Шевроле нива привод грм – когда менять, как правильно установить и выставить метки своими руками
ГРМ Шевроле Нива
__________________________________________________________________________________________________
Снятие цепи и звездочек привода ГРМ ВАЗ-2123 Нива
Снимаем крышку головки блока цилиндров. Поворачиваем коленчатый вал до момента совпадения метки (лунки) на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распредвала.
Снимаем шкив привода вспомогательных агрегатов. Снимаем звездочку с цепью с распределительного вала. Снимаем цепь со звездочки.
Для наглядности операции по снятию цепи показываем на демонтированном двигателе. Отворачиваем три болта крепления поддона картера к крышке привода ГРМ Шеви Нива.
Отвернув три гайки крепления кронштейна натяжного ролика, снимаем кронштейн в сборе с роликом. Отвернув болт крепления опорного ролика, снимаем ролик. Отворачиваем болт крепления пластины к кронштейну генератора.
Отворачиваем верхний болт крепления пластины и снимаем кронштейн держателя проводов датчика положения коленчатого вала. Отворачиваем нижний болт крепления пластины и снимаем ее.
Отворачиваем пять болтов и две гайки крепления крышки привода ГРМ к блоку цилиндров. Поддев отверткой приливы крышки, снимаем ее. Стык крышки и блока цилиндров уплотнен прокладкой.
Отворачиваем ось башмака натяжителя цепи и вынимаем ось. Вынимаем башмак натяжителя. Снимаем цепь со звездочек коленчатого вала и валика привода масляного насоса. Вынимаем цепь.
Снимаем звездочку с носка коленчатого вала. В случае тугой посадки
звездочки на валу спрессовываем ее с носка вала трехзахватным
съемником.
Звездочка фиксируется на коленчатом валу сегментной шпонкой. Для снятия шпонки бородком выбиваем ее из паза коленчатого вала.
Вынимаем шпонку. Зубилом отгибаем край стопорной пластины с головки болта крепления звездочки валика привода масляного насоса. Отворачиваем болт крепления звездочки.
Звездочку от проворачивания удерживаем отверткой, опирающейся через
отверстие в звездочке на головку болта крепления упорного фланца
валика.
Вынимаем болт с шайбами. Снимаем звездочку валика привода масляного насоса. Звездочка на валике фиксируется штифтом.
Рис.6. Детали привода ГРМ и масляного насоса Шевроле Нива
1 — звездочка коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — натяжитель цепи; 4 — звездочка распределительного вала; 5 — успокоитель цепи; 6 — звездочка валика привода масляного насоса; 7 — цепь
Устанавливаем детали привода в обратной последовательности. Вставляем шпонку в паз коленчатого вала. Устанавливаем на вал звездочку, совмещая ее паз со шпонкой.
В случае тугой посадки звездочки на валу напрессовываем ее на вал, заворачивая гайку крепления шкива. Отвернув гайку, допрессовываем звездочку инструментальной головкой подходящего размера (или отрезком трубы).
Перед установкой цепи совмещаем метку (риска над шпоночным пазом) на звездочке коленчатого вала с меткой (выступом) на блоке цилиндров, а метку на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников вала.
При установке цепи обеспечиваем натяжение ее левой ветви – не допускается провисание цепи между звездочками коленчатого вала, валика привода масляного насоса и распределительного вала.
Установив цепь и гидравлический натяжитель, поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверяем совпадение установочных меток. Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
Снятие гидравлического натяжителя цепи ГРМ Шеви Нива
Натяжитель цепи привода ГРМ ВАЗ-2123 установлен с правой стороны головки блока цилиндров над насосом системы охлаждения.
— Отворачиваем болт-штуцер трубки подвода масла к натяжителю (для наглядности шланги отводящего патрубка системы охлаждения двигателя отсоединены).
— Снимаем с болта-штуцера медную шайбу и вынимаем из отверстия в наконечнике трубки болт-штуцер с другой медной шайбой.
— Равномерно отворачиваем две гайки крепления натяжителя к головке блока цилиндров и вынимаем натяжитель из отверстия в головке блока цилиндров.
— Элементы крепления трубки подвода масла к натяжителю цепи.
— Перед установкой натяжителя заменяем новой его уплотнительную прокладку.
— При сильном износе или повреждении уплотнительных медных шайб болта-штуцера заменяем их новыми.
— Устанавливаем гидравлический натяжитель цепи в обратной последовательности.
Снятие трубки подвода масла к гидравлическому натяжителю цепи
Трубку подвода масла к натяжителю цепи снимаем для замены при ее повреждении, а также при демонтаже маслоотделителя системы вентиляции картера.
— Выворачиваем из корпуса натяжителя болт-штуцер трубки, а из штуцера трубки — датчик лампы недостаточного давления масла.
— Отворачиваем штуцер трубки, удерживая наконечник трубки за шестигранник ключом и снимаем штуцер с уплотнительными медными шайбами.
— Элементы соединения трубки, штуцера и датчика лампы недостаточного давления масла.
— Отворачиваем болт крепления держателя трубки к блоку цилиндров и болт крепления держателя трубки к кронштейну генератора.
— Снимаем трубку подвода масла к гидравлическому натяжителю цепи.
— При установке трубки сначала пропускаем через отверстие в ее наконечнике болт-штуцер и от руки вворачиваем его в корпус натяжителя, затем аналогично — штуцер в блок цилиндров.
— Окончательно затягиваем штуцеры после крепления держателей трубки.
Замена успокоителя цепи привода ГРМ Шевроле Нива
— Снимаем крышку головки блока цилиндров.
— Снимаем звездочку вместе с цепью с носка распределительного вала.
— Отворачиваем два болта крепления успокоителя цепи к головке блока цилиндров.
— Болты имеют цилиндрические хвостовики для центровки в отверстиях успокоителя.
— Вынимаем успокоитель.
— Устанавливаем успокоитель в обратной последовательности.
Снятие шестерни привода масляного насоса ВАЗ-2123 Нива
— Отсоединяем провод от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.
— Отвернув болты крепления кронштейна генератора, отводим кронштейн в сборе с генератором от блока цилиндров.
— Захватив пассатижами ребро фиксатора шестерни привода масляного насоса, извлекаем фиксатор из гнезда блока цилиндров.
— Соединение уплотнено резиновым кольцом, надетым на головку фиксатора.
— Вставляем с натягом деревянную конусную оправку в шлицевое отверстие шестерни привода масляного насоса и извлекаем шестерню из блока цилиндров, поворачивая ее против часовой стрелки.
— При установке шестерни надеваем ее на шлицевой хвостовик валика масляного насоса и вводим в зацепление с шестерней валика привода масляного насоса, удерживая отверткой шестерню, вынимаем деревянную оправку.
— Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
— Порванное или потерявшее эластичность резиновое кольцо фиксатора заменяем новым.
Снятие масляного насоса Шевроле Нива
— Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде.
— Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера двигателя.
— Отсоединяем поддон картера от блока цилиндров.
— В зазор между привалочными плоскостями блока цилиндров и поддона картера двигателя вставляем трещотку и отворачиваем два болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (для наглядности поддон картера снят).
— Вынимаем болты крепления масляного насоса.
— Отпустив масляный насос в поддон картера снимаем поддон с насосом.
— Снимаем уплотнительную прокладку масляного насоса.
— Установив новые прокладки, монтируем масляный насос и поддон картера в обратной последовательности.
Разборка и сборка масляного насоса
— Снимаем масляный насос. Отворачиваем три болта крепления приемного патрубка масляного насоса.
— Снимаем приемный патрубок с редукционным клапаном.
— Вынимаем редукционный клапан, пружину клапана и упорную шайбу. Снимаем крышку насоса.
— Вынимаем из корпуса масляного насоса Шеви Нива ведомую шестерню и ведущую шестерню с валиком привода.
— Промываем детали насоса бензином или керосином и продуваем сжатым воздухом.
— При наличии трещин и сильном износе корпуса, крышки и шестерен заменяем насос.
— На сопрягаемых поверхностях редукционного клапана и крышки насоса не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к снижению давления масла в системе смазки двигателя.
— Сборку насоса проводим в обратной последовательности.
— Смазываем детали насоса моторным маслом.
— После сборки при проворачивании рукой ведущего валика шестерни должны вращаться плавно, без заеданий.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Эксплуатация и ремонт
Нива ВАЗ-2123
autocardetal.ru
Chevrolet Niva | Газораспределительный механизм
3.4.1 Газораспределительный механизм
Привод газораспределительного механизма Автоматический натяжитель ремня привода газораспределительного механизма Клапанный механизм Распределительные валы Газораспределительный механизм состоит из привода, передающего вращательное движение на распредвалы от переднего конца коленчатого вала, и клапанного механизма, расположенного в головке блока. …
3.4.2 Привод газораспределительного механизма
Рис. 3.5. Зубчатый ремень привода газораспределительного механизма Распределительные валы и водяной насос приводятся в действие зубчатым ремнем (рис. 3.5). Зубчатые шкивы крепятся на каждом из распределительных валов при помощи трех болтов. Отверстие под болты имеют овальную форму для обеспечения правильной ориентации распределительных валов. Еще два зубчатых шкива зак…3.4.3 Автоматический натяжитель ремня привода газораспределительного механизма
Рис. 3.6. Автоматический натяжитель ремня привода газораспределительного механизма Основными элементами автоматического натяжителя (рис. 3.6) ремня привода газораспределительного механизма являются пружина и демпфер. Если натяжение ремня ослабевает, плунжер под воздействием пружины выдавливается наружу и масло перетекает через обратный клапан на другую сторону плунжер…3.4.4 Клапанный механизм
Клапанный механизм состоит из следующих элементов: — клапаны; — направляющие клапанов; — седла клапанов; — клапанные пружины; — тарелки и сухари фиксации сборки клапана с пружиной; — толкатели; — два распределительных вала. Клапаны Рис. 3.7. Клапан Клапаны (рис. 3.7) изготовлены из жаропрочной легированной стали. Рабочие фаски выпускных клапанов покрыты …3.4.5 Распределительные валы
automn.ru
Техобслуживание ГРМ Шевроле Нива
_____________________________________________________________________________
Техобслуживание ГРМ Шевроле Нива
Снятие цепи и звездочек привода ГРМ Шевроле Нива
Снимаем крышку головки блока цилиндров. Поворачиваем коленчатый вал до момента совпадения метки (лунки) на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распредвала Шевроле Нива.
Снимаем шкив привода вспомогательных агрегатов. Снимаем звездочку с цепью с распределительного вала. Снимаем цепь со звездочки.
Для наглядности операции по снятию цепи показываем на демонтированном двигателе. Отворачиваем три болта крепления поддона картера к крышке привода ГРМ Шеви Нива.
Отвернув три гайки крепления кронштейна натяжного ролика, снимаем кронштейн в сборе с роликом. Отвернув болт крепления опорного ролика, снимаем ролик. Отворачиваем болт крепления пластины к кронштейну генератора.
Отворачиваем верхний болт крепления пластины и снимаем кронштейн держателя проводов датчика положения коленчатого вала Шевроле Нива. Отворачиваем нижний болт крепления пластины и снимаем ее.
Отворачиваем пять болтов и две гайки крепления крышки привода ГРМ к блоку цилиндров. Поддев отверткой приливы крышки, снимаем ее. Стык крышки и блока цилиндров уплотнен прокладкой.
Отворачиваем ось башмака натяжителя цепи и вынимаем ось. Вынимаем башмак натяжителя. Снимаем цепь со звездочек коленчатого вала и валика привода масляного насоса. Вынимаем цепь привода ГРМ Шевроле Нива.
Снимаем звездочку с носка коленчатого вала. В случае тугой посадки
звездочки на валу спрессовываем ее с носка вала трехзахватным
съемником.
Звездочка фиксируется на коленчатом валу сегментной шпонкой. Для снятия шпонки бородком выбиваем ее из паза коленчатого вала.
Вынимаем шпонку. Зубилом отгибаем край стопорной пластины с головки болта крепления звездочки валика привода масляного насоса Шевроле Нива. Отворачиваем болт крепления звездочки.
Звездочку от проворачивания удерживаем отверткой, опирающейся через
отверстие в звездочке на головку болта крепления упорного фланца
валика.
Вынимаем болт с шайбами. Снимаем звездочку валика привода масляного насоса. Звездочка на валике фиксируется штифтом.
Рис.6. Детали привода ГРМ и масляного насоса Шевроле Нива
1 — звездочка коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — натяжитель цепи; 4 — звездочка распределительного вала; 5 — успокоитель цепи; 6 — звездочка валика привода масляного насоса; 7 — цепь
Устанавливаем детали привода в обратной последовательности. Вставляем шпонку в паз коленчатого вала. Устанавливаем на вал звездочку, совмещая ее паз со шпонкой.
В случае тугой посадки звездочки на валу напрессовываем ее на вал, заворачивая гайку крепления шкива. Отвернув гайку, допрессовываем звездочку инструментальной головкой подходящего размера (или отрезком трубы).
Перед установкой цепи совмещаем метку (риска над шпоночным пазом) на звездочке коленчатого вала с меткой (выступом) на блоке цилиндров, а метку на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников вала.
При установке цепи обеспечиваем натяжение ее левой ветви – не допускается провисание цепи между звездочками коленчатого вала, валика привода масляного насоса и распределительного вала.
Установив цепь и гидравлический натяжитель, поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверяем совпадение установочных меток. Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
Снятие гидравлического натяжителя цепи привода ГРМ Шевроле Нива
Натяжитель цепи привода ГРМ Шеви Нива установлен с правой стороны головки блока цилиндров над насосом системы охлаждения.
— Отворачиваем болт-штуцер трубки подвода масла к натяжителю (для наглядности шланги отводящего патрубка системы охлаждения двигателя отсоединены).
— Снимаем с болта-штуцера медную шайбу и вынимаем из отверстия в наконечнике трубки болт-штуцер с другой медной шайбой.
— Равномерно отворачиваем две гайки крепления натяжителя к головке блока цилиндров и вынимаем натяжитель из отверстия в головке блока цилиндров.
— Элементы крепления трубки подвода масла к натяжителю цепи привода ГРМ Шевроле Нива.
— Перед установкой натяжителя заменяем новой его уплотнительную прокладку.
— При сильном износе или повреждении уплотнительных медных шайб болта-штуцера заменяем их новыми.
— Устанавливаем гидравлический натяжитель цепи привода ГРМ в обратной последовательности.
Снятие трубки подвода масла к гидравлическому натяжителю цепи привода ГРМ Шевроле Нива
Трубку подвода масла к натяжителю цепи привода ГРМ Шеви Нива снимаем для замены при ее повреждении, а также при демонтаже маслоотделителя системы вентиляции картера.
— Выворачиваем из корпуса натяжителя болт-штуцер трубки, а из штуцера трубки — датчик лампы недостаточного давления масла.
— Отворачиваем штуцер трубки, удерживая наконечник трубки за шестигранник ключом и снимаем штуцер с уплотнительными медными шайбами.
— Элементы соединения трубки, штуцера и датчика лампы недостаточного давления масла.
— Отворачиваем болт крепления держателя трубки к блоку цилиндров и болт крепления держателя трубки к кронштейну генератора.
— Снимаем трубку подвода масла к гидравлическому натяжителю цепи привода ГРМ Шевроле Нива.
— При установке трубки сначала пропускаем через отверстие в ее наконечнике болт-штуцер и от руки вворачиваем его в корпус натяжителя, затем аналогично — штуцер в блок цилиндров.
— Окончательно затягиваем штуцеры после крепления держателей трубки.
Замена успокоителя цепи привода ГРМ Шевроле Нива
— Снимаем крышку головки блока цилиндров.
— Снимаем звездочку вместе с цепью с носка распределительного вала Шевроле Нива.
— Отворачиваем два болта крепления успокоителя цепи к головке блока цилиндров.
— Болты имеют цилиндрические хвостовики для центровки в отверстиях успокоителя.
— Вынимаем успокоитель.
— Устанавливаем успокоитель в обратной последовательности.
Снятие шестерни привода масляного насоса Шевроле Нива
— Отсоединяем провод от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.
— Отвернув болты крепления кронштейна генератора, отводим кронштейн в сборе с генератором от блока цилиндров.
— Захватив пассатижами ребро фиксатора шестерни привода масляного насоса Шеви Нива, извлекаем фиксатор из гнезда блока цилиндров.
— Соединение уплотнено резиновым кольцом, надетым на головку фиксатора.
— Вставляем с натягом деревянную конусную оправку в шлицевое отверстие шестерни привода масляного насоса и извлекаем шестерню из блока цилиндров, поворачивая ее против часовой стрелки.
— При установке шестерни надеваем ее на шлицевой хвостовик валика масляного насоса Шевроле Нива и вводим в зацепление с шестерней валика привода масляного насоса, удерживая отверткой шестерню, вынимаем деревянную оправку.
— Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
— Порванное или потерявшее эластичность резиновое кольцо фиксатора заменяем новым.
Снятие масляного насоса Шевроле Нива
— Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде.
— Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера двигателя.
— Отсоединяем поддон картера от блока цилиндров Шевроле Нива.
— В зазор между привалочными плоскостями блока цилиндров и поддона картера двигателя вставляем трещотку и отворачиваем два болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (для наглядности поддон картера снят).
— Вынимаем болты крепления масляного насоса Шевроле Нива.
— Отпустив масляный насос в поддон картера снимаем поддон с насосом.
— Снимаем уплотнительную прокладку масляного насоса.
— Установив новые прокладки, монтируем масляный насос и поддон картера в обратной последовательности.
Разборка и сборка масляного насоса Шевроле Нива
— Снимаем масляный насос. Отворачиваем три болта крепления приемного патрубка масляного насоса.
— Снимаем приемный патрубок с редукционным клапаном.
— Вынимаем редукционный клапан, пружину клапана и упорную шайбу. Снимаем крышку насоса.
— Вынимаем из корпуса масляного насоса Шеви Нива ведомую шестерню и ведущую шестерню с валиком привода.
— Промываем детали насоса бензином или керосином и продуваем сжатым воздухом.
— При наличии трещин и сильном износе корпуса, крышки и шестерен заменяем насос.
— На сопрягаемых поверхностях редукционного клапана и крышки насоса не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к снижению давления масла в системе смазки двигателя Шевроле Нива.
— Сборку насоса проводим в обратной последовательности.
— Смазываем детали насоса моторным маслом.
— После сборки при проворачивании рукой ведущего валика шестерни должны вращаться плавно, без заеданий.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Chevrolet Aveo
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Chevrolet Captiva
Chevrolet Cruze
Chevrolet Lacetti
Chevrolet Lanos
Chevrolet Niva
avtosteh.ru
Chevrolet Niva | Привод ГРМ — общая информация, обслуживание компонентов
Привод ГРМ — общая информация, обслуживание компонентов
Распределительные валы могут проворачиваться
без риска столкновения клапанов с поршнями в случае, когда коленчатый
вал приведен в положение 30° перед ВМТ поршня первого цилиндра.
|
Газораспределительная цепь может быть заменена без разборки двигателя. При помощи перечисленных ниже инструментов новая цепь может быть подсоединена к старой, пропущена вокруг звездочек и зачеканена. |
При неправильной сборке может произойти столкновение клапанов с днищами поршней! |
Общая информация
Детали установки элементов привода ГРМ (газораспределительная цепь состоит из 126 звеньев)
1 — Установочные метки для приведения двигателя в положение
ВМТ конца такта сжатия первого цилиндра
|
5 — Штифт
|
Для выполнения процедур снятия и установки элементов привода ГРМ потребуются следующие специальные инструменты:
Обслуживание компонентов привода ГРМ
Детали установки элементов привода ГРМ (газораспределительная цепь состоит из 126 звеньев)
1 — Установочные метки для приведения двигателя в положение
ВМТ конца такта сжатия первого цилиндра
|
5 — Штифт
|
|
automn.ru
Chevrolet Niva | Газораспределительный механизм
Рис. 4.7. Впускная труба и выпускной коллектор: 1 — гайка; 2 — сектор регулировки подогрева; 3 — заслонка; 4 — выпускной коллектор; 5 — впускная труба; А — положение заслонки при наименьшем подогреве — «лето»; В — положение заслонки при наибольшем подогреве — «зима» |
Впускная труба изготовлена из алюминиевого сплава, выпускной коллектор (рис. 4.7) — из чугуна. Впускная труба и выпускной коллектор 1-го и 4-го цилиндров соединены между собой в один узел через прокладку четырьмя шпильками, а их плоскость прилегания к головке цилиндров обработана в сборе с неплоскостностью 0,2 мм, поэтому разборка узла без необходимости нежелательна.
Средняя часть впускной трубы подогревается отработавшими газами, проходящими по выпускному коллектору. Степень подогрева можно регулировать вручную при помощи поворачивающейся заслонки 3 в зависимости от сезона. При повороте сектора 2 в положение, при котором метка «зима» находится против стопорной шпильки, подогрев смеси наибольший; при повороте в положение метки «лето» подогрев наименьший.
Распределительный вал — чугунный, литой со стальной шестерней привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания; имеет пять опорных шеек разных диаметров (для удобства сборки): первая — 52 мм, вторая — 51 мм, третья — 50 мм, четвертая — 49 мм, пятая — 48 мм. Шейки опираются непосредственно на поверхность расточек в алюминиевом блоке цилиндров. Рабочая поверхность кулачков и эксцентрика привода топливного насоса отбелена до высокой твердости при отливке распределительного вала. Зубья шестерни привода масляного насоса закалены.
Профили впускного и выпускного кулачков одинаковы. Кулачки по ширине шлифованы на конус. Коническая поверхность кулачка в сочетании со сферическим торцом толкателя при работе двигателя сообщает толкателю вращательное движение. Вследствие этого износ направляющей толкателя и его торца делается равномерным и небольшим.
Рис. 4.8. Привод распределительного вала: 1 — болт; 2 — шайба; 3 — шпонка; 4 — шестерня; 5 — крышка распределительных шестерен; 6 — упорный фланец; 7 — распределительный вал; 8 — распорная втулка |
Распределительный вал 7 (рис. 4.8) приводится во вращение от коленчатого вала косозубой шестерней 4. На коленчатом валу находится стальная шестерня с 28 зубьями, а на распределительном валу — текстолитовая шестерня с 56 зубьями. Применение текстолита обеспечивает бесшумность работы шестерен. Обе шестерни имеют по два отверстия с резьбой М8х1,25 для съемника.
Распределительный вал вращается в 2 раза медленнее коленчатого. От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным стальным фланцем 6, который расположен между торцом шейки вала и ступицей шестерни с зазором 0,1—0,2 мм. Осевой зазор обеспечивается распорным кольцом 8, зажатым между шестерней и шейкой вала. Для улучшения приработки поверхности упорного фланца фосфатированы. Шестерня закреплена на распределительном валу при помощи шайбы 2 и болта 1 с резьбой M12х1,25. Болт ввертывается в торец вала.
Рис. 4.9. Установочные метки на распределительных шестернях |
На шестерне коленчатого вала против одного из зубьев нанесена метка «0», а против соответствующей впадины шестерни распределительного вала нанесена риска или засверловка. При установке распределительного вала эти метки должны быть совмещены (рис. 4.9).
Распределительный вал обеспечивает следующие фазы газораспределения: впускной клапан открывается с опережением на 12° до прихода поршня в ВМТ, закрывается с запаздыванием на 60° после прихода поршня в НМТ, выпускной клапан открывается с опережением на 54° до прихода поршня в НМТ и закрывается с запаздыванием на 18° после прихода поршня в ВМТ. Указанные фазы газораспределения действительны при зазоре между коромыслом и клапаном, равном 0,5 мм.
Высота подъема клапанов — 10 мм.
Толкатели — стальные, поршневого типа. Торец толкателя наплавлен отбеленным чугуном и шлифован по сфере радиусом 750 мм (выпуклость середины торца равна 0,11 мм). Внутри толкателя имеется сферическое углубление радиусом 8,73 мм для нижнего конца штанги. Вблизи нижнего торца сделаны два отверстия для стока масла из внутренней полости толкателя.
Толкатели по наружному диаметру и отверстия под толкатели в блоке цилиндров разбиты на две размерные группы. При сборке толкатели определенной группы следует устанавливать в отверстия, отмеченные соответствующей краской (табл. 4.4).
Таблица 4.4. Размерные группы толкателей
Штанги толкателей. Для обеспечения стабильности зазоров в клапанном механизме при нагревании и охлаждении двигателя штанги толкателей изготавливаются из дюралюминиевого прутка. На концы штанг напрессованы стальные закаленные наконечники со сферическими торцами. Нижний наконечник, сопрягающийся с толкателем, имеет торец с радиусом сферы 8,73 мм, а верхний, входящий в углубление в регулировочном винте коромысла, — 3,5 мм. Длина штанги для двигателя 4025 — 287 мм и для двигателя 4026 — 283 мм.
Рис. 4.10. Привод клапанов: 1 — седло клапана; 2 — клапан; 3 — маслоотражательный колпачок; 4 и 5 — пружины; 6 — тарелки пружин; 7 — сухарь; 8 — коромысло; 9 — регулировочный винт; 10 — гайка регулировочного винта; 11 — штанга; 12 — опорная шайба пружин |
Коромысла клапанов 8 (рис. 4.10) одинаковые для всех клaпaнoв, стaльныe, литые. В отверстие ступицы коромысла запрессована втулка, свернутая из листовой оловянистой бронзы. На внутренней поверхности втулки сделана канавка для равномерного распределения масла по всей поверхности и для подвода его к отверстию в коротком плече коромысла. Длинное плечо коромысла заканчивается закаленной цилиндрической поверхностью, опирающейся на торец клапана 2, а короткое плечо — резьбовым отверстием для регулировочного винта.
Регулировочный винт 9 имеет шестигранную головку со сферическим углублением для штанги, а с верхнего конца — прорезь для отвертки. Сферическое углубление соединено сверлеными каналами с проточкой на резьбовой части винта. Проточка на винте находится напротив отверстия в плече коромысла, т. е. примерно посередине высоты резьбовой бобышки короткого плеча коромысла. Масло в этом случае беспрепятственно проходит из канала коромысла в канал винта. Регулировочный винт стопорится контргайкой 10.
Коромысла — установлены на полой стальной оси, которая закреплена на головке цилиндров при помощи четырех основных стоек из высокопрочного чугуна, двух дополнительных стоек из ковкого чугуна и шпилек, пропущенных через стойки. Четвертая основная стойка на плоскости, прилегающей к головке цилиндров, имеет паз, через который подводится масло из канала в головке в полость оси коромысел. Остальные стойки фрезерованного паза не имеют, поэтому их нельзя ставить на место четвертой стойки. От осевого перемещения коромысла удерживаются распорными пружинами, прижимающими коромысла к стойкам. Крайние коромысла находятся между дополнительными и основными стойками. Для увеличения износостойкости наружная поверхность оси под коромыслами закалена. Под каждым коромыслом в оси сделано отверстие для смазки.
Клапаны изготовлены из жаропрочных сталей: впускной клапан — из хромокремнистой, выпускной — из хромоникельмарганцовистой с присадкой азота. На рабочую фаску выпускного клапана дополнительно наплавлен более жаростойкий хромоникелевый сплав. Диаметр стержня клапанов — 9 мм. Тарелка впускного клапана имеет диаметр 47 мм, а выпускного — 39 мм. Угол рабочей фаски обоих клапанов — 45°. На конце стержня клапанов выполнена выточка для сухариков тарелки пружины клапана. Тарелки пружин клапанов 6 (см. рис. 4.10) и сухарики 7 изготовлены из стали и подвергнуты поверхностному упрочнению.На каждый клапан устанавливается по две пружины: наружная 4 с переменным шагом с левой навивкой и внутренняя 5 с правой навивкой. Пружины изготовлены из термически обработанной высокопрочной проволоки и подвергнуты дробеструйной обработке. Под пружины устанавливаются стальные шайбы 12. Наружная пружина устанавливается вниз концом, имеющим меньший шаг витков. Клапаны работают в металлокерамических направляющих втулках. Втулки изготовлены прессованием с последующим спеканием из смеси железного, медного и графитового порошков с добавлением для повышения износостойкости дисульфида молибдена. Внутреннее отверстие втулок окончательно обрабатывается после их запрессовки в головку. Втулка впускного клапана снабжена стопорным кольцом, препятствующим самопроизвольному перемещению втулки в головке.
Для уменьшения количества масла, проникающего через зазоры между втулкой и стержнем клапана, на верхние концы всех втулок напрессованы маслоотражательные колпачки 3, изготовленные из маслостойкой резины.
Распределительный механизм закрыт сверху крышкой коромысел, штампованной из листовой стали, с закрепленным с внутренней стороны фильтрующим элементом системы вентиляции картера. Крышка коромысел крепится через резиновую прокладку к головке цилиндров шестью винтами.
automn.ru