Разное

Волга универсал газ 24 – ГАЗ-24-12 и история других универсалов на базе «Волги»

Какие универсалы на базе «Волги» создавались в СССР

Широко известный санитарный автомобиль на базе ГАЗ-21 «Волга» был создан по заказу Минздрава СССР. Для этого заводу пришлось разрабатывать принципиально новый кузов, который бы позволил уложить в авто человека на носилках. Однако, очень быстро выяснилось, что переделывать кузов полностью будет абсолютно не выгодно, и такая разработка по уровню затрат будет сопоставима с созданием полностью нового авто. В итоге, было решено сделать три модификации кузова, которые превратили ГАЗ-21 в грузовой фургон, грузопассажирский универсал и санитарный автомобиль. От фургона, впрочем, впоследствии решили отказаться.

В первые годы ГАЗ делал преимущественно санитарные модификации. Только в 1962 году с конвейера сошло 2.5 тысячи таких машин. Перевес на стороне грузопассажирской модели появился только в 1964 году.

Это явно указывает на то, что гражданская модель позиционировалась, как вторичный продукт. Переход с «21» на «24» модель мало, что поменял в корне. Набор модификаций остался прежним, а новая модель, по сути, стала «работой над ошибками».

Универсалы ГАЗ-22, как правило, делались вдогонку за седанами ГАЗ-21. Кузов и компоновку пришлось несколько раз переделывать. Одним из самых сложных вопросов было размещение запасного колеса.

Можно сказать, что все последующие за «санитарной» версией модели были настоящим набором инженерных компромиссов, от которых сильно пострадала грузопассажирская версия.

Первый настоящий серийный универсал ГАЗ-24-02 сошел с конвейера завода в 1972 году. Долгое время эту машину не хотели переделывать под санитарный автомобиль, предъявляя завышенные требования к конструкции.

Более того, популярность уже набрали медицинские РАФ и УАЗ, которые пребывали на автомобильном рынке страны в избытке.

При этом ГАЗ-22 неожиданно нашел признание среди таксистов, которые хотели с его помощью решить надоевшую проблему перевозки пассажиров с большим багажом. Первая модель универсала в такси не пошла. Случилось это только в 1973 году, когда была выпущена ГАЗ-24-04. Очень быстро машина стана неотъемлемой частью транспортной системы.

Что касается экспорта ГАЗ-24 «Волга», то он начался в 70-е годы XX века. Машину поставляли главным образом в страны Европы. Как это чаще всего бывало, автомобиль модифицировали под местный рынок. Например, ставили другой двигатель — Peugeot Indenor, который удовлетворял бы местные требования экологичности и экономичности. Большую часть экспортных авто составляли именно универсалы.

В 80-е годы предприятие во всю вело работы по созданию среднего автомобиля нового поколения. Как и следовало ожидать, им стала следующее модель нашей красавицы. Отличалась от предшественников ГАЗ-3102 «Волга» буквально всем: начинкой, дизайном, оснащением и интерьером салона.

На закате СССР универсалы «Волга» ГАЗ-24-12 распределялись среди различных организаций по существующим в то время лимитам на служебный автотранспорт. Эти поставки «съедали» практически весь сходящий с конвейера тираж. Примерно в то же время СССР начинает экспортировать «Волги» в Поднебесную. Поэтому автолюбители-частники купить такой автомобиль не могли. Впрочем, во времена перестройки, когда по спекулятивной цене предлагалось всё, что угодно, можно быть достать и такой автомобиль.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

2drive.ru

Универсал ГАЗ-24 Волга

Универсал ГАЗ-24 Волга острые на язык автолюбители прозвали «Сарай». Для своего времени она была настоящей находкой. Машина успешно служила во многих сферах, начиная от скорой помощи и заканчивая катафалком.

Казалось бы, что общего между сараем и автомобилем? Когда-то так называли универсал ГАЗ 24ТС Волга. В 1971 году этот автомобиль выпустили на Горьковском автомобильном заводе, и с тех пор он был очень востребован в разных госучреждениях, в скорой помощи, на почте.

Прежняя 24-ка и так была красива, но универсал выглядит ещё интереснее. Машина, о которой пойдет речь, изготовлена в версии такси и называется ГАЗ-24ТС. Её 5-тдверный, 6-местный кузов имеет отличия от базового седана. Спереди все так же: угловатые формы, обилие хрома, нарядные обтекаемые зеркала. Отличия начинаются со средней стойки. Все панели у машины свои собственные.

Кстати, это первый советский авто, оснащенный задним спойлером. Он направляет воздушный поток прямолинейно, не позволяя тем самым образовываться завихрению, которое обычно забрызгивает заднее стекло двери. А она одностворчатая, поднимается верх, под ней находится лючок, за которым живут запаска и инструменты. В багажник можно положить до 400 килограммов всякой-всячины. Отсюда и кличка – «Сарай».

