Вторая серия газ 21: ГАЗ-21 — Энциклопедия журнала «За рулем»
ГАЗ-21 — Энциклопедия журнала «За рулем»
ГАЗ-21 | |
Технические характеристики: | |
кузов | 4-дверный седан (модификация ГАЗ-22 — 5-дверный универсал) |
количество дверей | 4/5 |
количество мест | 5 |
длина | 4770 мм |
ширина | 1695 мм |
высота | 1620 мм |
колесная база | 2700 мм |
колея передняя | 1410 мм |
колея задняя | 1420 мм |
дорожный просвет | 190 мм |
объем багажника | 170 л |
расположение двигателя | спереди продольно |
тип двигателя | карбюраторный, 4-цилиндровый, с алюминиевым блоком цилиндров и чугунными мокрыми гильзами, верхнеклапанный |
объем двигателя | 2432 см3 |
Мощность | 65/3800 л.с. при об/мин |
Крутящий момент | 167/2200 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КП | 3-х ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи |
Подвеска передняя | независимая, рычажно-пружинная |
Подвеска задняя | зависимая рессорная |
Амортизаторы | |
Тормоза передние | барабанные |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 9 л/100 км |
максимальная скорость | 120 км/час |
годы производства | 1956-1970 |
тип привода | задний |
снаряженная масса | 1460 кг |
разгон 0-100 км/ч | 34 сек |
ГАЗ-21 «Волга» — советский легковой автомобиль с кузовом седан. До 1965 года назывался ГАЗ-М21 «Волга». Выпускался серийно с 1956 года (до 1958 года параллельно с ГАЗ-М20 «Победа») по 1970 годы. Общий объем выпуска ГАЗ-21 всех модификаций 638798 экземпляров (по серийному номеру последнего сошедшего с конвейера автомобиля). Стал самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР
История создания
Разработка автомобиля началась в 1952 году. Поначалу работа велась над двумя независимыми проектами ГАЗ-М21 «Звезда» и ГАЗ-М21 «Волга». Первый проект вел художник Джон Вильямс, второй — Лев Еремеев. В 1953 году были построены макеты двух машин. Проект Вильямса выглядел более передовым, но машина Еремеева больше соответствовала реалиям того времени. В дальнейшую разработку будущего автомобиля был принят проект Льва Еремеева. В том же 1953 году ведущим конструктором ГАЗ-М21 был назначен А. Невзоров, который работал под началом главного конструктора Горьковского автозавода Н. Борисова.
В конце зимы или начале весны 1954 года первые прототипы будущей «Волги» были готовы и поступили на предварительные испытания. 3 мая 1955 года три машины — вишнево-красная (прототип 1), синяя (прототип 2) и белая (прототип 3) — выехали из ворот Горьковского завода и отправились на государственные приемочные испытания. Вместе с ними на испытания поступили другие отечественные автомобили и машины иностранного производства того же класса, что и «Волга». Все прототипы отличались друг от друга в деталях, два из них были оснащены автоматической коробкой передач, одна — механической.
Фото: В 1954-ом году началось строительство опытных образцов ГАЗ-21
В мае 1955 года Горьковским заводом был выпущен еще один, четвертый экземпляр «Волги». Он был передан на Муромский радиозавод для отладки радиоприемника А-9, которым комплектовался автомобиль (в некоторых вариантах). Летом 1955 года все прототипы, кроме первого, были немного модернизированы, получив новую решетку радиатора (со звездой).
Первая серия из пяти автомобилей была собрана на заводе в октябре 1956 года. 10 октября 1956 года из заводских ворот выехали первые три «Волги», которые можно назвать серийными. Пять новых машин присоединились к прототипам 1,2 и 3, чтобы принять участие во всесторонних испытаниях в конце 1956 года. Эти пять серийных машин оснащались двигателями от ГАЗ-М20, форсированными до 65 л.с. для установки на экспортный вариант джипа ГАЗ-69. Автомобили оснастили механическими коробками передач. Окончательные испытания «Волги» проходили в таксопарках в условиях интенсивной эксплуатации, что позволило быстро устранить многие «детские болезни» новой машины.
Модификации ГАЗ-М21 в рамках «выпусков»
Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» — производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Позаимствованный у «Победы», этот двигатель был форсирован путем увеличения рабочего объема (расточкой цилиндров) и степени сжатия. Всего с таким мотором было выпущено 1100 экземпляров «Волги».
ГАЗ-М21Г — помимо форсированного двигателя от ГАЗ-М20 «Победа» оснащался позаимствованным у автомобиля «ЗИМ» задним мостом с укороченными полуосями и их кожухами. Отличительной особенностью всех машин первого «выпуска» является выведенный на кузов «плюс» системы электрооборудования.
ГАЗ-М21Б — автомобиль с форсированным двигателем от «Победы», модификация для такси с упрощенной отделкой.
ГАЗ-М21 — выпускался с 1957 года с новым двигателем ЗМЗ-21 Заволжского моторного завода (специально построенного для выпуска «волговских» двигателей). Двигатель имел рабочий объем 2,445 л и мощность в 70 л.с. Мотор был верхнеклапанным, целиком алюминиевым (основные детали — картер, блок цилиндров, патрубки) и для своего времени отличался множеством прогрессивных решений. Также на модификацию под индексом М21 устанавливалась автоматическая трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором.
ГАЗ-М21А — такси с двигателем ЗМЗ-21 (на базе ГАЗ-21В).
ГАЗ-М21Д — экспортная модификация с форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Оформление дополнено поясным хромированным молдингом.
ГАЗ-М21Е — экспортная модификация с двигателем 80 л.с. и автоматической КП.
Автомобиль ГАЗ-М21 второго «выпуска» производился с 1959 по 1962 годы. «Выпуск» 1958-1959 годов считают переходным. Изменения внедрялись постепенно и касались оформления кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения электропроводки («переполюсовка» в 1960-м году, на кузов стал подаваться «минус», что уменьшило потери тока и интенсивность коррозии металла). Общий объем производства автомобилей второго «выпуска» составил 160 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21И — базовая модель.
ГАЗ-М21А — такси.
ГАЗ-М21 — автомобиль с АКП. Неизвестно, выпускался ли он в действительности (информация об этом отсутствует).
