Многие сотрудники автомастерских и автосервисов жадно потирают руки в предвкушении ежегодного «дня жестянщика». А поздравлять их будут те, кто не успел подготовиться к зимнему сезону и те, кто своей манерой вождения и поведением на дорогах показывает всю мощь своего автомобиля. Но как то ни было, случаи бывают разные. И даже самый прилежный водитель может попасть в неприятную ситуацию, когда потребуется отремонтировать кузов своего автомобиля, например, из — за зазевавшегося или не соблюдавшего дистанцию человека.
В большинстве описанных случаев, страховка покрывает расходы на проведение ремонтных работ в автомастерской, но что делать, если сумма страховки не покрывает всех расходов, например, при достижении максимально возможной суммы страховой выплаты. Решение напрашивается само собой – провести кузовной ремонт автомобиля своими руками, который подразделяется условно на два этапа. Первый этап подразумевает восстановление геометрии автомобиля, удаление царапин и вмятин. Второй этап – это покраска всей машины или конкретных элементов кузова. Тонкости покраски и проведения работ по второму этапу затронуты не будут, так как до второго шага предстоит выполнить и решить ряд нетривиальных задач, относящихся к первому этапу.
Оценка степени повреждений кузова
Для начала проведения работ по кузову необходимо будет оценить степень его повреждения. После определения повреждений необходимо определиться с разновидностью ремонта. Ремонт подразумевает локальное и полное восстановление геометрии кузова. Локальной ремонт применяется только в том случае, когда нет деформации и повреждений подрамника и кузова. Если же повреждения настолько сильны, что изменились размеры и расстояния между точками фиксации механических узлов, то в таком случае придется восстанавливать геометрию всего кузова. В любом случае, восстановление и проведение кузовного ремонта автомобиля предполагает контроль его геометрии. И если при локальном ремонте требуются специальные инструменты и оснастка, то при полном восстановлении геометрии кузова машины оснастка требуется еще более серьезная и дорогостоящая, которая, обычно бывает только на станциях технического обслуживания и прочих авторемонтных мастерских.
Восстановление формы кузова
Элементы кузова в основном отштампованы из листового металла. Напряжения молекул, которые формируются под действием пресса, и удерживают форму элемента кузова. Так как при ударе, элементы кузова, обладающие выпуклой формой, сжимаются, а потом выравниваются, то напряжение молекул начинает удерживать уже вогнутую форму листа. При образовании так называемого пояса напряжения, сформировавшегося при ударе в зоне деформации, следует разгружать именно его в конкретно поврежденном участке кузова, а не всего элемента. Поэтому при проведении кузовного ремонта автомобиля своими руками достаточно будет убрать краску и грунтовку шабером и складку, образовавшуюся на участке деформации.
Если выпуклость (вогнутость) большая, но не глубокая, то чтобы ее выправить, необходимо наносить удары рихтовочным молотом по вершине вмятины. Если же, наоборот, вмятина маленькая, но глубокая, то выправлять ее придется постепенно, частями, начиная от края деформации. Под поверхность не стоит забывать подложить наковало, подходящее по форме. Если в зоне повреждения имеются стойки или подкладки, то сначала исправляют эти элементы.
Проводя кузовной ремонт автомобиля, следует восстанавливать его, используя два основных элемента работы: выколотка и рихтовка. Первый элемент – это черновая работа по приданию идеальной формы. Работа на первом этапе происходит деревянной киянкой, чтобы не повредить металл. На втором этапе, при рихтовке, следует работать молотком еще аккуратнее, чтобы не растянуть металл.
Есть и еще одна небольшая хитрость при ремонтных работах кузова. Если деформация имеет форму пузыря и она небольшая, то можно просто нагреть эту точку. Когда металл остынет, пузырь должен исчезнуть. Для ускорения процесса охлаждения можно использовать, например, обычную мокрую губку. После остывания металла необходимо пройтись по нему легкой рихтовкой нагретого участка. Не рекомендуется делать одновременно больше 2-3 точечных нагревов.
Восстановление электронагревом
При помощи точечной сварки также можно нагревать металл и удалять вмятины. Суть данной технологии при проведении ремонта кузова автомобиля заключается в том, чтобы быстро локально разогреть металл. Происходит разогрев минимально необходимого участка повреждения. Используется в таком методе электрод угольного типа. В отличие от предыдущего метода, при использовании аппарата точечной сварки разогрев происходит в конкретном участке повреждения.
Но все равно, для применения данного метода, сначала необходимо произвести подготовительные работы обычным инструментом, даже если вмятина не очень большая. А также не следует забывать, что краска является изолятором, и поэтому ее необходимо убрать шабером, а места соединения массы с поверхностью зачистить.
Когда невозможно применить точечную сварку на труднодоступных участках деформации или когда в зоне повреждения находятся элементы сечения (стойки, прокладки и прочие элементы), то в этом случае можно использовать пайку. Поверхность металла необходимо зачистить, а вмятину заполнить оловянным припоем. Излишки припоя нужно отпилить напильником, а затем отшлифовать поверхность. Главным достоинством данного способа, в отличие от остальных, является то, что можно выровнять поврежденную поверхность без необходимости разбирать обшивку элемента.