Нижегородский автозавод: Государственная архивная служба Нижегородской области
История горьковского автомобильного завода | Централизованная библиотечная система Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
1929 год. Договор о создании завода подписан. В центре — Генри Форд
История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 году. 4 марта 1929 года принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 года утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.
1 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-А» и грузовых автомобилей типа «Ford-АА». Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой «Ford Motor Company». Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой «Austin & K».
Подробнее
2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев. 1 января 1932 года автозавод вступил в строй действующих. 29 января 1932 года с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА. С декабря 1932 года на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.
Подробнее
Газовские автомобили на марках России и СССР2012 год
ГАЗ-М1 | ГАЗ-67Б | ГАЗ-АА |
ГАЗ-АА (ММ) (1932) |
ГАЗ-М20 «Победа» (1954) | ГАЗ-676 (1946) | ГАЗ-М1 (1939) |
ГАЗ-21 Волга | ГАЗ-12 ЗИМ | |
ГАЗ-11-73 |
ГАЗ-53А (1966) |
ГАЗ-М20 (1946) | ГАЗ-51 (1946) |
ГАЗ-67Б (1943) | ГАЗ М-1 (1936) |
ГАЗ-03-30 (1933) | ГАЗ-АА (1932) |
ГАЗ-А (1932 год) |
Волга ГАЗ-24 | ГАЗ-66 |
Электронные ресурсы:
- Автозаводский район [Электронный ресурс] : коллекция видеохроники. Ч. 3 : Горьковский автомобильный завод / МКУК ЦБС Автозаводского р-на, Информ.-библиогр. отдел ; сост. и компьютер. дизайн В.М. Копыловой. – Нижний Новгород : МКУК ЦБС Автозаводского района, 2015. – 1 электрон. опт. диск (DVD) : зв., цв. – Загл. с обложки диска.
Книги
- Бусыгин, А. Х. Свершения / Бусыгин Александр Харитонович : [лит. запись Е. Н. Микулиной]. – М. : Профиздат, 1972. – 191, [1] с. – (Повести о героях труда).
Книга находится в БДЦ - В вечном поиске совершенства: из истории изобретательской и рационализаторской деятельности Горьковского автозавода / А. И. Кирьянов, Л. А. Золотов, В. И. Крылов, Г. С. Дмитриев ; ОАО «ГАЗ». – 2- е изд., доп. – Н. Новгород : Печать НН, 2004. – 414, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ЦДБ - В вечном поиске совершенства: из истории изобретательской и рационализаторской деятельности Горьковского автозавода / А. И. Кирьянов [и др.]. — Н. Новгород : ОАО «ГАЗ», 2001. – 403, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф11, ф2, ф3, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Вдовин, М. Н. Все для Победы! : очерки истории оборон. промышленности Горьк. обл. 1930-1945 гг. / Вдовин Михаил Николаевич, А. М. Горева. – Н. Новгород : Кварц, 2010. – 302, [1] с. – Список основ. сокр.: с. 271-272. – Прим.: с. 273-301
- Война. Народ. Победа, 1941-1945 : Статьи. Очерки. Воспоминания. Кн. 2 / сост. И. М. Данишевский, Ж. В. Таратута. – 2-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1984. – 245, [3] с. : 8л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф10, ф9 - Война. Народ. Победа, 1941-1945 . Кн. 2 / [сост. И. М. Данишевский]. – М. : Политиздат, 1976. – 206 с. : 8 л. фот.
- «Волга» ГАЗ-3111. – Н. Новгород : ОАО «ГАЗ», [1996]. – 32 с. : ил.
- ГАЗ – открытое акционерное общество. – Н. Новгород : Яблоко, 1997. – 84 с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф3, ф9, ЦДБ - Горьковский автомобильный / [редкол.: И. И. Киселев, В. Я. Доброхотов, А. В. Новиков и др. ; науч. ред. В. Я. Доброхотов]. – М. : Мысль, 1981. – 302, [2] с. : ил. 32 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф2, ф3, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Горьковский автомобильный завод: производственное объединение ГАЗ = The Gorky Automobile: production amalgamation / авт. альбома Н. Добровольский ; текст В. Кропотова. – М. : Внешторгиздат, 1978. – 144 с. : ил. Книга находится в БДЦ
- Горьковский автомобильный : очерк истории завода / П. Алешина [и др.]. – М. : Профиздат, 1964. – 295 с. : фот.
Книга находится в БДЦ, ф10, ф6, ф8, ф9 - Записки краеведов : очерки, воспоминания, ст., док., хроника / [сост. Н. И. Куприянова]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. – 182, [2] с. : ил., 4 л. вкл. – (Горьковская область)
Книга находится в БДЦ - Патреев, А.И. Инженеры : роман. Кн.1 : Так начиналась жизнь / Патреев Александр Иванович. — М. : Современник, 1974. — 476, [1] с.
Книга находится в БДЦ - Патреев, А. И. Инженеры : роман / Патреев Александр Иванович. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. – 397, [2] с.
Книга находится в БДЦ, ф10 - Производственное объединение ГАЗ г. Нижний Новгород : [фотоальбом] / [авт.-сост. Л. Шугуров ; худож. А. Ершов, А. Захаров]. – М. : Мир искусства, 1991. – 150 с. : фот.
Книга находится в БДЦ, ф9 - Профиль времени / Камышев Павел Александрович ; [лит. обраб. В. Л. Кузьмина]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1979. – 208 с. : ил.
- Пугин, Н. А. 50 лет с Горьковским автомобильным : Воспоминания. Размышления / Н. А. Пугин ; [лит. обраб. С. Сторожук]. – Н. Новгород : Кварц, 2008. – 304, [24] с. : 20 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф12, ф6, ф9, ЦДБ - Путь к рекорду / [сост. Г. А. Кузьмин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1988. – 207 с. : ил., фот. – (Люди трудовой доблести).
Книга находится в БДЦ - Труд и подвиг историю пишут / [сост. Г. А. Кузьмин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. – 224 с. : ил., 16 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф2, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Узюмов, Ю. А. Страна Автомобилия / Узюмов Юрий Александрович ; худож. Ю. А. Трупаков. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. – [28] с. : ил.
Книга находится в БДЦ - Федоров, В. Д. История Нижегородской области : кн. для чтения : [для учащихся школ, гимназий и лицеев по программе ист. краеведения] / Федоров Валерий Дмитриевич, А. И. Тюрина, О. Ю. Лапшина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2004. – 299, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф11, ф12, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Юность огневая / [сост. Ю. Е. Курганов, К. В. Урлин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1968. – 367, [1] с. : фот.
Книга находится в БДЦ
Статьи из сборников
- Куняев, Н. А. Андрей Александрович Липгарт: [Главный конструктор автозавода в 30-40-е годы] / Н. А. Куняев // Записки краеведов. – Горький, 1983. – С. 80-88.
Статьи (в обратной хронологии)
2011
- Гордин, А. А. Военная продукция Горьковского автозавода в 1941-1945 гг. / А. А. Гордин // Военно-исторический журнал. – 2011. – № 2. – С. 36-39. – ил.
2010
- Гордин, А. «…Если нужно будет, сменим чертежные доски на винтовки». 17 сентября 1939 года: советская пропаганда и общественные настроения : [город Горький (Нижний Новгород) в 1939 году] / А. Гордин // Родина. – 2010. – № 9. – С. 8-9.
2008
- Погорская, Т. «Мы – кузнецы» : [о презентации книги, рассказывающей о работе кузнечного производства ГАЗа с 1929 по 2007 год] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2008. – 16 сент. (№ 137). – С. 2. – фот.
- Директор : [о директоре ГАЗа И. К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2008. – 26 апр. (№ 62). – С. 1. – фот.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Первая представительская | Гусев А. Первая представительская : [к 70-летию со дня выпуска первого автомобиля ЗИМ] // Автозаводец. – 2020. – 15 окт. (№42). – С. 5 |
2 | Символ оттепели | Гусев А. Символ оттепели : [65 лет с начала производства легендарной «Волги» ГАЗ-21] // Автозаводец. – 2021. – 21 окт. (№ 42). – С. 5. — (Дата). |
3 | Символ величия | Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей). |
4 | Легенда ГАЗа для легенд СССР | Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22. |
5 | Важная птица | Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17 |
6 | Юбилей трудового подвига | Честнова И. Юбилей трудового подвига : [к 75-летию бомбежки автозавода во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 3 |
7 | Они покоряли Каракумы | Лукина Н. Они покоряли Каракумы : [к 85-летию пробега автомобилями ГАЗ в Каракумах] // Автозаводец. – 2018. – 29 сент. (№ 109). – С. 7 |
8 | Как создавались легенды | Честнова И. Как создавались легенды : [о легендарных автомобилях марки ГАЗ] / И. Честнова, Е. Мухина // Автозаводец. – 2017. – 19 дек. (№ 145). – С. 3 |
9 | Шаги истории самой | Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017) |
10 | «Волга» — кроссовер | Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4 |
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- …
- ›
- »
90 лет назад в Нижнем Новгороде началось строительство автозавода
2 мая 1930 года началось строительство Нижегородского автозавода. При помощи американских специалистов объект выполнили за 18 месяцев. У сильно уступавшего Западу по числу легковых машин и автобусов СССР появилось собственное автопроизводство.
2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент кузнечного цеха автомобильного завода, решение о строительстве которого советские власти приняли годом ранее. Как следует из данных Государственной архивной службы Нижегородской области, еще 31 мая 1929 года Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР заключил соглашение с американской фирмой Ford Motor Company о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-A и грузовиков Ford-AA. Так начиналась история крупного автопроизводства на Волге, получившего позднее известность как Горьковский автомобильный завод (ГАЗ).
Девятилетний контракт с американцами предусматривал закупку продукции Ford на сумму $30 млн для сборки в течение первых четырех лет работы завода, после чего планировалось постепенно перейти на компоненты советского производства. В рамках реализации проекта состоялся масштабный обмен специалистами. Чтобы помочь установить оборудование и обучить рабочих, Форд делегировал в Советский Союз своих инженеров и техников. В свою очередь, более ста советских специалистов отправились на производственные объекты компании в Детройте и Дирборне. Им ставилась задача изучить методы и практику производства и сборки.
Технологическое и строительное проектирование велось в Америке.
Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой Austin & K. Организация бизнеса в столь специфическом месте, как социалистическая Россия, Форда не смущала. Напротив, он видел в «походе на Восток» массу преимуществ, хотя несколькими годами ранее наотрез отказывался от такой перспективы.
«Независимо от того, где процветает промышленность, будь то Индия, Китай или Россия, больше прибыли будет для всех нас, — отмечал автомагнат. – Да весь мир должен получить от этого только выгоду».
Советские руководители тоже сразу забывали о политических расхождениях между странами, как только дело касалось выгодного производства.
«Экономические преимущества Нижегородского края общеизвестны, — здесь должен быть создан центр машиностроения, благодаря огромному опыту по переработке металлов и наличию квалифицированных кадров. Совершенно не случайно, что мы выбрали для автозавода Нижний Новгород», — говорил председатель ВСНХ Валериан Куйбышев в июне 1930 года.
Советскому государству на данном направлении требовался настоящий прорыв, поскольку автотранспорт в стране находился на чрезвычайно низком уровне.
Для сравнения, по состоянию на 1927 год в США было свыше 22 млн легковых машин и автобусов, в Англии – более 1 млн, в еще не восстановившейся после войны Германии – около 300 тыс. Гигантский по площади СССР располагал лишь 20 тыс. единиц техники такого рода.
Начавшая выпускаться с того же года первая советская легковушка НАМИ-1 содержала массу недостатков. В конечном итоге проект был признан неудачным. До 1930 года включительно в Москве успели собрать, по разным оценкам, от 369 до 512 автомобилей этой модели. С развертыванием строительства Нижегородского автозавода, который, по изначальным планам, должен был выпускать до 300 тыс. машин разного класса в год, параллельное производство решили свернуть.
Главмашинострой ВСНХ СССР поручил строительство завода тресту «Металлострой». Ему предстояло провести планировочные работы, построить железную ветку от завода «Двигатель революции», на котором предполагалось разместить мощности по производству моторов, железнодорожную ветку от станции Доскино, построить склады, жилые дома, бараки, магазины, бани, столовые, возвести гавань на Оке и эстакаду вдоль берега для приема стройматериалов. Уже на следующий день после старта строительства, 3 мая 1930 года был заложен механосборочный цех, 8 мая – ремонтно-механический корпус, 21-го – прессовый и рессорный цеха, 10 июня – кузнечный цех №2, 20-го – деревообделочный цех.
«Коммунистические вожди взялись за осуществление плана, который по своему объему и значению превосходит все, что знала история в области великих и смелых предприятий. Проекты Петра Великого по сравнению с планами Иосифа Сталина меркнут в своей незначительности», — уверял Форд.
Семь тысяч рабочих Автостроя копали траншеи до восьми метров глубиной вручную при фактическом отсутствии механизмов.
В качестве дополнительной рабочей силы на стройку мобилизовали три тысячи комсомольцев. Они собирали щитовые дома и прокладывали внутризаводскую железную дорогу.
В статье известного историка-американиста Бориса Шпотова «Бизнесмены и бюрократы: американцы на строительстве Нижегородского автозавода, 1929–1931 гг.» при этом указывалось, что строительство велось без твердого плана и графика, поскольку «намеченные сроки не выдерживались, сметы превышались, а работы переделывались».
«Осенью 1931 года, когда основные сооружения были готовы, началось рытье траншей для замены временных коммуникаций постоянными. Земляные работы и проливные дожди парализовали движение по территории стройки, и это совпало с массовым завозом импортного оборудования. Склады не были готовы и дорогостоящие станки и приборы валялись под открытым небом. Бой кирпича достигал 60%. Эпизоды «ударного строительства», описанные в газетах «За Индустриализацию», «Труд», «Экономическая жизнь» и др. вызывают чувство содрогания. Оказавшись в этой стихии, американские специалисты во главе с Гарри Майтером неоднократно жаловались в Москву, в частности, на то, что их роль технических руководителей свелась к консультированию. Они пытались через голову Автостроя «выбивать» недостающие строительные материалы, наладить утилизацию отходов, критиковали советских инженеров за срыв своих указаний и за стремление руководить из конторы, а не на стройплощадке, как принято в США», — писал ученый в своей работе.
Шпотов, занимавший должность главного научного сотрудника Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН (ИВИ РАН), исследовал тему взаимоотношений американского бизнеса и СССР в 1920-1930-е годы на протяжении многих лет. По его словам, автостроевцы заставляли американцев переделывать чертежи, но сами не обеспечили четкого проектного задания в доступной форме, а Металлострой не завершил в срок подготовительные работы.
Стройку лихорадило из-за нехватки материалов, текучки и неэффективного использования рабочей силы, почти полного отсутствия механизации, дефицита жилья для рабочих.
Подготовленный фирмой план благоустроенного рабочего городка с отдельными квартирами был отвергнут и заменен заданием по строительству «социалистического города» с общежитиями, эскизный проект которого выполнили советские архитекторы.
16 мая 1930 года началось строительство первых домов на проспекте Жданова (сейчас проспект Молодежный). Была воплощена идея строгого зонирования Соцгорода с промышленной, транспортной, зеленой и коммунальной зонами. Кроме жилых помещений были предусмотрены красные углы для коллективного отдыха, в конце коридоров общие туалеты, кухни и ванные комнаты. Ожидалось строительство пяти таких комплексов, но из-за недостатка ресурсов оно было прервано.
Впоследствии в Заречной части Нижнего Новгорода появился Автозаводский район, в который вошла деревни Монастырка, Карповка, Малышево и поселки Американский, Восточный, Северный, Западный, в которых проживали рабочие. Сегодня это значительная часть города с автозаводом и населением около 300 тыс. человек.
1 января 1932 года Нижегородский автозавод, созданный практически за 18 месяцев, вступил в строй.
29 января с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА, 6 декабря того же года были собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А. Осенью предприятие было переименовано в ГАЗ – Горьковский автозавод, после того как город получил имя скончавшегося писателя и местного уроженца Максима Горького. Автозавод продолжал получать техническую поддержку от Ford Motor до 1935 года, когда действие договора было досрочно прекращено по обоюдному согласию.
А в 1936-м на смену ГАЗ-А пришла более совершенная модель ГАЗ-М1 или «эмка». Ее уже нельзя было назвать полностью заимствованной машиной. Во многом это была собственная разработка советских конструкторов. Одним из авторов «эмки» стал главный конструктор ГАЗ Андрей Липгарт. Эта неприхотливая машина допускала эксплуатацию на самых дешевых сортах масла и бензина. Следующим шагом советского автопрома явилось создание в июле 1945 года новой марки – ГАЗ-М20, получившей название «Победа». Она была первым массовым советским автомобилем: за 12 лет ГАЗ выпустил 236 тыс. экземпляров с кузовами седан, кабриолет и такси.
История завода ГАЗ
Март
Конструкторы ГАЗа завершили разработку нового многоцелевого полноприводного автомобиля повышенной проходимости «Тигр». Автомобили «Тигр» предназначены для эксплуатации в труднопроходимой местности и на различных типах грунта. В марте 2001 года состоялась премьера первых образцов автомобилей «Тигр» на выставке IDEX в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), а затем и на МIMS-2002. Вслед за этим вся конструкторская документация была передана сторонней компании, не имеющей отношения к ГАЗ, для последующего серийного производства.
2002
25 августа
Горьковский автомобильный завод удостоен премий Московского международного автосалона (МИМС-2002): «Автобус года» (микроавтобус ГАЗ-322133), 2-е место «Лучший фургон» (комби ГАЗ-2705) и 2-е место «Лучший грузовик повышенной проходимости». (ГАЗ-33251 Ягер).
2003
8 января
Начало производства рестайлинговых легких грузовиков «ГАЗель» и «Соболь».
января
Олег Дерипаска внедрил на ГАЗе уникальную производственную систему. Это позволило увеличить производительность труда в 4 раза. Создана система ценностей, которая вовлекает работника в производственные процессы, делает его драйвером улучшений на рабочем месте, вкладывая в результаты труда. В дальнейшем эту практику от ГАЗа переняли различные предприятия.
2004
21 января
В Нижнем Новгороде открылся первый автосалон ГАЗ.
16 февраля
А. Бутусов, Б. Видяев, Ю. Кудрявцев, В. Малафеев, В. Четвериков, В. Чураев, В. Шабаров — работники ОАО «ГАЗ» — награждены премией Правительства РФ в области науки и техники за комплексную разработку и серийное производство многоцелевых малотоннажных унифицированных автомобилей «ГАЗель» и «Соболь». , разработка и внедрение автомобилей скорой помощи нового поколения «ГАЗель» и «Соболь» для медицинских учреждений России.
28 февраля
Горьковский автомобильный завод награжден золотой и бронзовой медалями 4-го Московского международного салона инноваций и инвестиций за экологические решения.
август
Наталья Садова, воспитанница спортивного клуба «Торпедо ГАЗ», завоевала золотую медаль в метании диска на Олимпийских играх в Афинах.
сентябрь
Коллектив завода (Баранцев А., Моисеев А. , Логинов В., Стрелков А., Спигун Е., Симанов Д.) стал победителем Нижегородской премии за разработку и внедрение производственной системы ГАЗ.
ноябрь
«Бегущий олень» внесен в Российский реестр общеизвестных товарных знаков (свидетельство на товарный знак № 32).
21 декабря
Начало производства среднетоннажного грузовика ГАЗ-3310 «Валдай» (выпуск завершен в декабре 2015 г.).
2005
января
На базе автомобильного завода ГАЗ создан машиностроительный холдинг «Группа ГАЗ», занимающийся производством грузовых автомобилей и автобусов, двигателей и автокомпонентов. В результате преобразований, проведенных Олегом Дерипаской, инвестиций в современные технологии и развитие человеческих ресурсов, «Группа ГАЗ» стала ведущим производителем коммерческого транспорта в России. Отныне все инженерные усилия и производственные мощности используются только и исключительно для разработки и производства продукции гражданского назначения.
4 августа
С конвейера сошла миллионная ГАЗель.
2006
апрель
Горьковский автомобильный завод получил госконтракт на поставку автомобилей скорой помощи. За шесть месяцев в медицинские учреждения по всей России отправлено 6 722 машины скорой помощи.
СЕНТЯБРЬ
ГАЗ-2332 стал лучшим в своем классе в номинации «Лучший фургон», а пожарная машина «Валдай» стала победителем в номинации «Лучший автомобиль специального назначения» на конкурсе журнала «Коммерческий транспорт».
декабрь
«Группа ГАЗ» стала лауреатом Национальной бизнес-премии «Машиностроительная компания года».
2007
28 февраля
В Нижнем Новгороде открыт памятник основоположнику стахановского движения в машиностроении Александру Бусыгину.
18 мая
Начат серийный выпуск ГАЗ-31105 Волга с новым салоном.
июль
Объединенный инжиниринговый центр «Группы ГАЗ» создан для выполнения полного цикла работ по проектированию автомобилей: от проектирования и разработки концепции и стиля, проектирования и прототипирования, моделирования и испытаний до налаживания производственных процессов, инжиниринга и сертификации.
2008
25 июля
Начало серийного производства автомобилей Volga Siber (постройки до 2012 года).
2009
август
На международной автомобильной выставке ИНТЕРАВТО-2009 Автомобильный завод ГАЗ представил первый российский электрический коммерческий автомобиль – «ГАЗель». Там же была представлена двухтопливная СПГ-бензиновая версия ГАЗели.
2010
4 февраля
Начало производства модернизированной ГАЗели БИЗНЕС. В эту модель было внесено более 20 конструктивных изменений и более 100 производственных и технологических изменений.
апрель
Начало производства автомобилей «ГАЗель БИЗНЕС» с двухтопливными газово-бензиновыми двигателями ЮМЗ.
ИЮЛЬ
Начало производства ГАЗели БИЗНЕС с новым дизелем Cummins.
АВГУСТ
Автомобильный завод ГАЗ совместно с благотворительным фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» организовал и провел первый в России конкурс роботизированных транспортных средств «Робокросс». С тех пор «Группа ГАЗ» занимается разработкой автоматизированных и беспилотных автомобилей, а также обучением специалистов в области машиностроения для разработки продуктов будущего поколения.
23 декабря
Группа ГАЗ подписала соглашение с Daimler на контрактное производство Mercedes-Benz Sprinter на Горьковском автозаводе (производство начато в 2013 году и рассчитано до 2020 года).
2011
февраль
«Группа ГАЗ» подписала соглашение с General Motors о контрактном производстве автомобилей Chevrolet Aveo на Горьковском автозаводе (производство началось в 2013 году и продолжалось до 2015 года).
июнь
Подписан договор с Volkswagen на контрактное производство автомобилей Volkswagen и Skoda на Горьковском автозаводе.
21 июля
На заводе штампов и пресс-форм введена в эксплуатацию технология обработки листового металла с использованием жидких сред под давлением (Гидроформинг). Уникальный пресс Quintus Flex Form используется для прототипирования деталей.
октябрь
С конвейера сошел 18-миллионный автомобиль ГАЗ.
2012
март
«Соболь-Бизнес» стал первым отечественным автомобилем, получившим премию «Автомобиль года в России» в категории «Легкие фургоны».
27 июня
Группа ГАЗ и Bosal, один из ведущие мировые производители выхлопных систем создали совместное предприятие.
Олег Дерипаска инициировал масштабную модернизация производственных мощностей под выпуск новой поколение автомобилей NEXT, которое, в том числе, предусматривало создание новых производственные мощности, такие как сварочный, покрасочный и автоматический штамповочный цеха, а также внедрение новой системы обеспечения качества. Инвестировано более 55 миллиардов рублей в новой технике и оборудовании и обновлении модельного ряда компании.
29 августа
Премьера легкого коммерческого автомобиля нового поколения «ГАЗель NEXT» состоялась на Московском международном автосалоне. Автомобиль обеспечивает управляемость легкового автомобиля, высокую надежность и комфорт, оснащен современными системами безопасности, сохраняя при этом превосходную функциональность и лучшую в своем классе стоимость владения.
Новое поколение легких коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT»6 декабря
Начало серийного производства автомобилей Skoda и VW на ГАЗе. Были построены новые сборочный и сварочный цеха, реконструирован покрасочный цех, внедрена система контроля качества Volkswagen. Партнеры инвестировали более 300 миллионов евро. На заводе создано более 3000 высокотехнологичных рабочих мест.
декабрь
Открыт сборочный завод ГАЗелей в Турции.
2013
9 апреля
Начало серийного производства ГАЗели NEXT. Производство новой линии началось с бортовой модификации. Позже была представлена полная линейка коммерческих автомобилей полной массой от 3,5 до 10 тонн.
15 июля
Производство Mercedes-Benz Sprinter начато в партнерстве с Daimler (проект закрыт в 2020 году).
15 октября
Начало серийного производства ГАЗель БИЗНЕС CNG. С тех пор «Группа ГАЗ» наращивала производство автомобилей и автобусов на газовом топливе и заняла лидирующие позиции по производству автомобилей на газовом топливе в России.
31 октября
Бренд ГАЗ признан одним из самых ценных брендов компании в России по рейтингу Interbrand, крупнейшего в мире консалтингового агентства по брендингу. Ориентировочная стоимость бренда — 38,5 млрд руб.
с 2013 г.
Автомобили «ГАЗель NEXT», «Соболь» и «ГАЗон NEXT» неоднократно принимали участие и побеждали в престижных российских и международных ралли-рейдах: «Шелковый путь», «Африка Эко Рейс», «Золото Кагана», «Северный лес» и других.
2014
февраль
Начало производства ГАЗели NEXT с двухтактной кабиной.
24 марта
Начало производства автобуса ГАЗель NEXT Cityline.
май
Автомобили «ГАЗель NEXT» начали оснащаться новыми бензиновыми двигателями EvoTech 2.7 производства Ульяновского моторного завода.
11 сентября
ГАЗ удостоен специальной награды конкурса «Лучший коммерческий автомобиль России» за лидерство на российском рынке коммерческих автомобилей.
19 сентября
Начало производства нового ГАЗ на базе семейства среднетоннажных грузовиков NEXT.
28 октября
«Группа ГАЗ» и шведская компания Bulten создали совместное предприятие по производству крепежных изделий высочайшего качества на базе Горьковского автомобильного завода.
2015
сентябрь
ГАЗ официально представил обновленный логотип бренда, который будет использоваться на автомобилях NEXT поколения.
Обновленный логотип ГАЗ27 октября
Начало производства автофургонов «ГАЗель NEXT».
Фургон «Газель NEXT»2016
май
Фургон «ГАЗель NEXT» занял первое место в пятерке лучших Национальной премии «Эксперты автомобильного бизнеса».
сентябрь
В рамках реализации программы развития экспорта создается компания «ГАЗ Интернэшнл», реализующая продукцию ГАЗ на внешних рынках. На международной выставке IAA-2016 в Ганновере компания впервые представила автомобили семейства NEXT.
IAA 2016 в Ганновере26 октября
Автофургон «ГАЗель NEXT» признан Лучшим коммерческим автомобилем года в России.
декабрь
Горьковский автозавод получил награду за развитие кадрового потенциала производства на конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности».
2017
1 января
Горьковскому автозаводу 85 лет. 19произведено миллионов автомобилей.
февраль
ГАЗ представил прототипы электромобиля на базе «ГАЗель NEXT» с автоматизированной системой управления.
апрель
Мобильный медпункт на платформе «ГАЗель NEXT».
18 апреля
Марка ГАЗ заняла первое место в рейтинге дилерской удовлетворенности (DSI), проведенном Ernst & Young. В 2014-2021 годах ГАЗ занимал первое место еще 6 раз.
2 мая
Микроавтобус «ГАЗель NEXT» стал победителем ежегодной премии «Автомобиль года в России» в номинации «Лучший микроавтобус».
12 мая
Грузовик ГАЗон NEXT стал арт-объектом в составе инсталляции австрийского художника Эрвина Вурма на Венецианской биеннале, крупнейшей международной выставке современного искусства.
декабрь
Начало производства среднетоннажного грузовика ГАЗон NEXT полной массой 10 т.
2018
ФЕВРАЛЬ
«Группа ГАЗ» начала продажи микроавтобусов «ГАЗель NEXT» и «ГАЗель NEXT Citiline» на Филиппинах. «Группа ГАЗ» начала продажи грузовых фургонов «ГАЗель NEXT» в Турции.
июль
Старт продаж легких коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT» в Марокко.
На Московском международном автосалоне Горьковский автомобильный завод представил два беспилотных автомобиля на базе электробусов «ГАЗель NEXT», оснащенных двумя разными типами систем автономного вождения.
«ГАЗель NEXT» в Мароккосентябрь
На IAA-2018 в Ганновере Автомобильный завод ГАЗ представил свои новые экспортные модели: легкий коммерческий автомобиль «ГАЗель NEXT» с шестиступенчатой коробкой передач и двигателем Евро-6, электромобиль «ГАЗель NEXT» и праворульный грузовик повышенной проходимости «Садко NEXT».
Выставка в Ганновередекабря
«Группа ГАЗ» стала победителем XI Конкурса корпоративных проектов «Народный инвестор» в номинации «Управление персоналом» с Программой развития лидерства.
2019
января
Команда ГАЗ Рейд Спорт приняла участие в международном ралли-марафоне Africa Eco Race 2019. Его маршрут пролегает от Монако до Дакара. В состав команды входят две спортивные «ГАЗели NEXT» и два внедорожника «Садко NEXT».
«Африка Эко Рейс-2019»февраль
Вблизи города Гаджигабул Азербайджанской Республики состоялась церемония закладки первого камня завода ГАЗ по сборке автомобилей и автобусов.
Церемония закладки фундамента в Азербайджанской Республикемарт
Горьковский автомобильный завод приступил к серийному производству новых фургонов и микроавтобусов «ГАЗель NEXT» 4,6 с удлиненной колесной базой. С этими новыми моделями ГАЗ впервые вышел в сегмент тяжелых фургонов, где до этого были только иностранные OEM-производители.
Всемирная зимняя универсиада в Красноярскеапрель
Горьковский автозавод начал предоставлять бесплатный доступ к телематическим услугам GAZ Connect владельцам автомобилей NEXT.
июль
Объединенный инжиниринговый центр «Группы ГАЗ» отметил свое 90-летие. Он был создан в июле 1929 года, за три года до запуска производственных мощностей завода.
август
Группа ГАЗ совместно с фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» выступила организатором творческого эксперимента «Театральные линии».
Творческий эксперимент «Линии театра»СЕНТЯБРЬ
Главным событием выставки COMTRANS 2019 стало открытие нового легкового автомобиля «ГАЗель НН».
ГАЗ приступил к серийному производству праворульных МДТ «Садко NEXT» для реализации на экспорт. Модификация LHD был запущен несколько месяцев спустя, в сентябре.
Выставка КОМТРАНС/2019октябрь
Открыт региональный детский технопарк Корпоративного университета ГАЗ «Кванториум». Горьковский автозавод запустил первый в России мобильный «Кванториум» в партнерстве с правительством Нижегородской области. Мобильный учебный комплекс на базе «ГАЗель NEXT» используется для проведения тренингов и практических занятий в малых городах и отдаленных сельских районах.
ГАЗ Кванториум2020
март
Владельцы новых автомобилей ГАЗ получают доступ к расширенному пакету услуг GAZ ASSISTANCE, программам помощи на дорогах, реализуемым компанией в партнерстве с Российской автомобильной ассоциацией.
АПРЕЛЬ
Горьковский автомобильный завод приступил к выпуску автомобилей «ГАЗель NEXT» с новой системой пассивной безопасности. Он включает в себя переднюю подушку безопасности водителя, новые ремни безопасности с преднатяжителями, переработанный руль и приборную панель, блок управления безопасностью и ряд других элементов.
«ГАЗель NEXT»май
Инженеры «Группы ГАЗ» разработали автобусы «ГАЗель СИТИ» и «Вектор NEXT» с антивирусными системами.
Старт продаж грузовика повышенной проходимости Садко NEXT с удлиненной колесной базой и двойной кабиной.
«Садко NEXT» с удлиненной колесной базой и двухрядной кабинойиюль
Старт продаж нового низкопольного городского микроавтобуса «ГАЗель Сити». Он разработан в соответствии с требованиями программы «Доступная среда» и обеспечивает максимальный комфорт для маломобильных пассажиров, людей с колясками и пожилых людей.
август
ГАЗ представил новые версии медицинских автомобилей, которые выводят мобильную диагностику, вакцинацию и лечение на новый уровень, обеспечивая повышенный комфорт для медицинских бригад, снижение затрат и оптимальное использование транспортных средств.
Новые модификации медицинской машинысентябрь
Горьковский автомобильный завод представил опытные образцы электромобиля «ГАЗель e-NN» на конференции «Цифровая индустрия Промышленной России» в Нижнем Новгороде. В основе конструкции новой модели лежит унифицированная электрическая платформа для создания всех типов легких коммерческих автомобилей, в том числе бортовых грузовиков, микроавтобусов, фургонов и различной специальной техники.
Образцы электромобиля ГАЗель Э-НПЦельнометаллический «Газель NEXT» стал победителем юбилейного 20-го конкурса «Автомобиль года в России» в номинации «Фургоны».
Цельнометаллический «ГАЗель NEXT»ноябрь
«Группа ГАЗ» начала продажи автомобилей «Газель NEXT» во Вьетнаме.
Экипажи ГАЗ Рейд Спорт на автомобилях ГАЗель NEXT стали победителями чемпионата России по ралли-рейдам.
«Группа ГАЗ» стала лауреатом Всероссийского конкурса «Чемпионы добрых дел».
декабрь
Разработан новый автомагазин на базе автобуса ГАЗель Сити. Автомобиль был передан Центру «Нижний 800» для продажи подарков и сувениров к 800-летию Нижнего Новгорода.
Новые модификации медицинской машины2021
января
Горьковский автомобильный завод запустил программу «Новый социальный вектор» для инвестиций в социальные объекты и инфраструктуру Автозаводского района Нижнего Новгорода. Программа, инициированная Советами рабочих и молодежных советов «Группы ГАЗ» при поддержке российского магната и мецената Олега Дерипаски, включает в себя такие направления, как комфортная среда обитания, образовательные, медицинские, досуговые и спортивные объекты.
февраль
Горьковский автомобильный завод приступил к серийному производству автомобиля «Валдай NEXT». Использование бескапотной конструкции позволило уменьшить габаритные размеры машины, увеличить полезную грузовую площадь, обеспечить высокую маневренность и минимальный радиус поворота.
«Валдай NEXT»май
«ГАЗель НН» стала лауреатом премии «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Лучшая новинка».
«ГАЗель НН»20 мая
Горьковский автомобильный завод приступил к серийному производству автомобиля «ГАЗель НН» для запуска нового поколения автомобилей ГАЗ.
июнь
В Медицинском центре «ГАЗ» открыто высокотехнологичное отделение лучевой диагностики, оснащенное компьютерной томографией и магнитно-резонансной томографией нового поколения. «Группа ГАЗ» начала производство автомобилей «ГАЗель НН Евро-6» в Турции.
Автомобиль «ГАЗель НН» стал победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль России» в номинации «Легкие грузовики».
Рентгенологическое отделение высокотехнологичной диагностикииюль
Автомобиль «ГАЗель НН» стал победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль России» в номинации «Легкие грузовики».
«ГАЗель НН»16 июля
На базе МГТУ Н.Е. Баумана создан инжиниринговый центр для совместной разработки перспективной продукции «Газ Групп».
сентября
«Группа ГАЗ» представила свои новинки на Международной выставке коммерческого транспорта COMTRANS 2021. Компания представила 15 автомобилей и автобусов нового поколения, в том числе электромобили и автобусы h3, автомобили с умными цифровыми сервисами, автобусы повышенной комфортности для маломобильных пассажиров, грузовики с автоматической коробкой передач и системой ADAS.
Новая модель Горьковского автозавода «ГАЗель НН» стала победителем Гран-при «За рулем» 2021 года среди коммерческих автомобилей в классе легких грузовиков.
октябрь
Горьковский автомобильный завод представил новые модели газовых коммерческих автомобилей — «ГАЗель НН CNG LCV» и «ГАЗон NEXT CNG 10t MDT».
Легкий коммерческий автомобиль «ГАЗель НН CNG»VW закрывает офис в Нижнем Новгороде, сотрудники ГАЗа остаются на работе
5 июл 2022 17:21
МОСКВА. 5 июля. Интерфакс. Российское представительство немецкого автопроизводителя Volkswagen ООО «Фольксваген Груп Рус» закрывает офис в Нижнем Новгороде, где компания вела контрактную сборку на мощностях группы ГАЗ, и сократит около 60 сотрудников из собственный офис, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе компании.
Volkswagen не поставляет автомобили в Россию с начала весны, не производит автомобили ни на своем заводе в Калуге, ни на производственной площадке ГАЗ в Нижнем Новгороде, где ранее собирались модели Skoda Octavia, Skoda Karoq и Skoda Kodiaq по контракту.
«Учитывая общий высокий уровень неопределенности и невозможность прогнозирования потенциального возобновления производства в Нижнем Новгороде, ООО «Фольксваген Груп Рус» приняло решение о начале официальной процедуры закрытия собственного офиса в Нижнем Новгороде с 5 июля», — сообщает пресс-служба VW. Об этом Интерфаксу сообщили в службе.
В компании отметили, что процедура закрытия офиса полностью соответствует российскому трудовому законодательству, и все права сотрудников соблюдены.
«В начале июня для сотрудников ООО «Фольксваген Груп Рус» в Нижнем Новгороде стартовала программа добровольного расторжения трудовых договоров. Большинство сотрудников приняли предложение покинуть компанию по собственному желанию. На данный момент примерно Закрытие офиса затронет 60 сотрудников», — сообщили в пресс-службе ООО «Фольксваген Груп Рус».
В компании подчеркнули, что речь идет не о производственном персонале ГАЗа и не о производственной площадке, на которой по контракту собирались модели VW, а, скорее, только о собственных сотрудниках ООО «Фольксваген Груп Рус».
Группа ГАЗ также подчеркивает, что не планирует ликвидировать производство, на котором модели VW собирались по контракту.
«Производственная площадка принадлежит ГАЗу, и ГАЗ не планирует ее ликвидировать, а, скорее, стремится обеспечить альтернативное использование мощностей. В настоящее время производственная площадка находится в простое, и работники продолжают получать 66% своих заработной платы и всех социальных гарантий», — сообщили в пресс-службе.
ГАЗ также отмечает, что основные конвейеры Горьковского автозавода по выпуску автомобилей российских марок продолжают работать в обычном режиме и по графику полного рабочего дня.