ГАЗ-М21Е — еще одна модификация с АКП, выпущенная очень ограниченной серией.
ГАЗ-М21У — модификация «люкс» с улучшенной отделкой, но с обычным двигателем.
ГАЗ-М21К — экспортная модификация с двигателем 75 или 80 л.с. и дополнительными элементами отделки (хромированные вставки). Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг (олень не всегда устанавливался и на автомобили второго «выпуска» — его убрали из соображений безопасности). Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21Л — основной серийный седан.
ГАЗ-М21Л — экспортная модификация.
ГАЗ-М21У — модификация «люкс», отличалась от серийного автомобиля молдингами на крыльях.
ГАЗ-М21Т — модификация такси с раздельными передними сидениями. Пассажирское переднее сидение складывалось, освобождая место для перевозки груза.
В 1962 году на базе ГАЗ-М21 был создан и поставлен на конвейер автомобиль ГАЗ-М22 с кузовом «универсал». Он выпускался в различных вариантах — как «гражданский» автомобиль общего назначения, как «скорая помощь», автомобиль сопровождения самолетов для аэропортов и так далее.
Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 — скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.
ГАЗ-21 — базовый вариант.
ГАЗ-21С — экспортная модификация с улучшенной отделкой и комплектацией. Двигатель мощностью 85 л.с.
ГАЗ-21УС — модель с улучшенной отделкой для внутреннего рынка и частично для экспорта. Двигатель 75 л.с.
ГАЗ-21Т — модификация для такси.
ГАЗ-21ТС — экспортный вариант такси (поставлялся во многие страны мира, в том числе в Финляндию, ГДР).
В 1968 году была выпущена первая небольшая партия автомобилей новой модели ГАЗ-24 (по обходной технологии). До 1970 года обе модели выпускались параллельно. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 всех модификаций был прекращен.
Особенности конструкции — недостатки и достоинства
Количество модификаций автомобиля ГАЗ-21 чрезвычайно велико. По сути, под общим именем «Волга» ГАЗ выпускал схожие внешне и по базовым характеристикам разные автомобили. Например, ГАЗ-23, построенный на агрегатах ГАЗ-13 «Чайки» обладал скоростными характеристиками, которые свойственны современным легковым автомобилям. А ГАЗ-М21 первых опытных выпусков мало чем отличался по тем же скоростным характеристикам от серийной ГАЗ-М20 «Победы».
В конструкции «Волги» всех «выпусков» было много архаичных даже для тех лет черт. В частности, на «Волгу» с большим запозданием пришли телескопические амортизаторы (вместо рычажных). Автоматическая КП так и не прижилась (советские автомобилестроители так и не смогли освоить ее массовое производство). Гидропривод тормозов и рулевое управление не оснащалось усилителями, управление тяжелой машиной требовало от водителя физических усилий. Стояночный тормоз центрального типа (барабанный тормоз, схожий по устройству с колесным, устанавливался на хвостовик КП и воздействовал через карданный вал на ведущий задний мост) был неэффективен и ненадежен. При попытке аварийной остановки автомобиля стояночным тормозом, последний ломался. До 1960 года «Волга» оснащалась системой централизованной смазки — приводимой в действие специальной педалью. Это решение применялось на зарубежных (немецких) автомобилях 30-40-х годов. Наконец, трехступенчатая МКП имела синхронизатор лишь для двух высших передач, что для второй половины 60-х годов было совершенно устаревшим решением.
Однако, были и настоящие открытия. Конструкторам «Волги» удалось создать автомобиль, который привлекает внимание безупречным дизайном и спустя сорок лет после прекращения производства машины. Высокая прочность кузова — за счет точного просчета силовых элементов — породила многочисленные мифы о «толстом металле», из которого якобы штамповались кузовные детали автомобиля (на самом деле металл применялся такой же, что и в зарубежном автостроении).
«Волга» отличалась высокой устойчивостью к коррозии — за счет специальной обработки кузова «фосфатированием». Качество окраски кузова автомобилей первого и второго «выпусков» таково, что некоторые из них не требуют перекраски по сегодняшний день.
Отдельно следует упомянуть двигатель ЗМЗ-21, выпускавшийся в огромном количестве модификаций. Он нашел применение на советских микроавтобусах, устанавливался на катера, экспортировался за рубеж. Модификация этого двигателя — УМЗ-451МИ — устанавливалась на автомобили высокой проходимости УАЗ-469, которые стояли на вооружении Советской Армии.
Высокое качество изготовления ГАЗ-21, особенно второго и начала третьего «выпусков» (автомобилей первого «выпуска» осталось очень мало), высокая степень унификации деталей с автомобилями ГАЗ и УАЗ, безупречная репутация надежной машины привели к тому, что рынок автомобилей этой марки существует и сегодня. Автомобили реставрируются, поддерживаются в работоспособном состоянии, перепродаются и находят новых хозяев. Правда, лишь относительно небольшая часть владельцев ГАЗ-21 использует эти машины для ежедневной езды. В основном это экспонаты частных коллекций или машины для эпизодических выездов и прогулок.
Журнал «За рулем» о ГАЗ-21
Статья в журнале «За рулем» 1956 №3
Статья в журнале «За рулем» 1957 №3
Статья в журнале «За рулем» 1961 №3 Новое в автомобиле «Волга»
Статья в журнале «За рулем» 1962 №4
Статья в журнале «За рулем» 1963 №3 Модификации «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1965 №8 Модернизация «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1966 №9 Впрысковой мотор «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1971 №10 Подшипники «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1997 №10
Сводный указатель материалов о ГАЗ-21 (журнал «За рулем» №1, 1970)
Советская реклама «Волги» — обложка журнала «За рулем» 1956 №3
Советская реклама «Волги» — обложка журнала «За рулем» 1957 №11
Советская реклама «Волги» — обложка журнала «За рулем» 1958 №4
«Рентгеновский снимок» «Волги», «За рулем» 1958 №1
Обложка журнала «За рулем» 1961 №7
Железнодорожная версия «Волги» выпускалась на ГАЗе
Милиция
Грузовая
фургон

В конце 1958 года автомобиль ГАЗ-21 «Волга» был модернизирован, преимущественно внешне.

Изменилась форма передних крыльев в пользу увеличения колёсных арок, оформление передка стало в целом повторять внешний вид одного из прототипов 1955 года (с 16 прорезями решётки радиатора), соответственно, из-за изменения облицовки радиатора появился новый замок капота.

Салон и механическая часть остались практически неизменными, хотя постепенная модернизация не прекращалась.

В 1959 году внешнее и внутреннее оформление автомобиля ГАЗ-21 «Волга» было несколько изменено, появились такие детали, как катафоты в стёклах задних фонарей.

Сами стёкла также несколько изменились, получили иное внутреннее оребрение.

У автомобиля ГАЗ-21 «Волга» (вторая серия) был изменён фонарь заднего номерного знака без радиальных рёбер.

Новая панель приборов с флокированной (позднее — обтянутой кожзаменителем) верхней частью для исключения отвлекающих водителя отражений на лобовом стекле и более богато оформленным приёмником, омыватель лобового стекла.

Как и в любой модернизации, были и другие, малозаметные «невооружённым взглядом», изменения.

Модернизация узлов и агрегатов автомобиля ГАЗ-21 «Волга» произошла в 1960 году.

Машина получила современную проводку с «минусом» на массе, до этого на массе был «плюс».

Убрали централизованную смазку узлов шасси. Внесли и некоторые иные изменения и улучшения.

Кузов автомобиль ГАЗ-21 «Волга» (второй серии) был усилен за счёт установки специальных усилителей.

Автомобили выпуска конца 1958 года принято называть «переходными», а выпуск 1959-1962 годов — «второй серией».

Всего было выпущено чуть более 140 тысяч машин ГАЗ-21 «Волга» всех модификаций.

Приблизительно одновременно с выпуском «переходных» машин «Волги» стали комплектоваться кузовом с «коротким» водостоком, заканчивающимся задолго до задних крыльев.

Часть автомобилей ГАЗ-21 «Волга» (второй серии) также имела двухцветную окраску.

ГАЗ-М-21 второй серии была представлена на экспортном рынке и имела на нём определённый успех.

«Волга» модели 1958 года, по данным многих источников, получила Гран-при на выставке «Экспо ’58» в Брюсселе.

«Волга» размещённая на советском павильоне имела двухцветную красно-белую окраску и шины с белыми боковинами.
Какая серия ГАЗ-21 лучше?
Довольно странный вопрос, точнее, несколько некорректный. Принципиальной разницы между разными сериями ГАЗ-21, в общем-то, нет. Главное, чтобы автомобиль был в хорошем состоянии и предлагался по адекватной цене. Тем не менее, если имеется возможность выбрать…
Тут стоит учесть две стороны медали:
1. Эстетика
Как говорится, о вкусах не спорят, поэтому здесь выбор будет осуществляться исключительно на основании личных предпочтений (не стоит забывать при этом, что большая часть автомобилей ГАЗ-21 внешне напоминает третью серию). Итак, первая серия ГАЗ-21 отличается монументальностью и торжественным внешним видом. При этом во внешнем дизайне четко прослеживается схожесть с экстерьером американских автомобилей, выпускавшихся в первой половине 50-х годов.
Вторая серия обладает наиболее агрессивным исполнением передней части автомобиля и декоративной решеткой радиатора, прозванной народом «акульей пастью». Выглядит неплохо, но опять же, все упирается во вкусы и предпочтения. Это последняя серия ГАЗ-21, комплектуемая на заводе декоративными оленями. Очень нарядно смотрится экспортная версия автомобиля. Сочетание на самом деле симпатичное — темный однотонный или двухцветный автомобиль, щедро украшенный хромированными накладками.
Автомобили из третьей серии не похожи на предшественников. При разработке дизайна этой серии использовали очертания ГАЗ-13 («Чайки»). Машины из этой серии выглядят спокойнее, можно даже сказать, солиднее. Подобное впечатление складывается из-за консервативного бампера без клыков, более привычной решетки радиатора, которая представляет собой набор вертикальных перемычек. Элегантность и вальяжность всех автомобилей этой серии достигнута за счет применения в дизайне кузова плавных обводов в сочетании со стремительными линиями. Экспортный вариант пестрит хромированными элементами, делающими машину яркой и бросающейся в глаза.
По мнению большинства автомобильных дизайнеров, такое количество хрома противоречит одной из основных особенностей серии — достижение индивидуальности автомобиля путем проектирования удачных очертаний кузова, а не украшений хромом. Именно поэтому стандартные версии автомобилей лучше всего смотрятся в мягких пастельных тонах. Морская волна, серый, голубой, салатовый, бежевый и белый — вот основная палитра, применявшаяся для окрашивания автомобилей третьей серии. Кстати, среди этой серии двухцветные автомобили встречаются весьма нечасто. Да, первые автомобили серии, помимо всего прочего, отличаются более короткими водостоками и оригинальным оформлением дверей.
2. Практика
Автомобили ГАЗ-21 первой серии, выпущенные в период с 1956 по 1958 год — большая редкость, практически музейный экспонат. Найти такую «Волгу» трудно, а содержать и обслуживать сложно. На этих машинах не устанавливался даже механизм омывания лобового стекла. Да-да, это действительно так — механизм стеклоочистителя есть — а омывателя — нет. Большая часть узлов и агрегатов не взаимозаменяема с аналогами в более молодых моделях ГАЗ-21, а найти хромированные детали к автомобилю третьей серии — большая удача.
Вторая серия ГАЗ-21 (годы выпуска1959–1962) может быть условно разделена на две части. Более старые автомобили практически полностью повторяют комплектацию первой серии ГАЗ. На них устанавливались рычажные амортизаторы, центральная система смазки ходовой части, а «плюс» электрической системы находился на кузове. Автомобили второй серии, выпущенные после 1960 года, технически несколько совершеннее. Для окраски этих машин применялась синтетическая эмаль, в то время как автомобили старых версий окрашивались нитроэмалью.
Последняя, третья серия ГАЗ-21 (1962–1970), самая многочисленная и распространенная. Таких автомобилей довольно много, запасные части и расходные материалы к ним — не проблема. Многое подойдет от современных моделей ГАЗ (смотрите таблицу взаимозаменяемости). Волги третьей серии могут похвастаться более мощным двигателем, телескопическими амортизаторами и современной оптикой. Все автомобили ГАЗ, выпущенные после 1965 года, считаются наиболее совершенными с технической точки зрения. В них улучшена система отопления и вентиляции салона, радиоприемник оснащен УКВ-диапазоном, а кузов гораздо прочнее, чем у автомобилей, выпущенных ранее.
Итак, если нужен автомобиль для ежедневной эксплуатации, простой в эксплуатации и ремонте, несомненно, выбор очевиден — ГАЗ-21 третий серии, выпущенный после 1965 года. А вот автомобили первой серии больше всего подходят коллекционерам. Ну а двойка, в частности, поздние варианты второго выпуска — это определенный компромисс между ретро и автомобилем на каждый день.
Газ 21 (2 серия) — Отель и музей «Легенды СССР»
Газ 21 (2 серия)
Автомобили выпуска конца 1958 — самого начала 1959 года принято называть «переходными», а выпуск 1959 — 1962 годов — «второй серией» (вторым выпуском). В конце 1958 года автомобиль был модернизирован, преимущественно внешне. Изменилась форма передних крыльев в пользу увеличения колесных арок, оформление передка стало в целом повторять вешний вид одного из прототипов 1955 года (так называемая «акулья пасть», с 16 прорезями решетки радиатора), соответственно из-за изменения облицовки радиатора появился новый замок капота. Салон и механическая часть остались практически неизменными, хотя постепенная модернизация не прекращалась. Всего было выпущено чуть более 140 тысяч машин всех модификаций. Часть автомобилей «второго выпуска», как и «первого», имела с завода двухцветную окраску.
Тогда же начали производство модификации для экспорта с форсированным путем увеличения степени сжатия мотором. Ее индекс – М-21Д.
В 1958 году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена «Гран-при». Учитывая, что подобные выставки собирали весь цвет мировой индустрии, а конкурса «Автомобиль года» еще не выдумали, то лучшими автомобилями 1958-го года, по крайней мере в Европе, можно считать «ГАЗ-21»
В Бельгии «Волгу» окрестили «танком на колесах». В Финляндии и Норвегии — «танком во фраке». В Англии, где было продано 15 автомобилей (модификация с правым рулем «21П»), о «Волге» говорили как о «рабочей лошади». (Для экспорта в страны с левосторонним движением было выпущено около 100 машин, значительная часть которых ушла в Индонезию). Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая.
Модельный ряд ГАЗ-21 «Волга» 1964 года практически без изменений выпускали до конца производства. Последний ГАЗ-21 «Волга» сошел с конвейера Горьковского автомобильного в 18 часов 40 минут 15 июля 1970-го года. Это была модификация 21УС цвета «антрацит». Всего за 13 с половиной лет было выпущено 638 875 автомобилей М (ГАЗ) – 21 и его модификаций.
Фото
Характеристики
Показать ▼ Скрыть ▲Двигатели
Название: | ГАЗ-21Б (До конца 1957 г.) | ЗМЗ-21/21А | ЗМЗ-21Е, -21Д (экспорт) | Perkins (только Бельгия) | Rover (только Бельгия) | Peugeot-Indenor (только Бельгия) |
Топливо: | Бензин | Бензин | Бензин | Дизель | Дизель | Дизель |
Объём: | 2 432 см3 | 2 445 см3 | 2 445 см3 | — | 2 300 см3 | 1 900 см3 |
Макс. мощность: | 65 л. с., при 3800 об/мин | 70-75 л. с., при 4000 об/мин | 80-85 л. с., при 4000 об/мин | — | 63-65 л. с. | 58 л. с. |
Макс. крутящий момент: | 158 Н·м, при 1800 об/мин | 170 Н·м, при 2200 об/мин | 166,7 Н·м, при 2200 об/мин | — | — | — |
Макс. скорость: | 120 км/ч | 130 км/ч | 135 км/ч | — | — | — |
Рекомендуемое топливо: | А-72 | А-72, А-76 | А-80, АИ-92 | — | — | — |
Трансмиссия:
Механическая: | 3 ступени |
Передаточные отношения: | |
Главная передача: | 4,55 |
1 передача: | 3,12 |
2 передача: | 1,77 |
3 передача: | 1,00 |
Задняя передача: | 3,74 |
Автоматическая: | 3 ступени |
Только с V8 от ГАЗ-23 | |
Передаточные отношения: | |
Главная передача: | 3,38 |
1 передача: | 2,84 |
2 передача: | 1,62 |
3 передача: | 1,00 |
Задняя передача: | 2:1 |
Габариты и масса:
Длина: | 4810-4830 мм |
Ширина: | 1800 мм |
Высота: | 1610 мм |
Дорожный просвет: | 190 мм |
Колёсная база: | 2700 мм |
Колея передняя: | 1410 мм |
Колея задняя: | 1420 мм |
Масса: | 1450 кг |
Газ 21 история создания
Газ 21 создавался на смену уже устаревающей Победе. Изначально была задумана глубокая модернизация автомобиля.
Прототипы
Какой могла бы стать «Волга».
Победа-НАМИ
По заказу Министерства автомобильной промышленности, в 1948 году специалистами НАМИ был разработан проект модернизации «Победы».
Проект заведующего отделом перспективных автомобилей Юрия Долматовского назывался «Улучшение внешнего вида автомобиля М-20», а сам автомобиль получил обозначение «Победа-НАМИ».
Из Победы сделали классический трехобъемный седан, сохранив большинство кузовных и технических элементов. Процесс дошел до создания двух ходовых экземпляров, а затем работы по «улучшению» были прекращены.
Позже документация была передана Польской компании FSO, которая с 1951 года собирала лицензионные копии Газ М-20 под названием Warszawa.
-
- FSO Warszawa.
Готовится статья про FSO Warszawa.
М-21 «Победа-II»
Следующая попытка модернизации была доведена до натурального гипсового макета – создан трехобъемник с той же колесной базой, что и у М-20 (2700 мм), «Глухой» задней стойкой крыши, замысловатой пластикой задних крыльев, полуприкрытыми арками колес и четырьмя «клыками» на каждом бампере.
-
- Макет Победа-II
Было очевидно, что проект устаревал вместе с ЗИМом, на который он так походил, и должен был уступить место на макетном столе моделям совершенно иных форм. Ведь на Газе уже началась работа над перспективной «Чайкой», и машина среднего класса М-21 тоже должна была выглядеть как нечто новое.
М-21 «Звезда»
Далее свои эскизы и макет предложил английский дизайнер Джон Вильямс, но его проект тоже не был принят в работу.
-
- М-21 Звезда
-
- М-21 Звезда
-
- Другие эскизы Газ М-21 Джона Вильямса.
Волга М-21
Автомобиль в том виде, в котором началось серийное производство, к 1954 году создал художник-конструктор Лев Еремеев. Его макет был более традиционным и технологичным.
Двигатель
Готовился верхнеклапанный, полностью алюминиевый двигатель с литым коленвалом и мокрыми гильзами. Его рабочий объем – 2445 см3 – станет позже константой для всех «Волг», УАЗов, РАФов и ЕРАЗов.
Среди особенностей экспериментального мотора – полусферическая камера сгорания, цепной привод распредвала и разнесенные по разные стороны головки коллекторы (так что выхлопная труба у опытных машин шла по левому борту).
На 70-м бензине он должен был развивать 70 л.с. У «Победы», было только 52 л.с., разница почти 40%.
Трансмиссия
На Газ-21 планировали использовать автоматическую коробку переключения передач, а «механику» только для автомобилей серии такси, для экономии топлива.
Механическую коробку с наименьшими изменениями взяли от «Победы».
«Автомат» планировали собрать по образу и подобию специально закупленного американского автомобиля Ford Mainline последней модели. Попытка спарить КПП от Форда со 130 сильным двигателем, с газовским мотором закончилась еще на стенде: двигателю не хватало мощности для того чтобы привести в движение механизмы коробки. Следовательно, предстояло проектировать гидротрансформатор заново.
Забегая вперед, автомобилей с автоматической трансмиссией было выпущено около 700, по другим данным около 3000.
К автоматической коробке претензий не было, основная проблема в возможностях автосервисов и снабжении спецмаслами. Машина с такой коробкой могла обслуживаться только в Москве, Ленинграде и Горьком.
С чего скопировали!?
Самая большая загадка во всей этой истории – с какого автомобиля «содрана» Волга М-21? Вопрос до сих пор волнует многих скептиков и апологетов «золотого века» советского автопрома, потому как недоказуемо ни одно ни другое: «драли» или нет.
С одной стороны, Газ-21 не имеет конкретного аналога. С другой – Волга, несомненно «проамериканский» автомобиль: достаточно сравнить компановки, салоны, органы управления, декор, сечения коробов и разъемы панелей.
Есть некоторое сходство с автомобилями Ford, Mercury и другими.
-
- Ford Mainline 1952
-
- Ford Mainline 1953
-
- Mercury Monterey 1953
Очевидно, что примером и источником вдохновения для создателей Волги был Детройт. Волга воплотила в себе черты американского и европейского дизайна, но всё же была самобытной.
Сообщение о выпуске нового автомобиля
Интересным образом для массового потребителя сообщили о новом автомобиле. Якобы в 1955 году некий Карло Моргаро задал вопрос в журнал «Советский Союз» о том, как себя чувствует советский автопром.
В мае 1955 года был опубликован ответ, что готовится выпуск новой пятиместной легковушки.
Испытания
3 мая 1955 года начались сравнительные испытания «Волги». Для этого были собраны 3 автомобиля, причем два с автоматической трансмиссией и только один с «механикой».
В ходе испытаний для сравнения тестировались Газ М-20 «Победа», Зим, и 3 американские машины — Ford Mainline, Chevrolet Power Glide, Standard Vanguard.
-
- Первые прототипы во время испытаний.
Причем автомобили тестировались и на асфальте, и в жестких условиях, машины ездили по грязи и глубоким колеям.
-
- Испытания предсерийных прототипов
-
- Испытания прототипа Волги в грязи.
Расход топлива на Газ 21 измерялся с помощь стеклянной колбы, а километраж фиксировался с помощью пятого колеса.
Одним из важных пунктов испытаний был пробег Москва – Крым – Москва.
-
- Во время пробега Москва-Крым-Москва
Пробег составил около 8500 километров.
Журнал «Огонек», корреспондент которого сопровождал автопробег, в июле опубликовал:
«В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза «Путь к коммунизму», в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости.»
Другие фотографии предсерийных прототипов Газ-21:
Приёмка на государственной комиссии
В 1955 году, после того как первые собранные автомобили успешно прошли испытания и хорошо себя в них проявили, для решения дальнейшей судьбы, их должны были представить на одобрение в кремль, на государственную комиссию по приёмке.
Комиссию на тот момент возглавлял министр обороны СССР Г.К. Жуков.
По одной из версий Жукову не понравилась облицовка радиатора с якобы звериным оскалом, по другой версии Николай Булганин — председатель Совета Министров СССР, сказал: «А что это у вас «Волга» беспартийная?». В любом случае известно, что на завод была передана срочная директива с требованием изменить решетку радиатора в течении двух недель.
По прошествии этого срока был показан автомобиль со звездой на решетке.
-
- Прототип со звездой на решетке
Какие могут быть вопросы к пятиконечной звезде в советском союзе? Так в 1956 году начался серийный выпуск Газ-21 первой серии в народе именуемой «звезда».
Выпуск и начало продаж
10 октября 1956 года были собраны первые три «Волги», а до конца года мелкосерийно собрали еще две машины.
Массовое серийное производство началось в 1957 году, приблизительно в марте. С марта по июнь выпускались промежуточные версии с расточенным нижнеклапанным двигателем мощностью 65 л.с. Было выпущено около 1100 машин.
Далее на ГАЗе смогли полностью освоить выпуск нового двигателя. Отличия от экспериментального:
- Шестеренчатый привод распредвала;
- Клиновидная форма камеры сгорания;
- Изменилась компоновка коллектора;
- Легче на 15 кг.
На бензине А-70 развивал мощность 70 л.с., а экспортная модификация мотора, рассчитанная на бензин А-80 – 80 л.с.
К началу продаж Газ 21, собственно и до конца выпуска, далеко не каждый мог позволить себе купить такой автомобиль, однако это не отменяло огромные очереди.
Экспорт
В скором времени начался и экспорт машин за рубеж. Достаточно дешевый автомобиль для западных покупателей, по цене как например Фольксваген Жук, но гораздо больше, современней, качественней и т.д. но продажи были очень низкими.
Причина оказалась в звезде на решетке радиатора, которая стойко ассоциировалась на западе с советским союзом.
В ноябре 1958 года решетка радиатора снова изменилась, причем выглядеть стала почти как на приемке в кремле.
-
- Газ-21 второй серии
Новую решетку радиатора в народе прозвали «китовая пасть». Так появилась «Волга» второй серии.
Третья серия
В 1962 году Лев Еремеев предложил свой вариант «рестайлинга» в ходе которого машина преобразилась. Внешне изменились эмблема, бампера и опять же решетка радиатора.
-
- Газ 21 третьей серии
-
- Газ 21 третьей серии
-
- Газ 21 третьей серии
Автомобили третьей серии начали выпускать в апреле 1962 года и без значительных изменений машина оставалась на конвейере до июля 1970 года.
-
- Последняя Волга Газ-21 на конвейере
С появлением ГАЗ 21 люди в СССР начали более массово путешествовать на автомобиле. С раскладывающимся пружинным диваном в салоне образовывалось практически полноценные спальные места. Волга отлично подходит для путешествий совмещает в себе комфорт, плавность хода, просторный салон, а вместе с тем надежность и ремонтопригодность в любом месте.
1. Базовая информация
Номер модели: 21MX
Состояние: новый
Индивидуальный: Индивидуальный
Материал: углеродистая сталь
Цвет: зеленый + серый
Торговая марка: Huaxin
Транспортная упаковка: Стандартная экспортная упаковка
Происхождение: Китай
Код ТН ВЭД: 8481100001
2. Описание продукта
2.1 Особенности конструкции:
— Саморазвивающийся
— Высокоточный
— Давление можно регулировать
— Безопасный и стабильный
— Визуализированный и высокоточный
2.2 Технические параметры:
Модель №: 21MX Серия
Выходной поток | 50 л / мин |
Давление на входе | 0,4-0,8 МПа |
Давление на выходе | 0,3 МПа |
Подходящий газ | Ar + CO 2 / Ar + He / Ar + O 2 / Ar + H 2 / N 2 + CO 2 / N 2 + O 2 / N 2 + Ar / N 2 + H 2 и другие газы с двумя элементами Смешивание |
Диапазон распределения | 0-10, 0-30, 0-50 , 0-100 |
Точность пропорционального распределения | ± 0.5-1,0% (проектирование в соответствии с газовыми и технологическими требованиями) |
Тип соединения | Фланец из нержавеющей стали |
Габаритный размер | Конструкция в зависимости от расхода газа |
Дисплей | Набрать |
21MX Серия газа Смеситель | ||||||||||
Модели | Применимое газа | Диапазон Ratio % | Precision % | Давление на входе МПа | Давление на выходе МПа | Выходной поток л / мин | Метод отношения | |||
21MX-1 | Ar + CO2 | 0-100 | ± 1.0 | 0,4-0,8 | 0,3 | 25 | Поворотная ручка | |||
21MX-2 | Ar + O2 | 0-10 | ± 0,5 | 0,4-0,8 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3000000 Поворотная ручка | ||
21MX-3 | Ar + He | 0-30 | ± 0.5 | 0.4-0.8 | 0.3 | 25 | Поворотная ручка | |||
0-10 | ± 0.5 | 0,4-0,8 | 0,3 | 25 | Поворотная ручка | |||||
21MX-5 | N2 + h3 | 0-10 | ± 0,5 | 0,4-0,8 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3000 | 0,3000 000 Поворотная ручка | |
21MX-6 | N2 + Ar | 0-50 | ± 1.0 | 0.4-0.8 | 0.3 | 25 | Поворотная ручка |
9021 90 907Модель №.: 21MX Состояние: Новый Индивидуальные: Индивидуальные Материал: углеродистая сталь Цвет: зеленый + серый Торговая марка: Huaxin Транспортная упаковка: стандартная экспортная упаковка Происхождение: Китай HS Код: 8481100001 Номер модели: 21MX Состояние: новый Индивидуальный: Индивидуальный Материал: углеродистая сталь Цвет: зеленый + серый Торговая марка: Huaxin Транспортная упаковка: Стандартная экспортная упаковка Происхождение: Китай Код ТН ВЭД: 8481100001 |
— Высокая точность
— Давление можно регулировать
— Безопасный и стабильный
— Визуализация и высокая точность
Ar + CO 2 / Ar + He / Ar + O 2 / Ar + H 2 / N 2 + CO 2 / N 2 + O 2 / N 2 + Ar / N 2 + H 2 и другие газы с двумя элементами Смешивание
— Высокоточный
— Давление можно регулировать
— Безопасный и стабильный
— Визуализированный и высокоточный
Ar + CO 2 / Ar + He / Ar + O 2 / Ar + H 2 / N 2 + CO 2 / N 2 + O 2 / N 2 + Ar / N 2 + H 2 и другие газы с двумя элементами Смешивание
1. Базовая информация
Номер модели: 21MX
Состояние: новый
Индивидуальный: Индивидуальный
Материал: углеродистая сталь
Цвет: зеленый + серый
Торговая марка: Huaxin
Транспортная упаковка: Стандартная экспортная упаковка
Происхождение: Китай
Код ТН ВЭД: 8481100001
2. Описание продукта
2.1 Особенности конструкции:
— Саморазвивающийся
— Высокоточный
— Давление можно регулировать
— Безопасный и стабильный
— Визуализированный и высокоточный
2.2 Технические параметры:
Модель №: 21MX Серия
Выходной поток | 50 л / мин |
Давление на входе | 0,4-0,8 МПа |
Давление на выходе | 0,3 МПа |
Подходящий газ | Ar + CO 2 / Ar + He / Ar + O 2 / Ar + H 2 / N 2 + CO 2 / N 2 + O 2 / N 2 + Ar / N 2 + H 2 и другие газы с двумя элементами Смешивание |
Диапазон распределения | 0-10, 0-30, 0-50 , 0-100 |
Точность пропорционального распределения | ± 0.5-1,0% (проектирование в соответствии с газовыми и технологическими требованиями) |
Тип соединения | Фланец из нержавеющей стали |
Габаритный размер | Конструкция в зависимости от расхода газа |
Дисплей | Набрать |