Разное

Первая волга – —21

Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Миф первый: ГАЗ М-21 «передрали» с Ford Mainline (миф)

У многих советских автомобилей были иностранные прототипы. К примеру, первые горьковские модели ГАЗ-А и ГАЗ-М1 являлись близкими родственниками американских легковушек Ford, вазовская «копейка» была доработанной версией итальянского Fiat-124, а «сорок первый» Москвич создавали на базе французской Simca-1308. Степень «родства» у всех этих автомобилей была разной, однако гласное и негласное копирование конструктивных решений и даже дизайна некоторых иномарок действительно существовало. Именно поэтому многие автомобилисты считают, что Волгу первого поколения также создавали на базе автомобиля иностранного производства – а если конкретно, то её якобы беззастенчиво «передрали» с Ford Mainline 1954 модельного года.

Кроме того, в качестве «исходников» указываются и другие американские седаны тех лет — например, Chevrolet Bel Air и Plymouth Savoy. Действительно, эти американские автомобили наряду с некоторыми другими одноклассниками тщательно изучались конструкторами Волги, причем такая практика является общепринятой в мире еще с начала ХХ века. Однако целью подобного близкого знакомства было не слепое копирование конструкции, а сравнение этих машин – в том числе, и «очная ставка» на испытаниях с опытными образцами будущей «двадцать первой». Упомянутые модели Ford и Chevrolet даже были закуплены СССР — для того, чтобы разобрать и как следует изучить автоматическую трансмиссию, которая до того времени на советских автомобилях не применялась.

На фото: Plymouth Savoy

Во внешности Волги можно найти некоторые общие элементы с «американцами», однако речь идёт не о прямом подражании, а лишь о переосмыслении актуальных на тот момент мотивов дизайна — так называемого «аэростиля», характерного для заокеанской дизайнерской школы.

Более того, по технике Волга значительно отличалась от Форда и Шевроле по простой причине — вследствие определённой унификации агрегатов трансмиссии и ходовой части с прежними горьковскими моделями вроде Победы и ЗИМ. Именно поэтому художника-конструктора Льва Еремеева нельзя обвинять ни в плагиате, ни в прямом заимствовании чужих решений. Волга снаружи была похожа на Ford Mainline не менее и не более, чем на другой современный автомобиль тех лет. Ведь при желании у нашей машины можно обнаружить много общего во внешности не только с американскими седанами одного модельного года, но и с французской Simca Vedette 1954 года, английским Standard Vanguard 1955 года и австралийским Holden Special 1956-го.

Конструкторы Волги не могли радикально пересмотреть ни компоновку, ни агрегатную базу

Предсерийные экземпляры в некоторых деталях отличались от серийного М-21. Обратите внимание на решение радиаторной решетки – не «звезда», как на первой серии, а «акулья пасть», как на второй!

На фото: Simca Vedette

К тому же прототип М-21 под номером 1 был собран вручную в начале 1954 года, в то время как «живой» экземпляр Ford Mainline появился на ГАЗе не ранее середины того же 1954-го, а его испытания начались лишь в ноябре.

Прототип №1 собрали в первом квартале 1954 годаХодовые испытания прототипов начались летом 1954-го

Миф второй: Волгу собирали за границей (правда)

Звучит удивительно, но это факт: Волгу действительно выпускали за рубежом! Сборку (а точнее, досборку) автомобилей под названием Scaldia-Volga в 1960 году начал бельгийский импортёр – фирма Scaldia-Volga S.A., которая импортировала в Европу советские машины. Волга бельгийской сборки отличалась от советской машины «сердцем»: под капотом вместо обычных 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.

Бельгийская фирма Scaldia-Volga S.A. осуществляла не только импорт, но и «дизелизацию» Волг

Такой ход должен был усилить интерес рачительных европейцев к просторной, но прожорливой советской легковушке. А чтобы «закрепить эффект», Scaldia даже решила заказать небольшой «рестайлинг» Волги итальянскому кузовному ателье Ghia, но практически в это же время сам ГАЗ представил автомобиль так называемой второй серии, которая довольно существенно отличалась от «звезды» внешне. Масштабы сборочного производства Волг в Бельгии были мизерными: всего до 1967 года собрали 166 «двадцать первых» с дизельными моторами.

Вариант рестайлинга Волги от туринского ателье Ghia«Поисковые» варианты дизайна 1960 года выглядели очень смело

Вторая серия – так называемая «акулья пасть» — отличалась не только новым оформлением радиаторной решетки, но и другими деталями экстерьера

Экспортные модификации «двадцать первой» визуально можно было отличить по более богатой отделке кузова. В зависимости от серии мощность экспортных Волг была выше обычной на 5-10 л.с. и составляла от 75 до 85 л.с.

На основе технической документации М-21 в Китае создали «Красный Восток» — автомобиль Dongfanghong BJ760. Технически он почти полностью повторял советский прототип, однако снаружи машина из Поднебесной заметно отличалась от Волги. В период с 1959 по 1969 год было изготовлено всего примерно 600 «Дунфанхунов», что объяснялось значительным количеством ручного труда и не массовостью производства этого автомобиля.

В страны с левосторонним движением поставляли «праворульные» Волги в экспортном исполнении, но советского производства.

Миф третий: лужёный кузов (миф)

Одним из самых устойчивых мифов, связанных с первой Волгой, является лужение кузовных деталей, во что верят многие бывшие и нынешние владельцы «двадцать первых», а также поклонники машин с оленем на капоте.

На самом же деле до 1962 года по ряду причин для обработки сварочных швов и выравнивания наружных панелей кузова на ГАЗе использовали олово. Это позволяло избавиться от технологических дефектов относительно простым и быстрым способом. Обнаружив участки олова при кузовном ремонте, в СССР и начали верить в лужёный кузов Волги, чем объясняли её высокую стойкость к коррозии.

Волги не сильно ржавели как из-за бережной эксплуатации, так и вследствие применения для изготовления кузовных деталей бельгийского металла, а также его качественной обработки, которая предусматривала фосфатирование и двойное грунтование методом погружения.

Начиная с так называемой «третьей серии» для выравнивания кузовных элементов в Горьком начали использовать пластмассу марки ТПФ.

American style: за дополнительную плату окраска кузова Волги могла быть двухцветной. Но на долговечность ЛКП и металла это никак не влияло

Еще одно популярное заблуждение связано с толщиной металла – в Союзе считалось, что по этому параметру «двадцать первую» впору сравнивать если не с танком, то как минимум с грузовиком. Однако в действительности лишь днище и крыша штамповались из двухмиллиметрового металла, в то время как толщина остальных кузовных элементов Волги колебалась от 0,9 до 1,2 мм. Да и снаряженная масса машины составляла не «почти две тонны», как утверждали многие современники, а 1 460 кг.

Миф четвертый: у Гагарина была собственная Волга (правда)

В 1961 году первый в мире космонавт Юрий Гагарин в качестве награды за покорение космоса получил в подарок от коллектива Горьковского автозавода чёрный ГАЗ-21И с 70-сильным двигателем. Впрочем, от обычной «двадцать первой» второй серии «гагаринская» Волга черного цвета с госномером 78-78 МОД отличалась разве что светло-голубым цветом салона. Причем хромированные шильдики с надписью «Волга» от более позднего выпуска на передних крыльях машины Гагарина появились в 1963 году, когда он посетил Горьковский автозавод. После гибели Юрия Алексеевича в 1968 году машина с пробегом около 90 000 километров с 1971 года хранилась в специально созданном для неё стеклянном гараже возле дома-музея первого советского космонавта в городе Гагарин Смоленской области.

Волга была далеко не единственным автомобилем Юрия Гагарина. Однако он довольно активно пользовался своей «двадцать первой»

А вот народный артист Юрий Никулин владел не седаном, а универсалом модели ГАЗ-22, который любимцу миллионов в порядке исключения в первой половине шестидесятых годов продали после того, как Никулин в письменном виде аргументировал необходимость приобретения именно «универсальной» Волги. Ведь, в отличие от седана, в частные руки «двадцать вторую» можно было заполучить не ранее начала семидесятых годов – и то в изрядно потрёпанном виде, будучи списанной из какого-нибудь госучреждения.

Юрий Никулин был исключением из правил – он заполучил в личное пользование универсал ГАЗ-22

Миф пятый: шестицилиндровый мотор (миф)

Американские автомобили такого класса оснащались шести- и восьмицилиндровыми двигателями. Поэтому существовала легенда, что шестицилиндровый двигатель должен был появиться и на «двадцать первой», но… не получилось.

Под капотом американских аналогов встречались рядная «шестёрка» (на фото) либо V8

Однако для Волги изначально была выбрана другая компоновка — четырехцилиндровая, с верхним расположением клапанов, полусферической камерой сгорания и цепным приводом ГРМ. Ходовые испытания показали, что опытные образцы этого 2,5-литрового мотора не слишком экономичны и недостаточно тяговиты. Вдобавок специфическая конструкция головки блока цилиндров накладывала определенные технологические ограничения, из-за чего было принято решение использовать другой мотор. Если на первых версиях (до середины 1957 года) применялся нижнеклапанный двигатель ГАЗ-21Б, являвшийся модернизированным вариантом мотора Победы, то в дальнейшем серийные автомобили оснащали верхнеклапанным двигателем ЗМЗ-21А, который изначально был создан для «полуторки» ГАЗ-56, которая так и не пошла в серийное производство.

В начале выпуска на Волги ставили нижнеклапанный двигатель – почти такой же, как на «Победе» и ГАЗ-69ЗМЗ-21 по меркам своего времени считался достаточно мощным

Конструкторы оставались верны «обкатанной» на Победе четырехцилиндровой схеме по простой причине — считалось, что с учетом класса и назначения автомобиля ему вполне хватит такого двигателя мощностью около 70 л.с., в то время как шестицилиндровые моторы остались прерогативой представительского ЗИМа и грузовиков ГАЗ-51/52.

Четырехцилиндровый мотор оставлял много свободного пространства в моторном отсеке. И вообще, компоновка ГАЗ-21 были не слишком «плотной», что упрощало ремонт

Зато около 600 Волг первого поколения на заводе оснащались… V-образной «восьмеркой»! Правда, не массово и серийно, а в рамках подготовки машин для спецслужб. Выполняя заказ КГБ СССР, в Горьком установили под капотом «двадцать первой» двигатель V8 от ГАЗ-13 Чайка, развивавший внушительные 195 л.с. Благодаря этому горьковская «догонялка» разгонялась до 100 км/ч за 17 секунд (против 34 с у стандартной Волги), а её максимальная скорость достигала 170 км/ч.

Миф шестой: автоматическая трансмиссия (правда)

В начале пятидесятых годов главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт занялся проектированием будущей Волги. Впервые в отечественной практике по задумке конструктора новая модель должна была получить автоматическую трансмиссию. Именно поэтому уже после перевода Липгарта на «УралЗИС» Горьковский автозавод приобрёл Chevrolet Bel Air с двухступенчатым автоматом и Ford Mainline с более современной трехдиапазонной трансмиссией. Проведённые испытания показали, что с двигателем Волги сможет ужиться именно «фордовская» АКП Ford-O-Matic, которую по заказу компании Генри Форда разработала фирма BorgWarner.

В начале пятидесятых годов Ford активно рекламировал свою автоматическую трансмиссию

Осуществленный летом 1955 года испытательный пробег к Чёрному морю показал «живучесть» советского «автомата», созданного по образу и подобию «фордоматика», но конструктивно адаптированного под четырехцилиндровый двигатель.

Компоновка машины позволяла агрегатировать с четырехцилиндровым мотором как АКП, так и обычную механикуНа фото: предсерийные прототипы М-21 на испытаниях

Почему же на серийных машинах такая трансмиссия практически никогда не встречалась? Несмотря на заблуждение, что «автоматом» оснащались все Волги первой серии (так называемая «звезда»), в действительности лишь около 800 машин 1957-1958 года получили эту инновацию, в то время как остальные 98% «звёзд» этого периода комплектовались обычной трёхступенчатой механикой. По некоторым сведениям, примерно столько же автомобилей с «автоматом» было выпущено и в 1959-м.

Однако редко какая «автоматическая» Волга долго ездила с необычной трансмиссией: из-за дефицита специального «дексрона» и низкого уровня технической культуры АКП быстро выходили из строя, из-за чего владельцам приходилось самостоятельно заменять эту коробку обычной.

Миф седьмой: ГАЗ-21 выпускали и после 1970 года (и миф, и правда)

С октября 1956 года по июль 1970-го было выпущено 639 478 экземпляров семейства 21 трёх серий, общее количество модификаций которых достигало шестидесяти! Последний экземпляр «двадцать первой» ГАЗ-21УС антрацитового цвета официально покинул конвейер 15 июля 1970 года, полностью уступив место в производственной гамме Волге второго поколения. Тем не менее, в советское время можно было встретить автомобили, в техпаспорте которых стоял и более поздний год выпуска. Именно поэтому отдельные автомобилисты считали, что штучное производство Волг с оленем на капоте продолжалось вплоть до середины и даже конца семидесятых годов.

В действительности же подобные «пазние» Волги являлись продукцией многочисленных авторемонтных заводов, где отработавшие свой ресурс в госучреждениях списанные автомобили проходили капитальный ремонт кузова и агрегатов, для чего использовались не только заводские комплектующие, но и кузовные детали собственного (!) производства, а также самостоятельно собранные из деталей ЗМЗ двигатели.

В полукустарных условиях на АРЗ не только восстанавливали обычные седаны и универсалы, но и переделывали их в пикапы.

Волгу-пикап кустарного изготовления можно было встретить как в СССР, так и в некоторых социалистических странах

Именно поэтому в документах и подкапотных табличках подобных «кастомных» версий и могла появиться цифра, не соответствующая фактическому времени производства ГАЗ М-21 в Горьком. И она вполне справедливо указывала на время капитального ремонта, а не на год изготовления «исходника».

Нередко в семидесятые-восьмидесятые годы можно было встретить и Волгу ГАЗ-21, якобы выпущенную куда раньше, чем автомобили этого поколения вообще начали производить! Либо в техпаспорте стоял 1956 год, когда заводом было произведено всего пять экземпляров «двадцать первой». Это также объяснялось достаточно просто: таким образом «легализовали» автомобили кустарной сборки, используя для оформления в ГАИ документы от ранних горьковских моделей — Победы или даже «Эмки».

Волга-Волга

Сегодня Волга остаётся этакой «народной любимицей» — автомобилем из советского прошлого, который и сегодня притягивает восхищенные взгляды. Поэтому немало ГАЗ М-21 до сих пор осталось «в строю» — то есть, не только в сердцах, но и гаражах ценителей и поклонников этой легендарной машины.

Опрос

А что из упомянутого вы знали о ГАЗ-21?

Всего голосов:

www.kolesa.ru

«Волга» (машина): история, модели, технические характеристики

«Волга» – автомобиль, который производился на Горьковском автомобильном заводе, за счет чего модели носят одноименное название ГАЗ. Первая машина увидела свет в 1956 г., последняя была выпущена в 2010 г. Модели «Волги» использовались обычными гражданами, в службах такси, в качестве служебных автомобилей в государственных заведениях, некоторые изготавливались специально по заказу таких организаций, как КГБ.

Создание автомобиля

Первая «Волга» – автомобиль ГАЗ-21, который впервые сошел с конвейера в 1956 году. Уже тогда он стал постоянно использовать в кинематографе, и по сей день его можно встретить в современных лентах. Со временем многие международные фестивали и выставки отдавали заслуженные награды именно автомобилям этой марки. В то время машина принадлежала к премиум-классу, но имела среднюю стоимость, что позволяло приобрести ее даже не очень зажиточным гражданам Советского Союза.

Со временем стало понятно, что наиболее культовым и одновременно незаурядным автомобилем является «Волга».

С чего начиналась история «Волги»?

Автомобиль «Волга» (салон даже у первых моделей был весьма удобным и комфортным) после долгого периода разработки перед потенциальными покупателями предстал в относительно обновленном виде. На тот момент дизайн и технические характеристики предшественницы – «Победы», полностью соответствовали запросам современников. Однако к 50-м годам ее оформление устарело, да и вопрос с двигателем оставался нерешенным – он значительно отставал по своим характеристикам от мировых ведущих агрегатов. В результате началась разработка новой машины (это произошло в 1953 году). Уже через год с конвейера сошел первый образец «Волги». Для него были разработаны два вида коробки передач – автомат и механика.

Технические новинки того времени

Рассматривая технические характеристики автомобиля «Волга» (обзор машины больше ориентирован на ее общие изменения), можно заметить, что среди интересных нюансов имеется ЦСС. Благодаря системе смазки, при нажатии на определенную педаль масло направляется в маслопроводы. Дело в том, что, находясь в сельском местности, где в основном одно сплошное бездорожье, водитель часто обрывал некоторые элементы подвески. ЦСС помогала предотвратить подобные неприятные моменты. Однако одним из существенных минусов системы было то, что она протекала, оставляя на асфальте следы масла. Со временем от использования ЦСС отказались.

ГАЗ-23

Так исторически сложилось, что практически все власти государства СССР ездили именно на «Волгах». Некоторые технические характеристики не соответствовали их требованиям. Поэтому производитель учел каждое замечание, в результате чего выпускаемые модели «Волги» пережили сильные изменения. К 1962 году на новых машинах был установлен 160-сильный агрегат, взятый из «Чайки». Автоматическая коробка передач и гидроусилитель были поставлены в специальную модель ГАЗ-23, которая обычному жителю страны была недоступна. Связано это с тем, что заказчиком данной модели стал КГБ. Весил автомобиль на 100 кг больше, чем базовый вариант. Его максимальная скорость – 160 км/ч. До 100 км/ч машина разгонялась буквально за 16 секунд. Изменений в тормозной системе не было.

ГАЗ-21: первая серия

«Волга», машина модели ГАЗ-21 первой серии, выпускалась на протяжении двух лет. В 1956 г. с конвейера сошли три первых образца автомобиля. До конца того же года всего было выпущено 5 экземпляров. Лишь с 1957 г. началось масштабное производство.

Количество моделей марки «Волга», автомобилей первой серии, за все годы выпуска достигало 30 тыс. экземпляров. До наших дней «Волга со звездой» в первоначальной комплектации не дошла, большая часть сохранившихся машин уже второй или третьей серии. Это объясняет востребованность и высокий гонорар за такой раритет.

Наиболее заметная особенность этой серии заключается в том, что панель приборов оборудована несколько необычно – ее не отделали напылением или каким-либо материалом. В таком состоянии она прибывала вплоть до 1958 года. Некоторые модели имели не однотонную окраску, однако эта комплектация стоила несколько дороже.

ГАЗ-21: вторая серия

Автомобили, которые выпускались с 1958 до 1959 гг., в народе называются «переходными», а появившиеся на свет в 1959–1962 гг. – «второй серией». Модели «Волги» следующего поколения имели больше внешних изменений, нежели внутренних. Крылья приобрели другую форму из-за увеличения габаритов колесных арок. В принципе, если приглядеться, можно заметить, что дизайн ГАЗ-21 стал напоминать прототип 55-го года. Нельзя сказать, что модернизация автомобиля была полностью прекращена, но изменения были незначительными и несерьезными – технические характеристики не изменялись, внешний вид салона остался прежним.

Катафоты, обновленная панель приборов и другие нововведения появились лишь ближе к 1959 году. Если пересчитать все модели, которые были выпущены (и все комплектации), то можно сказать точно, что с конвейера сошло более 140 тыс. экземпляров.

ГАЗ-21: третья серия

Проводить рестайлинг первого поколения производитель не считал рациональным решением, поэтому машина предстала перед зрителем в слегка преображенном варианте. Характеристика «Волги» практически не поменялась – измененными стали лишь бампера, кузов, добавлены были некоторые отделочные элементы.

Со временем внешность машины подверглась значительным изменениям. Модели, именуемые «третьей серией», стали сходить с конвейера после 1962 года, и они уже мало чем напоминали изначальный вариант.

Внешний вид машины постоянно модернизировался, но и о технической стороне производитель не забывал. Постепенно агрегат стал более мощным, банальные рычажные амортизаторы были заменены на телескопические, а версия с АКПП снята с производства.

ГАЗ-24: первая серия

Особенностью первой серии автомобиля «Волга» ГАЗ-24 стали бампера, которые имели хромированную таблицу номера, кузова, фонари с катафотами сзади, диванные сидения, состоящие из 3 частей, двери, а точнее их панели, с рисунком в вертикальном положении, панель приборов в черном цвете, обтянутую кожаным заменителем.

Производитель постоянно подвергал машину каким-то мелким изменениям, например, к 1975 году автомобиль лишился муфты в автоматическом режиме для активизации вентилятора (из-за нестабильной работы). Чуть позже заднее зеркало стало несколько иной формы, багажник оборудовали более надежным и комфортным замком, ленточный спидометр был заменен на стандартный стрелочный.

ГАЗ-24: вторая серия

Автомобиль «Волга» ГАЗ-24 подвергался серьезным изменениям в течение 1976–1978 гг. Выпуск машины с этими модификациями можно назвать выходом второй серии.

Бамперы нового поколения получили «клыки», фары, подходящие для вождения в туманных местах, фонари с катафотами. В салоне также произошли изменения. Металлические элементы, которые так или иначе представляли угрозу для здоровья пассажиров, были прикрыты защитной пластиковой накладкой, на дверях появился рисунок в горизонтальной ориентации. Производитель добавил статические ремни, вследствие чего пришлось удалить подлокотники. Сидения получили новую (улучшенную) обивку в моделях ГАЗ-24. «Волга», машина второго поколения, выпускалась несколько лет – до 1985 года.

ГАЗ-24: третья серия

Выход третьей серии ознаменовался новыми модернизациями, которые были более радикальными и существенными. Следующее поколение автомобиля – ГАЗ-24-10 – появилось на рынке в середине 1980-х.

На этот раз производитель счел нужным постепенно вводить новинки. Процесс полного изменения происходил с 1970-х г., когда была изменена решетка радиатора, до 1987 г. К последнему году уже выпускался обновленный седан, который совместил в себе сразу несколько оформлений предыдущих версий автомобилей марки «Волга». Машина приобрела название (неофициальное) ГАЗ-24М.

Третья серия включала в себя не только вышеописанную модель, но еще и ГАЗ-2410. Этот вариант был использован для того, чтобы обсуживать государственные учреждения: больницы, школы и др. Разрабатывался он практически с 1976 г., в то время как реализован был лишь к 1982 г. По сути, через некоторое время стало понятно, что эта модель станет родоначальником новых автомобилей под именем «Волга». Машина выпускалась до 1992 года и затем была заменена практически аналогичной сборкой, но под именем ГАЗ-31029. Разница между ними заключалась лишь в типе агрегата и форме кузова.

fb.ru

Главная страница | Телекомпания «Волга»

В Нижегородском райсуде прошло заседание по делу бывшего главы республики Марий Эл Леонида Маркелова

Прокуратура просит взыскать в доход государства арестованное движимое и недвижимое имущество подсудимого.

204

Сахалинская область будет перенимать нижегородский опыт по внедрению бережливых технологий

Делегация с острова приехала познакомиться с лучшими практиками «Эффективной губернии».

161

Нижегородка Мария Ивановна Волкова отметила 100-летний юбилей

Мария Ивановна прошла всю войну, наравне со взрослыми работала в колхозе.

204

В Нижнем Новгороде прошел региональный этап Всероссийского фестиваля дворового футбола

Участие в нем приняли более 150 юношей и девушек.

185

Стихийную свалку в Кузнечихе ликвидировали несколько часов

С пустыря вывезли 200 кубометров мусора — это примерно 8 самосвалов.

181

Всемирный фестиваль уличного кино прошел в Нижнем Новгороде

Площадкой для просмотра стала Нижне-Волжская набережная.

304

Уголовное дело возбуждено в отношении подростка, который сообщил о лжеминировании школы в Дивеевском районе

Школьник, говорят, хотел сорвать уроки.

222

Неизвестные под видом сотрудников МЧС обходят квартиры и дома нижегородцев

Лжесотрудники якобы проверяют соблюдения пожарной безопасности.

316

Бесплатную экскурсию по Александровскому саду организуют в Нижнем Новгороде

Всех желающих ждут сегодня в 18 часов около Чкаловской лестницы.

198

Первые 11 автобусов, закупленные в рамках развития кластера «Арзамас-Дивеево-Саров», прибыли в Арзамас

Они оснащены видеокамерами, а также оборудованы аудиогидами.

298

78-летний мужчина скончался под колесами большегруза на трассе Москва — Уфа

Мужчина ударился о капот, а после упал на асфальт.

184

ГАЗель сгорела на улице Бринского в Нижнем Новгороде

Хозяин машины остался цел.

176

Маршрутка врезалась в бетонный столб на площади Свободы

Основной удар пришелся на водительскую сторону.

272

Специалисты нижегородского Роспотребнадзора сделали первую в этом году проверку арбуза на нитраты

Достоверно определить безопасность бахчевых культур можно только лабораторным методом.

219

В Нижегородской области в ближайшие дни температура воздуха не поднимется выше +20 градусов

Синоптики опять прогнозируют дожди.

245

Два новых пункта приема вторсырья открылось в Нижнем Новгороде

Они работают в Нижегородском и Сормовском районах.

255

В Нижнем Новгороде проходит международный фестиваль web-сериалов

В основную конкурсную программу отобрано 33 проекта из 14 стран.

216

ХК «Торпедо» обыграло столичное «Динамо» в первом предсезонном матче

Голы за нижегородцев забили Станислав Бочаров и Антон Шенфельд.

254

ДТП с общественным транспортом в Нижнем Новгороде больше, чем в Санкт-Петербурге и почти на уровне Москвы

Тревожное лидерство в антирейтинге аварийности среди городов-миллионников предопределили частные перевозчики и водители маршруток.

319

Шламонакопители с ядовитым гудроном пропитывают почву и проникают в воду в Балахнинском районе

В Нижегородской области продолжается планомерная работа по ликвидации накопленного годами экологического ущерба.

329

Нижегородским пассажирам важнее всего развитие метро, а больше всего претензий — к маршруткам Приоритеты транспортного развития и решения проблем нижегородцы расставили в двух интерактивных опросах телекомпании «Волга».

252

www.volga-tv.ru

Волга — это… Что такое Волга?

«Волга — ХХI век» — российский литературно-художественный журнал, выходящий в Саратове. Издаётся с 2004 года.

Журнал начал выходить вместо прежнего журнала «Волга», возглавлявшегося Сергеем Боровиковым и закрывшегося в 2000 году. Первым его руководителем стал писатель Николай Болкунов, заранее обещавший «сохранять традиции той самой, почившей „Волги“»[1], а с выходом первого номера заявивший:

Это самый прекрасный журнал, какой может быть на белом свете. Мы хотим противостоять духовной деградации общества. Нас интересует читатель среднего и низкого достатка. Редколлегия будет рада авторам, которые живут болью страны и не называют её «этой». Пусть мать-Россия кривовата, но надо не ругать её за это, а предложить ей макияж[2].

Один из ведущих авторов прежней «Волги» Роман Арбитман заметил по поводу нового журнала:

Для меня обновлённый журнал — как тело близкого родственника, которое достали из могилы, подкрасили и предложили считать живым человеком! Прежние подписчики никогда не станут читать «Волгу. 21 век»[2].

По мнению саратовского критика Марты Антоничевой,

ни один нормальный человек кроме как в шутку в журнале публиковаться не хотел. <…> сложилась вполне однозначная репутация журнала как провинциального рупора всех дебелых графоманов, входящих во всевозможные СП… Свою функцию это издание вполне выполняло, пылясь в ларьках на вокзале и библиотеках города, вызывая удивление и недоумение как приезжих, так и случайно наткнувшихся на этот журнал читателей. Подобная ситуация сохранялась достаточно долго, пока чудом (а иначе это и не назовёшь) А. Сафронова не стала его редактором. Я не сказала бы, что у меня нет претензий к этому редактору, но все они носят скорее прикладной характер, менее глобальный, чем к Болкунову. Самым главным и, собственно, единственным очевидным её достижением стало то, что в журнале появилось то, чего не было со времён Боровикова, — литература[3].

Рецензент журнала «Знамя» Елена Зейферт, резюмируя обзор саратовского журнала, отмечала:

«Волга — XXI век» бытует как единый текст, живёт как единое существо. От номера к номеру журнал становится интереснее, насыщеннее, лучше. Его свободолюбивая, а порой и рисковая направленность эффектно противоречит провинциальному происхождению. Современность «Волги — XXI век» ярко проявляется в тематическом парке (человек в «другом» пространстве, ощущение мира как текста и др.), ликах и личинах «чужого» слова (ремейки, аллюзии), синтезе искусств, форм бытования слова. Сочетая исконное и новейшее, «Волга — XXI век» творит новую мифологию и способствует формированию нового читателя[4].

При этом, однако, Сафронова и связанные с нею авторы вступили в конфликт с учредителем журнала — саратовским региональным отделением Союза писателей России, которое с 2007 года повело борьбу за контроль над журналом. Эти усилия получили отзыв критика Виктора Топорова:

Ситуация с саратовским журналом выглядит дикой, выпрыгнувшей из допотопного прошлого. И трудно как будто поверить, что всё снова свалится в болото мракобесия, антисемитизма и бездарности. Но… Ситуация непридуманная, так что шанс такой есть. Динозавры не вымерли и очень хотят кушать[5].

В мае 2008 года выпуск очередного номера журнала, подготовленного Сафроновой, был остановлен учредителями издания[6]. Руководство издания было полностью заменено, главным редактором стала Елизавета Данилова, по поводу чего Марта Антоничева заявила на страницах еженедельника «Литературная Россия»: «В данном случае остаётся лишь скорбеть»[3], а Михаил Бударагин отметил: «И назначенная редактором Елизавета Данилова, и председатель местного Союза писателей Владимир Масян, и существенная часть радостно наблюдавшей за процессом саратовской писательской тусовки — если судить по их публикациям — довольно обычные провинциальные графоманы, коих великое множество в каждой губернии. Графоманы эти издают газеты и журналы, сами же их читают, сами хвалят и не чувствуют никаких угрызений совести»[7]. Как «рейдерский захват» охарактеризовал смену власти в журнале «Волга — XXI век» Дмитрий Кузьмин, заявивший по поводу группы авторов, получивших контроль над журналом:

нет такого «писательского сообщества», членами которого можно было бы всерьёз считать всю эту полуграмотную публику. <…> Этот паноптикум живёт своей жизнью, как-то воспроизводится, но всё это происходит в параллельной реальности, до которой вменяемому человеку не должно быть дела[8].

Прежний состав редакции журнала «Волга — XXI век» возобновил выпуск журнала «Волга». Интернет-проект «Журнальный зал» исключил из своего состава журнал «Волга — XXI век», вернув в него «Волгу»[9]

Примечания

  1. Николай Болкунов: «Новый журнал будет сохранять традиции той самой, почившей „Волги“» // «Новости Саратова», 4 апреля 2003.
  2. 1 2 В одну «Волгу» нельзя войти дважды // «Новая газета», № 17, 15 марта 2004 г.
  3. 1 2 Марта Антоничева. «Волга» впадает в маразм // «Литературная Россия», № 26, 27.06.2008.
  4. Е. Зейферт. «Стрекоза из калёной стали…» // «Знамя», 2008, № 7.
  5. Виктор Топоров. Парк саратовского периода // «Взгляд», 19 апреля 2007.
  6. Олег Рогов. Куда впадает Волга? // «Взгляд», 20 мая 2008.
  7. М. Бударагин. Никуда не впадает «Волга» // «Взгляд», 6 июня 2008.
  8. Разговоры с Андреем Пермяковым: Андрей Василевский, Дмитрий Кузьмин // «Волга», 2009, № 3.
  9. Волга: Ежемесячный литературный журнал // Журнальный зал.

dic.academic.ru

Волга (река) — Россия — Планета Земля

Волга - пейзаж возле СаратоваСамая длинная река Европы

Река Волга — самая крупная и многоводная река Русской равнины и самая длинная река Европы. На Валдайской возвышенности, на высоте 256 метров над уровнем Каспийского моря, начинает свой долгий путь Волга.
Маленький, ничем не примечательный ручеек вытекает из поросшего густой травой болотца, окруженного густым смешанным лесом. Это исток одной из величайших рек мира — Волги. И потому непрерывной цепью идут сюда люди, чтобы сделать глоток воды у места рождения великой реки, чтобы посмотреть своими глазами на крохотный родничок, над которым поставлена скромная деревянная часовня.
Волжской воде, вышедшей на поверхность у деревни Волговерховье Осташковского района Тверской области, предстоит пройти очень длинный путь до устья на северном побережье Каспийского моря.
Небольшим ручейком и малой речушкой Волга протекает через несколько озер: Малый и Большой Верхит, Стерж, Ветлуг, Пено и Волго и, только приняв реку Селижаровку, вытекающую из озера Селигер, она становится шире и полнее. Но по-настоящему полноводной рекой Волга предстает уже  после  впадения  в  нее  Оки  у Нижнего Новгорода. Здесь заканчивается Верхняя Волга и начинается Средняя Волга, которая будет течь и собирать новые притоки вплоть до соединения с Камой, впадающей в Камский залив Куйбышевского водохранилища. Здесь начинается Нижняя Волга, река уже не просто полноводная, а могучая.
Через Волгу в XIII-XVI вв. шли на Русь монголо-татарские захватчики, в 1552 г. русский царь Иван Грозный взял Казань и присоединил ее к Московскому царству. В Смутное время России, в Нижнем Новгороде, в 1611 г. князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин собирали ополчение, чтобы идти освобождать Москву от поляков.
Как гласит легенда, на волжском утесе, позже названном его именем, казачий атаман Степан Разин «думал думу» о том, как дать волю русскому народу. По Волге в 1667 г. ходил Степан Разин «со товарищи» в поход «за зипунами» в Персию и, согласно легенде, в водах великой реки утопил персидскую княжну. Здесь же, на Волге, в 1670 г. под Симбирском (сегодня — Ульяновск) полками царя Алексея Михайловича было разбито разношерстное войско Разина.
В дельте Волги, в Астрахани, император Петр I в 1722 г. лично заложил порт. Мечтал первый русский император и о соединении Волги с Доном, но канал был построен много позже, в 1952 г.
В 1774 г. под городом Царицыном (сегодня — Волгоград, с 1925 по 1961 г. — Сталинград) поражением от правительственных войск закончилось восстание Емельяна Пугачева. Здесь же в июле 1918 — феврале 1919 г. Красная Армия держала знаменитую впоследствии «Царицынскую оборону» от бело-казачьей армии генерала Краснова. И с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. в этих местах шла величайшая в истории Сталинградская битва, сломавшая хребет фашизму и определившая исход Второй мировой войны.

Веками Волга служила людям транспортной артерией, источником воды, рыбы, энергии. Сегодня великая река в опасности — ее загрязнение от деятельности человека грозит катастрофой.

Уже в VIII в. Волга была важным торговым путем между Востоком и Западом. Это благодаря ей сегодня археологи находят в скандинавских захоронениях арабские серебряные монеты.
К X в. на юге, в низовьях реки, торговлю контролировал хазарский каганат со столицей Итиль в устье Волги. На Средней Волге таким центром было Булгарское царство со столицей Булгар (недалеко от современной Казани). На севере, в Верхневолжье, русские города Ростов Великий, Суздаль и Муром богатели и росли во многом благодаря волжской торговле. Мед, воск, меха, ткани, специи, металлы, ювелирные изделия и многие другие товары плыли вверх и вниз по течению Волги, которую тогда чаще называли Итиль. Само название «Волга» впервые появляется в «Повести временных лет» в начале XI в.
После монголо-татарского нашествия на Русь в XIII в. торговля по Волге ослабевает и начинает восстанавливаться только в XV в. После того как Иван Грозный в середине XVI в. завоевал и присоединил к Московскому царству Казанское и Астраханское ханства, вся волжская речная система оказалась на территории России. Начался расцвет торговли и рост влияния городов Ярославля, Нижнего Новгорода и Костромы. На Волге возникли новые города — Самара, Саратов, Царицын. В торговых караванах по реке ходили сотни судов.
В 1709 г. начала работать построенная по приказу Петра I Вышневолоцкая водная система, благодаря которой продовольствие и лес доставлялись с Волги в новую столицу России — Санкт-Петербург. К началу XIX в. уже работают Мариинская и Тихвинская водные системы, обеспечившие сообщение с Балтикой, с 1817 г. первый теплоход присоединяется к речному флоту Волги, баржи по реке тащат артели бурлаков, количество которых достигает нескольких сотен тысяч человек. Суда везут рыбу, соль, зерно, а к концу века — еще нефть и хлопок.
Строительство канала имени Москвы (1932-1937), Волго-Донского канала (1948-1952), Волго-Балтийского канала (1940-1964) и Волжско-Камского каскада — крупнейшего комплекса гидротехнических сооружений (плотин, шлюзов, водохранилищ, каналов и ГЭС) позволило решить множество проблем. Волга стала крупнейшей транспортной артерией, соединенной, помимо Каспийского, еще с четырьмя морями — Черным, Азовским, Балтийским, Белым. Ее воды помогли оросить поля в засушливых регионах Поволжья, а гидроэлектростанции — обеспечить энергией многомиллионные города и крупнейшие предприятия.
Однако интенсивное использование Волги человеком привело и к загрязнению реки промышленными стоками и отходами сельского хозяйства. Были затоплены миллионы гектаров земель и тысячи населенных пунктов, большой урон понесли рыбные ресурсы реки.
Сегодня экологи бьют тревогу — возможности реки к самоочищению исчерпаны, она стала одной из самых грязных рек мира. Волгу захватывают ядовитые сине-зеленые водоросли, наблюдаются серьезные мутации рыбы.река Волга на карте

Река Волга

Общая информация

Река в европейской части России, самая большая река Европы и одна из крупнейших в мире. Впадает в Каспийское море.

Официальное название: река Волга.
Исток реки: деревня Волговерховье Осташковского района Тверской области.

Главные притоки: Ока, Кама, Ветлуга, Унжа, Вятка, Свияга, Вазуза, Нерль, Сура, Большой Иргиз, Ахтуба.

Водохранилища: Рыбинское, Верхневолжское, Иваньковское, Угличское, Костромское, Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское.

В бассейне реки находятся: Вологодская, Костромская, Ярославская, Тверская, Тульская, Московская, Владимирская, Ивановская, Кировская, Рязанская, Калужская, Орловская, Смоленская, Пензенская, Тамбовская, Нижегородская, Ульяновская, Саратовская, Самарская, Астраханская области, а также Пермский край и республики Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Коми, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия.
Языки, на которых говорят в бассейне реки: русский, татарский, удмуртский, марийский, чувашский, мордовский, башкирский, калмыцкий и некоторые другие.
Религия: православие, ислам, язычество (Республика Марий Эл, где государственной признана марийская традиционная религия), буддизм (Калмыкия).

Крупнейшие города: Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Сызрань, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Главные порты: Рыбинск. Ярославль, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, порты Москвы.

Порты на Каме: Березники, Пермь, Набережные Челны, Чистополь.

Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Стригино (Нижний Новгород), международный аэропорт «Казань» (Казань), международный аэропорт Курумоч (Самара), международный аэропорт «Волгоград» (пос. Гумрак).

Крупные озера бассейна реки: Селигер, Эльтон. Баскунчак, Аралсор.

Цифры

Площадь бассейна: 1 361 000 км2.

Население: по разным данным — от 1/3 до 2/3 населения России, то есть 45-90 млн чел.

Плотность населения: 33-66 чел./км2.

Этнический состав: русские, татары, мордва, удмурты, марийцы, чуваши башкиры, калмыки, коми.

Длина реки: 3530 км.

Самая высокая точка: гора Безымянная, 381,2 м (Жигулевские горы).

Ширина русла: до 2500 м.

Площадь дельты: 19 000 км2.
Средний годовой сток: 238 км3.

Экономика

Транспортные функции: Волга — центральная водная артерия России. С Балтийским морем Волга соединена Волго-Балтийским каналом. Вышневолоцкой и Тихвинской водными системами; с Азовским и Черным морями Волгу соединяет Волго-Донской канал; в Белое море ведут Северодвинская водная система и Беломорско-Балтийский канал. Более 3000 км внутренних путей. Канал имени Москвы соединяет Волгу с Москвой, используется для судоходства, водоснабжения столицы и обводнения реки Москвы.

Гидроэнергетика: Угличская ГЭС, Рыбинская ГРЭС, Костромская ГРЭС, Чебоксарская ГЭС, Саратовская ГЭС, Волжская ГЭС. 20% всей гидроэлектроэнергии России. В бассейне Волги сосредоточено около 45% промышленного и примерно 50% сельскохозяйственного производства РФ.

Сельское хозяйство: зерновые и технические культуры, садоводство, бахчеводство, мясомолочное животноводство, коневодство и овцеводство.

Рыболовство: добывается 40 видов промысловых рыб. 20% всей добываемой в стране рыбы.
Природные ресурсы: добыча нефти и газа, калийных солей, поваренной соли.

Климат и погода

По течению реки климат меняется от умеренно континентального (Тверская область) до резко континентального (Астраханская область).

В верховьях средние температуры января от -9ºС до -17ºС, июля — +17…+ 18ºС.

Осадков выпадает около 650 мм в год.

В низовьях Волги средняя температура января от -5ºС до -9ºС, июля — +24…25ºС.

Среднегодовое количество осадков от 180 до 290 мм.

Достопримечательности

Старинные города России

  • Волжско-Камский заповедник

  • Историко-архивный заповедник «Булгарское городище»

  • Национальный парк «Самарская Лука» (Жигулевские горы)

  • Утес Степана Разина

  • Горы Столбичи

  • Астраханский заповедник

Любопытные факты

  • Бассейн Волги исключительно разнообразен по физико-географическим условиям: тайга и смешанные леса на севере, лесостепь и степь в центре, полупустыня и пустыня на юге.

  • До сих пор не принято окончательное решение о том, что Кама впадает в Волгу. По правилам гидрографии, скорее, нужно считать, что Волга впадает в Каму. По происхождению Кама старше Волги, ее бассейн больше Волжского, у нее больше притоков.
  • Нередко на берегу Волги можно видеть огромные валуны величиной с человеческий рост, а то и с целую избу. Местами валуны громоздятся в самом русле реки. Это свидетели последнего оледенения.
  • Лотосовые поля в дельте Волги занимают сотни гектаров. Это самые большие плантации лотоса на нашей планете. Посмотреть на цветение «каспийской розы», как называют здесь лотосы, примерно с 10 июля по 15 сентября, приезжает множество туристов. Однако эти экскурсии возможны только в сопровождении государственных инспекторов и сотрудников Астраханского заповедника — это строго охраняемая зона.
  • 65 из 100 городов России, в которых наиболее загрязнена атмосфера, находятся в бассейне Волги. Более трети всех российских загрязненных стоков попадает в бассейны волжского региона. В этой густонаселенной и промышленно освоенной части России среднегодовая токсическая нагрузка на экосистемы в насколько раз выше, чем в среднем по стране.

geosfera.org

Волга (автомобиль) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ГАЗ.
Горьковский автомобильный завод

Главная проходная ГАЗа ночью
Тип Дочернее общество
Год основания 1932
Прежние названия Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова
Основатели ВСНХ
Ford
Расположение Горький → Нижний Новгород
Отрасль Автомобилестроение
Продукция легковые и грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы,
Собственный капитал
  • 2 519 886 000 ₽ (2017)[1]
Оборот
  • ▼85 230 156 000 ₽ (2017)[1]
Операционная прибыль
  • 6 764 990 000 ₽ (2017)[1]
Чистая прибыль
  • 92 454 000 ₽ (2017)[1]
Материнская компания Группа ГАЗ
Награды
Сайт Официальный сайт
 Горьковский автомобильный завод на Викискладе

Го́рьковский автомоби́льный заво́д (сокращённо ГАЗ) — советское и российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей, микроавтобусов и военной техники.

Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Находится в

encyclopaedia.bid

Волга, хоккейный клуб Ульяновской области

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов побывал в «Волга-Спорт-Арене» и пообщался с игроками, тренерами и руководством нашего хоккейного клуба

 

 

 

 

Подробнее…

Федерация хоккея с мячом России обнародовала места проведения первого этапа Кубка России по хоккею с мячом

 

 

 

 

 

Подробнее…

2 августа День Рождения одного из самых активных спортивных функционеров — директора стадиона «Старт», Председателя Федерации футбола города Ульяновска Валерия Коробкова

 

 

 

 

Подробнее…

У нашего хоккейного клуба теперь новый логотип

 

 

 

 

 

 

Подробнее…

31 июля — День Рождения Министра физической культуры и спорта Ульяновской области Николая Цуканова

 

 

 

 

 

Подробнее…

25 июля своё 20-летие отмечает хоккеист нашей команды Султан Сырачев

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее…

15 июля свой День Рождения отмечает Президент Федерации хоккея с мячом России и Международной федерации хоккея с мячом Борис Скрынник

 

 

 

 

 

Подробнее…

Федерация хоккея с мячом России обнародовала расширенные списки кандидатов в юношеские и юниорскую сборную России

 

 

 

 

Подробнее…

Хоккеист молодёжного состава «Волги» Алексей Головин закончил школу с золотой медалью. А ещё вошёл в число кандидатов в юниорскую сборную России

 

 

 

 

 

Подробнее…

После выхода из отпуска хоккеисты «Волги» проверили состояние своего здоровья на базе ульяновского областного врачебно-физкультурного диспансера 

 

 

 

 

Подробнее…

Хоккеисты «Волги» провели на димитровградском стадионе «Торпедо» дружеский футбольный матч с профессионалами — местной «Ладой», которая готовится выступать в Профессиональной Футбольной Лиге (Втором Дивизионе)

  

 

Подробнее…

10 июля свой День Рождения отмечает администратор хоккейного клуба «Волга», мастер спорта по хоккею с мячом Максим Фасхутдинов

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее…

Основной состав нашего клуба начал подготовку к новому сезону  

 

 

 

 

 

Подробнее…

Состав «Волги» пополнил опытнейший воспитанник ульяновского хоккея с мячом Борис Вавилов 

 

 

 

 

 

Подробнее…

Хоккейная «Волга» в рамках подготовки к сезону проведёт необычный спарринг — 9 июля команда сыграет в футбол с игроками футбольной «Лады» из Димитровграда

 

 

 

 

Подробнее…

4 июля свой День Рождения отмечает защитник нашей команды Илья Сорокин

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее…

volga-hc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *