Ремонт и тюнинг

Волга 24 02 – 1982 ГАЗ 24-02 Волга универсал — один хозяин, родная краска

1982 ГАЗ 24-02 Волга универсал — один хозяин, родная краска

ГАЗ-24-02 «Волга» — советский легковой автомобиль второй группы среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал.

Серийно производился с 1972 по 1987 год на заводе ГАЗ в городе Горький. Оснащался пятидверным несущим кузовом с 7-местным трансформируемым салоном. Базовый автомобиль — седан ГАЗ-24.

 

История

Разработка универсала велась параллельно с проектированием седана. Автомобиль существенно отличался от базового седана и имел полностью свои кузовные панели после средней стойки (в том числе задние двери, которые получили прямоугольные рамки стёкол для увеличения проёмов и упрощения погрузки через них груза).

Автомобиль пошёл в серию в 1972 году и модернизировался аналогично базовому седану (но зачастую с некоторым запозданием). Автомобиль выпускался до 1987 года, после чего был модернизирован аналогично базовой модели и получил обозначение

ГАЗ-24-12. В 1985-87 гг. производились переходные варианты, сочетающие признаки ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24-12.

Особенности планировки салона

Грузовой отсек ГАЗ-24-02 отличался продуманной конструкцией и широкими возможностями трансформации. Передние сидения были аналогичны базовому седану, заднее — оригинальное, состояло из двух отдельных сидений, более широкого левого и небольшого правого. Оба могли быть сложены (независимо друг от друга) для размещения дополнительного груза. Кроме того, в автомобиле были дополнительные два сидения третьего ряда, таким образом, пассажировместимость автомобиля со всеми разложенными сидениями составляла 7 человек (2 спереди, 3 на заднем сидении, 2 на сидениях третьего ряда).

По комфортабельности сидения заднего ряда существенно уступали сидениям двух первых рядов седана. Обивка сидений, за вычетом водительского, была выполнена практичным легко моющимся кожзамом. Зато при сложенных задних рядах сидений образовывалось просторное грузовое отделение с ровным полом (запасное колесо и набор инструмента располагались под полом и были доступны через люк под пятой дверью).

Основные модификации

  • ГАЗ-24-02 — базовая грузопассажирская модель с двигателем ЗМЗ-24д (2,45 л, 95 л.с., бензин АИ-93), отделка сидений из кожзаменителя, до 1977 года между передними сиденьями предусматривалась съёмная подушка и откидной подлокотник, что превращало передний ряд сидений в трехместный и увеличивало общую вместимость до 8 человек;
  • ГАЗ-24-03 — карета скорой помощи для перевозки больного на носилках и двух сопровождающих медицинских работников. Оснащалась двигателем ЗМЗ-24д (95 л.с., бензин АИ-93). Окраска в соответствии с ГОСТом: белый основной цвет кузова с красной продольной полосой по бортам и знаки красного креста, светотехнические и звуковые устройства («мигалка» синего цвета на крыше и сирена). Медицинский салон отделён от кабины перегородкой со сдвижным окошком, боковые стёкла были выполнены матовыми, левая задняя дверь заблокирована, в медицинском отсеке предусмотрено размещение направляющих для носилок и штатные места для медицинского оборудования;
  • ГАЗ-24-04 — модификация для работы в такси, оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401 (85 л.с., бензин А-76), таксометром, специальными световыми приборами («зелёный огонёк» и с 1980 года — оранжевый фонарь на крыше), окраской зеленовато-лимонного или серого цвета и эмблемами «шашки» на передних дверях;
  • ГАЗ-24-77 — экспортная модификация для стран Бенилюкса под комплектацию дизелем Peugeot (позже Ford). Производилась с 1976 г.

 

Интересные факты

  • Характерный «гребень» на задней кромке крыши универсала представляет собой не антикрыло для создания прижимной силы, а спойлер для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери. При этом ГАЗ-24-02 — первый советский автомобиль оснащенный подобным устройством.
  • Все последующие модели универсалов семейства «Волга» (ГАЗ-24-12, ГАЗ-31022 и ГАЗ-310221) фактически сохранили неизменным дизайн задней части кузова модели ГАЗ-24-02, за исключением конструкции (но не формы) задних фонарей и замены стального хромированного бампера на пластиковый.
  • В отличие от базового седана, для «запаски» и инструмента полагался специальный лючок, расположенный за номерным знаком, который открывался в направлении, противоположном задней двери.


ГАЗ 24-02 Волга серый универсал 5 дверей, 1982 г.,
1.5 MT (75 л.с.), бензин, задний привод, левый руль, один владелец по ПТС.
Машина в оригинале, родная краска. Приемник,антенна,хромированные зеркала. Передняя и задняя подвеска новая. Масла заменены. Номера в подарок.

 

Цена: Договорная

avito.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

xn--80aafe9bhdrpm.com

ГАЗ-24-02 «Эскорт» – особая версия «Волги» для аэропортов Советского Союза

Введенный в 1964 году в строй новый аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1» был рассчитан на обслуживание регулярных авиарейсов, осуществляемых зарубежными авиакомпаниями. К этому времени аэропорт регулярно принимал самолеты 18 зарубежных авиакомпаний. Работа многочисленных служб аэропорта была организована по международным стандартам.

Так, для встречи и сопровождения самолетов создали специальный автомобиль на базе ГАЗ-22 «Волга», который выполнял возложенные на него обязанности многие годы. По примеру «Шереметьево-1» подобными автомобилями со временем стали обзаводиться и другие аэропорты страны (в Киеве и Ленинграде), обслуживающие международные рейсы.

Потребность Гражданской авиации в таких автомобилях исчерпывалась единицами, поэтому об их централизованном серийном выпуске никто не задумывался. Тем более что с 1969 года на московском опытном заводе №408 ГА был освоен выпуск схожих по назначению передвижных пунктов руководителя полетов ППРП-67 на базе автомобилей УАЗ-452.

Передвижные пункты оснащались всеми видами связи и сигнализации, позволяющими руководителю полетов выполнять свои функции с любой точки аэродромного поля, а в случае необходимости — сопровождать воздушное судно к месту стоянки. Потребность в новом специализированном автомобиле «Эскорт» возникла неожиданно. В мае 1974 года при организации визита Президента США Ричарда Никсона в Минск понадобился автомобиль, соответствующий встрече борта №1 ВС США. Задание создать такую машину получил завод №408, имевший опыт проектирования и изготовления подобной техники.

В отличие от передвижных пунктов руководителя полетов, новый автомобиль «Эскорт» не стали оснащать радиостанцией, работающей на канале связи с наземными службами, — машине сопровождения бортов это было ни к чему. Зато оставили две других радиостанции: «Пальму», работающую на фиксированных каналах двухсторонней радиотелефонной связи, и ультракоротковолновую приемо-передающую радиостанцию Р-860. Это оснащение позволяло экипажу «Эскорта» поддерживать постоянную радиосвязь с диспетчерскими службами аэропорта и радиотелефонную связь с ВС, находящимися в воздухе и на земле.

Так как окраска автомобилей типа «Эскорт» никак не регламентировалась стандартами, новый автомобиль получил необычный и в то же время весьма приметный внешний вид. Чтобы машина легко распознавалась среди другого внутриаэропортовского транспорта, имевшего на тот момент преимущественно желтую окраску, для автомобиля-проводника выбрали сочетание красного и коричневого.

При этом все поверхности машины, просматриваемые с высоты кабины пилотов, были темно-красными. Сверху на машину установили большое световое табло с надписью на английском языке «Follow me». Ниже, на стекле подъемной двери, эта надпись была продублирована по-русски — «Следуйте за мной».

В Советском союзе на всей территории страны действовала единая национальная авиакомпания «Аэрофлот». Соответственно, все сервисные службы аэропортов имели символику только этой авиакомпании. Не стали исключением автомобили типа «Эскорт», на боковинах которых наносился логотип «Аэрофлота».

С увеличением количества международных рейсов и плановым обновлением техники в осуществляющих такие рейсы советских аэропортах новый автомобиль «Эскорт» на базе ГАЗ-24-02 получал все большее распространение. В течение нескольких лет было выпущено 39 таких машин. При этом для большинства аэропортов страны продолжался серийный выпуск автомобилей ППРП-67 на базе УАЗиков, объем производства которых превышал «Эскорты» в несколько раз.

В середине 80-х годов автомобили «Эскорт» начали изготавливать на базе легкового автомобиля ВАЗ-2104 («Эскорт-2104») и на базе автомобиля ВАЗ-2108 («Эскорт-2108»). В это же время (1986-1987 годы) были закончены приемочные испытания новых подвижных пунктов руководителя полетов «Уран-469» на базе УАЗ-469 (УАЗ-31512) и «Уран-452» на базе УАЗ-452 (УАЗ-3741). В начале 90-х в Москве на заводе №408 были созданы автомобили руководителя полетов «Уран-21213» и автомобиль сопровождения «Эскорт-21213» на базе BA3-21213 «Нива», а также автомобиль «Эскорт-2141» на базе «Москивча-2141». 

С середины 90-х спецоборудование машин-проводников освободилось от строгой привязки к базовому шасси. Теперь подвижной пункт руководителя полетов «Уран» или автомобиль сопровождения типа «Эскорт» могли быть выполнены на базе любого легкового автомобиля отечественного или зарубежного производства, в зависимости от пожеланий заказчика.

Именно тогда специализированные автомобили «Эскорт» стали строить на базе удлиненной «Нивы» (ВАЗ-2131), а в 2000-х эскортные обязанности были возложены на Chevrolet Niva и иномарки, в частности, Ford Focus. В 2008 году Опытный завод №408 Гражданской авиации, много лет специализировавшийся на производстве «Эскортов» и «Уранов», прекратил свое существование.

carakoom.com

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга» — Северная линия

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

ГАЗ-24-02 «Волга» — советский легковой автомобиль второй группы среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал, разработанный на базе седана ГАЗ-24. Серийно производился с декабря 1972 по 1987 год на Горьковском автомобильном заводе.

Выставка «Машины нашего двора» на ВДНХ

Осенью 1966 года был принят к серийному производству новый советский автомобиль ГАЗ-24. С осени 1967 года началась сборка первых постановочных серий.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

В 1968 году были собраны первые серийные экземпляры. С конца 1969 года была запущена конвейерная сборка новой «Волги». Сорок пять лет назад, в декабре 1972 года, был освоен выпуск модификации универсала на базе ГАЗ-24, получивший индекс ГАЗ-24-02.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Первые два прототипа ГАЗ-24-02 были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощённую конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Коробка передач была механическая, четырёхступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная — 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю — 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Характерный «гребень» — дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салона.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

В серию ГАЗ-24-02 пошёл в декабре 1972 года. Объёмы производства всех модификаций универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки «Внешпосылторга». Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80-е годы ХХ века.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Одна из самых популярных служб универсала, как его брата седана, была в такси. Была создана специальная модификация «такси», которая получила обозначение ГАЗ-24-04.

«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ

Создавая подобное такси, предполагали, что автомобиль будет востребован населением для перевозки средне-габаритных грузов. В начале 1973 года был начат выпуск данной модификации. ГАЗ-24-02 был оснащён дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401, мощностью 85 л.с., рассчитанный на дешёвый бензин АИ-76. На автомобиле стояла более дешёвая обивка сидений, отсутствовал приёмник, были установлены счётчик и зелёный огонёк в правом верхнем углу лобового стекла. Данное грузопассажирское такси прозвали «сараем».

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Служили универсалы на базе ГАЗ-24 и на медицинской службе. В 1975 году начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В данной модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлическое перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками. В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше — светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки — фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу «Скорой медицинской помощи», в результате чего они обзавелись соответствующей спецокраской с красными полосами, радиостанцией и синим проблесковым маяком со спецсигналами.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Служили ГАЗ-24-02 и в Милиции в качестве оперативных, агитационных машин и патрульных машин Госавтоинспекции. ГАЗ-24-02 был на службе в пожарной охране в качестве штабного автомобиля. Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолётов типа «Эскорт», предназначенная для оперативного управления движения самолётов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе № 408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащён радиостанциями «Пальма» и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолётом. На крыше автомобиля был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью «Follow me» на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 «Эскорт» мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации № 408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Автомобиль ГАЗ-24-02 поставлялся на экспорт, в том числе и в Бельгию для чего была создана специальная его модификация ГАЗ-24-77. Модификация отличалась лишь установкой дизельного двигателя Пежо Инденор. Изначально в Бельгию поставлялись машинокомлекты, где фирмой C.I.V.A. ставились дизельные двигателя. С апреля 1976 года дизельные двигатели начали ставить уже на самом ГАЗе, после обучения специалистов ГАЗ на фирме C.I.V.A. Отличий экспортных версий, от тех, что шли на внутренний рынок не было, так как ведущий конструктор Александр Михайлович Невзоров добился отмены разделения потока на экспортные и внутренние автомобили. Так, что автомобили поставленные на экспорт ничем не отличались от стандартный серийных за исключением дизельных ГАЗ-24-77. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga, была более качественная обивка салона. В 80-х годах ХХ века экспортная «Волга» ГАЗ-24-77 обзавелась пластиковой решёткой и литыми дисками. В дальнейшем пластиковая чёрная решётка была применена на ГАЗ-24-10. В 80-е года был замечен реэкспорт «Волг», когда дизельные «Волги» появились на рынке вторичных автомобилей. В СССР ГАЗ-24-77 прозвали «Бельгийкой». Существовал экспортный универсал ГАЗ-24-52 для стран с тропическим климатом, отличался другим термостатом, обивкой в виде кожзаменителя, другими шинами, отсутствием отопителя и залитым спец маслом.

xn—-7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai

ГАЗ 24-02 Волга универсал технические характеристики

Модификации ГАЗ 24

ГАЗ-24-01, 1970-1971, для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарем зеленого цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку.
ГАЗ-24-02, 1972-1987, выпускалась серийно с пятидверным кузовом типа универсал.
ГАЗ-24-03, санитарный на базе ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-04, с пятидверным кузовом универсал для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01.
ГАЗ-24-07, 1977-1985, для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
ГАЗ-24-24, версия для спецслужб, «догонялка» или «машина сопровождения». Оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» — двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трехступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела также усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость — до 170 км/ч.
ГАЗ-24-54, праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
ГАЗ-24-95, опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции — отсутствие рамы.
ГАЗ-24А-247 и ГАЗ-24А-948, соответственно фургон и пикап, производившиеся в небольших количествах из аварийных автомобилей-такси на Воронежском авторемонтном заводе. Помимо него, более крупными партиями пикапы и фургоны выпускались так же на Рижском и Чебоксарском авторемонтных заводах (модель ЧАРЗ-274).
ГАЗ-24-76 «Scaldia» — экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом седан, производимые в конце 1970-х гг.
ГАЗ-24-77 «Scaldia» — экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом универсал, производимые в конце 1970-х гг.
Машинокомплекты этих моделей поставлялись для мелкосерийной сборки бельгийской компании Scaldia-Volga S.A.. Силовым агрегатом являлся дизельный двигатель Peugeot Indenor XD2P; тормозная система, конструктивно отличная от штатной ГАЗ — марки Rover. В 1990-е гг. довольно много подержанных автомобилей бельгийской сборки были реэкспортированы в РФ.

Второе поколение ГАЗ 2410

ГАЗ-24-10 — базовый седан.
ГАЗ-24-11 — такси, с кузовом типа «седан».
ГАЗ-24-12 — универсал на базе ГАЗ-24-10. Был разработан для замены «Волги» ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-13 — санитарный, с кузовом типа «универсал». Карета скорой помощи вместимостью 4+1 (на носилках).
ГАЗ-24-14 — грузопассажирское такси, переоборудованный под бензин АИ-76.
ГАЗ-24-17 — такси с двигателем, работающим на сжиженном газе.
ГАЗ-24-34 — «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициально работники автозавода и обыватели называли — «догонялка» или «бешеная»).
ГАЗ-24-60 — южное или тропическое исполнение (сухой и влажный климат).

Эксплуатационные характеристики ГАЗ 2402 Волга универсал

Максимальная скорость: 140 км/ч
Расход топлива на 100км по городу: 14 л
Расход топлива на 100км по трассе: 11 л
Объем бензобака: 55 л
Снаряженная масса автомобиля: 1550 кг
Размер шин: 7,35-14
Размер дисков: 127-355 (5-14″)

Характеристики двигателя

Расположение: спереди, продольно
Объем двигателя: 2445 см3
Мощность двигателя: 95 л.с.
Количество оборотов: 4500
Крутящий момент: 190/2400 н*м
Система питания: Карбюратор
Турбонаддув: нет
Газораспределительный механизм: нет
Расположение цилиндров: Рядный
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Степень сжатия: 8.2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-92

Тормозная система

Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные

Рулевое управление

Усилитель руля: нет
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками

Трансмиссия

Привод: Задний
Количество передач: механическая коробка — 4

Подвеска

Передняя подвеска: Винтовая пружина
Задняя подвеска: Рессора

Кузов

Тип кузова: универсал
Количество дверей: 5
Количество мест: 7
Длина машины: 4735 мм
Ширина машины: 1800 мм
Высота машины: 1576 мм
Колесная база: 2800 мм
Колея передняя: 1470 мм
Колея задняя: 1415 мм
Дорожный просвет (клиренс): 174 мм

Производство

Год выпуска: с 1972 по 1987

kuruh.ru

ZAVODFOTO из ЖЖ: ГАЗ-24-02 Волга Универсал — ZAVODFOTO.RU

Осенью 1966 года был принят к серийному производству новый советский автомобиль ГАЗ-24. С осени 1967 года началась сборка первых постановочных серий. В 1968 году были собраны первые 31 серийный экземпляр. С конца 1969 года была запущена конвейерная сборка новой Волги. В конце 1972 года был освоен выпуск модификации универсала на базе ГАЗ-24, получивший индекс ГАЗ-24-02. О данном универсале и его модификациях будет сегодняшний рассказ.



Первые два прототипа были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года. Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза. В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощенную конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Коробка передач была механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная — 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю — 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Характерный «гребень» — дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салоны.

В серию ГАЗ-24-02 пошел в декабре 1972 года. Объемы производства всех модификаций (о них подробнее ниже) универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки «Внешпосылторга». Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80е годы.

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

НА СЛУЖБЕ

Большая часть построенных ГАЗ-24-02 поступали в различные ведомства. В данной части нашего повествования рассмотрим специальные модификации ГАЗ-24-02 созданные для различных служб и имеющие спецокраску.

Одна из самых популярных служб универсала, как его брата седана, была в такси. Была создана специальная модификация «такси», которая получила обозначение ГАЗ-24-04. Создавая подобное такси, предполагали, что автомобиль будет востребован населением для перевозки средне-габаритных грузов. В начале 1973 года был начат выпуск данной модификации. ГАЗ-24-02 был оснащен дефорсированным двигатели ЗМЗ-2401, мощностью 85 л.с., рассчитанный на дешевый бензин АИ-76. На автомобиле стояла более дешевая обивка сидений, отсутствовал приемник, были установлены счетчик и зеленый огонек в правом верхнем углу лобового стекла. Данное грузопассажирское такси прозвали «сараем».

Служили универсалы на базе ГАЗ-24 и на медицинской службе. В 1975 году начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В данной модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлическое перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками. В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше — светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки — фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу «Скорой медицинской помощи», в результате чего они обзавелись соответствующей спецокраской с красными полосами, радиостанцией и синим проблесковым маяком со спецсигналами.

На шасси «Волги» ГАЗ-24-03 Финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Известно, что такие машины эксплуатировались в Ленинграде.

Служили ГАЗ-24-02 и в Милиции в качестве оперативных, агитационных машин и патрульных машин Госавтоинспекции. К сожалению в милиции большое распространение получил старший брат седан ГАЗ-24.

Как писали выше, ГАЗ-24-02 поставлялся на экспорт в братские страны Восточной Европы, где успел послужить в Полиции Чехии, для чего был соответственно переоборудован.

Известно, что ГАЗ-24-02 был на службе в пожарной охране в качестве штабного автомобиля.

Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолетов типа «Эскорт», предназначенная для оперативного управления движения самолетов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе №408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащен радиостанциями «Пальма» и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолетом. На крыше автомобиле был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью «Follow me» на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 «Эскорт» мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации №408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

К необычной службе приступила одна из «Волг» в Чехии. Один из ГАЗ-24-02 был переоборудован в дрезину. Создавая дрезину, на Волгу установили дизельный двигатель от Mercedes. Также автомобиль-дрезину оборудовали специальным разворотным устройством, представляющим собой опускающуюся опору, установленную под днищем, строго под центром тяжести машины. В рабочем положении она опускается на рельсы с помощью встроенного домкрата, машина приподнимается над рельсами и разворачивается на 180° вокруг оси домкрата.

Аналогичная дрезина была создана также в Сербии. Отдельно хочется сказать, что подобные автомобили-дрезины очень популярны в Восточной Европе, большинство их создано на базе отечественных автомобилей ГАЗ-12, ГАЗ-13, ГАЗ-20, ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и других.

РЕИНКАРНАЦИЯ

Серийный выпуск ГАЗ-3102, который шел на смену ГАЗ-24, непрерывно затягивался из-за возникших трудностях на предприятиях-смежниках ГАЗа, поэтому было принято решение оставить в производстве ГАЗ-24 в массовой модели, но при этом максимально унифицировать с новой моделью ГАЗ-3102. Над модернизацией устаревшей модели работали без энтузиазма. В 1984 году была продемонстрирована модель ГАЗ-24-10. В 1985-1986 годах началось её серийное производство, сочетая элементы от старой ГАЗ-24, которые находились в избытке на ГАЗе. В 1986 году началось производство полноценной рестайлинговой модели ГАЗ-24-10. Универсал на базе ГАЗ-24-10 появился лишь в 1987 году, под индексом ГАЗ-24-12. Его санитарная модификация получила индекс ГАЗ-24-13. Все отличая ГАЗ-24-12 от ГАЗ-24-02 были такими же, как у седана ГАЗ-24-10 от ГАЗ-24.

БЕЛЬГИЙКА

ГАЗ-24-02 кроме стран СЭВ, поставлялся на экспорт в Бельгию для чего была создана специальная его модификация ГАЗ-24-77. Модификация отличалась лишь установкой дизельного двигателя Пежо Инденор. Изначально в Бельгию поставлялись машинокомлекты, где фирмой C.I.V.A. ставились дизельные двигателя. С апреля 1976 года дизельные двигатели начали ставить уже на самом ГАЗе, после обучения специалистов ГАЗ на фирме C.I.V.A. Отличий экспортных версий, от тех, что шли на внутренний рынок не было, т.к. ведущий конструктор Невзоров добился отмены разделения потока на экспортные и внутренние автомобили.

Так, что автомобили поставленные на экспорт ничем не отличались от стандартный серийных за исключением дизельных ГАЗ-24-77. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga, была более качественная обивка салона. В 80х годах экспортная Волга ГАЗ-24-77 обзавелась пластиковой решеткой и литыми дисками. В дальнейшем пластиковая черная решетка была применена на ГАЗ-24-10. В 80е года был замечен реэкспорт Волг, когда дизельные волги появились на рынке вторичных автомобилей. В СССР ГАЗ-24-77 прозвали «Бельгийкой». Существовал экспортный универсал ГАЗ-24-52 для стран с тропическим климатом, отличался другим термостатом, обивкой в виде кожзаменителя, другими шинами, отсутствием отопителя и залитым спец маслом. О наличие в природе экспортных праворульных универсалах автору ничего неизвестно.

Была попытка создать экспортную модификацию фургона на базе ГАЗ-24-77, которая получила собственное обозначение ГАЗ-24-78. Фургон был построен в единственном экземпляре.

НОВАЯ ВОЛГА

На смену ГАЗ-24 пришел ГАЗ-3102. Прорабатывался вариант его универсала ГАЗ-31022. В серийное производство он не пошел, дело ограничилось лишь нескольким и опытными образцами. При создании универсала на базе ГАЗ-3102 столкнулись с большой трудностью, т.к. панель пола багажника автомобиля не годилась для создания модификации с кузовом «универсал» из-за того, что бак у ГАЗ-3102 располагался над катером заднего моста — в месте, совершенно неприемлемом для грузопассажирского кузова.

В 90е годы был создан новый универсал ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-31029 и кузова ГАЗ-24-12. Существует ошибочное мнение, что на модели универсала на базе ГАЗ-3102 были задние фонари от седана ГАЗ-3102. В действительности такие машины были созданы в гаражных мастерских местными Кулибиными. На универсале ГАЗ-31022 независимо от на базе ГАЗ-3102 или ГАЗ-31029 он был создан всегда использовался кузов от ГАЗ-24-12 с задними фонарями от ГАЗ-24. Санитарная модификация была выпущена под индексом ГАЗ-31023.

На этом история не заканчивается, была создана аналогичная модификация ГАЗ-310221 на базе ГАЗ-3110, но рассказ о ней выходит за рамки данного поста

(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Сайт GAZ24.RU
2. Автолегенды СССР №71 — ГАЗ-24-02
3. Автолегенды СССР №35 — ГАЗ-3102
4. Автолегенды СССР №104 — ГАЗ-31029
5. Автолегенды СССР №48 — ГАЗ-24-10
6. Автомобили на службе №15 — ГАЗ-24-03 Скорая Помощь
7. Автомобили на службе №21 — ГАЗ-24-02 Эскорт

zavodfoto.livejournal.com

Волга ГАЗ 24-02 «Эскорт» (Саратов): diecast_43

Как правильно писать производителя — мне неведомо. То ли «Тантал», то ли «Агат». Один фиг — Саратов.
Конечно, это новодел. Куплена модель года четыре назад, может чуть больше. К тому времени в производстве остались, похоже, только голубые.


Про прототип найти много информации в сети не удалось. А журнальчиком АНС в своё время с этим выпуском не озаботился — ниже поясню, почему.
Итак, ГАЗ 24-02 «Эскорт». Как пишут, было выпущено всего 39 штук, а опытный образец был создан в 1972 г. для для сопровождения самолета президента США Никсона в аэропорту Минска. Данная модификация 24й была разработана на московском опытном заводе №408 Гражданской Авиации СССР. В комплект штатной аппаратуры входили радиостанции «Пальма» и Р-860 II, позволявшие поддерживать связь как с диспетчерским пунктом, так и с «клиентским» бортом. Внешне автомобиль отличался спецокраской (оранжевый цвет с красной «опушкой»), проблесковым маячком и плафоном, на переднем торце которого было написано «Аэрофлот», а на заднем — «Follow me». По-русски надпись дублировалась на заднем стекле. Собственно, всё. Насколько информация правдива в плане количества выпущенных экземпляров и встречи Никсона в Минске — неизвестно. Оставим это на совести Сети.
Прототип, конечно, красив, но по всей видимости в природе живьём не встречавшийся. Я на самолётах активно начал летать только в 2005м, поэтому совершенно не знаком с аэродромной техникой времён СССР.
Вот образец из Украины. Вероятнее всего, уже новодел.

А вот старые фотографии:

Судя по фото, в аэропортах они действительно работали:



В Саратове номерная А23 выпускалась заводом ПО «Тантал» с 1980 по 1987 год. Это было второе лучшее (после «Нивы», конечно) творение саратовского предприятия. Двуцветная, с кучей деталей (на первых выпусках даже антенны по бокам двери багажника устанавливались), с «дворниками» и зеркалами заднего вида, с коробочкой радиостанции в багажнике ну и, конечно, полная «открывашка». В известном месте пишут и фото выкладывают, что выпускались даже киты «сделай сам».

Вот так выглядели ранние модели с антеннами:

А вот так — наборы «Собери сам».



Моё знакомство с моделью началось в далёкие 90-е. Конкретнее — где-то в их начале. Учился я тогда или в начальной школе, или уже перешёл в 5-й класс. И вот на один из дней рождения подарком была эта самая Волга, бордово-оранжевая. Судя по всему, она была не номерная и родом из тех же 90х. Представляю, что стоило маме в эпоху дефицита и накопления первичного капитала (не нами, разумеется: дедушка с бабушкой работали на Уралтрансмаше, мама — учителем математики) раздобыть эту замечательную машинку. И нравилась мне эта Волга безумно. Жаль только, в том возрасте я ещё не знал, что буду сознательно коллекционировать машинки. Поэтому Волга была заиграна 🙁 Нет, конечно, я их не сталкивал друг с другом, боже упаси. Но модели ведь на то и модели, что предназначены стоять на полочке, а не накатывать километры по ковру и полу. Довершила всё небезызвестная цинковая чума — бичь саратовских моделей родом из 90х. В общем, моей Волги не стало.

И вот спустя много лет в модельном лабазе, где я обычно изредка пополняю свою коллекцию не журналками, обнаружился за вполне себе вменяемые деньги (даже дёшево, я бы сказал) голубенькая модель эскортной Волги. Мимо пройти было решительно нельзя. Так она снова появился у меня, теперь уже в коллекции. Именно поэтому я и пропустил выпуск АНС с оранжево-бордовой Волгой — не хотелось портить впечатление. К тому же китайцы не положили в багажник радиостанцию, оставив Волге салон от обычной 24-02.