Водительское место универсала ГАЗ-24 Волга точно такое же, как у седана – 2-х местный диван. Но если убрать подлокотник по середине, мест станет 3. На торпедо расположены цифровой спидометр, датчики масла, уровня заряда батареи, количество топлива в баке. Второй ряд сидений не так удобен, как седановский, он более жесткий.

Под капотом универсала ГАЗ-24ТС находится обычный волговский 4-х цилиндровый двигатель рабочим объёмом 2,5 литра и мощностью 85 лошадиных сил. Запускается мотор легко, всё, как в обычном седане. В общем, не плохо, машина тихая, не скрипучая, немного вальяжная. Из-за большой длинны может показаться, что универсал немного динамичнее базовой машины. Максимальная скорость Волги – 145 км/ч. Расход бензина – около 14 литров.

В целом, «сарай» оказывается вполне замечательным автомобилем. Его универсальность – большой плюс в наше время. Ведь до сих пор эти  универсалы выручают своих хозяев, перевозя грузы, оставаясь комфортными и надежными рабочими лошадками.

avtomobilprost.ru

ГАЗ-24-02 Волга Универсал — История автомобилестроения

Осенью 1966 года был принят к серийному производству новый советский автомобиль ГАЗ-24. С осени 1967 года началась сборка первых постановочных серий. В 1968 году были собраны первые 31 серийный экземпляр. С конца 1969 года была запущена конвейерная сборка новой Волги. В конце 1972 года был освоен выпуск модификации универсала на базе ГАЗ-24, получивший индекс ГАЗ-24-02. О данном универсале и его модификациях будет сегодняшний рассказ.



Первые два прототипа были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года. Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза. В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощенную конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Коробка передач была механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная — 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю — 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Характерный «гребень» — дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салоны.

В серию ГАЗ-24-02 пошел в декабре 1972 года. Объемы производства всех модификаций (о них подробнее ниже) универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки «Внешпосылторга». Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80е годы.

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

НА СЛУЖБЕ

Большая часть построенных ГАЗ-24-02 поступали в различные ведомства. В данной части нашего повествования рассмотрим специальные модификации ГАЗ-24-02 созданные для различных служб и имеющие спецокраску.

Одна из самых популярных служб универсала, как его брата седана, была в такси. Была создана специальная модификация «такси», которая получила обозначение ГАЗ-24-04. Создавая подобное такси, предполагали, что автомобиль будет востребован населением для перевозки средне-габаритных грузов. В начале 1973 года был начат выпуск данной модификации. ГАЗ-24-02 был оснащен дефорсированным двигатели ЗМЗ-2401, мощностью 85 л.с., рассчитанный на дешевый бензин АИ-76. На автомобиле стояла более дешевая обивка сидений, отсутствовал приемник, были установлены счетчик и зеленый огонек в правом верхнем углу лобового стекла. Данное грузопассажирское такси прозвали «сараем».

Служили универсалы на базе ГАЗ-24 и на медицинской службе. В 1975 году начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В данной модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлическое перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками. В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше — светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки — фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу «Скорой медицинской помощи», в результате чего они обзавелись соответствующей спецокраской с красными полосами, радиостанцией и синим проблесковым маяком со спецсигналами.

На шасси «Волги» ГАЗ-24-03 Финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Известно, что такие машины эксплуатировались в Ленинграде.

Служили ГАЗ-24-02 и в Милиции в качестве оперативных, агитационных машин и патрульных машин Госавтоинспекции. К сожалению в милиции большое распространение получил старший брат седан ГАЗ-24.

Как писали выше, ГАЗ-24-02 поставлялся на экспорт в братские страны Восточной Европы, где успел послужить в Полиции Чехии, для чего был соответственно переоборудован.

Известно, что ГАЗ-24-02 был на службе в пожарной охране в качестве штабного автомобиля.

Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолетов типа «Эскорт», предназначенная для оперативного управления движения самолетов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе №408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащен радиостанциями «Пальма» и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолетом. На крыше автомобиле был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью «Follow me» на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 «Эскорт» мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации №408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

К необычной службе приступила одна из «Волг» в Чехии. Один из ГАЗ-24-02 был переоборудован в дрезину. Создавая дрезину, на Волгу установили дизельный двигатель от Mercedes. Также автомобиль-дрезину оборудовали специальным разворотным устройством, представляющим собой опускающуюся опору, установленную под днищем, строго под центром тяжести машины. В рабочем положении она опускается на рельсы с помощью встроенного домкрата, машина приподнимается над рельсами и разворачивается на 180° вокруг оси домкрата.

Аналогичная дрезина была создана также в Сербии. Отдельно хочется сказать, что подобные автомобили-дрезины очень популярны в Восточной Европе, большинство их создано на базе отечественных автомобилей ГАЗ-12, ГАЗ-13, ГАЗ-20, ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и других.

РЕИНКАРНАЦИЯ

Серийный выпуск ГАЗ-3102, который шел на смену ГАЗ-24, непрерывно затягивался из-за возникших трудностях на предприятиях-смежниках ГАЗа, поэтому было принято решение оставить в производстве ГАЗ-24 в массовой модели, но при этом максимально унифицировать с новой моделью ГАЗ-3102. Над модернизацией устаревшей модели работали без энтузиазма. В 1984 году была продемонстрирована модель ГАЗ-24-10. В 1985-1986 годах началось её серийное производство, сочетая элементы от старой ГАЗ-24, которые находились в избытке на ГАЗе. В 1986 году началось производство полноценной рестайлинговой модели ГАЗ-24-10. Универсал на базе ГАЗ-24-10 появился лишь в 1987 году, под индексом ГАЗ-24-12. Его санитарная модификация получила индекс ГАЗ-24-13. Все отличая ГАЗ-24-12 от ГАЗ-24-02 были такими же, как у седана ГАЗ-24-10 от ГАЗ-24.

БЕЛЬГИЙКА

ГАЗ-24-02 кроме стран СЭВ, поставлялся на экспорт в Бельгию для чего была создана специальная его модификация ГАЗ-24-77. Модификация отличалась лишь установкой дизельного двигателя Пежо Инденор. Изначально в Бельгию поставлялись машинокомлекты, где фирмой C.I.V.A. ставились дизельные двигателя. С апреля 1976 года дизельные двигатели начали ставить уже на самом ГАЗе, после обучения специалистов ГАЗ на фирме C.I.V.A. Отличий экспортных версий, от тех, что шли на внутренний рынок не было, т.к. ведущий конструктор Невзоров добился отмены разделения потока на экспортные и внутренние автомобили.

Так, что автомобили поставленные на экспорт ничем не отличались от стандартный серийных за исключением дизельных ГАЗ-24-77. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga, была более качественная обивка салона. В 80х годах экспортная Волга ГАЗ-24-77 обзавелась пластиковой решеткой и литыми дисками. В дальнейшем пластиковая черная решетка была применена на ГАЗ-24-10. В 80е года был замечен реэкспорт Волг, когда дизельные волги появились на рынке вторичных автомобилей. В СССР ГАЗ-24-77 прозвали «Бельгийкой». Существовал экспортный универсал ГАЗ-24-52 для стран с тропическим климатом, отличался другим термостатом, обивкой в виде кожзаменителя, другими шинами, отсутствием отопителя и залитым спец маслом. О наличие в природе экспортных праворульных универсалах автору ничего неизвестно.

Была попытка создать экспортную модификацию фургона на базе ГАЗ-24-77, которая получила собственное обозначение ГАЗ-24-78. Фургон был построен в единственном экземпляре.

НОВАЯ ВОЛГА

На смену ГАЗ-24 пришел ГАЗ-3102. Прорабатывался вариант его универсала ГАЗ-31022. В серийное производство он не пошел, дело ограничилось лишь нескольким и опытными образцами. При создании универсала на базе ГАЗ-3102 столкнулись с большой трудностью, т.к. панель пола багажника автомобиля не годилась для создания модификации с кузовом «универсал» из-за того, что бак у ГАЗ-3102 располагался над катером заднего моста — в месте, совершенно неприемлемом для грузопассажирского кузова.

В 90е годы был создан новый универсал ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-31029 и кузова ГАЗ-24-12. Существует ошибочное мнение, что на модели универсала на базе ГАЗ-3102 были задние фонари от седана ГАЗ-3102. В действительности такие машины были созданы в гаражных мастерских местными Кулибиными. На универсале ГАЗ-31022 независимо от на базе ГАЗ-3102 или ГАЗ-31029 он был создан всегда использовался кузов от ГАЗ-24-12 с задними фонарями от ГАЗ-24. Санитарная модификация была выпущена под индексом ГАЗ-31023.

На этом история не заканчивается, была создана аналогичная модификация ГАЗ-310221 на базе ГАЗ-3110, но рассказ о ней выходит за рамки данного поста

(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Сайт GAZ24.RU
2. Автолегенды СССР №71 — ГАЗ-24-02
3. Автолегенды СССР №35 — ГАЗ-3102
4. Автолегенды СССР №104 — ГАЗ-31029
5. Автолегенды СССР №48 — ГАЗ-24-10
6. Автомобили на службе №15 — ГАЗ-24-03 Скорая Помощь
7. Автомобили на службе №21 — ГАЗ-24-02 Эскорт

auto-history.livejournal.com

ГАЗ-24-02 Волга Универсал

Первые два прототипа были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года. Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза. В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощенную конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Коробка передач была механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная — 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю — 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Характерный «гребень» — дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салоны.

В серию ГАЗ-24-02 пошел в декабре 1972 года. Объемы производства всех модификаций (о них подробнее ниже) универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки «Внешпосылторга». Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80е годы.

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *