Разное

Уаз 469 армейский – что было и что будет — журнал За рулем

что было и что будет — журнал За рулем

АВТОПРОМ

UAZ 469: ЧТО БЫЛО И ЧТО БУДЕТ

25 лет назад с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый UAZ 469, но и сегодня вопрос о прекращении его производства не возникает. Не из какого-то местного «джипового» консерватизма — «Дефендер» от английского «Лендровера» выпускается и вовсе с 1948 года. Просто «козлик» остается воплощением принципа «от добра добра не ищут». Уж что-что, а вмененные ему обязанности утилитарного транспортного средства он выполняет железно.

Алексей СОЛОПОВ

Фото из архива завода

и Владимира Князева

Впрочем, в 1955 году таких слов еще не знали. Именно тогда начался сбор предварительной информации, которую полагалось учесть при проектировании нового «командирского автомобиля». Техническое задание выдавалось основным заказчиком (военными) и уже поэтому было секретным.

Итак, в роли «ОЗ» выступало МО (Министерство обороны), хотя при этом оно никогда не закупало больше 10% годовой продукции УАЗа. Но и автомобили сугубо гражданские, шедшие в народное хозяйство, должны были соответствовать требованиям «ОЗ», поскольку подлежали обязательной регистрации в военкоматах и мобилизации в случае войны. Только этим объясняется абсурдный в суровом российском климате тент, незащищенный от посягательств капот и еще ряд подобных особенностей.

За рубежом, где не принято побеждать числом, никому не придет в голову мобилизовать «гражданский» автомобиль. Военная техника там слишком специальна и не имеет ничего общего с цивильными «Чероки» или «Паджеро». Нашим конструкторам пришлось создавать армейский автомобиль, пригодный для гражданского использования. (Заметим в скобках, что это обстоятельство снискало ему на заре конвейерной юности комплимент одного из американских военных экспертов: «самый элегантный армейский джип».)

Но вернемся в 1955-й. С конвейера УАЗа тогда шел ГАЗ-69, производство которого передали из Горького. Менять модель собирались лет через 10–15, а то и позже. Тем не менее к этому начали готовиться. Внимательному изучению был подвергнут упомянутый «Дефендер», «Кампаньола» от ФИАТа, некоторые другие автомобили для армий НАТО.

В первых эскизах новый советский вездеход имел заднемоторную компоновку, независимую торсионную подвеску всех колес и плавучий кузов. В конце 1956 года включившиеся в работу представители заказчика сказали, что машина называется «грузопассажирской», а потому должна иметь откидывающийся задний борт. Двигатель «переехал» вперед. А вот независимую подвеску, на которой, кстати, настаивал «ОЗ», воплотить в жизнь не удалось: она получилась слишком сложной, изобиловала мелкими деталями — то есть оказалась трудоемкой и малонадежной. Решили вернуться к схеме ГАЗ-69, но с увеличенным дорожным просветом. Пришлось гарантировать заказчику, что и при такой схеме можно добиться необходимой плавности хода (кстати, над шасси работал тогда молодой специалист Георгий Мирзоев, ныне — главный конструктор ВАЗа).

Первый автомобиль был представлен заказчику осенью 1960 года. Дорожный просвет признали недостаточным. Тогда родилась идея двух вариантов — «военного» «469-го» с колесными редукторами и «народно-хозяйственного» 469Б с обычными мостами. Такие образцы были построены, и в 1961 году начались испытания по привычному для заводчан маршруту через Среднюю Азию, Памир к Каспийскому морю с возвращением вдоль Волги. Кроме того, испытания на специальных трассах военного ведомства.

Устранение неполадок, вызванных в том числе и конструкторскими просчетами, заняло немало времени. Государственные испытания новый автомобиль прошел только в 1964 году: в декабре он был рекомендован к серийному производству.

Столь долгий путь к заветному вердикту Госкомиссии определялся не слабостью конструкторской базы, а жесткостью требований к армейской технике в СССР. Любопытно отметить, что испытывавшиеся параллельно иномарки были сняты с пробега по причине «неспособности дальнейшего движения в предложенных дорожных условиях». А машины-то были чисто армейские.

Но прошло еще восемь лет, прежде чем UAZ 469 сменил своего предшественника. Сам переход на новую модель был осуществлен по непривычной для отечественного автопрома схеме. Затянувшаяся подготовка производства позволила не постепенно вытеснять старую модель (что было обычной практикой), а заменить ее в одночасье: за последним ГАЗ-69 по конвейеру плыл первый UAZ 469. И плывут они до сих пор, правда, под другим индексом: в соответствии с отраслевой нормалью «469-й» после модернизации называется 3151, а народно-хозяйственный 469Б — 31512. С августа нынешнего года на легковой нитке главного конвейера УАЗа стали появляться совсем непривычные 3160, о которых мы рассказали в октябрьском номере журнала.

За четверть века произведено почти 1,3 миллиона «уазиков», снискавших марке добрую славу.

Нынешней осенью смог попасть в Книгу рекордов Гиннесса «Дефендер», забравшийся на высочайшую вершину Европы — Эльбрус (5621 м). Известно, что экспедиция готовилась больше года и стоила немалых средств. При этом как-то позабыли, что UAZ 469 побывал в этих местах Кавказа в августе 1974-го: здесь проходили его испытания на скороподъемность и способность работать на больших высотах. Перепад в 2000 м был преодолен за 38 минут. Достигнутая высота ледника — 4000 м. При этом автомобили были совершенно стандартные, без лебедок и противобуксовочных цепей. Машин было три, и всю дорогу туда и обратно они преодолели без помощи вертолетов.

Это — пример из ряда экстремальных. Но именно «469-й» своей надежностью и проходимостью породил известное высказывание: «Чего только не придумают эти русские, лишь бы не строить дорог!»

Самое время задать вопрос: близится ли конвейерная кончина славного «469-го»? Ответ короток и однозначен — «нет».

Относительно спокойно автомобиль выпускался в 1972–1975 годах. Дальше начались модернизации. Из приведенной таблицы видно, что наибольшее количество улучшений приходится на последние пять лет — в условиях рынка основной заказчик, не забирающий теперь и 10% выпускаемых машин, уже не может диктовать свои ограничения. Заводу необходимо отслеживать запросы потребителя, которому недостаточно плавности хода, рассчитанной для артиллерийского боевого расчета с ящиком снарядов и пушкой на прицепе. Металлическая крыша, эффективный отопитель, более удобные сиденья, потерявшая «дубовость» подвеска на малолистовых рессорах, цельное ветровое стекло, двигатель стеклоочи

www.zr.ru

УАЗ 469 на Военных Мостах, Uaz 469

ОбзорХарактеристикиВидео

В то время, как на Ульяновском автомобильном заводе вовсю производился ГАЗ-69, в головах инженеров начали зарождаться мысли о создании внедорожника следующего поколения. К 1958 году мысли плавно перетекли в действия и под пристальным надзором главного инженера УАЗа Петра Музюкина началось проектирование преемника «шестьдесят девятого».

Таким образом, начали развиваться сразу два семейства внедорожников — УАЗ-460 и УАЗ-469. В 1960 году опытные образцы этих моделей уже были готовы. Оба автомобиля имели рамную конструкцию, обеспечивающую высокий уровень жесткости, собирались из одних и тех же деталей и были похожи как две капли воды, однако модель 460 имела зависимую рессорную подвеску и задумывалась как машина для народного хозяйства, в то время как армейский 469-й инженеры одарили рычажной подвеской и торсионами. Еще одно различие заключалось в том, что УАЗ-469 имел на мостах колесные редукторы, за счет которых удалось увеличить клиренс и повысить проходимость.

На первых же испытаниях торсионная подвеска показала себя с худшей стороны. Клиренс УАЗа-469 при минимальной загрузке составлял 345 мм, однако с максимально допустимым грузом внедорожник проседал и от днища автомобиля до земли оставалось всего 20 сантиметров, чего явно было не достаточно для нужд военных. Итогом труда конструкторов стало то, что «уазик» обзавелся традиционной рессорной подвеской как спереди, так и сзади. Колесные редукторы при этом никуда не исчезли, а просвет теперь равнялся 300 мм и не уменьшался по мере загрузки авто.

Внедорожник УАЗ-469, 1973–1985

В 1964 году прошли государственные испытания внедорожника УАЗ-469, который успешно справился со всеми тестами. Что касается «гражданского» УАЗа-460, то его переименовали в УАЗ-469Б, он отличался отсутствием редукторов в мостах и неэкранированным электрооборудованием.

Военные мосты УАЗ

Выпуск новинки несколько раз откладывали — то из-за проблем с финансированием, то из-за нехватки моторов.

Наконец в декабре 1972 года состоялся долгожданный запуск конвейера, а в 1980 году новинку уже ждала легкая модернизация, в результате которой «469-й» получил новую светотехнику и небольшие корректировки в конструкции шасси. Спустя еще пять лет внедорожник подвергся серьезной модернизации, в ходе которой был добавлен гидравлический привод сцепления, тормозная система стала двухконтурной, а педали газа и тормоза «поднялись» с пола и стали подвесными. Вместе в технологической начинкой обновились и имена — УАЗ-469 и УАЗ-469Б стали зваться УАЗ-3151 и УАЗ-31512 соответственно.

УАЗ-469 имел кузов со съемным брезентовым тентом, рамки боковых стекол тоже можно было снять, а лобовое стекло откинуть на капот. В салоне было пять мест, еще два человека могли разместиться на откидывающихся сиденьях в багажнике.

Интерьер внедорожника УАЗ-469

Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем УМЗ объемом 2445 куб. см. и мощностью 72–75 л. с., коробка передач была механической, четырехступенчатой, также у машины была двухступенчатая «раздатка». УАЗ-469 имел полный привод с жестко подключаемым передним мостом.

Внедорожник экспортировался в несколько десятков стран Азии, Африки, Южной Америки. Также автомобиль продавался в Италии, местным покупателям предлагались в том числе версии с дизелями Peugeot и VM, а также с бензиновым мотором Fiat.

До 1985 года «УАЗики» в частные руки попадали редко — или ими кого-то награждали за особые заслуги, или удавалось приобрести списанные экземпляры у государственных органов. Позже внедорожник стал общедоступным, особый восторг от пользования советским неприхотливым и невероятно проходимым автомобилем испытывали люди, жившие либо в районах с плохими дорогами, либо там, где дорог вообще не было. Даже жаловаться на спартанские условия в салоне никому не приходило в голову — настолько хорошо УАЗ-469 справлялся со своим главным предназначением — покорять бездорожье. А в 1974 году прошло необычное испытание УАЗов на Эльбрусе, в ходе которого впервые на автомобиле, несмотря на жуткую погоду, узкую и скользкую дорогу и потерю мощности из-за разряженного воздуха, удалось взобраться на высоту более чем в 4000 метров.

В 2010 году в течение недолгого времени под индексом 469 в Ульяновске выпускалась упрощенная версия «Хантера» с матерчатым тентом и без пластиковой облицовки кузова. На автомобиль устанавливался бензиновый двигатель ЗМЗ объемом 2,7 литра и мощностью 112 л. с.

Внедорожник УАЗ-469, 2010

Отзывы

Интересуетесь автомобилями? Обязательно подпишитесь на наше сообщество Вконтакте и канал в Яндекс.Дзене.

Эту страницу ищут по запросам: цена УАЗ-469, характеристики автомобиля, подробная информация о модели УАЗ-469.

Популярное на сайте

Чем отличаются военные мосты УАЗ от «гражданских»

УАЗ. Отличия военных мостов от гражданских

12 Апреля 2010 03:04Автор: Администратор  /  Просмотры: 705

УАЗ-Клуб: История создания

21 ноября 2004 года, нашедшие друг друга на российском ресурсе «УАЗбука» Гриша, Игорь, Сергей и Саша встретились в Киеве, чтобы посмотреть друг на друга, показать машины, познакомиться. Для того, чтобы общаться непрерывно и удобно, был создан сайт и форум . Постепенно деятельность клуба набирала обороты — на форуме регистрировались новые люди, начали проводиться первые совместные выезды на природу людей, именуемых себя УАЗоводами. Приезжать на клубные встречи и общаться в форуме активно стали и владельцы автомобилей других марок.

В итоге, в марте 2006 года активистами было принято историческое решение — сконцентрироваться на «марочности» клуба, ограничив его владельцами автомобилей УАЗ. Не смотря на то, что на тот момент такое решение вызвало ряд конфликтов, после этого Клуб стал развиваться в нужном направлении.

Сосредоточенность именно на УАЗах привлекла интерес к Клубу и клубному форуму людей из различных регионов страны, неравнодушных к авто этой марки — на встречи стало приезжать все больше авто, регулярно стали проводиться клубные встречи, организовывались различные мероприятия.

После двухлетия клуба, к движению примкнули новые люди с новыми интересами и увлечениями, компания УАЗоводов становилась все крупнее и разношерстнее. Для более демократичного принятия решений, была сформирована структура управления Клубом, где ведущая роль была делегирована Совету — выборному органу, состоящему из трех человек, которые выбираются ежегодно общеклубным голосованием.

