Газ 22 тягач: ГАЗ-22 (Т-22) — Русская техника
ГАЗ-22 (Т-22) — Русская техника
ГАЗ-22 (Т-22) – гусеничный тягач на базе танка
ГАЗ-22
В 1940 году специалистами Горьковского автозавода на агрегатной базе танка Т-40 был разработан и построен новый гусеничный тягач, который получил индекс ГАЗ-22 или военное обозначение Т-22.
тягач ГАЗ-22 на испытаниях зимой 1941 года
В качестве силовой установки был установлен двигатель мощностью 76 л.с. и объемом 3,480 литра, который позволял тягачу развивать максимальную скорость до 45 км/ч.
Гусеничный вездеход получил двухместную металлическую кабину от ГАЗ-ММ. Доступ к мотору обеспечивали откидывающиеся боковины с каждой стороны. В крыше кабины была сделана деревянная вставка, обтянутая брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. К кабине на передних петлях подвешивались двери. Тягач имел цельное лобовое стекло, которое для проветривания кабины могло поворачиваться в раме и фиксироваться барашками. Над лобовым стеклом для защиты от солнца был закреплен козырек. Для движения в непогоду перед водителем на верхней рамке лобового стекла был закреплен единственный стеклоочиститель, который имел вакуумный привод и при помощи шланга был соединен с входным коллектором карбюратора. К левой стойке кабины гусеничного тягача ГАЗ-22 крепилось зеркало заднего вида. В темное время суток дорогу освещали две электрические фары, которые были расположены на передке, и дополнительная фара, закрепленная на левой стойке кабины.
Вместо рычагов управления бортовыми фрикционами в кабине был установлен обычный руль от грузового автомобиля.
За кабиной была установлена деревянная грузовая платформа, которая позволяла перевозить орудийный расчет.
Габаритные размеры и характеристики гусеничного тягача ГАЗ-22 составляли:
- длина – 4450 мм;
- ширина – 2030 мм;
- высота – 2170 мм;
- снаряженная масса – 3300 кг;
- грузоподъемность платформы – 1500 кг.
Весной 1941 года два опытных гусеничных тягача ГАЗ-22 прошли войсковые испытания, в ходе которых показали хорошие результаты. Однако наладить их серийное производство помешало начало Великой Отечественной войны и дефицит танковых шасси.
ГАЗ-22 Опытный (Т-22) ‘1941 — Альтернативная История
Экспериментальный гусеничный тягач на шасси танка Т-40. Кабина от ГАЗ-АА (ММ). Танковые рычаги управления бортовыми фрикционами были заменены на рулевое колесо, и он управлялся как автомобиль. Тягачи предлагались для транспортировки 76-мм пушки или зенитки вместе с расчетом и а также для перевозки в кузове двадцати пехотинцев.
Проведенные в январе-марте 1941 года испытания опытных машин выявили способность ГАЗ-22 буксировать тяжелую 122-мм гаубицу М-30. Но предвоенный дефицит танковых шасси не позволил запустить вовремя эту модель в серию.
Технические характеристики:
Название модификации: ГАЗ-22
Год выпуска: 1941
Тип кузова: Грузовик
Количество дверей: 2
Расположение руля: слева
Габариты:
- длина 4450 мм
- ширина 2030 мм
- высота 2170 мм
Масса: снаряженная 3300 кг
Количество мест всего: 22
Двигатель:
- название: ГАЗ 11
- расположение: спереди
- ориентация: продольно
- система питания: карбюратор
- цилиндры: 6
- турбонаддув: нет
- мощность: 76 л.с.
Трансмиссия:
- привод: постоянный полный
- коробка передач: МКПП
Скоростные характеристики:
- максимальная скорость 45,0 км/ч
- ограничитель скорости: нет
Дополнительная информация:
- Всего выпущено: 2
Источник: http://www.autowp.ru/picture/uoeh4m
ГАЗ-60 полугусенечный
В передней части штампованной
лонжеронной рамы лестничного типа был закреплен бензиновый,
рядный, четырехцилиндровый…
Читать полностью
ГАЗ-22 (Т-22) гусеничный на базе танка
фотография ГАЗ-22 гусеничный тягач
В 1940 году специалистами Горьковского автозавода на агрегатной базе танка Т-40 был разработан и построен новый гусеничный тягач, который получил индекс ГАЗ-22 или военное обозначение Т-22.
В качестве силовой установки был установлен двигатель мощностью 76 л.с. и объемом 3,480 литра, который позволял тягачу развивать максимальную скорость до 45 км/ч.
фотография ГАЗ-22 гусеничный тягач
ГАЗ-22 Гусеничный вездеход получил двухместную металлическую кабину от ГАЗ-ММ. Доступ к мотору обеспечивали откидывающиеся боковины с каждой стороны. В крыше кабины была сделана деревянная вставка, обтянутая брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. К кабине на передних петлях подвешивались двери. Тягач имел цельное лобовое стекло, которое для проветривания кабины могло поворачиваться в раме и фиксироваться барашками. Над лобовым стеклом для защиты от солнца был закреплен козырек. Для движения в непогоду перед водителем на верхней рамке лобового стекла был закреплен единственный стеклоочиститель, который имел вакуумный привод и при помощи шланга был соединен с входным коллектором карбюратора. К левой стойке кабины гусеничного тягача ГАЗ-22 крепилось зеркало заднего вида. В темное время суток дорогу освещали две электрические фары, которые были расположены на передке, и дополнительная фара, закрепленная на левой стойке кабины.
За кабиной была установлена деревянная грузовая платформа, которая позволяла перевозить орудийный расчет.
Весной 1941 года два опытных гусеничных тягача ГАЗ-22 прошли войсковые испытания, в ходе которых показали хорошие результаты. Однако наладить их серийное производство помешало начало Великой Отечественной войны и дефицит танковых шасси.
ШИТ и другие большие мечты на малой базе
Несмотря на то что освоение производства советского разведывательного танка-амфибии Т-40 проходило достаточно тяжело, конструкторы считали его платформу весьма перспективной. На базе Т-40, в частности, предполагалось выпускать артиллерийский тягач ГАЗ-22, который в перспективе должен был заменить «Комсомолец». Менее известно, что Т-40 рассматривался в качестве базы и для самоходных артиллерийских установок. Большая их часть так и осталась на бумаге, но как минимум одна такая машина была выпущена небольшой серией.
Малый истребитель
До лета 1941 года о Т-40 конструкторы особо не вспоминали. Работы с этой машиной шли в двух ранее определённых направлениях: усиление вооружения и создание на её базе артиллерийского тягача ГАЗ-22. Оба проекта дошли до фазы практической реализации, но нельзя сказать, что результаты были впечатляющими.
23-мм танковая пушка ПТ-23ТБ (танковая пушка калибра 23 мм системы Таубина — Бабурина) авторства ОКБ-16 разрабатывалась до мая 1941 года, когда Таубина и Бабурина арестовали. Произошло это, к слову, в том числе и в связи с махинациями вокруг этой самой пушки, которую даже установили в Т-40, но затем сняли и отправили на испытания на аэросанях ОКБ-50. Впрочем, и с аэросанями дело не задалось, поскольку пушка была бракованной.
А испытания тягача ГАЗ-22 показали, что штатный двигатель танка ГАЗ-11 для использования в такой роли слабоват. Предлагалось заменить его на более подходящий мотор — например, ЗИС-16 (форсированный вариант двигателя грузовика ЗИС-5).
Между тем к лету 1941 года волна о наличии у немцев тяжёлых танков, поднятая информационной сводкой внешней разведки, докатилась и до машин лёгкого класса. С конца мая стал прорабатываться вопрос о создании самоходных установок, базой для которых предлагалось использовать как устаревшие лёгкие танки (Т-26 и БТ), так и перспективный Т-50, производство которого только разворачивалось.
9 июня 1941 года состоялось совещание, на котором присутствовали представители Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) и Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной армии. На нем был заслушан доклад начальника III-го отдела Бронетанкового управления (БТУ) ГАБТУ военинженера 1-го ранга С. А. Афонина. В частности, Афонин предлагал рассмотреть шасси БТ-5, Т-26, Т-50 и модифицированный трактор СТЗ-5 в качестве базы для создания истребителей танков с 57-мм пушкой ЗИС-2.
Т-26 и БТ-5 были сразу забракованы, поскольку их использование означало одновременно и перегрузку шасси, и малый боекомплект у перспективных САУ на их базе. В качестве наиболее подходящей базы рассматривался Т-50. Что же касается СТЗ-5, то он не подходил по целому ряду параметров, хотя теоретически создать на его базе самоходную противотанковую установку было вполне возможно.
Совершенно неожиданно на совещании прозвучало предложение спроектировать самоходную установку, используя агрегаты танка Т-40. И хотя речь шла лишь о предложении, именно совещание от 9 июня 1941 года можно считать отправной точкой в истории создания СУ-76.
Кроме того, прорабатывался вопрос установки в Т-40 25-мм автоматической зенитной пушки 72-К, но дальше предложения дело с этой зенитной самоходной установкой не продвинулось. Проще и быстрее оказалось разместить зенитку в кузове грузового автомобиля.
В случае с 57-мм противотанковой самоходной установкой приоритет получила база Т-50. Уже 27 мая 1941 года были оформлены тактико-технические требования на «57-мм самоходную противотанковую артиллерийскую установку на базе танка Т-50». Согласно переписке по заводу № 174, машина должна была называться СУ-51.
Впрочем, дальше тактико-технических требований дело не продвинулось. Начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест на планах по выпуску самоходной установки. Пришлось позабыть и об использовании в качестве базы для потенциальной САУ танка Т-40. Более того, согласно постановлению Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 25 июня 1941 года, заводу № 37 Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) им. Орджоникидзе в Москве предписывалось к 1 августа 1941 года прекратить производство полубронированных артиллерийских тягачей Т-20 «Комсомолец» и разведывательных танков-амфибий Т-40. Вместо них в течение двух месяцев предполагалось наладить выпуск танков Т-50.
Но уже в середине июля в адрес Сталина было направлено письмо за подписью конструктора Н. А. Астрова и военпреда завода № 37 В. П. Окунева. Они обосновали ошибочность развёртывания выпуска Т-50 на заводе № 37 и предлагали вместо этого создать и наладить производство сухопутного танка на базе Т-40. Сталин идею поддержал, и 17 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 179сс «О производстве лёгких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша». Таким образом, база Т-40 снова появилась в качестве перспективной платформы для самоходной артиллерии.
Эта же машина спередиЗдесь необходимо сделать пояснение в отношении структуры конструкторского бюро на заводе № 37. Носило оно название «Отдел 22» или «22-й отдел», и в нём выделялось КБ-1, которое возглавлял Н. А. Астров. Именно это КБ разработало Т-40, Т-30 и Т-60. Вместе с тем общее руководство отделом 22 осуществлял Г. С. Суренян. Астров, будучи руководителем КБ-1, одновременно являлся заместителем начальника всего отдела 22, то есть замом Суреняна.
Из-за некоторого недопонимания организационной структуры КБ завода № 37 исследователи нередко ошибаются и пишут, что Астров сменил Суреняна на посту начальника отдела 22, хотя это не так. Суренян сохранял свою должность и осенью 1941 года, и после эвакуации завода в Свердловск, находясь на ней вплоть до весны 1942 года. В то время как Астров сосредоточился на подготовке производства Т-30 и Т-60, Суренян курировал другие, не менее важные вопросы. Например, при активном участии Суреняна проводилась модернизация плавающего малого танка Т-38.
Самоходная установка ШИТ-37, оснащённая 37-мм зенитной автоматической пушкой 61-КЛетом 1941 года Суренян в инициативном порядке начал разрабатывать самоходную установку, используя базу Т-40. Окончательный вид его проект, а точнее, уже проекты, обрёл к 20-м числам августа. 27 августа в адрес начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Я. Н. Федоренко была отправлена пояснительная записка, а также эскизные проекты «штурмовика-истребителя танков» (ШИТ).
Не следует думать, что Суренян разработал эти проекты от нечего делать. В тяжёлый для страны начальный период Великой Отечественной войны подобные инициативы возникали очень часто. Для примера достаточно вспомнить всё тот же Т-30, который также был инициативной разработкой. Часть подобных проектов так и оставалась на бумаге, но некоторые из них стали серийными изделиями. Мотивы Суреняна понятны из пояснительной записки:
«Основные узлы машины, как трансмиссия (главная передача, бортовые фрикционы, бортовая передача), ходовая часть, вся установка мотора с охлаждением, управление, полностью заимствованы из серийной машины Т-40. Все перечисленные узлы являются конструктивно проработанными и с большой тщательностью доведены в процессе серийного их освоения (имеют полную техническую документацию).
Применяемый на машине мотор ГАЗ-202 быстроходный, легкий автомобильный, весьма надежный в эксплуатации в условиях танков, освоен серийным производством на Горьковском Автозаводе.
В установке вооружения могут быть использованы узлы машин Т-26 и Т-50 (для пушки 45 мм).
Броневой корпус данной машины является самым упрощенным, не требующим большой станочной механической обработки. Основная обработка бронедеталей – резка гризогеном и сварка. При небольшой организации по термообработке бронедеталей данного корпуса, прочая обработка весьма доступна любому котельному заводу.
Обработка всех деталей машины проходит на среднего типа станочном оборудовании.
Марки сталей, применяемых в машине, не имеют дорогих и дефицитных присадок ферросплавов.
[… ]
Выпуск таких танков в значительной мере может облегчить быстрое пополнение фронта машинами с хорошим бронированием и вооружением.
Ограниченные углы обстрела из машины полностью покрывают этот пробел при данном, весьма легком весе машины, и, при сочетании с другими машинами, могут с большим успехом громить врага.
Все варианты, в силу малых габаритов, легко маскируются, мало уязвимы, легко транспортируются на грузовиках.
Представляя при сем общие виды (схематичные) и макет такой машины, прошу Вашего разрешения и содействия в построении такой машины.
Опытные машины могут быть изготовлены в месячный срок.
Мне кажется, что серийное изготовление таких машин надо организовать немедленно».
Согласно концепции, ШИТ создавалась как боевая машина минимальных размеров, имеющая противоснарядную броню и вооружение, позволяющее бороться с современными танками. При этом должна была максимально использоваться база Т-40. Насколько минимизировались размеры САУ, красноречиво говорит тот факт, что длина корпуса ШИТ-37, самой большой машины из предлагаемой линейки штурмовиков-истребителей танков, составляла 3200 мм. Для сравнения, длина корпуса базового танка Т-40 составляла 4110 мм.
Во всех трёх представленных вариантах машины двигатель находился в кормовой части. Агрегаты были скомпонованы настолько плотно, насколько это вообще было возможно.
Более крупная орудийная система заставила Суреняна сделать рубку больше и отказаться от рациональных углов наклона бортовых листовСамой лёгкой и обладающей при этом наименее слабым вооружением была самоходная артиллерийская установка ШИТ-72. Её обозначение было напрямую было связано с вооружением — 25-мм автоматической зенитной пушкой образца 1940 года, носившей название 72-К. Несмотря на то что эта пушка считалась зенитной, она могла вполне эффективно бороться и с легкобронированной наземной техникой. Малые размеры этой машины предопределили и малый боекомплект — всего 100 снарядов. Впрочем, например, у немецкого лёгкого танка с похожим вооружением Pz.Kpfw.II боекомплект тоже был небольшим: для 20-мм пушки Kwk 30/KwK 38, также имевшей зенитные корни, он составлял всего 120 снарядов.
При массе 5400 кг ШИТ-72 должна была иметь толщину лобовой брони 60 мм, бортов — 45 мм, кормы — 30 мм и крыши — 10 мм. На тот момент такой бронёй обладал далеко не каждый средний танк. Согласно расчётам, динамика ШИТ-72 должна была остаться на уровне Т-40.
Более крупной и тяжёлой была вторая самоходная установка, имевшая на вооружении автоматическую зенитную пушку. Она имела обозначение ШИТ-37, а в качестве её вооружения выступала 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года, она же ЗИК-37, она же 61-К. Размер её боекомплекта был таким же, как и у ШИТ-72, — 100 снарядов.
Для того чтобы вписать пушку в габариты машины, её также установили в перевёрнутом виде. Более крупная пушка заставила поднять высоту корпуса с 1350 до 1520 мм, а боевая масса установки выросла до 5800 кг. Бронирование полностью повторяло схему ШИТ-72. Увеличение массы, по мнению Суреняна, не должно было повлиять на динамические характеристики. Что касается огневой мощи, то 61-К по своим характеристикам как минимум не уступала 45-мм противотанковой пушке и вполне успешно могла использоваться против немецких танков того периода.
Самоходная установка ШИТ-45. Пунктиром даны, для сравнения, габариты Т-40Наконец, самым тяжёлым вариантом был ШИТ-45, вооружённый 45-мм противотанковой пушкой. По габаритам эта САУ примерно соответствовала ШИТ-72, но за счёт более тяжёлой пушки и боекомплекта её проектная боевая масса выросла до 6 тонн. Чтобы не переступить эту планку и не потерять динамику Т-40, толщину лобового листа пришлось уменьшить до 45 мм.
Идею Суреняна по замене Т-40 на самоходные установки в ГАБТУ КА не оценили. 24 сентября 1941 года было подготовлено заключение, которое оказалось отнюдь не в пользу «штурмовика-истребителя танков». Военным не понравилась слишком плотная компоновка боевого отделения, которая отнюдь не способствовала удобству работы экипажа, а также скорости перезарядки орудия. В штыки было встречено и сильно выступающее вперёд вооружение, которое снижало манёвренность машины при движении в лесу и по пересечённой местности. Стоит добавить, что вынесенное вперёд вооружение должно было увеличить нагрузку на передние опорные катки, что ускоряло бы их износ. Одним словом, идею забраковали.
Сравнительные характеристики немецких и отечественных танков, а также «штурмовиков-истребителей танков»Несмотря на столь короткую и несчастливую судьбу, «штурмовик-истребитель танков» стал первой самоходной установкой на базе лёгкого танка, разработанной в военный период. Суренян ещё не раз возвращался к идее переделки малых танков в самоходные установки. Впрочем, это уже были идеи, связанные с другой машиной, Т-60. Кроме того, впоследствии разработанная Суреняном концепция с базой малого танка и боевым отделением в передней части машины неоднократно предлагалась и конструкторами других КБ.
База для «Катюши»
Об идее использования базы Т-40 для перспективных боевых машин конструкторы вспомнили в сентябре 1941 года. Связано это было, как ни странно, с реактивными системами залпового огня. Первоначально системы М-13 и М-8 монтировались на шасси трёхосных грузовых автомобилей ЗИС-6.
Часто замену базы, состоявшуюся осенью 1941 года, связывают с прекращением производства ЗИС-6 и эвакуацией завода им. Сталина, но это не так. Да, выпуск ЗИС-6 прекратился, но для установки систем М-8 и М-13 вполне можно было использовать уже имеющиеся в наличии грузовики. Так было, например, с самоходками ЗИС-30, на выпуск которых пошли тягачи «Комсомолец». При этом производство тягачей прекратилось ещё 1 августа 1941 года, а монтировать на них противотанковые пушки ЗИС-2 начали только в сентябре.
На деле проблема оказалась в другом. Ещё в августе 1941 года стали поступать сведения о проблемах с шасси ЗИС-6. По сравнению с базовой машиной боевая масса РСЗО выросла на пару тонн, что не могло не сказаться на проходимости машины на просёлочных дорогах.
Отчёт об испытаниях — всё, что сохранилось по установке М-13 на шасси Т-30Для решения проблемы КБ завода «Компрессор» (г. Москва) разработало установки М-13 на шасси трактора СТЗ-5, полугусеничного тягача ЗИС-42 и танка Т-40. Впрочем, в последнем случае базой для такой установки фактически послужил танк Т-30, поскольку именно так официально назывался Т-40 с 31 августа 1941 года. Согласно отчёту завода № 37, 4 сентября 1941 года четыре танка Т-30 без башен были направлены на завод «Компрессор». 19 числа туда же отправилось ещё три шасси. Судя по отправкам, уже на этом этапе использование Т-30 в качестве базы для системы залпового огня было делом практически решённым.
Постановление ГКО № 726сс от 30 сентября 1941 года, которым на вооружение были приняты реактивные системы залпового огня М-13 на шасси СТЗ-5 и М-8 на шасси Т-3014 сентября 1941 года опытный образец «М-13 на шасси Т-60» вышел на сравнительные испытания. Пусть никого не смущает индекс Т-60 — на деле речь идёт о шасси, полностью идентичном шасси Т-40, за тем исключением, что водоходное оборудование на него не ставили. На испытаниях фаворитами оказались М-13, установленные на шасси Т-30 и СТЗ-5. Впрочем, сравнительно небольшой клиренс сыграл свою негативную роль: при подвижности, сравнимой с ЗИС-42, по болотистой местности установка М-13 на базе Т-30 двигалась с большими трудностями.
Как ни странно, по итогам испытаний военные выбрали М-13 на базе полугусеничного грузовика ЗИС-42. Но тут в дело вмешался ещё один очень важный фактор. С производственной точки зрения это шасси оказалось наиболее уязвимым, поскольку его серийный выпуск ещё толком и не начался. С учётом этой проблемы победителем оказалось шасси СТЗ-5, пусть и не такое быстроходное, зато имеющееся в достаточных количествах.
Установка М-13 на шасси СТЗ-5, имевшая заводской индекс КС-75, была принята на вооружение РККА постановлением ГКО № 726сс от 30 сентября 1941 года. По планам, первые машины на этой базе должны были поступить в войска к середине октября 1941 года.
Этим, собственно, и объясняется, почему эти системы залпового огня перестали устанавливать на ЗИС-6.
Переписка по заводу «Компрессор», в которой указан заводской индекс М-8 на шасси М-30Впрочем, всё это совсем не означало, что базу Т-30 не будут использовать для других целей. 27 сентября на Софринском артиллерийском полигоне начались испытания установки М-8 на шасси Т-30. Это изделие, получившее заводской индекс КС-77, было также разработано на заводе «Компрессор». Одновременно со сменой базы изменилась и сама установка М-8. Её направляющие были удлинены до 2 метров, а количество сократилось до 12. Таким образом, теперь залп производился не тридцатью шестью, а двадцатью четырьмя реактивными снарядами РС-82.
На шасси Т-30 менялся подбашенный лист. Вместо башни устанавливалась система М-8, которая могла наводиться как по вертикали, так и по горизонтали. В отличие от М-8 на шасси ЗИС-6, устойчивости базы Т-30 было вполне достаточно, чтобы обходиться при стрельбе без дополнительных упоров, что заметно сократило время приведения машины в боевое положение.
Единственное достоверное изображение М-8 на шасси Т-30На испытания вышли два варианта машины, отличавшиеся конструкцией направляющих. У первой они были коробчатой формы и закреплялись на раме. В конструкции использовались откидные пиропистолеты системы инженера Горелика. У второй машины направляющие имели форму двутавра (как и на М-13), крепились на раме, а пиропистолеты были разработаны в НИИ-3.
Направляющие второй машины, как и её пиропистолеты, оказались низкого качества, что повлияло на результаты испытаний. Из 24 снарядов при залпе сработало 17, тогда как у первого варианта не сработал всего один снаряд. Совсем иная ситуация оказалась при стрельбе на кучность. Испытания первого вариант РСЗО из-за проблем с электрикой пришлось прекратить уже после двух выстрелов, второй вариант смог произвести на два выстрела больше.
По итогам испытаний оба варианта были признаны примерно равнозначными, но в серию было решено пустить второй. Приняли эту РСЗО на вооружение тем же постановлением ГКО, что и М-13 на базе трактора СТЗ-5.
Сводка по выпуску систем залпового огня по состоянию на 1 декабря 1941 года. Она показывает реальные объёмы поставок М-8 на базе Т-30. Судьба остальных шасси Т-30, увы, неизвестнаСогласно постановлению ГКО № 726, первый полк, вооружённый М-8 на шасси Т-30, предполагалось сформировать к 15 октября 1941 года. Всего же за октябрь предполагалось выпустить 72 такие машины. На деле ситуация развивалась по несколько иному сценарию. За октябрь 1941 года завод № 37 смог поставить всего 14 шасси Т-30. А 9 октября было подписано постановление ГКО № 752сс «Об эвакуации заводов: № 37, КИМ, Подольского и танкового производства Коломенского завода». Таким образом, завод «Компрессор» получил всего 21 шасси, включая те, что использовались для опытных работ.
Стоит отметить, что серийная установка М-8 на шасси Т-30 несколько отличалась от опытных машин. Слева от пусковой установки появилась рубка, в которой находился командир, он же оператор М-8. По планам, изготавливать рубки должен был Подольский завод им. Орджоникидзе, но ввиду загруженности поставки затянулись. В связи с этим выпуск рубок был возложен на «Компрессор».
По состоянию на 10 октября 1941 года в работе находилось 15 машин. В результате задержки отдельных узлов к 1 ноября было сдано всего три М-8. Позже десять М-8 на шасси Т-40 появляются в сводках выпуска завода фрезерных станков (город Горький), но эта информация не должна вводить в заблуждение. Дело в том, что туда поступали шасси Т-60, которые выпускал ГАЗ им. Молотова.
Что же касается завода «Компрессор», то он полностью перешёл на выпуск М-13 на базе СТЗ-5. В сводках за январь проскакивают ещё две М-8 на шасси Т-60, и вполне возможно, что на самом деле это были две машины на шасси Т-40. Таким образом, можно говорить о постройке трёх опытных и трёх-пяти серийных машин. Кроме схематичного рисунка и переписки, о них больше никакой информации не сохранилось.
Источники:
- Материалы ЦАМО РФ.
- Материалы РГАСПИ.
- Материалы из архива автора.
Газ 22 тягач — Про отечественный автопром
ГАЗ-22 (Т-22)
ГАЗ-22 (Т-22) – гусеничный тягач на базе танка
ГАЗ-22
В 1940 году специалистами Горьковского автозавода на агрегатной базе танка Т-40 был разработан и построен новый гусеничный тягач, который получил индекс ГАЗ-22 или военное обозначение Т-22.
тягач ГАЗ-22 на испытаниях зимой 1941 года
В качестве силовой установки был установлен двигатель мощностью 76 л.с. и объемом 3,480 литра, который позволял тягачу развивать максимальную скорость до 45 км/ч.
Гусеничный вездеход получил двухместную металлическую кабину от ГАЗ-ММ . Доступ к мотору обеспечивали откидывающиеся боковины с каждой стороны. В крыше кабины была сделана деревянная вставка, обтянутая брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. К кабине на передних петлях подвешивались двери. Тягач имел цельное лобовое стекло, которое для проветривания кабины могло поворачиваться в раме и фиксироваться барашками. Над лобовым стеклом для защиты от солнца был закреплен козырек. Для движения в непогоду перед водителем на верхней рамке лобового стекла был закреплен единственный стеклоочиститель, который имел вакуумный привод и при помощи шланга был соединен с входным коллектором карбюратора. К левой стойке кабины гусеничного тягача ГАЗ-22 крепилось зеркало заднего вида. В темное время суток дорогу освещали две электрические фары, которые были расположены на передке, и дополнительная фара, закрепленная на левой стойке кабины.
тягач ГАЗ-22 на испытаниях зимой 1941 года
Вместо рычагов управления бортовыми фрикционами в кабине был установлен обычный руль от грузового автомобиля.
За кабиной была установлена деревянная грузовая платформа, которая позволяла перевозить орудийный расчет.
Габаритные размеры и характеристики гусеничного тягача ГАЗ-22 составляли:
- длина – 4450 мм;
- ширина – 2030 мм;
- высота – 2170 мм;
- снаряженная масса – 3300 кг;
- грузоподъемность платформы – 1500 кг.
Весной 1941 года два опытных гусеничных тягача ГАЗ-22 прошли войсковые испытания, в ходе которых показали хорошие результаты. Однако наладить их серийное производство помешало начало Великой Отечественной войны и дефицит танковых шасси.
ГАЗ-22
РККА. АРТ-Тягачи. ГАЗ-22 (Т-22) ‘1941 г.
Так, в сохранившемся проекте доклада народного комиссара обороны председателю Комитета обороны при Совете народных комиссаров СССР в декабре 1940 г. отмечалось:
«Производство артиллерийских тракторов для противотанковой, дивизионной, зенитной, корпусной артиллерии и артиллерии большой мощности далеко отстает от существующей потребности в них, а тракторов (кроме «Комсомольца») по своим тактико-техническим данным не удовлетворяют требованиям современных артиллерийских систем, находящихся на вооружении в Красной Армии. Вследствие чего, обеспеченность тракторами артиллерийских частей на механической тяге в настоящее время крайне низка.
. Основными причинами крайне тяжелого положения со средствами механической тяги в артиллерийских частях являются:
а) отсутствие специальных заводов по производству артиллерийских тракторов, а переделка тракторов сельскохозяйственного типа в артиллерийские на существующих тракторных заводах не дает положительных результатов;
б) отсутствие специальных конструкторских бюро по разработке артиллерийских тракторов, вследствие чего конструирование и научно-исследовательская работа по созданию артиллерийских тракторов возникает стихийно и никем не руководится;
в) несоответствие поступающих на снабжение артиллерийских частей тракторов сельскохозяйственного типа как в количественном, так и в качественном отношении.
Обеспеченность частей указанными тракторами удовлетворительного технического состояния составляет около 30-35%.
Вследствие указанного считаю необходимым просить Вас о постановке вопроса перед Комитетом Обороны при СНК СССР о строительстве двух специальных заводов по производству артиллерийских тракторов: одного по производству тракторов противотанковой, малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, а другого — для тракторов корпусной и зенитной (76 и 85-мм пушек) артиллерии и артиллерии большой мощности.
Исходя из потребности в артиллерийских тракторах на 1941 год, с учетом покрытия общей потребности в них в течение 3-4 лет.
Проектная мощность указанных заводов должна быть:
а) по тракторам противотанковой и малокалиберной зенитной артиллерии — 7000 штук;
б) по тракторам дивизионной артиллерии — 6000 штук;
в) по тракторам корпусной и зенитной артиллерии — 4500 штук;
г) по тракторам для артиллерии большой мощности — 2600 штук.
Учитывая крайнюю потребность в обеспечении артиллерийских частей специальными тракторами, вышеуказанной проектной мощности заводы должны достигнуть к 1 января 1943 года.
В основу производства специальных артиллерийских тракторов на вновь создаваемых заводах принять:
а) для противотанковой, малокалиберной зенитной и полковой артиллерии и 76-мм пушки образца 1939 года (УСВ) — существующий в производстве трактор «Комсомолец» завода № 37;
б) для дивизионной артиллерии — опытный образец трактора Т-22 (на базе танка Т-40) завода ГАЗ;
в) для корпусной и зенитной артиллерии и артиллерии большой мощности — тип немецких тракторов «Краус-Маффей» и «Фамо».
Временно, впредь до создания производственной базы по производству двигателей дизелей соответствующих мощностей, на вышеуказанные тракторы ставить существующие двигатели, изготавливаемые для машин отечественного производства».
Перспективными тягачами дивизионной артиллерии должны были стать небронированные тракторы типа «Комсомолец-2».
Еще в 1939 г. в Москве на заводе №37 под руководством Г. С. Суреняна на базе трактора Т-20 «Комсомолец» выпустили опытные образцы быстроходных артиллерийских тракторов ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями.
Аналогичные тракторы изготовили на ГАЗе под маркой ГАЗ-20. Был спроектирован также трактор ГАЗ-21, отличавшийся величиной колеи.
В целом конструкции тракторов «Комсомолец-2» заводов №37 и ГАЗ были схожи и отличались производственным исполнением. Эти машины имели задние ведущие звездочки, были унифицированы по ходовой части с трактором «Комсомолец» и с легкими танками. Кабина была аналогична кабине грузового автомобиля ГАЗ-ММ. Грузовая платформа позволяла перевозить орудийный расчет.
По своим тяговым свойствам новые тракторы могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. На тракторах использовались моторы ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. (ЛТ-1 и ГАЗ-20 №1) и ГАЗ-11 мощностью 76 л.с. (ЛТ-2 и ГАЗ-20 №2). Установка более мощного мотора потребовала усиления системы охлаждения, что на тракторе ЛТ-2 внешне проявлялось в установке капота с логотипом ЗИС.
Тракторы ЛТ-1, ЛТ-2 и ГАЗ-20 серийно не выпускались и существовали в единичных экземплярах, поскольку в этот период был сконструирован перспективный легкий танк Т-40, созданный для замены Т-37 и Т-38.
В 1940-1941 гг. на ГАЗе с использованием узлов и агрегатов этого танка был разработан и изготовлен в опытных образцах артиллерийский трактор ГАЗ-22. Он должен был строиться серийно с мотором ГАЗ-11. Допускалось и возможность установки на ГАЗ-22 мотора ГАЗ-ММ, но это существенно снижало эксплуатационные параметры машины.
Выявленные в ходе испытаний дефекты устранить до лета 1941 г. не успели, поэтому ГАЗ-22 серийно не выпускались.
Название модификации: ГАЗ-22
Год выпуска: 1941
Тип кузова: Грузовик
Количество дверей: 2
Расположение руля: слева
- длина 4450 мм
- ширина 2030 мм
- высота 2170 мм
Масса: снаряженная 3300 кг
Количество мест всего: 22
- название: ГАЗ 11
- расположение: спереди
- ориентация: продольно
- система питания: карбюратор
- цилиндры: 6
- мощность: 76 л.с.
- привод: гусеничный
- коробка передач: МКПП
- максимальная скорость 45,0 км/ч
Редактор: Инженер-Механик С/Х Сергей Иванов
Журнал «Техника и вооружение». А. Кириндас и М. Павлов «Уходили Комсомольцы»
Рассказы об оружии. Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Некоторые любители порассуждать от истории много говорят о том, что в РККА не уделялось внимания механизации войск, уповали на лошадей. Можно согласиться только в той части, где говорится о том, что танкам уделялось доминирующее внимание.
Тем не менее, работы велись, и результаты были. Об одном из них и пойдет сегодняшнее повествование.
Артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».
Разработчик: КБ Астрова.
Год начала работ: 1936.
Год выпуска первого прототипа: 1937.
Боевая масса — 3,5 т.
Экипаж — 2 чел.
Десант — 6 чел.
Бронирование:
Лоб — 10 мм, борт и корма — 7 мм.
Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя — 50 л. с.
Скорость по шоссе — 50 км/ч
Запас хода по шоссе — 250 км.
Преодоление препятствий:
подъём — 32 градуса без прицепа
стенка — 0,47 м
ров — 1,4 м
брод — 0,6 м
Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и армиями Германии, Финляндии и Румынии.
Для буксировки орудий в РККА, как и во многих других армиях мира, нашли себе широкое применение обычные сельскохозяйственные трактора. Это была вполне нормальная практика того времени, позволяющая не заморачиваться с подготовкой кадров и наличием определенного резерва машин на случай войны.
Как правило, каждая дивизия или полк располагали машинами типа С-65 «Сталинец», С-2 “Сталинец-2” или ХТЗ-НАТИ, обладавшими неплохими тяговыми характеристиками, но с низкой мобильностью.
К тому же они абсолютно не подходили для мелкокалиберной артиллерии, вроде 45-мм противотанковых орудий. Следующий рассказ будет как раз о С-65, этот огромный тракторина, нормально таскавший 122 и 152-мм гаубицы, для перемещения чего-то мелкого и мобильного точно не подходил.
Для дивизионных и полковых пушек требовалась более легкая бронированная машина, которая смогла бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника.
Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. На шасси танка Т-16 был создан “легковой (малый) трактор РККА”, который не пошел в серию по причине низких тяговых характеристик (требовалось 3 тонны). В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей.
Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, разработку которого занималось КБ под руководством А.С.Щеглова. Тягач попросту «передрали» с британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части.
«Пионер» получил часть элементов от легкого танка Т-37А и автомобильный двигатель Форд-АА. То есть, использовалось то, что уже было наработано.
Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену.
Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.
Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия, состоявшая из следующих компонентов: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора.
Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА.
Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах. Один стеллаж на 6 дисков находился сзади сидения водителя. Второй, на три диска — справа от стрелка. Ещё шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливался на пулемет.
Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором «Зенит», экономайзером и обогатителем.
Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки.
Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А/ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.
Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.
При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги.
На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°.
Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач Т-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъёмностью 2 тонны, но при включении замедленной передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 тонн. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.
Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, ‘благодаря” чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при наличии воды.
Автомобильный двигатель для тягача оказался откровенно слабоват. При длительных нагрузках (например, на многокилометровых маршах с орудием, передком к нему и расчетом) доработанный ГАЗ-М работал в предельном режиме выносливости и часто выходил из строя.
Начиная уже со 2-й серии, Т-20 получили вместо откидных щитков смотровые приборы типа “триплекс”. Вместо броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, стали применять перекрывающие друг друга броневые пластины. Снаружи он также прикрывался металлической сеткой. Часто на кормовом листе корпуса справа крепили запасной опорный каток.
Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация — на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810.
К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск Т-20 мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод №37 нагрузили заказами на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. Сборка артиллерийских тягачей снова оказалась менее приоритетной задачей и с августа “Комсомольцы’ больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.
После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки.
Хорошая скорость и маневренность позволяла оперативно смыться в случае нужды, а пулемет был хорошим подспорьем при боестолкновениях.
Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии.
В целом же — очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал «сорокапятки» и «полковушки», а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.
Данный экземпляр Т-20 находится в экспозиции музея военной истории в с. Падиково Московской области.
Источники:
Павлов М. Трактор-транспортер Т-20 «Комсомолец» // Военная летопись. Серия «Бронетанковый музей». №14. 2007.
Коломиец М. 1941. Танки в битве за Москву. 2009.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
477768
477768
Лёгкое артиллерийское
Советский опытный артиллерийский тягач ГАЗ-22 (Т-22)
Тягач был создан в 1940-1941-м гг. При создании тягача использовались узлы и агрегаты от лёгкого танка Т-40 и грузового автомобиля ГАЗ-АА. В ходе испытаний выявилось, что тягач в целом удовлетворяет требованиям военных (по буксировке лёгких зенитных и полевых орудий), однако серийное производство тягача развёрнуто не было, в силу нехватки шасси Т-40
Posts from This Journal by “автомобили” Tag
«Лягушонок»
Британский спортивный автомобиль Austin-Healey Sprite Mk.I Спортивный автомобиль Sprite Mk.I был создан британским производителем Austin-Healey…
Выставочный образец
Шоу-кар Chevrolet Corvette Impala XP-101 Данный пятиместный спортивный автомобиль с кузовом-хардтоп был создан в 1955-1956-м гг. сотрудниками…
Сборная солянка
Легковой автомобиль класса люкс Kanzler Coupe Kanzler Coupe был создан в 1978-м году фирмой Newport Coachworks из города Коста-Меса…
«Облегчённый» вариант
Итальянские спортивные автомобили Ferrari 208 GTB/GTS Спорткар Ferrari 208 GTB/GTS представляют собой фактически варианты более…
Эксперименты с аэродинамикой
Немецкий опытный автомобиль Opel Special Stromlinienfahrzeug Данный автомобиль был создан в 1938-м году на базе легкового автомобиля [Opel…
СЭВ в действии
Техническое обслуживание городских пассажирских автобусов венгерского производства Ikarus 620 в автобусном парке № 1 г. Горький; 1967-й год
Служебный транспорт
Легковые автомобили ГАЗ-21 Волга, использовавшиеся полицейским управлением города Хельсинки;
1968-1971-й гг. Легковые автомобили ГАЗ-21 Волга…
На тропе конверсии
Внедорожники Willys CJ-2 — версия полноприводного автомобиля Willys, предназначенная для эксплуатации на гражданском рынке. Willys CJ-2 оснащались…
Санитарный транспорт
Опытный санитарный автомобиль ЛуАЗ-13021-08 Санитарный автомобиль был создан в 1997-м году конструкторами Луцкого автомобильного завода на базе…
Шасси ГАЗ-22 — Русская техника
ГАЗ-22 – шасси для трехосного бронеавтомобиля
шасси ГАЗ-22
После проведения испытаний по бездорожью и принятия на вооружения армии трехосного пикапа ГАЗ-21, на его базе заводом ДРО (г. Выкса Горьковской области) был разработан и построен пулеметный бронеавтомобиль БА-21. Уже в то время Виталий Грачев понимает, что будущее военного автомобиля за шестицилиндровым мотором и полным приводом и в 1938 году разрабатывает новое укороченное и усиленное шасси ГАЗ-22 под бронеавтомобиль ЛБ-23.
На усиленную стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и дизельный двигатель Dodge D5 объемом 3,56 литра и мощностью 76 л.с. Впоследствии, после начала серийного производства шасси планировали оснащать аналогичным двигателем ГАЗ-11 мощностью 76 л.с., который к моменту постройки опытного экземпляра трехосного шасси еще не был доведен до рабочего состояния. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Топливо в карбюратор поступало при помощи бензонасоса из двух баков: один бак объемом 40 литров был расположен в передней части броневика, а второй бак объемом 60 литров – в задней части.
Передняя ось шасси ГАЗ-22 подвешивалась к раме на продольных рессорах и гидравлических амортизаторах рычажного типа, а задние мосты крепились на балансирной подвеске с полуэллиптическими рессорами. В расчете на большую нагрузку усилили стальной накладкой переднюю ось и увеличили до десяти количество рессор в задней подвеске (трехосный пикап имел восемь рессор). Задние ведущие мосты имели червячную передачу и были соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К мостам автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 7,00-16. Автомобиль был оборудован двумя тормозами: ножной – колодочный, с механическим приводом; ручной – колодочный, с механическим приводом.
На шасси в передней части устанавливалось оперение (решетка радиатора, боковины капота, передние крылья и подножки) от ГАЗ-М1. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний металлический бампер. В ночное время дорогу освещали две электрические фары на передних крыльях и габаритный фонарь со стоп-сигналами на левом заднем крыле. Также сверху на передних крыльях были расположены габаритные огни.
За моторным отсеком шасси ГАЗ-22 был установлен передний щиток и лобовое стекло от грузовика ГАЗ-ААА. На торпедо был расположен щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя. Далее к раме крепились два мягких сиденья, за которым было расположено запасное колесо.
Шасси ГАЗ-22 было построено в единственном экземпляре и в феврале-марте 1939 года проходило государственные испытания, а к 1 мая на нем был смонтирован бронекорпус ЛБ-23.
Гусеничные тягачи Красной Армии. Альтернативные.
Как известно, в конце тридцатых были созданы гусеничные тягачи ЛТ-1, 2 и ГАЗ-22.
Первые – на базе тягача Т-20 «Комсомолец», второй на базе лёгкого танка Т-40. Но в серию ни один не пошёл. Причина – неудачная конструкция: был взят низ от тягача и танка, а вверху были приделаны мотор, кабина и кузов от соответствующих грузовиков.
Поэтому, в АИ, сделаем максимально простую конструкцию – нижняя часть будет состоять из двух трёхсотых швеллеров из шестёрки с несколькими перегородками.Между швеллерами поставим ДВС ГАЗ-М, сцепление и КПП от грузовика ГАЗ-АА, демультипликатор от ГАЗ-3А, далее трансмиссионный тормоз от последнего, кардан, а также главную передачу с бортовыми фрикционами и тормозами и бортредукторами возьмём от «Комсомольца». По бокам от кардана будут размещаться бензобаки общей ёмкостью 350 л, что обеспечит запас хода по шоссе около 720 км без прицепа.
Ходовая часть будет состоять из гусениц, ведущей звёздочки, ленивца с механизмом натяжения и катков от Т-20. Подвеска будет торсионной, узлы крепления торсионов будут находится ниже нижней полки швеллера. Т.о. получится значительный клиренс, около 520 мм. Высокой проходимости также будет способствовать низкое удельное давление на грунт – 0,33 кг/см. кв. Ориентировочный вес тягача без нагрузки – 2,5т. Нагрузка – до 1,5 т (в перегруз до 2,5 т). Масса буксируемого прицепа до 2 т. Скорость без прицепа до 50 км/час.
Оригинальных частей тягач будет иметь немного: кардан, бензобаки, раму, рычаги подвески, торсионы и узлы их крепления к раме.
Преимущества перед РИ Т-20: не требует броневой стали (которая в дефиците в то время), есть возможность буксировать орудия без передка (т.к. расчёт и боекомплект помещаются в кузове). А последнее повышает вес буксируемого орудия и манёвренность (напр. можно буксировать гаубицу М-30, с небольшими перегрузом).
Преимущество перед ЛТ-1, 2 и ГАЗ-22: более простая конструкция и значительно более высокая проходимость.
А где же выпускать столь няшный тягачёк? Ведь все заводы заняты по горло основной продукцией. Видится только один вариант: снятие с производства на ГАЗе тягача Т-20. Т.к. к 22.06.41 только Т-20 имелся в РККА сверх штата. И действительно, для обеспечения бронированными тягачами переднего края, вполне хватит и 5000 шт. (которые выпустит до 22.06. з-д №37 и СТЗ, а также ГАЗ до 01.01.1940). Точной цифры выпуска на ГАЗе Т-20 до 01.01.40 не имею, поэтому ориентировочно можно предположить, что ГАЗ за полтора года до войны выпустил около 1800 «Комсомольцев». Если переориентировать ГАЗовское спецпроизводство на небронированный гусеничный тягач с 01.01.40, то возможно выпустить 2300 тягачей. Конечно, пятьсот лишних тягачей никакой «погоды» в РККА того периода не сделают, но есть интересный альтернативный вариант. Во время финской войны, когда жареный петух начал вовсю клевать логистику войск, ведущих боевые действия в Финляндии, на автозаводы ЗИС и ГАЗ срочно спустили планы по производству полугусеничных грузовиков, при этом за пару-тройку месяцев ГАЗ произвёл около 1800 полугусеничников, а ЗИС аж 4500 штук.Но т.к. полугуси были неправильной схемы, то толку от них было мало. А в данной АИ, допустим, на клевание жареного петуха готов ответ: гусеничный тягач из узлов грузовика и плавающего танка. Причём ЗИС получится ещё лучше ГАЗа, там мощней мотор, сцепление и КПП. Вес гусеничного ЗИСа примерно 4 т, груз в кузове – 3 т, масса буксируемого прицепа до 3,5 т.
И такое количество лёгких и средних гусеничных тягачей (2300 шт. ГАЗ и 4500 шт. ЗИС) может серьёзно повлиять на обеспеченность РККА быстроходными и проходимыми гусеничными тягачами. К 22.06.41, РККА могла бы иметь: 5000 шт. бронированных «Комсомольцев», 2300 шт. лёгких гусеничных тягачей ГАЗ, 4500 шт. тягачей ЗИС и ок. 3500 шт. тягачей СТЗ-5. Такое общее количество вполне закрывает всю потребность в быстроходных гусеничных тягачах РККА в западных военных округах и в частях Дальневосточного фронта накануне ВОВ (как в стрелковых, так и в мехсоединениях).
IAR 22 (трактор) — Википедия
Acest articol se Referă la un тягач. Pentru un avion, ведущие IAR-22.IAR 22 este primul модель трактора românesc, produs începând cu 1946 la Uzina Tractorul Brașov sub concecerea lui Radu Emil Mărdărescu. Acesta a copiat modelul Hanomag R 40, la propunerea Directorului Ион Гросу. Greutatea utilajului эпохи 3,4 тона, найти Echipat cu motoare Diesel de 38 CP. Forța de tracțiune dezvoltată эпоха де 1.225 кгс.
putncă de la început, uzina a primit o comandă de 5.000 de bucăți din partea statului. Primul трактор asamblat a ieșit din uzină pe data de 26 decembrie 1946, Iar Tractulul cur. 1000 лет до конца 1949 года.
Primul трактор IAR 22 (1946)
-
Al 1000-Ле трактор IAR 22 (1949)
-
Трактор IAR 22 expus pe fosta platforma a uzinei din Brașov
22 л.с. (16,15 кВт) сельскохозяйственный трактор, колесный трактор XT220
ВНУТРЕННИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ГОДОВОЙ СФЕРЫ ГОДОВОЙ ПАЛАТЫ Тип Колесный трактор 4 × 2 Макс. Сила тяги (кН) 3.7 Макс. Усилие подъема (610 мм за точкой сцепки) (кН) 2,73 Мощность вала отбора мощности (кВт) 11,3 Скорость вращения вала отбора мощности (об / мин) 540 Двигатель DLh2105 Тип: одноцилиндровый, вертикальный, с водяным охлаждением, 4-тактный
Номинальная мощность 12 часов (кВт): 13,2
Скорость вращения (об / мин): 2400
Запуск Метод: коленчатый или электрический
с отверстием × ход (мм): 105 × 115
Расход мазута (г / кВт * ч): ≤255.6
Расход смазочного масла (г / кВт * ч): ≤2,04 Сцепление Сухая модель, цельная, обычная толчковая Коробка передач (3 + 1) x2 Габаритные размеры (Д × Ш × В) (мм) 2285 × 1200 × 1665 Колесная база (мм) 1400 Протектор переднего колеса (мм) 960 Протектор заднего колеса (мм) 990 Мин.Дорожный просвет (мм) 300 Вес (кг) 800 Блокировка дифференциала № Гидравлическое рулевое управление Ручной поворотный клапан Гидравлический выход Простой гидравлический выход, интерфейс выходаNPT1 / 2 Шина Деталь шины (передняя / задняя): 4.00-12 / 7.50-16 Диапазон скорости (км / ч) Нападающий: 2.47 / 4,72 / 7,21 / 9,37 / 17,90 / 29,35 Реверс: 2,47 / 9,37 ROPS или кабина ROPS дополнительно Подвеска сцепного устройства: I Тип , Задняя, трехточечная навеска , Количество нагрузки (шт.) с ROPS Упаковано с железной рамой: 24 комплекта, упаковано в деревянный ящик 32 комплекта