Разное

Сборка шатуна с поршнем ваз 2108 – 08-09

Как ставить шатуны на ваз 2108

Как правильно ставить шатуны ваз 2109. Как правильно ставить. Kak-PravilnoDelat

2.4 Поршни и шатуны

5 – шатунные вкладыши;6 – крышка шатуна;7 – гайка, 29–34 Н•м

Снятие поршней с шатунами необходимо проводить на двигателе, с которого снята головка блока цилиндров и масляный поддон. Проверьте отсутствие ступеньки и нагара в верхней части каждого цилиндра. Предупреждение

Если производить снятие поршней не убрав ступеньку в верхней части цилиндра, это может привести к повреждению поршневых колец и поршней. Используя специальный инструмент удалите ступеньку в верхней части цилиндров

1. Промаркируйте крышки шатунов и шатуны в соответствии с номером цилиндра, в котором они установлены.

Отметьте шатуны и крышки шатунов так, чтобы при установке они заняли правильное положение и направление. При неправильной установке шатунов будет нарушена подача смазки в шатунные вкладыши, что приведет к их быстрому повреждению.

2. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни второго и третьего цилиндров установились в нижней мертвой точке и аналогичным образом промаркируйте шатуны и крышки шатунов.

3. Отверните гайки крепления крышки шатуна и легкими ударами пластикового молотка сбейте крышку.

4. Снимите крышку шатуна.

Для защиты шеек коленчатого вала оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой трубки.

5. Деревянным бруском или ручкой молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра.

6. Повторите эти операции на остальных цилиндрах.

7. Промаркируйте поршни в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены.

8. Специальными пассатижами разожмите поршневые кольца и снимите их с поршня.

9. Установите поршень вертикально и проверьте плавность перемещения шатуна.

10. Перемещая шатун, проверьте отсутствие люфта и заеданий.

Не раскачивайте шатун очень широко, так как он может войти в соприкосновение с юбкой поршня и повредить ее, что приведет к необходимости замены поршня.

11. Если шатун перемещается с заеданиями, проверьте отверстие для поршневого пальца в поршне и шатун на отсутствие деформации.

12. Снимите стопорные кольца с торцов поршневого пальца.

13. Наклоните поршень и позвольте поршневому пальцу выскользнуть из поршня. При необходимости выдавите поршневой палец из поршня.

14. Извлеките шатун из поршня. При разборке держите вместе поршень, шатун, поршневой палец и стопорные кольца поршневого пальца.

Проверка поршневых колец

1. Вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки.

Номинальный зазор:Двигатель A5D: 0,03–0,07 ммДвигатель A3E: 0,04–0,08 ммПредельно допустимый зазор: 0,10 мм

2. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршень.

3. Проверьте поршневые кольца на отсутствие повреждений, износа или поломки.

4. При необходимости замените поршневые кольца.

5. Измерьте зазор в замке поршневых колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя.

6. Днищем поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра.

7. Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца.

Разборка и сборка поршня с шатуном Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

1. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца.

2. С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна.

3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.

4. Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.

5. Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышают предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни лада самара с кольцами.

6. Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

Замена поршней и колец, не снимая двигатель автомобиля ВАЗ-2109

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм:

верхнее компрессионное кольцо

нижнее компрессионное кольцо

Предельно допустимый зазор для всех колец

19. Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов.

Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо. Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

Зазор в замках поршневых колец, мм:

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Размерные классы поршневых пальцев и поршней

20. Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень.

Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса.

Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец.

23. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

24. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень, чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

25. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бобышках поршня. Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать. Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобр

motorsmarine.ru

Разборка и сборка — Шатунно-поршневая группа

Рис. 2.40. Выпрессовка поршневого пальца: 1 – оправка А.60308

Разборка. Снимите поршневые кольца. Уложите поршень в опору с цилиндрической выемкой и с помощью оправки А.60308 выпрессуйте палец (рис. 2.40).

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке пометьте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр двигателя.

Рис. 2.41. Поршневой палец должен устанавливаться нажатием большого пальца руки

Рис. 2.42. Проверка посадки поршневого пальца

Сборка. Перед сборкой подберите палец к поршню. Для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня от простого нажатия большого пальца руки (рис. 2.41) и не выпадал из него, если держать поршень как показано на рис. 2.42.

Выпадающий палец замените другим, следующей категории. Если в поршень вставлялся палец третьей категории, то замените поршень с пальцем.

Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, необходимо нагреть шатун для расширения его головки. Поэтому поместите шатуны на 15 мин в электропечь, нагретую до 240°С. Для лучшего прогрева положите шатуны верхними головками внутрь печи.

Рис. 2.43. Установка поршневого пальца на приспособление А.60325 для запрессовки: 1 – валик; 2 – поршневой палец; 3 – направляющая; 4 – упорный винт; 5 – дистанционное кольцо

Палец заранее приготовьте к сборке, надев его на валик 1 (рис. 2.43) приспособления А.60325 с установленным дистанционным кольцом 5. Кольцо должно иметь толщину 4 мм, наружный диаметр 22 мм и внутренний — 15 мм. На конце приспособления устанавливается направляющая 3 и закрепляется винтом 4. Винт затягивайте неплотно, чтобы не произошло заклинивания при расширении пальца от контакта с нагретым шатуном.

Для правильного соединения пальца с шатуном запрессовывайте палец как можно скорее, так как шатун быстро охлаждается и после охлаждения нельзя будет изменить положение пальца.

Рис. 2.44. Запрессовка поршневого пальца в верхнюю головку шатуна. Поршень должен опираться на головку шатуна в направлении, указанном стрелкой

Извлеченный из печи шатун быстро зажмите в тисках. Надевая поршень на шатун, следите, чтобы отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна. Закрепленный на приспособлении поршневой палец протолкните в отверстие поршня и в верхнюю головку шатуна (рис. 2.44) до упора заплечика приспособления в поршень.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если на нижней головке шатуна имеется отверстие для выхода масла, то поршень с шатуном должен соединяться так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону отверстия для выхода масла на нижней головке шатуна

Во время этой операции поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца (показано стрелкой на рис. 2.44). Тогда палец займет правильное положение.

После охлаждения шатуна смажьте палец моторным маслом через отверстия в бобышках поршня.

Смажьте моторным маслом канавки на поршне и поршневые кольца и установите кольца на поршень. Ориентируйте поршневые кольца так, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом 30–45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца — под углом приблизительно 180° к оси замка верхнего компрессионного кольца, а замок маслосъемного кольца — под углом 30–45° к оси поршневого пальца между замками компрессионных колец.

Рис. 2.38. Основные размеры шатунно-поршневой группы

Нижнее компрессионное кольцо устанавливайте выточкой вниз (см. рис. 2.38). Если на кольце нанесена метка «Верх» или «ТОР», то кольцо устанавливайте меткой вверх (к днищу поршня).

Перед установкой маслосъемного кольца проверьте, чтобы стык пружинного расширителя располагался со стороны, противоположной замку кольца.

21092115.ru

Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка | ВАЗ 2108

1. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца. 2. С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. 3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.) и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. 5. Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышают предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни с кольцами. 6. Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

7. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец.

9. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10. Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см. примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.

Предупреждение

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

Примечание

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.

Обозначение ремонтного размера:

1-й ремонтный – треугольник,
2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе:

нормальная – “Г”,
увеличенная на 5 грамм – “+”,
уменьшенная на 5 грамм – “-”.

14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16. На нижнем копрессионном кольце имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.
17. Поверните поршневые кольца так, чтобы их замкирасполагались под углом 120° друг к другу.

18. Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19. Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

carmanuals.ru

ВАЗ 2108 | Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

11.9. Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка


Поршень с шатуном:

1 — гайка шатунного болта
2 — шатунные вкладыши
3 — шатун
4 — поршневой палец
5 — канавка верхнего компрессионного кольца
6 — канавка нижнего компрессионного кольца
7 — канавка маслосъемного кольца
8 — поршень
9 — шатунный болт
10 — крышка шатуна


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от
диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов:
A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм,
второй – на 0,8 мм.

По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную
на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.

Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца
ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного
размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

Номинальные размеры цилиндров и поршней








Размерная группа

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

A

76,00-76,01

75,965-75,975

82,00-82,01

81,965-81,975

B

76,01-76,02

75,975-75,985

82,01-82,02

81,975-81,985

C

76,02-76,03

75,985-75,995

82,02-82,03

81,985-81,995

D

76,03-76,04

75,995-76,005

82,03-82,04

81,995-82,005

E

76,04-76,05

76,005-76,015

82,04-82,05

82,005-82,015

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется
как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор
равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает
0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как
можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры
под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного
размера.

Примечание 1







Зазор между кольцами и канавками поршня, мм

Номинальный:

 

верхнее компрессионное кольцо

0,04-0,075

нижнее компрессионное кольцо

0,03-0,065

маслосъемное кольцо

0,02-0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец

0,15.

Примечание 2




Зазор в замках поршневых колец, мм:

Номинальный

0,25-0,45

Предельно допустимый

1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004
мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Размерные классы поршневых пальцев и поршней






Класс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия в поршне, мм

Маркировка

пальца

поршня

1

21,970-21,974

21,982-21,986

Синий

1

2

21,974-21,978

21,986-21,990

Зеленый

2

3

21,978-21,982

21,990-21,994

Красный

3


 

Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была
направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне.
Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка
на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ















1. Рекомендуем снимать поршневые
кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок
кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные
кольца.
2. С помощью специальной оправки
выпрессуйте палец из шатуна.
3. Осмотрите поршни. Если на них
есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора измерьте
диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.)
и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной
оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.
5. Измерьте щупом зазор между кольцами
и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор
превышают предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни
с кольцами.
6. Вставьте поршневое кольцо в специальную
оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо
в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов.
Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание
2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

7. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого
смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень.
Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем
руки.

8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально,
при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного
веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса.
Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень
и палец.

9. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины,
задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10. Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления
для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным
кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом
4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр
22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение
15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см.
примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора
приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной
установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке
шатуна в направлении запрессовки.

13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через
отверстие в бабышках поршня.

Предупреждение

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые
детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе.
Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

 

Примечание

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так
как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение
пальца будет невозможно.

Обозначение ремонтного размера:

1-й ремонтный – треугольник,

2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе:

нормальная – “Г”,

увеличенная на 5 грамм – “+”,

уменьшенная на 5 грамм – “-”.

14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на
поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно
соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”,
установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16. На нижнем копрессионном кольце
имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед
установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так,
чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

 

17. Поверните поршневые кольца так,
чтобы их замкирасполагались под углом 120° друг к другу.

18. Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий
выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19. Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий
выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

automn.ru

Сборка поршневой группы ваз 2109

Поршневая группа — шатун, поршень, поршневой палец с двумя стопорными кольцами, два компрессионных и одно маслоотражательное кольцо. Для сборки поршневой группы вам потребуется стандартный набор инструментов, оправка подходящего диаметра для запрессовки поршневого пальца, тиски и газовая горелка. Горелка нам нужна для нагрева головки шатуна для последующей запрессовки пальца. Кстати если вы группу разбирали не для замены шатуна и поршня, то поршневой палец замены требует в любом случае. Порядок выполнения работ выглядит следующим образом:

  • Зажмите шатун в тисках, подготовьте поршневой палец, газовую горелку и сам поршень с вставленным с одной стороны стопорным кольцом.

На заметку: Поршень устанавливается в определенном положение, а именно номер выбитый на ножке шатуна должен быть обращен с противоположной стороны бобышки на поршне.

  • Нагрейте головку шатуна горелкой до температуры 240° в течение 15 минут, после чего установите поршень и запрессуйте палец. Все работы выполняйте быстро и четко, чтобы головка не успела остыть, а так же чтобы она не остыла уже при вставленном пальце, иначе потом его стронуть будет невозможно.
  • После того как шатун остынет, смажьте его моторным маслом через отверстия в поршне около бобышек. Разработайте его и установите второе стопорное кольцо.
  • Далее одеваем кольца. В первую очередь установите разжимную пружину маслосъемного кольца, после чего установите само кольцо и два компрессионных. Кольца одевайте аккуратно, чтобы они не лопнули.
  • После установки, разверните кольца таким образом, чтобы их концы располагались под углом 120° друг к другу.

Важно! Компрессионные кольца, а точнее верхнее и нижнее кольцо отличаются друг от друга тем, что на нижнем имеется проточка с одной стороны. На некоторых кольцах так же имеются выбитые метки — ТОП, ВЕРХ, ВАЗ. Кольца при установке данными метками должны быть направлены вверх к днищу поршня. В случае если метки отсутствуют, то значения не имеет как устанавливается кольцо, единственное на что тогда обращают внимание — это нижнее оно или верхнее.

На этом ремонтные работы по сборке поршневой группы ваз 2109 завершены.

zubilovaz.ru

Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

  1. Руководства по ремонту
  2. Руководство по ремонту ВАЗ 2109 (Лада Самара) 1987+ г.в.
  3. Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

Поршень с шатуном:

1 — гайка шатунного болта
2 — шатунные вкладыши
3 — шатун
4 — поршневой палец
5 — канавка верхнего компрессионного кольца
6 — канавка нижнего компрессионного кольца
7 — канавка маслосъемного кольца
8 — поршень
9 — шатунный болт
10 — крышка шатуна

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

Номинальные размеры цилиндров и поршней

Размерная группа

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

A

76,00-76,01

75,965-75,975

82,00-82,01

81,965-81,975

B

76,01-76,02

75,975-75,985

82,01-82,02

81,975-81,985

C

76,02-76,03

75,985-75,995

82,02-82,03

81,985-81,995

D

76,03-76,04

75,995-76,005

82,03-82,04

81,995-82,005

E

76,04-76,05

76,005-76,015

82,04-82,05

82,005-82,015

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца. 2. С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. 3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.) и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. 5. Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышают предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни с кольцами. 6. Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

Примечание 1

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм

Номинальный:

 

верхнее компрессионное кольцо

0,04-0,075

нижнее компрессионное кольцо

0,03-0,065

маслосъемное кольцо

0,02-0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец

0,15.

Примечание 2

Зазор в замках поршневых колец, мм:

Номинальный

0,25-0,45

Предельно допустимый

1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Классы поршневых пальцев и поршней

Класс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия в поршне, мм

Маркировка

пальца

поршня

1

21,970-21,974

21,982-21,986

Синий

1

2

21,974-21,978

21,986-21,990

Зеленый

2

3

21,978-21,982

21,990-21,994

Красный

3

Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

7. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец.

9. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10. Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см. примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

Примечание

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.

Обозначение ремонтного размера:
1-й ремонтный – треугольник,
2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе:
нормальная – “Г”,
увеличенная на 5 грамм – “+”,
уменьшенная на 5 грамм – “-”.

14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

 

 

15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16. На нижнем копрессионном кольце имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

17. Поверните поршневые кольца так, чтобы их замкирасполагались под углом 120° друг к другу.

 

18. Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19. Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

 

Скачать информацию со страницы

↓ Комментарии ↓

 


1. Описание автомобиля

1.0 Описание автомобиля
1.1 Внешний вид
1.2 Подкапотное пространство
1.3 Общие данные
1.4 Технические характеристики
1.5 Паспортные данные

2. Эксплуатация автомобиля

2.0 Эксплуатация автомобиля
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации по эксплуатации
2.2 Боковые двери
2.3 Крышка багажника
2.4 Открытие и закрытие капота
2.5 Багажное отделение
2.6 Регулировка передних сидений
2.7 Органы управления
2.8 Вентиляция и отопление салона
2.9 Устранение запотевания или обмерзания стекол

3. Техническое обслуживание автомобиля

3.0 Техническое обслуживание автомобиля
3.1 Проверка герметичности уплотнений двигателя и коробки передач
3.2 Проверка герметичности системы охлаждения
3.3 Проверка герметичности топливной системы
3.4 Замена охлаждающей жидкости
3.5 Замена масляного фильтра и масла в двигателе
3.6 Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
3.7 Проверка и регулировка ремня привода генератора
3.8 Замена ремня привода генератора
3.9 Очистка и промывка деталей системы вентиляции картера
3.33. Замена ламп

4. Уход за автомобилем

4.0 Уход за автомобилем
4.1 Мойка автомобиля
4.2 Уход и восстановление лакокрасочного покрытия кузова
4.3 Смазка кузова
4.4 Прочистка дренажных отверстий
4.5. Хранение автомобиля
4.6 Подготовка к зимней эксплуатации
4.7 Советы по пуску двигателя в сильный мороз
4.8 Что полезно купить к зиме
4.9 Советы по зимней эксплуатации автомобиля

5. Неисправности в пути

5.0 Неисправности в пути
5.1. Двигатель
5.2. Проверка электрооборудования
5.3 Появились посторонние стуки
5.4 Вибрация и удары на рулевом колесе
5.5. Проблемы с тормозами
5.6 Прокол колеса

6. Ходовая часть

6.0 Ходовая часть
6.1. Передняя подвеска
6.2. Задняя подвеска

7. Рулевое управление

7.0 Рулевое управление
7.1 Рулевое колесо
7.2 Рулевая колонка
7.3 Механизм рулевого управления
7.4 Замена рулевых тяг

8. Тормозная система

8.0 Тормозная система
8.1 Тормозной механизм переднего колеса
8.2 Тормозной механизм заднего колеса
8.3 Колесный цилиндр
8.4 Привод тормозных механизмов

9. Электрооборудование

9.0 Электрооборудование
9.1 Блок реле и предохранителей
9.2. Генератор
9.3. Стартер
9.4. Освещение и световая сигнализация
9.5. Отопитель
9.6. Стеклоочистители
9.7 Звуковой сигнал
9.8. Система зажигания
9.9 Панель приборов (высокая)

10. Кузов

10.0 Кузов
10.1 Замена переднего буфера
10.2 Замена заднего буфера
10.3 Замена облицовки радиатора
10.4 Замена переднего крыла
10.5 Cнятие и установка капота
10.6 Регулировка капота
10.7 Регулировка замка капота
10.8 Передняя дверь
10.9 Задняя дверь

11. Двигатель и его системы

11.0 Двигатель и его системы
11.1 Снятие и установка двигателя
11.2 Регулировка зазоров в приводе клапанов
11.3. Система питания
11.4. Система смазки
11.5. Система охлаждения
11.6. Система выпуска отработавших газов
11.7 Полная разборка двигателя
11.8 Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт
11.9 Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
11.10. Головка блока цилиндров
11.15. Регулировка карбюратора

12. Трансмиссия

12.0 Трансмиссия
12.1 Коробка передач и дифференциал. Основные узлы и детали
12.2 Снятие коробки передач
12.3 Установка коробки передач
12.4 Регулировка привода сцепления
12.5 Разборка коробки передач
12.6 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач
12.7. Вторичный вал коробки передач
12.8 Первичный вал коробки передач
12.9. Дифференциал
12.16. Привод сцепления
12.17. Привод передних колес

13. Приложения

13.0 Приложения
13.1 Приложение 1. Основные данные для регулировок и контроля
13.2 Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
13.3 Приложение 3. Моменты затяжки резьбовых соединений
13.4 Приложение 4. Сервисная книжка
13.5 Приложение 5. Схема электрооборудования автомобиля

automend.ru

ВАЗ 2108 | Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

11.9. Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка


Поршень с шатуном:

1 — гайка шатунного болта
2 — шатунные вкладыши
3 — шатун
4 — поршневой палец
5 — канавка верхнего компрессионного кольца
6 — канавка нижнего компрессионного кольца
7 — канавка маслосъемного кольца
8 — поршень
9 — шатунный болт
10 — крышка шатуна


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от
диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов:
A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм,
второй – на 0,8 мм.

По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную
на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.

Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца
ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного
размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

Номинальные размеры цилиндров и поршней








Размерная группа

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

A

76,00-76,01

75,965-75,975

82,00-82,01

81,965-81,975

B

76,01-76,02

75,975-75,985

82,01-82,02

81,975-81,985

C

76,02-76,03

75,985-75,995

82,02-82,03

81,985-81,995

D

76,03-76,04

75,995-76,005

82,03-82,04

81,995-82,005

E

76,04-76,05

76,005-76,015

82,04-82,05

82,005-82,015

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется
как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор
равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает
0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как
можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры
под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного
размера.

Примечание 1







Зазор между кольцами и канавками поршня, мм

Номинальный:

 

верхнее компрессионное кольцо

0,04-0,075

нижнее компрессионное кольцо

0,03-0,065

маслосъемное кольцо

0,02-0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец

0,15.

Примечание 2




Зазор в замках поршневых колец, мм:

Номинальный

0,25-0,45

Предельно допустимый

1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004
мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Размерные классы поршневых пальцев и поршней






Класс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия в поршне, мм

Маркировка

пальца

поршня

1

21,970-21,974

21,982-21,986

Синий

1

2

21,974-21,978

21,986-21,990

Зеленый

2

3

21,978-21,982

21,990-21,994

Красный

3


 

Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была
направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне.
Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка
на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ















1. Рекомендуем снимать поршневые
кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок
кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные
кольца.
2. С помощью специальной оправки
выпрессуйте палец из шатуна.
3. Осмотрите поршни. Если на них
есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора измерьте
диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.)
и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной
оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.
5. Измерьте щупом зазор между кольцами
и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор
превышают предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни
с кольцами.
6. Вставьте поршневое кольцо в специальную
оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо
в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов.
Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание
2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

7. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого
смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень.
Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем
руки.

8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально,
при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного
веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса.
Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень
и палец.

9. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины,
задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10. Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления
для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным
кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом
4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр
22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение
15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см.
примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора
приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной
установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке
шатуна в направлении запрессовки.

13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через
отверстие в бабышках поршня.

Предупреждение

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые
детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе.
Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

 

Примечание

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так
как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение
пальца будет невозможно.

Обозначение ремонтного размера:

1-й ремонтный – треугольник,

2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе:

нормальная – “Г”,

увеличенная на 5 грамм – “+”,

уменьшенная на 5 грамм – “-”.

14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на
поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно
соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”,
установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16. На нижнем копрессионном кольце
имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед
установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так,
чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

 

17. Поверните поршневые кольца так,
чтобы их замкирасполагались под углом 120° друг к другу.

18. Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий
выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19. Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий
выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

automn.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о