Весной 2007 поменялся состав Совета Клуба, и уже в обновленном составе УАЗ-Клуб провел свою первую крупную вылазку — поездку в Карпаты. Не смотря на то, что количество участников было небольшим, тем не менее, поездка сформировала новый костяк организации, а также заразила любовью к Карпатам, которые манят своей красотой, и к куда мы возвращаемся снова и снова.

Та первая поездка в Карпаты вывела на новый уровень и «будничные» клубные мероприятия. Несколько мероприятий стали для Клуба знаковыми. 24 августа 2007 года было проведено ночное ориентирование по легенде, получившее название «Ночь независимости». А осенью того же года мы снова вернулись в горы — приехали посмотреть на только зарождавшееся тогда Горган Трофи.

Постепенно машины представителей УАЗ-Клуба наращивали мышцы — становились все более проходимыми. Клуб стал активно участвовать во встречах, организованных другими внедорожными клубами. Так, в мае 2008 года мы снова в Карпатах — уже в составе международного трофи-рейда «Карпатский Кордон». Постепенно клубная техника начинает принимать участие и в официальных встречах и спортивных состязаниях. Осенью 2008 года Клуб не мог не участвовать в уже знаменитом Горган Трофи 2008, на сей раз уже выставив свою команду. Не смотря на то, что взять призовые места не удалось, удовольствие получили все — и непосредственные участники соревнований, и многочисленная группа поддержки.

Киевляне встречаются по вторникам в «Академии» на Подоле, львовяне — по средам в «Картопляный Хате».

1990 УАЗы военные — стояли на консервации в воинской части

На сегодняшний день представители УАЗ-Клуба есть уже во многих городах Украины: от Ужгорода до Луганска и от Чернигова до Ялты, и эта география постоянно расширяется, и к движению примыкают люди из самых различных уголков страны.

Спецификой Клуба, да и всех УАЗовладельцев мира, является особое отношение к матчасти. Не смотря на то, что как мелочевку, так и крупные узлы и агрегаты к УАЗу можно найти в любом селе, заменять ее, скорее всего, придется самому, и часто не в теплом гараже. Поэтому, не зависимо от своего основного рода занятий, собственнику УАЗа судьбой написано хотя бы изредка собственноручно уделять внимание своему железному любимцу.

УАЗ-3171

Во второй половине 1970-х годов на Ульяновском автозаводе начали разработку нового внедорожника, который мог бы стать альтернативой модели 469.

Вояки на Уаз — плюсы и минусы

Инженеры решили изменить компоновку машины и сместить силовой агрегат в пределы колесной базы с таким расчетом, чтобы на одной платформе можно было создавать и капотные, и бескапотные автомобили.

В итоге был разработан трехдверный внедорожник с постоянным полным приводом, зависимой рессорной подвеской и новыми колесными редукторами, позволившими увеличить дорожный просвет до 325 мм. Планировалось, что у машины будет две версии: гражданская УАЗ-3170 и военная УАЗ-3171.

Министерство автомобильной промышленности отказалось давать ход проекту, но разработками заинтересовались в Министерстве обороны, официальный заказ от военных появился в 1981 года.

Минобороны выдвинуло свои требования к машине, и инженерам УАЗа пришлось перекраивать конструкцию — двигатель переехал на традиционное место над передней осью. Гражданская версия по-прежнему была в работе, но уже под тем же индексом УАЗ-3171.

Итогом нескольких лет работы стала постройка в 1988 году четырех прототипов внедорожника. Военный вариант имел мягкий верх, двухместный салон и багажный отсек с лавками на шесть человек. Гражданская машина отличалась прямоугольными фарами, металлическим верхом и традиционным пятиместным салоном.

Два прототипа УАЗ-3171 были оснащены опытным турбодизелем УМЗ-НАМИ-440.10 (2,4 литра, 92 л. с.), а две машины — бензиновым мотором УМЗ-4179 (2,4 литра, 90 л. с.) Первоначально в качестве силового агрегата рассматривался и 2,9-литровый двигатель УМЗ-421 мощностью 100 л. с.

В 1989 году Министерство обороны отказалось от проекта по созданию нового внедорожника, а своими силами УАЗ не мог организовать запуск производства модели.

Интересуетесь автомобилями? Обязательно подпишитесь на наше сообщество Вконтакте и канал в Яндекс.Дзене.

На данной странице указана информация о концепт-каре УАЗ-3171, не являющемся серийной моделью.

Эту страницу ищут по запросам: цена УАЗ-3171, характеристики автомобиля, подробная информация о модели УАЗ-3171.

Популярное на сайте

Статьи по теме:

  • УАЗ ПАТРИОТ ТРОФИ

    УАЗ Патриот 2015-2016 года — глобальный рестайлинг внедорожникаОписание агрегата, который попал в мои руки.Автомобиль: УАЗ…

  • НОВЫЙ УАЗ ПАТРИОТ

    Новый УАЗ ПатриотРедкий импортный внедорожник может соревноваться с отечественным УАЗиком по проходимости. С прошлого века…

  • УАЗ ХАНТЕР ПОБЕДНАЯ СЕРИЯ

     УАЗ Победная серия: совершенная дань памяти. Автомобили УАЗ Победная серия были выпущены в честь юбилея…

  • ЛАСКОВОЕ ПРОЗВИЩЕ УАЗ 469 В НАРОДЕ

    Ульяновский автомобильный завод, известный в том числе производством легендарных армейских внедорожников, вернул на конвейер уже…

myavtoreviews.ru

Чем военный УАЗ от своей мирной копии

Прежде чем говорить о конкретных моделях автомобилей УАЗ, разработанных или доработанных специально для армии, стоит сказать, что Ульяновский автомобильный завод, в целом, в своей деятельности был нацелен на то, чтобы удовлетворить потребности Министерства обороны. Гражданские автомобили УАЗ — это, грубо говоря, побочный эффект, особенно в советское время. В условиях же свободного рынка автомобилестроителю не оставалось ничего лучшего, как перестроить мощности на удовлетворение запросов «мирных» клиентов. Но даже сейчас УАЗ активно сотрудничает с государством, поставляя для армии автомобили высокой проходимости.

История военного УАЗа началась в середине 20-го века. В первую очередь к армейский моделям этой марки автомобиля следует отнести УАЗ-469 и УАЗ-3151.

Именно УАЗ-469 стал к 70-м годам 20-го века основным авто для командования в странах Восточной Европы, входивших в блок Варшавского договора. Его предшественником в упомянутой роли до этого был ГАЗ-69.

В 1964 году было произведено несколько опытных моделей, на основании которых в 1972 году начался серийный выпуск УАЗ-469 и УАЗ-469Б. В 1985 году начали производить УАЗ-3151. А с 2003 года выпускается УАЗ-315195 Хантер, который в 2010 году, к 65-ти летию Победы в ВОВ модернизировали и выпустили в ограниченной серии под индексом 315196.

История развития военного УАЗа


Выше было отмечено, что первые опытные модели УАЗа-469 были выпущены в 1964 году. Однако, разработки начали вести еще в 50-х годах 20 века. Первый образец, названный УАЗ-460 был сконструирован в 1958 году. За основу, видимо, был взят американский Джип. Советская машина получилась мощной, способной перевозить людей и грузы по внедорожью, а также тянуть за собой прицепы и легкие орудия. Но удобностью и комфортом автомобиль похвастаться не мог.

В 1964 году была выпущена пробная партия доработанных авто, получивших названия УАЗ-469. Кстати, в автомобильной прессе, уже на следующий год, можно было встретить изображение данной машины и узнать о некоторых технических характеристиках. Это удивительно, если учитывать тот факт, что в серийное производство машин начнется только лишь спустя 8 лет.

Базой для УАЗа-469 образца 1972 года стала надежная и передовая для тех лет 21-я Волга. Возможности УАЗа восхищают и удивляют. Например, в 1974 году несколько машин в базовой комплектации, то есть без антипробуксовочных цепей, лебедок и прочего, смогли подняться на один из ледников Эльбруса, на высоту 4, 2 километра.

В 1985 году армейский внедорожник от Ульяновского автозавода начал выпускаться под названием УАЗ-3151.
УАЗ-3151

История УАЗ-469 заканчивается в начале 21-го века. В 2010 году выпускается ограниченная партия УАЗ-315196, который имеет ГУР, пружинную подвеску, дисковые передние тормоза, 112-сильный двигатель, разрезные мосты Тимкен. А уже в 2011 году данная модель исчезает с рынка, в связи с тем, что указанная партия в 5000 машин полностью распродана. УАЗ, в плане армейских автомобилей, начинает специализироваться на модели Хантер Классик.

Технические характеристики модели 469


Модель УАЗ-469 имеет пятиместный открытый кузов. По сути — это кабриолет. В качестве крыши используется мягкий тент из брезента, а 4 боковые двери имеют остекленные надставки. Пятая задняя дверь используется для погрузки багажа. Кроме того, в заднем отсеке автомобиля имеются откидные сиденья, на которых может разместиться еще два пассажира. Лобовое стекло откидывается на капот. Здесь можно вспомнить американский «Виллис», у которого, также, можно откинуть ветровик на капот, с целью повышения маскировки автомобиля на местности.

Рама модели очень прочная, не подвержена скручиванию. Двигатель 4-х цилиндровый объемом 2, 5 литра, способный выдавать мощность в 75 лошадиных сил, работает на бензине. Сцепление — однодисковое. КПП — механическая, 4-х ступенчатая. Имеется 2-х ступенчатая раздатка.

Так как автомобиль разработан для армии, то на него установлены 2 топливных бака, объемом 39 литров каждый. Если учитывать, что расход топлива, в среднем, равен 16-ти литрам на 100 километров, то можно сделать вывод, что производителем предусмотрен не такой уж большой топливный запас. Впрочем, при перевозке 7 пассажиров, машина может взять на борт 100 килограмм багажа. То есть, еще несколько канистр вполне вместится. УАЗ-469 может «таскать за собой» прицеп весом в 850 килограмм.


Испытания УАЗа 469

Дорожный просвет военной модели составляет 300 миллиметров. Для создания такого клиренса было разработано и внедрено следующее:

  • двойная главная передача на ведущих мостах. Картер двигателя, при этом, широкий, но вертикальный размер уменьшен.
  • понижающие бортовые редукторы.

Ступицы переднего моста в данной модели автомобиля можно отключать для снижения расхода топлива, в случае если машина едет по хорошей дороге. Однако, уменьшение расхода было незначительным, а для отключения ступиц приходилось совершать несколько пусть и несложных, но занимающих некоторое время, манипуляций.

К 1982 году мощность автомобиля увеличилась на 2 лошадиные силы, благодаря установке нового двигателя.

УАЗ-3151


В 1985 году произошла модернизация модели 469, новый автомобиль получил название УАЗ-3151.

Изменения коснулись большинства узлов и агрегатов. Сцепление получило гидравлический привод отключения. В карданных валах появились радиально-торцовые уплотнители подшипников. Осветительные приборы улучшились и дополнились. Электрическим стал привод омывателя лобового стекла получил. Кроме этого, в авто появилось следующее оборудование:

  • две подвесные педали — сцепления и тормоза;
  • тормоза с двухконтурным приводом;
  • безопасная рулевая колонка;

Мощность двигателя стала составлять 80 лошадиных сил, что увеличило максимальную скорость до 120 километров в час.

Модификации модели


Помимо упомянутых, существовали и другие модификации отечественных военных внедорожников УАЗ.

УАЗ-469БИ с экранированным оборудованием и радиостанцией. УАЗ-469БГ (УАЗ-3152) — использовался для военно-медицинских нужд. УАЗ-469РРХ — машина радио-химической разведки.

Были и несерийные модификации. Например, УАЗ-3907 Ягуар — машина-амфибия с установленными гребными винтами. Экспортный вариант УАЗа — Марторелли, на который устанавливали, в том числе, и дизельные двигатели от Фиат и Пежо.

Рекорды


Не секрет, что советский автопром, для своего времени, был на очень высоком уровне. А когда дело касалось военных разработок, то здесь заводы Советского Союза были непревзойденными лидерами.

Так, модель УАЗ-469 установила мировой рекорд, косвенно подтверждающий высокий уровень авто:

В УАЗ-469 смогли влезть 32 человека, общим весом 1, 9 тонны. Данное событие внесено в Книгу рекордов Гиннесса. До этого в автомобиль Киа Спектра удалось вместить 23 человека.


Интересные факты


  1. В народе УАЗ-469 и его последователи получили прозвища Козлик и Бобик.
  2. В Китае, не сотрудничая с СССР, разработали и выпустили в свет автомобиль Бэйцзин, который совмещает в себе ходовую часть ГАЗ-69 и кузов УАЗ-469.

4x4ru.com

Совершенствование конструкции УАЗ-469 в период с 1972 по 1989 год

В 1972 году заслуженного ветерана ГАЗ-69 на конвейере Ульяновского автозавода сменил внедорожный автомобиль УАЗ-469 с семиместным кузовом типа фаэтон, со съемными рамками окон и складным верхом.

Сперва на конвейер встала военная версия УАЗ-469 с экранированным электрооборудованием, 72-сильным двигателем ЗМЗ-451МИ и колесными редукторами, которые увеличивали клиренс до 300 мм, но были склонны к перегреву. Полная грузоподъемность достигала 600 кг. и 2 человека или 100 кг. и 7 человек с 850-килограммовым одноосным прицепом ГАЗ-704. 

Кузов автомобиля был смонтирован на прочной и жесткой на кручение лонжеронной раме. Вездеход получил четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на 3 и 4 передачах, дополненную двухступенчатой раздаточной коробкой, демультипликатором. Такая конструкция, вкупе с удачным распределением массы по осям, обеспечивает надежное продвижение по бездорожью.

Совершенствование конструкции УАЗ-469 в период с 1972 по 1989 год.

С 1972 по 1979 года.

С 1973 года начат выпуск и гражданских версий УАЗ-469Б без встроенных колесных редукторов, клиренс 220 мм., с обычным электрооборудованием, но все тем же промокающим и продуваемым всеми ветрами откидным брезентовым верхом. Некоторую часть автомобилей для своих нужд металлической крышей оборудовало МВД. Параллельно производили также медицинский вариант УАЗ-469БГ, для перевозки врачебного персонала и одного больного на носилках.

Все автомобили УАЗ оснащали только барабанными тормозами всех колес. При длительной езде по мокрой дороге они становятся неэффективными. Достоинством УАЗ-469 и последующих моделей являлись два топливных бака по 39 литров каждый.

С 1980 по 1985 года.

С 1980 года на автомобили начали монтировать новые телескопические, взамен рычажных, взаимозаменяемые амортизаторы. Через три года автомобиль получил модернизированный двигатель модели УМЗ-414 (77 л.с.) и только в 1984 году машина получила закрытую систему охлаждения на тосоле с расширительным бачком и герметичной пробкой радиатора.

В 1985 году была проведена модернизация, все модификации получили соответственно новые индексы : военный УАЗ-469 с редукторами — 3151-01, УАЗ-469Б без редукторов — 31512-01, медицинский УАЗ-469БГ — 3152-01. Добавочный индекс 01 обозначал машины промежуточной серии, часть узлов на которых была старой конструкции.

Внешность несколько обновили: большие передние и задние фонари и боковые поворотики, раздельные фонари освещения номерного знака и заднего хода. Важнейшим новшеством стала раздельная система тормозов : двухкамерный главный цилиндр, раздельный привод на переднюю и заднюю оси и сигнальное устройство для водителя. Но из-за конструкции тормозов модернизированный кузов стал не взаимозаменяем со старым, от УАЗ-469.

Педали сцепления и тормоза сделали подвесные, на УАЗ-469 были напольные. Сцепление получило более легкий гидравлический привод. Аккумулятор перенесли на правую сторону моторного отсека. Рулевая колонка стала более безопасной — разрезной. Зеркало заднего вида получило противоослепляющее устройство. Стеклоомыватель с ножным приводом заменили на электрический.

Обязательными стали передняя и задняя дуги безопасности, входящие в каркас тента, и ремни безопасности для всех сидений. Отопитель стал более мощным. Изменен предпусковой подогреватель — его системы питания и продувки стали автономными. Система электрооборудования снабжена аварийной сигнализацией, в электропроводку введены штекеры.

С 1986 по 1989 года.

Мощность двигателя УМЗ-414.10, УМЗ-4141.10 на армейском 3151, подняли в 1986 году до 80 л.с. — изменили систему впуска, головку блока цилиндров, поршни. Гильзы цилиндров стали делать без вставок, втулки клапанов из металлокерамики, термостат получил твердый наполнитель. С 1985 года используются карбюраторы К-131 и К-131А вместо К-129В, они получили систему пуска типа ДААЗ и клапан ЭПХХ у К-131, что увеличило экономичность и снизило вредные выбросы.

Система охлаждения переведена на тосол, за счет введения расширительного бачка и герметичной пробки радиатора. Вентилятор стал четырехлопастным, но остался металлическим, хотя и менее шумным, а максимальная скорость автомобиля возросла до 110 км/ч. Улучшили центровку карданных валов и герметичность их сальников, что увеличило их ресурс.

Другие узлы шасси также были улучшены. Рессоры моделей УАЗ-31512 и УАЗ-3152 стали менее жесткими. Полностью синхронизированная коробка передач, которую предполагали освоить в конце 1980-х, еще и в конце 90-х остается мечтой для большинства владельцев. Позднее перешли на грунтование кузовов методом окунания. Проблемы с коррозией уменьшились, что немного спасало при общем невысоком качестве окраски.

С 1989 года освоен вакуумный усилитель сильно облегчивший работу водителя и модернизированы ведущие мосты без редукторов, для повышения динамики автомобиля изменили передаточное число главной пары с 4,625 до 5,125, для повышения надежности изменены параметры зацепления. Для отличия модернизированных мостов на их картерах была выштампована литера М. Их замена была возможна только в комплекте.

Похожие статьи:

  • Внедорожник Уаз-469 для военной автомобильной инспекции ВАИ.
  • Разборка, проверка и ремонт узлов генераторов 665.3701-01 и 161.3771, проверка регулятора напряжения, ротора, статора, диодного блока.
  • Внедорожник УАЗ-469, автомобиль комендантской службы воинских частей.
  • Разработки дизельных двигателей для автомобиля повышенной проходимости УАЗ-469, концепция армейского внедорожника УАЗ-469.
  • Двигатели для УАЗ-469, история создания и совершенствования двигателей УМЗ для УАЗ.
  • Одноосный прицеп УАЗ-8109, характеристики, подвеска, оборудование, регулировка затяжки подшипников ступиц колес.

auto.kombat.com.ua

УАЗ-469, СССР | Энциклопедия оружия

Первые вездеходы УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. Они пришли на смену популярному ГАЗ(УАЗ)-69. Наследник легендарного «козлика» имел открытый упрощенный кузов, а на случай непогоды были предусмотрены мягкий тент и металлические надставки, монтируемые на четыре боковые двери. Функциональные возможности «уазика» позволяли перевозить семь пассажиров и 100 кг багажа или двух седоков и 600 кг. Даже в условиях бездорожья автомобиль мог буксировать прицеп полной массой 850 кг. В передней части рамы смонтирован рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-452МИ, развивающий 75 л. с. Система зажигания мотора экранированная, а в качестве топлива используется бензин А-72 или А-76. Нашлось место и предпусковому подогревателю. Устанавливались сухое однодисковое сцепление и 4-ступенчатая коробка передач (с синхронизаторами на 3 и 4 передачах). Распределение крутящего момента между передним и задним неразрезными мостами обеспечивала раздаточная коробка, вторая ступень которой являлась понижающей. При этом передний мост был сделан отключаемым.

Для увеличения дорожного просвета до 300 мм и расширения силового диапазона трансмиссии в ступицах колес на УАЗ-469 устанавливались понижающие передачи (на гражданском варианте их нет). Гражданская версия УАЗ-469Б несколько легче из-за ведущих мостов без колесных редукторов и отсутствия экранированного электрооборудования, а также других специальных устройств. Дорожный просвет уменьшился до 220 мм.

За годы производства автомобили претерпели заметные изменения. На рубеже 80-х рычажные гидравлические амортизаторы уступили свое место телескопическим. Три года спустя в подкапотном пространстве оказался форсированный до 77 л. с. двигатель УМЗ-414, чуть позже появилась закрытая система охлаждения с расширительным бачком. В 1985 году семейство вездеходов подверглось модернизации, в результате которой не только были усовершенствованы элементы конструкции, но и другими стали обозначения моделей. Так, армейская версия получила индекс 3151, а ее гражданский собрат -31512. На машинах появились гидравлический привод выключения сцепления, карданные валы с радиально-торцовым уплотнением подшипников, новые осветительные приборы, смыватель лобового стекла с электрическим приводом, подвесные педали сцепления и тормоза, ведущие мосты повышенной надежности с измененным значением передаточного числа главной пары, тормозная система с двухконтурным приводом и сигнальным устройством, разрезная рулевая колонка, более производительный отопитель, на части машин полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, вакуумный усилитель тормозов. Ульяновские моторостроители также не сидели сложа руки — мощность двигателей семейств УМЗ-414 и УМЗ-417 повышена до 80 и 90-92 л. с. соответственно. Максимальная скорость возросла до 110-115 км/ч. В 1993 году завод выпустил УАЗ-31514 со стальной штампованной крышей, которую желающие прокатиться «с ветерком» могли демонтировать.

{jlvkcomments}

war-arms.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *