Двигатели классика ваз: Двигатель ваз классика Устройство и характеристики
Двигатель ваз классика
В этой статье обсудим карбюраторные двигатели ваз классика поговорим про устройство и узнаем технические характеристики каждого двигателя. Также рассмотрим их конструктивные отличия.
Классический двигатель для автомобилей ваз был построен на базе итальянского двигателя FIAT 124. Первый двигатель классики имел рабочий объем 1,2 литра. Поздней на базе этого мотора создавались другие. Благодаря толстым стенкам блока инженеры смогли создать двигатель (1,3 литра двигатель 21011),(1,5 литра 2103),(1,6 литра 2106),(1,7 21213 для автомобилей Нива)и(1,8 2130 также для автомобилей Нива).
Конструктивно двигатель ваз классика имеет идентичную конструкцию независимо от модели. На блоке со стороны переднего пассажира можно увидеть номер блока. На первый взгляд если заглянуть под капот то двигатель 1,2 и 1,7 на вид не имеет различий. Что очень хорошо если есть желание сделать свап 🙂
Двигатель ваз 2103


Технические характеристики
Модель двигателя: Ваз 2103
Вид топлива: АИ-92
Диаметр цилиндра мм: 76 мм
Ход поршня мм: 80 мм
Рабочий объем: 1,5 литра
Степень сжатия: 8,5
Макс.мощность: 71 л.с/5600 об/мин
Крутящий момент Н/м: 104 Н/м /3400 об/мин
Подходящее масло в двигатель: 5W-30;5W-40;10W-40;15W-40
Сколько масла лить в двигатель: 3,5 литра
Вес двигателя : 120 кг
Двигатель ваз 2103 был создан на основе двигателя ваз 2101 который изначально имеет объем 1,2. Увеличение объема было достигнуто за счет увеличения высоты блока на 8,8 мм с 207,1 мм до 215,9 мм. Благодаря этому появилась возможность установить коленвал с увеличенным ходом поршня. Что дало увеличения в объеме до 1,5 литра. Этот двигатель считается очень удачным среди автомобилистов. Благодаря увеличенному объему улучшилась тяга на низких оборотах. При этом это не принесло ущерба на высоких оборотах.
Про проблемы и недостатки двигателей классики можно прочитать здесь
Двигатель ваз 2106


Модель двигателя: Ваз 2106
Вид топлива: АИ-92
Диаметр цилиндра мм: 79 мм
Ход поршня мм: 80 мм
Рабочий объем: 1,6 литра
Степень сжатия: 8,5
Макс.мощность: 75 л.с/5400 об/мин
Крутящий момент Н/м: 116 Н/м /3000 об/мин
Подходящее масло в двигатель: 5W-30;5W-40;10W-40;15W-40
Сколько масла лить в двигатель: 3,5 литра
Вес двигателя : 120 кг
Двигатель ваз 2106 является продолжением двигателя ваз 2103 единственным отличием является увеличенный диаметр цилиндров с 76 мм до 79 мм. У двигателя 2106 улучшился подхват с низов, но полка момента просела на более низкие обороты с 3400 до 3000 об/мин. Тяга на высоких оборотах немного ухудшилась по сравнению с предыдущей моделью и повысился расход топлива.
Двигатель ваз 21213
Модель двигателя: Ваз 21213
Вид топлива: АИ-92
Диаметр цилиндра мм: 82 мм
Ход поршня мм: 80 мм
Рабочий объем: 1,7 литра
Степень сжатия: 9,4
Макс.мощность: 79 л.с/5200 об/мин
Крутящий момент Н/м: 125 Н/м /3000 об/мин
Подходящее масло в двигатель: 5W-30;5W-40;10W-40;15W-40
Сколько масла лить в двигатель: 3,5 литра
Вес двигателя : 120 кг
Двигатель ваз 21213 устанавливался на автомобили Нива. Этот двигатель является хорошим решением для тех кто хочет свапнуть такой мотор в копейку в тройку либо в другую любую классику. Отличие этого мотора от предыдущего лишь в изменённом диаметре цилиндров. Расход топлива повысился тяга на низах улучшилась. На верхах тяга просела.
Еще отличия:
1) Немного другой распредвал с измененной формой кулачков с целью увеличения хода впускного клапана.
2) Теперь ненужно мучиться с цепью имеется натяжитель цепи.
3) Установлена бесконтактная система зажигания.
Двигатель ваз 2130
Модель двигателя: Ваз 2130
Вид топлива: АИ-92
Диаметр цилиндра мм: 82 мм
Ход поршня мм: 84 мм
Рабочий объем: 1,8 литра
Степень сжатия: 9,4
Макс.мощность: 82 л.с/5200 об/мин
Крутящий момент Н/м: 139 Н/м /3200 об/мин
Подходящее масло в двигатель: 5W-30;5W-40;10W-40;15W-40
Сколько масла лить в двигатель: 3,5 литра
Отличие двигателя ваз 2130 от 21213 в том, что блок 2130 выше 1,3 мм благодаря этому появилась возможность установить коленвал с большим ходом поршня. Поэтому рабочий объем возрос до 1,8 литров. Этот мотор 2130 имеет хорошую тягу на низах, но достаточно прожорлив.
У этого двигателя можно увеличить объем с помощью коленвала на 86,88,90 мм. Для их установки придется поменять шатуны на более укороченные и поршень со смещением пальца.
Тюнинг двигателей классики
Способы тюнинга идентичны для всех двигателей классики они описаны в статье про двигатель ваз 2101.
dmozлобановский харьков классВАЗ «Классика» — это транспортные средства производства АвтоВАЗ, которые имеют маркировку 2101-2107. Силовые агрегаты данных автомобилей считаются самыми старыми и простыми в конструкции. Обслуживание, ремонт и характеристики настолько просты, что в моторе сможет разобраться и школьник.
Технические характеристики двигателей ВАЗ
Технические характеристики двигателей ВАЗ «Классика» достаточно простые. За время производства первого мотора, движки совершенствовались и лучшими представителями принято считать двигатель ВАЗ 2106 и 2107.
Перед тем, как приступить к описанию обслуживания и ремонта, стоит понимать, какие Вазовские двигатели устанавливались на «Классику»:
Лада 2101 «Копейка»
Можно сказать, что это самый легендарный автомобиль производства АвтоВАЗ. Данное транспортное средство и силовой агрегат по этот день можно встретить на просторах СНГ, и за его пределами.
ВАЗ 2101
Наименование | Характеристика |
Марка | 2101 |
Маркировка | 1.2 л (1198 см куб) |
Мощность | 64 л.с. |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 9,2 литров |
Диаметр поршня | 76 мм |
Ресурс | 120 — 150 тыс. км |
ВАЗ 21011
Наименование | Характеристика |
Марка | 2101 |
Маркировка | 1.3 л (1294 см куб) |
Мощность | 69 л.с. |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 9,5 литров |
Диаметр поршня | 79 мм |
Ресурс | 120 — 150 тыс. км |
Все силовые агрегаты оснащались 4-х ступенчатой коробкой передач. Также двигатель ВАЗ 2101 устанавливался на Ладу 2102. Преемником силового агрегата стал мотор с маркировкой 2103.
ВАЗ 2103
Транспортные средства с маркировкой ЛАДА 2103 оснащались моторами 2101, 21011 и новым двигателем ВАЗ 2103.
Наименование | Характеристика |
Марка | 2103 |
Маркировка | 1.5 л (1452 см куб) |
Мощность | 71 л.с. |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 8,5 литров |
Диаметр поршня | 76 мм |
Ресурс двигателя ВАЗ | 120 — 150 тыс. км |
Как и предыдущие силовые агрегаты, 2103 имел коробку передач на 4 ступени. Охлаждение устанавливалось жидкостное, принудительное с постоянно работающим вентилятором охлаждения.
ВАЗ 2104
«Четвёрка» выпускалась достаточно долго, поэтому её борт получал все возможные моторы и их модификации. Так, на 2104 монтировались вазовские моторы следующих маркировок: 2103, 2105, 21067, 21073 и 341. Рассмотрим, характеристики более подробнее:
Мотор ВАЗ 2105
Наименование | Характеристика |
Марка | 2105 |
Маркировка | 1.3 л (1290 см куб) |
Мощность | 46 кВт |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 10 литров |
Диаметр поршня | 76 мм |
Ресурс двигателя ВАЗ | 120 — 150 тыс. км |
ВАЗ 21067
Наименование | Характеристика |
Марка | 21067 |
Маркировка | 1.6 л (1569 см куб) |
Мощность | 82 л.с. |
Тип | Инжектор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 8,2 литров |
Эконорма | Евро-2 |
Ресурс двигателя ВАЗ | 150 — 180 тыс. км |
ВАЗ 21073
Наименование | Характеристика |
Марка | 21073 |
Маркировка | 1.7 л (1689 см куб) |
84 л.с. | |
Тип | Инжектор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 9,5 литров |
Эконорма | Евро-2 |
Ресурс двигателя ВАЗ | 180 — 200 тыс. км |
ВАЗ 341
Дизельная версия на ограниченное количество транспортных средств.
Наименование | Характеристика |
Марка | 341 |
Маркировка | 1.5 л (1524 см куб) |
Мощность | 50 л.с. |
Тип | Дизель |
Топливо | Дизельное топливо |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 6,7 литров |
Ресурс двигателя ВАЗ | 220 — 250 тыс. км |
ВАЗ 2105
На ВАЗ 2105 устанавливались разные силовые агрегаты за время производства. Рассмотрим, какие двигатели ВАЗ имел автомобиль с маркировкой 2105:
- ВАЗ-2101 — 1,2 л, карбюратор, 64 л. с.
- ВАЗ-2105 — 1,3 л, карбюратор, 69 л. с.
- ВАЗ-2103 — 1,45 л, карбюратор, 77 л. с.
- ВАЗ-2104 — 1,5 л, центр. впрыск, 72 л. с.
- ВАЗ-21067 — 1,6 л, распр. впрыск, 80 л. с.
- ВАЗ(БТМ)-341 — 1,52 л, дизель, 50 л. с.
- ВАЗ-4132 — РПД, 1,654 л, 140 л. с.
ВАЗ 2106
«Шестёрка» кроме уже знакомых двигателей 2101 и 21011 получила улучшенный силовой агрегат с маркировкой 2106. Этот двигатель считается одним из лучших карбюраторных ДВС ВАЗ разработанных заводом изготовителем. Рассмотрим технические характеристики ВАЗ 2106:
Наименование | Характеристика |
Марка | 2106 |
Маркировка | 1.6 л (1569 см куб) |
Мощность | 75 л.с. |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 10,5 литров |
Диаметр поршня | 79 мм |
Ресурс двигателя ВАЗ | 150 — 180 тыс. км |
Данные силовые агрегаты оснащались 4-х и 5-ти ступенчатыми механическими коробками передач. Как показала практика, на Двигатель Лада 2106 автолюбители предпочитают 5-МКПП, поскольку увеличиваются мощностные и тяговые характеристики.
ВАЗ 2107
Данное транспортное средство выпускалось на заводе АвтоВАЗ наиболее долго, целых 30 лет, после чего было снято с производства, поскольку морально и технически устарело. Если бы данный автомобиль выпускался по этот день, то спрос был бы на него очень большой, поскольку невысокая цена и простота конструкции завоевали доверие автомобилистов.
На автомобиль ВАЗ 2107 устанавливались, как карбюраторные двигатели, так и инжекторные. Первые имели маркировку 2103, 2105 и 2106. Что касается инжектора, то мотор ВАЗ имел маркировку 21071 и 21073.
Описание и устройство двигателя ВАЗ «Классика»
Устройство двигателя ВАЗ достаточно простое. Чтобы более подробно понимать, как устроен силовой агрегат и его принцип работы, следует посмотреть, какая схема двигателя ВАЗ:
Силовые агрегаты имели диапазон объёма двигателя ВАЗ от 1,1 литра до 1,7 л. Как показала практика, чем больше показатель объёма, тем больше топлива расходует движок. Что касается мощностных характеристик, то мощность двигателя ВАЗ, в среднем, составляет от 46 до 80 л.с.
Обслуживание
Обслуживание двигателя Лада «Классика» проводится зачастую в домашних условиях. Это обусловлено простотой конструкции. Техническое обслуживание, достаточно простое для двигателя Лада «Классика». Замена масла проводится каждые 10 000 км пробега.
В него входит смена смазочной жидкости и масляного фильтрующего элемента. Количество масла, необходимое для замены, составляет — 4-4,5 литра. С выбором масла — всё просто, с завода изготовителя рекомендуют заливать минеральную смазочную жидкость.
Но, как показала практика, лучше всего подходит полусинтетические моторное масло.
Капитальный ремонт двигателя ВАЗ
Большинство автолюбителей проводят ремонт двигателя ВАЗ своими руками. Несложная конструкция и расположение узлов позволяет с лёгкостью устранить неисправности. А вот капремонт двигателя ВАЗ потребует уже специального оборудования, такого, как расточные и хонинговочные станки.
Переборка мотора, зачастую, проводится своими руками, а вот на расточку блок цилиндров и коленчатый вал везут в специализированный автосервис. Ремонтные размеры коленвала составляют 0.25, 0.5, 0.75 и 1.0. Что касается блока, то шаг ремонтного размера составляет 0.5 мм.
Наиболее частый вопрос, который задают автомобилисты — на каких двигателях ВАЗ гнёт клапана? Загнуть клапана может на любом моторе, где обрывается приводной механизм ГРМ.
Но, классике — это не грозит, поскольку у них не ременной, а цепной привод. Таким образом, цепь выхаживает от одного капитального ремонта до следующего.
Вывод
Двигатели ВАЗ имеют простые технические характеристики. Так, силовые агрегаты неприхотливы и дешёвые в обслуживании, за что их и полюбили автомобилисты. Если говорить о доработке, то тюнинг ВАЗ проводится достаточно часто, поскольку автомобилисты хотят увеличить мощность или снизить расход потребляемого топлива. Встречались случаи, когда двигатель ВАЗ устанавливали на ЗАЗ Таврию.
В это трудно поверить, но уже почти 45 лет АвтоВАЗ использует моторы, ведущие родословную от "копейки". Скоро эра "классических" двигателей подойдет к концу, а мы отследим процесс их эволюции.
Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама «классика» — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?
Последние носители двигателей первого поколения — это «родственники» Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от «Приоры», а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen…
Наконечник «копья»
Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «фиатик» стал «копейкой». И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя. По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.

Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и «приемистым». Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.

По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.
Легенда легендой, а уже следующий после «сто двадцать четвертого» Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную «Фиатом» на советской «копейке» и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других «адаптационных» мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда «Жигулей» на многие годы вперед.

Эволюция
Что бы ни говорили сейчас о вазовской «классике» (впрочем, о покойниках либо хорошо… ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века «Жигули» были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.
Самой главной его «фишкой» были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех «классических» моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) «копеечного» двигателя.

*Мощность, указанная в таблице, измерена по методу «брутто», то есть когда на двигатель, установленный на стенде, «навешаны» все вспомогательные агрегаты — генератор, водяной насос, глушитель, вентилятор. Помимо этого метода, ранее использовался метод «нетто» — замер мощности производится без вспомогательных агрегатов и измеренное таким образом значение может отличаться от «брутто» на 10-20%. Поэтому иногда имеет место расхождение, например, мощность мотора ВАЗ-2101 в некоторых источниках равняется 59 л.с., а в других 64 л.с., двигателя ВАЗ-2103 — 71 и 77 л.с. Более корректным (более реальным) следует считать первое из этих значений («брутто»), именно такое и указано в таблице, второе же измерено по методу «нетто», по старому ГОСТу (в таблице не указано).
**Расход топлива указан по смешанному циклу, причем это усредненное значение, которое может немного отличаться в зависимости от модели автомобиля.
*** Этот и все последующие моторы рассчитаны на бензин с октановым числом не менее 91.

Битва за «конницу»
Мотор ВАЗ-2101 был действительно классным движком — возможности его совершенствования близки к бесконечности. Любому мастеру-двигателисту известно, что даже не тюнинг, а элементарная доработка при наличии растущих из правильного места рук позволяет получить с любого из описанных моторов порядка 100 л.с., абсолютно не теряя в ресурсе. Но вдумчивый тюнинг — это удел штучных экземпляров, построенных в гараже у дяди Васи, или мелкие серии «для спортсменов». А вот вазовских инженеров, делающих «народные» автомобили, реальная жизнь ставила в позу сугубо эротическую: условия массового производства, помноженные на плановую экономику…

Со временем игры с диаметром цилиндра и ходом поршня стали заходить в тупик. Стараясь собрать более мощные моторы из одного и того же скудного конструктора для «люксовых» версий и внедорожников, инженеры пришли к целому комплексу проблем, которые приходилось решать: задиры цилиндров, температурные режимы на грани фола, возросший расход топлива… Один из ярких примеров — мотор 2106: впускной тракт и диаметр клапанов «исходного материала» были явно рассчитаны на меньший рабочий объем, чем 1.6 литра (практический максимум — 1.5 литра, полученные на предыдущем, очень удачном моторе 2103), и поэтому проектного показателя мощности в 80 л.с. достичь так и не удалось.

«Классические» моторы ВАЗ сейчас
Тем не менее некоторые из «классических» двигателей АвтоВАЗа оказались весьма живучими, как, собственно, и сама «классика». Они обзавелись в конце 1990-х электронным впрыском (сначала центральным, а потом и распределенным), вписались в эконормы и продолжали ставиться на заднеприводники и «Нивы»… Рекордсменом-долгожителем, как мы знаем, оказался мотор 21214 — в 2014 году этот прямой потомок созданного в 1970 году двигателя всё еще ставится на внедорожники Lada 4×4 и Chevrolet Niva…

Но на самом деле то, что мы видим сейчас, — тупиковая ветвь эволюции, кроме которой у этих моторов ничего нет и уже не будет. А ведь могло бы быть! Об этом мало кто знает, но мы по традиции под занавес нашего рассказа подготовили для читателей одну интересную историю.
Сверхсекретный «триста двадцать первый»
В конце 1980-х годов группа вазовских инженеров-двигателистов отправилась в Димитровград, где имелся самый совершенный на тот момент моторный стенд, чтобы провести испытания в рамках техзадания на новый двигатель для АЗЛК — в СССР практиковалась такая «миграция технологий». К этому моменту был собран и испытан двигатель с заводским индексом 320 — созданный на «классическом» блоке, но с рядом прогрессивных решений, учитывающих все достоинства и недостатки исходной «итальянской идеологии». Развитием этого проекта и стал агрегат, который везли испытывать в Димитровград, — атмосферный бензиновый 8-клапанный двигатель с индексом 321, в частности, он имел блок цилиндров с оригинальной геометрией, повышенной жесткостью и температурной стойкостью. Рабочий объем — 1.8 л.

При всей своей новизне мотор отлично интегрировался в производство — затраты на адаптацию его к действующим техпроцессам были столь незначительны, что вазовцы уже мечтали оставить его себе, а не отдавать на АЗЛК… Но самое главное было в том, что на стенде двигатель завелся «с пол-оборота» и сразу же выдал проектные показатели — 92 л.с. (67 кВт) при 5 800 об/мин и 147 Нм при 3 800 об/мин. А теперь сравните эти цифры с данными из таблице. Представляете, какими бы могли быть «Жигули» и «Нивы» с таким базовым мотором? Сколько удалось бы получить при его модернизации, включавшей, кстати, и 16-клапанные варианты? Какие спортивные и гоночные версии этого двигателя можно было бы создать?

В 1988 году этот двигатель с индексом 321 прошел весь комплекс испытаний, был признан лучшим среди всех подобных проектов. Документацию передали на АЗЛК. А дальше… Мотор был воспроизведен в количестве 10 экземпляров. Часть досталась вазовским спортсменам. Один из двигателей, по слухам, угодил на ИжАвто и до сих пор используется на автомобиле «Иж» одним из руководителей завода… Говорят, что внедрению «триста двадцать первого» в серию помешали политические игры, без которых в автопроме, даже в советском (если не сказать особенно в советском) никогда не обходилось. И это лишь один из многочисленных фактов, которых в истории отечественного автомобиля предостаточно. Фактов любопытных, хотя и весьма печальных.
Технические данные в таблице: по материалам uacar.net, wikimotors.ru и собственной информации.

Читайте также:
Двигатели ваз: описание, модификации и тюнинг
Именно в седьмом десятилетии прошлого столетия, а если быть точным, то ровно 46 лет назад впервые увидели свет отечественные автомобили. С этой точки отсчета и начали практически полувековую историю двигатели Ваз, устанавливающиеся на детища советского, а затем и российского автопрома родом из Тольятти.
Описание двигателей ВАЗ:
Мотор 2101 «Копейка»
Никому не секрет, что первая «Копейка» – это прототип итальянского FIAT 124.
Соответственно, и первый из двигателей Ваз изначально был лишь доработкой предшественника, своеобразный тюнинг двигателя Ваз.
Были изменены характеристики двигателей Ваз:
- Благодаря переносу распредвала с нижней части в верхнюю, увеличение диаметра цилиндра на 3 мм, уменьшение хода поршня на 5,5 мм, агрегат стал приемистее за счет превращения в «короткоходный». Скорость набиралась быстрее, сильнее стала чувствоваться приемистость при резких изменениях положения акселератора.
- Единственный на тот момент минус мотора, который получил маркировку 2101, заключался в увеличении шумности.
- Спустя 4 года, после модификации «Копейки» 21011, появился и одноименный модернизированный двигатель Ваз с маркировкой, идентичной модельному номеру. От своего недалекого предка он стал отличаться следующими показателями: рабочий объем двигателя Ваз вырос с 1200 до 1300 см3, диаметр цилиндра увеличился еще на 3 мм, а мощность выросла на 3 «лошадки». Этот двигатель Ваз устанавливался как на моделях 01 серии, так и на последующих моделях 2102.
- Карбюраторы для этих моторов выпускали 3-х серий до 1978 года, а позже появился «Озон 2105», который приобрел автономную систему холостого хода, слегка изменив технические характеристики двигателя Ваз. Эти карбюраторы стали намного практичнее, авто легче заводилось в холодную погоду, а качество топлива меньше отражалось на холостом ходе и резком нажатии на акселератор.
Дальнейший тюнинг двигателя Ваз заключался в усилении трансмиссии, что понравилось итальянским инженерам, и позже советские доработки они стали применять и на своих агрегатах.
Позже началось распространение экспорта, и впервые роторный двигатель на Ваз появился на автомобилях, отправляемых в соседние государства.
Это было первым удачным экспериментом, но ввиду сложности ремонта такого агрегата и практического отсутствия запчастей, со временем такие виды моторов стали не востребованы. Хотя аналитики прогнозировали хорошее будущее у агрегатов такого типа, стоило лишь правильно наладить рынок запасных частей.
Мотор ВАЗ 2103
С конца 70-х годов на автомобилях, выпускаемых по спецзаказу, к примеру, для некоторых подразделений милиции, появился совершенно новый силовой агрегат, имеющий иные технические характеристики, в отличие от других двигателей Ваз.
Он устанавливался как на поздних «Копейках», так и на последователях – экспортных 2102, 2103, 2107 и позже на 2121, 21053.
Эти двигатели ВАЗ 2103 стали абсолютной новинкой.(множ. число, а до и после все в едиственном). Они позволял за счет своей динамики разгоняться до «сотки» менее, чем за 17 секунд.
Такие показатели стали возможными вследствие ряда изменений:
- Объем увеличился до 1500 см3 ;
- ход поршня увеличился на 14 мм;
- максимальная мощность стала 77 л. с. ;
- впервые определился крутящий момент. На этом типе двигателя Ваз он стал 104/3400.
Блок цилиндров выполнен из специального чугунного сплава, головка блока – алюминиевая. Эти правила были обязательными для всех типов моторов, а принципиальное отличие было в диаметре цилиндров. Если у агрегатов 21011, 2105 и 2106 он был в пределах 79 мм, то в 2103 он стал 76 мм.
Еще одна положительная особенность этой модели состоит в возможности установки коленвала 21213, который имеет идентичные параметры, но улучшенные технические характеристики двигателя Ваза.
Ко всему, на 2103 может устанавливаться как классическое зажигание, так и бесконтактное. Переборка двигателя не составляла особого труда для специалистов, а доступность запчастей в плане наличия и ценовой политики не заставляла владельца долго выискивать места и средства приобретения.
Мотор Ваз 2106
Эстафету у мотора, который стал настоящим прорывом на советском рынке, принял двигатель Ваз 2106.
Он стал естественной доработкой 2103 с целью повышения технических характеристик двигателей Ваз в сторону мощности.
Инженеры достигли ее:
- увеличив рабочий объем до 1600 см3, при помощи диаметра цилиндров, который стал вновь 79 мм.
- Поршни на этот двигатель Ваз использовались от 21011 и у него, как и у донора, имелось два ремонтных размера. Других принципиальных отличий от 2103 эти моторы для Ваза не имели, поскольку комплектовались также, как и старший сородич, карбюратором типа «Озон» и распределителем зажигания с тем же вакуумным регулятором.
Но особой симпатии среди владельцев, как и в свое время роторные двигатели на Ваз при экспорте, мотор 2106 не нашел, поскольку владельцы 2103, 2121, 2107 старались подбирать именно более надежный двигатель Ваз 2103.
Это обусловливалось меньшей жизнеспособностью 2106, нестабильностью работы при использовании топлива более низкого качества. Самым печальным исходом было прогорание клапанов и агрегат требовал капитального ремонта в этих случаях намного чаще, чем 2103.
Мотор Ваз 21083
Перед тем, как рассмотреть характеристики на двигателях Ваз совершенно нового принципа, стоит уделить внимание и таким переходным агрегатам, как 2108, 2110 и 2111, поскольку именно с них началась эра впрыска топлива инжектором и рождение переднего привода.
Оба этих мотора устанавливаются на моделях 2108, 21083, 2109, 21099, поэтому в настоящее время очень популярна замена старого карбюраторного мотора на инжекторный, ввиду многочисленности плюсов последнего.
Что изменилось:
- Принципиальное отличие мотора 21083, как и его предшественника 2108 было в том, что он должен был быть поперечным в размещении из-за переднего привода. Принципиально новая поршневая, в которой использовался специальный микропрофиль, удерживает смазку намного лучше, чем ранние 2103, которые были покрыты оловом.
- ДВС 21083 дорабатывается диаметром цилиндра до 82 мм, рабочим объемом до 1500 см3, максимальная мощность при этом из 65 л. с. увеличивается до 68, а крутящий момент с 95 до 100,5/3400.
- Привод ГРМ двигателей Ваз 8-ого семейства становится ременным, в отличие от 2103, где все еще была цепь. Качество этого изменения, безусловно, является спорным, но каждый автолюбитель находит положительные и отрицательные стороны в любом типе привода ГРМ.
- К новинкам двигателей Ваз 2108 и 21083 можно отнести и новый карбюратор, который становится намного экономичней предшественника, совершенно иной масляный насос, привод которого идет от коленвала; бензонасос, у которого патрубки отвода и подвода на одной линии, а также конструктивно иной водяной насос.
Мотор Ваз 2111
Как говорилось выше, двигатель Ваз 2111 – это начало эпохи распределенного впрыска топлива. Появление автомобилей «десятого семейства» позволило инженерам поработать в качественно новом направлении, и в целом, оно стало удачным, полностью изменив типовые параметры работы инжекторных двигателей Ваз.
Мотор 2111, как и его наследники 2112, 21114, 21124,21118 устанавливаются на моделях авто 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2114, 2115 в их различных модификациях, а так же на Lada Kalina. Многие владельцы старых карбюраторных авто, не изменяя своим любимцам, попросту ставят новый инжекторный агрегат в свои машины, чем продлевают им жизнь не на один десяток лет.
Что изменилось:
- В пятнадцатилетний период эти агрегаты изменили свой объем от 1500 см3до 1800, а мощность увеличена на 20 л. с. И если мотор 2111 – это своеобразная модификация 21083 и 2110, отличающаяся дополнительными крепежными отверстиями для генератора, модулем зажигания и датчиком детонации, то, к примеру, двигатель Ваз 21124 – принципиально другой агрегат. Чиповый тюнинг двигателя Ваз берет распространение именно от него.
- Единственный спорный момент в особенности этих двигателей Ваз заключается в увеличении количества клапанов с 8 до 16. И если задаваться вопросом, на каких же двигателях гнет клапана при обрыве ремня ГРМ, то нужно запомнить лишь одну модификацию двигателя: 2112, несмотря на то, что это один из самых распространенных для тюнинга двигатель Ваз.
- Ко всему, двигатель Ваз 2112 имеет совершенно иные характеристики среди двигателей Ваза и иные типовые параметры работы инжекторных двигателей Ваз. В отличие от 2111, здесь увеличена мощность до 93 л. с. (2111 – 78), крутящий момент 127/3700 (115/3000), при уменьшенном объеме с 1600 до 1500 см3.
- Здесь же появляется еще один распредвал, а также иная система подачи воздуха в цилиндры. Этот мотор, естественно, стал более мощным, но водителю скорее подойдет более спокойный и экономичный стиль езды ввиду крутящего момента на низких оборотах.
- Отличие более поздних 21114 и 21124 заключаются в том, что у них была увеличена высота блока цилиндров на 2 мм, и ход коленвала с 71 вырос до 75,5. Эти технические характеристики определили добавление объема в двигатель Ваз до 1600 см3.
- Плюс ко всему, немного видоизменилась топливная система с рампой форсунок, изживается магистраль возврата топлива, установлен каталитический нейтрализатор.
- Принципиально новая система зажигания теперь представляет собой четырехвыводную катушку, а не модуль зажигания, как на 2111. Качество такого зажигания, безусловно, лучше, но могут появиться некоторые проблемы при заводе зимой, но это только с непривычки.
Чаще всего при выборе авто, учитывая технические характеристики, владельцы стараются избегать этот агрегат, но это делают лишь те, кто не очень кропотливо относится к уходу за мотором, так как избежать неприятностей можно своевременной заменой ремня, и к покупке этой части стоит относиться более ответственно.
При выборе ремня доверять можно только проверенному производителю, информацию о котором можно узнать в сети или же от знакомых, так как доверять продавцам в магазинах на 100% нельзя. Не исключены частые подделки известных фирм, что приводит к недооценке того или иного ремня. Соответственно, как минимум в срок, положенный по стандартным характеристикам ремень просто обязан проверяться владельцем.
Тюнинг
Примечательно, что тюнинг двигателя Ваз, как и его ремонт посилен любому владельцу, который имеет хотя бы небольшие познания в том, какие технические характеристики у двигателей Ваз, и сталкивался с ремонтом или переборкой мотора.
Но здесь стоит выбор между экономичностью и мощностью. Немаловажными являются знания о том, на каких двигателях гнет клапана. Подходы к ним весьма сложны.
Самым распространенным является такой тюнинг двигателя Ваз, при котором увеличиваются выходные параметры. К примеру, установка нового распредвала с регулируемым шкивом, замена шатунов и поршней для увеличения рабочего объема.
Ну а для того, чтобы мощность реализовалась в динамические данные авто, изменяют передаточные числа коробки передач. Это самый бюджетный тюнинг двигателя Ваз без посторонних вмешательств во вспомогательные агрегаты, несмотря на то, что этот самый тюнинг может быть намного обширнее.
При этом стоит помнить, что любое увеличение мощности приводит к дополнительному расходу топлива и уменьшает ресурс агрегата, соответственно, он требует повышенного внимания к уходу и замене расходных материалов. Поэтому к вопросу о тюнинге нужно подходить кропотливо и желательно, чтобы в этом принимал участие человек хорошо разбирающийся в этом.
ДВИГАТЕЛЬ – агрегат, преобразующий тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива, в механическую работу, используемую для движения автомобиля. На всех отечественных автомобилях устанавливаются карбюраторные, бензиновые, 4-х тактные, рядные, поршневые двигатели внутреннего сгорания.
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС) называется так, потому чтосгорание топлива происходит внутри двигателя, пример ДВИГАТЕЛЯ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ –паровой двигатель.
Первые двигатели с берегов Волги обязаны своим появлением мотору ФИАТ-124. Но родства у них не больше, чем у пиццы с кулебякой. Итальянский двигатель даже по тем временам морально устарел, и создавать точную копию означало лишить новый отечественный агрегат перспективы развития. Нижний распределительный вал и прочие архаизмы наглухо закрывали пути ФИАТа к модернизации (по крайней мере, так считали тогда). Поэтому вместе с иностранцами в СССР разработали, по сути, собственную конструкцию.
Первенцем стал мотор с межцилиндровыми расстояниями 95 мм и рабочим объемом 1,2л с чугунным блоком цилиндров, распределительным валом в головке, приводимым двухрядной цепью. Двигателю, который по тем временам был вполне современным, присвоили тот же индекс, что и автомобилю, — 2101. Именно этот двигатель положил начало эпохе ВАЗовских двигателей. Позже появились моторы 1300, 1500 и 1600 «кубиков». Двигатель 2105устанавливали на автомобили относительно недолго. Его судьбу как раз и предопределила низкая унификация с более массовыми «цепными» агрегатами. Для модернизированной «НИВЫ» ВАЗ-21213 был создан двигатель рабочим объемом 1700 см3 с одноименным индексом. Блок сохранил межцентровое расстояние, но диаметр цилиндров увеличили.
Это — предел для двигателей с сохранившейся с 70-х геометрией. Дальше растачивать нельзя — не останется места для протоков под охлаждающую жидкость. Кстати, многие владельцы «жигулей» увеличивают диаметры цилиндров с 76 до 79 мм, не задумываясь о последствиях. Конструкция блоков не позволяет снимать со стенок больше разрешаемых заводом «ремонтных десяток». Именно поэтому для каждой модели отливают свой блок. Еще позже из 1,7л был «выжат» уже 1800 см3 мотор ВАЗ-2130. Сегодня все моторы рабочим объемом менее V=1,5 сняты с производства, как маломощные.
В основе всего модельного ряда двигателей автомобилей ВАЗ лежат 2 базовых двигателя:
— с рабочим объемом 1,5л и межцентровым расстоянием АЦ=95мм.
(базовый двигатель ВАЗ-2106)
— с рабочим объемом 1,5л и межцентровым расстоянием АЦ=89мм.
(базовый двигатель ВАЗ-2108)
При этом «классическим двигателем» называют двигатель с АЦ=95мми продольнымрасположением под капотом.
ДВИГАТЕЛЬ | Р РАБОЧИЙ ОБЬЕМ | ДИАМЕТР ПОРШНЯ | ХОД ПОРШНЯ |
На базе (железе) двигателя ВАЗ-21213 выпускается двигатель ВАЗ-21214. На нем вместо карбюратора установлен агрегат центрального впрыска. Мотор ВАЗ-2123 рабочим объемом 1700 см3, распределенный впрыск, гидротолкатели и гидронатяжитель цепи.
Двигатель 1800см3производился в ОПП (Опытно Промышленное Производство) и устанавливался на ВАЗ-2131, пикапы на их базе и на автомобиле ВАЗ-2120.
К классическим моторам относится и дизель ВАЗ-341, разработанный на ВАЗе в 1988 г. и прошедший госприемку в составе АВТО-21055. Ныне это несколько модернизированный двигатель (рабочий объем не 1,45 а 1,52л.) выпускается на «БарнаулТРАНСМаш». Им сегодня оснащают мелкосерийный дизельный вариант «четверки» ВАЗ-21045. А «БарнаулТРАНСМаш» совместно с ВАЗом занимается доводочными работами по 1,8 л. дизелю ВАЗ-343. В стадии разработки – турбо версии 1,52 и 1,8 литровых дизельных моторов (3411и3431).
Дизельную тему продолжают французские моторы Peugeot. Именно таким XUD-9L рабочим объемом 1900кубиков на Производственно – Техническом Предприятии «Лада-Экспорт» в подмосковном Чехове комплектовались «Нивы» с 1993 по 1996 год. Сначала эта дизельная версия носила индекс 2121Д, затем 21215. Всего было выпущено около 7 тыс. машин. С 1998 года «Ниву» 21215-10 с дизелем Peugeot XUD-9L мелкими сериями выпускал сборочный конвейер на экспорт.
В конце 70-х годов появился на свет односекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-311. В свое время с ним выпускался ВАЗ-21218, который затем переродился в 21059 и 21079. Позже появились 2-х секционные РПД — сначала 413, затем 414 и 415выпускаемый и поныне. Сегодня мелкими сериями (около 150 автомобилей в год) выпускают роторные версии «Самар». Их отличительная маркировка – дополнительные цифры «91» в индексе.
Гамма моторов для переднеприводных машин была разработана при создании «восьмерки». Эти ДВС из-за того, что по компоновочным соображениям устанавливались поперек моторного отсека, отличаются от «классических» меньшим межцентровым расстоянием цилиндров. Оно у 08-099 составляет 89 мм. Позже появились версии моторов с распределенным впрыском, которые изначально выпускались только для экспорта. Сегодня мотором 2111 комплектуют различные варианты 2110 и 2111
ДВИГАТЕЛЬ | РАБОЧИЙ ОБЬЕМ | ДИАМЕТР ПОРШНЯ | ХОД ПОРШНЯ |
60,6 | |||
21084* | 74,2 |
* Не серийный. Выпускался только в ОПП. Устанавливался карбюратор 21073 с измененными сечениями жиклеров.
С выпуском 2110были освоены 16-клапанные версии двигателей с рабочим объемом 1500 см3 (2112) и 1600см3 (21124). Моторами 2112 оснащаются более быстроходные версии седана 21103, универсала 21113 и хэтчбэка 2112. На «Самары» заводом 16-клапанный двигатель не устанавливался из-за больших компоновочных сложностей. С 1997 года начато производство ВАЗ-21106 с 2,0 л. мотором «Opel C20XE». ДВС 21111и 21124 выпускался в ОПП, а с октября 2004г. двигатель 1,6 л.устанавливают на конвейере на серийные машины. Двигатели 1.5л(2111 и 2112) поступают только в запасные части.
Диаметр цилиндра | Ход поршня | Крутящий момент | Мощность | Рабочий объем | Система питания | |
ВАЗ-21114 | 7 5,6 мм | 125 Н м (12,7 кгс м) | 60 кВт 81,6 л.с | 1,6 л | 8 клап Р.В.Т. | |
ВАЗ-21124 | 7 5,6 мм | 136,8 Н м (13,96кгсм) | 72 кВт 97,9 л.с | 1,6 л | 16 клап Р.В.Т. |
Этими моторами будут оснащаться 2110.На «Самары» устанавливать не планируется. Двигатели 1,7л. для переднеприводных машин ВАЗ не выпускает, а те, что встречаются в продаже, называется «гаражный тюнинг» без заводской поддержки. Двигатели 1,8 л. делают мелкими сериями в ОПП. Эти моторы предназначены для удлиненной «десятки» 21108 «Премьер» и купе 21128. Для них требуется усиленное сцепление и КПП.
Двигатели, ведущие родословную от агрегата «копейки», в отставку пока не отправляют. Внуки (возможно, будут и правнуки!), конечно, сильно отличаются от дедушки, но узнаваемы по главной родовой черте — межцентровому расстоянию…
ДВИГАТЕЛИ КЛАССИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Совокупность процессов периодически повторяющихся в определенной последовательности в цилиндрах двигателя, называется РАБОЧИМ ЦИКЛОМ. В четырехтактном двигателе рабочий цикл осуществляется за 4 хода поршня, каждый из которых соответствует определенному такту:
— впуск воздуха или его смеси с топливом
— сжатия рабочей смеси
— рабочего хода (сгорание и расширение рабочей смеси)
— выпуск отработавших газов
Названия тактов определяются процессами, проходящими в цилиндре двигателя за ход поршня, при котором осуществляется данный такт.
Мертвыми точками называются крайние положения поршня, где его скорость равна 0. При нахождении в Верхней Мертвой Точке (ВМТ) поршень наиболее удален от оси коленчатого вала, а в Нижней Мертвой Точке (НМТ) – наиболее приближен к ней.
Ходом поршня называется путь, проходимый им от одной мертвой точки до другой.
Рабочий Объем Цилиндра (Vp) –объем освобождаемый поршнем при движении от верхней до нижней мертвой точки.
Литраж — сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в литрах. Чем больше литраж, тем при прочих равных условиях выше мощность двигателя.
Объем камеры сгорания (Vк) – объем образующийся над поршнем при его нахождении в ВМТ.
Полный Объем Цилиндра (Vо) —это объем пространства над поршнем при его нахождении в НМТ.Он равен сумме рабочего объема и объема камеры сгорания.
Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. При большей степени сжатия рабочая смесь в конце такта сжатия будет занимать меньший объем, поэтому увеличиваются давление и температура рабочей смеси, а также скорость ее сгорания. В результате этого повышаются экономичность и мощность двигателя за счет уменьшения тепловых потерь и увеличения среднего давления газов на поршень при рабочем ходе. Повышение степени сжатия в карбюраторном двигателе ограничено стойкостью топлива к детонации. Степень сжатия двигателей ВАЗ находится в пределах от 8,5 до 9,8.
Компрессия – давление в конце такта сжатия является показателем технического состояния (изношенности) цилиндропоршневой группы и клапанов.
Мощность, развиваемая газами в цилиндрах двигателя при сгорании топлива, называется индикаторной, а снимаемая с коленчатого вала – эффективной.Она на 15-25% меньше индикаторной из-за потерь на трение в двигателе, приведение в двигателе его вспомогательных механизмов и приборов и совершение насосных ходов поршня.
ВПУСК.При движении поршня от ВМТ вниз вследствии увеличения объема в цилиндре создается разряжение, под действием которого из карбюратора через открывающийся впускной клапан в цилиндр поступает горючая смесь(паров бензина с воздухом). В цилиндре горючая смесь смешивается с оставшимися в нем от предыдущего рабочего цикла отработавшими газами и образует рабочую смесь.
СЖАТИЕ.Поршень движется вверх,оба клапана закрыты. Так как объем газов в цилиндре уменьшается, то происходит сжатие рабочей смеси, повышается её температура.
РАБОЧИЙ ХОД.В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется электрической искрой (зажигание) и быстро сгорает (в течение 0,001-0,002сек). При этом выделяется большое количество тепла и, как следствие, повышается давление газов, которое передается на поршень, перемещая его от ВМТ к НМТ. Сила давления газов от поршня передается через поршневой палец и шатун, на коленчатый вал, создавая на нем крутящий момент.
ВЫПУСК. Поршень вновь движется к ВМТ и выталкивает отработавшие газы в атмосферу через открытый выпускной клапан, после чего двигатель оказывается подготовленным к повторению рабочего цикла в той же последовательности.
Полезная работа совершается только в течение одного такта – рабочего хода, остальные же три такта являются вспомогательными и на их осуществление затрачивается энергия, полученная в ходе рабочего хода. Энергия полученная при рабочем ходе накапливается маховиком— массивным диском, установленным на конце коленчатого вала. Маховик обеспечивает также равномерное вращение коленчатого вала.
ТАКТЫ | ДАВЛЕНИЕ кгс/см3 | ТЕМПЕРАТУРА С |
Впуск | 0,7 — 0,8 | 100 – 130 |
Сжатие (конец) | 8 – 12 | 300 – 480 |
Рабочий ход (начало) | 35 – 40 | 2000 – 2500 |
Выпуск | 1,1 – 1,2 | 800 — 1000 |
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
- Фольксваген пассат б4: описание,фото,видео,характеристики,модификации.
- Обзор 10 лучших автомобильных интерьеров 2020 года
- Итальянский автодром — болиды Формулы-1: Феррари
- Мерседес 600 характеристики обзор описание фото видео тюнинг
- 4 Удивительных футуристических концепций автомобилей
- mercedes-benz c-klasse w205: описание,фото,видео,обзор,комплектация
- Топ 20 самых безопасных семейных внедорожников
- toyota ae85: двигатель,кузов,днище,экстерьер,фото,видео
- Понаблюдайте за тем, как Bugatti Chiron разгоняется до 420 км в час на бывшей взлетно-посадочной полосе
- Мерседес g-класс: обзор,описание,фото,видео,комплектация
- 2019 mercedes-benz c-class facelift дебютирует с технологией s-class
- Наиболее популярные проблемы водителя, которые могут ждать его в дороге
- Терминология, которая встречается в литературе по авторемонту.
- Опель вектра B: технические характеристики,фото,видео,обзор,описание.
- Автомобильные двигатели. Описание и технические термины.
Характеристики двигателя 2103
Годы выпуска – (1972 – наше время)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор/инжектор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 80 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя 2103 – 1452 см. куб.
Мощность двигателя 2103 – 71 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 104 Нм/3400 об.мин
Топливо – АИ93
Расход топлива — город 9.4л. | трасса 6.9 л. | смешанн. 8,9л/100 км
Расход масла – 700 гр на 1000 км
Вес двигателя ваз 2103 — 121кг
Габаритные размеры двигателя 2103 (ДхШхВ), мм — 565х541х665
Масло для двигателя ваз 2103:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 2103: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.
Ресурс двигателя ваз 2103:
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – до 250 тыс.км
Тюнинг
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса – 80 л.с.
Двигатель устанавливался на:
ВАЗ 21023
ВАЗ 2103
ВАЗ 21043
ВАЗ 21053
ВАЗ 21061
ВАЗ 2107
Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2103
Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод. Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км.
Основные отличия двигателя 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8 мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л.
Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, карбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 тут.
Тем не менее, по народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2103
Форсировать двигатель 2103
Методов доработки двигателя ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем попорядку. Как форсировать двигатель ваз 2103, самый дешевый и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 или от ВАЗ 2106, на выходе имеем 1,6л. Точить дальше, под 82 мм не получится по причине слишком тонких стенок блока.
Для дальнейшего увеличения объема нужно увеличивать ход поршня до 84 мм. Увеличение объема таким способом снижает максимальные рабочие обороты, низовойдвигатель не лучший выбор для гонок, но все же. Для увеличения мощности двигателя ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же используют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.
Расточка двигателя 2103
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,6 л. 79х80 ~75 л.с
Максимальный крутящий момент ~115Нм при 3000об/мин
С данной конфигурацией получаем в точности мотор 2106.
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,7 л. 79х84 ~ 80 л.с.
Моментный двигатель, не для гонок конфигурация.
Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ
На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недостаток которой состоит в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты. Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это нужно исправлять путем расточки и полировки каналов.
Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора существенно снизит сопротивление на впуске, мощность двигателя во всем диапазоне увеличивается на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101», ввиду идентичности моторов, все это применимо к двигателю тройки жигулей. Доработка двигателя 2103 на этом не заканчивается, правильно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.
Распредвал на ВАЗ 2103
Правило выбора распревала простое, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше диаметра цилиндра, нужно брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Такой двигатель получится довольно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше стандарта, в то время высокие обороты пропадут. Какой распредвал выбрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 или нечто подобное по параметрам. При верховой конфигурации соответственно выбираем верховой вал широкофазный с большим подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Двигатель 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем хуже едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы приобретаем высокую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит ли двигаться вообще решать вам, основные и наиболее популярные принципы форсирования двигателя 2103 вам были представлены максимально просто и доступно.
Компрессор на классику
Компрессор на 2103 отличный вариант недорого надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику довольно такие простая и требует минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ мотор выдает более 125 л.с. Против данного метода выступает цена всех мероприятий.
Турбо классика
Это, без сомнения, самый дорогой и нерентабельный метод форсировки двигателя ваз 2103. Первым пунктом ваших затрат станет перевод мотора на инжектор. Затем приобретаем турбо кит на классику, цены от $1,5тыс. Большинство китов построены на основе турбины Garrett GT17, встают без доработки поршневой, но дуют до 0,5 бар. В данном случае компрессор на классику более рационален. В случае тотальной доработки двигателя 2103, с заменой поршневой, установкой правильного турбо вала (фаза 270-280, подъем максимальный), данный кит выдаст до 1,2 бар с мощностью более 140 л.с. Стоимость подобных переделок обойдется дороже самой машины, даже без учета ходовой, коробки, тормозной системы и прочего прочего 😀
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 2
<<НАЗАД
роторный, 16 клапанный или от Приоры
Знатоки истории отечественного автомобилестроения знают, что ВАЗ 2107 — это вариант «люкс» старой модели ВАЗ 2105. Существенным отличием «семёрки» от прототипа считается её мотор — более мощный и надёжный. Двигатель не раз подвергался модификациям и подгонкам, а модель разных поколений оснащалась разными типами моторов.
Можно ли на ВАЗ 2107 поставить другой двигатель
На ВАЗ 2107 за всю его историю устанавливалось 14 различных версий двигательных агрегатов — как карбюраторных, так и инжекторных (нового типа). Рабочий объём моторов варьировался от 1.3 литров до 1.7 литров, при этом мощностные характеристики разнились от 66 до 140 лошадиных сил.
То есть на любой ВАЗ 2107 сегодня можно установить один из 14 штатных двигателей — каждый из них обладает своими специфическими свойствами. Поэтому автовладелец может поставить новый движок под свои личные нужды — более спортивный, малолитражку, тягловый и т. п.

Первоначально «семёрки» оснащались карбюраторными моторами, позже стали устанавливать и инжекторные
Технические характеристики стандартного мотора «семёрки»
Однако основным двигателем для ВАЗ 2107 считается мотор объёмом 1.5 литра и мощностью 71 лошадиная сила — именно этот силовой агрегат устанавливался на подавляющее количество «семёрок».

Силовой агрегат мощностью 71 л.с. обеспечивал необходимые скоростные характеристики и тягу автомобилю
Таблица: основные параметры мотора
Больше о ремонте двигателя ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/dvigatel/remont-dvigatelya-vaz-2107.html
Двигатели от других моделей ВАЗ
На «семёрку» без каких-либо серьёзных переделок крепежа можно установить и моторы с других моделей. Так, проще всего «встают» в работу моторы от 14-ой серии ВАЗ. Единственный нюанс — найти агрегат приемлемого качества от ВАЗ 2114 непросто, в автомагазинах трудно также будет подобрать комплектующие для ремонта и обслуживания.
Однако перед тем как менять свой штатный двигатель на мотор от другой модели, следует задуматься о целесообразности такой замены. Прежде всего необходимо учесть как минимум три фактора:
- Соответствие нового агрегата старому по весу и размерам.
- Наличие возможностей для подключения всех магистралей к новому мотору.
- Потенциальная совместимость мотора с остальными системами и узлами в автомобиле.
Только при соблюдении трёх этих факторов замена двигателя на ВАЗ 2107 может считаться целесообразной и беспроблемной: во всех остальных случаях потребуется много работы, которая, кстати, не будет гарантировать надлежащего функционирования нового силового агрегата.

Модификация подкапотного пространства под опредённый тип мотора — занятие долгое и затратное
Узнайте о возможностях тюнинга двигателя ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/tyuning/tyuning-dvigatelya-vaz-2107.html
Мотор от «Лады Нивы»
Силовой агрегат от «Нивы» практически без доработок входит в посадочное место мотора на ВАЗ 2107 — он имеет те же габариты и формы. Объём типового мотора «Нивы» варьируется от 1.6 до 1.7 литров, что позволяет развивать мощность от 73 до 83 лошадиных сил.
Имеет смысл установить более мощный движок, чтобы «семёрка» почувствовала тягу и силу, которой обладают все «Лады 4х4». При этом можно выбрать наиболее удобный тип исполнения мотора:
К тому же силовой агрегат от «Нивы» более современен — например, в нём присутствуют такие прогрессивные механизмы, как гидрокомпенсаторы клапанов и гидронатяжитель цепи. В связи с этим «семёрка» становится не только «резвее», но и гораздо тише при эксплуатации. Немаловажно, что двигатель от «Нивы» также менее требователен к регулировкам и обслуживанию.
Мотор от «Лады Приоры»
На ВАЗ 2107 нередко устанавливают и двигатели от «Лады Приоры». Надо заметить, что новые моторы значительно оптимизируют работу «семёрки» засчёт того, что имеют объём 1.6 литра и мощность от 80 до 106 лошадиных сил.
Однако следует учесть, что двигатели с «Приоры» только инжекторные, а потому могут быть установлены не на каждую модель «семёрки» (либо потребуется значительная доработка всего моторного отсека).
Единственный минус использования модернизированного двигателя заключается в том, что установка агрегата займёт время: необходимо будет подгонять по размеру мотора крепления, а также проводить изменения в системах подачи топлива, охлаждении и выхлопах. «Приоровский» движок имеет чуть другие формы, чем мотор от «семёрки», однако легко входит в посадочное гнездо под капотом. Тем не менее все остальные нюансы установки и подключения придётся настраивать самостоятельно.

При монтаже мотора потребуется не только сварка, но и пайка и подгонка самых разных элементов и узлов
Читайте также о двигателе ВАЗ 2103: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/dvigatel/dvigatel-vaz-2103.html
16-клапанный мотор: стоит ли того
На ВАЗ 2107 изначально устанавливались только 8-клапанные моторы. Разумеется, идея поставить более продуктивный двигатель на 16 клапанов не оставляет умы некоторых «семёрководов». Однако имеет ли смысл менять силовой агрегат, а вместе с тем и существенно дорабатывать всю систему работы мотора?
Поэтому если водитель не готов к дополнительным тратам и постоянному обслуживанию 16-клапанного мотора в сервисных центрах, лучше обойтись без установки такого агрегата.

16-клапанные двигатели очень чувствительны к обслуживанию и режиму езды водителя
Роторный двигатель
Роторные моторы для автомобилей отечественного производства можно считать наиболее подходящим вариантом. Любой роторный двигатель обладает тремя важными для езды преимуществами:
- Высокие обороты мотора (до 8 тысяч об/мин в режиме непрерывной длительной поездки без какого-либо ущерба для узлов агрегата).
- Ровная кривая крутящего момента (нет сильных чувствительных провалов при любом режиме езды).
- Экономичный расход горючего.
На «семёрку» можно установить роторный силовой агрегат РПД 413i, который имеет объём 1.3 литра и мощность до 245 лошадиных сил. Мотор при всей своей мощности имеет существенный минус — всего 70–75 тысяч километров пробега до необходимости капитального ремонта.

Роторные моторы обладают большим набором преимуществ, но срок их работы очень мал
Движки от иномарок
Ценители иностранных моторов могут легко установить на ВАЗ 2107 двигатели от моделей «Фиат» или «Ниссан». Эти агрегаты считаются родственными нашим отечественным моделям, так как именно конструкция автомобиля «Фиат» в начале 1970-х годов легла в основу разработок всех ВАЗов и «Ниссанов».
Монтаж мотора от иномарки потребует минимальных переделок, при этом поведение автомобиля на дороге сразу же станет более оптимизированным.

Двигатель от иномарки более продуктивен, при этом монтаж проходит без значительных подгонок и сварки
Грубо говоря, на ВАЗ 2107 при большом желании можно поставить практически любой силовой агрегат, который подходит по габаритам. Вопрос вызывает лишь целесообразность замены и траты владельца на покупку мотора и комплектующих к нему. Не всегда установка более мощного и экономичного двигателя может считаться оптимальным вариантом оснащения: у всех категорий моторов есть свои преимущества и недостатки, о которых лучше узнать заранее.