, причём утверждалось, что автомобиль будет выпускаться именно в таком виде и с этим типом кузова. Тем не менее, в серию автомобиль пошёл с существенно изменённым оформлением и кузовом «лимузин».
Первые опытные образцы (два автомобиля) были изготовлены весной 1936 года, 29 апреля 1936 года в Кремле опытные образцы были показаны Секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину. Конвейерная сборка началась с января 1937 года.
В отличие от более поздних ЗИЛов, автомобили ЗИС-101 — а также более поздние ЗИС-110 — обслуживали не только высших партийных и государственных чиновников, но и обычных граждан, и выпускались на порядки бо́льшими тиражами. Разумеется, о продаже в личное пользование речи в те годы идти не могло (хотя ЗИС-101 можно было выиграть в лотерею или получить в качестве меры особого поощрения) — но в крупных городах СССР представительские модели ЗИС достаточно широко использовались в качестве такси на длинных маршрутах.
В 1936 г. в Москве был создан 13-й таксомоторный парк, укомплектованный 55 автомобилями ЗИС-101. В отличие от правительственных, они имели «весёлую» расцветку — синюю, голубую и жёлтую. С 1938 года «101-е» ЗИСы из 13-го таксомоторного парка стали выходить на маршруты, связывающие вокзалы, аэропорты и основные транспортные магистрали, а также города Ногинск и Бронницы с Москвой. Эксплуатировались такие такси и в других городах. К примеру, в 1939 г. в Минске насчитывалось три такси ЗИС-101.
После Великой Отечественной войны на некоторое время ЗИС-101 оказался одним из наиболее распространённых московских таксомоторов: основную часть «Эмок» в военные годы отправили на фронт, где они и закончили свои дни; ЗИСы же отличались относительно плохой проходимостью, поэтому до 1945 года простояли на консервации. Сразу после войны они курсировали по Садовому и Бульварному кольцам и на линии Рижский вокзал — площадь Свердлова. Их постепенная замена автомобилями марки «Победа» и ЗИС-110 началась лишь с 1946-47 годов.
Конструкция и характеристики
В те годы каждая новая модель автомобиля была для советского автопрома этапной, и ЗИС-101 не стал исключением: впервые в отрасли были применены такие новшества, как отопитель салона, радиоприёмник, термостат в системе охлаждения двигателя, гаситель крутильных колебаний вала двигателя, двухкамерный карбюратор, вакуумные сервоусилители сцепления и тормозов. Трёхступенчатая коробка передач, также впервые в отрасли, имела синхронизаторы на II и III передачах. Подвеска всех колёс зависимая, на продольных рессорах, тормоза — барабанные, с механическим приводом.
Модернизация
Внешние изображения | |
---|---|
ЗИС-101А |
В 1939 году автомобиль был модернизирован на основании выводов, сделанных комиссией во главе с академиком Е. А. Чудаковым.
Модернизированный автомобиль получил обозначение ЗИС-101А. Главным отличием был кузов с более современным оформлением и цельнометаллической конструкцией. Другие отличия включали форсированный до 116 л.с. двигатель с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором. Внешне машина отличалась в первую очередь иной маской радиатора, с полукруглым сечением. Максимальная скорость автомобиля составила 125 км/ч.
В начале 1941 года в единственном экземпляре был изготовлен автомобиль ЗИС-101Б, который отличался от ЗИС-101А выступающим багажником, прямоугольной формой приборов на панели и хромированным кольцом звукового сигнала на руле.
Обзор модификаций
В конце 1937 года была разработана модификация с открытым кузовом «фаэтон» — ЗИС-102. Передние и задние двери открывались по ходу машины (на ЗИС-101 задние двери открывались против хода). ЗИС-102 окрашивался только в серо-серебристый цвет, салон обивался тёмно-синей кожей. В течение 1938 года было выпущено 8 автомобилей ЗИС-102.
В январе 1939 года было выпущено 2 автомобиля ЗИС-102 с кузовом «кабриолет», окрашенные в темно-вишневый цвет, салон был обит тёмно-красной кожей (отдельного индекса эти автомобили не получили).
В августе 1939 года был изготовлен единственный экземпляр модернизированного «фаэтона» ЗИС-102А, имевшего аналогичные ЗИС-101А двигатель и облицовку радиатора. Этот автомобиль участвовал в параде на Красной площади 1 мая 1941 года. Сохранилась его фотография, сделанная в 1949 году в Краснодарском крае.
В 1936 году был изготовлен единственный экземпляр автомобиля ЗИС-101Л («Люкс») — с телефоном.
Так же было выпущено 2 автомобиля ЗИС-101Э («Экстра») — бронированный (толщина стекол 70 мм).
В 1939 году, на базе ЗИС-101А был создан спортивный автомобиль ЗИС-101А-Спорт.
Кроме того, малыми сериями выпускались модификации для такси и службы «скорой помощи». Такси ЗИС-101 не были редкостью в крупных городах СССР, и использовались на фиксированных маршрутах или междугородных линиях.
Существовали также единичные экземпляры ЗИС-101 с шестицилиндровыми двигателями Packard и Studebaker. После войны, по рекомендации завода изготовителя, при капитальном ремонте автомобилей ЗИС-101, ремонтные заводы устанавливали на них двигатели от грузового Studebaker US6, а также двигатели ГАЗ-51, ЗИС-110 и ЗИС-120.
ЗИС-101 в модельной индустрии
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 января 2015. |
Масштаб 1/43
- ЗИС-101 чёрный, из серии «Автолегенды СССР» №84 (Дата выхода — 24 апреля 2012 года)
- ЗИС-101 синий, из серии «Автолегенды СССР Лучшее» №18 (Дата выхода — 23 сентября 2014 года)
- ЗИС-102 светло-голубой, из серии «Автолегенды СССР Лучшее» №3 (Дата выхода — 25 февраля 2014)
- ЗИС 101А зелёный, из серии «Автолегенды СССР» №22 (Дата выхода — 9 декабря 2009 года)
- ЗИС-101А чёрный и синий, «Наш Автопром»
- ЗИС-101А бордовый, из серии «Legendarne Samochody» №48
Литература
- Канунников С. В. Отечественные легковые автомобили. 1896—2000 гг.. — М.: ООО «Книжное издательство „За рулём“», 2007. — 496 с: ил. ISBN 978-5-9698-0191-2
- История московского автозавода имени И. А. Лихачёва — М.: Мысль, 1966 г.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 Хронограф: 75 лет назад // Иномарка : журнал. — 2007. — № 6. — С. 69.
- ↑ 1 2 Легковой автомобиль ЗИС-101 «За рулём», № 19 за 1934 год. стр. 14-15.
- ↑ 1 2 3 Канунников С.В. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. // ООО «Книжное издательство „За рулём“» : справочник. — 2007. — С. 496.
- ↑ Автолегенды СССР №84 ЗИС-101 фото модели, обсуждение • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Автолегенды СССР Лучшее №18 ЗИС-101 • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Автолегенды СССР Лучшее №3 ЗИС-102 • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Автолегенды СССР №22 ЗИС 101А обсуждение, фото • Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss
- ↑ Коллекционные модели «Наш Автопром» — nashavtoprom-shop
- ↑ http://amercom.com.pl/legendarne-samochody/1271-nr-48-legendarne-samochody.html
Ссылки
Автотранспорт марки ЗИС | |
---|---|
Грузовые автомобили | ЗИС-5 • ЗИС-5В • ЗИС-6 • ЗИС-11 • ЗИС-15 • ЗИС-22 • ЗИС-42 • ЗИС-42М • ЗИС-150 • ЗИС-150В • ЗИС-150П • ЗИС-151 • ЗИС-156 • ЗИС-156А • ЗИС-253 • ЗИС-ММЗ-585Е • ЗИС-121 • ЗИС-ЛТА* • ЗИС-153 • ЗИС-120 |
Легковые автомобили | ЗИС-101 • ЗИС-101С • ЗИС-101А • ЗИС-101Э • ЗИС-101Л • ЗИС-101Л-1 • ЗИС-102 • ЗИС-102А • ЗИС-110 • ЗИС-1105 • ЗИС-110А • ЗИС-110Б • ЗИС-110В • ЗИС-110П • ЗИС-110Ш • ЗИС-115 |
Автобусы | ЗИС-МКИМ •ЗИС-6 «Люкс» • ЗИС-8 • ЗИС-16 • ЗИС-16С • ЗИС-154 • ЗИС-155 • ЗИС-127 |
Спортивные автомобили | ЗИС-101А-Спорт • ЗИС-112 • ЗИС-112С |
Опытные автомобили | ЗИС-Э134 |
Военная техника | ЗИС-34 • ЗИС-43 • ЗИС-22МБ • ЗИС-485 • ЗИС-152 |
Пожарные машины на базе ЗИС | ПМЗ-1 (на шасси ЗИС-11) • ПМЗ-2 (на шасси ЗИС-6) • ПМЗ-3 (на шасси ЗИС-5) • ПМЗ-5 (на шасси ЗИС-5) • ПМЗ-6 (на шасси ЗИС-11) • ПМЗ-7 (на шасси ЗИС-5) • ПМЗ-8 (на шасси ЗИС-5) • ПМЗ-9 (на шасси ЗИС-150) • ПМЗ-10 (на шасси ЗИС-150) • ПМЗ-10М (на шасси ЗИС-150) • ПМЗ-11 (на шасси ЗИС-5) • ПМЗМ-1 (на шасси ЗИС-150П) • ПМЗМ-2 (на шасси ЗИС-150П) • ПМЗМ-3 (на шасси ЗИС-150П) |
* — разработка ЛТА на базе шасси ЗИС |
зис-101, зис-101а
ЗИС-101 Информацию О
ЗИС-101 Комментарии
ЗИС-101
ЗИС-101
ЗИС-101 Вы просматриваете субъект
ЗИС-101 что, ЗИС-101 кто, ЗИС-101 описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com