Ремонт и тюнинг

Автомобиль зим газ 12 – ЗиМ ГАЗ-12 (1950 — 1960)

ГАЗ-12 «ЗИМ»

Кузов автомобиля необходимо было спроектировать с запоминающимся внешним видом и характерными формами. От рамной конструкции было решено отказаться, так как автомобиль такой конструкции весил бы слишком много и не имел бы достаточных динамических показателей. В результате автомобиль получил несущий, безрамный кузов, что в то времена для автомобилей такого класса было не характерно. Кузов автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» славился своей герметичностью, свидетельством этому является то, что в ходе испытательных пробегов автомобиль мог преодолевать броды глубиной свыше полуметра, а вода в салон не попадала. При испытательном пробеге по сельской местности при температуре воздуха +37, пыль в салон так же не проникала.

ГАЗ-12 «ЗИМ» отличался интересной конструкцией капота - цельный штампованный капот мог открываться в любую сторону, а при необходимости его и вовсе можно было легко снять. В автомобиле предусматривалось три ряда сидений. Любопытно, что средний ряд складывался и убирался, образуя дополнительное пространство для сидящих на заднем диване пассажиров.

 В качестве силового агрегата было решено поставить модернизированную версию 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-11, рабочим объемом 3,5 литра. Этот модернизированный двигатель выдавал мощность 90 лошадиных сил, достигнуть этого удалось за счет алюминиевой головки цилиндров, повышения степени сжатия, отсутствия ограничителя оборотов, нового впускного трубопровода и двухкамерного карбюратора.

Специально для автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» была разработана оригинальная трехступенчатая коробка передач, которая впервые в истории Горьковского автомобильного завода получила синхронизаторы на 2-й и 3-й передачах, а рычаг переключения скоростей располагался на рулевой колонке. Автомобиль мог стартовать с любой из трех передач, однако заводом рекомендовалось трогаться со второй передачи, а первую использовать в тяжелых дорожных условиях и на подъемах.

Отделка салона для тех времен считалась качественной и богатой, присутствовал трехдиапазонный радиоприемник, часы, электроприкуриватель и пепельница. На приборной доске имелись лампочки, сигнализирующие о повышенной температуре воды в системе охлаждения (свыше 90 градусов) и о поднятом ручном тормозе. Пол в салоне был ровный, без выступающего кожуха карданного вала

russoauto.ru

ГАЗ-12 ЗиМ

Статья опубликована 14.11.2014 08:56
Последняя правка произведена 15.11.2014 12:25
ГАЗ-12 ЗиМ ГАЗ-12 ЗиМ

ГАЗ-12 ЗиМ – это большой шести-семиместный легковой автомобиль, производившийся в СССР. Он относился к большому классу и имел кузов типа «шестиоконный длиннобазный седан». Его серийное производство было налажено на Горьковском Автомобильном Заводе, который имел ранее название Завод Имени Молотова. Автомобиль выпускался с 1950 по 1960 годы, и всего было выпущено 21 527 его единиц.

История же создания этого шедевра отечественного автомобилестроения началась в 1948 году, когда Горьковский завод получил от правительства задание на создание легкового автомобиля на шесть пассажиров. Автомобиль должен был занять среднее положение между такими престижными машинами как Зис-110 и «Победой».

Заказчик на проведение всех работ отвёл 29 месяцев. Это был небывало малый срок в истории отечественного автомобилестроения. Что бы его выдержать, необходимо было полностью скопировать какой-либо похожий иностранный автомобиль, либо же создать абсолютно новую конструкцию из уже имеющихся на заводе узлов и агрегатов и в первую очередь двигателя. Правительственные чиновники настойчиво предлагали скопировать Buick, однако инженеры завода на это не пошли и решили создать свой, оригинальный автомобиль.

Конструкторский коллектив по созданию новинки возглавил А.А. Липгарт, благодаря ему, Минавтопромом было утвержден именно вариант разработки нового проекта автомобиля, а не копирования иностранного. В результате конечный его вариант был создан на 50 процентов из деталей, узлов и агрегатов от автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-20 «Победа».

Для габаритов автомобиля, заложенных в проекте, необходим был восьмицилиндровый двигатель, но из-за соображений экономии, а так же для соблюдения требования о промежуточном положении новинки между четырёхцилиндровой «Победой» и восьмицилиндровым «ЗиСом», был из бран в качестве силового агрегата имеющий шесть цилиндров рядный двигатель от ГАЗ-11, созданный по лицензии Dodge D5.

ГАЗ-12 ЗиМ

Необходимо отметить, что ГАЗ-12 ЗиМ имел такую отличительную особенность как личное клеймо автозавода на каждой из деталей, а так же на колпаках и на сердцевине руля, представляла она собой аббревиатуру ЗиМ, что означало.

Создатели автомобиля, и в особенности главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт хотели создать запоминающуюся машину, потому генеральный перешёл на работу по проектированию кузова автомобиля прямо в группу художников-оформителей. Там, находясь рядом с деревянными и пластилиновыми макетами, он мог отлично контролировать работы по проектированию внешнего вида новой машины.

Созданный автомобиль ждали суровые испытания, так в рамках дорожных тестов он совершил пробег по различным районам СССР. При этом были учтены практически все климатические зоны и дорожные условия, встречающиеся на территории страны. В частности автомобиль принял участие на грунтовых дорогах, шоссе, преодолевал речные броды и пыльные просёлки. Все дорожные испытания ГАЗ-12 ЗиМ выдержал с честью и получил отличные оценки от его приёмщиков. Благодаря таким успехам 7 ноября 1949 года прототип автомобиля в городе Горький стал флагманом октябрьской демонстрации.

По традиции, существовавшей в Советском Союзе, все новые модели легковых автомобилей представлялись лично высшему партийному и государственному руководству страны. О том как прошли эти «смотрины» мы расскажем в продолжении нашей статьи.

autohis.ru

Легковой автомобиль ГАЗ-М-12 ЗИМ — Северная линия

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

«ЗИМ» (до 1957 года), ГАЗ-М-12, ГАЗ-12 — советский шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан».

Представительский седан первого поколения ЗИМ ГАЗ-12

Автомобиль ЗИМ ГАЗ-12 серийно производился на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год).

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Всего на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров «ЗИМ» / ГАЗ-12 всех модификаций.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

«ЗИМ» — первая репрезентативная (представительская) модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

В основном автомобиль ЗИМ ГАЗ-12 использовался как служебный автомобиль («персоналка»).

Представительский седан первого поколения ЗИМ ГАЗ-12

Автомобиль ЗИМ ГАЗ-12 предназначался для советской, партийной и правительственной номенклатуры — на уровне министра, секретаря обкома и председателя облисполкома и выше, в отдельных случаях продавался и в личное пользование.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-12

Выше ЗИМа («Завод имени Молотова») по субординации были только машины Завода имени Сталина.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Однако, это не мешало «молотовцам» из Горького в их негласном соперничестве со «сталинцами» из Москвы всегда создавать более смелые и передовые конструкции.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

В частности, ГАЗ-12 «ЗИМ» стал первым в мире автомобилем с тремя рядами сидений в несущем кузове.

ГАЗ-12 «ЗИМ»

На нём же впервые в отечественной практике была применена гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая плавный разгон с места и удобство управления передачами.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Разработка автомобиля была начата в 1948 году и велась в сжатые сроки — на неё отпускалось 29 месяцев.

ГАЗ-12 «ЗИМ»

Конструктор — Андрей Александрович Липгарт, ответственный художник-конструктор — Лев Михайлович Еремеев (будущий автор внешности ГАЗ-М-21 «Победа-II», «Волги» ГАЗ-21, ЗИЛ-111 и «Чайки» ГАЗ-13).

ГАЗ-12 «ЗИМ»

Отведённые коллективу ГАЗ-а сжатые сроки позволяли либо приблизительно скопировать иностранную модель.

Buick L90

И заводу настоятельно рекомендовали «Бьюик» образца 1948 года — машину привлекательную, но консервативную и устаревшую, восходящую по дизайну к довоенным моделям.

ГАЗ-М-12

Либо нужно было воспользоваться уже имеющимися наработками и спроектировать автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии.

ГАЗ-12 «ЗИМ»

Конструкторы и дизайнеры избрали второй путь, хотя значительное влияние иностранных образцов того же класса на выбор стилистических решений сохранялось.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Вместе с тем, перекликаясь по внешности с целым рядом американских моделей сегмента fine car (средний-высший класс), «ЗИМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте.

Представительский седан первого поколения ЗИМ ГАЗ-12

В техническом аспекте конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автомобилестроительной индустрии.

ГАЗ-М-12 в Центральном выставочном зале «Манеж»

Главной отличительной чертой автомобиля был его кузов. Он был выполнен несущим, то есть не имел конструктивно отделяемой рамы.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

В оконечностях кузова были закреплены сваркой и болтами силовые элементы, по сути аналогичные раме (подрамники).

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Такое устройство кузова в общем случае даёт некоторое преимущество в массе конструкции.

Представительский седан первого поколения ЗИМ ГАЗ-12

Хотя для тех лет несущий кузов и не был уникальным явлением, на автомобилях этого класса он использовался тогда исключительно редко, а на моделях с колёсной базой, сравнимой с «ЗИМ»-ом и с тремя рядами сидений — в те годы вообще не встречался (и очень редко встречался впоследствии).

ГАЗ-12 «ЗИМ»

Таким образом, горьковские конструкторы первыми в мире создали автомобиль такого класса с несущим кузовом.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-12

Вместе с тем, любопытен тот факт, что в дальнейшем завод отказался от использования несущего кузова для автомобилей этого класса.

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Известны также определённые проблемы с жёсткостью и долговечностью кузова М-12 при длительной эксплуатации (на пробегах, значительно превышающих установленные для этого автомобиля нормативы долговечности).

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Так как «ЗИМ» был предназначен для использования в представительских целях и в качестве такси, уровень крыши был значительно выше, чем на обычных легковых автомобилях тех лет.

Автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Это позволило создать очень просторный по высоте салон и обеспечить свободную посадку пассажиров в автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ».

ГАЗ-М-20 «Победа» кабриолет

Второй важной особенностью автомобиля была высочайшая (в целом до 50 %) степень унификации по агрегатам с уже освоенными в массовом производстве и перспективными моделями завода — легковой «Победой», грузовым ГАЗ-51, проектировавшимся в те же годы ГАЗ-69 и другими.

ГАЗ-12 «ЗИМ»

Так, двигатель представлял собой модернизированную версию двигателя ГАЗ-11 рабочим объёмом 3,5 литра.

Автомобиль Ford V8

Мощность за счёт алюминиевой головки цилиндров, повышения степени сжатия, отсутствия ограничителя оборотов, нового впускного трубопровода и двухкамерного карбюратора удалось поднять до 90 л.с., что по тем временам было хорошим результатом (для сравнения, в США с 3,9 литров двигателя Ford V8 модели 1949 года снимали 100 л.с.).

Легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ»

Коробка перемены передач «ЗИМ»-а с управлением подрулевым рычагом одновременно с его постановкой в производство стала устанавливаться и на серийные «Победы», впоследствии — её модификации использовались на очень многих советских автомобилях.

ГАЗ-М-20Г «Победа»

Передняя подвеска в целом повторяла по конструкции «Победу» М-20 и была унифицирована с ней по целому ряду частей.

xn----7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai

ГАЗ-12 ЗиМ: часть третья

Статья опубликована 17.11.2014 16:24
Последняя правка произведена 17.11.2014 16:51
ГАЗ-12 ЗиМ

Мы уже рассказывали в первой и второй части статьи о том, какое количество технических новшеств было применено в конструкции ГАЗ-12 ЗиМ. Такой новаторский подход дал свои плоды и, по отзывам водителей, машина вела себя на дороге просто замечательно.

Так мягкость и эластичность при движении автомобиля удивляла многих шофёров «со стажем»: машина трогалась с места очень плавно, при этом рывки практически отсутствовали. Машина могла затормозить практически не используя при этом передачи, а для начала движения после такого маневра достаточно было просто отпустить тормоз и нажать на педаль акселератора. Такой эффект достигался тем, что гидромуфта не давала двигателю заглохнуть при остановке, а комбинация насосного и турбинного ротора играла при этом роль автоматического сцепления.

Однако, использование достаточно маломощного двигателя, имеющего шесть цилиндров, практически исключило возможность использования в конструкции кузова автомобиля раму. Кроме того, завод не имел в то время в своём производственном ассортименте рам нужной геометрии. Исходя из этих двух факторов, создателям автомобиля пришлось пойти на ещё один, не имеющий аналогов в практике мирового автомобилестроения шаг, и использовать на имеющим шесть посадочных мест и колёсную базу в 3,2 метра легковом автомобиле кузов несущей конструкции.

Такой шаг позволил им снизит массу машины по сравнению с зарубежными аналогами на 220 килограмм. При этом новый подход дал возможность конструкторам в установленные заказчиком сроки, ведь без кузова автомобиль было невозможно запустить в серийное производство.

Кроме дорожных испытаний, тестировали новинку и на заводе. Для этого специально построили на его территории специальную «платформу». Она была предназначена для испытания ходовой части и двигателя. Создана она была из удлиненной за счёт вставки в середину кузова автомобиля «Победа». Кроме того, этот испытательный комплекс позволил провести испытания прочности кузова ЗиМа на прочности и сделать его колёсную базу равной техническому заданию – 3 200 миллиметров. В дальнейшем его использовали для тестирования новых кузовов серино выпускающихся «Побед».

Заказчик в техническом задании особое место отвёл обеспечению прочности и жёсткости кузова на кручение. И это задание разработчиками было отлично выполнено, так как была достигнута отмечена в ходовых испытаниях высокая герметичность кузова машины, что позволила ей легко преодолевать броды глубиной в 550 миллиметров. При этом при езде по сельским дорогам пыль в салон так же не проникала.

Хотя ТЗ и предусматривало наличие в салоне автомобиля шесть посадочных мест, его конструкторы умудрились разместить на заднем сиденье ещё трех пассажиров. С этой целью были раздвинуты ниши задних колёс, из-за чего их колея увеличилась до 1 560 миллиметров. Так же пришлось расширить хвостовую часть кузова. Данный шаг позволил сделать более динамичным внешний вид боковины.

Непосредственно в салоне было установлено три ряда сидений, причём средние можно было сложить и потом убрать спинку передних сидений. В этом случае в распоряжении ног задних пассажиров оказывалось аж 1,5 метра свободного пространства. При этом переднее сиденье никак не регулировалось, и водителю больших габаритов было неудобно ездить на ГАЗ-12 ЗиМ.

Отделка салона новинки для того времени была просто шикарной. Так в него установили трехдиапазонный радиоприемник, пепельницы, электроприкуриватель, а так же часы с заводом на три недели. Приборная панель, в отличие от большинства советских автомобилей, была богато снабжена приборами, имелась даже лампочка, которая сигнализировала о том, что стояночный тормоз затянут, а температура воды в системе охлаждения достигла более 90 градусов.

Ещё одной особенностью ЗиМа можно было назвать ровный его пол, на котором отсутствовал выступающий кожух карданного вала. Кроме того, машину отличал от других «детей» советского автопрома уникальная конструкция капота. Дело в том, что он мог открываться как влево, так и в право, ЕС ли водитель открывал оба замка, ему можно было вообще снять капот для проведения серьёзного ремонта двигателя.

Автомобиль в принципе отличался всем. Даже такая простая вещь как колёса и то была в ЗиМе необычной. Дело в том, что на большинстве советских автомобилей устанавливались колёса диаметром 16 дюймов, а на нём поставили пятнадцатидюймовые колёса.

Нау а в заключении нашей статье хотелось бы отметить тот факт, что на ГАЗ-12 ЗиМ какое-то время передвигался Сталин, что уже само по себе говорит о многом.


Технические характеристики ГАЗ-12 ЗиМ:

Производитель Горьковский автомобильный завод
Годы пр-ва 1948—1960
Сборка Советский Союз
Класс Большой
Дизайн
Тип(ы) кузова 4 - дв. седан (6-мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатели ГАЗ-12
Трансмиссия механическая с гидромуфтой 3-ступ.
Массово-габаритные
Длина 5530 мм
Ширина 1900 мм
Высота 1660 мм
Клиренс 200 мм
Колёсная база 3200 мм
Колея задняя 1500 мм
Колея передняя 1460 мм
Масса 1940 кг
На рынке
Предшественник ГАЗ-11-73
Преемник ГАЗ-13 «Чайка»
Похожие модели Cadillac Fleetwood 61, Buick Super
Сегмент F-сегмент
Другое
Объём бака 80 л
Дизайнер Лев Еремеев

autohis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *