Зил где находится завод: Полуостров ЗИЛ — бывшая промзона становится новым символом Москвы
Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ)
https://ria.ru/20160802/1473325710.html
Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ)
Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) — РИА Новости, 02.08.2016
Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ)
2 августа 2016 года исполняется 100 лет с момента начала строительства Завода имени И.А. Лихачева — российской автомобилестроительной компании, которая в советское время была головным предприятием крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР.
2016-08-02T03:12
2016-08-02T03:12
2016-08-02T03:12
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147284/41/1472844138_0:149:3248:1976_1920x0_80_0_0_1dddf1a489fad190e42e6b2e2548e375.jpg
москва
ссср
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2016
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147284/41/1472844138_517:0:3248:2048_1920x0_80_0_0_49ba388fbb75dbbcd05c6bb58c6d9abc.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, москва, ссср, завод имени лихачева (зил)
Справки, Москва, СССР, Завод имени Лихачева (ЗИЛ)
Открытое акционерное московское общество (АМО) «Завод имени И.А. Лихачева» (ЗИЛ) – российская автомобилестроительная компания, в советское время – головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР.
Строительство завода началось 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. В этот день в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка завода. Постройкой занялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К», который должен был сдать завод в октябре 1917 года, но из-за революций строительство в срок завершено не было. Руководство решило закупить в Италии комплекты деталей и начать «отверточную» сборку машин в Москве. В течение 1917 года было собрано 432 автомобиля.
В 1918 году все имущество завода АМО было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.
С 1920 года завод участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка «Русский Рено».
30 апреля 1923 году заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами.
В 1922-1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года. 7 ноября 1924 года первые 10 автомобилей АМО-Ф-15 прошли во главе колонны демонстрантов по Красной площади в Москве. С марта 1925 года началось их серийное производство.
© РИА НовостиСто лет заводу, которого уже нет. ЗИЛ в архивных кадрах
© РИА Новости
В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году его возглавил Иван Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия (к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей).
В начале 1927 года Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции предприятия. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы «Автокар». В ходе реконструкции территория завода значительно расширилась.
1 октября 1931 года заводу было присвоено имя Иосифа Сталина (ЗИС). 25 октября 1931 года был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер.
В 1936 году началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101, основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля «Бьюик».
Осенью 1941 года из-за начавшейся войны значительная часть рабочих и оборудования была эвакуирована в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Однако после успешных операций Красной Армии с июня 1942 года ЗИС вновь заработал. С конвейера сходили военные грузовики ЗИС-5В, выпускалось вооружение для фронта. В июне 1942 года завод был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
© РИА Новости / Иван Шагин / Перейти в медиабанкКонвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе
В сентябре 1942 года были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. За образец автомобиля был взят лимузин фирмы «Паккард».
В 1946 году началась третья реконструкция ЗИСа. Она предназначалась для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151.
В ноябре 1949 года завод был награжден вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
В 1950 году завод начал выпускать бронетранспортеры ЗИС-152, автомобили-амфибии ЗИС-485 и холодильники, с 1951 года приступил к производству велосипедов.
В 1953 году, согласно советско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи, по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод №1, позже ставший Первой автомобилестроительной компанией (First Automotive Works – FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. На заводе ЗИС проходили стажировку и обучение китайские инженеры, в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.
В 1956 году умер Иван Лихачев, и заводу было присвоено его имя (ЗИЛ).
© РИА Новости / Григорий Сысоев / Перейти в медиабанкЭмблема автомобиля ЗИЛ 41072 «Скорпион» (выпускался с 1989 по 1999 гг.), представленного в рамках технической выставки «Олдтаймер-галерея»
В 1959 году правительственный лимузин ЗИЛ-111 был награжден Почетным дипломом на международной выставке в Брюсселе.
Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 году, позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
В 1967 году были спроектированы и производились (штучно) установки для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. В том же году СССР впервые принял участие в Международной «Неделе автобусов» в Ницце, где комфортабельный автобус малого класса «Юность» ЗИЛ-118 завоевал 12 призов, однако серийное производство автобуса организовать не удалось.
В 1971 году завод был награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
© РИА Новости / А. Соломонов / Перейти в медиабанкСотрудники конструкторского бюро Открытого акционерного московского общества «Завод имени И.А.Лихачева» во время работы
13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.
В 1975 году завод награжден Орденом Октябрьской революции.
После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.
23 сентября 1992 года завод был приватизирован первым в отрасли и преобразован в Открытое акционерное московское общество «Завод имени И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки «ЗИЛ». Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому принадлежит контрольный пакет акций.
Генеральным директором предприятия является Игорь Захаров.
В настоящее время значительная часть производственных площадей предприятия не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены.
В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода площадью 50 гектаров, на остальной территории планируется качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры.
Площадь реконструируемой территории ЗИЛа — около 300 гектаров.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Заброшенный завод имени Лихачёва (ЗИЛ) в Москве
Заброшенный завод имени Лихачёва (ЗИЛ) в Москве- com/msk/event/kontsert-bah-i-kamernaya-muzyika-klassitsizma/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/kontsert-bah-i-kamernaya-muzyika-klassitsizma/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>
132 149819
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/» data-featured-path=»/msk/attractions/»> 1968 578056
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-item-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-featured-path=»/msk/attractions/»>
1
7 11682
com/msk/list/6-kontsertov-dlya-vlyublyonnyih-v/» data-featured-path=»/msk/attractions/»> 41 94428
13 46007
243 47972
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://silavetra.com/sochi-big-camp?utm_source=https://sochi.kudago.com&utm_medium=cpc&utm_campaign=KudaGo_15.06.2022″ data-item-url=»» data-featured-path=»/msk/attractions/»> 3 2563
Фото: a-a-ah.ru
Фото: moskva-x.ru
Фото: bigpicture.ru
Перед войной с конвейера завода выпускалось более 100 000 автомобилей в год.
В настоящее время территория завода подвергается активной реконструкции. Часть промышленных зданий снесена, и на их месте расположились спортивно-развлекательный квартал с ледовым дворцом «Парк Легенд», жилые районы и крупнейшая в Москве школа, а также парк «Тюфелева роща» и тематический парк развлечений «Остров мечты». Планируется, что к 2028 году на месте заброшенной территории появится «город в городе».
Некоторая часть территории, где располагались бывшие сборочные цеха, находилась в заброшенном состоянии. Ценные вещи отсюда давно вывезли, но на территории оставались запчасти, станки и многое другое. Предполагалось, что эти здания не будут сносить, а в них со временем разместят музейный комплекс, посвящённый истории этого места. Однако к 2022 году все производственные помещения завода были снесены.
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.
Смотреть расписание
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Расположение
Адрес заброшенного завода имени Лихачёва (ЗИЛ)
ул. Автозаводская, д. 23
Ближайшее метро
Автозаводская
Дополнительная информация
Расписание работы
ежедневно весь день
Возрастное ограничение
16+
Новое сердце Москвы находится на автомобильном заводе ЗИЛ
© Николай Семенов / WikiCommons
Оливия Костанцо
9 января 2017
Автомобильный завод ЗИЛ на юго-востоке Москвы когда-то был оживленным промышленным центром, а также первым автомобильным заводом в России. . С 2011 года московские власти настаивают на возрождении района ЗИЛ, и риелторская компания «Группа ЛСР» планирует возглавить эту задачу. Проект направлен на создание жилого и коммерческого района, а также на эффективное функционирование фабрики.
© kishjar / Flickr
ЗИЛ — это фамилия одного из директоров завода, Завода имени Лихачевой, после того как завод сменил несколько имен при большевиках и Иосифе Сталине. Завод раскинулся на территории площадью 400 гектаров, которая теряла деньги из-за неэффективности, вызванной ее размерами, что заставило Москву задуматься о перепланировке территории. Бывший инженер ЗИЛ сказал Moscow Times, что они будут продолжать расширять площадку вместо того, чтобы реконструировать ее для повышения эффективности, что иногда приводило к тому, что определенные детали перемещались по всему заводу для установки на соответствующую машину.
В рамках нового строительства Группа ЛСР планирует сохранить некоторые образцы неоклассической архитектуры, такие как офисные здания времен Первой мировой войны. Они будут контрастировать с новым строительством, но историческая ценность построек слишком важна, чтобы ее разрушать. Сам завод исторический, так как это был первый автомобильный завод в России, который выполнял множество функций: от ремонта автомобилей для большевиков до производства холодильников и церковных колоколов.
Несмотря на то, что проект будет полезен для эффективности фабрики и культуры города, существует скептицизм из-за амбициозного характера проекта. Есть опасения, что у компании может не хватить денег на проектирование, поскольку они уже предлагают квартиры в несуществующих домах. Мэр Соянин также устал из-за провала реконструкции делового района Москва-Сити, а также других проектов реконструкции, в результате чего небоскребы остаются пустыми и незавершенными.
Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.
Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей идти дальше их границы и опыт того, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня.
Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.Мы все больше верим, что миру нужны более значимые, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это.
наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширить кругозор таким образом, чтобы нанести минимальный вред и даже принести пользу. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.
От автозавода до потенциального нового сердца Москвы?
Амбициозный проект по возрождению крупнейшей заброшенной промзоны Москвы набирает обороты.
Спустя почти сто лет после основания легендарного автомобильного завода ЗиЛ на юго-востоке Москвы его история, кажется, завершила круг.
Территория площадью 400 га, занятая производственными линиями, складами и даже собственной ТЭЦ, теперь должна быть интегрирована в городской ландшафт — с жилыми домами, парками, школами и зонами отдыха.
В прошлом месяце девелоперская компания «Группа ЛСР» представила проект района Зиларт, в который также войдут уникальный музейный комплекс «Эрмитаж Москва» и 150-метровая башня, спроектированные известным нью-йоркским архитектором Хани Рашидом.
В то же время Мэр Москвы Сергей Собянин обещает отремонтировать набережную Москвы-реки на территории бывшего завода, которая десятилетиями была закрыта для посещения, и открыть ее для посещения в 2017 году.
Автомобильный завод
Автомобильный завод ЗиЛ («Завод имени Лихачева») был задуман как Первый автомобильный завод в 1916 году русским купеческим домом «Кузнецов, Рябушинские и Ко». После революции 1917 года он был национализирован большевистским правительством и начал функционировать как ремонтная мастерская для грузовиков.
В 1931 году заводу было присвоено имя Иосифа Сталина, а в 1956 году он был в последний раз переименован в честь Ивана Лихачева, одного из первых его директоров, в ходе широкой десталинизации после смерти советского диктатора.
В самые продуктивные годы компания производила сотни тысяч автомобилей в год.
Во времена СССР одну из самых популярных моделей грузовиков ЗиЛ-130 можно было увидеть чуть ли не в каждой деревне и на каждой стройке. Он до сих пор используется в удаленных сельских районах.
Наряду с грузовиками, ЗиЛ известен производством автомобилей-лимузинов для высокопоставленных советских и российских чиновников. В 2009 году специально для Парада Победы на Красной площади было изготовлено несколько лимузинов. Последний был собран в 2012 году.
В разное время ЗиЛ также производил холодильники, велосипеды и даже церковные колокола.
Но, как вспоминают ветераны завода, главной его проблемой стала его плодовитость.
«Самой большой проблемой ЗИЛа был его размер, — вспоминает 72-летний Эдуард Ратников, инженер-конструктор, работавший на заводе в 1970–1980-х годах.
«Вместо реконструкции строили дополнительные склады и мастерские, а иногда один компонент отвозили на машине на другую сторону завода, чтобы присоединить к другому компоненту», — сказал он. Был бесплатный автобус, возивший сотрудников с одного завода на другой.
Ратников вспоминает, что на ЗиЛе иногда было до 70 000 рабочих и «особенно социалистическая атмосфера».
«Там не было никакой свободы, каждый ваш шаг был зарегистрирован: когда вы приходите на работу, когда уходите, куда идете, когда отдыхаете. Но большинство людей это устраивало», — сказал он.
Группа ЛСР
Вид с воздуха на планируемый район ЗиЛ, включая фирменную 150-метровую башню и жилой дом с ромбовидными фасадами.
Планы реконструкции
Московские власти задумывались о реконструкции ЗиЛа с 2011 года.
В то время ситуация на ЗиЛе была плачевной. Его основные производственные линии не функционировали, а предприятие накопило серьезную задолженность перед коммунальщиками. Одна из них, дочерняя компания «Газпрома», даже предъявила заводу иск о долге более 5 миллионов долларов и потребовала от суда признать его банкротом.
В конце 2011 года власти объявили конкурс на лучший проект развития ЗИЛа. В 2012 году российское архитектурное бюро Меганом выиграло тендер и разработало генеральный план территории.
В 2013 году мэр Собянин заявил, что промзона будет превращена в современный городской округ, в котором будет проживать около 30 000 жителей и будет создано более 40 000 рабочих мест.
Производство автомобилей должно было быть продолжено на одном участке, сокращенном до 50 га преимущественно сборочных цехов.
Согласно заявлению Собянина в 2013 году, это один из крупнейших проектов реконструкции, которые когда-либо видела Москва. Новый ЗиЛ потребует от 10 до 12 миллиардов долларов инвестиций, а его реализация займет от 10 до 15 лет.
Взгляд в будущее
В начале 2014 года мэрия объявила тендер на проект реконструкции части территории ЗиЛа, и в апреле определился победитель — крупнейшая девелоперская компания России — Группа ЛСР. ЛСР — один из крупнейших девелоперов в России, известный своими амбициозными высококлассными проектами в сфере недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге.
Через год компания представила публике проект Зиларт.
Участок под застройку площадью 65 га будет построен к 2022 году, сообщил в прошлом месяце представитель компании Константин Верюжский за немалую сумму.
«Это будет стоить нам 125 миллиардов рублей [2 миллиарда долларов]», — сказал он.
На территории, по задумке авторов проекта, будут жилые дома, современные образовательные центры, большой парк и набережная реки с ресторанами, магазинами и всевозможными развлекательными заведениями.
LSR GRoup
Архитектор из Нью-Йорка Хани Рашид спроектировал 150-метровую башню так, чтобы она выглядела как волна, колеблющаяся на ветру.
Знаковые объекты района — музейный центр «Эрмитаж Москва» и 150-метровая башня — будут спроектированы известным нью-йоркским архитектором Хани Рашидом.
«Эрмитаж Москва» станет филиалом всемирно известного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, посвященным почти исключительно современному искусству.
«Это алхимический эксперимент, попытка совместить в одном проекте русский идеализм и американский модернизм», — сказал Рашид во время презентации проекта в октябре.
150-метровая башня должна стать доминантой района: снаружи она будет волнистой, а на ветру будет как бы колыхаться.
Еще одно печально известное здание — комплекс из пяти 75-метровых жилых башен с ромбовидными фасадами — будет спроектировано голландской архитектурной фирмой Neutelings Riedijk. «Алмазный» вид достигается за счет стеклянных и стальных панелей.
Архитектурное наследие
Часть зданий, оставшихся на территории ЗиЛа, можно отнести к памятникам архитектуры за их уникальную архитектуру, говорит историк архитектуры Денис Ромодин.
«Административное здание завода, построенное во время Первой мировой войны, является интересным образцом архитектуры неоклассицизма XIX в. 10-е, и целый комплекс зданий, связанных с железнодорожной станцией Кожухово, построенных в 1907-08 годах, являются образцами транспортной архитектуры и рационального модернизма 1900-х годов», — сказал он. важно: создание новых пространств, комфортных как для жителей, так и для гостей, и сохранение существующих элементов промышленной архитектуры.
«[Эти элементы] могут не сочетаться с новостройками… они могут контрастировать с ними», — сказал он.
Тем не менее, застройщикам придется учитывать существующую планировку территории.
«[В данном случае] это большие и широкие аллеи, созданные в 1930-е годы, и островообразные элементы промышленной архитектуры первой половины ХХ века», — сказал Ромодин.
Меганом
План Зилартского района.
Оптимистичные ожидания
Вскоре после вступления в должность Собянин объявил, что мэрия приступит к реконструкции промзон Москвы, которые, по его словам, занимают до 20 процентов площади города.
Некоторые промзоны — например, Москвич на юго-востоке Москвы — превратились в современные индустриальные парки, в которых разместились высокотехнологичные предприятия. Некоторые, как территория бывшего сахарного завода в северной части города, стали творческими кластерами и выставочными площадками.
Самым громким опытом московских властей по превращению промзоны в жилой район стало строительство делового квартала «Москва-Сити» — крупнейшего девелоперского проекта предшественника Собянина Юрия Лужкова.
Собянин неоднократно называл проект «Москва-Сити» неудобством для города, ежедневно привлекающим тысячи водителей и не предлагающим адекватной инфраструктуры для их размещения.
По словам главного архитектора Москвы, заместителя председателя комитета мэрии по архитектуре и градостроительству Сергея Кузнецова, отношение городских властей к таким крупным проектам, как «Москва-Сити», за последние несколько лет кардинально изменилось.
«Есть несколько вещей, без которых мы сейчас не запускаем проект: внимание к инфраструктуре и понимание того, как он будет финансироваться. При планировании мы прибегаем к практике запуска конкурсов… и выбираем самые лучшие проекты из лучшие из них, — сказал он.
Осторожное «если»
Недавно «Группа ЛСР» начала активную кампанию, объявив о досрочных продажах квартир в еще не существующих домах — шаг, который на российском рынке недвижимости часто вызывает подозрения в том, сколько денег у компании на самом деле должен инвестировать в проект и сможет ли он довести его до конца.
Юрий Ильин, член правления Группы ЛСР, сказал, что у компании есть средства, чтобы гарантировать, что Зиларт станет реальностью.
«Группа ЛСР не первый год работает на российском рынке и обладает финансовыми резервами, гарантирующими реализацию проекта», — сообщил он The Moscow Times в письменных комментариях.
И все же специалисты и москвичи говорят о реализации Зиларта с осторожным «если». На протяжении многих лет в российской столице многие амбициозные проекты в сфере недвижимости начинались хорошо, но через несколько лет оставались пустыми недостроенными небоскребами, когда у застройщика не было денег на завершение, а у мэрии не было финансовых возможностей для участия в судебных баталиях.