Конечно, качество у позднего «Тантала» значительно хуже того, что было даже в 90-х. Тамповки какие-то совсем истёртые, формы изношены, зазоры такие, что в эти щели, будучи увеличенными в 43 раза, вполне могла бы пролезть кошка.

Покраска тоже оставляет желать лучшего. Криво-косо, отпечатки пальцев на полосе, неровная граница между цветами.

Надпись на двери багажника тоже пала жертвой времени, к сожалению. Но коробочка с надписью «Радиостанция» осталась на своём месте!

Хорошо видно, насколько сильно изношены формы — двери уже совершенно не попадают в проёмы. Но ведь были времена, когда все детали более или менее стыковались друг с другом.

Ну и доннышко. Почему-то исчез индекс «02» — он был в прямоугольном окошке. Но сделано в СССР, до сих пор.

Такая вот история одной модели. И несмотря на все современные недостатки — она мне нравится!

diecast-43.livejournal.com

Автолегенды СССР: выпуск номер 71 — ГАЗ-24-02 «Волга»

ГАЗ-24-02 — это первая модель, которую я держал в руках. Было мне лет пять и мы изредка ходили в гости к сослуживцам отца. Тёмно-зелёная «Волга» стояла на почётном месте, за стеклом той полки, до которой пятилетнему пацанёнку дотянуться не было никакой возможности. Но мне доверяли — «Волгу» доставали каждый раз и вручали «посмотреть». И я смотрел — водружал машинку на подлокотник кресла и разглядывал. Двери и капот просил открыть кого-нибудь из взрослых — похоже, осознавал всю меру доверия и ответственности. Катать драгоценный сувенир мне даже в голову не приходило. Думаю, что этот ритуал просмотра «Волги», повторявшийся из раза в раз и послужил причиной, по которой через некоторое время мне купили первую пару моделек — два Москвича. Не заметить горящих глаз было нельзя.

Журнальная серия «Автолегенды СССР» три года назад вернула кусочек детства. Тысячи серьёзных мужиков с горящими глазами атаковали газетные киоски, первые выпуски серии разметали моментально, из небытия возникли барыги советского типа (помните все эти клубы филателистов и моделистов, где «старшие товарищи» с бегающими глазками зарабатывали на пионерах копеечку?), появилось множество новых интернет-магазинов, форумы собирателей задохнулись от новых участников. Но через какое-то время волна схлынула, расчётливые издатели снизили тиражи, рачительные китайские производители моделек нашли дополнительные резервы экономии. Одна из последних находок — упрощённые колёсные диски, полностью покрытые хромом. И без того не очень тщательно проработанная модель становится всё больше похожа на китайскую игрушку самого низкого качества. Хорошо, что пока ещё масштаб близок к 1:43.

Нельзя в одну воду войти дважды. В общем-то — избитая банальная истина, известная каждому и многократно проверенная жизнью. Но всё равно, тёмно-зелёный «сарай» ГАЗ-24-02 я ждал с нетерпением. Советские «Волги» в масштабе 1:43 с высоты сегодняшнего для воспринимаются уже не такими шедеврами, как тридцать лет назад. А китайские изделия порой бывают неплохи, да и ГАЗ-24 у PCT-IST в своё время получилась на твёрдую четвёрочку — им бы исправить недочёты, чуть аккуратнее изготовить — и была б отличная модель. Ан нет: толстенный слой краски снова скрывает характерные грани облика этой машины, широченная резина, игрушечные хромированные диски, отсутствие зеркала на крыле, грубо прокрашенные оконные молдинги (почему-то не весь положенный этой «Волге» хром отрисовали серебрянкой), невыразительная облицовка радиатора (о тонировке уже давно забыли). Не модель, а какая-то заготовка. И, разумеется, ничего общего с воспоминаниями из детства.

Модель автомобиля: ГАЗ-24-02 «Волга»
Наименование модели: ГАЗ-24-02 «Волга»

Производитель: PCT (IST) по заказу ДеАгостини
Дата выпуска:  25 октября 2011
Каталожный номер: отсутствует
Серия: журнальная «Автолегенды СССР» №71
Тираж: заявленный тираж 120 000 экз.
Краткое мнение: разочарование
Субъективная оценка: 4

 

Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/190382.html
Навигатор по журналу

diecast43.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *