Ремонт и тюнинг

Система охлаждения двигателя гранта – Устройство системы охлаждения двигателя Гранты

Система охлаждения "Гранты": описание и характеристика

«Лада Гранта» - весьма популярный в России автомобиль. Изначально он позиционировался как самый доступный ВАЗ в линейке. Построена эта машина на платформе «Калины». Поэтому автомобиль отличается простым устройством и высокой ремонтопригодностью. В сегодняшней статье мы поговорим о такой немаловажной составляющей, как система охлаждения двигателя. Информация о ее устройстве и принципе работы будет полезна каждому владельцу.

Функции СОД

Для чего служит данная система? Исходя из ее названия нетрудно догадаться, что СОД служит для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. На «Гранте» используется система жидкостного типа. СОД обеспечивает эффективное охлаждение и поддерживает оптимальный температурный диапазон работы мотора на разных режимах работы.

Помимо этого, СОД обеспечивает работу салонного отопителя. Он заключен в малый круг системы и имеет отдельный компактный радиатор. Последний работает в паре со специальным моторчиком печки. Таким образом, в салон автомобиля поступает теплый воздух.

Устройство

Конструкция системы охлаждения автомобиля «Лада Гранта» предполагает наличие следующих компонентов:

  • Радиатора.
  • Водяного насоса (помпы).
  • Термостата.
  • Вентилятора охлаждения. Расширительного бачка.
  • Охлаждающей жидкости.

За что отвечает каждый элемент в системе? Рассмотрим их более подробно ниже.

Радиатор

На автомобиле «Лада Гранта» используется алюминиевый трубчато-пластинчатый элемент с пластиковыми бачками и перегородкой. Стоит отметить, что для данной модели ВАЗ применяется радиатор французского производства. Такой же использовался и на «Рено Логане».

Для чего служит радиатор? Он предназначен для охлаждения рабочей жидкости в системе путем прохождения сквозь соты потоков холодного воздуха. Устанавливается данный элемент в передней части авто, в районе «телевизора». Забор воздуха производится из улицы. Чем быстрее едет авто, тем сильнее будет теплоотвод. Но также данный процесс может осуществляться принудительно, когда машина стоит на месте (например, в пробке). Для этого в системе предусмотрен вентилятор. О нем мы расскажем ниже.

Вентилятор

Для чего служит данный механизм? Вентилятор обеспечивает продувку основного радиатора СОД на небольших скоростях движения. Обычно он работает в городских условиях либо на горных дорогах, когда двигатель терпит большие нагрузки. Стоит отметить, что система охлаждения «Лады Гранты» предусматривает наличие электрического вентилятора. Он установлен в специальном пластиковом кожухе. Последний прикреплен к радиатору охлаждения «Лады Гранты» при помощи нескольких болтов.

Как работает электрический вентилятор? Он действует несколько иначе, нежели аналоги на вискомуфте. Когда мотор холодный, лопасти его не вращаются. Но как только на электронный блок управления ДВС поступит сигнал о высокой температуре (например, 85 градусов Цельсия) от датчика, ЭБУ даст сигнал на включение вентилятора. И наоборот, если жидкость вновь стала холодной, сработает датчик и блок отключит питание на вентилятор. Происходит управление в автоматическом режиме. Но стоит отметить, что при неисправности температурного датчика (который установлен в гнезде термостата) возможны проблемы с системой охлаждения «Лады Гранты». Вентилятор не будет включаться в работу и машина начнет закипать.

Помпа

Также она именуется, как жидкостный насос системы охлаждения. На «Гранте» данный элемент находится под крышкой привода ГРМ. Приводится в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала. Внешне являет собой некую круглую крыльчатку. Этими лопастями помпа и захватывает жидкость, циркулируя ее по системе. Работает насос постоянно при включении двигателя. Разница только в оборотах вращения крыльчатки. Чем больше водитель дает газа, тем чаще вращается коленвал, и соответственно, водяной насос.

В системе охлаждения «Гранты» применяется помпа центробежного типа с принудительной циркуляцией. В насосе имеются закрытые подшипники. Чтобы они свободно вращались, внутри предусмотрена смазка. Она залита на весь срок службы помпы и не нуждается в периодической замене. Меняется насос целиком в случае если подшипник начал издавать характерный шум.

Термостат

Это неотъемлемый элемент в любой системе охлаждения. «Гранта» не является тому исключением. Термостат нужен для регулировки объема потока ОЖ, что проходит через радиатор. Внутри механизма имеется специальный клапан. Благодаря ему обеспечивается наиболее оптимальный температурный режим. А расположен данный механизм между рубашкой охлаждения двигателя и основным радиатором.

Отметим, что в СОД «Гранты» имеется два контура: малый и большой. По первому жидкость циркулирует, когда клапан термостата находится в закрытом положении. Поскольку объем антифриза в данном контуре небольшой, это позволяет быстрее набрать двигателю нужную температуру (и соответственно, прогреться). Как только жидкость достигает 85 градусов, срабатывает перепускной клапан. После этого антифриз начинает циркулировать по большому кругу. Полное открытие клапана осуществляется при 102 градусах Цельсия.

Отметим, что термостат на «Гранте» был доработан и получил усовершенствованную конструкцию. Ввиду этого его часто устанавливают на «Калину» разных поколений. Корпус термостата выполнен из пластика фирмы BASF (Германия). В качестве уплотнения применены материалы EPDM 55 от шведской компании «Хекспол». Резьбовыдавливающие винты – от фирмы «Арнольд Умформтехник» (Германия). Также в конструкции применяется усовершенствованный датчик температуры ОЖ с безрезьбовым креплением.

Расширительный бак

Расширительный бачок «Лады Гранты» предназначен для компенсации объема антифриза в системе. При нагреве, данная жидкость меняет свою плотность и увеличивается в объеме. Наряду с этим, растет и внутреннее давление в системе. Чтобы жидкость не разорвала патрубки и радиатор, в системе предусмотрен специальный бачок, компенсирующий данные нагрузки. Часть давление сбрасывается через крышку. Последняя содержит в себе специальный клапан – впускной и выпускной. Если говорить о технических характеристиках крышки, она открывается при давлении в 150 кПа. Так срабатывает выпускной клапан, который препятствует интенсивному парообразованию в системе. Впускной же задействуется при разряжении. Работает он при давлении в 3 кПа.

Сам бачок изготовлен из полупрозрачного температуростойкого пластика. На его стенках имеются отметки (максимальный и минимальный уровень). Для замены жидкости в системе предусмотрена заливная горловина. Она герметично закрывается крышкой.

Об охлаждающей жидкости

В машине «Лада Гранта» производитель допускает использование как тосолов, так и антифризов. Среди рекомендуемых к использованию стоит отметить такие жидкости:

  • «Кул Стрим Стандарт».
  • «Кул Стрим Премиум».
  • «Феликс Карбокс».
  • Тосол ТС «Феликс».

Что касается объема жидкости, система охлаждения «Гранты» рассчитана на 7,84 литра антифриза. Регламент замены – 150 тысяч километров или каждые пять лет. В случае использования тосола данный срок нужно сократить вдвое.

В заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет система охлаждения «Гранты». Несмотря на свое простое устройство, эта система играет большую роль в работе ДВС. Ведь в случае неисправности СОД, машина «Лада Гранта» попросту закипит. И это будет чревато дорогостоящим ремонтом ГБЦ.

fb.ru

Проверка и ремонт системы охлаждения двигателя Гранты

Не греет или не работает печка, уровень охлаждающей жидкости каждый раз падает ниже риски MIN, температура двигателя не повышается до рабочей, либо двигатель перегревается ? Причины всем этим недугам -
неправильная работа системы охлаждения двигателя
(СОД). Учимся выявлять и устранять причины плохой работы СОД ЛАДА Гранта.

Диагностика системы охлаждения двигателя LADA Granta

При эксплуатации автомобиля оценивать техническое состояние системы охлаждения можно по контрольной лампе перегрева двигателя и уровню жидкости в расширительном бачке. Понижение уровня охлаждающей жидкости, как правило, вызвано нарушением герметичности системы. При понижении уровня до отметки MIN или загорании контрольной лампы возможно наличие неисправности в системе охлаждения.
1. Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Он, который должен находиться на 25—30 мм выше метки MIN, выполненной на корпусе расширительного бачка. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, доливаем в бачок охлаждающую жидкость.
Предупреждение
Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Некоторое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя неисправностью не является. Это связано с тепловым изменением объема жидкости.
Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения.

2. Проверка герметичности шлангов и соединений системы охлаждения.
Осмотрите подкапотное пространство, и обратите внимание на состояние и герметичность:

  1. Шлангов расширительного бачка;
  2. Пароотводящего шланга радиатора;
  3. Подводящего шланга радиатора;
  4. Отводящего шланга радиатора.

Проверяем надежность соединения шлангов с корпусом термостата.
Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, заменив пружинные хомуты винтовыми. При этом не перетяните хомуты, т. к. они могут порезать шланги. Временно восстановить лопнувший шланг системы охлаждения можно с помощью липкой ленты (особенно подходит армированная липкая лента серебристого цвета).

3. Проверка целостности элементов системы охлаждения двигателя.
  1. Корпус расширительного бачка;
  2. Радиатор двигателя;
  3. Радиатор отопителя;
  4. Корпус термостата;
  5. Соединения насоса охлаждающей жидкости (помпы) и блока цилиндров. Также проверяем отсутствие подтекания жидкости из дренажного отверстия помпы (находится в нижней части насоса), свидетельствующее об износе его сальника.
Протеканий охлаждающей жидкости не должно быть нигде.
4. Проверка термостата. Запускаем холодный двигатель. Температуру и циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому кругу контролируем на ощупь, по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения (на фото воздушный фильтр снят для наглядности).
Замечание
Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 "С, клапан термостата должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу. В результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 90 °С клапан термостата будет открываться и постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем его нижний шланг начнут нагреваться.
Оставляем двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного значения электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры — автоматически выключиться.
Если электровентилятор вовремя не включился, жидкость закипела, необходимо проверить исправность электродвигателя вентилятора или исправность системы управления двигателем.

Неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Двигатель перегревается
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе Долить охлаждающую жидкость
Клапан термостата заклинило в закрытом положении Неисправен термостат, замена.
Плохая циркуляция охлаждающей жидкости в системе Замена помпы (насоса охлаждающей жидкости)
Радиатор засорен насекомыми и грязью Чистка радиатора двигателя снаружи
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью, илистыми отложениями Промыть систему охлаждения двигателя, и залить свежую охлаждающую жидкость 
Электровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей, выхода из строя датчика температуры, предохранителей, дополнительного сопротивления, реле или электродвигателя вентилятора Проверить и восстановить электрические цепи. При необходимости заменить предохранители, сопротивление, реле или электровентилятор в сборе 
Повреждение пробки в крышке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) Заменить пробку расширительного бачка 
Двигатель перегревается, а из печки дует холодный воздух
Чрезмерное занижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя Устранить утечку охлаждающей жидкости. Заменить поврежденную прокладку головки блока цилиндров. 
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения не стабилен
Клапан термостата заклинило в закрытом положении Неисправен термостат, замена.
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Негерметичен радиатор Отремонтировать или заменить радиатор
Негерметичен радиатор отопителя Отремонтировать или заменить радиатор отопителя
Негерметичен расширительный бачок Заменить расширительный бачок
Утечка охлаждающей жидкости через негерметичные соединения шлангов и патрубков  Замените хомуты крепления шлангов и патрубков
Повреждено уплотнение водяного насоса (помпы) Заменить помпу
Недостаточно затянуты болты головки блока цилиндров (на холодном двигателе во время длительной стоянке появляется течь охлаждающей жидкости через стык между головкой блока и блоком цилиндров, кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном отсеке)  Затянуть болты головки блока цилиндров необходимым моментом
Более детальное устройство системы охлаждения двигателя рассмотрено в отдельной статье.

Ключевые слова:

Похожие материалы

xn----8sbabr6ahc3e.xn--p1ai

Система охлаждения двигателя гранты | Клуб ЛАДА

Система охлаждения двигателя (СОД) является одной из главных систем автомобиля. Не греет печка на ЛАДА Гранта или двигатель не прогревается до нужной температуры ? Тогда начинать осмотр следует именной с этой системы. В этой статье Вы найдете всю информацию по работе системы охлаждения Lada Granta.

Не греет или не работает печка, уровень охлаждающей жидкости каждый раз падает ниже риски MIN, температура двигателя не повышается до рабочей, либо двигатель перегревается ? Причины всем этим недугам - неправильная работа системы охлаждения двигателя (СОД). Учимся выявлять и устранять причины плохой работы СОД ЛАДА Гранта.

Водяная помпа автомобиля предназначена для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя. От качества этой детали зависит не только температурный режим работы мотора, но и производительность печки. А Вы знаете, какую помпу поставить на Приору/Калину/Гранту?

Завод изготовитель рекомендует менять охлаждающую жидкость Гранты через 75 000км. пробега или 5 лет эксплуатации (в зависимости от того, что наступит раньше). А Вы знаете, как заменить тосол в Гранте своими руками?

Стал слишком часто включаться вентилятор системы охлаждения или автомобиль перегревается? Одна из причин - грязный радиатор охлаждения, который уже не может выполнять свои обязанности на все 100%. А Вы знаете, как снять радиатор двигателя Лада Калина/Гранта своими руками?

Если не работает вентилятор радиатора, то следует выполнить диагностику его системы. Если причина в электродвигателе и его нужно заменить, то сначала следует снять вентилятор охлаждения двигателя ВАЗ своими руками.

xn----8sbabr6ahc3e.xn--p1ai

Система охлаждения Лада Гранта | Granta-Service.ru

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

При эксплуатации автомобиля оценивать состояние системы охлаждения можно по контрольной лампе перегрева двигателя и уровню жидкости в расширительном бачке. Понижение уровня охлаждающей жидкости, как правило, вызвано нарушением герметичности системы. При понижении уровня до отметки MIN или загорании контрольной лампы возможно наличие неисправности в системе охлаждения.

Последовательность выполнения

1.    Подготавливаем автомобиль к выполнению работы

Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Некоторое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя неисправностью не является. Это связано с тепловым изменением объема жидкости.

2.    Проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который должен находиться на 25—30 мм выше метки MIN, выполненной на корпусе расширительного бачка. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, доливаем в бачок охлаждающую жидкость

Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения.

3.    Проверяем отсутствие подтеканий жидкости из сливных отверстий радиатора и блока цилиндров двигателя, места установки датчика температуры, соединений резиновых шлангов системы охлаждения и их целостность.

Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, заменив пружинные хомуты винтовыми. При этом не перетяните хомуты, т. к. они могут порезать шланги.

4.    Проверяем целостность корпуса расширительного бачка, радиатора двигателя и отопителя.

5.    Убеждаемся в герметичности корпуса термостата и соединения насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров.

6.    Проверяем отсутствие подтекания жидкости из дренажного отверстия насоса (находится в нижней части насоса), свидетельствующее об износе его сальника.

7.    Дня проверки термостата запускаем холодный двигатель. Температуру и циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому кругу контролируем на ощупь, по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения (на фото воздушный фильтр снят для наглядности).
 


  Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 "С, клапан термостата должен быть закрыт, а Охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу. Ь результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 90 °С клапан термостата будет открываться и постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем его нижний шланг начнут нагреваться.

8.    Оставляем двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного значения электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры

—    автоматически выключиться.

Если электровентилятор вовремя не включился, жидкость закипела, необходимо проверить исправность электродвигателя вентилятора или исправность системы управления двигателем.

 

www.granta-service.ru

Система охлаждения. Описание конструкции Lada Granta

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора с электрическим вентилятором, соединительных шлангов и подводящей трубы насоса. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка.

Система охлаждения:

1 – расширительный бачок;

2 – пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения;

3 – отводящий шланг радиатора системы охлаждения;

4 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

5 – корпус термостата;

6 – вентилятор;

7 – головка блока цилиндров;

8 – радиатор системы охлаждения;

9 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения;

10 – насос охлаждающей жидкости;

11 – блок цилиндров;

12 – подводящая труба насоса;

13 – отводящий шланг радиатора отопителя;

14 – радиатор отопителя;

15 – подводящий шланг радиатора отопителя;

16 – наливной шланг.

Элементы системы охлаждения:

1 – вентилятор;

2 – радиатор системы охлаждения;

3 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения;

4 – корпус термостата;

5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

6 – крышка термостата;

7 – головка блока цилиндров;

8 – подводящая труба насоса;

9 – блок цилиндров;

10 – насос охлаждающей жидкости;

11 – отводящий шланг радиатора отопителя;

12 – подводящий шланг радиатора отопителя;

13 – отводящий шланг радиатора системы охлаждения;

14 – наливной шланг.

Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стойки. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке. Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок. По мере остывания двигателя жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения

Элементы расширительного бачка:

1 – штуцер наливного шланга;

2 – метки минимального и максимального уровней жидкости;

3 – пробка заливной горловины;

4 – штуцер пароотводящего шланга;

5 – кронштейны крепления бачка.

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на остывающем двигателе.

При утере пробки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов.

Пробка расширительного бачка.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыльчатка которого приводится во вращение зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала. Насос крепится к блоку цилиндров справа.

В корпусе насосе установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки. На концы валика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка. Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса.

В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса. При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе. Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.

Элементы насоса охлаждающей жидкости:

1– валик насоса;

2 – зубчатый шкив;

3 – корпус насоса;

4 – контрольное отверстие;

5 – крыльчатка.

Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров.

В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата – с верхним патрубком радиатора отопителя.

Элементы корпуса термостата:

1 – патрубок для соединения с подводящим шлангом радиатора системы охлаждения;

2 – корпус;

3 – крышка;

4 – патрубок для соединения с подводящим шлангом радиатора отопителя;

5 – отверстие для датчика температуры охлаждающей жидкости.

Термостат состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем, пружины и ее фиксирующей пластины. Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата. В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе, закрывая канал между корпусом и крышкой термостата. В результате перекрывается поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения.

При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор отопителя, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, подводящая труба насоса. При достижении температуры охлаждающей жидкости (85±2) °C наполнитель баллона термостата начинает расплавляться и увеличивает свой объем, выталкивая шток из баллона термостата. При этом тарелка баллона отходит от седла, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему в себя насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор системы охлаждения, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, радиатор отопителя, подводящая труба насоса. При достижении охлаждающей жидкостью температуры (100±2) °C клапан термостата полностью открывается.

Элементы термостата:

1 – корпус;

2 – уплотнительное кольцо;

3 – баллон;

4 – пружина;

5 – фиксирующая пластина;

6 – крышка.

Баллон термостата.

Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в крышке термостата, выдает информацию контроллеру системы управления двигателем.

Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками (расположенными в один ряд) с охлаждающими пластинами, Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок правого бачка, а отводится из радиатора через нижний патрубок левого бачка. Сверху левого бачка радиатора расположен штуцер пароотводящего шланга. В нижней части правого бачка находится сливное отверстие, закрытое пробкой.

Элементы радиатора системы охлаждения:

1 – штуцер пароотводящего шланга;

2 – патрубок подводящего шланга;

3 – правый бачок;

4 – пробка сливного отверстия;

5 – подушка нижнего крепления радиатора;

6 – патрубок отводящего шланга;

7 – левый бачок.

К радиатору крепится пластмассовый кожух с электрическим вентилятором. Вентилятор предназначен для обдува радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддержания нормального теплового режима двигателя. Вентилятор включается через реле по сигналу контроллера системы управления двигателем.

Вентилятор с кожухом в сборе:

1 – кожух вентилятора;

2 – крыльчатка вентилятора с электродвигателем;

3 – колодка проводов электродвигателя.

В статье не хватает:

  • Качественных фото ремонта

Источник: http://carpedia.club/​

carpedia.club

Особенности системы охлаждения Лада Гранта

Страница 1 из 2

Система охлаждения двигателя на автомобиле Лада Гранта жидкостная, принудительного охлаждения.

Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора с электрическим вентилятором, соединительных шлангов и подводящей трубы насоса.

 

К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя.

Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка.

Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стойки.

Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке.

Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок.

По мере остывания двигателя жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения.

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

 

Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе.

За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на остывающем двигателе.

При утере пробки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыльчатка которого приводится во вращение зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала.

 

Насос крепится к блоку цилиндров справа.

В корпусе насосе установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки.

На концы валика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка.

Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса.

В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса.

При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе.

Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.

Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров

В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор.

Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата – с верхним патрубком радиатора отопителя.

 

Термостат состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем, пружины и ее фиксирующей пластины.

Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата.

В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе, закрывая канал между корпусом и крышкой термостата.

В результате перекрывается поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения.

При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор отопителя, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, подводящая труба насоса.

При достижении температуры охлаждающей жидкости (85±2) °C наполнитель баллона термостата начинает расплавляться и увеличивает свой объем, выталкивая шток из баллона термостата.

При этом тарелка баллона отходит от седла, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему в себя насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор системы охлаждения, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, радиатор отопителя, подводящая труба насоса.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры (100±2) °C клапан термостата полностью открывается.

Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в крышке термостата, выдает информацию контроллеру системы управления двигателем.

 

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками (расположенными в один ряд) с охлаждающими пластинами.

Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок правого бачка, а отводится из радиатора через нижний патрубок левого бачка.

Сверху левого бачка радиатора расположен штуцер пароотводящего шланга.

В нижней части правого бачка находится сливное отверстие, закрытое пробкой.

К радиатору крепится пластмассовый кожух с электрическим вентилятором.

 

Вентилятор предназначен для обдува радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддержания нормального теплового режима двигателя.

Вентилятор включается через реле по сигналу контроллера системы управления двигателем

Вентилятор включается в работу с помощью реле К1 по команде электронного блока, который оценивает температуру с помощью датчика температуры, установленного на корпусе термостата.

Температура открытия термостата – 85 – 89°С;

Температура полного открытия термостата – 102°С;

Объем жидкости в системе охлаждения – 7,5л.

autoruk.ru

Диагностика системы охлаждения двигателя Lada Granta

Инструменты:

  • Узкогубцы
  • Ключ трещоточный
  • Головка на 8 мм

Детали и расходники:

  • Охлаждающая жидкость
  • Винтовые хомуты
  • Армированная липкая лента

Примечание:

При эксплуатации автомобиля оценивать техническое состояние системы охлаждения можно по контрольной лампе перегрева двигателя и уровню жидкости в расширительном бачке.

1. Проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Примечание:

Уровень должен находиться на 25-30 мм выше метки MIN, выполненной на корпусе расширительного бачка. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, долейте в бачок охлаждающую жидкость, как описано здесь (для 8-клапанных двигателей) или здесь (для 16-клапанных двигателей).

Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность (см. п.2) системы охлаждения.

Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Некоторое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя неисправностью не является. Это связано с тепловым изменением объема жидкости.

2. Проверьте герметичность шлангов и соединений системы охлаждения. Осмотрите подкапотное пространство, и обратите внимание на состояние и герметичность:

  • шлангов расширительного бачка;

  • пароотводящего шланга радиатора;

  • подводящего шланга радиатора;

  • отводящего шланга радиатора;

  • соединения шлангов с корпусом термостата.

Примечание:

Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, заменив пружинные хомуты винтовыми. При этом не перетяните хомуты, так как они могут порезать шланги.

Временно восстановить лопнувший шланг системы охлаждения можно с помощью липкой ленты (особенно подходит армированная липкая лента серебристого цвета).

3. Проверьте целостность элементов системы охлаждения двигателя.

  1. Корпус расширительного бачка;
  2. Радиатор двигателя;
  3. Радиатор отопителя;
  4. Корпус термостата;
  5. Соединения насоса охлаждающей жидкости (помпы) и блока цилиндров.
  6. Проверьте отсутствие подтекания жидкости из дренажного отверстия помпы (находится в нижней части насоса), свидетельствующее об износе его сальника.

4. Проверьте термостат. Запустите холодный двигатель. Температуру и циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому кругу контролируйте на ощупь, по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения (на фото воздушный фильтр снят для наглядности).

Примечание:

Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 90°С, клапан термостата должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу. В результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость.

При достижении температуры охлаждающей жидкости около 90°С клапан термостата будет открываться и постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем его нижний шланг начнут нагреваться.

5. Проверьте электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя. Оставьте двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного значения электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры –автоматически выключиться.
Если электровентилятор вовремя не включился и жидкость закипела, необходимо проверить исправность электродвигателя вентилятора или исправность системы управления двигателем.

В статье не хватает:

  • Фото деталей и расходников

Источник: carpedia.club

carpedia.club

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о